СКРЫВАЕМАЯ ПРАВДА. Стоит отметить, что обсуждение завещания Ленина повлияло не только на политическую ситуацию, но и на межнациональные отношения. Фейк: в 2024 году людям покажут настоящее завещание Владимира Ленина и это поможет заново возродить Советский союз.
Владимир Ильич Ленин (Ульянов)
Но я знаю и вы знаете, что если бы не революция и не Ленин, то у России не было бы такого успешного ХХ века. По странному совпадению у Ленина тоже не было времени на раскачку, и санкции против его государства были гораздо страшнее, но результаты его непродолжительной государственной деятельности выглядят намного более впечатляюще. Нужна ли совесть в борьбе за капитализм Сокуровского «Тельца» вспоминаете? В прошлой нашей беседе досталось ему от вас. Лев Данилкин: Я не пересматривал с тех пор этот фильм. Сокуров показал Ленина идиотом не для того, чтобы «остранить» Ленина — и таким образом — как художник, через вымысел, который позволяет постичь правду, — понять о нём что-то такое, чего никто другой не понимал. Это жестокая карикатура, и я воспринимаю это как пропаганду, то есть это просто слабая в художественном отношении работа. Сокуров ничего не понял вообще. С какой стати мне ещё раз на это смотреть? Не то что даже отвратительно — хотя и это тоже.
Но просто неинтересно. А вы смотрели фильм «Демон революции», выпущенный к 100-летию Октября? Там Ленина тоже мэтр сыграл — Евгений Миронов. Лев Данилкин: Нет, не видел. Сознательно не стали смотреть? Вот так я сам Ленина себе представляю. Но вообще это интересная тема — как власть использует поп-культуру, чтобы навязать обществу свои представления о Ленине. Отсюда, собственно, «Ленин в Октябре» сталинский, где Ленин — чудаковатый тип, гений, но нуждающийся в ком-то более рациональном рядом — Сталине. Я так думаю, мироновский Ленин — тоже проекция современных представлений власти об этой фигуре.
То есть как исследователю актуальности Ленина, скажем так, мне это должно быть любопытно, но у меня есть некое личное отношение к Ленину, мне не нравится, когда его окарикатуривают, когда над ним издеваются, неприятно — поэтому не хочу смотреть. Так же, как вот меня коробит, когда Ленина сейчас называют «Ильич», я понимаю, что раньше это было уважительно, а теперь — с иронией, собачья кличка, тошнит от такого. Я, кстати, вот уверен, что не случайно на Евровидение от России в этом году должен был поехать некий музыкант «Ильич» — неслучайно в смысле, что это тоже персонаж-спойлер. То есть люди до тридцати лет — они, скорее всего, уже не знают почти ничего о Ленине, и для них «Ильич» — это всего лишь эксцентричного вида музыкант, и это намеренно, нарочно сделано, чтобы вытеснить всё ленинское из коллективного сознания. Меня же, если продолжать ваши размышления, более всего беспокоит устойчивость некоторых фейков, то бишь выдумок, приписанных некогда Ленину. Казалось бы, давным-давно разоблачена, убедительно доказана и показана их абсолютная лживость, а они по-прежнему в ходу. На них ссылаются, их повторяют и пересказывают, как будто никаких опровержений и не бывало. Лев Данилкин: Да, на встречах с читателями обязательно кто-нибудь начинает меня расспрашивать про Ленина-шпиона, про немецкие деньги и про Инессу Арманд. Опять же, ничего удивительного — именно об этом на протяжении последних десятилетий им рассказывала поп-культура.
С попсой-то ясно. Её уровень известен. Но снова и снова изумляешься, до чего могут опуститься люди, представляющие по своему положению науку. Скажем, какой-нибудь академик! Это же он договорился до того, что никакого покушения на Ленина в 1918 году не было, а реально он чуть ли не сам в себя стрелял. Тот же встаёт вопрос: ну есть ли совесть у человека? А ведь ему верят! Он — «сенатор», то есть член Совета Федерации, у него и научные звания, и авторитет телеэкрана, который, казалось бы, призван служить делу просвещения людей. Лев Данилкин: Я думаю, современная Россия отказалась от проекта Просвещения в пользу проекта обскурантистского.
Это Ленин был помешан на массовом образовании, для него марксизм был великой наукой, и его проект был — модернизация России через массовое образование, через распространение научных знаний. Сейчас в России навязывается мистический культ государства, сакральной власти монарха, общественные науки превращаются в форму пропаганды. Это, собственно, тоже вполне естественно, потому что наука, предполагается, это способ изменения мира. Но если вы монарх, зачем вам менять мир? У вас и так всё хорошо, у вас есть доступ к дефицитным ресурсам — и вы должны препятствовать любым изменениям. Поп-культуры вполне достаточно, наукой можно пренебречь. Ленин — будущее человечества Уже больше тридцати лет людям в нашей стране упорно внушается: Ленин — не то, что нам нужно, он в прошлом, как и социализм, якобы потерпевший историческое поражение. Насколько я понял по вашей книге и по разговору, который состоялся у нас три года назад, вы эту официозную установку тогда не приняли. А теперь, судя по всему, ваша позиция ещё более окрепла.
Но как помочь большинству людей выправить зрение? Лев Данилкин: Я часто вспоминаю тут фразу Ленина 1917 года: «Если меня укокошат, издайте мою книгу» — это он про «Государство и революцию». Думаю, это и есть рецепт, модель. Да, Ленина, по сути, укокошили, его революция в конце 1980-х потерпела поражение, сам он демонизирован, идея социализма дискредитирована. Но книги есть, они изданы и пока доступны. У Ленина есть несколько книг, которые могут работать как хороший антидот против происходящего. Мне кажется, сейчас именно «Государство и революция» — главная, самая актуальная книга Ленина. Именно этот Ленин — марксист, осознавший ценность анархического, антигосударственного компонента марксизма, — кажется мне в сегодняшней России самым важным. Именно такой марксизм является диалектической противоположностью сегодняшнему политическому строю в России.
Именно такой Ленин актуален — потому, что может помочь современной России преодолеть фетишизм буржуазного государства. И это хороший антидот от представления о Ленине как апологете насилия, которое осуществляется государством. Смотря в каких целях насилие, оно может быть и справедливым. А это зависит от того, какой класс у власти. Известна ленинская мысль, что государство есть политическая власть экономически господствующего класса. Диктатура пролетариата устанавливалась во имя справедливости. Лев Данилкин: Однако Ленин считал эту диктатуру мерой вынужденной и временной, не вовеки веков. Вы знаете наверняка про эпизод, который произошёл через пару лет после Октября. Приехав на митинг, Ленин увидел там лозунг: «Царству рабочих и крестьян не будет конца!
Это всё, разумеется, не значит, что биограф должен изучать некоего «Ленина-мечтателя», утописта — нет, достаточно просто иметь в виду, что было у Ленина в голове, когда он выстраивал аппарат своего государства. Собственно процесс создания госаппарата — а Ленин сильно хотел, чтобы он не был копией царского, — одна из тем, которые меня очень интересуют: Ленин как куратор образцового учреждения нового типа, одновременно законодательного и исполнительного, — Совнаркома. Так, совсем недавно из книги одной американской исследовательницы я, например, узнал, почему Ленин разошёлся со своим давним товарищем Владимиром Дмитриевичем Бонч-Бруевичем, который был управляющим делами Совнаркома. Ленин много лет успешно работал с ним, но вдруг они на чём-то разошлись — меня всегда это интересовало… Что же случилось?
В 18-30 появилась слюна, окрашенная кровью, обнаружен прикус языка. Зрачки умеренно расширены слабая реакция роговицы, явлений конте не наблюдалось. Постепенное ослабление сухожильных явлений, пульс 90, дыхание 36, правильное. Стерторозные явления исчезли, напряжения в левых конечностях нет, справа умеренное активные движения головы, открытые глаза, 2-3 глубоких вздоха, состояние заканчивающего эпилептического приступа. В 18-45 в левой подкрыльцовой ямке 42,3. Затем внезапный прилив к голове до багровой окраски лица, внезапная остановка дыхания в 18-50.
Голова откинулась назад, бледность покрыла лицо. Тотчас искусственное дыхание и олеум камфори 2,0. Продолжалось искусственное дыхание 30 минут безрезультатно. Такая гиперемия продолжалась 1 мин и сменилась мертвенной бледностью. Статус летали в 18-50 установлен профессорами Ферстером, Осиповым и Елистратовым». А это рапорт начальника спецохраны Ленина Петра Пакална: «Доношу, что 21 января с. Пульс был част несколько, но хорошего наполнения, температура нормальная до 5 часов 40 минут. От 5 часов 40 минут начался припадок, сопровождавшийся тошнотой, продолжавшийся до смерти, и в 6 часов 50 минут Владимир Ильич скончался. Он снова терял способность речи, считал свое положение безнадежным, предвидел близость нового удара, не верил врачам, которых без труда уловил на противоречиях, сохранял полную ясность мысли и невыносимо мучился. Мучается старик.
Хочет, говорит, иметь яд при себе, прибегнет, если убедится в безнадежности своего положения». Ленин во время болезни. Подмосковные Горки. Троцкий считал, что Сталин мог выдумать историю о просьбе Ильича. Чтобы подготовить свое алиби. И погубил-таки вождя, чтобы самому править Советским Союзом. Историк-эмигрант Б. Николаевский также ставит под сомнение эпизод с просьбой вождя об "эвтаназии". В книге "Тайные страницы истории" он пишет: "Самый факт обращения Ленина с этой просьбой к Сталину вызывает большие сомнения: в это время Ленин уже относился к Сталину без всякого доверия, и непонятно, как он мог с такой интимной просьбой обратиться именно к нему». Его приговор: Ленина отравили по приказу Сталина.
Эту версию поддерживают американский историк Юрий Фельштинский, питерский — Лев Лурье, ряд других исследователей. Медицинский детектив». Но разговор больного вождя со Сталиным о суициде действительно был. Не в феврале 1923 г, как писал Троцкий, а еще 30 мая 1922 г. Это документально зафиксировано лечащим врачом вождя невропатологом Алексеем Кожевниковым. Сталину не было никакой нужды готовить «алиби» и травить соратника. Обложка книги Валерия Новоселова «Смерть Ленина». Потому-то Сталин, опасаясь, что Ильич объединится с Троцким против него, дал команду Ягоде отравить главу государства. На совести «отца народов» и так много преступлений. Не стоит «шить» ему еще и отравление Ленина.
В период одного из своих заключений Ленин 14 месяцев провел в одиночной камере. Современники нелестно отзывались о внешности Ленина. В тюрьме он наладил переписку с заключенными с помощью «тюремной азбуки». Для этого арестанты использовали книги из библиотеки, оставляя там ключи для расшифровки посланий. Когда Ленин находился в ссылке, он просил родственников присылать ему выписки из книг. Чаще всего Ильичу помогала его сестра Мария.
Во время ссылки в Сибири он работал «подпольным адвокатом» — составлял различные документы для неграмотных крестьян. Ленин отлично знал немецкий и английский языки. Он мог переводить литературу, а вот общение давалось ему хуже. Во время первого посещения заграницы Ленин жаловался матери в письме, что не понимает разговорного немецкого. По официальным данным у Ленина не было детей ни от Надежды Крупской, ни от других женщин. Но ему приписывают детей от связи с революционеркой Инессой Арманд.
Во время Февральской революции Ленин даже не находился в России. В начале 1917-го он вместе с Надеждой Крупской пребывал в Швейцарии. Есть теория, что Ленин высказывал недовольство работой Иосифа Сталина, когда тот редактировал газету «Правда». И хотя Сталин не являлся главным редактором, он оказывал большое влияние на издание. Владимир Ленин и Иосиф Сталин. В советское время вышло так много книг о Ленине, что их тиражи занимают по численности второе место в мире.
Первое — у религиозной литературы. Какое-то время Ленин жил в шалаше. После Февральской революции он вместе с Григорием Зиновьевым скрывался в Ленинградской области на озере Разлив. Сейчас там находится музей. Его спас врач Владимир Минц, еврей по национальности, который в годы Второй мировой войны погиб в Бухенвальде.
Ленина в Октябрьском перевороте В апреле 1917 года Ленин приехал в Россию и вскоре перешёл на нелегальное положение, а в октябре того же года вернулся в Петроград. Вечером 24 октября в гриме он пробрался в Смольный институт, где располагался штаб восстания, и приступил к непосредственному руководству. В ночь на 26 октября Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце, а взамен него сформирован новый орган власти во главе с Лениным — Совет народных комиссаров СНК. Реформы и внутренняя политика В. Ленина В январе 1918 года Ленин подписал декрет о создании Красной Армии, а также основу первой конституции нового государства — «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Он считал необходимым выход Советской Россия из Первой мировой войны. Несмотря на противодействие Л. Троцкого и примкнувших к нему сторонников немедленной попытки организовать мировую революцию, в марте был заключён Брестский мир. Весной 1918 года, опасаясь захвата Петрограда немцами, Ленин перевёл советское правительство в Москву. В январе 1919 года был издан декрет «Об отделении церкви от государства», в марте того же года по инициативе Ленина был создан Коммунистический интернационал, объединивший партии подобного толка со всего мира. Когда политика военного коммунизма и продразвёрстка себя не оправдали, продразвёрстку заменили продналогом, а военный коммунизм — новой экономической политикой НЭП. Экономика молодой страны начала восстанавливаться, а благодаря денежной реформе, проведённой в 1922—1924 гг. Ленин последовательно настаивал на развитии предприятий государственного типа, а также на повсеместной электрификации. Важным вопросом стала форма объединения присоединившихся к Советской России республик: если нарком по делам национальностей И. Сталин предлагал оформить их как национальные автономии в составе России, то В. Ленин настоял на независимости и равноправии всех республик, пусть и в формальном виде — это сыграет свою негативную роль в распаде страны через 70 лет. Внешняя политика В. Ленина Уже вскоре после прихода большевиков к власти, в ноябре 1917 года, Ленин объявил, что Советская Россия отказывается от секретных соглашений 1915—1916 гг. Весной 1919 года Ленин вёл переговоры с прибывшей из США секретной дипломатической миссией. Обсуждались условия прекращения интервенции Антанты в Россию и поддержки Западом Белого движения в обмен на выплату советским правительством царских долгов, однако соглашение достигнуто не было. В том же 1919 году Ленин признал, что мировая революция — дело отдалённого будущего, поэтому необходимо приступить к разработке политики мирного сосуществования Советской России с буржуазным миром, а также развивать международную торговлю. При этом руководитель советского государства считал, что не следует отказываться от игры на противоречиях капиталистических держав, всячески стравливая их и не давая консолидироваться против России. С окончанием Гражданской войны большевикам удалось избежать международной изоляции, заключить мирные договоры и в 1920—1921 гг. В 1922 году к ним присоединилась проигравшая войну Германия, а уже после смерти Ленина, зимой-весной 1924 года, СССР признала целая группа государств во главе с Великобританией. Семья и личная жизнь В. Ленина Как уже говорилось выше, единственной супругой В. Ленина до самой его смерти была Н. Крупская 1869—1939.
За что боролся Ленин и почему он сейчас лежит на Красной Площади. Его так почитают или наказывают?
Фейк: в 2024 году людям покажут настоящее завещание Владимира Ленина и это поможет заново возродить Советский союз. С новостями о самочувствии Владимира Ильича Ленина страна давно привыкла просыпаться и засыпать. На почве поступившей информации о пути Ленина в Россию солдаты Московского полка приняли решение о разгроме редакции большевистской газеты «Правда»[93]:572.
В 2024 опубликуют завещание Ленина, и СССР возродится
Формирование взглядов Сам Ленин рассказывал, что он осознал себя марксистом основной своей задачей марксисты считали коммунистическую революцию в Самаре. А уже в Санкт-Петербурге он выдвинулся среди местных марксистов, включившись в спор между «легальными марксистами» и либеральными народниками. Последние выступали за переход к социализму путём мирных реформ, Ленин же критиковал их за отход от революционных традиций. В апреле 1895 года во время заграничной поездки Ленин встретился в Швейцарии с членами группы «Освобождение труда» и познакомился с лидером российских марксистов Георгием Плехановым. Последнего он считал своим учителем. Вернувшись в Россию, Владимир Ильич участвовал в создании первой отечественной марксистской организации «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Там он женился на своей соратнице Надежде Крупской.
Брак был не единственным «достижением» той ссылки. Ленин закончил работу над книгой «Развитие капитализма в России». В ней он утверждал, что капиталистический прогресс только способствует классовой борьбе пролетариата и буржуазии. В 1900 году, после окончания ссылки, Ленин отправился в эмиграцию. Жил он в Швейцарии, Великобритании и Германии. Кстати, псевдоним «Ленин» он начал использовать только в 1901 году — так он подписал одну из своих статей для своей же подпольной революционной газеты «Искра».
Именно на этом съезде партия раскололась на большевиков и меньшевиков. Первые поддержали Ленина, вторые под руководством Юлия Цедербаума-Мартова выступили против его программы и в целом призывали к мягким способам борьбы с самодержавием. Сам Ленин тогда оценил раскол как «прямое и неизбежное продолжение... Позже соотношение сил между большевиками и меньшевиками постоянно менялось. Первая революция, вторая эмиграция В ноябре 1905 года Владимир Ленин вернулся в Россию — вскоре после того, как император Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Гражданам даровали свободу совести, слова, собраний и союзов и неприкосновенности личности.
Этот же манифест расширил полномочия будущей Госдумы и ограничил самодержавие. Обосновался Ленин в Санкт-Петербурге, где возглавил редакцию газеты «Новая жизнь». В ходе революции 1905—1907 годов он также выступал главой Петербургского комитета большевиков и призывал вступить в вооружённое противостояние с правительством.
Вот буквально только что я прочитал размышления про неё в свежем номере газеты «Слово». Но рискну предположить, что и вы сами продолжаете размышлять о ней, а главное — о том, кому она посвящена. Помню, когда мы прощались после прошлой нашей беседы, вы назвали тему новой книги, работу над которой собирались начать. Я понимал, что многолетний напряжённый труд над ленинской темой вас изрядно утомил. Признайтесь, кто оказался более прав — вы в тогдашнем своём намерении или я в моём предположении? Лев Данилкин: Правы, да. Но чем дальше, тем больше я думаю о Ленине не как об исторической фигуре, а о Ленине как «инструменте» расшифровки того, что происходит вокруг, здесь и сейчас.
Меня занимает эта феноменальная, невообразимая разница между проектом, который пытался реализовать Ленин, и тем миром, где мы очутились. Пожалуй, если бы я сейчас взялся писать книгу о Ленине, она была бы совсем другой. Это не значит, что та была халтурой или ошибкой — нет, там адекватно и достоверно изложена история Ленина, но когда мне по каким-то причинам приходится перечитывать её, я вижу, что одержимость рассказчика поддержкой дистанции между ним и героем обедняет эту книгу. Да что вы? Такая неудовлетворённость у вас? Настолько не нравится? Лев Данилкин: Дело не в «не нравится» — это не вопрос удовольствия от написанного. Просто я ставил тогда перед собой другую задачу — рассказать о жизни Ленина неканоническим, «неправильным» языком, которым о Ленине говорить не принято, устроить нахальную ревизию ленинской биографии... Я думаю, толк от книжки был, этот метод в известной степени работает, мне удалось «остранить» Ленина и, возможно, открыть на Ленина глаза какой-то аудитории. Но я осознаю сейчас, что в погоне за «ревизией» пренебрёг важной проблемой, которая меня больше всего теперь занимает: актуальностью ленинских идей для сегодня, для здесь и сейчас.
Вот про это мне следовало писать. Поясните, пожалуйста, конкретнее. Лев Данилкин: Мы все помним ленинское популярное объяснение, что такое диалектика, — когда в ходе дискуссии о профсоюзах он преподал Бухарину наглядный, на примере стакана, урок: этот объект можно описывать по-разному — он стеклянный, он цилиндр, из него можно пить, им можно швырнуть, а можно использовать его как помещение для пойманной бабочки и так далее. Но у стакана, на самом деле, бесконечное количество свойств и функций, и, перечисляя их, мы никуда не продвигаемся, мы не сможем обрести истины таким образом. Надо искать не абстрактную истину — истина всегда конкретна, надо смотреть на изу-чаемый предмет в связи с окружающим миром; важно, что такое не стакан — вообще, а стакан — для кого? Для чего? В каком контексте? То же, некоторым образом, и с самим Лениным. Моя книжка — про то, как рассказчик одержим поиском, коллекционированием разных «лениных»: Ленина — создателя партии нового типа, Ленина — литературного критика, Ленина-туриста, Ленина-вестернизатора, Ленина-шахматиста, Ленина-диктатора и так далее. Мне, как биографу, казалась чрезвычайно перспективной сама поразительная многосторонность ленинской личности — и подпольной партией руководит, и на коньках катается, и с английского переводит, и крестьянам помогает прошения писать, и теорию отражения создал, и по горам десятки километров наматывал...
И я, как коробейник, вываливал всё это перед читателем и похлопывал по полному мешку своих «фактов» — вон, видите, сколько я «лениных» набрал, вон какая у него жизнь увлекательная! Уверен, читателей книги это прибавило. Лев Данилкин: Я, честно говоря, не слишком рассчитывал на то, что кто-то вообще станет читать тысячестраничную книжку, написанную странным языком и длинными непролазными предложениями. Но сейчас меня беспокоит не стиль, форма, а идеологическая конструкция. Я вижу, задним числом, другую проблему. Я рассчитывал на то, что «факты говорят сами за себя», — и читатель сам найдёт «самого главного», «подлинного», «химически чистого» Ленина, того, кто обладает «ключевым качеством», которое «всё объясняет» — и всё оправдывает. Это была неверная стратегия — мне надо было гоняться не за «Лениным вообще», а указать на Ленина, актуального для здесь и сейчас, Ленина, который может объяснить, как быть с путинской Россией. Сам Ленин наверняка охарактеризовал бы эту книгу про себя как эклектичную — то есть, конечно, он выразился бы посильнее. У Бухарина было подходящее издевательское выражение — «нанизыванье оттеночков на оттеночки»: мы просто оказались среди «множества лениных», в дурной бесконечности. И вместо того чтобы объяснить, как в одном человеке соотносятся «самый человечный человек» и идеолог террора, познать единство и борьбу противоположностей, сфокусироваться на противоречиях, я просто предложил читателю самому убрать тех «лениных», которые интуитивно казались ему «неправильными», и сдвинуть главного героя книги на моральной шкале в ту сторону, которая кажется более приемлемой.
На самом деле задача хорошего биографа Ленина — преодолеть эту дурную бесконечность. И для этого нужно искать не абстрактного «абсолютного» Ленина, а Ленина в связи с его местом в конкретном, сегодняшнем обществе, в рамках сегодняшних обстоятельств. Надо спрашивать не абстрактно — «что такое Ленин», а — «Ленин — для кого? Вы и сами в прошлой нашей беседе обращали внимание, что некоторые действительно важнейшие стороны деятельности Ленина проговорены вскользь, как бы мимоходом. Например, огромные его усилия по организации науки в Советской России. А ведь это имело далеко идущие и весьма плодотворные последствия для глубокой модернизации страны. На самом деле, я всегда говорю: чтобы составить хоть сколько-нибудь адекватное представление о деятельности Ленина, надо читать не биографию — мою или ещё чью-то, а 12-томную Биохронику. Никакая биография заведомо не перемелет этот объём, там про каждые сутки можно отдельный том написать. Проблема с моей биографией Ленина в другом. Я сейчас понимаю, что мой рассказчик некоторым образом «подыгрывал» своему герою.
Это особенно чётко видно, например, в главах, касающихся 1920—1921 годов: Польская война, Кронштадт, Тамбовское восстание, голод в Поволжье — это всё череда катастроф, когда Ленину приходилось принимать сложные и, похоже, не лучшие решения. Мой рассказчик сделал вид, что «всё и так ясно», можно обойтись без подробностей. Для квазихудожественного текста это приемлемо — автор имеет право фокусироваться на том, что кажется более убедительным для его персональной реконструкции, но для историка или исторического социолога, которому надо объяснить, почему у Ленина получилось создать именно тот тип государства, в котором мы оказались, — это проблема. Нельзя было комкать эти моменты, это ошибка. То же касается и Ленина как «неизвестного, едущего при ВЧК», если воспользоваться его собственным выражением в его резком письме Уншлихту 1922 года, — как он контролировал эту организацию, какова именно его роль в её поступках, какова степень ответственности за её действия. Я не то чтобы рву на себе волосы из-за того, что в моём «Ленине» это недостаточно прописано, — у той книги была другая художественная задача, но я просто очень хорошо сейчас вижу другие, новые возможности. Ещё раз: собственно «биография» — набор событий и собранная мной коллекция разных «лениных» — тоже необходимая вещь, без этого тоже никуда не продвинешься. Но это только база для прыжка. Да, ныне очень актуальна идея революции Самокритика ваша имеет основания. И мне нравится такая взыскательность по отношению к собственному труду.
Но не находите ли вы, что тут возникает вопрос о необходимости от вас другой книги про Ленина, которая стала бы, условно говоря, вторым томом вашей Ленинианы? Пусть первый, вводный том в подробностях рассказывает и о детстве, юности, и о каких-то бытовых обстоятельствах ленинской жизни, а вот второй… Как вы сказали бы — о чём в основном он должен быть? Лев Данилкин: О том — вот это нужно показать, — как и почему общество — сегодня, здесь — реагирует на эту фигуру. Что «столкновение с Лениным» говорит об устройстве нашего общества, почему всё, связанное с Лениным, уже балансирует едва ли не на грани допустимого? И поиски подлинного, для здесь-и-сейчас, Ленина обязательно выведут вас на идею актуальности революции. Это на самом деле ядро Ленина — и это самое неудобное в нём для сегодняшних гегемонов. Что Ленин не просто больше «турист», чем «шахматист», или больше «философ», чем «юрист», а что философия для него — это практика политического вмешательства, облечённая в форму теории. Теория, исследующая результаты классовой борьбы, которая продолжается, которая не закончилась 21 января 1924 года. То есть Ленин — это не только набор неких свойств конкретного, родившегося 150 лет назад человека, это вопрос об актуальности идеи, с которой он прожил свою жизнь. На него надо отвечать автору книги о Ленине, а не копаться бесконечно: дали ему немцы в 1917 году деньги или не дали.
Тот вопрос закрыт, а вот про саму идею революции — нет.
Все это идет из детства. У него в роду не было ни капли русской крови. Мать его была немкой с примесью шведской и еврейской крови. Отец — наполовину калмык, наполовину чуваш. Ленин воспитывался в духе немецкой аккуратности и дисциплины. Мать постоянно твердила ему «русская обломовщина, учись у немцев», «русский дурак», «русские идиоты».
Кстати, в своих посланиях Ленин говорил о русском народе только в уничижительной форме. Однажды полномочному советскому представителю в Швейцарии вождь приказал: «Русским дуракам раздайте работу: посылать сюда вырезки, а не случайные номера как делали эти идиоты до сих пор ». Например, «сжечь Баку полностью, брать в тылу заложников, ставить их впереди наступавших частей красноармейцев, стрелять им в спины, посылать красных головорезов в районы, где действовали «зеленые», вешать под видом «зеленых» мы потом на них и свалим чиновников, богачей, попов, кулаков, помещиков. Выплачивать убийцам по 100 тысяч рублей…». Кстати, деньги за «тайно повешенного» первые «ленинские премии» оказывались единственными премиальными в стране. А на Кавказ Ленин периодически отправлял телеграммы следующего содержания: «Перережем всех». Помните, как Троцкий и Свердлов уничтожали российское казачество?
Ленин тогда оставался в стороне. Сейчас найдена официальная телеграмма вождя к Фрунзе по поводу «поголовного истребления казаков». А это знаменитое письмо Дзержинского вождю от 19 декабря 1919 г. Ленин тогда наложил на него резолюцию: «Расстрелять всех до одного». Надо дать двоих, назначив ответственное лицо, моряка, возложив на него и сказав: расстреляем, если не доставишь скоро»; «Мельничанскому дайте за моей подписью телеграмму, что позором было колебаться и не расстреливать за неявку». А вот одно из писем Ленина к Сталину: «Пригрозите расстрелом тому неряхе, который, заведуя связью, не умеет дать Вам хорошего усилителя и добиться полной исправности телефонной связи со мной». Ленин настаивал на расстрелах за «нерадивость» и «нерасторопность».
Например, 11 августа 1918 года Ленин направил большевикам в Пензу указание: «повесить непременно повесить , чтобы народ видел», не менее 100 зажиточных крестьян.
Хотя многие члены правительства, в том числе и Иосиф Сталин, были против такого решения, идею о бальзамировании все-таки приняли. Биохимик Борис Збарский и анатом Владимир Воробьев предложили способ долговременного бальзамирования. Лабораторию разместили прямо в деревянном мавзолее, который закрыли для посетителей. Для сохранности тела использовали смесь из формалина, ацетата калия и глицерина. Википедия Однако метод сохранения останков, которые испробовали советские ученые, требовал постоянных процедур.
В противном случае тело Ленина давно бы ссохлось и распалось в прах. Поэтому работа не прекращалось даже во время войны и эвакуации. Военный историк Борис Юлин подсчитал, что только в 2017 году содержание Ильича обошлось государству в сумму около 17 миллионов рублей, написал сайт «Звезда». Мог лежать не только Ленин Когда скончался Иосиф Сталин, его тело также решено было бальзамировать и поместить в Мавзолей. Для этого фасад усыпальницы замазали надпись «Ленин» и написали две фамилии малиновой краской — «Ленин, Сталин». Разумеется, Мавзолей был для этого мал, и тогда решили отстроить монументальный пантеон, в который также будет открыт доступ широким массам.
Первоначально его планировали возвести на месте ГУМа, но потом решили отказаться от этой идеи. Тогда правительственная трибуна на пантеоне оказывалась напротив существующего Мавзолея.
Почему Ленина не захоронили, вопреки его «завещанию»?
Как-то вот так... И всё вот это выше изложенное, естественно, и с телеэкранов и со страниц прессы, и тому подобного нам преподносят серьёзные историки, высокопоставленные политики, известные журналисты и деятели искусств, как и другие уважаемые люди, иногда в очках, иногда в дорогих костюмах и галстуках, иногда без... И говорят, что это всё наша история. И всё это, опять же, основано исключительно на исторических фактах, которые неоспоримо доказаны, на документах и архивах, причём на самых разных, и у «нас» и у «них» там, у «партнёров» то есть. Ну как же можно им всем не поверить?
Но у меня лично на фоне всего этого всё-таки возникают некоторые вопросы. Ну например, как быть с тем, что всё ещё чуть выше изложенное в данной статье, нам говорили несколько раньше, но тоже очень серьёзные и уважаемые люди? А иногда даже вообще прямо те же самые, что сегодня доносят до нас уже теперь эту «новую правду». Тогда они тоже утверждали, что это наша история, и она именно такая.
Они что, получается, тогда, раньше, врали? Нам что постоянно врали на протяжении жизни трёх поколений? Лично у меня и ещё у миллионов точно таких же как я, все эти серьёзные и уважаемые люди сначала забрали всё то, чему мы верили и чем гордились, то, за что мы уважали свою страну, а потом забрали и саму страну, вместе с её идеологией, флагом и названием. А почему и с какой стати я должен верить всему этому теперь?
Где гарантия, что ещё через пару лет, или даже десятков лет, кто-нибудь что-нибудь не найдёт в каком-то пыльном архиве, не рассекретит, и всё это снова не «окажется» совсем по-другому? Ведь тогда, не так давно, всё тоже было доказано и архивами, и учёными, и всем остальным... Что это всё вообще такое? Мне говорят, это история, это факты.
Но разве история и факты могут несколько раз кардинально изменяться буквально с точностью до наоборот, в течении пары десятилетий? И всё это на глазах одних и тех же людей? Во многих дискуссиях, где я пытался отстаивать необходимость беспристрастного изучения исторических материалов, мне оппонировали, что мол нельзя изучать историю без привязки к убеждениям и политической ситуации, без оглядки на интересы страны или народа, или того и другого вместе. Ну вот там, всё это чуть выше, как раз и есть история с оглядкой на убеждения и политические интересы, полюбуйтесь...
Похоже на историю или больше на пропаганду? По-моему, на второе, причём в чистом виде. Но пойдём далее. Возникают уже несостыковки с действительностью.
Если даже поверить в то, что вот она, наконец, истинная правда, вот только сто лет спустя вылезла она на поверхность и предстала перед нами во всей своей красе или неприглядности, кто такой тогда вообще получается Ленин? Кем в действительности являлся человек, который лежит у нас до сих пор в виде мумии в мавзолее на главной площади в столице, всё ещё самой большой в мире страны, которому повсеместно всё ещё стоят памятники, и его именем ещё полно всего кругом называется? Вернёмся к последним фактам последней версии развития событий и возьмём это всё за основу. Идёт война с Германией.
Наши войска доблестно сражаются с врагом на всех фронтах. И даже, как оказывается, на территории иностранных государств — по просьбе союзнического французского правительства, и на Западный фронт, во Францию, был отправлен Русский Экспедиционный корпус, где повсеместно, куда бы не попал, демонстрировал примеры воинской доблести и героизма в сражениях с германской армией. В это же самое время некая группа людей, граждан России! Ради достижения данной цели, а также ради собственного благополучия, эта группа вступает в сговор с противником России в войне — Германским режимом, через его спецслужбы.
Спецслужбы Германии предоставляют Ленину и его сподвижникам всю посильную материальную, пропагандистскую и логистическую помощь, так как в данный конкретный момент цели Ленина и немцев в развале Российской власти и вывода страны из войны, даже ценой поражения, полностью совпадают. Методы действия организации Ленина: создание различных школ пропагандистов и революционеров-террористов в Европе с целью их дальнейшей переброски в Россию, пораженческая пропаганда в войсках на фронте, призывы сдаваться или дезертировать, ведение подрывной и разлагающей деятельности внутри страны, шпионаж в пользу Германии, а потом и осуществление непосредственно силового захвата власти в государстве, при активной помощи, финансировании и содействии прямого врага России — Германии. Как это всё может называться?... Неужели освобождением страны от тирании?...
Я уже заранее вижу, как меня смешают, мягко говоря, с экскрементами за такое сравнение, но всё-таки задам вопрос: а чем в таком случае, по смыслу, принципам и методам своих действий Владимир Ильич Ульянов-Ленин отличается от другого «борца за освобождение народов Росси от диктатуры» с помощью немцев и тоже во время войны с Германией, Андрея Андреевича Власова?... Ну, конечно, кроме того, что у первого всё задуманное, к удивлению многих и даже самих немцев, получилось, а у второго нет. Мне вот, например, опять же исходя из всей последней открывшейся правды, кажется, что отличий как-то вообще мало, если не сказать, что они почти отсутствуют. Только почему-то один, у которого всё это, по сути, предательство Родины вышло и все вражеские планы он осуществил успешно и до самого конца, у нас лежит в мавзолее и так далее, а второй, у которого ничего из всего этого не получилось, был в 1945 году пойман на чешской территории при попытке уйти и пригодиться ещё тем же американцам, потом осуждён, повешен, и сейчас считается одним из самых гнусных и позорных предателей в истории страны.
Осипова тоже. Крамер — основатель Института нейрохирургии им. Он же основатель института психиатрии. Это люди, которые оставили след в мировой медицине. Именем Бехтерева сегодня названы 47 симптомов, синдромов, точек и заболеваний. Рекорд, который никто не побил.
Очевидно, что Бехтерев настаивал на продолжении антисифилитического лечения. Там так и написано. И потом. Врачи констатировали, что Ленин заболел 25 мая 1922 года. Начали вести дневник 28 мая. Специалист по нейросифилису Кожевников появился уже на следующий день.
Никаких задержек. Всё было понятно сразу. Вы ранее заявляли об этом. В России с 1914—1915 года лечили именно препаратами ртути, мышьяка и висмута. И это действительно помогавшая терапия. У меня есть памятка для лечения красноармейца от сифилиса.
Препарат серьёзный. Вводили медленно. Несколько часов нужно лежать. Ленина лечили по всем самым высшим стандартам. Там описано лечение по высшим немецким стандартам. Я — гериатр, изучаю старческие болезни.
Сегодня пожилые люди живут в состоянии болезни долго. А болезнь, которой болел Ленин, к сожалению, приводила к изменению поведения пациента. Больным нейросифилисом врачи, как правило, вообще рекомендовали заканчивать работать. В этой болезни добрый отец семейства часто становился злым тираном. Таким людям запрещалось переутомление. Врачи настоятельно рекомендовали увольняться со службы и уезжать в деревню.
Не вступать ни в какие финансовые операции. Есть случаи проигрышей целых имений. А у нас такой человек руководил целым государством. Человек, который не может спать. У него были сильнейшие головные боли. Он был истощен.
Ленин долго находился в статусе неврастении.
Вот и в анонсе предстоящего выпуска зрители услышали от господина Никонова о том, что В. Ленин не был сторонником семейных ценностей. В подтверждение этого В. Никонов приводит один из первых ленинских декретов, который облегчил какое безобразие! Интересно, считает ли Никонов себя нарушителем традиционных семейных устоев - ведь если верить СМИ - он дважды воспользовался безбожным «антисемейным» ленинским декретом, женившись в третий раз. А ранее по православной традиции заключение нового брака считалось прелюбодеянием, за что церковь накладывала епитимью. Да что там В. К облегчённой Лениным процедуре развода с женой не преминул прибегнуть САМ президент!
Трудно представить, что внук известного революционера, народного комиссара и министра иностранных дел СССР В. Молотова, сын советских ученых-историков не знает, что первые ленинские декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояний» и «О расторжении брака» были прогрессом в семейных правоотношениях - брак основывался не на имущественной выгоде, а на любви. Для этого ничьих согласий уже не требовалось ни родительского, ни воинского начальства. Только согласие самих брачующихся. В семье провозглашались равные права и обязанности мужа и жены. Это ли не семейные ценности? Или г-ну Никонову ближе традиционный семейный уклад царской православной России, когда выдавали девушку против ее воли за нелюбимого и живи-терпи до самой смерти?
Многие другие художественные произведения также запечатлели тяжелую долю женщин всех национальностей в царской России, вынужденных жить с нелюбимыми мужьями до конца дней своих.
Поэтому В. Ленин считал:«…Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях». О праве наций на самоопределение февраль—май 1914 г. Но для тех, кто сейчас «владеет умами» зрительской аудитории, абсолютно не важно, чем руководствовался В. Он виноват во всем априори. Когда украинский и российский общественный деятель Спиридон Килинкаров на передаче «Время вспомнить» 25. Они заявили, что Ленин уничтожил русский мир. Но на просьбу Килинкарова расшифровать, что же такое «русский мир» а большинству зрителей это тоже интересно четкого ответа не последовало.
Вместо этого ведущий А. Кузичев вывел простую формулу, приводя слова Ф. Клинцевича:«Я русский офицер белорусского происхождения». Ознакомив нас с такой формулировкой «русского мира» Кузичев гордо удалился на рекламу. А зритель так и остался гадать, почему при Владимире Ильиче Ленине не могло быть русских офицеров белорусского, украинского, польского, армянского, еврейского и другого происхождения? С образованием СССР все они стали называться советскими офицерами.
Все обвинения против Ленина построены на фальшивках. Интервью с Колпакиди
Начало XX века. Золотарёвым Первым местом его работы — с 7 мая 1855 года — стал Дворянский институт в Пензе. В июле 1860-го сюда на должность инспектора института приехал Иван Дмитриевич Веретенников. Илья Николаевич подружился с ним и его женой, и в том же году Анна Александровна Веретенникова урожденная Бланк познакомила его со своей сестрой Марией Александровной Бланк, которая на зиму приезжала к ней в гости.
Илья Николаевич стал помогать Марии в подготовке к экзамену на звание учительницы, а она ему — в разговорном английском. Молодые люди полюбили друг друга, и весной 1863 года состоялась помолвка. А в августе уже сыграли свадьбу, и «девица Мария Бланк» стала женой надворного советника Ильи Николаевича Ульянова — чин этот ему пожаловали также в июле 1863 года.
Анна Ильинична рассказывала: «Старшие не могли нам выяснить этого. Фамилия казалась нам французского корня, но никаких данных о таком происхождении не было. У меня лично довольно давно стала являться мысль о возможности еврейского происхождения, на что наталкивало, главным образом, сообщение матери, что дед родился в Житомире — известном еврейском центре.
Бабушка — мать матери — родилась в Петербурге и была по происхождению немкой из Риги. Но в то время как с родными по матери у мамы и ее сестер связи поддерживались довольно долго, о родных ее отца, А. Бланк, никто не слышал.
Он являлся как бы отрезанным ломтем, что наводило меня также на мысль о его еврейском происхождении. Никаких рассказов деда о его детстве или юношестве у его дочерей не сохранилось в памяти». О результатах розысков, подтвердивших ее предположение, Анна Ильинична Ульянова сообщила Иосифу Сталину в 1932 и 1934 годах.
Да и вторая сестра Ленина, Мария Ильинична, тоже полагала, что факт этот «пусть будет известен когда-нибудь через сто лет». Ста лет еще не прошло, но уже опубликованные данные позволяют с достаточной уверенностью прочертить родословную семьи Бланк… Прадед Ленина — Моше Ицкович Бланк — родился, видимо, в 1763 году. Первое упоминание о нем содержится в ревизии 1795 года, где среди мещан города Староконстантинова Волынской губернии под номером 394 записан Мойшка Бланк.
Откуда появился он в здешних местах — неясно. Впрочем… Панорама Симбирска со стороны Московского тракта. Золотарёвым Некоторое время тому назад известный библиограф Майя Дворкина ввела в научный оборот любопытный факт.
Где-то в середине 1920-х архивист Юлиан Григорьевич Оксман, занимавшийся по заданию директора Ленинской библиотеки Владимира Ивановича Невского изучением родословной вождя мирового пролетариата, обнаружил прошение одной из еврейских общин Минской губернии, относящееся якобы к началу XIX века, об освобождении от подати некоего мальчика, ибо он является «незаконным сыном крупного минского чиновника», а посему, мол, община платить за него не должна. Фамилия мальчика была — Бланк. Показывая документ, Каменев буркнул: «Я всегда так думал».
На что Бухарин ему ответил: «Что вы думаете — неважно, а вот что будем делать? И с тех пор этого документа никто не видел. Так или иначе, Моше Бланк появился в Староконстантинове, будучи уже взрослым, и в 1793 году женился на местной 29-летней девице Марьям Марем Фроимович.
Из последующих ревизий следует, что он читал как по-еврейски, так и по-русски, имел собственный дом, занимался торговлей и плюс к тому у местечка Рогачево им было арендовано 5 моргов около 3 га земли, которые засевались цикорием. В 1794-м у него родился сын Аба Абель , а в 1799-м — сын Сруль Израиль. Вероятно, с самого начала у Моше Ицковича не сложились отношения с местной еврейской общиной.
Он был «человеком, который не хотел или, может быть, не умел находить общий язык со своими соплеменниками». Иными словами, община его просто возненавидела. И после того как в 1808 году от пожара, а возможно и поджога, дом Бланка сгорел, семья переехала в Житомир.
Но поводом для письма стало иное: сохраняя неприязнь к своим соплеменникам, Дмитрий Моше Бланк предлагал — в целях ассимиляции евреев — запретить им ношение национальной одежды, а главное, обязать их молиться в синагогах за российского императора и императорскую фамилию. Любопытно, что в октябре того года о письме было доложено Николаю I и он полностью согласился с предложениями «крещеного еврея Бланка», в результате чего в 1850-м евреям запретили ношение национальной одежды, а в 1854-м ввели соответствующий текст молитвы. Исследователь Михаил Штейн, собравший и тщательно проанализировавший наиболее полные данные о родословной Бланк, справедливо заметил, что по неприязни к своему народу Моше Ицковича «можно сравнить, пожалуй, только с другим крещеным евреем — одним из основателей и руководителей Московского Союза русского народа В.
Грингмутом»… Александр Дмитриевич Бланк 1799—1870.
Когда Владимир Ильич умер, слишком много людей захотели с ним проститься. Для этого тело вождя обработали специальным составом. Когда прощание затянулось, Ленина поместили в склеп на Красной площади, где он и лежит по сей день.
Однако все они написаны историками, которые не имели никакого отношения к медицине. После смерти Ленина появилось много слухов о причинах болезни. За все годы о Ленине и причинах его смерти было написано всего две книги. Автором одной из них стал Юрий Лопухин, работавший с 1951 года в мавзолее.
О болезни вождя в произведении сказано немного. Основная часть посвящена теме бальзамирования тела. Кто наблюдал за здоровьем Ленина Документы о болезни, написанные врачами, хранятся в толстой дерматиновой папке. Они состоят из 410 страниц. Но это не медицинские заключения, поскольку слово диагноз там не фигурирует. Зато там указаны сведения о том, с кем встречался Ленин, что ел и прочее. Записи велись с мая 1922 года. Считается, что именно в этот период Ленин заболел.
Дневник вели трое врачей: В. Крамер, А. Кожевников, В. Доктора, лечившие вождя, были неврологами. У современных историков вызывает сомнения состав бригады врачей, которые лечили Ленина. По официальной версии, у Владимира Ильича было несколько инсультов. Интересен тот факт, что к моменту начала болезни в России было три ведущих невролога: Г. Россолимо, Л.
Даркшевич и Л. Когда в страну приехали иностранные специалисты, их удивило, что никто из российских светил не занимался лечением Ленина. Этот великий человек сумел изменить ход истории, но почему-то его лечили никому неизвестные врачи. Из более известных неврологов вождя наблюдал Бехтерев, которого отравили в 1928 году. В народе поговаривали, что его смерть была связано с тем, что он поставил Сталину диагноз паранойя. Однако родня Бехтерева полагает, что его убили именно из-за диагноза, поставленного Ленину.
Прикосновение к личности Ленина не может не волновать, не заставлять нас самих стремиться стать лучше. Позволяет оно и лучше понять многое в нашей истории… И сейчас, в эпоху на время восторжествовавшего антикоммунизма и ленинофобии, все, кому дороги идеалы социализма, празднуют день рождения вождя. А как праздновал свой день рождения сам Владимир Ильич? И праздновал ли вообще?.. Мало кто сейчас знает, что в Российской империи, где родился В. Ленин в 1870 году, дни рождения практически и не отмечали, если только речь не шла о днях рождения титулованных особ, членов царской семьи. День рождения, который остается любимейшим детским праздником в России уже на протяжении 100 лет, — подарок Советской власти, создавшей светский вариант нашей культуры. Россия дореволюционная была религиозным государством, и в обществе и там праздновали не день рождения, а именины или день ангела. Это совсем другой праздник, посвященный не приходу в наш мир данного конкретного человека, а памяти его ангела-хранителя — уже умершего и канонизированного церковью святого, носившего такое же имя. Поэтому именины в царской России обязательно начинались с церковной службы в честь «своего святого», на которой присутствовал именинник, его друзья и родственники. Лишь потом они отправлялись к имениннику домой, где их ждал праздничный стол. Над Владимиром Ильичом обряд крещения совершили 16 апреля по-старому стилю, или 28 апреля — по новому, 1870 года, то есть когда ему было 6 дней от роду. В метрической книге Никольской церкви города Симбирска есть запись: священником Василием Умовым крещен сын коллежского советника Ильи Николаевича Ульянова и его жены Марии Александровны, оба — православного вероисповедания. Имя Владимир было выбрано не случайно — день рождения В. Ленина — 10 апреля по старому стилю, или 22 апреля — по новому в XIX веке григорианский и юлианский календари отличались не на 13, а на 12 дней. В Святцах — это день поминовения святого Вадима, преподобномученика Персидского. Имя Вадим в церкви считается сокращением от имени Владимир. Надо сказать, что Илья Николаевич, отец Владимира Ильича, хоть и был человеком образованным он преподавал естественные науки в гимназии и симпатизировавшим идеям революционных демократов он любил Некрасова, Добролюбова, Чернышевского и привил эту любовь детям , при этом всю жизнь отличался искренней набожностью. Семья посещала по воскресеньям и по праздникам церковные службы в Богоявленской церкви, которая находилась поблизости от их дома. На Ильин день день ангела Ильи Николаевича приглашали священника на дом. Можно не сомневаться, что в детстве Владимира Ильича в их доме его именины праздновали так же, как и везде в России того времени: утром — церковная служба, вечером — праздничный стол, подарки, детские игры. Но праздновали, вероятно, скромно, потому что родные Ленина, и прежде всего его старшая сестра Анна Ильинична, вспоминали, что любимым праздником в доме Ульяновых было Рождество это от мамы, получившей немецкое воспитание, ведь традиция ставить елку пришла из Германии. Известно, что, даже будучи председателем Совнаркома, Ленин устраивал рождественские елки для детей рабочих и крестьян и сам участвовал в этих праздниках. Вместе с тем Ульянова-Елизарова все же вспоминает, что в дни ангела в семье принято было дарить подарки, и особенно ценились подарки, сделанные своими руками. Некоторые из них сохранились до наших дней и экспонируются в ульяновском Доме-музее Ленина. В 16 лет Владимир Ильич разорвал с религией подобно старшим брату и сестре. Принято считать, что это было связано с лицемерием со стороны одного знакомого семьи — симбирского священника. Илья Николаевич был еще жив он умер рано, в тот самый год 16-летия Владимира Ильича, и с его уходом религиозные традиции семьи окончательно истаяли. Очевидно, что, став атеистом, Ленин от церковного празднования своих именин отказался.
Почему Ленина не захоронили, вопреки его «завещанию»?
Эсерка во время допроса заявила, что выстрел в Ленина совершила именно она, но специалисты в этом до сих пор сомневаются. Ленин пишет о том периоде: «До лета 1918 года советская власть была больше похожа на кисель, чем на железо.». Следует ли рассматривать высказывание Ленина о том, что «нужно желать поражения своему правительству» в качестве предательства родины. История жизни и смерти Владимира Ленина до сих пор крайне противоречива.
Как отмечал свой день рождения Владимир Ленин
Как и зачем покушались на мумию вождя мировой революции Ленина | Расскажем эту историю, свидетельствующую о том, что Ленин говорил народу правду, не зная страха. |
Ленин (Ульянов) Владимир | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов | На почве поступившей информации о пути Ленина в Россию солдаты Московского полка приняли решение о разгроме редакции большевистской газеты «Правда»[93]:572. |
В 2024 опубликуют завещание Ленина и СССР возродится - Фейк или правда - Лапша Медиа | Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить. Народная мудрость. Писать о жизни и смерти одного из самых знаменитых людей, живших в XIX и XX веках, очень сложно — жизнь нашего героя изучали целые институты, в советское время его биографию зубрили в школе. |
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) | О судьбе тела Ленина публично заговорили только в перестройку и продолжили после распада СССР. |
1924г. Посмертное вскрытие В. И. Ульянова - Ленина
Ленин окрасил своим именем целую эпоху нашей истории, на которую приходятся основные символы национальной гордости россиян — победа в Великой Отечественной и прорыв в космос. Sergey, ваша "правда" о Ленине и большевиках говорится в фашистких листовках? Деятельность Ленина имеет как положительные, так и отрицательные оценки, что не мешает основателю СССР оставаться лидирующим революционером во всемирной истории.
Нам врали 70 лет? Кем на самом деле был Ленин?
Если бы они находились в эмиграции, скажем, в Швеции, то им было бы проще. Финансировал ли немецкий Генштаб Ленина Я подробно исследовал этот сюжет. У меня есть книга «Великая Российская революция», в которой этой проблеме посвящена глава. Те средства, которые теоретически могли бы попасть в руки Ленина и сыграть какую-то роль в его успехах, точно не были деньгами германского государства. Финансовый след появляется, если мы ищем, каким образом большевистская партия, причем в партнерстве с «Социал-демократией Королевства Польского и Литвы», то есть с представителями леворадикальной, но все-таки другой партии, купили типографию для газеты «Правда». На нее они потратили примерно 250 тысяч рублей — очень крупная сумма по тем временам, но не экстраординарная. На эту тему существует большой объем литературы, опубликовано много источников, в том числе следственное дело большевиков.
У меня получается, что приходы и расходы большевиков не сходятся на 30 тысяч. Как был покрыт этот незначительный дефицит, точно неизвестно. Но в принципе могли помочь большевик Ганецкий и польский левый социал-демократ Козловский. Яков Фюрстенберг Ганецкий руководил фирмой, принадлежавшей Александру Парвусу, который был подданным Османской империи, жил в Германии. Он был правым социал-демократом, политическим махинатором и бизнесменом, в прошлом — российским подданным, товарищем Троцкого во время революции 1905-го года. В этот момент он уже разошелся с большевиками и официально дел с ними никаких имел.
На фирму Парвуса, управляющим которой работал Ганецкий, направлено огромное внимание — якобы через нее шло некое финансирование большевиков. Но финансы наоборот шли из России в Швецию, где работала эта фирма. Она поставляла продукцию в Россию — лекарства, письменные принадлежности, — а деньги шли в обратном направлении. Более того, этот денежный поток был перекрыт постановлением Временного правительства, которое вообще закрыло вывоз денег из страны. Фирма была после этого обречена. У нее были еще какие-то капиталы, но этот корабль тонул, и Парвус потерял к ней интерес.
Ганецкий был товарищем Ленина. Почему бы ему не вынуть из такой фирмы немножечко денег? Он привозил в Россию незначительную сумму денег, в том числе и на оплату адвоката фирмы Козловского, который мог передать средства на типографию. И повторю, что речь идет о незначительной части затрат на нее. Правда, как только типографию запустили, она печатала брошюры как раз для польских социал-демократов. Предполагалось, что она начнет печатать «Правду».
Но в этот момент произошли июльские события, типография была захвачена, редакция разгромлена, и таким образом ничем это для победы большевиков не помогло. На этом эпизоде, где ничего до конца не доказано, основана вся эта перевернутая пирамида предположений о том, что Ленина финансировал германский Генштаб. Нет, германский Генштаб его не финансировал. Парвус лично Ленина тоже не финансировал. Но, может быть, сотрудник Парвуса, он же по совместительству большевик Ганецкий мог сделать небольшое полезное дело даже без ведома Парвуса. Но из-за неудач большевиков в июле 1917-го года даже гипотетически возможная незначительная помощь со стороны Ганецкого не сыграла заметной роли в политических успехах большевиков и Ленина.
Напомню, что современное российское государство — это Российская Федерация, а не Российская империя. Она является независимой с 25 декабря 1991 года. Российская федерация и Российская империя — это разные государственные образования с совершенно разными границами. И это разные этапы нашей, конечно же, большой тысячелетней истории, которая у нас с украинцами зачастую является общей. Эту общую историю мы не имеем права приватизировать. Здесь нужно, конечно, быть очень четким в формулировках.
Страна Украина как нечто отдельное с доминирующим на определенных территориях украиноязычным населением существует много веков. Есть интересная дискуссия о том, когда она образовалась, но это произошло ровно тогда, когда образовалась Россия. Нужно понимать, что Русь, опять же, — это не Россия. Вот была Древняя Русь, которая, между прочим, называется иногда Киевской по ее столице. Нет, эта территория была большим пространством, где начиналась история России, Украины и Белоруссии. Здесь существовало очень разное население, в том числе не славянское.
Потому что если что-то разделяется, появляются половинки или, как в данном случае, трети. Но это на самом деле, конечно, длительный процесс постепенного проявления различий, в том числе в связи с отсутствием общей государственности. Напомню, что значительная часть русьских земель от слова Русь находилась в составе Великого княжества Литовского. И вот в этой обстановке так же, как выделяется Украина, выделяется и Россия. В какой момент их начали называть Украиной, абсолютно не принципиально, потому что, повторю, Российской Федерацией наше государство тоже начали называть довольно поздно, но это не значит, что Россия как страна появилась именно в этот момент, когда она возникла под современным названием. Россия и Украина — ровесники.
Литературная норма русского языка — тоже довольно позднее явление, так же, как и литературная норма украинского языка. Они связаны с индустриальной модернизацией, когда востребован именно стандартный язык, который транслируется через школу, а не через различные говоры и наречия. Поэтому процесс национального строительства Украины стал в некоторой степени ответом на русификацию, на русскую стандартизацию. Он также успешно развивался в Австро-Венгрии, где были более свободные условия для развития национальных культур. В общем, Украину как страну, Ленин никак придумать не мог, но она для него стала огромной проблемой. Он, вообще говоря, сам был не рад существованию отдельного украинского государства.
Можно ли было Украину сделать частью унитарного российского государства Смотря когда. Мы говорим о 1917 годе, когда относительно унитарная империя заменилась республикой, стремящейся к федеративной организации. Согласно переписи населения 1897 года, даже в Екатеринославской и Харьковской губерниях преобладало малороссийское население. Та территория Украины, которая доставляла Ленину неприятности в 1917 году, как раз была в границах тех губерний, где большинство себя само идентифицировало так. Это основная территория Украины за минусом Австро-Венгерской, находившейся за линией фронта. Когда Ленин пришел к власти в октябре 1917-го года, он не контролировал Украину.
Ему нечего было изобретать Украину, все изобрели для него. В этот момент существовала образовавшаяся еще весной 1917-го года украинская Центральная рада, которая была органом Украинского национального представительства. Потом, в ходе тяжелых переговоров с Временным правительством, она стала органом территориального представительства.
Во время схватки с чекистами Никитин сумел выстрелить себе в сердце и не промахнулся. Видимо, это было ему нужно для легализации в столице. В кармане убитого нашли записку, из которой стало ясно, что тот был ярым контрреволюционером. Митрофан негодовал, что с большевиками страна катится в бездну и призывал к борьбе с режимом. После этого Ленина никто не трогал более 20 лет. Или просто в общем доступе нет информации о покушениях за этот период времени.
Следующее происшествие состоялось в 1957 году. Тогда Ленин в Мавзолее лежал в компании со Сталиным и поэтому точно неизвестно кто из вождей был мишенью. В сакральное для каждого советского человека место пробрался некий гражданин Романов. У него в кармане был всего лишь флакон с чернилами, но и им он воспользоваться не успел. Безумцы против Ильича Очередное посягательство на реликвию состоялось в 1959 году. Тогда один из посетителей Мавзолея выхватил из-под одежды молоток и начал наносить удары по стеклянному саркофагу. Террориста задержали, но его имя и мотивы история не сохранила. Известно лишь то, что его признали невменяемым и поместили в психиатрическую клинику. Ровно через год, в 1960-м, житель Узбекистана Минибаев запрыгнул на ограждение и разбил ногами стекло саркофага.
На первом же допросе злоумышленник признался, что планировал свою атаку на вождя много лет. Его также признали безумным и отправили на принудительное лечение. После этого нападения на несколько месяцев закрыли для посещений. Усыпальницу оснастили специальным стеклом повышенной прочности. Уже в 1962 году новую защиту проверил пенсионер Лютиков из Сергиева Посада. Он бросил в стекло камень.
Абсолютно объективная вещь, где и белые, и красные показаны с разных сторон. Возьмите «Тихий Дон» - 20-е годы. То же самое. Там нет таких, вот этот - абсолютно хороший, этот — абсолютно плохой. Вот такой был Ленин. Делягин: - В ситуации, когда стоит вопрос — кто кого, в ситуации, когда… мы читали все эти телеграммы, часть из них подделана, но некоторые телеграммы, призывающие к беспощадным расправам над врагом, в том числе потенциальным, а не явным врагом, - но в ситуации, когда власть держится на… даже не на штыках, а, извиняюсь за мой французский, на соплях, когда в любой момент все может рухнуть, когда отсутствует понимание того, что вообще где происходит, когда власть находится в руках вчерашних школьных учителей, которые не знают и не умеют ничего, от слова совсем, и при этом социальная и психологическая катастрофа, - в этих условиях я не уверен, что я не был бы более жестоким, и любой человек не был бы более жестоким, чем Ленин. Познер: - Ленин в аду, в этом нет у меня никаких сомнений. Знаете, как-то меня спросили, когда я выступал где-то, если бы я мог взять интервью у любой тройки, которая находится в аду хотя я атеист, но, тем не менее, чтобы я сыграл в эту игру , у кого бы я взял? Я сказал, что не стал бы брать интервью у настоящего злодея, например, у Сталина или у Гитлера, это неинтересно, злодей он и есть злодей. А вот интересно бы взять интервью у человека, который хотел хорошее, стремился на самом деле, как он думал, к хорошему, а сотворил дичайшее зло. И в этом смысле, сказал я, конечно, я бы взял интервью у Ленина. Конечно, он в аду, в этом нет у меня никаких сомнений если ад существует, конечно. Я не сомневаюсь, что он действительно хотел добиться хорошего общими словами. А вообще стремление к идеалу привело к кошмару. Кашин: - Любая идея, даже если она называет себя правой, на самом деле в любом случае левая, если она подразумевает превалирование идеи над человеком. В этом смысле и Гитлер, конечно, левый. И Гитлер, конечно, ленинец. И любой человек сегодня или там вчера, или когда, который говорит, что нужно сделать что-то, чтобы всем было хорошо, но кому-то, наверное, будет плохо, он, безусловно, наследник Ленина. Пока наследники Ленина живы еще на земле, мне будет казаться, что Ленин еще в Мавзолее. Есть же всякие коллекции — великие злодеи, великие преступники. Безусловно, в ряду самых главных людоедов в истории человечества он занимает почетное, наверное, даже первое место. Шишкин: - Кстати, это интересный вопрос: с какой исторической фигурой его можно сравнитьУ меня, кстати, совершенно необычное, может быть, сравнение будет. Я считаю, что Ленина нужно сравнивать с генералом Франко в Испании. Потому что, в общем-то, так же, как и Ленин, генерал Франко не имел никаких, что называется, официальных возможностей встать во главе государства. Он их мог только захватить. Он был частью большого генеральского заговора, который созрел в испанских колониях. И, в общем-то, вот такими вооруженными действиями он и пришел к власти. Его никто не выбирал. Собственно, как и Ленина. Ведь его же никто не выбирал. Делягин: - Я понял, с кем можно поставить рядом - с Иисусом Христом. Пусть меня простят люди, которых я сильно обижу сейчас, я перед ними искренне извиняюсь. Потому что Иисус Христос в ситуации совершенно безумной создал новую мораль. Ленин эту самую мораль в абсолютно обезумевшем обществе переформатировал и попытался реализовать. Да, и в храмах погром учинял, как, между прочим, Иисус Христос тоже учинил погром в храме, когда он там менял оттуда выкидывал. Много, много, много другое. По-нашему, Иисус бы сидел по 282-й статье и по многим другим статьям, с нашим Уголовным кодеком. Но это вот из этого ряда. И не случайно Блок во главе матросов, которые, в общем-то, были очень близки к бандитам по своему поведению, поставил именно Иисуса Христа. Это не было желанием выслужиться перед новой властью. Это не было шизофренией интеллигенции. Он почувствовал именно это, он почувствовал религиозный характер русской революции. Ленину этот религиозный характер был чужд. Он был рационалистом. Но именно рациональный его характер позволил ему эту революцию возглавить. Пучков: - Многие вспоминают отношение Ленина к церкви, ее разграбление и уничтожение священников. Ну, поскольку представители церкви яро выступали против новой власти, то совершенно неудивительно, что с ними подобное происходило. Попробуйте сейчас выступить против конституционного строя, будет очень интересно посмотреть, что же с вами произойдет? Вот недавно была такая замечательная организация «Сеть», за которую в который раз так яростно вступалась наша самопровозглашенная интеллигенция, ну, вот, посмотрите, что это такое и как обязано действовать государство в отношении людей, которые норовят это самое государство уничтожить, развязать гражданскую войну. Ну и еще немного вдогонку, так сказать, про чистки и террор. Например, своих врагов, подонков, типа генерала Краснова, большевики отпускали под честное слово, что они никогда не будут заниматься военными действиями против новой власти. Подонки давали честное слово, после этого бежали на Дон и там оттуда развязали гражданскую войну, в которой, говорят, по самым скромным оценкам, погибло до 10 миллионов наших соотечественников. Видимо, этим людям мы должны быть благодарны за 10 миллионов убитых, а вовсе не Владимиру Ильичу Ленину, который этих подонков, как раз наоборот, пытался угомонить. И угомонил, слава богу. Платошкин: - В стране с религиозным сознанием Ленина назвали бы святым. Главное в нем — самоотречение полное. Ради других людей. Это человек, который установил зарплату министра на уровне зарплаты рабочего. Это он. С кем рядом поставить Ленина- это Махатма Ганди, это Мандела. А самое лучшее определение в ответ на ваш вопрос дал Максим Горький, у которого с Лениным были очень сложные отношения, особенно после революции. Горький выступал против многих вещей. Так вот, Горький после смерти Ленина, когда его попросили сказать пару слов, он сказал: в стране с религиозным сознанием Ленина назвали бы святым. Сванидзе: - Ленин был реально террористом. Достаточно почитать его записи, его бумаги. Он шел тем же путем. Он ненавидел священников. И он их уничтожал. Почитайте его записи — это страшное дело. Чем больше мы в этой связи расстреляем представителей реакционного духовенства, тем лучше, - пишет Ленин. Познер: - Вообще отношение к Русской православной церкви у очень многих выдающихся русских писателей и мыслителей было сугубо отрицательное. Вспомните Чаадаева, что он писал о Русской православной церкви в «Философических письмах». Вспомните Пушкина — «Сказка о попе и работнике его Балде». Вообще к попам относились плохо, потому что церковь была грабительской, потому что это была государственная религия, потому что она отождествлялась с властью. Русская православная церковь всегда стремилась к власти, сталкивалась с царями, в частности, с Иваном Грозным, и не только. Да, конечно, Ленин был атеистом. Надо полагать, что он в бога не верил. Но в данном случае борьба-то была не с религией как таковой, а именно с Русской православной церковью как с организацией. Кстати, во многих странах это было. Во Франции во время Французской революции вешали священников на столбах. Возьмите народные сказки, скажем, в Англии — Робин Гуд. Кого веселая банда Робин Гуда грабила? Церковников, монастыри, аббатства и т. Потому что они выжимали деньги из простого народа. Я думаю, что это очевидная вещь — почему так Ленин, в частности, относился к Русской православной церкви, отождествляя ее, по сути дела, с царизмом. Шишкин: - Конечно, у него были свои политические личностные предпочтения. Конечно, он ненавидел династию Романовых. Прежде всего, за казнь его собственного брата, который собирался взорвать Александра III с помощью проданной им золотой медали школьной. И, конечно, месть династии Романовых. И прежде всего — Александру III. Это была одна из форм ленинской мести как таковой. Я считаю, я считаю, что, конечно, например, вот переименование Музея изящных искусств им. Александра III в Государственный музей изобразительных искусств им. Александра Сергеевича Пушкина, это не случайно. Это ведь не потому, что Пушкин — великий поэт. А потому что Пушкин написал оду «Вольность», в которой есть такие слова: Самовластительный Злодей! Тебя, твой род я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. И вот это осуществленное пророчество оно и лежит сегодня, собственно, на фасаде Государственного музея изобразительных искусств, оно является осуществленным пророчеством для Владимира Ильича Ленина. Чью память мы вот, получается, чтим благодаря вот этому замечательному сопоставлению. Поэтому оно имеет отношение не к Пушкину, а к мести Ленина. Месть Ленина — она была тотальной. Он ведь был снесен уже летом 1918 года. Но ведь Ленин же находился вне критики. Он же был как бы божеством. Он как божество и захоронен в центре города. Потому что он является некой вот такой вот, магической фигурой такого коммунистического, конечно, сознания. Познер: - Конечно, он не был ура-патриотом, которые размахивают флагом и говорят: Россия, вперед, мы лучше всех! Но он был патриотом, я бы сказал, в лучшем смысле. Потому что для меня настоящий патриот это тот, который не терпит недостатков своей страны, который против них борется, который не скрывает их. Я всегда привожу в этом случае стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ». Лермонтов, безусловно, любил Россию, но с горечью, с болью говорит о том, что он ненавидит в этой самой России. И я уверен, что у Ленина было примерно такое отношение. Но я называю это патриотизмом в высшем смысле этого слова Мне не кажется, что Ленин стремился к власти. Ленин был одержим идеей. Вот Сталин был одержим властью, а Ленин — нет. И он, несомненно, хотел победы социализма в России, он верил в это, он мечтал об этом. И когда ты читаешь письма Ленина и разные его статьи, которые потом не были опубликованы, потому что в этих письмах есть подтверждение того, что он стал понимать, что он ошибся.
Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23. Два тела Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму — то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно. Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия — все зависит от точки зрения. В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось. С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось. Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане — другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства. Ленин и ленинизм Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина. Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет. В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло. В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ.
Сифилис Ленина – правда или миф? Истинная причина смерти Ленина
«Во время второго заболевания Ленина, видимо, в феврале 1923 года, Сталин на собрании членов Политбюро после удаления секретаря сообщил, что Ильич вызвал его неожиданно к себе и потребовал доставить ему яду. Другие специалисты, как, например, хирург Юрий Лопухин, автор монографии «Болезнь, смерть и бальзамирование В. И. Ленина: Правда и мифы», считает версию с сифилисом несостоятельной и полагает, что фатальные изменения в организме Ленина — последствия покушения на него. 46. Есть теория, что Ленин высказывал недовольство работой Иосифа Сталина, когда тот редактировал газету «Правда». У правительства России нет планов выносить тело Ленина из Мавзолея — хватает других вопросов и проблем. Он пытался доказать гениальность Ленина, но исследование не дало результатов, а срезы до сих пор хранятся в московском Институте мозга.
О компании
- Что осталось от тела Ленина - Афиша Daily
- Тайна смерти Ленина вот уже 98 лет покрыта мраком
- Почему Ленина нельзя вынести из Мавзолея и похоронить? | 360°
- Культ личности Ленина и оценки
- Вся правда о Ленине - интересные факты, познавательные статьи, цифры и новости -
- Комментарии