Текст научной работы на тему «Комплектование коллекции картин Леонардо да Винчи в Государственном Эрмитаже: авторство «Мадонны Бенуа»».
Эрмитаж открыл выставку с цифровым двойником Леонардо да Винчи
Открытие выставки "Новые загадки картин Леонардо да Винчи" в Санкт-Петербурге | Впервые в истории оригинальные копии шедевров из фондов Эрмитажа можно приобрести для личной коллекции искусства в цифровом формате. |
В Эрмитаже открывается выставка "Новые загадки картин Леонардо да Винчи" | 24 апреля в Главном штабе пройдёт круглый стол, посвящённый выставке «Новые загадки картин Леонардо да Винчи». |
В Эрмитаже разгадают загадки Леонардо да Винчи
Это кажется молодой девушке очаровательным, на её губах застывает нежная улыбка, а в глазах ясно читается душевное тепло. Изображенные на ней персонажи — Мадонна и младенец Иисус кардинально отличаются от тех, которые помещены на картину «Мадонна Бенуа». Теперь девушка выглядит старше, строже. В её глазах, как и раньше, читается любовь и нежность, но от улыбки остался только намёк, а наивность во взгляде уступила место задумчивости.
Читайте также, что такое NFT-токены, как они создали новый рынок искусства и кто все эти люди, готовые платить огромные деньги за файлы:.
Главная загадка — появление представленной в Эрмитаже картины, созданной на панели из трех тополиных досок.
В 2019 году она была приобретена нынешним частным владельцем на аукционе как произведение «последователя Леонардо» с датировкой — середина XVI века. Изучение картины в Эрмитаже, в том числе, технико-технологическое, показало, что датировка века — правильная, а под красочным слоем с изображением главных персонажей находится рисунок, сделанный левой рукой. Как известно, Леонардо был левшой. Сопоставление с известными рисунками художника работают в пользу его авторства. Второстепенные персонажи нарисованы позднее другим автором. Сторонники версии, что петербургский вариант «Битвы при Ангиаре» создан при участии Леонардо, упирают на высокое качество изображения центральных персонажей.
Версия появление доски такова — на ней Леонардо после первых беглых рисунков отрабатывал композиционное и цветовое решение росписи. А после того, как в 1512 году стало ясно, что роспись не будет завершена власть во Флоренции поменялась , доска попала к одному из учеников мастера, которые дорисовал ее по своему разумению и таланту. Два варианта этого сюжета кисти Леонардо — более ранние — давно известны. Один находится в Лувре, второй, созданный вместе с учениками, — в Национальной галерее в Лондоне. В 1980-х годах в итальянских архивах были найдены документы, из которых следует, что в 1508 году Леонардо и его коллега Джованни де Предис подрядились нарисовать еще одну, третью версию «Мадонны в скалах».
А там уже стратегически, если они поймут, что к этому можно относиться более серьезно, чем просто как к NFT-копии, более осмысленно — звать художников или кого-то, кто может из этого сделать что-то более сложное, то мы можем увидеть произведение искусства Фаберже, заканчивая полотнами с натюрмортами Снейдерса и какими-то древнегреческими или египетскими скульптурами, вазами, мумиями — что угодно». В сообщении на сайте музея тогда говорилось, что невзаимозаменяемые токены станут новой формой закрепления права на произведения искусства с помощью технологии блокчейн. С проблемой правообладания музей столкнулся уже через три месяца.
В августе он обвинил фронтмена группы Rammstein Тилля Линдеманна в том, что тот при выпуске своих токенов использовал цифровые изображения из учреждения культуры и его название. Выход на NFT-рынок защитит бренд музея, считает сооснователь платформы для криптофондов Tokenbox Владимир Смеркис: — NFT можно рассматривать как инвестицию, безусловно, потому что мы знаем, что в мире искусства картины во многом покупают для того, чтобы на них заработать или сохранить капитал. Поэтому здесь точно такая же история, только цифровая. Весь мир давно перешел на цифровые объекты, и сейчас у людей очень мало осталось чего-то физического. Все наши аккаунты в социальных сетях, «ютьюбах», Apple Music и так далее — это все наши виртуальные активы. И то же самое касается искусства, просто сейчас оно перешло в цифровой формат. Безусловно, я до сих пор не считаю NFT валютой, это цифровой объект, который может как увеличиваться в цене, так и падать.
В Эрмитаже проходит выставка «Новые загадки картин Леонардо да Винчи»
Стартовая цена каждого токена составляла 10 тысяч долларов. Джорждоне купили за 65 тысяч долларов, Ван Гога — за 75 тысяч, Кандинского — за 80 тысяч, Моне — за 74 тысячи. Все цифровые копии лично подписаны директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Новые владельцы могут использовать свои приобретения как в коммерческих, так и некоммерческих целях.
В феврале этого года в Пикетном зале впервые широкой публике были представлены две работы из собрания Музея христианской культуры, которые, как полагают эксперты, связаны с именем да Винчи: картины «Битва при Ангиари» и «Мадонна в скалах». В состав экспозиции также вошла картина «Ангел» из коллекции Эрмитажа.
Аукцион длился неделю. По правилам торгов необходимая для покупки сумма резервируется на счете в момент ставки и отменить ее нельзя. Это, на мой взгляд, делает NFT уникальным предметом, который не только напоминает непреходящую красоту оригинала избавленный от потенциального ущерба, который время наносит оригинальным холстам , но и имеет потенциал как средство сбережения" - сказал "Интерфаксу" Гонзало Манглано, живущий в Австрии инвестор, который несколько раз делал ставки для покупки NFT на картину Да Винчи. Все цифровые копии лично подписаны директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским.
Аукцион с NFT-токенами полотен прошел на маркетплейсе криптобиржи Binance. В рамках торгов было выставлено 5 работ. Одной из них стала картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта».
Токен да Винчи: картины из коллекций Эрмитажа превратят в NFT (и продадут)
И Мария, и ребёнок изображены в движении, им пронизана вся картина. Это было непохоже на привычные статичные изображения Девы Марии и младенца Христа. Здесь художник впервые использовал масляные краски, и это было новшеством не только для него самого, но и для всех флорентийских живописцев. Эрмитаж приобрёл «Мадонну Литта» в 1864 году. Её состояние было ужасным: её пришлось не просто косметически почистить, а произвести сложный процесс переноса на холст с доски. К моменту написания картины да Винчи был уже состоявшимся мастером в возрасте от 40 до 50 лет — год завершения работы доподлинно неизвестен. Долгое время искусствоведы спорили, действительно ли Леонардо да Винчи — автор этой картины, потому что в ней явно присутствуют две различные техники.
В Эрмитаже добавили, что сотрудники музея меняют весь вид экспозиции Зала Леонардо да Винчи. По словам специалистов, картины и раньше удачно располагались, однако публике было не очень удобно рассматривать их — посетители сами создавали угрозу для картин. Картина стала последним крупным приобретением дореволюционного музея. Картина «Мадонна Литта» была приобретена в 1865 году у миланского герцога Антонио Литты.
Петербурге на условиях, изложенных ниже, четыре нижепоименованные картины из моей галереи в Милане: 1. Леонардо да Винчи — Мадонна, кормящая младенца Иисуса. Корреджо — Легенда о Мидасе и Марсии. Пар-миджанино — Венера и Амур. Сассо Феррато — Мадонна. Цена, согласованная между нами — сто тысяч 100 000 франков, подлежащих выплате в течение 3 месяцев, считая с сегодняшнего дня. В случае, если в течение этих трех месяцев я не получу окончательного и положительного ответа от г-на Гедеонова, я буду считать срок истекшим и себя свободным от всякой ответственности» [1, с. Уже во второй половине XIX в. Вааген, известный знаток истории живописи, высоко оценил приобретение Эрмитажа, обратившись к министру в следующем письме: «Господин министр! Не могу пропустить случая, чтобы не поздравить вас с покупками, так счастливо сделанными для Эрмитажа. Я ничего не знал о намерении герцога Литта продать эту превосходную картину, пользующуюся европейской известностью, иначе употребил бы все старание, чтобы уговорить Е. Это редчайшая, даже единственная картина. Она теперь, без сомнения, драгоценнейший перл Эрмитажа» [1, с. Уже 2 ноября 1865 г. Гедеонов пишет рапорт А. Шувалову о награждении столяра, реставрировавшему «Мадонну». Рапорт ценен тем, что именно из его содержания можно узнать о состоянии тогдашней картины: «Картины эти начали портиться так заметно, что следовало опасаться совершенной потери их, почему и было немедленно приступлено к их перекладке на холст. Работа эта представляла почти неодолимые затруднения, по той преимущественно причине, что написаны на самом легком грунте, тем не менее эрмитажный столяр Александр Сидоров, которому поручено было это крайне опасное дело, исполнил его, при неусыпном шестимесячном труде, с таким совершенством, что едва ли другой европейский музеум в состоянии явить пример подобной, во всех отношениях оконченной и удачной перекладки» [1, с. На глубоком черном фоне с симметрично расположенными окнами, в которых видны голубые дали, вырисовывается образ матери, держащей в руках младенца. Она наклонила лицо и опустила глаза, смотря на ребенка. Мадонна восхищает зрителя своей одухотворенностью, мы видим знаменитую «леонардовскую» улыбку. Младенец прильнул губами к груди матери, левая рука не выпускает пестрого щегла. Взгляд ребенка выходит из пространства картины. Картина, пусть и небольшая по своим размерам, но поистине монументальна. Мать и ребенок вписаны в равнобедренный треугольник, симметрично расположены по отношению к двум окнам. Их тела подчинены двум параллельным диагоналям, что и является новшеством Леонардо да Винчи - строгое геометрическое построение. Выбранные художником краски совершенно обычны для флорентийской школы: красное платье вступает в контраст с ярко-синим плащом, желто-коричневый тон перекликается с темно-каштановыми бликами на зачесанных волосах матери. Леонардо отказывается от привычных нам нимбов над головами, но отдает дань традиции — красным и голубыми цветами в одеянии Марии. Картина написана в технике темперы — когда краски замешиваются на яичном желтке. Мать связана с дитем нежными прикосновениями, его губами, прильнувшими к дающей жизнь груди, и, как пишет М. Гуковский, их связывает взгляд матери [1, с. Младенец зажимает в руке птенца, такого же беспомощного. Алое оперение — намек на пролитую кровь во имя спасения, ведь приход в мир Спасителя, «который был распят всеми силами зла и сокрушил их Своей любовью, верой и послушанием Отцу знаменовал собой новую реальность, в которой возможно спасения каждому» [8, с. Согласно легенде, птица поранилась о тернии, венчавшие голову Христа. Тело дитя промоделировано светотенью, отчего мы наблюдаем эффект скульптурной осязательности форм. Контрапост детского тела как будто бы противопоставляется спокойной позе матери и подчеркивает естественную живость ребенка [4, с. Проведенное в рентгеновских лучах исследование показало, что при переводе с дерева на холст авторский грунт был частично сохранен. На деревянной основе — вертикальные трещины, оставшиеся от прежнего основания.
Фронтмен группы Rammstein Тилль Линдеманн ровно так и поступил — в здании Эрмитажа. Певца пустили в залы императорского музея поснимать клип. А он нарезал из исходника токенов и теперь продает их на бирже почти за полтора миллиона долларов. Хотя был четкий договор — использовать видео исключительно для создания клипа. У Эрмитажа возникли вопросы к такой бизнес-схеме. Музыканту пришлось договариваться. Сейчас музей все претензии снял и сам освоил производство токенов. Если учесть, что в Эрмитаже примерно 3 миллиона экспонатов, поле деятельности открыто на годы вперед. А желающих получить единственную в мире официальную цифровую копию с каждым днем все больше. Ведь на них, как и на физические произведения искусства, цена со временем растет. А значит, NFT-токен — это не просто файл, это инвестиция.
Открытие выставки "Новые загадки картин Леонардо да Винчи" в Санкт-Петербурге
Какие картины Леонардо да Винчи выставляются в Эрмитаже и в каком зале находятся. Названия картин с кратким описанием. Итальянское искусство XV-XVI вв. Позже Виктория Маркова узнала, что до ГМИИ картину уже предлагали Государственному Эрмитажу. В серию входят цифровые репродукции картин «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского и «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне. Позже Виктория Маркова узнала, что до ГМИИ картину уже предлагали Государственному Эрмитажу.
Картины Леонардо да Винчи в Эрмитаже
В Эрмитаже добавили, что сотрудники музея меняют весь вид экспозиции Зала Леонардо да Винчи. По словам специалистов, картины и раньше удачно располагались, однако публике было не очень удобно рассматривать их — посетители сами создавали угрозу для картин. Картина стала последним крупным приобретением дореволюционного музея. Картина «Мадонна Литта» была приобретена в 1865 году у миланского герцога Антонио Литты.
В избранное Поделиться Эрмитажное произведение некогда считалось шедевром Леонардо, упомянутым в его жизнеописании, составленном Джорджо Вазари, но было испорчено неудачными реставрациями. Кроме того, на выставке будут представлены материалы, связанные с изучением этих произведений и ещё несколько экспонатов, прямо или косвенно связанных с творчеством Леонардо. Выставка-исследование позволит ещё раз поднять вопрос о всесторонней творческой личности мастера и о сложных вопросах, связанных с атрибуцией картин Леонардо и его ближайшего окружения.
Например, у исследователей есть веские основания предполагать, что над этими картинами мог работать сам да Винчи.
В новых витринах, разработанных Экспозиционно-оформительским отделом Эрмитажа, круглосуточно работают системы стабилизации климата, очистки воздуха и поддержания необходимого уровня относительной влажности. Радиодатчики контролируют параметры микроклимата внутри витрин и передают информацию в Лабораторию климатического контроля. Источник: Государственный Эрмитаж.
Новейшие технологии, возможности более детально изучить технику, краски, широкое изучение документов позволяют в деталях посмотреть на работы, которые относятся к кругу Л еонардо и определить, насколько рука Л еонардо там присутствует", - сказал на открытии выставки генеральный директор Э рмитажа М ихаил Пиотровский.
Впервые широкой публике представлены две работы из собрания Музея христианской культуры, связанные с именем Ле онардо, это картины "Битва при Ангиари" и "Мадонна в скалах". В состав экспозиции также вошла картина "Ангел" из коллекции Эр митажа. По мнению ряда итальянских и российских исследователей, над этими картинами мог работать сам Ле онардо да Винчи.
РАБОТАТЬ, РЕШАТЬ, ПОМОГАТЬ!
Сотрудники Эрмитажа перемещают картину Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» в новую витрину. Главная загадка – появление представленной в Эрмитаже картины, созданной на панели из трех тополиных досок. Картины Леонардо да Винчи в Эрмитаже являются выдающимися произведениями искусства, которые привлекают внимание посетителей своей красотой и глубиной. Государственный Эрмитаж продал цифровые копии картин из своей коллекции на сумму, превышающую 32 миллиона рублей. изучение Леонардо да Винчи. Совместный проект Государственного Эрмитажа и Музея христианской культуры в Петербурге познакомит с последними находками в изучении художественного наследия Леонардо да Винчи, сообщает пресс-служба Эрмитажа.
В Эрмитаже впервые за 40 лет переместили картины Леонардо да Винчи
В Эрмитаже пройдет выставка с говорящим Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения. изучение Леонардо да Винчи. Какие картины Леонардо да Винчи выставляются в Эрмитаже и в каком зале находятся. Названия картин с кратким описанием. Итальянское искусство XV-XVI вв. Эрмитаж выставил на аукцион цифровые копии картин Леонардо да Винчи, Ван Гога, Моне и Кандинского в виде NFT-токенов. Главная загадка – появление представленной в Эрмитаже картины, созданной на панели из трех тополиных досок. В серию входят цифровые репродукции картин «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского и «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне.
Мадонны Да Винчи увидят мир. Шедевры из Эрмитажа отправят в путешествие
Её купил неизвестный коллекционер за 150 тысяч долларов. На рынок цифрового искусства стремительно ворвался Государственный Эрмитаж. Неделю назад музей объявил о начале продаж на площадке маркетплейса ведущей международной блокчейн-экосистемы Binance снимков произведений из лимитированной коллекции.
Мнение сотрудников, которых собрал Пиотровский, состояло в том, что Эрмитажу картина не нужна. В музее уже имелся очень хороший и очень похожий Salvator Mundi Тициана». Куратор выставки в Музее Жакмар-Андре Ана Дебенедетти — о неразрешенных загадках живописца, его целомудренной любви и аукционных рекордах Добавим, что последняя фраза этого рассказа явно призвана «подсластить пилюлю». На самом деле, конечно, ни один музей никогда бы не отказался от картины Леонардо, сколько бы аналогичных произведений других художников у него ни было. А найти деньги в таком случае действительно было бы вполне реальной задачей. Богатый человек мог бы купить картину и передать ее на длительный срок музею. Для него эта сделка стала бы идеальной инвестицией, ведь выстави Эрмитаж или иной музей аналогичного уровня картину как работу Леонардо, ее цена сразу вырастет многократно. Эрмитаж и ГМИИ были далеко не единственными музеями, которым предлагали купить работу.
Владельцы торговали ею четыре года, в том числе и в США, где традиции меценатства особенно развиты. Покупателей среди художественных институций не нашлось. Откуда она появилась, как дошла до нас… К тому же она была в не очень хорошей сохранности, что заставило ее реставрировать. Всё это сильно усложняет процесс верификации, и в результате от «Спасителя мира» отказались практически повсеместно, — рассказал «Известиям» Антуан Виткин, режиссер фильма The Savior for Sale. Самые интересные виртуальные туры и экскурсии в России и за рубежом «Это огромная мировая афера», — резюмирует Виктория Маркова. В искренность экспертов, подтвердивших авторство Леонардо, она не верит. Судя по всему, такая позиция в музейном сообществе сейчас доминирует.
Тогда отправляйтесь прямиком в Эрмитаж, где в Пикетном зале открылась выставка под названием «Новые загадки картин Леонардо да Винчи».
О том, что это совместный проект Эрмитажа и Музея христианской культуры в Санкт-Петербурге рассказали в ходе специальной пресс-конференции, предварявшей открытие этой выставки-дискуссии, которая знакомит с последними находками в изучении художественного наследия одного из величайших художников в мировой истории. Это три великолепных произведения: картина «Ангел» из запасников Эрмитажа и две работы из собрания Музея христианской культуры МХК , связанные с именем Леонардо, — картины «Битва при Ангиари» и «Мадонна в скалах». Эрмитаж в очередной раз позволяет себе предъявить музейному миру выставку-дискуссию», — сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Новейшие методы реставрации, технологических исследований и утончённой визуальной экспертизы вместе с недавно открытыми документами позволяют многим итальянским и российским искусствоведам увидеть прикосновение руки Леонардо в работах, традиционно относимых к категории "леонардесков". По его словам, сейчас в мире идёт некий прилив "возвращения" атрибуции Леонардо и более тщательного изучения всего культурного явления, носящего его имя. На очереди анализ еще нескольких произведений из собрания Эрмитажа, передает корреспондент «Конкретно. Он также сослался на мнение Луки Томио, историка искусства, эксперта Министерства культуры Италии, чье приветствие к собравшимся прозвучало с экрана с субтитрами, который считает, что эта выставка важна «для всего международного сообщества и прежде всего для углубления исследований по взаимодействию Леонардо и его учеников, внутренней динамики, так называемой, Академии Леонардо да Винчи». Министр уточнил, что занимается изучением материалов по картине «Ангел», которого скорее считает Ангелом Воскресения, а не Благовещения, что картина может преподнести немало сюрпризов.
Как скрупулезный и строгий леонардист, он считает, что количество и качество картин самого Леонардо ла Винчи и его последователей в Санкт-Петербурге сделают в ближайшие годы наш город мировой столицей исследований в данной области. Елена Маклакова, научный консультант Музея христианской культуры коротко рассказав журналистам о самом музее, уточнила, что надеется - это не последний их совместный проект с Эрмитажем. О своем видении представленной картины «Мадонна в скалах» рассказал один из авторов концепции выставки — главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Сергей Андросов. Она, судя по всему, и является искомой копией… Лиссировка здесь, скорее всего, самого Леонардо. Изображение было переведено с дерева на холст, и полотно сохранилось лучше оригинала в Лувре», - сказал он.
В частности, по его словам, большой интерес в ходе исследований вызвал первоначальный рисунок - силуэт мужчины, сидящего в кресле. В инфракрасных лучах стали видны детали.
Затем был второй слой, где самая интригующая деталь - рука и туловище по закрашенному портрету. Это рисунок карандашом, импровизация и дальше легкая живопись. Это письмо Леонардо и его учеников нашим современникам». Куратор выставки — старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Зоя Купцова, напомнив о прошлой выставке Леонардо и его школы и об истории с атрибуцией картины «Мадонны Бенуа», по которой были в свое время получены все доказательства, коротко рассказала о разнообразных исследованиях по картине «Ангел» из коллекции Эрмитажа. Когда картину покупал князь М. Голицын во Флоренции, он был уверен, что приобретает картину именно Леонардо да Винчи и ему показали все подтверждения того. Впоследствии это сняли, состояние картины, реставрационные вмешательства, когда в Эрмитаже ее еще переносили на холст, привели к тому, что это произведение до сих пор дискуссионное.
Кто-то за мастерскую гения, кто-то за самого Леонардо - с 1930-х годов ее исследовали многократно и сейчас по-прежнему специалисты к ней присматриваются, но большой слой лака при реставрациях, скрывавший утраты, затрудняет атрибуцию. Полотно близко к последнему произведению Леонардо французского периода и можно добавить, что во всех произведениях с подозрением на руку Леонардо, они воспроизводят Иоанна Крестителя и только в Эрмитажном «Ангеле» нет креста и нет шкуры на теле юноши. А поскольку в описании у Джорджо Вазари есть сведения о том, что в коллекции Козимо 1 Медичи «есть полуфигура Ангела», которую писал Леонардо, то эрмитажный «Ангел» - единственная работа, которая совпадает с описанием Вазари». Таким образом, получив представление о том, что всех ждет на выставке-дискуссии, журналисты переместились к Пикетному залу, где в торжественной обстановке с перерезанием ленточки Михаил Пиотровский со всеми указанными лицами открывал выставку, на которой был настоящий аншлаг. Сначала все устремились к полотну большого формата «Мадонна в скалах».
Живописный детектив: в Эрмитаже открылась выставка-исследование о картинах да Винчи
Позже Виктория Маркова узнала, что до ГМИИ картину уже предлагали Государственному Эрмитажу. «Спасителя мира» Леонардо да Винчи предлагали ГМИИ и Эрмитажу. Всего Эрмитаж продал пять цифровых копий картин из своей коллекции. Какие картины Леонардо да Винчи в Эрмитаже, где находятся, в каком зале, описание – узнаете из статьи.