В дагестанских языках, за исключением аварского, отсутствует разница между гласными [о] и [у], поэтому некоторые билингвы переносят эту особенность и на русскую речь, превращая «куст» в «кост», «путь» в «поть». Культурные различия и традиции Дагестана и Чечни Дагестан и Чечня, две республики в Северном Кавказе, имеют богатую и уникальную культуру и традиции. Дагестан и Республика Чечни. Чечня больше или Дагестан по территории. Одно из главных отличий между Чечней и Дагестаном — это их этнический состав. Ведь и в Дагестане, и в Чечне одна вера, которая называется сунинским исламом.
Немного об истории Северного Кавказа
- Что смотреть в Чечне и Дагестане. Краткий гайд
- Спорная граница: что делят дагестанцы и чеченцы
- Спорная граница: что делят дагестанцы и чеченцы
- Чем отличаются нохчий от дагестанцев? - Минская правда
Зачем России Кавказ. Часть 2
Одно из главных отличий между Чечней и Дагестаном заключается в их этническом составе. Ведь и в Дагестане, и в Чечне одна вера, которая называется сунинским исламом. Где лучше отдохнуть в Чечне или Дагестане, где остановиться в Махачкале или Грозном, экскурсионные туры в Дагестан и Чечню. Чеченский и дагестанские языки относятся к одной нахско-дагестанской языковой семье. Согласно Конституции Республики Дагестан, государственными языками являются русский и языки всех народов, населяющих республику.
«Чечня переходит границы»
Еще один спорный участок — линия разграничения по озеру Казеной-Ам. По словам Фаттулаева, чеченская сторона периодически передвигает эту границу. Третья зона — в Кизлярском районе, где на границе между республиками произошел конфликт 12 июня. Дагестанцы снесли дорожный знак, установленный дорожными службами Чечни, потому что восприняли его как обозначение, что эта часть Кизлярского района теперь чеченская.
На место выехал спикер парламента Чечни Магомед Даудов вместе с силовиками. Дагестанский общественник Шамиль Хадулаев в разговоре с «МБХ медиа» сказал , что это произошло из-за путаницы и провокационных призывов в соцсетях. Стоит упомянуть и произошедший в августе между дагестанцами и чеченцами медийный конфликт, из-за которого в Махачкале люди вышли на улицы.
Спор разгорелся из-за негативного высказывания об исторической роли Имама Шамиля. Эта информация обсуждалась только в чеченских пабликах», — рассказывает Фаттулаев.
И мне всегда приятно, если вижу, что мужчина совершивший не красящий его поступок, своевременно и искренне признает свою ошибку», - написал Глава ЧР. Недавно в Дагестане произошёл дорожный инцидент, который вызвал широкий резонанс в двух братских республиках. Возмущение среди жителей вызвали оскорбительные реплики представителя одного народа про другой, рассказал руководитель республики.
По словам Рамзана Кадырова, конец всем разговорам положил именно сам же участник инцидента. Он записал обращение, в котором раскаивается за свой проступок. Парень говорит, что был неправ, что глубоко сожалеет о сказанных в адрес целого народа словах и извиняется за произошедшее.
Обратите внимание: Главные подсказки для тех, кто хочет попробовать секс втроем. В Дагестане же можно увидеть настоящий лиановый лес, Сулакский каньон и древние высокогорные аулы. Что касается еды, то тут с выбором тоже сложно ошибиться - ни в Чечне, ни в Дагестане остаться голодным точно не получится. Дагестанские чуду, уха из речной форели и домашний сыр - это то, чем придется пожертвовать, если поехать в Чечню. Однако, местный чепалгаш, кукурузный хинкал и вкуснейший чеченский шашлык точно не позволят Вам долго грустить. Тут стоит упомянуть про еще одно существенное отличие. В Чечне практически полностью запрещен алкоголь - его нельзя заказать в кафе, и очень трудно купить в магазине. В то же время, в Дагестане алкоголь имеется в свободной продаже и никаких ограничений на счет него нет. Да, что уж тут говорить, если в республике даже имеется собственный коньячный завод. Поскольку к алкоголю я совершенно равнодушен, для меня данное обстоятельство никакой роли не играло.
Впрочем, тогдашняя изоляция Дагестана была не только информационной. Республика оказалась отрезанной от основных транспортных артерий, которые соединяли ее с другими российскими регионами именно через Чечню. Железную дорогу в обход мятежного соседа построили только в 1997 году, а для автомобильного сообщения с «большой землей» дагестанцам во времена чеченской смуты были доступны лишь малопроезжие дороги востока Калмыкии. Для республики, где и в советское время значительная часть населения жила торговлей, урон от этого оказался огромным. До сих пор один из самых распространенных в Дагестане рассказов из «лихих девяностых» это рассказ о том, как на грузовых машинах люди сбивались с пути в зимней калмыцкой степи и замерзали там, истратив запасы бензина. Можно сказать, что по сравнению с большинством других российских регионов Дагестан тогда получил двойной удар: советская индустрия, в том числе военная, в республике стремительно шла ко дну в цехах некогда крупнейших махачкалинских заводов по сей день располагаются авторынки , а возможности для появления мелкого и среднего бизнеса были крайне ограничены из-за транспортной блокады. Было и еще одно обстоятельство, делавшее ситуацию в Дагестане гораздо сложнее, чем в среднем по России. Это отъезд из республики значительной части населения, прежде всего образованного городского. Миграция в направлении столиц шла тогда из всех регионов, но для Дагестана она означала не запустение местных городов, а радикальное изменение их облика и уклада жизни. Дело в том, что еще в середине ХХ века можно было говорить о «двух Дагестанах»: сельском и городском. Сельский, особенно его горная часть, был, как и сейчас, населен почти исключительно коренными горскими народами. А в городах горского населения было крайне мало. В Махачкале середины ХХ века наряду с русскими большую долю населения составляли армяне, персы, евреи. Городской Дагестан формировался из потомков давних обитателей прикаспийских городов, а также из рабочих и технической интеллигенции, направленных советской властью на местные заводы. Между сельским и городским Дагестаном не было антагонизма, они просто мало соприкасались. Заметная в количественном отношении миграция горцев в города началась в последние десятилетия советской власти, а в 90-е приобрела обвальный характер на фоне отъезда горожан из региона и разрушения горных колхозов и совхозов. Масштабы этому процессу придавало и то, что большинство горских народов на момент распада СССР имели высокую хотя уже снижавшуюся рождаемость. По переписи 2010 года, у представительниц разных горских народов, достигших на тот момент пятидесятилетнего возраста, было в среднем от трех до четырех детей. Одноэтажные саманные домики, остававшиеся на центральных городских улицах, скупались «ради земли» и заменялись масштабными строениями в горском стиле. Хрущевки в районах подальше от центра обрастали немыслимого вида пристройками. По окраинам возникали никак не зарегистрированные, но населенные десятками тысяч переселенцев поселки. Не так давно в Махачкале вышла книга воспоминаний и фотографий о столице Дагестана до времени «великого переселения». Называется она «Был такой город». Но внешним видом городов изменения, происходившие в Дагестане в первые советские годы, не ограничивались. На фоне отъезда из региона большого количества прежних управленцев миграционная стихия практически никак не регулировалась. Узкий слой партийных бюрократов, оставшихся на высших должностях в республике, оказался один на один с социумом, переживавшим тектонические изменения всего жизненного уклада на фоне коллапса экономики. Поддержка первых лиц республики со стороны федерального центра была тогда совершенно условной. Вопрос о том, как сохранить власть в этой буре, они решали в основном самостоятельно и нашли наиболее очевидный, хотя и рискованный способ. Он состоял в том, чтобы интегрировать во власть видных «неформалов», общественных лидеров, за которыми была значительная поддержка населения. Поделиться с ними источниками ренты и использовать их влияние для контроля над регионом. Неформалы эти, как правило, имели собственные вооруженные силы. Обменивали свой статус с криминального на политический они двумя путями: либо силовым образом, приобретая контроль над активами, жизненно важными для какой-то части Дагестана например, над разраставшимися тогда вещевыми рынками приграничного с Чечней города Хасавюрт , либо становясь во главе национальных движений, в начале 90-х в основном занимавшихся земельными конфликтами между разными этносами земельные конфликты — большая и отдельная история как для тогдашнего, так и для нынешнего Дагестана, но рамки данной статьи подробно рассказать о них не позволяют. Два этих пути входа в региональную большую политику, впрочем, не исключали один другого. Возглавлявший Дагестан полтора первых постсоветских десятилетия Магомедали Магомедов тактику взаимодействия с этой новой элитой освоил хорошо. Кто-то получал хлебные должности и ставил свой силовой ресурс на службу руководству республики, кто-то их не получал, но ради перспектив получения помогал в решении самых болезненных вопросов, включая приграничные отношения с Чечней. В этой новой элите каждый претендовал на то, чтобы представлять какой-то из многочисленных коренных дагестанских этносов некоторые действительно это делали в земельных войнах начала 90-х. Потому любые решения в пользу или против кого-то из «новых» воспринимались как решения в пользу или против целого народа. Рядовая отставка министра могла вызвать бурление одного из «народных фронтов» и многотысячный митинг на площади. Национальная тематика в 90-е была главным фактором сплочения, мобилизации в Дагестане. Ислам тогда таковым не был. Последнее, впрочем, не означает, что в местном исламе в 90-е ничего не происходило. До революции Дагестан был одним из центров исламской учености в России, а в сельской местности религию не удалось полностью маргинализовать и в советское время, несмотря на жесткие репрессии. В первые годы постсоветской свободы исламизация Дагестана была зримой и стремительной: появлялись исламские школы и университеты, общедоступные кружки по изучению арабского, сотнями открывались мечети. Но политическим фактором ислам на первых порах не стал. Тому было несколько причин. Основная, наверное, состоит в том, что исламская картина в регионе была слишком разнообразной, мозаичной.
В чем разница между чеченцами и дагестанцами
Кардинальное отличие Чечни и Дагестана: чистота, качество дорог, количество отелей, свежесть построек. Одним из основных различий между Чечней и Дагестаном является этнический состав населения. Разница между Чечней и Дагестаном: основные отличия. В целом, Чечня и Дагестан — это две уникальные республики, каждая со своими особенностями, которые делают их интересными для изучения и понимания их культурного и исторического наследия. Это положило начало 2-й чеченской войне, что привело к сложным конфликтам в Чечне и Дагестане. В Чечне и Дагестане весьма разнится общественно-социальная структура.
Как дагестанцы и чеченцы относятся друг к другу
Как отличить дагестанский акцент от чеченского? | Хотя Чечня и Дагестан являются двумя республиками, расположенными рядом на Северном Кавказе, они имеют существенные различия в этническом составе, культурных традициях, религиозных убеждениях и историческом опыте. |
Как одеваться и как себя вести туристам в Дагестане и Чечне - Туризм || Интерфакс Россия | Вспомнили и территориальный конфликт Чечни с Ингушетией, и протесты во время демаркации границы Дагестана и Чечни в марте. |
Chechnya i dagestan razlichiya | Чечня, в отличии от Донбасса, получила независимость в 90-е годы по Хасавюртовскому соглашению. |
Разница между Чечней и Дагестаном: особенности и характеристики | Если Чечня и Дагестан начнут соревноваться, у кого больше старинных сторожевых и жилых башен, живописных аулов, ущелий, горных рек и озер, смотровых площадок с потрясающими видами, победителя определить будет трудно. |
KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11
Дагестан или Чечня - куда лучше поехать на отдых в 2024 | В Чечне и Дагестане весьма разнится общественно-социальная структура. |
Отличия жизни людей в Чечне и в Дагестане. На примерах с фотографиями: eugzolotuhin — LiveJournal | По официальным данным управления Роспотребнадзора по Дагестану, к 9 мая в республике было 2560 подтвержденных случая заболевания коронавирусной инфекцией, 18. |
Как одеваться и как себя вести туристам в Дагестане и Чечне
В отличие от Чечни, Дагестан является многолицевой республикой с президентско-парламентской формой правления. Хотя Чечня и Дагестан являются двумя республиками, расположенными рядом на Северном Кавказе, они имеют существенные различия в этническом составе, культурных традициях, религиозных убеждениях и историческом опыте. Чечня также является многонациональной республикой, но чеченский язык является государственным и широко используется в повседневной жизни. Чечня, в отличие от Дагестана, имеет более единую этническую группу — чеченцев, которые говорят на чеченском языке. Они связывают Чечню и Дагестан и в общем превратились в самостоятельную и мощную силу в чеченском мире со своими интересами и со своим влиянием.
Зачем стоит ехать в Дагестан и Чечню?
И эту разницу можно легко заметить в способах региональных и муниципальных властей взаимодействовать с населением, задавать тон в актуальной повестке дня. Вслед за атакой Израиля на больницу в Газе 17 октября по неточным данным, погибли до 500 человек, среди них много женщин и детей в Грозном организовали коллективный намаз. На удар по больнице, новую массовую гибель людей в Газе отреагировали и в Дагестане. Но что же в своей скорби противопоставили дагестанцы соседям из Чечни? В Махачкале на несанкционированный митинг на площади Ленина под «белым домом» вышли не более 50 человек. Там же, по некоторым данным, отдельным гражданам сразу же вручили повестки в военкомат. Фото: 1MI Молодых людей силовики забирали в полицию для выяснения всех обстоятельств по имеющемуся у них правовому предлогу.
Участники акции не добились разрешения на ее проведение у органа местного самоуправления. Представители мэрии при этом заблаговременно направили в правоохранительные органы сообщение о планируемом «выходе». Главная причина отказа в организации акции была указана емкой формулировкой: «может создать ненужные волнения и напряжения». Особенно с учетом существующей возможности мониторинга мессенджеров и соцсетей. Нехитрым и общедоступным путем сотрудники МВД и ответственные лица в мэрии выяснили, кто призывал молодежь в Махачкале выйти на митинг «в поддержку Палестины».
Переговоры о границе между Чечней и Дагестаном начались в прошлом году, но властям республик за это время договориться не удалось. По мнению главного редактора дагестанского издания «РИА Дербент» Милрада Фаттулаева, правительству республики нужна пауза, потому что у властей нет единой позиции.
Это приводит к тому, что какие-то инициативные группы сознательно или из непонимания выходят с протестами, выламывают указатели, которые устанавливает чеченская сторона. Они по любому поводу четко детально, видеорядом информируют. В Дагестане никто на себя такую ответственность не берет, неизвестно к кому обращаться за комментариями, потому что нет общественных лидеров, получается разброд и шатание». Есть три основные зоны, где имеются территориальные споры, говорит Фаттулаев. В Ботлихском районе Дагестана жители соседних сел Чечни и Дагестана спорят из-за пастбищ, между которыми произошла потасовка. Ссылаясь на слова дагестанских пастухов, «Кавказский узел» писал , что чеченцы выдворили их с арендованных ими пастбищ. В администрации Веденского района Чечни утверждают , что конфликт носил «местечковый характер».
Но есть месторождение на десятки миллиардов кубометров газа. Мои цифры могут быть отчасти ошибочными. В 19 году добывали 80 миллионов баррелей. Думаю, цифры выросли, так как уровень добычи рос год от года. Вообще, это знаковое явление отправлять ресурсные доходы в федеральный бюджет, а потом с барского плеча кормить из Москвы нищие регионы. А по поводу ваших идей об отделении.
Скажу вам так - у вас через 5 лет после отделения на Севере и в горах Дагестана будут замечательные американские базы. А это регион, стратегически который переоценить сложно.
Однако, у них есть несколько существенных отличий.
Этнический состав: Одно из главных отличий между Чечней и Дагестаном — это их этнический состав. В Чечне преобладает чеченская национальность, в то время как в Дагестане живут представители множества этнических групп, таких как аварцы, даргинцы, лезгины, аварцы и др. Каждая из этих групп имеет свою уникальную культуру, традиции и язык.
Религиозная сфера: Чечня и Дагестан известны своим сильным религиозным влиянием. В Чечне преобладает ислам суннитского толка, который играет важную роль в повседневной жизни людей. В Дагестане же существует более многообразное религиозное сообщество, включающее ислам суннитского и шиитского толка, а также представителей других религий.
Политическая система: Политические системы Чечни и Дагестана также различаются. Чечня является республикой с президентской формой правления, где глава региона назначается федеральными властями. В Дагестане же существует политическая система, основанная на многонациональности и самоуправлении, где глава региона избирается населением в ходе выборов.
Таким образом, хотя Чечня и Дагестан расположены рядом друг с другом и имеют общую историческую судьбу, они отличаются этническим составом, религиозной сферой и политической системой. Эти факторы вместе образуют уникальные черты каждого из этих регионов и придают им своеобразный характер и атмосферу. Исторический контекст и культурное наследие Регионы Чечня и Дагестан в России имеют богатую историю, которая отражается в их культурном наследии и обычаях.
Чем чеченцы отличаются от дагестанцев? Рассказываем
При этом как показано выше, надо отличать, случаи когда законопроект вносит глава Чечни, но документы подписывает руководитель Администрации. Кстати, Г. Таймасханов, как руководитель Администрации, представляет в парламенте лично законопроекты главы и вопрос о назначении указанных членов правительства. Напомним, что в этом году Сергей Меликов ввёл в структуру власти представителя главы республики в Народно собрании. Про судей. По Конституции Чечни глава представляет парламенту «кандидатуры для назначения на должности мировых судей». В Дагестане эта норма была введена при Рамазане Абдулатипове, но затем отменена.
В Чечне непосредственно на сессии кандидатуры мировых судей депутатам представляет председатель Комитета по законности. В Дагестане почему-то кандидатуры на сессии представляются кем-либо из руководителей Верховного суда РД. Хотя мировые судьи это судебные должности региональные, а не федеральные. О съезде народов. Конечно, не смотря на близкое соседство у Дагестана и Чечни две разные юридические истории. В Конституции Чечни, в отличие от Дагестана нет госсекретаря и Конституционного собрания.
Но 8 сентября парламент Чечни принял сразу в двух чтениях закон про институт который есть в Дагестане, но не прописан ни в одном законе. Съезд правды 03.
Чеченский язык относится к семье нахско-дагестанских языков, в то время как в Дагестане используется более 30 различных языков, включая русский. Кроме того, каждая национальная группа имеет свои традиционные промыслы и приверженность к своим этническим обычаям, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Таким образом, Чечня и Дагестан представляют собой уникальные регионы, где многонациональное население и культурное разнообразие играют важную роль в формировании их идентичности и национальных особенностей. Экономика и социальное развитие В Чечне, благодаря активной поддержке федеральных властей, был проведен большой объем инвестиций, направленных на восстановление после военного конфликта. Это позволило региону достичь стабильного экономического роста и улучшить уровень жизни населения. Важной составляющей развития экономики Чечни является нефтегазовый сектор, который является основным источником доходов региона.
В Дагестане экономика основывается на разнообразных отраслях, таких как сельское хозяйство, промышленность, транспорт и туризм. Регион известен своими богатыми природными ресурсами, включая нефть, газ, руды и минералы. Однако, низкий уровень индустриализации и слабое развитие инфраструктуры являются препятствиями для полноценного экономического развития. Что касается социального развития, то и в Чечне, и в Дагестане продолжается работа по улучшению жизни местного населения. Однако, Дагестан сталкивается с проблемами, связанными с недостаточными инвестициями в образование и здравоохранение, что оказывает негативное влияние на уровень образования и здоровья населения региона. В Чечне же, федеральные власти активно поддерживают социальные программы, способствующие росту образования и здоровья населения. В целом, разница в экономическом и социальном развитии между Чечней и Дагестаном может быть объяснена их различными географическими, историческими и культурными факторами, а также разным уровнем поддержки со стороны федеральных властей.
И заплатят они за это денег не меньше, чем сейчас дает РФ. РФ не тратит на Дагестан даже 1 миллиарда долларов. Кроме того, Дагестан демографически очень очень ценный регион, в условиях вымирающего населения страны. Поэтому, ваши разговоры есть полнейшая глупость, а Дагестан один из самых ценных регионов РФ. Население никогда не поддерживало сепаратистские настроения и не станет такое поддерживать. Речь о подавляющем большинстве. Надеюсь, вас удовлетворил мой ответ. Конкретные месторождения Каспийского шельфа очень легко гуглятся.
Здесь островок демократии, свободы и плюрализма мнений. Это его влияние на кавказские республики, переговоры с арабскими шейхами. Он показывает всему миру, что у него есть спецназ, который может высадиться где угодно, хоть на Северном полюсе, хоть в Антарктиде. Единственная территория, где он теряет свое влияние и где чувствует сопротивление — это Дагестан. У нас другие порядки и нравы, и то, что проходит спокойно в Чечне, здесь встречает активное сопротивление». Рамзан Кадыров по возможности принимает участие во внутренней повестке Дагестана. В марте Рамзан Кадыров выплатил по 200 тысяч рублей семьям, которые потеряли жилье в крупном пожаре в дагестанском селе Тисси-Ахитли. Однако попытки Кадырова заработать уважение населения соседней республики не всегда носят благотворительный характер. Ансалтинский размен «Посмотри на эту землю, это же сплошной камень! Но эти горцы умудрились вырастить здесь сады! Кто сказал, что на камнях ничего не растет? Мы несемся по горному серпантину в сторону границы с Чечней. Конечная — Ботлихский район, село Ансалта — с ударением на последний слог. Здесь находится один из многих спорных участков, появившихся при попытках демаркировать границу с Чечней. С Магомедом Магомедмирзаевым мы встретились несколькими часами ранее в одном из махачкалинских кафе. Поздоровавшись, он тут же начал увлеченно рассказывать о жуткой несправедливости, которая вот-вот произойдет в его родной Ансалте. У себя дома он наизусть пересказывал исторические выписки из архивов и протоколы судебных тяжб столетней давности, показывал старые карты. Вот здесь поселок Рахата, здесь гора, на ней оползни постоянно, там нельзя ни строить, ничего. И с этой стороны тоже гора. Остается только вот этот участок», — Магомед водит пальцем по старой карте Генштаба. Ансалта — крупный поселок в горах Дагестана, население более пяти тысяч человек. На карте он выглядит небольшим пятном, хоть и самый крупный в окрестностях. Веками аварцы здесь жили бок о бок с чеченцами. По словам местных жителей, территориальных конфликтов с ними никогда не было — каждый знал, где заканчивается его земля и начинаются владения соседа. Но при последней попытке демаркации выяснилось, что единственные пригодные для земледелия и выпаса скота земли оказались на чеченской стороне. И если их наложить друг на друга, границы субъектов будут постоянно пересекаться, отсюда образуются спорные участки». В попытках доказать свою, аварскую правду Магомед раскопал даже дореволюционные документы, которые, по его мнению, косвенно или прямо указывают на принадлежность спорного участка Ансалте. Магомед показывает документ, датированный 1937 годом. Там подробно, до мельчайших деталей, указаны границы Ансалты. Межевание провели, когда создавали колхозы. То есть раньше граница уходила вглубь Чечни, а теперь уходит вглубь Дагестана», — сетует Магомед. Всю дорогу до Ансалты он рассказывал о своем детстве в горах, как собирали на тех полях сено и что чеченцы всегда точно знали, за каким оврагом начинается земля аварцев, а аварцы знали, где вотчина чеченцев. Чтобы попасть на спорный участок, надо сначала добраться до Ансалты — это три часа по безумно красивым серпантинам от Махачкалы. Затем по разбитой проселочной дороге подняться на высоту почти двух тысяч метров. Для этого надо пересесть на транспорт с повышенной проходимостью. В нашем случае это были «жигули» со стариком по имени Рамазан за рулем. Рамазан плохо говорит по-русски, но в селе его все называют Путиным — и за внешнее сходство оно и правда есть, если присмотреться! В Ансалте он прожил всю жизнь, а до этого его отец, и отец его отца. Мне было 12-13 лет, и я не уделил этому должного внимания. Но всегда взрослые люди говорили, что граница проходит по этому оврагу. Это все очень давно было известно. После событий 1999 года сюда принесли карту, здесь, наверху, была встреча с чеченцами. Здесь собрались джамааты и начали требовать, заявлять права на эту землю. Но мы сказали, что эта земля в собственности. И так все и осталось», — Рамазан говорит на аварском языке, но даже без перевода можно разобрать, что он упоминает события 1999 года. Тогда отряды Басаева вторглись на территорию Дагестана и первым селом у них на пути оказалась Ансалта. Это день считается днем начала Второй чеченской войны. И в некотором смысле именно это событие ознаменовало приход Путина к власти — того Путина, что в Кремле, а не в Ансалте. После вторжения боевиков в Дагестан молодого директора ФСБ назначили премьером. До сих пор склоны местных гор усыпаны гильзами и вскрытыми цинками от патронов. Среди травы можно различить бывшие огневые точки и ДОТы, укрепления для танков. Подтверждение границ ансалтинцы находят даже в тех событиях: федеральные силы стояли на территории Дагестана. Именно на том самом спорном участке.
В чем разница между республиками Дагестан и Чечня или это одно и то же
Одно из главных отличий между Чечней и Дагестаном заключается в их этническом составе. Одно из главных отличий между Чечней и Дагестаном — это их этнический состав. В чем отличия и особенности Чечни и Дагестана — две республики в Кавказском регионе. В Чечне и Дагестане весьма разнится общественно-социальная структура.
Сравнение народов
- Дагестан и Чечня: в чем разница между республиками или это одно и то же
- Chechnya i dagestan razlichiya
- В чем разница между республиками Дагестан и Чечня или это одно и то же
- Разница между Чечней и Дагестаном: особенности и характеристики
- Исторические основы и национальная идентичность
- Есть ли разница для девушки между Чечней и Дагестаном?
Stratfor: Дагестан стал опаснее Чечни
Вся их идеология направлена на неприятие чужого мнения. Вот сидим мы с вами компанией за столом и про жизнь рассуждаем, а кто-то из нас несогласен, хватает пистолет и стреляет в собеседников. Да ты кто такой, чтоб решать мою судьбу, лишать меня жизни? Переубеди меня, если я неправ.
На это умственных способностей у них не хватает. Это быдло не читает Коран, а хватает только верхушку: джихад и убийство неверных. Все очень примитивно.
Они говорят просто: нужно убивать тех, кто курит и пьет. Поймите, они не заблудшие, они потенциальные враги. Если он вытащил пистолет и убил человека, он считает себя крутым.
Но вот загадка, почему русские подростки принимают ислам? Мы тут недавно отлавливали пятнадцатилетнюю девочку из Ростова, которая сбежала от родителей в Дагестан на джихад! А вот когда мы вахоперок жен бандитов берем, они ядом на нас дышат.
Так ненавидят все человечество! Когда такую мадам доставляют в милицию, она похожа на крысу, зажатую в угол: хвостом машет, слюной брызгает. У нас была одна вахоперка: шесть мужей-ваххабитов, все убиты.
Куча детей, и на всех государство платит пособия. Она даже не знает, кто из детей от какого отца. Бывшая проститутка, а еще нам мораль читает: она, мол, на пути секс-джихада.
А детей брезгует отдавать в детский сад: там неверные. Нам, нормальным людям, этого не понять. Вот она нагулялась в свое удовольствие, спала с кем хотела, детей настрогала, а когда все надоело — пошла и взорвалась.
А сирот на ноги поднимать придется государству: кормить, одевать, учить. И при этом нас, сотрудников спецслужб, западники обвиняют в нарушении прав человека. Мы, кстати, предупреждали американцев, что тот же Джохар Царнаев сидит на ваххабитской волне.
Они в ответ: ну, и что, это свобода совести. А когда грянул Бостонский теракт, американцы даже побоялись приехать в Дагестан для расследования». Имам Гасан Гасаналиев в своем теплом свитере с надписью Армани похож на доброго блаженного дедушку.
Имам считает себя приверженцем традиционного ислама, но не отрицает, что двери мечети открыты для всех, кто хочет помолиться. Глава мечети учился по старинке, в советское время, по которому даже скучает. У нас сейчас настоящая кровная месть между милицией и верующими.
Я согласен, что государство должно навести порядок в религии. Пусть даже ставят видеокамеры в мечети, если хотят. Нам нечего скрывать.
Я старый человек, мне 73 года, никто из верующих меня не спрашивает, ехать в Сирию воевать или нет. Это их дело. Я учу по-простому: убивать нельзя, водку пить нельзя, воровать нельзя.
Это харам. И с бухгалтерией у меня все в порядке. Кассир-массир есть, во всем до копеечки перед джамаатом отчитываемся».
Жительницы села Гимры изучают экземпляр Корана, который старше их - ему 300 лет! По-русски он говорит неважно, хотя восемь лет прожил в Москве: «Все так сложно в Дагестане. Сначала коммунизм, атеизм в советское время, потом капитализм, затем пришел традиционный ислам, теперь салафизм.
А там далеко есть Москва, там Пушкин, там театры. Люди путаются, себя ищут. Я тоже себя искал, даже в христианство полез, а теперь вот салафитом стал.
А в Москве люди ко мне плохо относились, потому что я дагестанец. А разве я плохой? Я всех бабушек в районе через дорогу переводил, помогал им сумки тяжелые из магазина таскать.
Я вот ехал однажды по кольцу в Москве, вижу бедного узбека толпа бритоголовых бьет. Выскочил из машины, а у меня ничего с собой не было, кроме резинового пистолета». И нож.
Я только шуганул этих пацанов травматикой, и они разбежались. Спас я бедного узбека. А тут менты подкатили, хотели меня арестовать, а за меня женщины на автобусной остановке вступились.
Они все видели». Ну, что ж ты, Мухамед, бегаешь по Москве с травматикой и ножом? Это тебе не Махачкала!
Масштабы этому процессу придавало и то, что большинство горских народов на момент распада СССР имели высокую хотя уже снижавшуюся рождаемость. По переписи 2010 года, у представительниц разных горских народов, достигших на тот момент пятидесятилетнего возраста, было в среднем от трех до четырех детей. Одноэтажные саманные домики, остававшиеся на центральных городских улицах, скупались «ради земли» и заменялись масштабными строениями в горском стиле. Хрущевки в районах подальше от центра обрастали немыслимого вида пристройками. По окраинам возникали никак не зарегистрированные, но населенные десятками тысяч переселенцев поселки. Не так давно в Махачкале вышла книга воспоминаний и фотографий о столице Дагестана до времени «великого переселения». Называется она «Был такой город». Но внешним видом городов изменения, происходившие в Дагестане в первые советские годы, не ограничивались. На фоне отъезда из региона большого количества прежних управленцев миграционная стихия практически никак не регулировалась. Узкий слой партийных бюрократов, оставшихся на высших должностях в республике, оказался один на один с социумом, переживавшим тектонические изменения всего жизненного уклада на фоне коллапса экономики.
Поддержка первых лиц республики со стороны федерального центра была тогда совершенно условной. Вопрос о том, как сохранить власть в этой буре, они решали в основном самостоятельно и нашли наиболее очевидный, хотя и рискованный способ. Он состоял в том, чтобы интегрировать во власть видных «неформалов», общественных лидеров, за которыми была значительная поддержка населения. Поделиться с ними источниками ренты и использовать их влияние для контроля над регионом. Неформалы эти, как правило, имели собственные вооруженные силы. Обменивали свой статус с криминального на политический они двумя путями: либо силовым образом, приобретая контроль над активами, жизненно важными для какой-то части Дагестана например, над разраставшимися тогда вещевыми рынками приграничного с Чечней города Хасавюрт , либо становясь во главе национальных движений, в начале 90-х в основном занимавшихся земельными конфликтами между разными этносами земельные конфликты — большая и отдельная история как для тогдашнего, так и для нынешнего Дагестана, но рамки данной статьи подробно рассказать о них не позволяют. Два этих пути входа в региональную большую политику, впрочем, не исключали один другого. Возглавлявший Дагестан полтора первых постсоветских десятилетия Магомедали Магомедов тактику взаимодействия с этой новой элитой освоил хорошо. Кто-то получал хлебные должности и ставил свой силовой ресурс на службу руководству республики, кто-то их не получал, но ради перспектив получения помогал в решении самых болезненных вопросов, включая приграничные отношения с Чечней. В этой новой элите каждый претендовал на то, чтобы представлять какой-то из многочисленных коренных дагестанских этносов некоторые действительно это делали в земельных войнах начала 90-х.
Потому любые решения в пользу или против кого-то из «новых» воспринимались как решения в пользу или против целого народа. Рядовая отставка министра могла вызвать бурление одного из «народных фронтов» и многотысячный митинг на площади. Национальная тематика в 90-е была главным фактором сплочения, мобилизации в Дагестане. Ислам тогда таковым не был. Последнее, впрочем, не означает, что в местном исламе в 90-е ничего не происходило. До революции Дагестан был одним из центров исламской учености в России, а в сельской местности религию не удалось полностью маргинализовать и в советское время, несмотря на жесткие репрессии. В первые годы постсоветской свободы исламизация Дагестана была зримой и стремительной: появлялись исламские школы и университеты, общедоступные кружки по изучению арабского, сотнями открывались мечети. Но политическим фактором ислам на первых порах не стал. Тому было несколько причин. Основная, наверное, состоит в том, что исламская картина в регионе была слишком разнообразной, мозаичной.
Были районы, где уже в первые постсоветские годы по пятницам в мечети стало ходить почти все мужское население, а были где число молящихся мусульман составляло ничтожный процент отчасти эти контрасты сохранились и сегодня. Сказывались в местном исламе и межэтнические разделения: был момент, когда в республике действовало несколько Духовных управлений, по одному на каждый крупный народ. Но главное, еще с конца 80-х в республике четко обозначился раскол между двумя религиозными направлениями: суфизмом — мистическим исламом, краеугольный камень которого — ученичество у духовного наставника шейха , и течением, суфизм не принимавшим. Первое течение имело в регионе как минимум двухсотлетние корни. Идентифицировать второе течение достаточно сложно, оно, скорее всего, никогда не было в Дагестане единым, хотя и получало объединительные ярлыки: «ваххабизм», «салафизм». Становление «антисуфийского» ислама шло в основном двумя путями. Во-первых, он утверждался стараниями религиозной интеллигенции, интеллектуалов, объединявшихся в конце 80-х в кружки, а вскоре после этого начавших проповедовать в мечетях и преподавать в медресе. Во-вторых, проникал антисуфизм и в села. Как правило, начиналось это с учебы сельских молодых людей в арабских странах. Возвращаясь домой, они начинали указывать односельчанам, что в их «народном исламе» не все соответствует Корану, чем бросали явный вызов старшему поколению.
Возникавшие на этой почве конфликты были, по существу, не только «про религию». Старый уклад жизни, основанный на сельском хозяйстве или еще каком-то промысле, знакомом селу на протяжении многих поколений, тогда рушился, а с ним рушились и традиционные связи, державшиеся на авторитете старших и обеспечивавшие сельской общине управляемость. Исламские разногласия были лишь одним из проявлений конфликта, который в этих условиях возникал в селах, но проявлением, безусловно, наиболее острым. Последствия в разных точках Дагестана были разными. Где-то радикальные противники суфизма взяли верх и даже смогли основать крошечные «шариатские республики». Где-то дело обернулось многолетним, изматывающим обе стороны противостоянием, когда одна исламская группа насильственно выдворяла из села другую, когда разрушались «неправильные» мечети или молельные дома.
Дагестанцев же легко можно отличить по их специфичному русскому языку, богатому на местные словечки - "хыщник", "ле", "жи есть" и так далее. Общественное различие 51 В Чечне и Дагестане весьма разнится общественно-социальная структура. Для чеченца в первую голову важен его род, его тайп. Для дагестанца впереди всего в понимании стоят его родное селение, его народ, что порой может насчитывать несколько десятков тысяч человек. Проще говоря, чеченец станет в первую очередь держаться представителей своего тайпа и рода например, Беной. Дагестанец - представителей своего этноса например, лакцев и своего родного села к примеру, Кумуха. Историческое различие 51 Чеченцы никогда не имели собственной аристократии. Их только начавшаяся складываться в XIV-м столетии государственность Симсир была уничтожена нашествием Тамерлана. С тех пор и до самой первой половины XIX-го века нохчий жили особой тайповой демократией.
А ведь еще недавно, в день рождения Путина, дагестанцы показали свой настоящий азарт и мастерство в организации подобных акций. В личный праздник президента по городу прогарцевали всадники на чистокровных жеребцах, проехали сотни мотоциклов и машин. Тогда нескончаемая вереница авто проследовала от Анжи-арены в Махачкале до Каспийска. Получается, что жители региона смогли объединиться в едином порыве. Смогли ведь власти организовать пробег, когда того хотели? Вообще, в этот же день Махачкала не сбавляла праздничных эмоций. К удивлению и осуждению самих местных жителей, в городе масштабно и весело отметили спортивный фестиваль с национальным колоритом «Сабля Шамиля». Отовсюду слышался громкий смех, у участников и гостей были счастливые и довольные лица», — прокомментировал поразивший лично его факт житель Махачкалы Заурбек Магомедов. Санкционированная молитва и митинг без санкций Дальнейшие события в зоне палестинско-израильского конфликта показали: Дагестан и Чечня — это две большие разницы. И эту разницу можно легко заметить в способах региональных и муниципальных властей взаимодействовать с населением, задавать тон в актуальной повестке дня. Вслед за атакой Израиля на больницу в Газе 17 октября по неточным данным, погибли до 500 человек, среди них много женщин и детей в Грозном организовали коллективный намаз. На удар по больнице, новую массовую гибель людей в Газе отреагировали и в Дагестане.