Зажинки — традиционный славянский праздник, отмечаемый в начале жатвы. Все мы привыкли праздновать новый год по западному стилю, в ночь с 31 декабря по 1 января. 14 сентября в народе отмечают Новолетие (или славянский Новый год) и Семин день. Гороскоп древних славян предсказывает, что 2024 год будет временем перемен и новых возможностей.
Когда празднуют Коляду
- Новости страны Северной
- Традиции Новолетия, или Славянского нового года
- Славянское Новолетие – почему наши предки отмечали Новый год в сентябре?
- История и традиции Славянского Нового года: когда отмечают Новолетие
- Славянское Новолетие – почему наши предки отмечали Новый год в сентябре?
- 21 марта 2023 года — Весеннее равноденствие и Новый Год по славянски
Славянское Новолетие – почему наши предки отмечали Новый год в сентябре?
Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября). Когда праздновать Новый Год ПРАВИЛЬНО. Какого числа отмечается Новый год по старому стилю, когда он будет в 2023 году, суть и РИА Новости, 13.12.2023. И сегодня староверы считают, что праздник Славянского Новолетия гораздо важнее Нового года. Славянский Новый год — праздник, который отмечается 14 сентября (по старому календарю этот день выпадал на 1 сентября).
Новая лета. Славянский новый год.
Эти дни приходятся, соответственно на конец марта и сентября. Надо сказать, что в языческой Руси в славянской мифологии Даждьбог также имел 4 ипостаси, 4 лица. Они соотносятся с сезонами, с возрастом солнца, если можно так выразиться. Рождалось солнце зимой в день зимнего солнцестояния, именовалось Калядой — зимнее солнце. Коляда ассоциировалось с младенцем. В это время в день весеннего равноденствие рождалось весеннее солнце — Ярило, чаще всего представляемое в образе молодого парня, за тем в день летнего солнцестояния Ярилу сменял Коляда, который представлялся уже взрослым мужем, а осенью Каляду сменял Хорс, который олицетворял осеннее солнце.
Таким образом день весеннего равноденствия, который приходится на 20-21 марта и являлся днем начала нового года древних славян, новолетие. В этот день Каляду сменял Ярило и день — начало нового года, должен начинаться новый год древних славян, собственно именовался Ярилиным днём. Повесть временных лет — древнейшая из дошедших древнерусских летописей — несколько раз упоминает имя Ярилы и сообщает о том, что в этот день, Новый год древних славян, начинали праздновать в честь солнечного божества. Чаще всего праздники устраивались на открытых площадках — святилищах, круглых или овальных по форме, окруженного рвом в центре такого святилища помещался идол, он мог быть как деревянный так и каменный, подобный Збручскому. Праздник — Новый год древних славян сопровождался песнопениями, ритуальными хороводами.
В средней части Збручского идола мы видим изображение мужчин и женщин — людей, которые взялись за руки образуя таким образом круг — символ солнца, они танцуют хоровод. Праздник также сопровождался разжиганием костров, приготовлением ритуальных блюд. Таким образом, солярной т.
Примечательно, что традиция наряжать елку и дарить подарки также была присуща и этому празднику, и Коляде. Более того, деревья нашими предками наряжались на каждый солярный праздник, но специально их для этого не рубили. Славяне предпочитали наряжать живые деревья и отмечать важные даты под их сенью. Новолетие у славян Стоит отметить, что слово «год» в обиходе наших предков появилось сравнительно недавно. Оно было принесено в русский язык после реформ Петра Первого. До того, во всех источниках для обозначения года использовалось слово «лето».
Поэтому как праздник, можно сказать, древнеславянский новый год не существовал. Вместо него отмечалось у славян новолетие. И хоть о дне, когда именно наши далекие предки до пришествия на Русь христианства отмечали этот праздник, до сих пор идут споры, однозначно известно, что он именовался именно новолетием. Весьма популярна такая точка зрения, что новолетием назывался день, когда начиналось лето. То есть — 21-22 марта, день весеннего равноденствия, еще один важный солярный праздник, называвшийся Комоедица. Многие его традиции сохранились и сейчас, превратившись в Масленицу. Тем не менее, глубокое исследование семантики русского языка дохристианских времен и существующих раннехристианских источников опровергает подобное мнение. В первую очередь за счет того, что наши предки не имели отдельного названия для летнего времени года. Для них существовала лишь весна, осень и зима.
Верхняя часть — наибольшая часть, имеет изображение 4 божеств под общей круглой шапкой. Кроме изображения лиц этих божеств, и рук, имеется определённые атрибуты, которые указывает на то, кто мог быть здесь изображён, какие божества. На той грани, которая обращена к нам, мы видим изображение божества с кольцом в руках. Изображение кольца дает основание полагать, что это изображения славянского божества Дажьбога — бога плодородия, бога солнечного света. Дело в том, что основным занятием древних славян являлось сельское хозяйство и, безусловно, славянский народный календарь был земледельческий, в основу которого был положен природный цикл смены сезонов.
В этой связи в народном календаре славян было несколько особых дней, которые были связаны с такими астрономическими явлениями, как солнцестояние — летнее и зимнее, которые приходится на конец июля и декабря — когда можно наблюдать самый длинный и самый короткий день в году, и день весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Эти дни приходятся, соответственно на конец марта и сентября. Надо сказать, что в языческой Руси в славянской мифологии Даждьбог также имел 4 ипостаси, 4 лица. Они соотносятся с сезонами, с возрастом солнца, если можно так выразиться. Рождалось солнце зимой в день зимнего солнцестояния, именовалось Калядой — зимнее солнце.
Коляда ассоциировалось с младенцем. В это время в день весеннего равноденствие рождалось весеннее солнце — Ярило, чаще всего представляемое в образе молодого парня, за тем в день летнего солнцестояния Ярилу сменял Коляда, который представлялся уже взрослым мужем, а осенью Каляду сменял Хорс, который олицетворял осеннее солнце. Таким образом день весеннего равноденствия, который приходится на 20-21 марта и являлся днем начала нового года древних славян, новолетие. В этот день Каляду сменял Ярило и день — начало нового года, должен начинаться новый год древних славян, собственно именовался Ярилиным днём.
С наступлением тепла начиналось лето , календарный и посевный год, отмечаемый нами сегодня Масленицей.
Жизнь славян полностью зависела от времени года и состояния погоды, поэтому 22 марта с весенним равноденствием наступал новый год. Второе торжество отмечали в конце декабря — 21 числа, встречая молодое солнце и начало роста дня. Празднование Нового года на Руси до принятия христианства Постепенно торжество приобретало массовый охват и стало официальным праздником. Некоторые из обрядов и традиций сохранились почти в неизменном виде и сопровождают нашу жизнь. Интересно, что раньше славяне жили только в зиме и лете.
Смена двух времен года и знаменовала торжественный переход. Они продолжались 12 дней и означали конец зимы и года — Комоедица. На зимнее солнцестояние принято вспоминать умерших и проводить масленичные обряды. В день весеннего равноденствия русские выходили во дворы, встречая Солнце Ярило, в честь него пекли блины и устраивали уличные гуляния. Поговорка «первый блин комом» пришла именно от древних славян, которые приносили первый блин Медведю покровителю бога скота.
Ну а «новогодней елкой» для славян было дерево вишни, вокруг нее водили хороводы. Второй новогодний праздник наши предки отмечали в конце декабря во время зимнего солнцестояния — на Коляду. В эти сутки была самая длинная ночь, когда уходило «старое» солнце Световит и рождалось молодое. Люди поклонялись Велесу, подарившему календарь «Кола дар». На торжество было принято разжигать костры и устраивать гуляния, во время которого зажигали дерево и носили его по всей деревне.
От него у каждого дома зажигался новый огонь. В избах гадали на будущее и призывали предков. Посещал славян и Дед Мороз Корочун , его угощали кутьей. Дома украшали еловыми ветками, символизирующими мироздание. Празднование Нового года после Крещения Руси С Крещением в 988 году на Руси кардинально поменялись традиции и праздники.
Действительно ли 14 сентября - славянский Новый год?
Пpaзднoвaние язычеcкoгo Hoвoгo гoдa — пpaздник Koмoедицы (Беpезени) был пpиypoчен к веcеннемy paвнoденcтвию и для дpевних cлaвян язычеcкoй Pycи oзнaчaл нaчaлo нoвoгo пеpиoдa жизни. Славянский Новый Год история и обычаи празднования. Как славяне отмечали новый год или праздик новолетье. Древние славяне 14 марта отмечали собственный «Новый год» под названием «Овсень малый» — время прихода весны и обновления природы. Чтобы увидеть, как по-настоящему празднуют славянский Новый год, нам пришлось проехать больше 130 километров. В сентябре новый год праздновала Византия, которая переняла этот обычай от Иудеев.
Почему старый, если новый: Откуда взялся праздник-парадокс и как отметить Старый Новый год
Славянский Новый год: история праздника | И сегодня староверы считают, что праздник Славянского Новолетия гораздо важнее Нового года. |
Почему старый, если новый: Откуда взялся праздник-парадокс и как отметить Старый Новый год | Как праздновали Новый год славяне — один из спорных вопросов в научной среде. |
Славянский новый год – это Коляда? | по старому стилю 1 сентября и по новому 1 января! |
Год Огнегривого коня наступил у восточных славян 21 марта | Новолетие или Славянский Новый год празднуется 14 сентября,или по старому стилю 1 сентября. |
Как отмечали Новый год славянский народ
Яйца очень часто использовались в ритуалах, связанных с земледелием — не только на Пасху, но и в троицкую неделю. Яйцами обменивались, приносили на могилы и на поля, играли с ними: чокались — стукались, чтобы расколоть одним яйцом другое, и катали их по специальным желобкам, чтобы сбить одним другое. Игры с пасхальными яйцами было развлечением для всей деревни. Фото с сайта nazaccent. Также было принято обходить дома с поздравлениями и волочебными песнями, собирая от хозяев яйца, куличи и другую еду. Радуница Для пасхального цикла как праздника «пробуждения природы» большое значение имели взаимоотношения с покойниками.
Главным днем общения с предками была Радуница — суббота на пасхальной неделе, которую называли родительской. Христосоваться с покойниками ходили и на Пасху. О Радунице говорили: Утром пашут, днем плачут, вечером скачут. Хотя в это время уже начинаются полевые работы, обязательно было навестить кладбище, попричитать там, а затем разделить трапезу с живыми и умершими родственниками и повеселиться. Красная горка После Радуницы следовала Красная горка — первое воскресенье после Пасхи.
Этот праздник был связан с браком — в него было принято свататься и устраивать свадьбы. Было также принято обходить молодожёнов и окликать их вьюнишными песнями. А неженатая молодёжь обязана была принимать участие в совместных играх, посвящённых любви и браку. Летние праздники Михаил Боскин «Хоровод», 1910. Фото с сайта art-catalog.
В этот день пекли печенья-лесенки, олицетворяющие одновременно и вознесение Христа на небо, и рост злаков. Лесенки из теста приносили на поле и подбрасывали, чтобы колоски были повыше, а потом съедали. С этой же целью на Вознесение в поле катали яйца, жарили яичницу, а после съедения ложки бросали вверх. Или приносили на поле блин и яйцо, откусывали от них, а остальное закапывали в землю. Часть обычаев Вознесения похожа на то, что делали на троицкой неделе.
Христианские праздники начала лета унаследовали древние традиции, связанные с летним солнцеворотом — как и в случае с зимними святками, ни один из них не совпадает с ним в точности, но все по-своему его дублируют. На Вознесение устраивали «крещение» и «похороны» Кукушки — куколки в девичьем наряде, которую часто делали из травы «кукушкины слёзки», но это могла быть просто ветка дерева, букет цветов или венок. В этом ритуале участвовали только девушки. Они сажали Кукушку под берёзку, накрывали платком и крестили, после чего кумились — пели песни, целовались через кольцо из веток и обменивались нательными крестиками в знак вечной дружбы. Здесь же девушки устраивали совместную трапезу, а Кукушку закапывали в землю в тайном месте или оставляли на дереве.
Семик и Троица Седьмая неделя после Пасхи обычно это июнь была праздничной — её называли семиковая, русальная, зелёная. Самыми важными днями на этой неделе были четверг — Семик; родительская суббота, в которую ходили на кладбище, и воскресение — Троица она приходилась на 50-й день после Пасхи. Люди думали, что в это время русалки покидают водоёмы — поэтому неделя и называлась русальной. Вопреки образу в современной массовой культуре, у славянских русалок хвоста не было — они гуляли по полям, водили хороводы и качались на ветках деревьев. Ученые связывают русалок со словом rosalia — то есть цветы: русальная неделя приходилась на цветение хлебов.
Ритуалы на троицкой неделе посвящены молодой зелени и цветению — люди украшали деревцами, зелёными ветками, букетами цветов и свежей травой всё, что только можно. Встречаться с русалками было опасно — они могли утопить или защекотать до смерти, но считалось, что там, где они прошли, особенно хорошо растут злаки. Главной героиней этого праздника была молодая украшенная берёзка — вокруг неё плясала, играла, пела и пировала молодёжь — в первую очередь, девушки. В Семик нарядно одетые девушки в зелёных венках заламывали берёзку. Они шли в лес, выбирали там подходящее деревце и украшали его ленточками, завивали длинные ветки кольцами или пригибали их к земле, сплетая с травой.
Главная героиня праздника Семик на Руси была береза. Фото с сайта kelohouse. На Троицу вновь находили ту же берёзку, развивали её ветки, срубали деревце и торжественно несли его в селение — там вокруг него водили хороводы и пели. В Духов день понедельник после Троицы этот праздничный период заканчивался — берёзку топили в реке или разрывали её на части. Берёзовые ветки потом могли хранить как оберег во дворе и в хозяйственных помещениях.
Кроме берёзки также могли топить, разрывать, хоронить Русалку или Кострому — набитую соломой куклу-девушку, которую перед этим шуточно отпевали и оплакивали ряженые женщины. Иван Купала Последним по-настоящему крупным праздником лета был Иванов день, Иван цветной 7 июля и примыкающая к нему Аграфена Купальница 6 июня. Начиная с Аграфены, можно купаться реках и озёрах — в честь этого совершали коллективные купания, а также парились в бане с вениками из свежей травы. Особенно полезным считалось умываться утренней росой и купаться на заре. Парни на Иванов день развлекались тем, что обливали всех встречных водой — особенно, конечно, девушек.
Поскольку люди верили, что к Аграфене и Ивану Купале растения делаются наиболее целебными, в эти дни и ночи занимались заготовкой лекарственных трав и банных веников на весь год. Растениям в этот период приписывали волшебные свойства — говорили, что деревья и травы могут перемещаться и говорить друг с другом. Травы и коренья собирали как средства на все случаи — от болезней, от грозы, от ведьм, от воров. Главным магическим растением считался цветок папоротника, который будто бы появляется лишь несколько мгновений ночью на Ивана Купалу.
Церковный календарь и богослужебный круг 14 сентября 1 сентября по старому стилю , в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников.
Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя. Старообрядческая икона, конец XIX века Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.
Из богослужебной книги знаменного пения. Новолетие Поскольку церковный год начинается не 1 января и даже не 14-го , а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому «новому стилю» , заканчивается он соответственно 31 августа 13 сентября по новому стилю. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.
С течением времени множество календарей было сменено, из-за чего незначительно изменилось течение дней. В результате Новолетие стало отмечаться 14 сентября. Несмотря на указ Петра I, который установил празднование нового года в день Рождества Христова, православная церковь продолжила отмечать Новолетие, сохраняя множество важных традиций. В церквях и храмах по всей России в эти сутки проводят утрени, вечерни и литургии, а во время служений звучат специальные песнопения: стихиры, каноны, кондаки, тропари. Также проводятся евангельские и апостольские уставные чтения. В народе данный праздник считали славянским новым годом, а само торжество объединило в себе православные и языческие традиции. Поскольку в этот день также почитали память преподобного Симеона, праздник имел негласное название «Сёмин день».
Этот идол, это изваяние было обнаружено еще в середине XIX столетия в реке Збруч, река и дала название памятнику. Каменное изваяние высечено из песчаника высотой более 2,5 м. В сечение имеет квадратную форму, на изваянии имеются резные изображения божеств и людей, кроме всего прочего, имеется отделения в три горизонтальных яруса. Есть основания полагать, что здесь мы имеем дело с отображением представления древних славян об устройстве Вселенной. По их представлению Вселенная делилась на три части: мир нижний — исподний мир, средний — мир людей, мир земной и мир верхний — мир божественный. Мир верхний — мир божественный. Соотносится это божество со славянским богом Велесом, который соединял мир подземный с миром людей. Велес был одним из самых почитаемых богов в языческом пантеоне славян.
Верхняя часть — наибольшая часть, имеет изображение 4 божеств под общей круглой шапкой. Кроме изображения лиц этих божеств, и рук, имеется определённые атрибуты, которые указывает на то, кто мог быть здесь изображён, какие божества. На той грани, которая обращена к нам, мы видим изображение божества с кольцом в руках. Изображение кольца дает основание полагать, что это изображения славянского божества Дажьбога — бога плодородия, бога солнечного света. Дело в том, что основным занятием древних славян являлось сельское хозяйство и, безусловно, славянский народный календарь был земледельческий, в основу которого был положен природный цикл смены сезонов. В этой связи в народном календаре славян было несколько особых дней, которые были связаны с такими астрономическими явлениями, как солнцестояние — летнее и зимнее, которые приходится на конец июля и декабря — когда можно наблюдать самый длинный и самый короткий день в году, и день весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи.
Семин день и Новолетие. Почему в славянский Новый год нужно заводить новые знакомства
Славянские праздники: как отмечали на Руси. Овсень малый или древнеславянский Новый год отмечают по традици 14 марта. Пpaзднoвaние язычеcкoгo Hoвoгo гoдa — пpaздник Koмoедицы (Беpезени) был пpиypoчен к веcеннемy paвнoденcтвию и для дpевних cлaвян язычеcкoй Pycи oзнaчaл нaчaлo нoвoгo пеpиoдa жизни. Дата празднования Славянского Нового года, традиции Новолетия, его история. Дата празднования Славянского Нового года, традиции Новолетия, его история.
Славянский новый год, когда начинается и когда заканчивается
Про такой праздник и пойдет речь. Нам известно как минимум два нового года, самый светлый и радостный, когда в каждом доме пахнет мандаринами, и старый новый год, который мы также ежегодно отмечаем. Есть еще один новый год или как его называют по-другому Новолетие. Небольшая история праздника Этот праздник Славянский новый год, отмечает не каждый, он не широко известен нашему народу. Сам по себе он относится к православным праздникам. Для церкви и православного мира он важен, именно в этот день 14 сентября начинается церковный новый год. Живший в 312 году император Константин Великий, воевал и в этой войне он одержал победу над Максентием. Получилось так, что в честь своей победы он решил, что христиане теперь могут свободно исповедовать свою веру. Так или иначе, с этого дня во имя освобождения всех христиан от гонения и сделавших их свободными и идет начало исчисления нового года. Существует и еще одна легенда по установлению этого праздника, она намного старше прежней и корнями уходит во времена Христова. Многие полагают, что в этот день Христос прочитал одно интересное пророчество Исайи, о том, что наступает лето благоприятное.
С тех пор и решили, что он имел в виду то, что наступает новый год. В России своя история праздника не менее интересная и увлекательная. После крещения Руси, все православные христиане отмечали этот праздник, как начало нового года, так же как мы сегодня делаем и мы с вами. После прихода великого реформатора Петра первого, по его решению было решено праздновать эту дату на Рождество Христово. Традиции празднования новолетия В каждой церкви это событие отмечается широко, проходят праздничные службы.
Подписаться Славянский новый год, когда начинается и когда заканчивается Все мы привыкли праздновать новый год по западному стилю, в ночь с 31 декабря по 1 января. Между тем, у разных народов новый год наступает в разное время.
Одни народы отлично помнят, когда наступает их национальный новый год и с широким размахом его отмечают. Другие, по разным причинам, забыли дату наступления национального нового года.
К тому же в этот период начинался новый полевой сезон. Славяне обращались к богу солнца, чтобы тот сделал год урожайным.
С праздником Новолетия было связано много поверий и традиций, которые с принятием христианства начали меняться. В связи с этим изменилась и дата празднования Нового года у славян. Какие традиции существовали у славян Все огородные работы и сбор урожая заканчивались в сентябре. В связи с этим многие семьи устраивали домашние посиделки.
Хозяева занимались работой по дому, так как полевые работы были к этому времени окончены.
Сох харизматичен и горд, он является лидером и обладает сильной волей и невероятной выносливостью. Люди, рождённые под знаком Тёмного Лося, умеют не только добиваться своего, но и объединять других, когда есть цель, требующая общих усилий. Тёмный Сох ценит семью, поэтому встречать его в 2024-м лучше всего в кругу самых близких людей. На стол не стоит ставить никакого мяса, и, наконец, пейте поменьше — Лось терпеть не может, когда ходят "на рогах". Это животное — прирождённый лидер, первооткрыватель, он всегда ведёт за собой других, возглавляет коллективы, занимает лидирующие должности. Лось — целеустремлённое животное, которое никогда не останавливается на достигнутом. Часто людей, рождённых под знаком этого тотема, не понимают из-за слишком прогрессивных взглядов — идеи Лосей опережают своё время. Кому повезёт в год Тёмного Лося? Кому улыбнётся удача в 2024 году Тёмного Лося по славянскому годослову.
Endres В 2024 году Тёмный Сох благоволит сильным и смелым людям, им он принесёт карьерный рост и немалые финансовые приятности. Это время для осуществления самых грандиозных замыслов. Главное тут — ничего не бояться и быть напористым, как лось.
Новости страны Северной
Святой был праведником, которого Господь наделил даром исцеления. Симеон помогал тем, кто страдал от телесных и душевных недугов, предсказывал будущее. Новолетие, которое праздную в этот день, — тоже важная для предков дата. Традиция праздновать Новый год осенью пришла к прародителям из Византии. Православный Новый год приравнивают к вхождению Спасителя в Назаретскую синагогу и началу учения людей вере в Бога.
Поздравляю всех с первым днем весны! В древние времена до 1348 года 1 марта — дата наступления Нового года на Руси. У многих народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и был приурочен к марту месяцу. Вместе с христианством на Руси появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский календарь - Юлианский, с новым закрепленным названием месяцев В средневековой Руси март же начинался Ярилиными днями.
Кто-то говорит, что в конце XV столетия, другие же утверждают, что веком раньше — в 1348 году. Это знаменовало возвышение главенства православия на Руси и укрепления веры, чтобы окончательно установить новое христианское мировоззрение. В реформе не учитывали трудовой ритм русского человека и связь с полевой деятельностью. Обосновывался день лишь легендой и означал он покой от всех проблем и забот. Православные и в наши дни отмечают его, называя Семион, означает он конец лета. А верите ли вы в великое будущее нашей страны? Новые правила стали традицией не скоро, спустя несколько столетий, и от празднования старой даты не отказались. В сентябре устраивали широкое гуляние, а в марте — народные пляски и встречали лето. Как Новый год праздновали на Руси в период раннего христианства Как и сегодня, сентябрьский праздник начинался в ночь с 31 августа. Семья, близкие и друзья собирались за одним столом и угощались торжественными блюдами и медовухой. Ушедший год обсуждали до полуночи, с громом пушек и колокольным звоном наступал новый год. Поздравлением был троекратный поцелуй, которым мы поздравляем друг друга на Пасху. В 1698 россияне отметили торжество 1 сентября в последний раз, когда на главной площади восседал Петр I. Раньше на ней собирались царь и глава церкви, которые обращались к народу. Патриарх благословлял на новое правление царя и народ. Это был последний год , когда русский царь встречал год на площади с народом. Интересно, что поздравление родных и близких с новым годом также сформировалось не сразу, а лишь к началу XVIII столетия. До этого праздник был лишь церковным обрядом. Нововведения Петра I в празднование Нового года Один из главных реформаторов России Петр I решил по-своему устроить Новый год, и переводя наши традиции на европейские стандарты , отменил существующее летоисчисление и указом 1699 года установил начинать отсчет лет от Рождества Христова, а год с 1 января. По указанию царя праздник начинался с молитвы, звона колоколов и пушечных выстрелов. Тогда же началось формирование европейского обычая поздравлять друзей и близких.
В Повести временных лет летописец активно ими пользуется при отсылках на византийские документы: В год 6360, индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград Договор князя Олега с Византией датирован: «Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420», а договор князя Святослава: «месяца июля, 14 индикта, в год 6479». Но праздновали ли на Руси Новый год? Сведения о праздновании в источниках появляются сравнительно поздно. Так «Парижский словарь московитов» XVI век сохранил русское название новогоднего праздника: «Первый день во году». Каждый год начинался с 1 марта по юлианскому календарю, а оканчивался 28 февраля, или 29 февраля в високосные годы. С 1492 года с юбилейного 7000 года от Сотворения мира, согласно Константинопольской эре празднование светского Нового года в России было перенесено на 1 сентября. К славянским традициям, как вы понимаете, это отношения не имело, просто для ведения бухгалтерии было удобно заканчивать календарный год вместе с выплатой даней, пошлин и оброков. При Петре I в России, начиная с 1700 года, Новый год стали праздновать 1 января, «как в Европах» Как вы можете представить, ещё не одно поколение россиян отмечало новый год дважды - по старому стилю 1 сентября и по новому 1 января! Однако, в отличие от европейцев, Россия продолжала жить по Юлианскому календарю, сдвинутому на несколько дней относительно Григорианского. С годами, из-за различных поправок на ход небесных тел, сдвиг возрастал.
Новая лета. Славянский новый год.
Когда праздновать Новый Год ПРАВИЛЬНО. Как отмечали Новый год славянский народ. Праздновали его традиционно в первый день первого весеннего месяца, но после изменения славянского календаря, дата сдвинулась на 14 марта. И приходил СЛАВЯНСКИЙ НОВЫЙ ГОД (новое Лето) в ночь ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ! Новости Оренбурга» Полезно знать» Новолетие Славянский Новый год — 14 сентября История и особенности праздника в проекте Календарь Пр. Славянский праздник зимнего солнцеворота посвящен Богу Коляде и рождению нового, молодого солнца. В 325 году на Первом Вселенском соборе в Никее решили перенести Новый год с 1 марта на 1 сентября.
Начало индикта
- Четыре сезонных праздника славянского календаря:
- 1 марта славянский новый год!: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров
- Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
- Начало индикта
- Новая лета. Славянский новый год.
1 марта славянский новый год!
Как же праздновали Коляду? Одно тебе скажу — весело и широко! Народ честной рядился в платья чудные, надевал личины страшные, дабы не признали его силы темные да приняли за своих. Ходили ряженые по дворам, да по домам, стучали в двери, да пели песни колядные. А хозяйки запасливые готовили угощения щедрые да разносолы для гостей праздничных. Песни колядные хоть и задорные, да смысл в них заложен важный, от первого взора закрытый. Через песнь люди желали плодородного года да богатства, здоровья да процветания. Вот и думай теперича Вот так, милый человек, теперь и ты знаешь про Коляду — когда да как праздновать, то ли это, что и славянский новый год? Вот и думай теперича, авось и разумно будет к истокам возвратиться.
Ведь там вся сила наша, мудрость родовая. Дурного точно там не сыщешь. А ты слыхал раньше про колядки? Иль про славянский новый год? А может не все ясно тебе из моего сказа? Тогда не тяни, спрашивай, вопросы задавай, все тебе расскажу! Во благо!
Исследователи утверждают, что новый год у славян начинался примерно с 20-х чисел марта. Природа возрождалась после зимы, начинался посевной сезон. Значит, и новолетие, то есть Новый год. Праздник отмечали ярко и бурно на Масленицу, во второй половине марта: именно тогда наступало время первого равноденствия. Зимой славяне отмечали праздник Коляда. Торжество длилось 12 дней — с 25 декабря по 6 января. Число 12 почитали особо. Жрецы использовали его в различных праздничных ритуалах: судили о будущем урожае по двенадцати снопам, пользовались водой из двенадцати колодцев для особых гаданий, двенадцать дней горел священный огонь на все время празднования Коляды. Славяне считали, что 26 декабря день начинает прибавляться в свете и зарождается новое солнце, которое может подарить радость жизни и другие земные богатства. Главным украшением праздника были новогодние песни и колядование. Фольклор тех времени, пусть и со многими поправками, дошел и до наших дней.
С появлением христианства на Руси Новый год сдвинулся на 1 сентября, но весенние традиции сохранились — сейчас в это время мы отмечаем масленицу. Принято считать, что Новый год 1 сентября проводится в честь собранного урожая. Именно эта дата празднования была выбрана московским митрополитом в 1342 году в соответствии с юлианским календарем. Но жители на Руси не восприняли этот указ. Только в 1492 году Русская православная церковь официально утвердила празднование Нового года на 1 сентября и установила уже знакомый нам календарь на 12 месяцев. Интересно, что на Руси названия месяцев звучали иначе. Например: сентябрь — рюень, ноябрь — грудень, декабрь — студень, а май — травень. Больше 100 лет Новый год праздновали весной Фото: Диля Ахмадишина Считалось, что к Новому году необходимо завершить все сельские работы и значимые дела, а различные документы и указы, наоборот, начинали подписывать только с 1 сентября. Всем известную дату с 31 декабря на 1 января ввел Петр I в конце декабря 1699 года. Жители деревень и сел постепенно привыкали к нововведению. Император первым ввел моду на украшение домов к Новому году. Правда, наряжать елку народ не спешил. Дело в том, что хвойные деревья у славян использовались в погребальных обычаях. Никто не хотел разозлить духов зимы, поэтому традиция с украшением елки долго не приживалась.
У западных славян[ править править код ] Рыба по-гречески. Традиционное блюдо польской кухни, часто подаваемое к рождественскому столу Чешский традиционный рождественский ужин — жареный карп с картофельным салатом У западных славян новый год совпадает с днём святого Сильвестра у лужичан Новый год — Nowe leto. Сочельник Нового года у поляков называется «щчодры вечур» польск. В восточной Мазовии канун Нового года называют также «жирным сочельником» — польск. Лемеху подавали густо политой жиром, чтобы «телята были толстыми». Девушки мазали головы друг другу на благополучную жизнь. В некоторых сёлах девочки ходили с лемехой по соседям и ею мазали им руки, с пожеланиями: «Дай бог, чтобы дождались счастливого следующего года». Парни мазали окна лемехой с сажей и пеплом, причём в первую очередь в тех домах, где есть девушки на выданье [13]. В польском Поморье совершалось «выщелкивание» польск. За это они получали деньги, на которые устраивали пирушку [13].