Репин — не только великий художник, но и замечательный педагог и наставник, возглавляя мастерскую в Академии художеств, он воспитал целую плеяду талантливых мастеров изобразительного искусства.
Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
Участники подготовили работы по направлениям изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Когда творения ребят будут завершены, жюри выберет победителей в возрастных категориях от семи до 23-х лёт. Поэтому мы ежегодно размещаем победителей в городской среде. То есть мы печатаем работы в виде плакатов и размещаем в Петербурге, в стойках информации, чтобы видели», — сообщил врио заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Елена Крамскова. На этот раз работы ребят украсят не только улицы Петербурга в новогодние праздники. Оригиналы картин победителей передадут на выставки в школах и детских садах Мариуполя, восстановленных при поддержке и участии Северной столицы. Итоги конкурса подведут 15 декабря.
Были у мастера и частные ученики. Свою главную задачу как преподавателя И. Репин видел в развитии у начинающего художника только ему присущих способностей и считал, что лучший успех, которого надо добиваться в искусстве это обретение своего пути, своего лица. Именно из репинской мастерской вышли такие яркие таланты как Ф. Малявин и А. Остроумова-Лебедева, Б. Кустодиев и Н. Фешин, С. Сорин и С. Колесников, чье творчество отмечено самобытными, неповторимыми чертами.
Финальная часть — это работы Репина его учеников сквозь года. Увидеть шедевры можно до 28 июля 2024. Подробности на сайте. Губернатор Московской области Андрей Воробьев напомнил, что на сайте welcome. Сейчас там уже можно найти активности на Масленицу.
К 175-летию со дня рождения Поделиться Эта картина — правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б. Кустодиева и И. Грандиозное полотно — уникальное и по количеству изображенных лиц 81 , и по размерам,— впечатляет импозантной торжественностью и подлинной жизненностью. Все члены учрежденного Александром I Государственного совета присутствуют в Круглом зале Мариинского дворца. На центральном месте Николай II и представители императорского дома, занимающие важнейшие посты в государстве. Справа от царя — его младший брат, в то время наследник престола цесаревич Михаил, слева — великий князь Михаил Николаевич брат Александра II. Поблизости от царской семьи — председатель Комитета министров И. Дурново, министр иностранных дел В. Ламздорф, оберпрокурор Святейшего Синода К. Победоносцев и другие. Будучи крупнейшим художественным произведением эпохи, картина стала и ее историческим документом. Репину удалось убедительно построить большое живописное изображение и добиться гармоничного цветового решения полотна. Русский музей. От иконы до современности.
"Талантливый сын в тени отца или сумасшедший человек и бездарность"
- КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР
- Выставка «Репин. Наследие. Ученики»
- Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме | myDecor
- Другие новости раздела «Общество»
- 1. О казачестве и родном городе Чугуеве
Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин, его ученики и друзья» откроется в Вологде
У Репина было около двухсот учеников. Ученик Репина Михаил Вербов рассказывал, что Антон Комашка «обладал феноменальной способностью копировать, мазок в мазок. Выставка Ярославского художественного музея представляет Илью Ефимовича Репина как художника универсальных возможностей, многогранного таланта. Эпизоды из жизни учителя и учеников", собравшая более 100 работ из собраний музеев России и частных коллекций, пройдет в историко-художественном музее "Новый Иерусалим" в Истре с 29 февраля по 28 июля. Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера — наставника. Эпизоды из жизни учителя и учеников» открылась 29 февраля в музее «Новый Иерусалим».
Выставка «Великие репинские ученики»
Репинские шедевры редко покидают свои выставочные залы. Марина Смарагдова побывала на презентации благотворительного проекта. Он очень рано начал путь художника» Зрителей встречают удивительные репинские портреты : Алексей Иванович Антипов, горный инженер,рядом портрет скульптора Антокольского, с ним Репин снимал комнату в студенческие годы. И одна из первых , еще со штампом академии - "Иван Грозный и Борис Годунов". Алла Хатюхина - директор Ярославского художественного музея: «Выставка хороша еще и тем, что открывает нам нового потенциального посетителя, для которых посещение музеев будет происходить не один раз со школой и один раз с гостями, а станет их привычкой. Они будут отслеживать новости о новых проектах, так же как отслеживают прогноз погоды и курсы валют.
От этого качество жизни ярославцев увеличится, это то, к чему мы стремимся.
Полотно Репин посвятил своему близкому другу и любимому композитору Модесту Мусоргскому. У Мусоргского была опера, «Сорочинская ярмарка», которой Репин восхищался. Один из отрывков оперы так и называется — «Гопак». Первое, что бросается в глаза зрителю, - это обилие красок и яркая палитра, не свойственная Репину. Здесь и все оттенки красного, синего, зеленого.
Заметны четкие и жесткие мазки. Нестандартная композиция — изюминка картины Репина. Удаль, веселье, озорство и яркий оптимизм — основные эмоции, которые должен был ощутить зритель от картины Репина. А с другой стороны, болезненная яркость, странные ракурсы, кажущееся веселье танцующих — все это почерк другого Репина, почти незнакомого тем, кто вырос в СССР. Вот слова Репина в период написания картины: «Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал. Но кончить уже не смогу...
А жаль. Картина выходит красивая, веселая». Но искусствоведы относятся критично к данной работе, нет в ней той милой простоты и проникновенности художника, той русской прелести, берущей за душу, а присутствует какая-то нездоровая одержимость, картина скорее отталкивает, чем притягивает. Пройдет чуть более десяти лет и придет на землю русскую страшная война с фашизмом, мир узнает о бандеровцах, словно выпрыгнувших из преисподней, со звериной жестокостью глумящихся над человеком. Художник, которого сравнивают по художественному воздействию на величайшего гуманиста писателя Льва Толстого не смог завершить свое произведение, краски расплывались по линолеуму и вышло то, что вышло. Как предупреждение гениального художника потомкам на все времена о защите от бесовщины.
Для него не нужны эффекты, речи, воинственные крики, песни и барабаны: для него нужны, напротив, спокойствие, порядок и отсутствие всего натянутого. В русском, настоящем русском солдате, никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера.
Проект представляет одного из самых известных живописцев с новой стороны — как преподавателя Петербургской Академии художеств, пейзажиста и неутомимого графика. Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла. Он не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка. Одним из самых любимых учеников Репина стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством.
Репин находит единственно правильное решение — соединяет в одном композиционном пространстве несколько точек зрительной проекции зала. Для достижения поставленной цели художнику пришлось убеждать заказчиков увеличить в два раза площадь холста. Помощниками живописца в реализации масштабного проекта стали его талантливые ученики — Борис Кустодиев и Иван Куликов. Первому из них было поручено заниматься разработкой периферийной левой части изображения, второму ставилась соответствующая задача в отношении правого крыла ротонды. Сам Репин исполнял главную центральную часть картины. Она должна была передавать торжественный момент оглашения высочайшей грамоты. Смысловые линии замыкались на фигуре сидящего императора, над которым высилось изображение его же портрета в рост. По словам И. Грабаря , при создании полотна "хозяином, командиром и истинным творцом оставался сам мастер, ученики были только его послушными руками". Дурново , министр иностранных дел В. Ламздорф , оберпрокурор Святейшего Синода К. Всего на портрете изображен восемьдесят один член Совета, среди них С. Витте , П. Семенов-Тян-Шанский и др.
Обида или месть: стали известны подробности конфликта в петербургской академии художеств
Как Репин из заседания чиновников сделал шедевр | Пикабу | Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать. |
Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ» | около 300 работ - объединяет и зрелые, и студенческие работы мастеров - учеников Репина разных лет. |
Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме | myDecor | Эпизоды из жизни учителя и учеников» открылась 29 февраля в музее «Новый Иерусалим». |
Выставка «Репин. Наследие. Ученики» | продажа с быстрой доставкой по всей России. |
В Екатеринбурге покажут картины учеников Репина - Новости - Музеи - РЕВИЗОР.РУ | Один из талантливейших учеников художественной академии Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира». |
Онлайн-курсы
- Онлайн-курсы
- Мастер и его ученики
- {{ data.message }}
- Другие новости раздела «Общество»
- Выставка Пушкин в творчестве Репина и его учеников проходит в Санкт-Петербурге
Илье Репину, его друзьям и ученикам посвящена очередная выставка картинной галереи
В 1910 году Репин раскритиковал и заставил частично стереть портрет Исаака Бродского, своего самого верного ученика. Ученики отмечали в своих воспоминаниях молодую энергию, страстность, безмерную любовь к жизни и искусству, которой заражал их Репин. художников Серова, Кустодиева, Куликова и других. Внук Ильи Репина Дий (Дмитрий) тайно перебежал в Советский Союз весной 1935 года. Дети и внуки Ильи Репина жили под знаком отца и деда — это не сделало их счастливыми. Искусство сохранять — «Выставка Илья Ефимович Репин и его ученики».
Новая выставка Репина и его учеников в музее «Новый Иерусалим»
Произведения учеников Репина представлены живописными и графическими работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Николая Рериха, Игоря Грабаря, Николая Фешина, Константина Сомова, Осипа Браза, Алексея Явленского, Александра. около 300 работ - объединяет и зрелые, и студенческие работы мастеров - учеников Репина разных лет. Летом 1880 года Репин вместе с учеником Валентином Серовым выехал в Малороссию; через восемь лет он совершил второе путешествие вместе с сыном Юрием. «Воспитанники Репина вспоминают его как человека не всегда последовательного в своих суждениях, но при этом он учил их наполнять сосуд правильной формой.
В Екатеринбург привезли картины Репина и его учеников
То есть он мог говорить какие-то конкретные советы, если он видел, что студент что-то навирает». Во-вторых , Репин с учениками не нянчился. Самый сложный предмет — обнаженная натура — у него с первого курса, а не с четвертого, как раньше. На выставке интересно угадывать, где чья работа. Там — «Обнаженная» Сомова, здесь — Серова, рядом — Кустодиева. Как говорится, найдите пять отличий — на выставке именно этим и надо заниматься. Можно еще сравнить портреты Репина друг с другом и его автопортретами или портреты генеральской дочери Софьи Драгомировой, написанные одновременно учителем Репиным и учеником Серовым.
Ксения Новохатько: «По воспоминаниям Софьи они сохранились , когда она позировала Репину, в комнату вошел неизвестный молодой человек, что-то прошептал на ухо мастеру, тот спросил у нее разрешения ему присоединиться. Это оказался Серов, он получил это разрешение и присел с другого ракурса.
В столицу Урала привезут картины Репина и его учеников 12. Картины можно будет посмотреть в екатеринбургском музее изобразительных искусств. На выставке будет представлено более 100 произведений живописи и графики Ильи Репина и его знаменитых учеников из девяти российских музеев и частного собрания.
Но, как бывает весьма часто, груз ответственности, наложенный знаменитой фамилией, оказался для Юрия неподъемным. Даже самые лучшие его работы не шли ни в какое сравнение с шедевральными творениями Репина-старшего. А их, как на зло, постоянно сравнивали и распускали злые языки на тему природы, которая отдыхает на детях гениев. Экспозиция в музее-усадьбе «Пенаты» с работами Юрия Репина Но, как бы там ни было, полотна Репина-младшего в нынешнее время хранятся в Третьяковке, в доме-музее И. Репина в "Пенатах", Национальной галерее в Праге, во многих частных коллекциях. Судьба же сыновей Юрия Ильича сложилась следующим образом: старший сын Гай, окончив реальное училище отправился учиться в Пражскую инженерно-строительную школу, в дальнейшем жил в Чехии и Германии. Меньший - Дий, получив нансеновский паспорт, завербовался юнгой и плавал несколько лет на шведских судах. Именно море закалило характер юноши, именно там он прошел школу выживания, а тяжкий труд моряка преобразил домашнего мальчишку в сильного, бесстрашного, независимого мужчину. Илья Репин, дочь Вера, внук Дий.
В 1929 году сойдя с корабля, в связи с болезнью матери, Дию пришлось пережить и ее смерть, и деда, и тетки. После их ухода стало не только пусто в самих "Пенатах", но и в душе 27-летнего молодого человека. Времена были нелегкие и ему не удавалось найти работу. Грела лишь искра надежды, что его жизнь еще может кардинальным образом измениться, если он вновь обратится к своей мечте стать художником. Семейный портрет жена Прасковья и сын Гай. Воспитанный в творческой среде, Дий с малых лет впитывал ту чудотворную атмосферу, и мысль в освоении профессии художника время от времени посещали молодого человека. А теперь она стала идеей всей его жизни. И в начале 30-х годов Дий решает поступить в Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства бывшая Академия художеств. Однако в 1932 году, подав прошение в советское консульство на получение визы, Дий получил отказ.
Тогда отец, решив поддержать сына, попросил помощи у давнего знакомого семьи, жившего в Париже посодействовать в поступлении в Парижскую Академию искусств. Также ничего не вышло... Жена художника с сыновьями. Не теряя веры и надежды, и всё ещё грезя художественным образованием, Дий пошел на большой риск: он решает нелегально пересечь финско-советскую границу и, добравшись в Ленинград, обратиться за помощью к былым товарищам его деда. Большие надежды Дий возлагал на художника И. Бродского, который был учеником деда и однокурсником отца. В то время он преподавал живопись, и его учебный класс был расположен в бывшей мастерской Ильи Ефимовича. Юрий Репин с семьей. Для этого нужно было лишь пересечь пограничную реку в 7 метров шириной.
И разве это могло стать препятствием к достижению заветной мечты для моряка, не раз побывавшего в кругосветном плавании. Он еще в детстве с местными ребятами сотни раз, играя, пересекал узкую речушку — зимой на лыжах, летом - вплавь.
Эпизоды из жизни учителя и учеников", собравшая более 100 работ из собраний музеев России и частных коллекций, пройдет в историко-художественном музее "Новый Иерусалим" в Истре с 29 февраля по 28 июля. Экспозиция подчеркивает важность роли наставника в искусстве, сообщили в пресс-служба музея. Эпизоды из жизни учителя и учеников". Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера - наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников, ставших гордостью русской живописной школы", - говорится в сообщении. В тексте отмечается, что в экспозицию вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и четырех частных коллекций, включая музей "Новый Иерусалим", Третьяковскую галерею, ГМИИ им.
Откройте свой Мир!
Выставка Ярославского художественного музея представляет Илью Ефимовича Репина как художника универсальных возможностей, многогранного таланта. Поэтому в своём предисловии к книге Репина Чуковский много пишет об «идейности» художника и его связи с простым народом. Смотрите видео онлайн «Новая выставка Репина и его учеников в музее «Новый Иерусалим»» на канале «Телеканал 360 и Михаил Онуфриенко» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 2 марта 2024 года в 12:25, длительностью 00:37:40, на видеохостинге RUTUBE. Организаторы выставки подчеркивают, что собрать в едином пространстве работы учеников и самого Репина было непросто. Проект создан к 180-летию со дня рождения художника и призывает взглянуть на Репина не только как на живописца, но и как на учителя, сформировавшего плеяду выдающихся мастеров.
Мастер и его ученики
Из собрания ГТГ «Не ждали», 1884—1888 годы Самая популярная картина из «народнической» трилогии, которая целиком хранится в Третьяковской галерее. Туда также входят «Арест пропагандиста» и «Перед исповедью». Широко известен итоговый вариант «Не ждали»: в комнату скромной интеллигентской квартиры с портретами Тараса Шевченко и Николая Некрасова на стене входит «блудный сын». Напомним исторический контекст: уже случилось цареубийство, казнь виновных. Выражение лиц детей, траурный наряд женщины видимо, матери , тревожный взгляд девушки в дверях, сам облик главного героя вызывают вопросы: а что собственно происходит, почему «не ждали»? Если герой возвращается из ссылки, то откуда удивление?
Или его считали мертвым? Большинство картин Репина, в том числе «Не ждали» — как будто-то бы концентрированный кинофильм, где все действие — в одном кадре. В Третьяковской галерее хранится еще одна версия «Не ждали», первоначальная — вместо изможденного юноши там изображена девушка-курсистка. Александр Бенуа писал: «Увидев картину, я как-то даже забыл о самом сюжете — до такой степени я был зачарован…» Манифестация 17 октября 1905 года, 1907—11 годы. Из собрания ГРМ Революция 1905 года В послереволюционной России картина Репина «17 октября 1905 года» была почти забыта, видимо из-за неоднозначности образов, во всяком случае ее репродукции не тиражировались миллионами копий и не оказывались на обертках шоколада.
Историческую несправедливость недавно восстановил бизнесмен Андрей Филатов — он поместил фотографию репинской картины на этикетку вина La Grace Dieu Des Prieurs. Мир узнал об этом неожиданно: из инстаграмма футболиста Дэвида Бэкхема, который распивал напиток ценой более 2 тысяч евро за бутылку на яхте Элтона Джона. Портрет П. Третьякова, 1876 год. Из собрания ГТГ Третьяков С меценатом Третьяковым Репин познакомился во время своей работы над «Бурлаками»: Павел Михайлович оценил эскизы и очень хотел картину себе, однако она уже была «забронирована» братом императора Великим князем Владимиром Александровичем — он пообещал за нее 3000 рублей.
Третьякову пришлось довольствоваться эскизом на картоне. Собиратель серьезно помог художнику во время его пенсионерства во Франции: денег от Академии Художеств не хватало — заказы Третьякова выручали. Сохранилась трогательная дружеская переписка, в которой художник делился размышлениями об искусстве и давал коллекционеру рекомендации по поводу работ других авторов. Вот что он пишет Третьякову в 1883 году, будучи уже известным и состоятельным: «Искусство вследствие необыкновенной потребности в последнее время время реакций всегда этим отличается сделалось выгодным ремеслом. В самом деле, какой же другой личный труд оплачивается так высоко?
Но нельзя было просто взять и купить холст у Репина. Художник мог запросто приехать в галерею в отсутствие Павла Михайловича и «подправить» уже приобретенную работу. Так произошло с «Не ждали», «Иваном грозным», «Крестным ходом в Курской губернии»: Как-то Репин прибыл в Москву, обманул сотрудников галереи и начал «вносить правки». Хранитель коллекции Н. Доверять эту работу автору он побоялся: «Репин все перекрасит и, может быть, сделает хуже».
Борис Кустодиев. На террасе, 1906 год. Николай Фешин. Дама в лиловом, 1908 год. Расстрел 26 бакинских комиссаров, 1925 год Ученики 4 года назад в музее-усадьбе И.
Есть разные мнения о том, насколько хорошим учителем был Илья Ефимович: были претензии и к методологии, и к неровным оценкам, которые он выносил. Он, значит, любит своих учеников, если теряет свое-время, чтобы как можно нагляднее показать нам и двинуть нас вперед. Милый Репин! Я его то люблю, то ненавижу!
В экспозицию площадью почти 2000 квадратных метров войдут 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций, включая музей "Новый Иерусалим", Третьяковскую галерею, ГМИИ им. Пушкина, Русский музей, Музей русского импрессионизма, Ярославский художественный музей, Новгородский музей-заповедник и другие.
Прибытие экспонатов и распаковку картин сняли журналисты телеканала Истра.
Валентина В Отзыв на Яндексe Мне понравилась гигантская выставка картин, выполненных в технике акварель, до открытия Академии я думала, что акварелью можно нарисовать просто рисунок и не более. Поразила галерея с заводскими пейзажами. Я думала, что эта тема не интересна, но я была поражена увиденным. Уроки Сергея Андрияки по телевизионному каналу Культура никогда не пропускала, рекомендую всем. Наталья Г. Отзыв на Яндексe Невероятный, фантастический музей!
Картины акварелью как будто живые… Никогда бы не подумала, что акварель может так звучать Ольга З.
Мы хотим, чтобы визиты в музей, встречи с искусством были постоянными. Мы показываем произведения живописи, ведь никакая репродукция, тиражирование или возможности интернета не могут на сто процентов заменить встречу с настоящим искусством. Каждое произведение в экспозиции уникально, имеет свою магию. Работа выставки продлится до 18 декабря.
Медведева Ирина: Последний ученик И. Е. Репина - Антон Михайлович Комашка.
Репин остался доволен. Ученики смотрели на него восхищенно. Однако мастера по-прежнему занимала проблема композиции: даже при соединении двух эпизодов не исчезало ощущение монотонности. В репортаже из "Нового Иерусалима" сотрудники музея и кураторы из музеев, предоставивших работы Репина и его учеников, раскрыли некоторые подробности проекта. Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него как на уникального масштаба Мастера – наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников. Параллельную историю рассказывают «Эпизоды», составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина.
2. О гробике для «умирающего» Ильи и красочках
- 1. О казачестве и родном городе Чугуеве
- Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
- Учитель и ученики: в Истре открывается выставка к 180-летию Ильи Репина // Новости НТВ
- Похожие события
Что нужно знать о Репине и его картинах перед походом на ретроспективу в Русском музее?
Маковский, И. Шишкин, А. Куинджи и другие, хотя лидером и знаменем новой Академии стал, безусловно, И. Известность и авторитет Репина были настолько велики, что желающих попасть в его академическую мастерскую было гораздо больше, чем она могла вместить в себя — все последующие годы она была переполнена. Молодые люди со всей страны стремились попасть в ученики к «самому» Репину! Ученики отмечали в своих воспоминаниях молодую энергию, страстность, безмерную любовь к жизни и искусству, которой заражал их Репин. Они удивлялись, как мало было в нем от академического, жесткого, самоуверенного профессора-небожителя, ведь он никогда не показывал им своего превосходства. В первые годы XX столетия атмосфера в Академии изменилась, бюрократические порядки и распри профессоров взяли верх. И в 1907 году Илья Ефимович покинул Высшее художественное училище. В прошении об отставке он рекомендовал своих учеников Ф.
Малявина, Д. Кардовского и Б. Кустодиева, как преподавателей Академии. Репин очень ценил в людях и, конечно, в своих учениках, талант. И главной целью его педагогической практики было не «убить», не «задушить» природный дар, а дать возможность ему развиться и найти свою дорогу в искусстве. Очень ёмко мастер выразил это в своем наставлении: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета». Именно поэтому все знаменитые репинские ученики не стали его эпигонами, а, восприняв репинский реализм и пройдя этот необходимый этап своего становления и развития, пошли самостоятельной дорогой, выработав индивидуальные живописные манеры.
За картину Репину было положено 20 тыс. Однако, подсчитав, сколько красок израсходовано, Илья Ефимович намекнул секретарю Госсовета, что было бы неплохо увеличить сумму. В итоге он получил вдвое больше.
Судьба художника Жизнь Репина была долгой и насыщенной. После « Бурлаков на Волге » о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярных портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чьё предложение. Репин и Шаляпин. Wikimedia Commons Вокруг личности Репина сложилось немало мистических историй: о влиянии его картин на людей, о сумасшествии натурщиков и общении художника с колдунами. Есть ли в этом хоть доля правды, сказать, конечно, нельзя. Но в чём нет сомнений, так это в том, с каким азартом Репин каждый раз принимался за новую работу. Идеей он увлекал и семью, и друзей.
Я напрягал вce усилия понять егo и вдруг почувствовал, чтo слабею и меня неудержимo клонит сон. Я таращy глазa, подымаю брови, стараюсь бодpo держаться нa скамейкe перед партой, нo как будтo ктo сковывает меня летаргией. Я тяжелo клоню головy нa сторонy или опускаю нoc нa самыe руки c тетрадью над партой. Хорошo, чтo профeccop далекo от меня и сам тожe как будтo засыпает; несмотря нa весь интepec к тем древностям, какиe он сейчac ставит перед нами, я нe могy вникнуть. Незнакомый сосед мой — ученик — невольнo улыбается, глядя нa моё засыпаниe. Я встряхиваюсь, оправляюсь и стараюсь вслушаться в чрезвычайнo интереснoe учёнoe сообщениe, нo — o ужac! Ужe шумели и выходили; былa половинa пятогo; в пять часов начнётся рисовальный клacc. Пo коридopy вo тьмe я добираюсь дo гардеробной, гдe ужe толкаются ретивыe ученики, нe желающиe пропустить ни одной минуты в рисовальном клacce от пяти дo семи часов, покa продолжается клacc. У двери, покa её отворят, самыe прилежныe стоят ужe, прижавшись к ней, чтобы первыми войти к своим номерным местам. Дождались: занял и я послe другиx какoe-тo местo — ужe послe 150 номеров. Стоялa головa Александpa Севepa. Ученики вcex трёx классов, разместившись нa круглыx амфитеатpax поднимающихся скамеек, сидели полныx двa чaca так тиxo, чтo отчётливo был слышен толькo скрип карандашей нy точнo кузнечики трещат , дa развe шумели, когдa ктo-нибудь вместo тряпки стряхивал c рисункa уголь своим жe кашнe c собственной шеи. Фото: А. Ещё бы! Полон счастья и теплa, вдыхая свежесть улицы, я выхожy нa воздyx.
В настоящее время я после 4-х лет работы в Ленинграде опять уезжаю на Украину в Харьков». Илья Ефимович к тому времени уже не вспоминал о пропавших альбомах и прислал своему ученику короткое письмо со словами поддержки: «Любезный Антон Михайлович. Благодарю за акварели ваши. Вы усвоили новый метод — почти без теней; это хорошо, но надобно еще строже рисовать контуры, то есть, вернее, надобно строить, строить еще строже. У вас способности хорошие, жаль будет, если вы провороните их. Желаю вам всего лучшего. Успеха в делах. Не исключено, что получить эту должность ему помогли упомянутые выше репинские альбомы, которые, по словам Фёдорова, он показал в наркомате просвещения. В 1929 году техникум был переименован в институт ХХИ. Комашка становится ректором ХХИ, получает звание профессора и начинает преподавать рисунок. Украина тогда переживала расцвет культуры, происходивший на фоне индустриализации. Харьков с 1919 по 1934 год был столицей Украины. Прохоров и А. Перед Комашкой стояла задача перестроить техникум в высшее учебное заведение, что и было осуществлено благодаря его организаторским способностям. Антона Михайловича Комашку называют одним из создателей высшей художественной школы в Харькове. Годы работы Комашки в должности ректора совпали с процессом глобальной политизации высшего образования в СССР. Для получения должности ректора членство в партии и курсы ленинизма стали важнее диплома об окончании Академии художеств. Комашка добился новой организации учебного процесса в ХХИ. Творческие предметы отныне сочетались с общеобразовательными предметами и с марксистско-ленинской философией. Появление молодого человека без академического образования на посту ректора известного учебного заведения не могло не вызвать недовольства многих участников харьковской художественной жизни, но было характерной приметой времени. Недоброжелатели появились у Антона Комашки и в связи с тем, что его старый знакомый Митрофан Фёдоров успел рассказать своим ученикам и товарищам историю с репинскими альбомами. Скрипника и стал директором художественного института. Для своего авторитета он использовал партбилет и два альбома с рисунками И. Репина, которые он украл у Репина, будучи у него истопником». В переписке Фёдорова само слово «Комашка» «букашка» в переводе с украинского языка стало нарицательным. О своих проблемах Комашка поделился с Репиным в письме от 29. Илья Ефимович, я считаю недостойным себя писать Вам оправдания на козни таких людей. Фёдоров влачит здесь жалкое существование, известен в кругах художественной общественности как склочник и того еще хуже. Но когда Фёдоров орудует Вашим письмом, то все мои противники, которые никогда не встали бы с ним рядом, действуют сейчас заодно. Сейчас поход особенно усилился еще в связи с тем, что мне назначена гос. Дорогой Илья Ефимович, если Вы меня уважаете и верите моей преданности и любви к Вам, то я тогда обращаюсь к Вам с просьбой — аннулируйте это письмо к Фёдорову. Комиссара по просвещению Украины академика М. Это письмо осталось без ответа. Фёдорову Репин сообщил: «о рисунках спрашивать не стоит. Он Комашка Юре писал, что у него дочь. Повезло человеку. Что ж ему мешать». Не дождавшись ответа от Репина, Комашка писал Юрию Ильичу 07. Жалкими и ничтожными остались сплетники-обыватели, а то и просто обнаружили себя вредителями на культурном фронте, как враги всего нового черносотенцы вроде Фёдорова , все те, которые стремились меня скомпрометировать, для какого дела, я знаю, они все усилия приложили привлечь Вас и Илью Ефимовича». Так столкновение двух учеников Репина обернулось конфликтом людей разного социального происхождения и мировоззрения. В заграничную командировку Комашка не поехал, но с энтузиазмом включился в борьбу художественных объединений за лидерство в украинском искусстве. Эта организация, председателем которой стал Комашка, сразу стала претендовать на лидерство в художественном процессе Украины. Подобно теоретикам РАПХ, Комашка настаивал, что художников следует разделять по их социальному происхождению. В 1931 году был издан его доклад «За пролетарскую гегемонию в пространственном искусстве», где он выступал за создание Всеукраинской федерации художественных объединений. В Харькове деятельность Антона Комашки получила международный масштаб. Это было время появления художников-интернационалистов, которые считали искусство «оружием в классовой борьбе мирового пролетариата». В течение нескольких последующих лет МБРХ занималось организацией выставок и изданием плакатов, направленных в поддержку мирового пролетариата. В 1931 году Комашка написал статью для каталога выставки бельгийского графика Франса Мазереля, которая прошла в Харькове, Киеве и Одессе. Творчество этого художника-экспрессиониста, посвященное революционной борьбе пролетариата, на тот момент было близким по духу и по форме «пролетарскому стилю» Антона Комашки. Расцвет творчества Комашки приходится на харьковский период его жизни. Он теперь - persona grata. У него заискивают. Он делает оценки всем и всему», - писал М. Фёдоров И. Репину 19. Скрипника и командующего войсками Украинского военного округа И. Он отправил несколько фотографий своих работ в «Пенаты», например, фотографию портрета юноши 1929 года с дарственной надписью «Дорогому Илье Ефимовичу Репину». Юрию Ильичу он сообщил, что имеет хорошие отзывы в печати о своих работах, а этот портрет приобретен Украинской государственной галереей. Юноша на портрете, романтик и строитель новой жизни, внешне напоминает самого Комашку, а условный пейзаж с заводскими корпусами заимствован с агитационного фарфора. Несколько лет Комашка работал над полотном «В штабе Первой Конной армии» 1932, местонахождение неизвестно , используя созданные им во время Гражданской войны зарисовки бойцов и командиров. Это групповой портрет, на котором изображены командующий Первой Конной С. Буденный, члены Реввоенсовета К. Ворошилов, Е. Щаденко и С. Минин, командиры дивизий С. Тимошено и О. Городовиков, начальник полевого штаба С. Зотов, комбриги Н. Ракитин и В. На композицию картины повлияла работа В. Шухаева «Полк на позициях» 1917, ГРМ. Подражая монументальной живописи «бойчукистов», Комашка попытался стилизовать полотно под старую фреску, но обнаружил недостаток академического образования. К этому произведению подходит фраза Чуковского из письма Репину 12. К этому историческому событию Комашка приурочил создание галереи портретов рабочих-ударников строительства завода. Портреты получили высокую оценку наркома просвещения Украины Н. Скрипника, а также известных художников И. Бродского, В. Сварога, Е. Лансере, Ф. Кричевского и стали вершиной творчества А. Комашки, поскольку точно и лаконично отразили эпоху первой пятилетки. Выразительные лица рабочих словно иллюстрировали роман Н. Островского «Как закалялась сталь», написанный примерно в то же время. Вскоре несколько работ Комашки из серии «ХТЗ» подверглись язвительной критике за их несоответствие новому этапу построения социализма. В газете «Комсомолец Украины» была напечатана статья «Бомбы в Олимп» 16. Это же старый алкоголик и кокаинист, кандидат на Сабурову дачу», «Разве это энтузиаст от строительства? Это же громила, злодей, с которым страшно встретится в темном переулке». Так официальная критика стала отзываться на прямолинейное без идеализации изображение советского человека. Критически относился к творчеству Антона Комашки и Митрофан Фёдоров.