Указ о вольных хлебопашцах был подписан 20 февраля 1803 года императором Александром первым. Именно последнее называлось современниками основным препятствием распространения практики освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах. Указ о вольных хлебопашцах принятый в 1803 г. Видео. Указ о вольных хлебопашцах (Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных) от 20 февраля 1803 года. К появлению указа о вольных хлебопашцах привели такие причины.
Указ о свободных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г.
Указ о Вольных хлебопашцах | ИСТОРИЯ ОГЭ - YouTube | В статье анализируются причины недостаточной статистической эффективности реализации указа «о вольных хлебопашцах» 1803 года. |
Издание Указа о вольных хлебопашцах | Именно указ о вольных хлебопашцах стал основой реформы 1861 г., отменившей крепостное право в России. |
Закон о вольных хлебопашцах 1803. Указ о вольных хлебопашцах | Дата издания указа о вольных хлебопашцах – 20 февраля 1803 года. |
Вольные хлебопашцы по указу александра. Закон о вольных хлебопашцах | Предпосылки «Указ о вольных хлебопашцах» был принят в 1803 году императором Александром I. Идею документа Александр позаимствовал у графа Сергея Румянцева, решившего отпускать своих крестьян с землей на волю за некую сумму. |
История России. Правление Алекcандра I. Указ о вольных хлебопашцах. | Если ты сдаешь историю, то забирай полезные материалы для подготовки здесь! Все даты по всемирке уже ждут тебя это телега с кучей п. |
4 Марта1803 г. Был издан указ «о вольных хлебопашцах». Он
Указ о вольных хлебопашцах 1803 г. Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волюпо заключении условий, на обоюдном согласии основанных 20 февраля 1803 г. Именно указ о вольных хлебопашцах стал основой реформы 1861 г., отменившей крепостное право в России. Стоил ли указ своих усилий? УКАЗ «О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ» 1803 г. издан Александром I 20 февраля. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г. Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волюпо заключении условий, на обоюдном согласии основанных 20 февраля 1803 г.
Вольные хлебопашцы - особое сословие на Руси
По именному его императорского величества высочайшему указу, данному Правительствующему сенату минувшего февраля в 20-й день за собственноручным его величества подписанием, в котором изображено: Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным обязательствам 33 присвоено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой род жизни. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступает во все обязанности и права, в сих условиях означенные. Сие распространяется и на тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного.
Принятие указа о вольных хлебопашцах — это, несомненно, прогрессивный шаг императора Александра I по пути цивилизованного государства.
Кроме этого Указ имел и большое идеологическое значение. Впервые первое лицо государства считает возможным освобождать крепостных крестьян с наделом земли и за выкуп. Именно этот Указ лег в основу реформы 1861 года, когда было отменено крепостное право в России.
Александр возлагал на этот указ большие надежды, и было приказано ежегодно подавать сведения в канцелярию о числе крестьян пожелавших воспользоваться этим Указом. Количество освобожденных за выкуп крестьян говорило также о готовности дворянства расстаться со своими привилегиями.
Министры отчитывались перед Сенатом. Подчинённые могли представить министру свои соображения, если были не согласны с его решениями, но оспорить эти решения они не могли. По замыслу Александра, в дальнейшем коллегии необходимо было упразднить.
Учреждался также Комитет министров как следует из названия, он состоял из глав министерств , которые должны были собираться для рассмотрения текущих дел. Следующие несколько лет выявили ряд недостатков в работе министерств. Среди них — путаница в полномочиях, пересекающиеся функции, нечётко прописанные обязанности министерств и лично министров. Поэтому в 1810—1811 гг. Эти акты определили, кому какими государственными делами заниматься: внешняя политика — министерству иностранных дел, внешняя безопасность — военному и морскому ведомству, суд — министерству юстиции, внутренняя безопасность — новоучреждённому министерству полиции.
Министерству внутренних дел поручили всё, что связано с развитием земледелия и промышленности. Появилась новая должность — государственный контролёр. Ему предстояло руководить проверкой государственных счетов. В первое десятилетие царствования Александра I были проведены реформы управления. Создан Непременный совет, затем преобразованный в Государственный совет — высший совещательный орган при императоре.
Уточнены полномочия Сената. Вместо коллегий созданы министерства — высшие административные и исполнительные органы. Министерства возглавляли министры. При каждом министре была канцелярия и совет. Министра назначал и увольнял император.
Осуществлено разделение полномочий между министерствами, определены их обязанности. Таким образом, была создана эффективная система управления Российской империей, которая существует с изменениями и в наши дни. Социально-экономическая политика Александр, как и его бабушка, пытался выяснить общественное мнение относительно отмены крепостного права в России. Для этого 20 февраля 1803 г. Из указа «Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных» «1 Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин.
По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступают во все обязанности и права, в сих условиях означенные. Сие распространяется и на Тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного. Задания: 1. Почему указ получил название «О вольных хлебопашцах»? На каких условиях можно было отпускать крестьян на волю?
Свернуть В период царствования Александра I по этому указу свободу получили около 50 тыс. Именно указ о вольных хлебопашцах стал основой реформы 1861 г. Александр хотел запретить продажу крепостных крестьян без земли, потому что это позволяло вывозить их из родных краёв, разлучать с семьями. Но консервативно настроенное окружение отговорило императора делать это. Тогда Александр I ограничился тем, что запретил публиковать в газетах информацию о продаже крепостных.
С 1810 по 1816 гг. С разрешения помещика крестьяне могли заниматься торговлей и другими видами предпринимательства. В то же время государство активно продавало казённых крестьян частным лицам, чтобы восполнить дефицит бюджета. В 1804—1805 гг. Батракам установили минимальный размер оплаты труда.
В 1819 г. Таким образом, при Александре I было сделано несколько шагов к ограничению крепостного права: принят Указ «О вольных хлебопашцах», отменена личная крепостная зависимость крестьян в Прибалтике, сделаны попытки ограничить произвол помещиков в отношении крепостных крестьян. Начинания Александра I не встретили одобрения в обществе, но заложили основу для отмены крепостного права в 1861 г. Реформа образования В 1803 г. Теперь в каждом крупном городе должно быть высшее учебное заведение, поэтому в 1802—1804 гг.
В 1804 г. В каждом губернском городе областном центре открывалась гимназия, в каждом уездном городе районном центре — училище. Все эти заведения объявляли бесплатными и бессословными. Для руководства системой образования создано Главное управление училищ. С 1809 г.
В статские советники V класс можно было попасть только после окончания университета. В 1811 г. Курс обучения там длился шесть лет. Туда принимали детей от 10 до 14 лет. Аналогичные лицеи открылись в Нежине и Одессе.
Репин Подведём итоги: реформа образования сделала возможность получения знания более доступной для всех слоёв населения. Открылись новые университеты, которым была дана значительная автономия.
Если обязанности этого договора не выполнялись, то крестьяне возвращались помещику. Таких крестьян называли вольными, свободными хлебопашцами по названию этого Указа. С 1848 года они стали называться государственными крестьянами.
Принятие указа о вольных хлебопашцах — это, несомненно, прогрессивный шаг императора Александра I по пути цивилизованного государства. Кроме этого Указ имел и большое идеологическое значение. Впервые первое лицо государства считает возможным освобождать крепостных крестьян с наделом земли и за выкуп.
Указ о вольных хлебопашцах: причины принятия, содержание документа и дальнейшие последствия
Указ о вольных хлебопашцах (1803 год) имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Принятие Указа о вольных хлебопашцах: историческое значение Указ о вольных хлебопашцах был принят в 1861 году на основе реформы Александра II. Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нём впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп, если такое условие было оговорено в договоре.
4 марта 1803 года — в России вышел «Указ о вольных хлебопашцах»
Указ о вольных хлебопашцах — Википедия с видео // WIKI 2 | Указ о вольных хлебопашцах принятый в 1803 г. Видео. |
Указ о вольных хлебопашцах кратко, фото | Указ о вольных хлебопашцах был принят в 1861 году на основе реформы Александра II. |
4 Марта1803 г. Был издан указ «о вольных хлебопашцах». Он | Суть и значение указа. |
Россия в XIX веке: Указ о вольных хлебопашцах
Однако из-за недостатков и сильного сопротивления дворян не был принят всеобъемлющий закон, который позволил бы освободить крестьян от помещиков. Основные недостатки указа. Таким образом, крестьянин не мог купить себе выход, даже если у него были деньги. Землевладелец не был обязан продавать землю. Он мог отказаться без каких-либо юридических последствий; — владелец земли определял выкупную цену. Он мог установить определенную сумму, чтобы фермера нельзя было уволить — размер и расположение земли также определялись владельцем. Таким образом, он мог избавиться от непродуктивной земли и получить за нее больше денег; — свободные крестьяне должны были проходить военную службу без возможности отсрочки у них не было времени на обустройство на земле , что устраивало не всех крестьян; — лордам не запрещалось делать невыгодные для крестьян условия при приобретении земли.
Они могли, например, освободить их при условии, что они продолжали облагаться обычными сборами корве и налогом. В целом, декрет был больше направлен на решение проблем землевладельцев, чем крестьян. Если они чувствовали, что им слишком трудно обеспечивать крестьян и они хотели избавиться от земли, они могли освободить их и получить за это деньги. Указ о вольных хлебопашцах: предпосылки и причины принятия В начале XIX века остро встала проблема крестьянства и их положения в Российской империи. Они находились в полной власти хозяина дома. Конечно, крестьяне хотели выкупить себя на свободу, но это было невозможно, потому что не было соответствующих указов.
Настроения среди крестьян говорили о необходимости реформ; крепостные крестьяне демонстрировали свое недовольство отсутствием свободы и абсолютной властью помещиков над ними. Крестьяне не были заинтересованы в эффективной обработке чужих земель, что сказывалось на их урожаях. Все больше и больше людей хотели покинуть деревню и переехать в город. Все это стало предпосылкой для создания Декрета о свободных крестьянах. Более того, сам император Александр I выступал за отмену крепостного права. Взойдя на престол, он сразу же заявил, что раздача государственных крестьян будет прекращена.
Однако, поскольку отменить крепостное право сразу не представлялось возможным, император начал издавать указы, которые в конечном итоге должны были привести к главной цели. Первый шагреформы Александра IСледующим шагом стал указ от 12 декабря 1801 года, который предоставил купцам, простолюдинам, государственным и феодальным крестьянам за пределами городов право покупать землю. Следующим шагом стал указ о свободных крестьянах. Указ о вольных хлебопашцах: суть Этот правовой акт давал помещикам право освобождать крепостных по отдельности или целыми деревнями и наделять их землей.
Крестьянин мог получить свободу лишь с согласия помещика, за это он должен был выплатить выкуп или исполнить повинности. Также помещикам разрешалось дарить свободу безвозмездно. Если помещик умирал, то его права и обязанности передавались законному наследнику. В том случае, если крестьянин не выполнил свои обязательства в оговоренный срок, его возвращали помещику. Освобожденных крестьян называли «свободными» или «вольными хлебопашцами». После получения свободы крестьяне были обязаны нести рекрутскую повинность.
Указ о вольных хлебопашцах: итоги и значение По требованию императора ему ежегодно присылали ведомости, в которых указывалось число крестьян, ставших свободными. Законодательный акт показал настроение дворян, власти смогли оценить, насколько оно готово расстаться с привычным для него укладом.
Крестьяне-собственники в России: Историко-статистический очерк. Объективная потребность в развитие производительных сил, капитализма, массовые выступления крепостных подталкивали органы власти к обсуждению вопроса о предоставлении гражданских прав крепостным крестьянам в начале XIX века. Я считаю, что их можно свести к двум главным: Объективная потребность в развитие производительных сил, капитализма, массовые выступления крепостных подталкивали органы власти к обсуждению вопроса о предоставлении гражданских прав крепостным крестьянам в начале XIX века. Бюрократическая процедура перевода крестьян в состояние вольных хлебопашцев задействовала множество других лиц, помимо крестьян и помещиков, была крайне сложной.
В свою очередь, если провести анализ его сущности, теоретических конструкций, сложившейся вокруг него судебной практики, то мы придем к более обстоятельному заключению. Абсолютизация незначительных статистических показателей применения данного указа ведет к заблуждению о малоэффективности и отсутствии каких - либо значимых практических результатов. Екатерина II предлагала создать новое законодательство на началах просветительской философии, а Александр I акцентировал внимание на том, что можно заимствовать от других народов, «более известных в просвещении», «примерные узаконения» и ими подтверждать твердость собственных законов. Одной из таких заимствованных концепций являлась идея «общественного договора» в ее интерпретации со стороны Ж. Можно предположить, что идея о возможности постепенного решения крестьянского вопроса с помощью договорной регламентации отношений между крестьянином и помещиком есть не что иное как применение «общественного договора» на микроуровне. В своем трактате Ж.
Руссо писал: «бесполезно и противоречиво такое соглашение, когда, с одной стороны, выговаривается неограниченная власть, а с другой - безграничное повиновение»6, а свобода определяется как подчинение «закону, который ты сам для себя установил»7. Эти тезисы приводят нас к мысли о том, что при анализе указа «о вольных хлебопашцах» 1803 года необходимо сделать акцент на категориях «согласие» и «свобода». В официально изданных правилах для помещиков и чиновников использовалась принципиально важная концепция «согласия», которая подчеркивала добровольный характер совершаемого действия с обеих сторон. И замечает, что «установленная правительством многоуровневая система наблюдения и контроля за добровольностью должны были стать своеобразной гарантией соблюдения принятых всеми заинтересованными сторонами условий освобождения крестьян»8. На практике, согласие не всегда соблюдалось, помещики не хотели исполнять условия договора. Однако, крестьяне могли получить защиту, обратившись к губернским властям или даже к императору с прошением о восстановлении справедливости.
Обязательства, о которых условились помещик и крестьянин, передаются его наследникам. То же можно сказать и о правах помещика. Если крестьянин не исполняет обязательств, он с семьей и землей возвращается в зависимость к помещику. Освобожденные крестьяне получают название свободных хлебопашцев. Вольные хлебопашцы могут перейти в другое состояние стать ремесленниками, торговцами и т. Отпущенные крестьяне, как и государственные, должны платить налог государству.
Также они должны были нести рекрутскую повинность. Судить хлебопашцев надлежало в тех же учреждениях, что и государственных крестьян. Отпущенные крестьяне, выполнившие свои обязанности перед помещиком, могут свободно распоряжаться своей землей. Они также могут переходить в другие губернии, уведомив о переезде Казенную палату. Хлебопашцам даруются права государственных крестьян. Если земля крестьянина или он сам были заложены, то крестьянин по желанию его бывшего хозяина перенимает этот долг помещика с разрешения кредитора.
Вот и все условия указа 1803 года. Но если говорить коротко, то указ о вольных хлебопашцах предусматривал право помещиков отпускать крестьян с землей, назначая условия выкупа. Следует подчеркнуть, что право это могло не использоваться помещиками , то есть указ носил только рекомендательный, а не обязательный характер. К концу восемнадцатого века Россия испытывала экономические затруднения. Бюджет государства пополнялся скудно и, в основном, за счет присоединения новых земель и роста налогоплательщиков. Россия оставалась аграрной страной с плохо развитыми внутренними экономическими связями.
Одним из тормозящих механизмов экономики являлось крепостное право. О возможной его отмене начали говорить в конце восемнадцатого века. Однако император Александр I не решался принять такой радикальный шаг из-за активного сопротивления большинства дворян и чиновников. Хотя минусы крепостного права для экономики страны были очевидны. Взаимозависимость помещиков и крестьян тормозила развитие сельского хозяйства. Первые иногда были вынуждены кормить их за свой счет в год плохих урожаев, а вторые работали на чужом поле и делали это не слишком хорошо.
К тому же, периодически часть крестьян изъявляла желание выйти из крепостного права. Но для этого не существовало законодательных норм. Частичный выход из положения случайно предложил граф Сергей Румянцев. Он выступил с инициативой о том, чтобы освободить некоторое количество своих крестьян и наделить их землей за определенную сумму. Александр I воспользовался этой идеей. Идея реформы предполагала освобождение крестьян от помещиков.
Подписание указа не привело к большим результатам, но он стал предпосылкой к главной реформе крепостного права в девятнадцатом веке. Суть указа Его главная идея была замаскирована: правительство хотело наделить правом крестьян стать свободными, но вместо этого там сделан акцент на выгодах помещика. Поэтому в указе прописали именно так: «…об отпуске помещикам своих крестьян на волю…». Тем самым указав на то, что именно они на добровольных началах могут освобождать крестьян с выгодными для себя условиями, а не те выкупать себя. В документе указали 10 пунктов. Помещик мог отпустить крестьянина одного или с семьей и даже целое селение вместе с землей.
Условия выкупа оговаривались между ними самостоятельно. Договоренности после выкупа сохранялись и для крестьянина и его наследников, и для помещика. Если крестьянин нарушал договоренности, он и его семья вместе с землей возвращались помещику.
Вольные хлебопашцы
Социально-экономические последствия Указа о вольных хлебопашцах Указ о вольных хлебопашцах, принятый в 1803 году Российской империей, имел значительное значение для освобожденных крестьянам и для сельского хозяйства в целом. Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.) Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев. Указ о вольных хлебопашцах – данный документ подписал Александр І 20 февраля 1803 года. Указ о вольных хлебопашцах от 1803 года стал вторым крупным законопроектом Российской империи, после "Трехдневной барщины", стремящийся облегчить участь крепостных крестьян. Именно указ о вольных хлебопашцах стал основой реформы 1861 г., отменившей крепостное право в России. Указ о вольных хлебопашцах был подписан 20 февраля (4 марта) 1803 года императором Александром первым.
Указ о вольных хлебопашцах: причины принятия, содержание документа и дальнейшие последствия
Указ о вольных хлебопашцах – данный документ подписал Александр І 20 февраля 1803 года. Тем не менее, указ о вольных хлебопашцах явился предтечей реформы 1861 года. Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.). Что такое УКАЗ О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ 1803 Г? издан Александром I 20 февраля.
4 Марта1803 г. Был издан указ «о вольных хлебопашцах». Он
Указ имел лишь рекомендательный характер, то есть помещики по своему усмотрению освобождали или нет крестьян. Итоги Указа. За период 1801 по 1861 года лишь 1.
Поражение в борьбе с Францией Александр I попытался компенсировать завоеванием Финляндии. В 1808 г. По Фридрихсгамскому мирному договору 1809 к России была присоединена Финляндия, получившая весьма широкую автономию в составе империи. Еще в 1806 г. Русский флот под командованием Д. Сенявина одержал ряд крупных побед над флотом Османской империи.
Однако боевые действия затянулись. Лишь в мае 1812 г. Кутузов, разбив турецкие войска при Рущуке, вынудил Османскую империю заключить мир. Союз России и Франции, заключенный в Тильзите, оказался весьма непрочным. Отношения между обоими партнерами довольно быстро начали ухудшаться. Разрыв торговых связей с Англией в результате присоединения России к континентальной блокаде сильно ударил по интересам русских помещиков и купцов, повлек расстройство финансовой системы страны. Александр I уклонялся от строгого соблюдения условий блокады, что вызывало раздражение Наполеона. Александр I, опять-таки к неудовольствию Наполеона, стремился проводить самостоятельную линию в международных делах, фактически отказавшись, в частности, помочь Франции во время ее войны с Австрией в 1809 г.
Господство Наполеона практически над всей Европой создавало постоянную угрозу России и, кроме того, противоречило собственным внешнеполитическим амбициям царя. Неудачное сватовство французского императора, задумавшего было жениться на сестре Александра I Анне Павловне, присоединение к Франции герцогства Ольденбургского, которым владел родственник царя, способствовали дальнейшему усилению франко-русских противоречий и готовили почву для новой большой войны на европейском континенте. Билет 26 Общественно- политическое развитие России в правление Николая I. Вступление на престол Николая I было омрачено выступлением декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Подавив это выступление, Николай I, тем не менее, сделал для себя важный вывод о необходимости решения крестьянского вопроса. Сам Николай считал реформы, в том числе и крестьянскую, назревшим делом, которую желал о общество. Следует отметить, что в период 1837-1842 гг. Киселева было проведена реформа Государственных крестьян.
Однако Николай так и не решился отменить крепостное право. Второй важный вывод состоял в том, дворянство перестало быть опорой режима. Отсюда стремление Николая I опереться на бюрократию, чиновничество. Годы правления Николая I ознаменовались усилением самодержавия, усложнением всех звеньев государственного аппарата, дальнейшим численным ростом и укреплением позиций бюрократии. В этой связи следует отметить губернскую реформу, проводившуюся в30-егодыXIX века, которая сильно ограничила власть дворянства на местах. После ее проведения «дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства». Чиновник превратился в главную фигуру в провинции, оттеснив на второй план сословную знать. Перекладывание исполнительной власти на плечи чиновничества привело к его резкому количественному росту.
Особое место в системе власти играла Собственная Его Императорского Величества канцелярия, В ней имелось несколько отделений. Среди них важное место занимало III Отделение, при котором находился корпус жандармов. Основная мысль николаевского царствования сводилась к следующему: «ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое». В этой связи можно указать на ужесточение цензурного режима и ряд мер в сфере образования и просвещения, например, ликвидация автономии университетов. В 1853 г. Россия ввязалась в Крымскую войну 1853-1856 гг. Билет 27 Внешняя политика Николая I. Крымская война: основные события, причины поражения.
Николай I вступил на престол 14 декабря 1825 г. Одни восхищались его работоспособностью, др. Цель своей политики видел в укреплении внеш. При Ник. I роль гос. Создавались секретные комитеты. Составление российского законодательства было поручено Сперанскому. В 1832 г.
Крестьянский вопрос во время правления императора не был окончат. В 1841 г. В 1843 г. В 1842 г. Россия при новом императоре стала образцом бюрократически-полицейского гос-ва. Греки оказ. Россия выступила в поддержку Греции вместе с Англией и Францией. В 1828 г.
Россия объявила войну Османской империи. Турция была хуже подготовлена к войне, чем Россия. Военные действия разворач. В 1829 г. Причина: Иран желал вернуть земли, утраченные им по Гюлистанскому миру и установить свое влияние на Кавказе. Русские войска захватили крепость Ереван, затем Азербайджан и Тавриз. России пришлось бороться против имамата Шамиля. Билет 28 Особенности реформирования государства и общества в 60-70-е гг.
XIX в. Круг вопросов и проблем, имеющих непосредственное или опосредованное отношение к поднимаемой нами теме, отнюдь не относится к незатронутым или малозатронутым в отечественном кавказоведении и дагестановедении. Мероприятия царского правительства, направленные на приведение в соответствие с колониальными интересами империи внутренний экономический, политический, социальный, правовой уклад горцев Дагестана, да еще в таком виде, чтобы внешнее проявление заботы правящих кругов о соблюдении местных обычаев, традиций казалось бы явственным, подчеркнутым — тема животрепещущая для исследователей истории Дагестана второй половины XIX в. В реформах, проведенных царским правительством в Дагестане 60-70-х годов XIX в. В них нашли отражение характерные черты внутренней политики России, ее общественного строя, социально-экономических взаимоотношений внутри самодержавно-крепостнического государства. Конечно же, реформы 60-70-х годов не могли не отразить в себе в значительной мере специфику социально-политического строя народов Дагестана, их общественного строя, взаимоотношений сословий, земельно-правовых отношений и т. Поэтому на сегодняшний день мы имеем перед собой значительное число монографий и несравненно большее количество статей, так или иначе посвященных исследованию их сути, месту, роли и значению в исторических судьбах дагестанцев. Одно из последствий проведения во вновь образованной Дагестанской области указанных реформ - это целая полоса восстаний горцев Дагестана, разрозненно вспыхивавших то там, то здесь, но в целом охвативших различные микрорегионы Западного, Центрального и Южного Дагестана, вплоть до закатальских аварцев.
Высшей точкой проявления острого недовольства горцев проводимыми реформами было восстание 1877 г. Не случайно целый ряд исследователей считает, что по своей массовости, охвату территорий, числу введенных для подавления восстания регулярных войск, артиллерии и отрядов из местной милиции, восстание превосходило самые крупные операции периода движения горцев в 20-50-х гг. О восстаниях в Дагестане в 60-70-х годах, особенно о восстании 1877 г. Актуальность темы В отечественном дагестановедении пока еще нет монографического исследования, где специально подробно и последовательно причины восстаний 60-70-х годов, в том числе и обще дагестанского восстания 1877 г. Считаем подобного рода исследование актуальным и крайне необходимым для исторического Дагестана ведения, где крупнейшие и важнейшие события на территории Дагестана второй половины XIX в. Билет 29 Этапы закрепощения крестьян и решения крестьянского вопроса в Российской империи XIX века с закрепощения до отмены крепостного права. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Россия — страна "второго эшелона" развития капитализма.
Споры по данному вопросу. Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия —важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Роль субъективного фактора в преодолении отставания. Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в. Реформы Л. Перовского и П.
Преобразования времен Александра II.
Наибольшее количество было освобождено в 1804, 1810, 1814, 1819, 1823 гг. При этом значительная часть крестьян в обозначенные на графике «пиковые годы» была освобождена по инициативе одного крупного землевладельца: в 1804 г. Большой удельный вес крестьян, освобожденных крупнопоместными дворянами в указанные годы, может сформировать впечатление, что именно эта вну-трисословная группа оказалась наиболее отзывчива к объявленному в манифесте 20 февраля 1803 г. Однако данное утверждение при отсутствии достоверных сведений о суммарном 12 См. История крепостного права в России. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. Липецк, 2006. Динамика освобождения крестьян по указу 20 февраля 1803 г.
Более полную картину дает сравнительный анализ численности крестьян, освобождаемых каждым в отдельности помещиком в царствование императора Александра I рис. Используя составленный В. Таким образом, даже с учетом высказанного ранее предположения о возможности крупных помещиков освобождать минимальное количество крестьян можно констатировать количественное преобладание случаев перевода крестьян в вольные хлебопашцы мелкопоместными и среднепоместными дворянами. Вешнякова, были случаи освобождения в вольные хлебопашцы одного и двух крестьян. При этом освобождение могло формально сопровождаться составлением отпускной, но в статистике МВД такие крестьяне причислялись как «уволенные в вольные хлебопашцы» по указу 20 февраля 1803 г. Так, например, в Коломенском уезде Московской губернии генерал от кавалерии князь Волконский с разрешения министра внутренних дел уволил по отпускной в свободные хлебопашцы одного человека с наделением 25 дес. Соотношение количества помещиков и освобожденных крестьян 1804-1825 гг. Для их выявления важно сопоставить ряд объективных условий и субъективных мотивов, руководствуясь которыми некоторые российские дворяне предоставляли крестьянам возможность получить личную свободу и землю. В действительности количество таких помещиков превышало 163 человека, так как известны случаи, когда о намерении «уволить» крепостных людей в «вольные землепашцы» было заявлено, но формально процедура освобождения не была завершена. Мотивацию помещиков возможно обнаружить посредством сопоставления содержания заключаемых с крестьянами договоров и предлагаемых в дворянских проектах аргументов о целесообразности постепенной ликвидации «рабства крестьян» в России18.
Так, в дворянских проектах отчетливо прослеживаются два обоснования: 1 несоответствие нормам христианской морали исторически сложившейся традиции личной зависимости крестьян, которая в случаях проявления жестокого обращения помещика сопоставима с «рабством»; 2 освобождение крестьян с землей за выкуп, или установленный объем натуральных повинностей, как способ улучшения финансового положения небогатых дворянских семей. По- 18 По подсчетам А. Долгих, в годы правления Александра I было составлено 493 проекта: 122 консервативных, 13 из них в различной форме предполагали усиление контроля над крестьянами; авторы 109 проектов считали возможным без существенных изменений сохранить крепостное право. К либеральным, по мнению автора, могут быть отнесены 384 проекта. Из них 204 направлены на смягчение крепостного права, 180 — предполагали его отмену. Ее автор, размышляя о необходимости юридического закрепления права помещика отпускать крестьян посредством составления письменных «условий», утверждал, что данная мера открывает перспективу постепенного уничтожения «рабства» как «ужаснейшего бедствия». Он, обращаясь к Александру I, писал, что ему должно быть «небезызвестно» настроение многих помещиков, которые «. На практическом уровне, в текстах отпускных и всеподданнейших прошений помещиков, объявлявших о желании перевести крестьян в «состояние свободных хлебопашцев», морально-этическая мотивация приобретала менее возвышенный характер и могла выражаться в отождествлении освобождения с наградой за многолетний добросовестный труд конкретных крестьян. Косвенным подтверждением отсутствия материальной заинтересованности отдельных помещиков являются данные о количестве дворян, освободивших крестьян без платы. Однако такой сценарий не являлся широко распространенным: в период с 1804 по 1825 г.
Большинство же дворян в качестве обязательных условий договора указывало денежные выплаты или натуральные повинности в пользу помещика, его наследников или, что упоминалось значительно реже, различных больниц, опекунских советов, сиротских домов, школ, церковных приходов и т. Преобладание требований о денежных выплатах позволяет предположить, что часть помещиков, не имея стабильного дохода в форме жалованья, в условиях низкой рентабельности небольших помещичьих хозяйств и наличия долговых обязательств, рассматривали увольнение крестьян в «свободные землепашцы» как способ решения неотложных финансовых проблем. Для таких помещиков принципиально важен был не только размер выкупных платежей, но их регулярность и долговременный характер. В данном контексте не случайно, что в списке дворян, предоставивших крестьянам свободу, было много женщин-помещиц20, которые в силу различных обстоятельств вдовы, сестры, дочери умерших помещиков не имели другого постоянного источника дохода и могли рассчитывать на стабильное получение выплат от крестьян в течение нескольких лет. Липецк, 2005. При нарушении установленных правил или вынесении «присутственными местами» различного уровня взаимоисключающих решений по конкретному делу участниками рассмотрения «дел об отыскании крепостными людьми свободы» становились сенаторы, члены Департамента гражданских и духовных дел Государственного совета, министр внутренних дел, сотрудники «Комиссии составления законов» и, в качестве высшей инстанции, принимающей окончательное решение, — российский император. Нередко возникали конфликты, большинство из которых было связано с несоблюдением юридических формальностей процедуры перехода крестьян в свободные хлебопашцы, отказом помещика от ее завершения и жалобами наследников на решение об отпуске крестьян. Обращение к материалам такого рода дел позволяет выявить аргументы помещиков и чиновников, принимавших решение об освобождении крестьян, или, напротив, об их возвращении в «прежнее крепостное состояние». В результате сопоставления практических действий участников конфликта, постановлений Сената, Государственного совета, а в отдельных случаях и Комиссии составления законов, обнаружено несколько «сценариев» разрешения дел о крестьянах, ищущих свободы на основании указа 20 февраля 1803 г. Первый такой «сценарий» возникал при отказе помещика от подписанного ранее соглашения с крестьянами о переводе их в состояние «свободных земледельцев».
Характерным примером такого развития событий является дело о крестьянах отставного гвардии поручика Петра Рословлева, подписавшего в марте 1810 г. По условиям соглашения, крестьяне должны были до 1813 г. Из этой суммы 85 тыс. Одновременно с этим крестьяне брали на себя обязательство выплатить долг помещика в размере 75 тыс. Однако через некоторое время после подписания договора П. Царствование императора Александра I с 1810 по 19 ноября 1825 года. Журналы по делам департамента гражданских и духовных дел. Для завершения установленной процедуры он должен был, составив план раздела земли между крестьянами, представить его вместе с договором и всеподданнейшим прошением губернскому предводителю дворянства для последующей передачи через министра внутренних дел на утверждение императо-ру23. Следствием такого поведения Рословлева стал многолетний конфликт между помещиком и крестьянами. Крестьяне подали в Сенат прошение о предоставлении им свободы, акцентируя внимание чиновников на том, что они своевременно выполняли все финансовые условия договора24.
Помещик П. Рословлев считал требования крестьян необоснованными, так как он не подавал обязательного для таких случаев прошения на высочайшее имя, а все полученные ранее деньги возвратил крестьянам. Все это, по его мнению, давало ему основание в апреле 1813 г. После этого крестьяне обратились с повторной жалобой, в которой они вновь заявляли о желании перейти в вольные земледельцы и сообщали, что они отказались принимать возращенные помещиком деньги и передали их на сохранение в Приказ общественного призрения25. Следствием взаимных претензий стало предписание губернскому начальству «. Основанием для такой патерналистской меры было утверждение о приоритетности публично зафиксированного взаимного согласия над намерением помещика отказаться от принятого им ранее решения. Именно с этих позиций Сенат признал подписанный Рословлевым договор «актом действительным» и предложил в качестве превентивной меры распространить на все аналогичные случаи правило: если «. Данное мнение Сената было поддержано на заседании Департамента гражданских и духовных дел Государственного совета 12 сентября 1812 г. Подтверждением действенности такой политики правительства в отношении конкретных помещиков были два письма Рословлева в 1813 г. На момент его рассмотрения 12.
Основная же сумма задолженности крестьян предназначалась Опекунскому совету. В итоге 7 января 1814 г. И хотя такой сценарий был скорее исключением из общей практики, он является яркой иллюстрацией существования в дворянских кругах двух противоположных позиций: одни считали, что помещик вправе в любой момент до получения высочайшего соизволения изменить свое решение, а другие настаивали на неизменном характере письменно зафиксированного «согласия», даже в случае если формально процедура освобождения не была завершена. Более распространенной ситуацией юридически разрешаемых конфликтов между помещиками и крестьянами являются случаи оспаривания наследниками воли умершего помещика «об увольнении крестьян в свободные хлебопашцы». Показательный пример реализации такого сценария — история разбирательства по делу крестьян статского советника Николая Кузьмина, который 6 октября 1811 г. Отпускные были подписаны без указания условий освобождения, при соблюдении лишь одного обстоятельства: при жизни помещика они должны были выплачивать все подати и исполнять установленные ранее отработки, а после его смерти — перейти в «свободное состояние».
Отпущенник мало чем отличался от казенного государственного крестьянина — теперь на него налагались подати в пользу страны и рекрутская повинность. Причины Указ появился не на просто так — императора к созданию и подписанию документа подвели ряд веских оснований: Дух свободы. Александр I вырос в окружении людей, желавших перемен — демократичности, законности, открытости. Вместе с кругом сподвижников — Негласным комитетом, он планировал новые решения и распоряжения. Царь мечтал освободить крестьян и подарить стране Конституцию — и какое-то время следовал своим устремлениям. Недовольство нижних сословий. Ко времени принятия указа в империи обострялась проблема с крестьянами. Полученные за XVIII век дворянами привилегии и слабое внимание к низшим сословиям усугубили положение крепостных земледельцев. Бунты, восстания и недовольства явным образом показывали, что назрело время для перемен. Бесполезный труд для крестьян. Крепостное хозяйство не всегда приносило желаемых результатов. К чему крестьянину усердно трудиться, если он с этого ничего не получит? На господских полях работники занимались своим делом неохотно. Накопления и запасы держались плохо — помещики всегда находили способы обирать свою собственность. Архаичная экономика. Сама по себе крепостная зависимость — изживший себя пережиток феодализма — останавливала развитие России.
Указ о вольных хлебопашцах предусматривал перевод приписных крестьян
К появлению указа о вольных хлебопашцах привели такие причины. Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нём впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп, если такое условие было оговорено в договоре. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г. Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волюпо заключении условий, на обоюдном согласии основанных 20 февраля 1803 г. В статье анализируются причины недостаточной статистической эффективности реализации указа «о вольных хлебопашцах» 1803 года.
Указ о свободных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г.
Охарактеризуйте основные положения указа о вольных хлебопашцах кратко | Указ о вольных хлебопашцах (Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных) от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили. |
Указ о вольных хлебопашцах и его история — все, что нужно знать | Указ его императорского величества самодержца всероссийского 32 из Правительствующего сената. |
Закон о вольных хлебопашцах 1803. Указ о вольных хлебопашцах | Указ о вольных хлебопашцах (Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных) от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили. |
Версия для печати
Граф Кочубей Виктор Петрович докладывал: "Введение Скотоврачебных училищ не только послужить может к исцелению больного скота и к прекращению тех пагубных падежей онаго, о коих в других местах и понятия не имеют, но должно ещё иметь влияние на умножение и усовершенствование скотоводства. Подробности: 28 августа Александром I подписана инструкция для Саратовского губернатора. Она была разделена на три части: — о полиции: "По составу сей Губернии из обывателей по большой части еще не укоренившихся и из разных мест переселенных Полиция в ней должна быть одною из деятельнейших частей управления"; — о соляном промысле: "Соляная часть в Саратовской Губернии особенное заслуживает внимание: от положения главных запасов, в ней существующих, зависит важнейшая часть продовольствия других Губерний"; — о межевании: "Поелику Межевые Конторы установлены на особенных правилах и составляют сами собою особенное управление, вы не можете иначе входить в производство их дел, как по двум отношениям: 1 в виде попечителя казённых крестьян от утеснений; 2 в виде хозяина Губернии, коего обязанность есть пещись, чтобы никакая казённая собственность не выходила в частное владение иначе, как по установленным на то правилам". Человек, рождённый на маленьком острове, в 1793 году — капитан артиллерии, а через 6 лет — глава французского, итальянского народа, могущественнее всех королей французских, имеющий титул Единственный и власть над пятидесятью миллионами людей, власть, которая в своём роде и действиях беспримерна — человек во всех планах и делах единственный, несколько раз чудесным образом спасённый, в сражениях проигранных вдруг увенчанный венком победы, законодатель в каждом мирном трактате, в войне и мире употреблявший способы и меры необыкновенные, любимец счастья всегдашний , — вот человек, которого История назовёт Единственным! Книга года Во Франции на французском языке вышла книга под названием "Мегалантропогенезия", в переводе — "Великочеловекорождение". Её автор, медик Робер, предлагает несколько способов "родить умных детей, способных стать великими людьми". По его мнению, герой должен был зачат после сражения, стихотворец — после хорошей трагедии, музыкант — после симфонии и т.
Появилась новая должность — государственный контролёр. Ему предстояло руководить проверкой государственных счетов. В первое десятилетие царствования Александра I были проведены реформы управления. Создан Непременный совет, затем преобразованный в Государственный совет — высший совещательный орган при императоре. Уточнены полномочия Сената. Вместо коллегий созданы министерства — высшие административные и исполнительные органы. Министерства возглавляли министры. При каждом министре была канцелярия и совет. Министра назначал и увольнял император. Осуществлено разделение полномочий между министерствами, определены их обязанности. Таким образом, была создана эффективная система управления Российской империей, которая существует с изменениями и в наши дни. Социально-экономическая политика Александр, как и его бабушка, пытался выяснить общественное мнение относительно отмены крепостного права в России. Для этого 20 февраля 1803 г. Из указа «Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных» «1 Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступают во все обязанности и права, в сих условиях означенные. Сие распространяется и на Тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного. Задания: 1. Почему указ получил название «О вольных хлебопашцах»? На каких условиях можно было отпускать крестьян на волю? Свернуть В период царствования Александра I по этому указу свободу получили около 50 тыс. Именно указ о вольных хлебопашцах стал основой реформы 1861 г. Александр хотел запретить продажу крепостных крестьян без земли, потому что это позволяло вывозить их из родных краёв, разлучать с семьями. Но консервативно настроенное окружение отговорило императора делать это. Тогда Александр I ограничился тем, что запретил публиковать в газетах информацию о продаже крепостных. С 1810 по 1816 гг. С разрешения помещика крестьяне могли заниматься торговлей и другими видами предпринимательства. В то же время государство активно продавало казённых крестьян частным лицам, чтобы восполнить дефицит бюджета. В 1804—1805 гг. Батракам установили минимальный размер оплаты труда. В 1819 г. Таким образом, при Александре I было сделано несколько шагов к ограничению крепостного права: принят Указ «О вольных хлебопашцах», отменена личная крепостная зависимость крестьян в Прибалтике, сделаны попытки ограничить произвол помещиков в отношении крепостных крестьян. Начинания Александра I не встретили одобрения в обществе, но заложили основу для отмены крепостного права в 1861 г. Реформа образования В 1803 г. Теперь в каждом крупном городе должно быть высшее учебное заведение, поэтому в 1802—1804 гг. В 1804 г. В каждом губернском городе областном центре открывалась гимназия, в каждом уездном городе районном центре — училище. Все эти заведения объявляли бесплатными и бессословными. Для руководства системой образования создано Главное управление училищ. С 1809 г. В статские советники V класс можно было попасть только после окончания университета. В 1811 г. Курс обучения там длился шесть лет. Туда принимали детей от 10 до 14 лет. Аналогичные лицеи открылись в Нежине и Одессе. Репин Подведём итоги: реформа образования сделала возможность получения знания более доступной для всех слоёв населения. Открылись новые университеты, которым была дана значительная автономия. Деятельность М. Сперанского Первое десятилетие правления Александра I нельзя представить без Михаила Михайловича Сперанского 1772—1839 , который в 1808—1811 г. Сын сельского священника, Сперанский сделал блестящую карьеру: в 1792 г. В 1801 г. Кочубею из Негласного комитета, в 1802 г. В 1806 г. Михаил Сперанский лично предстал перед императором. Именно Сперанский предложил реорганизовать Непременный совет в Государственный, а также разработал концепцию Царскосельского лицея. Портрет М.
Исходя из вышесказанного, по мнению С. Румянцева, причин принять новый закон было достаточно, и нужно было в обязательном порядке отрегулировать вопрос предоставления свободы желающим этого крестьянам и имеющим такую возможность. Суть Указа Над текстом указа работало большое количество народа: и члены Непременного совета, и члены Негласного комитета, и М. Сперанский, и уже 20 февраля 1803 года официальная дата принятия он был издан официально под названием «Об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключению условий, основанных на обоюдном согласии». Суть Указа и его основное содержание сводилась к следующему: помещику именно помещику! Итоги действия Указа Указ действовал на протяжении нескольких десятков лет с момента подписания и до 1861 года. До этого времени на свободу выкупилось около 1,5 процентов крепостных крестьян, и это был очень маленький результат приблизительно 150 тысяч крестьян со своими семьями; за время правления Александра Первого на волю выкупилось приблизительно от 25-ти до 41-ой тысячи крестьян. То есть, можно сказать о том, что шанс был у каждого крепостного, но денежные средства на его реализацию были непомерно большими для простой крестьянской семьи. Крестьяне, выкупившиеся на свободу, получали, по указу, статус свободного, или вольного, хлебопашца.
На каких условиях можно было отпускать крестьян на волю? Свернуть В период царствования Александра I по этому указу свободу получили около 50 тыс. Именно указ о вольных хлебопашцах стал основой реформы 1861 г. Александр хотел запретить продажу крепостных крестьян без земли, потому что это позволяло вывозить их из родных краёв, разлучать с семьями. Но консервативно настроенное окружение отговорило императора делать это. Тогда Александр I ограничился тем, что запретил публиковать в газетах информацию о продаже крепостных. С 1810 по 1816 гг. С разрешения помещика крестьяне могли заниматься торговлей и другими видами предпринимательства. В то же время государство активно продавало казённых крестьян частным лицам, чтобы восполнить дефицит бюджета. В 1804—1805 гг. Батракам установили минимальный размер оплаты труда. В 1819 г. Таким образом, при Александре I было сделано несколько шагов к ограничению крепостного права: принят Указ «О вольных хлебопашцах», отменена личная крепостная зависимость крестьян в Прибалтике, сделаны попытки ограничить произвол помещиков в отношении крепостных крестьян. Начинания Александра I не встретили одобрения в обществе, но заложили основу для отмены крепостного права в 1861 г. Реформа образования В 1803 г. Теперь в каждом крупном городе должно быть высшее учебное заведение, поэтому в 1802—1804 гг. В 1804 г. В каждом губернском городе областном центре открывалась гимназия, в каждом уездном городе районном центре — училище. Все эти заведения объявляли бесплатными и бессословными. Для руководства системой образования создано Главное управление училищ. С 1809 г. В статские советники V класс можно было попасть только после окончания университета. В 1811 г. Курс обучения там длился шесть лет. Туда принимали детей от 10 до 14 лет. Аналогичные лицеи открылись в Нежине и Одессе. Репин Подведём итоги: реформа образования сделала возможность получения знания более доступной для всех слоёв населения. Открылись новые университеты, которым была дана значительная автономия. Деятельность М. Сперанского Первое десятилетие правления Александра I нельзя представить без Михаила Михайловича Сперанского 1772—1839 , который в 1808—1811 г. Сын сельского священника, Сперанский сделал блестящую карьеру: в 1792 г. В 1801 г. Кочубею из Негласного комитета, в 1802 г. В 1806 г. Михаил Сперанский лично предстал перед императором. Именно Сперанский предложил реорганизовать Непременный совет в Государственный, а также разработал концепцию Царскосельского лицея. Портрет М. Варнек В конце 1808 г. У Сперанского ушло на это около 10 месяцев. Труд назывался «Введение к уложению государственных законов». Он предполагал разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную при сохранении абсолютной власти императора. Предлагалось новое административное деление страны: наименьшая территориальная единица — волость, несколько волостей составляют округ, округа объединяются в губернии. В каждой административной единице свои органы местного самоуправления с четко выстроенной вертикалью власти. Планировалось создание Государственной думы, равной по полномочиям Сенату. Высшую судебную власть предлагалось передать Судебному Сенату, законодательную власть — Государственному совету, председателем которого должен быть сам император. Предлагалось трёхсословное деление общества на дворянство, «среднее состояние» и «рабочий народ» при условии свободного перехода из одного сословия в другое. Сам Александр I был доволен работой Сперанского, а вот его консервативному окружению «Введение к уложению…» не понравилось. При дворе императора пошли слухи о тайных связях Сперанского с Наполеоном Бонапартом. Всеобщее неудовольствие выразил Николай Михайлович Карамзин 1766-1826 в своём труде «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях». Из «Записки о древней и новой России…» «1 Если часто будете выводить простолюдинов в министры, в вельможи, в генералы, то с знатностью приведётся давать им и богатство, необходимое для её сияния, — казна истощается… Напротив того, дворяне, имея наследственный достаток, могут и в высших чинах обойтись без казённых денежных пособий. Ни слова, буде сии люди знаменованы способностями редкими, выспренними; о буде они весьма обыкновенны, то лучше, если бы сии высшие места занимались дворянами. Дворянин, облагодетельствованный судьбою, навыкает от самой колыбели уважать себя, любить Отечество и государя за выгоды своего рождения, пленяться знатностью — уделом его предков, и наградою личных будущих заслуг его. Сей образ мыслей и чувствований дает ему то благородство духа, которое, сверх иных намерений, было целью при учреждении наследственного дворянства, — преимущество важное, редко заменяемое естественными дарами простолюдина, который, в самой знатности, боится презрения, обыкновенно не любит дворян и мыслит личною надменностью изгладить из памяти людей свое низкое происхождение. Добродетель редка. Ищите в свете более обыкновенных, нежели превосходных душ.