РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Патриарший экзархат Африки — экзархат Русской православной церкви на территории Африки. Исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки назначен викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Зарайский Константин. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 декабря было принято решение о создании на территории Африки Патриаршего экзархата под управлением архиепископа Ереванского и Армянского Леонида (Горбачёва).
В РПЦ рассказали, что патриарший экзархат Африки присутствует в 18 странах
Патриарший экзархат Африки образован решением Священного Синода РПЦ в декабре 2021 года в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. В частности, Патриарший Экзархат Африки окажет содействие в создании представительств ИППО в ЮАР, Египте и Тунисе. 2 июня 2023 года председатель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов выступил на встрече «Россия — Африка», организованной Африканским международным конгрессом в рамках проходящей в Москве Недели африканской культуры. Александрийский патриархат привык считать Африку своей канонической территорией, но "мнение это новое, и никогда Соборами не утверждаемое", поясняет председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки, иерей Георгий Максимов.
Русская Православная Церковь создала Патриарший экзархат в Африке
Год спустя после учреждения Патриаршего экзархата Африки можно сказать, что темпы его развития хорошие, и это вызывает острую реакцию Константинопольского патриархата, взявшего на себя роль «защитника» Александрийского патриархата. 3. Образовать Патриарший Экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Еще одна православная община буров из Южно-Африканской Республики перешла в Патриарший экзархат Африки. Саввы Освященного, митрополит Клинский Леонид, Патриарший Экзарх Африки, совершил Божественную Литургию в храме Воскресения Господня в Рабате (Марокко) сообщает Патриарший Экзархат Африки. Об этом в эксклюзивном интервью нашей программе рассказал патриарший экзарх Африки Леонид. Митрополит добавил, что патриарший экзархат Африки постоянно озвучивает статистку по погибших христианам, однако многие руководители государств не принимают мер.
«Русская Православная Церковь пришла в Африку навсегда»
Божественную литургию возглавил настоятель храма священник Александр Косых. По окончании богослужения для гостей была организована трапеза и беседа с настоятелем храма и духовенством. В беседе также приняли участие волонтеры храма и учащиеся школы православного миссионера, которые интересовались, о том, как живут африканские епархии, как проходят богослужения, сколько православных христиан на этой территории и многое другое.
А литература — богослужебная, катехизическая, просветительская, труды святых отцов, жизнеописания святых, апологетика, миссионерская литература — это огромнейший пласт. И зачастую это простые книги: речь не идет о многотомных изданиях, но в помощь священникам на местах целые библиотеки надо делать, причем с уважением к той традиции, которая есть на местах.
С другой стороны, мы видим определенные проблемы в традициях. Я не хочу сейчас обнажать все наши язвы, но определенные проблемы нам видны, и здесь не нужно никого раздражать: ведь образование может быть сущим мучением. Наша задача — вычленив узловые проблемные точки, постараться помочь нашим африканским отцам с улучшением церковной жизни по сравнению с тем, что мы сейчас имеем. Опять же, имея деликатность, мирность, уважение к их времени, силам, возможностям, к их прошлому, образованию, с пониманием языкового вопроса.
И потом, за этим стоит уже не только образование самих священников, но и образование детей и взрослых, миссия и образование на приходах. Это невозможно сделать быстро, но это — очень значимый вопрос. Мы находимся в начале пути. Есть наши священники, есть ряд активистов, которые в этом направлении двигаются, и слава Богу, что это есть.
Но если Господь даст нам время, силы и возможность потрудиться, то я думаю, что одним из самых значимых направлений, кроме храмостроительства, церковной жизни и подготовки священнических кадров, станет вопрос церковного образования и миссии. Вопрос авторских прав тоже стоит: сейчас все в Интернете работают, где-то можно ссылку сделать, а где-то надо начинать с нуля. Только что у нас было совещание по списку того, что нужно сделать в первую очередь, по оценке уже сделанного на разных языках, оценке финансовых возможностей и человеческих ресурсов. Церковь — это в первую очередь служба: как совершается Литургия, как совершаются таинства, порядок этих таинств — традиции тоже могут быть разные.
Особо трудный вопрос — отношение на местах к таинству Исповеди. Поэтому здесь это, знаете, вхождение на глубину: нам придется очень много заниматься повседевной работой по устроению церковной жизни. Повторюсь: уважая людей, сложившуюся традицию, понимая их, ни в коем случае не допуская раздражения. Через образовательные курсы, общение, подготовку и распространение литературы, дистанционное образование, помощь людям в узнавании Христа и настоящей духовной живой традиции.
Возвращаясь к монастырям и монашеству: это вопрос не только людей, это вопрос того, чтобы эти люди были причастниками монашеской традиции. Хотя бы один монах, причастный к традиции, может создать настоящий монастырь, но сто желающих монашества без причастия к традиции будет просто собранием людей, которые не хотят жениться. Эта цифра будет меняться в большую сторону буквально в ближайшее время. Они живут в 17 странах Африки и окормляют общины из 29 стран: то есть священник может окормлять несколько стран.
Есть и русские священники: их пять человек, они командированы из России. А приходов — более 200, но это не приходы в русском понимании: когда такой храм красивый с золотыми куполами. Зачастую словом «приход» может называться просто поселение, может буквально палатка стоять или хижина, комната. И снова к вопросу мотивации: я общался с желающими перейти в Русскую Церковь из клира Александрийской Церкви и обратил внимание, что мотивация у людей совершенно не денежная: ни один человек не спросил у меня о деньгах, не спросил, сколько он будет получать.
Я у каждого сам спрашивал о мотивации. И это, мотивация — быть в чистой, истинной Церкви. Могут ли в обозримом будущем быть возведены в епископский сан африканские священники, которые могли бы их возглавить? Но, думаю, что это дело завтрашнего дня, потому что сегодня к епископу предъявляются очень большие требования: и по уровню образования, и по пастырскому опыту.
Как у них развиваются отношения с мусульманами, а также с инославными христианами? Наша принципиальная позиция — жить в мире и добрососедстве со всеми, с учетом специфики населения, исторических традиций того или иного государства. Задача — ни с кем не ссориться, а делать свое дело. У нас есть стратегические партнеры на континенте — Древние Церкви, которые несут здесь служение с первых веков христианской эры, это, прежде всего Коптская и Эфиопская Церкви.
С ними давно налажен братский диалог, развивается много совместных проектов, а отношения развиваются на основе дружбы и взаимопомощи. Так, Коптская Церковь предоставила в бессрочное пользование нашему приходу в Каире свой храм, помогает приходу в Хургаде и даже в таких странах как, например, Намибия. В ЮАР я был в храме Маланкарской церкви, был на приеме у митрополита Коптской церкви, где увидел искреннюю любовь, с которой к нам относятся. Лежит ли в сфере пастырской ответственности экзархата миссия в среде африканских мигрантов в нашей стране?
В журналах Синода, опубликованных на сайте РПЦ, уточняется, что данные решения приняты вследствие уклонения в раскол патриарха Александрийского Феодора, признания им главы так называемой Православной церкви Украины Епифания Думенко и данной раскольнической группировки. После этого часть духовенства Александрийского патриархата, заявив о своем несогласии с позицией предстоятеля, обратилась в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их в юрисдикцию РПЦ. По информации Синода, архиепископ Ереванский и Армянский Леонид по благословению патриарха Кирилла изучил многочисленные просьбы духовенства Александрийского патриархата. Также состоялась его личная встреча с лидерами общин — священниками из ряда стран Африки, желающими перейти в Московский патриархат.
По словам синода, «Александрийский патриархат будет продолжать исполнять пастырский долг перед своей паствой, вверенной ему Господом». Об этом говорится в сообщении Синода по итогам регулярного январского заседания, состоявшегося во вторник под председательством патриарха Варфоломея.
Он напомнил, что 18 декабря в храме Воскресения Христова в Рабате Марокко состоялись первые хиротонии и рукоположения. Клинский Леонид также отметил, что власти Уганды выделили 6,5 гектара под строительство духовно-административного центра РПЦ.
Экзарх Африки ответил на решения Александрийской Церкви
Православный эксперт Кирилл Фролов считает, что этим решением Патриарх Кирилл «канонически уничтожил» Константинопольского патриарха Варфоломея, который заставлял священников признавать созданную им на основе раскольнического Киевского патриархата так называемую «Православную церковь Украины». Практически все африканские священники перешли в Московский Патриархат, в Александрийском остались только греки , которые унижают православных африканцев. Теперь никто больше не захочет признавать секту Думенко Церковью, ибо на примере Александрийского Патриархата увидит, что это оборачивается уходом из истории. Православие является самой быстрорастущей религией Африки, так как является антиколониальным символом», — заявил Фролов «ПолитНавигатору».
По окончании богослужения для гостей была организована трапеза и беседа с настоятелем храма и духовенством. В беседе также приняли участие волонтеры храма и учащиеся школы православного миссионера, которые интересовались, о том, как живут африканские епархии, как проходят богослужения, сколько православных христиан на этой территории и многое другое.
Гости не только отвечали на вопросы, но и сами живо интересовались нашими традициями.
По окончании Литургии отец Георгий передал духовенству Патриаршего экзархата гуманитарную помощь для нуждающихся православных конголезцев. Поддержку получили 30 семей столичного прихода. Затем отец Георгий провел в Российском культурном центре беседу с соотечественниками.
Но не по их еретическому настрою, а по неграмотности. С приходом Русской православной церкви можно надеяться на высокую духовную культуру, настоящую образованность, жизнь по канонам, и с правильными обрядами. Помимо диакона Даниила, в Санкт-Петербурге изучают богословие еще три студента из Нигерии, которые собираются потом вернуться на родину с приобретенном здесь опытом жизни в православной вере. По словам митрополита Леонида, уже прибыли 6 африканских слушателей богословских курсов. На Мадагаскаре намечается первая монашеская женская община.
Ее пока единственная монахиня проходит послушание в Московском Рождественско-Богородицком монастыре. Говорит, что полюбила Россию, набирается опыта, и готова устанавливать монашескую жизнь на православном Африканском континенте. Он также делится своими добрыми впечатлениями от посещения Московской духовной академии и считает самым важным для Африки "акцент на образовании". Африка как новая православная молодость Самое большое впечатление на пресс-конференции, подводящей итоги миссионерской работы Русской православной церкви в Африке, на меня произвели темнокожие африканские священнослужители - отец Захария и отец Даниил. Это невероятное ощущение, может быть, самое сильное на Земле, когда человек другого языка, другой культуры, другой страны, другого цвета кожи, вдруг очевидно становится тебе - в чем-то главном - своим. Это "свое" задано им христианством, православием. Теперь уже и русским православием. Они умны. С хорошей лексикой.
В них чувствуется духовная выделка в том числе и аскетическая , которой я бы позавидовала. И самое главное, в них чувствуется человеческая высота. Не только культурная, больше чем культурная - собственно человеческая, духовная высота. И эта высота задается им христианством.
В новом экзархате РПЦ на юге Африки отслужили первую литургию
Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) сообщил, что обратился в Пограничную службу ФСБ из-за ненадлежащего обращения в аэропорту к студентами из Африки. 17 декабря 2022 года Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид прибыл в столицу Королевства Марокко Рабат. Саввы Освященного, митрополит Клинский Леонид, Патриарший Экзарх Африки, совершил Божественную Литургию в храме Воскресения Господня в Рабате (Марокко) сообщает Патриарший Экзархат Африки. О канонической стороне вопроса присутствия Русской православной церкви в Африке рассказал председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов.
Русская православная Африка: почему наша церковь достигла на континенте немалых успехов
В частности, Патриарший Экзархат Африки окажет содействие в создании представительств ИППО в ЮАР, Египте и Тунисе. Новый глава экзархата – исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки епископ Зарайский Константин (Островский) – в своем первом интервью на этой должности рассказал РИА Новости об отборе священнослужителей для поездки, а также о первоочередных задачах. Патриаршим экзархом Африки был назначен архиепископ Ереванский и Армянский Леонид (Горбачев). «По благословению Патриаршего экзарха Африки, митрополита Клинского Леонида, совершена первая литургия. — Вы служили в Латинской Америке, возглавляете Патриарший экзархат Африки — чем пасхальные обычаи схожи и различны у православных этих континентов с их единоверцами в России? Видеомост Москва – Кампала – Кейптаун по итогам работы Патриаршего экзархата Африки в 2022 году.
В новом экзархате РПЦ на юге Африки отслужили первую литургию
Ваш браузер не поддерживает HTML5 аудио. Вот взамен ссылка на аудио 102 клирика Александрийского Патриархата из восьми стран Африки приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви, согласно поданным прошениям. Для подписки на уведомления в баузере нажмите здесь. Глава Патриаршего Экзархата Африки будет иметь титул «Клинский».
В Южно-Африканской Республике прошел первый «классический» архиерейский визит, когда архиерей посещает вверенную ему епархию, встречается с официальными лицами — в данном случае я встречался с послом России и с генеральным консулом в Кейптауне. Также я встретился со всем духовенством. В ЮАР я совершил четыре богослужения: Литургию в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого в нашем русском храме преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге; молебен на приходе в Робертсоне, на Богоявление на нашем приходе в Кейптауне — всенощное бдение и Литургию с великим освящением воды. Все священники ЮАР мне сослужили на этих службах — в разном составе. После службы в Кейптауне мы провели собрание духовенства ЮАР, обсудили текущие вопросы. Там мы имеем четыре храма и пять священников, поэтому вопросы были в основном о пастырской практике: как действовать священнику в той или иной трудной ситуации, как взаимодействовать между собой. В ЮАР есть возможности для развития нашей церковной жизни: там есть русские общины, которые не охвачены постоянно пастырским вниманием. Конечно, всех интересует и ситуация в России, все те сложные вопросы, которые стоят у нас на повестке дня. Растут ли они, и появляются ли новые, есть ли интерес к Православию у буров? Это молодой священник, но чувствуется, что это настоящий, хороший пастырь. Среди верующих там и наши русские, и местные. Что касается развития, то перспективы очень хорошие. В Робертсоне приятное впечатление производит приход храма преподобной Марии Египетской. Конечно, масштабная проповедь, чтобы приходили сотни и тысячи — это дело, наверное, будущего. Сейчас главное — налаживание нормальной, спокойной, повседневной церковной жизни. Не только в Южной Африке, но и во всех странах, где присутствует экзархат. Ведь Православная Церковь построена на ежедневном богослужении, постоянной проповеди, таинствах, пастырском окормлении, молитве за людей, делании добрых дел. Это повседневное, в хорошем значении этого слова рутинное дело. Оно в Африке есть, и нам нужно этим заниматься, налаживать и помогать. Одно направление, главное — это множество перешедших к нам священников: их больше двухсот, и все они на месте. Более того, буквально на днях я проводил собеседование еще с рядом священников из Африки, которые желают перейти в Русскую Православную Церковь. Пятерых мы готовы принять. Поэтому в этом плане динамика весьма позитивная. Вторая сторона — окормление наших русскоязычных братьев и сестер, которые живут в разных странах Африки. В первую очередь это требует контакта с посольствами, местными русскими общинами и устроения «выездного» окормления. В тех случаях, где это возможно, — строительства постоянных храмов или аренда помещений. И в этом контексте направление священников русских возможно, но это будет решаться в каждом конкретном случае. Сейчас мы вникаем в ситуацию. Предстоит мой объезд всех этих стран, совершение богослужений на местах. А дальше надо смотреть реалистично на вещи: где-то просто нужно срочно приобрести тент, где-то возникают земельные вопросы, где-то идет речь о помещении, а может быть, даже и о храме. Конечно, одна из ближайших задач экзархата — оценка этой ситуации, понимание, что можно сделать, и поиск средств и людей. Мы не хотим ничего сочинять: рассматривается каждая конкретная община, каждый конкретный случай. Есть общая наша позиция: она мирная, добрая, церковная. Трагедия, которая произошла, уже произошла, и она колоссальна: Константинопольский Патриарх, а вслед за ним греческий церковный мир, признали раскол на Украине. Это боль и трагедия, но не нужно усиливать эту ситуацию еще и руганью. Да, мы приняли этих священников, они стали священниками Русской Православной Церкви. Теперь мы налаживаем мирную церковную жизнь. Как сейчас воспринимают местные жители его присутствие?
В состав Северо-Африканской епархии включены ставропигиальные подчиняющиеся непосредственно патриарху приходы Московского патриархата в Египте, Тунисе и Марокко. В сферу пастырской ответственности епархии вошла 31 страна континента. В 2018 году после так называемого объединительного собора в Киеве из двух раскольнических церковных структур - Украинской автокефальной православной церкви УАПЦ и Украинской православной церкви Киевского патриархата - была создана так называемая Православная церковь Украины ПЦУ , которая получила автокефалию по решению патриарха Константинопольского Варфоломея. Поместные православные церкви не признают канонического статуса новой структуры. РПЦ разорвала евхаристическое общение с ними, а также с теми архиереями в этих церквах, которые признали раскольническую структуру.
Напомним, 27 декабря 2022 года митрополит Леонид рассказал о том, что Патриарший экзархат Африки будет создавать монастыри на континенте по подобию русских обителей. Первых кандидатов в монашество из Африки приняли Богородице-Рождественский и Зачатьевский ставропигиальные женские монастыри города Москвы.