Некоторые эксперты на основании всего этого выступили с предположением, что месть за открытое нападение на территорию Ирана (которой по дипломатическим правилам считается территория консульства) и убийство Захеди окажется настолько масштабной, что Израилю. Станислав Тарасов: мы видим борьбу на нефтяных рынках между Ираном и Ираком, но она не стала доминирующей причиной конфликта. Эскалация между соперниками растёт с 7 октября, однако Иран принял стратегическое решение не позволить втянуть себя в прямую войну.
Клуб «Валдай»
Если раньше обсуждался опосредованный конфликт между Ираном и Саудовской Аравией на сторонних театрах военных действий — в Сирии, Ираке, Йемене, то теперь речь идет о прямом столкновении между сторонами. Какие бы прокси-конфликты ни происходили до сих пор между Ираном и Израилем, они никогда не приводили к нанесению удара по дипломатическому представительству. А вот возникновение мировой войны на фоне эскалации конфликта между Ираном и Израилем политолог исключил. Ранее сообщалось, что Иран атаковал Израиль с применением беспилотников и ракет в ответ на авиаудар по иранскому консульству в Дамаске в начале апреля. В субботу, 13 апреля, Иран начал атаку на Израиль и выпустил десятки беспилотников-камикадзе.
Иран и Саудовская Аравия на пороге войны? Мнение казахстанского политолога
Эскалация между соперниками растёт с 7 октября, однако Иран принял стратегическое решение не позволить втянуть себя в прямую войну. Какие бы прокси-конфликты ни происходили до сих пор между Ираном и Израилем, они никогда не приводили к нанесению удара по дипломатическому представительству. А вот прокси-война между Ираном и Израилем продолжится, как она идет уже много лет», – считает эксперт.
Новая война в Заливе: насколько вероятен конфликт между Ираном и Саудовской Аравией?
Есть над чем поломать голову и в Тель-Авиве, и во всех столицах Глобального Запада, потому что полномасштабная война будет означать коллапс перевозки многих групп товаров, и в первую очередь энергоносителей, в Ормузском проливе и в Красном море. Ну, и конечно, ГЗ придется стоять на разрыв штанов: кому помогать, Украине или Израилю? Похожее мнение высказал научный сотрудник центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов. Он полагает, что если Израиль не ответит, то пострадает и репутация действующего правительства страны, и, что важнее, глобальное «табу» на ведение боевых действий против Израиля. А каким он будет и в каком масштабе — вопрос открытый», — заключает ученый. В этом смысле ее сравнивают с похожим хоть и менее масштабным ударом Ирана по американским военным базам в Ираке в ответ на убийство американцами иранского генерала Касема Сулеймани в 2020 году — тогда в результате «акции возмездия» ни один американский военный не погиб. Кроме того, во многом постановочный характер носил и конфликт Ирана с Пакистаном в начале 2024 года. Сергей Марков высказал версию , что вся история с ударом Ирана по Израилю является следствием тайных договоренностей между разведками двух стран.
Договорняк — потому что Ирану большая война с Израилем не нужна. А маленькая постоянная — нужна. Израилю тоже большая война с Ираном не нужна. А маленькая — очень нужна Нетаньяху», — отметил политолог. Мнение о том, что война с Ираном выгодна действующему премьер-министру Израиля, высказал и бывший украинский политик Олег Царев. Он считает, что эскалация конфликта — это «вопрос политического выживания» для Нетаньяху, поэтому «дальнейшие шаги по провоцированию войны на Ближнем Востоке можно ждать разве что от него». На такое негативно реагировали даже в США.
Война с Ираном — другое дело.
В нем также говорится: "Военные действия Ирана, проведенные на основании статьи 51 Устава ООН, касающейся законной обороны, были ответом на агрессию сионистского режима против наших дипломатических объектов в Дамаске. Дело можно считать завершенным". Если Израиль "совершит еще одну ошибку", ответ Ирана будет значительно более суровым, подчеркивается в комментарии. Реакция Израиля Израиль готовится к нескольким дням противостояния с Ираном, зафиксированы уже более 100 иранских беспилотников. В связи с иранской атакой, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху собрал заседание военного кабмина в укрепленном комплексе Минобороны в Тель-Авиве. В свою очередь Армия обороны Израиля сообщила в своем Telegram-канале, что сирены воздушной тревоги прозвучали в кибуце Снир в северной части страны. Израиль рассчитывает на помощь США и других стран в перехвате иранских беспилотников вне израильского воздушного пространства, сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.
Источник РИА Новости сообщил, что тяжелая артиллерия Израиля начала наносить удары по ряду приграничных ливанских поселений.
Тегеран голосовал против плана, понимая, что он приведет к военному противостоянию. С 1948 по 1979 годы, вплоть до Исламской революции, Иран и Израиль были не просто партнерами, а союзниками, сотрудничавшими как в экономической, так и в военной сфере. Как Израиль и Иран были союзниками? Причин для дружеских отношений между Ираном и Израилем было множество. Евреи проживали на территории Ирана на протяжении тысячелетий, и особых противоречий между двумя народами никогда не было. После того как Ирак ополчился против собственного еврейского населения в результате раздела Палестины, Иран служил в качестве перевалочной базы для тех, кто бежал из страны. После Шестидневной войны 1967 года - военной операции Израиля против арабской коалиции, представленной Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром - было введено нефтяное эмбарго. Единственной страной, которая поставляла нефть в Израиль, оказался Иран.
По территории Израиля было запущено не менее 200 дронов и ракет, большинство из них сбиты. Перед атакой Ирана на израильскую территорию наш специальный корреспондент Вячеслав Терехов поговорил о возможном масштабе ответа и его последствиях со старшим научным сотрудником Центра анализа стратегий и технологий Юрием Ляминым. Ответный удар вполне вероятен!
Лямин: Вероятность нанесения такого удара, как мне кажется, очень большая. Иначе это будет расценено как крайняя слабость Ирана! Более того, нельзя исключить что подобная "слабость" может спровоцировать Израиль на еще более опасные шаги.
Надо понимать, что Израиль своим ударом по консульству Ирана в Сирии пересек, грубо говоря, негласную черту, которая отделяла две стороны от более серьезного военного конфликта. Да, в их взаимоотношениях не исключались диверсионные акты, саботажи, использование в своих целях различных враждебных группировок, но при этом они уходили от прямых военных ударов по территории друг друга и по объектам, на которые распространяется экстерриториальность. Не было ударов по самолетам, кораблям, по территории посольств.
Удар по иранскому консульству, как недавно заявил верховный лидер Ирана, — это удар по территории Ирана. Фактически это звучит так: не ответить на такой удар значит показать свою уязвимость, и не только по отношению к Израилю, но и по отношению к другим странам региона. С точки зрения региональный политики это было бы демонстрацией слабости крупной региональной державы.
Лямин: Да, это выглядит именно так. Повторюсь - много лет между Израилем и Ираном проходят тайные действия друг против друга в виде вариантов диверсионной войны, но от прямых ударов друг против друга они воздерживались. И вдруг Израиль пошел на этот шаг?!
И с политической точки зрения ничего другого, кроме как нанести ответный удар, просто невозможно себе представить. Ответный удар должен быть, но не чрезмерным.
Ответный удар Ирана по Израилю: между проявлением силы и риском войны
Теракты в Иране и России происходят потому, что западные страны, а особенно США, поддерживают радикалов, заявил министр обороны Исламской Республики Мохаммад Реза Аштияни. Эскалация между соперниками растёт с 7 октября, однако Иран принял стратегическое решение не позволить втянуть себя в прямую войну. В субботу, 13 апреля, Иран начал атаку на Израиль и выпустил десятки беспилотников-камикадзе. Иран всегда стремился избегать прямой конфронтации с Израилем, предпочитая использовать для этого своих региональных прокси, и пока вряд ли готов отказаться от этой хорошо отлаженной стратегии, приносящей результаты. Ровно 35 лет тому назад началась война между Ираном и Ираком – одна из самых кровопролитных, ожесточённых и продолжительных войн XX века.
Уроки выживания от Ирана
Поддерживаемое Ираном парламентское большинство позавчера приняло резолюцию, инициирующий вывод коалиционных войск из Ирака (не факт, что прокатит, но попытка хорошая!). Одной из особенностей теневой войны между Израилем и Ираном являются многочисленные удары возмездия по торговым судам, которые начались в 2019 году. Четыре гражданина Йемена стали жертвами атаки беспилотником по газовому месторождению Хор Мор на севере Ирака. Китайское дипведомство назвало эскалацию конфликта между Ираном и Израилем побочным эффектом войны в Газе и призвало закончить боевые действия. много лет между Израилем и Ираном проходят тайные действия друг против друга в виде вариантов диверсионной войны, но от прямых ударов друг против друга они воздерживались. При этом Блинкен подчеркнул, что удары Ирана и Израиля в начале месяца усилили опасения, что война в секторе Газа может перерасти в полномасштабный конфликт на Ближнем Востоке.
Иран начал воздушную атаку против Израиля: хронология событий
Иран всегда стремился избегать прямой конфронтации с Израилем, предпочитая использовать для этого своих региональных прокси, и пока вряд ли готов отказаться от этой хорошо отлаженной стратегии, приносящей результаты. Пока сообщается только о попытках сбивать запущенные Ираном дроны над Ираком. И хотя радикальные боевики движения "Исламское сопротивление Ирака" взяли на себя ответственность за обстрел военной базы США, администрация Байдена продолжает настаивать на том, что наказание всё равно должен нести именно Иран. Ирак намерен поддерживать определённое равновесие в своих отношениях с США и Ираном, не позволяя Тегерану серьёзно вмешиваться в свои внутренние дела, но и не попадая в зависимость от США в вопросах двусторонних отношений с Ираном. Пока сообщается только о попытках сбивать запущенные Ираном дроны над Ираком.
Зачем Иран атаковал базы США и к чему ведут такие удары
И в такой ситуации Соединенным Штатам ничего не останется, как присоединиться к авантюре. С самого начала событий в секторе Газа было видно, что Израиль пытается спровоцировать иранцев, сначала ударами по иранской марионетке «Хезболла», а затем ударами по Сирии. Иран действовал более или менее сдержанно, вероятно, понимая, что ставки высоки. Что, в свою очередь, вероятно, привело к последнему удару, на этот раз непосредственно по самому Ирану, представленному его консульством в сирийской столице Дамаске. Эта воздушная атака ставит Тегеран в очень некомфортную ситуацию. С одной стороны, если Иран ответит военным путём, он может ввергнуть весь Ближний Восток в войну, почти наверняка с участием Соединенных Штатов. Перспектива, которая не особенно приятна даже для мощного в военном отношении Ирана. С другой стороны, Тегеран не может не ответить Тель-Авиву, поскольку это снизит его престиж как среди палестинцев, ливанцев, иракцев и миллионов других мусульман по всему миру, так и среди собственного населения. Это очевидная ловушка, причём двойная.
Он направлен не только против Ирана, но и против США, которым в случае войны между Израилем и Исламской Республикой придется активировать американские военные активы, расположенные в регионе.
При этом зачастую ответные действия Тегерана и находящихся под его эгидой сил «Оси сопротивления» затрагивали не столько Тель-Авив, сколько Вашингтон, так как целью атак проиранских сил служили прежде всего американские военные объекты в Сирии или Ираке. Новый фронт и стратегия истощения Однако на этот раз Исламской республике необходимо сделать так, чтобы её ответ пришелся именно по Израилю. Ситуация заметно отличается от теракта в Кермане, когда Иран возложил ответственность за него как на США, так и на Израиль, хотя сам подрыв был выполнен руками террористов ИГИЛ террористическая организация, запрещена в РФ. Тогда обвинения строились на предположениях и косвенных уликах, сейчас же очевидна причастность Израиля к атакам, а значит, и ответ должен быть соответствующий. Главный союзник Ирана, «Хезболла», уже располагает широким арсеналом различных ракет, беспилотников и прочих средств поражения и пока не задействовал их в полной мере в противостоянии с Израилем. Теперь же у «Хезболлы» появляется возможность активировать эти ресурсы.
Существуют и иные варианты действий, касающиеся открытия новых фронтов против еврейского государства. В частности, нельзя исключать массированных атак со стороны проиранского «Исламского сопротивления Ирака» с сирийской части Голанских высот, которые давно служат базой проиранских группировок. Нападения могут осуществляться как с помощью РСЗО, иных типов ракет, так и новейшими беспилотниками, которые могут быть получены от Ирана. Вполне вероятно и использование штурмовых групп для вторжения на оккупированные Израилем Голаны. Кроме того, удары по Израилю могут наноситься и через территорию Иордании со стороны Ирака силами того же «Исламского сопротивления». Абу Али аль-Аскари, начальник службы безопасности иракского ополчения «Катаиб Хезболла», входящего в проиранское «Исламское сопротивление Ирака», заявил, что его силы готовы вооружить и обучить 12 тыс. У Аль-Аскари даже есть план, как разрушить связи между Иорданией и Израилем, блокируя дороги и предотвращая доставку товаров.
В Иордании, которая уже более двух недель борется с уличными демонстрациями против Израиля, были созваны срочные военные дискуссии, чтобы подготовить сценарий, в котором королевство станет новым фронтом для «оси сопротивления». США не хотят эскалации С другой стороны, массированное вторжение «Хезболлы» на территорию Израиля, вероятно, заставит вступить в конфликт и Соединенные Штаты.
Поэтому шансы на дипломатическое решение конфликта невысоки. Но действия США непоследовательны и весьма неочевидны.
Они не понимают, как быть с сектором Газа, и, по сути, пассивно идут в израильском фарватере». Кому и зачем нужна эта война Зато Израилю нужна война — как и отчасти Ирану. Стороны подошли к краю, а также заинтересованы в уничтожении друг друга. Он отметил, что на это указывает несколько факторов.
Наконец, накануне премьер Биньямин Нетаньяху посетил авиабазу Тель-Ноф, где осмотрел истребители. Они же и будут принимать участие в возможной операции против Тегерана», полагает эксперт. Вопрос только в том, как этот конфликт будет идти?
Тем не менее, разведывательные силы израильского режима, которые рекламировались как самый надежный шпионский аппарат в мире, не смогли собрать воедино детали и раскусить план ХАМАСа. Не только "Моссад" и "Шабак", но даже ЦРУ и МИ-6, которые имеют большое присутствие в Западной Азии и известны, как самые могущественные разведывательные службы планеты, не могли предвидеть грядущую атаку.
Такой поворот событий разрушил идею «безопасной земли для евреев», которую стремился создать Израиль. Представьте себе, что вы израильский солдат, которому теперь предстоит столкнуться с «самой большой угрозой» - Ираном. Кажется невозможным, чтобы силы, изо всех сил пытающиеся противостоять ХАМАСу, набрались смелости и выступили против иранских сил, которые выиграли все битвы, в которых участвовали за последние четыре десятилетия. Даже если израильские политики решат совершить еще одну ошибку и стимулировать войну против Ирана, США скорее сосредоточатся на разрешении войны на Украине и противодействии влиянию Китая, чем повторят прискорбно тщетные саги об Ираке и Афганистане. Фактически, к большому огорчению Израиля, США уже начали постепенный вывод своих войск из Западной Азии и пытаются отказаться от роли крестного отца этого режима, продвигая решение проблемы двух государств.
В целом создается впечатление, что сторонники нападения на Иран выражают свои нереализованные желания, изображая из себя аналитиков и мудрых политиков.