Религиозная «фитна» в первую очередь затрагивает самих мусульман. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Фитна хуже, чем убийство» (Св. Коран, сура «Корова»: 191).
Фитна в исламе: понимание, иллюстрации и важность
Если подобные вещи были среди них, то это благо, а если нет, тогда в этом зло. И нет никаких сомнений в том, что митинги и демонстрации протеста — зло! Ведь эти вещи влекут произвол и анархию со стороны митингующих в отношении других. Во время этого бывают покушения на честь, имущество и жизни людей, поскольку люди в пучине этой смуты подобны пьяным, которые не понимают, что они говорят и что делают.
И неважно, дозволяет это правитель или нет! А то, что некоторые правители дозволяют подобное, то это простая пропаганда, поскольку в душе он испытывает к этому сильнейшую ненависть, однако он делает это, чтобы говорили о нем, что он придерживается демократии, дает людям свободу и т. Все это не является путем ранних мусульман!
Последствия смут Первое последствие: оставление людьми поклонения Во время смуты люди оставляют дела поклонения, то ради чего они были созданы. Послушание приходит в упадок, сердца приходят в беспорядок и запутываются, их охватывают тревога и волнение, рождаемые смутой. Они не находят спокойствие и умиротворение, вследствие чего не могут поминать Аллаха должным образом.
Поэтому за поклонение, совершаемое во время смут, полагается большая награда, чем за поклонение в спокойное и благополучное время. Доказательство этому — слова посланника Аллаха мир ему и благословение Аллаха : «Поклонение Аллаху в неспокойное время подобно переселению ко мне» Муслим 2948. То есть, кто посвятит себя поклонению во время, когда разгораются смуты и учащаются убийства, не ввязываясь в это, награда его будет подобна награде того, кто переселился к пророку мир ему и благословение Аллаха.
В этом хадисе указание на то, что занятый поклонением во время смут будет иметь успех и будет избавлен от ее вреда. Все это свидетельствует о том, что необходимо отдаляться от смуты и заниматься различными видами поклонения, и тогда человек обретет покой и будет пребывать в безмятежности и благополучии, а ведь пророк мир ему и благословение Аллаха сказал, повторив свои слова трижды: «Поистине, счастливый из вас тот, кто отдален от смут» Абу Дауд 4263. Всевышний Аллах говорит: «Мы подвергли их мучениям, но они не смирились перед своим Господом и не взмолились перед Ним» аль-Муминун 23: 76.
То есть, в подобном положении человеку надлежит проявлять смирение и молить Всевышнего об избавлении. Он должен исправить себя, свое положение и навести порядок в своем доме. Должен неуклонно повиноваться своему Господу в той форме, которой Он доволен.
Во время смуты человек должен искренне обратиться с мольбой к Всевышнему Аллаху о спасении, защите и оберегании. Второе последствие: отдаление людей от ученых и знания Из последствий и влияний смут то, что они отдаляют людей от собраний, где передаются знания, отдаляют от изучения религии. Люди перестают обращаться к ученым и посещать их собрания, поскольку сердца поглощены заботой, в них горит огонь смуты, а человек в таком состоянии не может уделить себя приобретению знания, не может быть рядом с учеными, оказывается отдаленным от знаний и его носителей.
Хуже этого то, что во время смуты люди начинают пренебрегать учеными, умаляют их значение и достоинство, ругают и порочат их. Хадис хороший. Во время смуты многие люди смеют открыто проявлять к ученым непочтительность, оскорблять их, обзывать, обвинять в самых мерзких вещах.
И все это является следствием смуты, да упасет нас от этого Аллах! Так вот, когда разгорелась эта смута, к аль-Хасану аль-Басри да смилуется над ним Аллах , одному из самых великих имамов и факъихов Ислама, пришли люди и обратились с такой речью: «Что ты скажешь относительно этого тирана аль-Хаджаджа , который проливает запретную кровь и присваивает запретное имущество, оставил молитву и совершает то-то и то-то?! Если это тирания аль-Хаджаджа наказание от Аллаха, то вы не в силах отвратить наказание Аллаха своими мечами.
Смута разгорелась в них, и когда они, охваченные бушующими эмоциями, услышали от ученого то, что не соответствовало их страстям и желаниям, и что противоречит их склонностям, то стали порочить его. Пороченье ученых теми, кто проникся любовью к смуте, с давних времен и до наших дней не имеет границ. Их называют подлизами, обвиняют в заискивании перед правителями, называют агентами, и обвиняют в прочих мерзких вещах.
Они не принесли никакого блага и не извлекли пользы из советов ученых. Так как ученые стали для них никем и их слова не имели для них никакого значения.
Аллах сказал: «Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: "Мы уверовали"? Сура: Паук 2. Аллах сказал: «…и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах». Сура: Трапеза 49. Аллах сказал: «Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению страданиям , а затем сражались и проявляли терпение». Сура: Пчелы 110.
Аллах сказал: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение многобожие …». Сура: Корова 193.
Нас в данном случае будет интересовать вопрос о принадлежности верховной власти в халифате. Наиболее распространенной среди суннитов точкой зрения является представление об Аллахе как верховном носителе суверенитета. От его имени и на основе его поручения власть на земле осуществляет умма, что в исламской философии выражалось понятием «отражение суверенитета Аллаха». Этот суверенитет является неотчуждаемым. Суверенные же права уммы в первую очередь выражаются в ее способности избирать себе правителя, которому мусульманская община лишь поручает право управлять собой. Ввиду того, что порядок замещения должности главы государства не был строго определен ни Кораном, ни пророком Мухаммедом, мусульманские правоведы в большинстве своем сходились в мысли о том, что пост халифа достается в силу байа договора , заключенного между уммой и претендентом на халифат. В соответствии с этим договором правитель несет личную ответственность перед общиной за осуществление власти и вправе требовать от нее беспрекословного подчинения, которое, однако, обусловливается его точным следованием предписаниям шариата.
Вот здесь суннитская политико-правовая доктрина допускает саму мысль о возможности выступления против власти, делая при этом две немаловажные оговорки. Во-первых, правом заключать байа с правителем, а также требовать от него выполнения всех обязательств и контролировать его действия, равно как и правом смещать отступившего от норм шариата халифа, наделена лишь элита хасса. Простые же мусульмане не имеют никакого права вмешиваться в государственные дела или давать свою оценку действиям правителя. Ибн Сина предложил следующую аргументацию подобного взгляда: «Слишком велика всевышняя истина, чтобы путь к ней был доступен всякому, вступающему на него […] Надо оберегать знание истины от людей невежественных и пошлых и тех, кто не наделен пламенным разумом, не обладает опытом и навыком в философии, тех, кто склонен к шумливости или юродствующих лжефилософов и остального сброда» [27]. Тем самым сама возможность выступить против неправедного правителя оказывается элитарным атрибутом. Во-вторых, ввиду того, что договор между уммой и халифом не ограничен сроком и действует до тех пор, пока последний руководствуется шариатом, смещение правителя возможно лишь по религиозным мотивам, из-за обвинения в вероотступничестве и неверии. Именно это и предопределяло религиозно-политический характер фитны. Будучи единственной формой оппозиционного самовыражения, фитна изначально не могла иметь сугубо политического содержания; ведь единственная законная опция, позволяющая свергать действующую власть, лежала в религиозной плоскости. Таким образом, на протяжении первых столетий существования ислама фитна не просто являлась единственно возможной формой протеста, но и затрагивала только элиту.
Иными словами, вплоть до конца XIX — начала XX века в арабо-мусульманском мире сохранялось полное единодушие относительно недопустимости свержения власти массами или же по сугубо политическим мотивам. Ситуация изменилась с приходом арабского просвещения и подъемом арабской национальной идеи. Взяв на вооружение постулаты европейских просветителей, а также вдохновляясь идеями французских революционеров, арабская политическая мысль оставила средневековые представления о «двойственной истине», закрепляя тем самым за арабскими массами право на восстание против неугодных правителей. Влияние идей Великой французской революции и практики Национального Конвента в данном случае особенно важно, так как именно то время стало своего рода водоразделом, отмечающим переход от элитарного понимания революции к представлению о том, что и массы пусть даже с некоторыми оговорками тоже могут менять власть. Кроме того, идея арабского национализма — как минимум в сирийско-ливанском ареале — разрабатывались преимущественно в немусульманской среде, что предопределило ее секулярный характер. Так, один из основоположников арабской национальной идеи Мустафа Саты аль-Хусри, избегая открытых атак на ислам, проделал колоссальную работу по размежеванию религии и «уммы», оставляя исламу лишь прошлое, а «арабской умме» приписывая действие в настоящем и будущем. Этот деятель доказывал, что «ислам не в состоянии обеспечить прочной политической общности; он порождает лишь определенную духовную близость, и идея создания на его основе государства нереальна» [29]. Все это делало фитну все менее актуальной формой протеста, открывая дорогу сауре с ее опорой на массы и секулярным смысловым наполнением. При этом мусульманские религиозно-правовые эксперты в настоящее время используют эту идею в обновленном виде.
В фитне XXI века все меньше остается от чисто коранического термина, содержащего моральное осуждение тех или иных политических действий. Она уже не является локальным событием и уж тем более элитарной формой протеста, но становится универсальным инструментом политического давления на власть там, где отсутствуют иные формы коммуникации между правителем и народом. Иначе говоря, в современном мире фитна утрачивает свою однозначно негативную коннотацию. Легкость, с которой в ходе «арабской весны» одному и тому же событию авторитетные мусульманские правоведы и богословы дают одновременно столь разные определения — фитна и саура, — «указывает на размывание в современной политической культуре смысла этих понятий» [30]. Арабская политико-правовая мысль на сегодняшний день вновь, как и сто лет назад, оказалась на пороге переосмысления своих базисных установок. Египетская смута XXI века. Журнал ВШЭ. Саватеева, А. Свод хадисов.
Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой.
Однако на обратном пути они перехватили гонца, который вёз приказ наместникам казнить главарей бунтовщиков. Написал его племянник халифа Омейяд Мерван, но ярость обманутых обратилась на Османа. Они вернулись в Медину. Али ибн Абу Талиб, узнав о приказе, отказался оправдывать халифа. Не пожелали защитить его и другие мединцы. Охраны у Османа не было — в те времена власть халифа держалась на его авторитете. Сунниты утверждают, будто незадолго до смерти пророк Мухаммед просил Османа, чтобы тот защитил общину от фитны, которая непременно может вспыхнуть. Когда пришли убивать халифа, тот сказал: «Я не стану первым из преемников Посланника Аллаха мир ему и благословение , пролившим кровь мусульман».
И его с лёгкостью убили. Правда, есть иная трактовка событий. Говорят, будто убийц послал в Медину проповедник Абдуллах ибн Саба. Сам он был иудеем, принял ислам, но, став проповедником, трактовал учение Мухаммеда согласно Торе. Ибн Саба был убеждённым приверженцем Али ибн Абу Талиба. Нового заместителя пророка признал весь Правоверный халифат за исключением мусульман Сирии и Палестины. Любимая жена Мухаммеда Аиша была возмущена убийством халифа правоверных Османа и поддалась уговорам многочисленных Омейядов — своих родичей и соратников её покойного мужа. Все они, и прежде всех Муавия потребовали от халифа покарать убийц его предшественника. Однако Али сослался на то, что Осман убит за обман правоверных и скверное правление не по Корану.
Он отказался наказать бунтовщиков. Поскольку мединцы были недовольны таким решением, Али с верными ему, как четвёртому халифу верующими предпочёл перебраться в Ирак. Своей столицей он сделал город Куфу. Противники такой снисходительности Али к убийцам Османа, но признававшие его четвёртым халифом в их числе Аиша , решили обосноваться в Мекке. Третьим центром раскола стал Дамаск. В конце августа 656 г. Так началась первая фитна. Вожди всех трёх группировок собрали собственное войско.
Как мусульманину избежать фитны
Фитна — это одно из важных понятий в исламе, имеющее разнообразные значения и применения. Значение и смысл слова фитна. фитна это что-то типа смуты, раздора. Сейчас это к сожалению происходит во всей Умме. Фитна в Исламе – это то, от чего просит мусульманин Аллаха избавить его в своих мольбах и молитвах. Расскажем про Значение слова "фитна" в Исламе.
К чему приводит фитна? Последствия смут
В Коране слово «фитна» для описания испытаний и соблазнов верующих употребляется в разных значениях. Фитна в исламе — это термин, который обозначает смуту, смущение и распространение дегенерации в обществе, вызванное отклонением от исламских норм и ценностей. Таким образом, фитна в исламе — это понятие, которое описывает испытания верующего и предлагает ключевые принципы и подходы для преодоления этих трудностей. Фитна в исламе считается испытанием, которое может укрепить или ослабить веру мусульманина. Фитна (смута) является причиной множества бедствий как для Ислама, так и для мусульман, по причине чего от смуты предостерегали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и первые поколения исламской общины. Термины ислама, применяемые в исламской литературе и в повседневной жизни мусульман.
Предостережение от искушений и смут: что такое фитна и как от неё уберечься
Фитна была неразрывно связана с борьбой за власть и распространение ислама. Она была своеобразной «чисткой» в среде мусульманских общин, которая помогала определить и укрепить истинных последователей ислама. Многие исторические события, такие как расколы и затмения после смерти пророка Мухаммада, а также политические конфликты, можно рассматривать как проявление фитны и попытку мусульман приспособиться к ней и избрать правильный исламский путь. Фитна продолжает оставаться важным аспектом исламской истории и современности, влияя на политическую и религиозную жизнь мусульман. Это вызов, который требует от верующих мужества, терпения, мудрости и верности принципам ислама. Роль фитны в современном мире Фитна, или испытание, играет важную роль в современном мире, особенно в контексте ислама. Она помогает мусульманам испытать себя и свою веру, а также приводит к укреплению их духовной силы и сознания.
В современном мире фитна может быть различными испытаниями, с которыми сталкиваются мусульмане, такими как исламофобия, дискриминация, адаптация к секулярному обществу и т. Она помогает верующим сохранять верность своим принципам и стоять на пути истинной веры в лице ислама.
Дорогие братья, будьте богобоязненными, обращайтесь к Всевышнему с молитвами, идите прямым путём истины неуклонно и стойко. Религия Аллаха — это религия истины, она является причиной благополучия в этом мире и в Будущем.
Остерегайтесь заблуждений и искажений, потому что ложь и обольщение являются причиной несчастья в этом мире и в Следующем. Избегайте искушений и смут как явных, так и незаметных. Искушением является всё то, что препятствует человеку на пути Ислама. Это может быть богатство, работа и даже семья и дети.
У Аллаха же — великая награда. Бойтесь Аллаха насколько можете, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто убережён от собственной алчности являются преуспевшими» [1]. Мусульмане, уходите от искушений и смут, зло которых может распространиться на праведников также, как оно охватывает смутьянов и притеснителей.
И знайте, что Аллах суров в наказании» [2]. Будьте особенно осторожны в том, что касается ваших убеждений, берегите себя от смуты в идеологии в акыде , от ошибочных мнений и недостойного поведения. Избегайте путаницы и заблуждений в словах и делах. Воистину, смуты подобны заразным болезням, которые распространяются со стремительной скоростью, заражая сердца и деяния как отдельных людей, так и большие сообщества.
Эта болезнь поражает злодея и благодетеля, оставляет на них свои следы и приводит к плачевному результату. Если в каком-то городе происходит эпидемия, ты видишь, как люди нервно обивают пороги больниц и врачей в надежде спастись от заразы. Когда же происходят смуты и искушения, затрагивающие религию, веру и убеждения, то большинство людей встречает их лениво, они не боятся их вреда и не опасаются последствий. Но искушение в религии гораздо опаснее, чем гибель тела, потому что смерть сердец губит как души, так и тела.
Мусульмане, наш Пророк мир ему и благословение Аллаха часто предупреждал свою общину об опасности искушений, дабы мы всегда были настороже. Искушения и заблуждения — это беспросветный мрак, лишённый любого света. Они влияют на веру и убеждения мусульманина настолько сильно, что могут изменить его за короткий промежуток времени — от заката до начала следующего дня — и сделать неверным человека, который раньше был верующим. Эти смуты сильны против тех, чья Вера Иман ослабла из-за грехов и из-за стремления во всём потакать своим желаниям и похоти.
Такое сердце и такая вера не могут противостоять искушениям, а если защиты от них нет, то они поражают свою жертву подобно тому, как стрела пронзает мишень. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, —может, вы устрашитесь» [4]. Это завет, данный Аллахом человечеству, чтобы люди шли прямым и ясным путём и не отклонялись от него.
Если же они отклонятся, то встанут на один из путей заблуждения, и ими овладеют желания и похоть. Сегодня искушения приходят одно за другим, без остановки и зачастую не встречая перед собой никаких преград. Это потому, что для них существует подходящая почва. Зов смуты требует от людей отказаться от Книги Аллаха и Сунны Его пророка, отказаться от исламских знаний и праведных дел.
Современная банковская система при выдаче кредитов использует именно схему риба ад-дейн, которая применялась еще во времена джахилии. Человек, берущий кредит в банке, помимо взятых на себя обязательств, так же обязуется выплачивать определенный процент от суммы кредита в качестве штрафа в случае задержки ежемесячных выплат. Ростовщический процент, проистекающий из торговой сделки, делится на два вида: 1. Риба аль-Фадль. Это разница в количестве обмениваемых однородных товаров.
Например, обмен 100 граммов золота на 110 граммов золота. Или обмен одного ящика пшеницы, на два ящика пшеницы такого же сорта. В тех видах товаров, где при обмене возможно возникновение ростовщического процента, качество товара не имеет значения. Поэтому при обмене однородных товаров хорошего и плохого качества, они должны обмениваться строго в одинаковых количествах. Главным условием при таком обмене является равное количество, разница в качестве этих товаров не принимается во внимание.
Исходя из этого обмен 100 граммов золота 958 пробы на 110 граммов золота 585 пробы будет запрещен. Риба ан-Насийя. Этот вид ростовщического процента возникает при обмене однотипных товаров, продаваемых на объем или на вес, не сразу, а в рассрочку. Например, обмен золота на золото или пшеницы на пшеницу, серебра на серебро или ячменя на ячмень с рассрочкой, становится причиной возникновения риба ан-насийя. Однако если товар обменивается с рассрочкой на товар совершенно другого вида, то в этом случае риба ан-насийя не возникает.
Например, при обмене пшеницы или ячменя на золото или серебра на железо. Как уже было сказано ранее, мерилом возникновения или не возникновения ростовщического процента, помимо объема и веса товара, является так же и его однотипность. При обмене однотипного товара запрещен как обмен на неравное количество, так и обмен в рассрочку. Если же товары не являются однотипными, то их обмен в любой пропорции, а также в рассрочку, является разрешенным. Так как в этом случае отсутствует причина, делающая эту операцию запретной.
Покупка золота или валюты по кредитной карте Из всего вышесказанного становится понятным, что распространенная в наше время покупка золота и валюты по кредитной карте является запрещенной, так как акт по обмену золота, серебра или денежных средств, называется «сарф». Данный акт станет достоверным, если два человека, проводящие обмен, получат на руки обменяные средства до того, как они физически расстанутся друг с другом, покинув место совершения сделки. Даже если место сделки изменится, но при этом люди, участвующие в сделке, получат обменяные ценности на руки до того, как расстанутся друг с другом, то и в этом случае данный акт будет считаться действительным и достоверным. До получения на руки обменяных ценностей на месте проведения сделки должны быть именно непосредственные участники сделки, а не их представители. Исходя из этого, если после заключения акта «сарф», каждая из сторон назначит уполномоченных для получения обменяных ценностей, после чего покинет место проведения сделки, а обменяные ценности будут получены их представителями, то такая сделка будет считаться запрещенной.
Так как в данном случае имеет значение присутствие обеих сторон, заключивших сделку. В одном из хадисов говорится: «Обмен золота на золото должен производиться сразу и в равных количествах. Любой излишек будет считаться ростовщическим процентом. Обмен серебра на серебро должен производиться сразу и в равных количествах.
Поистине, путь рабов к Аллаху в двух вещах: богобоязненности и усердии! И однажды, когда я пришел к нему, я обнаружил у людей запись примерно с таким текстом: «Господь наш — Аллах, Мухаммад — наш пророк, а Коран — предводитель наш. И мы будем с тем, кто поддерживает нас, а кто против нас, то над ним пребудет рука наша». Таким образом, они написали то, в чем внешне не было никаких проблем для большинства людей. Тогда он сказал: «Что же ты нашел в этом неправильного? Таким образом, смута завлекает многих молодых людей в разные организации и партии и обязывает их давать присягу, клятву, подписываться под такими вещами, которые будут иметь отрицательные последствия для них в будущем. Восьмое последствие: ослабление братских отношений между людьми Из губительных последствий смут — разделение общества, ослабление братства, распространение злобы, ненависти и вражды. А в другой версии хадиса говорится: «…но сердца людей не возвратятся в то состояние, в котором они пребывали прежде». Ахмад 23282, Абу Дауд 4246. И хадисов с таким смыслом много. Таким образом, когда разгораются смуты, меняются сердца и теряются братские отношения, основанные на вере. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, верующие являются братьями. Так примиряйте же братьев ваших! И бойтесь Аллаха, быть может, вы будете помилованы» аль-Худжурат 49:10. А пророк мир ему и благословение Аллаха сказал: «Будьте братьями, о рабы Аллаха! Ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь! И хадисов на эту тему существует множество. Девятое последствие: легкое отношение к убийству и кровопролитию Также из числа плодов смуты — это то, что человеческая кровь теряет свою ценность и неприкосновенность. Люди начинают дозволять кровопролитие и осмеливаются на убийства. Ахмад 4871. Он строжайшим образом запрещал кровопролитие, присвоение чужого имущества и покушение на честь. Поистине, это великое наставление, включающее в себя всё знание и всё благо! Десятое последствие: утрата безопасности Также из числа опасных последствий смуты — это нарушение существующего порядка и безопасности. Ведь безопасность — это одна из самых великих милостей Всевышнего Аллаха, которую он даровал верующим, как сказано в Коране: «Аллах — Тот, Который накормил их после голода и избавил их от страха» Къурайш 106: 4. Безопасность — великая милость! Спокойствие и безопасность за сохранность своей жизни, своего имущества, своей чести — все это является величайшей милостью Аллаха. Однако, когда дела приходят в беспорядок и разгораются смуты, начинается кровопролитие, имущества уничтожаются, дети сиротеют, женщины вдовеют, и происходят беды, последствия которых не заслуживают похвалы. Одиннадцатое последствие: активизация заблуждающихся в распространении своих заблуждений Также из числа последствий смуты то, что она открывает перед людьми двери заблуждений, будь то заблуждения в вопросах убеждения или же в вопросах нравственности. И воспользовавшись смутой, заблудшие люди начинают распространять свое заблуждение и сеять нечестие, поскольку в это время сторонники истины охвачены смутой, которая поглощает их время и отвращает от призыва и принесения пользы. Пользуясь таким положением, приверженцы зла и нечестия без опасения активно распространяют свое заблуждение, призывают к злу, к своим ложным убеждениям и порочным учениям. Подобные последствия смуты должны самым сильным образом удерживать каждого мусульманина от смуты и обязывать его остерегаться ее! Двенадцатое последствие: главенство врагов Также из числа последствий смут — то, что они дают возможность врагам Ислама захватить страны мусульман и ведут к их главенству над ними. В то время, когда мусульмане пребывают в состоянии междоусобных конфликтов, среди них распространяются убийства, беспокойства, смуты, враги пользуются этим и захватывают власть над таким ослабшим государством, а затем всячески начинают притеснять их. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил» аль-Анфаль 8: 46. Обязательным является для верующих проявлять крайнюю осторожность и остерегаться смут, и всего того, что может разжечь ее.
Фитна в исламе: понимание, иллюстрации и важность
В то же самое время термин «фитна» использовался для описания религиозных и культурных различий, которые возникли между различными группами мусульман в первые века Ислама. Религиозная «фитна» в первую очередь затрагивает самих мусульман. А кто найдет прибежище от смуты, пусть немедленно воспользуется им» (Бухари, «Фитен», 9). Также слово «фитна» несет в себе значение: неверие, многобожие, о чем говорит Всевышний: «Сражайтесь с ними (многобожниками), пока не исчезнет фитна» (аль-Бакъара 2: 193).
Исламский форум
фитна это что-то типа смуты, раздора. Сейчас это к сожалению происходит во всей Умме. Фитна — это одно из важных понятий в исламе, имеющее разнообразные значения и применения. Фитна в исламе трактуется как временное испытание, которое может быть пройдено. Помимо использования в Коране, фитна используется как термин для обозначения четырех тяжелых гражданских войн в Исламском халифате с 7 по 9 века нашей эры. Фитна в исламе — это испытание, которое позволяет отделить истинных мусульман от лицемеров и слабых верующих.