Новости опера м п мусоргского хованщина

Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. В. Стасову, 1872 год. Итак опера Мусоргского "Хованщина". Сюжет оперы о времени борьбы за престол царевны Софьи и Петра 1. Не буду пересказывать сюжет, в нём много действующих лиц и всевозможных политических интриг, напишу только что мне понравилось в этой опере. Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым. Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова).

Мариинский театр представил в Пскове композиции Мусоргского: «Люди аплодировали стоя»

В рамках долгосрочного проекта Государственной филармонии Костромской области «Русская национальная патриотическая опера на костромской земле» на этот раз прозвучала одно из величайших творений М.П. Мусоргского «Хованщина». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Хованщина — опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского (в 5 действиях, 6 картинах). Международный фестиваль классической музыки OperaFirst 2022 начался с презентации оперой М.П. Мусоргского «Хованщина» на территории Астраханского кремля. Сегодня состоялась генеральная репетиция оперы "Хованщина" М.П. Мусоргского, которая завтра в рамках фестиваля "Крещенская Неделя в Новой Опере" прозвучит на сцене театра в концертном исполнении. Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина».

7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского

В Астрахани фестиваль Opera First открыли оперой «Хованщина» Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.
М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина». Мариинский театр с 13 по 17 марта представит "Хованщину" Модеста Мусоргского на сцене Большого театра впервые за 20 лет, отметили в пресс-службе ГАБТа.
Мариинский театр представил в Пскове композиции Мусоргского: «Люди аплодировали стоя» В дальнейшем Мусоргский часто упоминал «Хованщину» в письмах, когда рассказывал о трудностях и новостях, связанных с созданием оперы[64].

Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО

В 13:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоится концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», цикл «Картинки с выставки». В программе возможны дополнения. Завершит «Гений места» в Пскове «Хованщина», последняя опера Мусоргского. В 17:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии она прозвучит в исполнении солистов оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Уже в его поздних романсах заметно некоторое упрощение гармонии в своё время это прекрасно описал Ю. И, в конце концов, он захотел написать высокую музыкальную драму — не столько с кошмарами, ужасами, руготнёй и прочими натуралистическими житейскими подробностями, сколько с истинно трагическими коллизиями.

А теперь ещё раз посмотрим, где же использованы в «Хованщине» архаизмы. Гадание Марфы — высокотрагичное прозрение судьбы. Вопрошание стрельцов своего начальника, несомненно ими уважаемого, по поводу грозящей им кары. Решимость вождя старообрядцев идти на страшную смерть. Воодушевление им прочих к этой гибели. Да, всё — высоко-трагично.

Именно высоко. Sublime, если угодно. Но вопрос: при чём тут, в деяниях русской истории XVII века, барокко и отнюдь не в ключе, скажем, партесов того времени, что хотя бы формально было непротиворечиво — а высокое барокко, коего в русской музыке и не бывало? Тем паче — при чём тут классицизм? Когда во вступлении к III действию для характеристики полузападной обстановки кн. Голицына звучит некая пародия на классицистскую композицию — это понятно; композиция как бы обозначает образ Запада.

Пусть он и не соответствует требованиям изображаемого времени — но в условном мире оперы нужны яркие, чёткие образы. А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы? Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени. Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное? И уж тем более — старообрядцы в V действии. У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере.

Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское? Вроде бы нелогично. И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают.

А еще с каждой нотой зрители все внимательнее вслушивались в слова арий. Кто не понимал, следил за титрами на экране. Но смысл арии Шакловитого в исполнении Эльчина Азизова уловили, казалось, все. Ей, господи, вземляй грех мира, услыши мя: Не дай Руси погибнуть от лихих наемников! О чем на этой неделе говорили любители прекрасного Модест Мусоргский назвал «Хованщину» народной музыкальной драмой в пяти действиях. Чтобы идти на этот спектакль, надо быть подготовленным зрителем. Объёмное сочинение великого русского композитора завершается в полночь.

Пять часов оперы выдержали не все. Те, кто пришел сделать селфи на фоне Царской ложи, покинули партер уже в первом антракте. Остальные восторженно кричали «Браво! Постановщики очень правдоподобно изобразили горящую церковь и ее обрушение. Некоторые меломаны с настороженностью восприняли решение Валерия Гергиева дать возможность артистам Большого театра петь в постановке Мариинки. Другие же увидели в смешанных составах перспективу расширения творческих горизонтов артистов и столичной труппы и коллег из Санкт-Петербурга. В этом зрители еще не раз убедятся — в планах у Гергиева еще не одни обменные гастроли.

Появляется Шакловитый и сообщает о том, что Софья зовет его на тайный совет. Князь сначала не хочет идти. Он обижен на царевну. Но все-таки велит принести ему одежду.

Когда Иван Хованский выходит, наемник Шакловитого убивает его. Он произносит страшный крик и замертво падает. Крестьянки разбегаются. Шакловитый заливается смехом. Краткое содержание оперы «Хованщина».

Место действия — площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Рейтеры везут в ссылку Голицына. Появляется Марфа. Досифей просит ее принять обратно Андрея. Она соглашается.

Андрей Хованский у Марфы спрашивает про Эмму, не верит в происходящее. Когда он видит своими глазами стрельцов, тогда понимает, что ошибался. Он умоляет спасти его. Преображенский полк Петра направляется к Кремлю. Действие пятое Опера Мусоргского «Хованщина».

Краткое содержание V д. Медленно входит Досифей. Он очень задумчивый. Его одолевает чувство скорби за обреченность раскольников. Он не желает сдаваться врагам и призывает всех сгореть за веру на костре.

Марфа спасла Андрея от петровцев в тот раз. Но сейчас их смерть неизбежна. Она говорит ему готовиться к ней. Марфа разжигает костер от своей свечи. Она полна решимости и не боится умирать за веру.

На поляне появляются гвардейцы Петра, они видят пламя. В костре сгорает Марфа, Андрей, Досифей и другие раскольники. Пришлый народ смотрит на костер и скорбит о Руси. Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Исследователи сравнивают это музыкальное произведение с огромной фреской.

Композитору удалось показать катастрофу происходящего через гротеск, символику и иррациональность. Здесь нет главных героев.

9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского

Также в рамках визита петербургской труппы в театре драмы прозвучит симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк». Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Получить код для блога.

И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра. Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками. Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват. Спектакль Тителя — цельный манифест безвинной жертвенности хорового героя, спасительной идентичности профилей и времен. Народ — всегда заложник чужих манипуляций. А кто не народ — чужой.

Как и неразличимы конкретные лица в хоровых группах, так же тщательно распределена и вина между персонажами драмы — ее степень уже не установить. Титель рассказывает историю вечных страданий народа с редкой доходчивостью. Простоте и ясности его концепции не мешает характерная поэтичная бесхарактерность некоторых подробностей: алюминиевые тазы и ведра исправно приближают те времена к этим, и та же функция у листовок, брошенных в народ, который перед тем, как мы видели, не умел читать. Отчетливости драмы не мешает даже то, что слов часто не разобрать и публика напряженно вчитывается в английские субтитры над сценой. Эпизод за эпизодом спектакль рисует слепоту хоров и силу их возвышенной покорности, находя в них красоту, смысл и безбрежную актуальность. Могучий, едва не торжественный гимн образу народа — как вечного заложника преступников-невидимок, объекта сознательных или случайных манипуляций индивидуально очерченных воль — не был бы так убедителен, если бы не выдающийся музыкальный строй спектакля. Он не столько аккомпанирует, сколько ведет за собой и добавляет концепции коллективного страдания и жертвы много звенящих героических обертонов. Неколебимой рукой дирижер собирает драматургически сложную партитуру в могучий монолит крепко сбитой конструкции.

Совсем другой звук, который, кстати, доносится далеко за пределы кремлёвских стен. Да и театральные законы и приёмы работают по-иному. Всё намного масштабнее. Над такой глобальной постановкой работали более 600 человек.

К астраханским артистам присоединился государственный хор Республики Калмыкия, а также студенты Астраханского колледжа искусств и музыкального колледжа. Для исполнения главных партий приглашены именитые оперные голоса из известных театров России. Так же считают и зрители.

Это часть фестиваля «Гений места» и одновременно завершение Фестиваля русской музыки, который проходил по нацпроекту «Культура». Репортаж Валерии Горькой. Зрители ждут начала концерта», - Валерия Горькая. Под аплодисменты на авансцену выходят музыканты Симфонического оркестра. Первые движения рук маэстро Валерия Гергиева, и начинается настоящее волшебство.

Россия XVII века. Красная площадь. Крики стрельцов и князь Иван Хованский, отправляющийся в дозор.

В Астраханском кремле прошла премьера оперы «Хованщина»

Перейти к разделу «Историческая основа сюжета» История создания оперы «Хованщина» связана с различными этапами и влиянием различных личностей. Первоначально всю оперу оркестровал Николай Римский-Корсаков, внесший существенные изменения, такие как дополнение связующих элементов, изменение тональности и удаление некоторых фрагментов. Партитура Римского-Корсакова была опубликована в 1883 году, но вызвала критику за изменения, не всегда соответствующие замыслу Мусоргского. Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах.

Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей. Через десять лет она была представлена в Русской частной опере с участием Фёдора Шаляпина в роли старца Досифея.

Ламма и частично — на редакции Римского-Корсакова. Именно в этой оркестровке наиболее полно выражены идеи автора и именно она может считаться самой близкой к оригиналу. Шостакович выполнил эту работу в 1958 году, по отдельному заказу для киностудии «Мосфильм», а в 1959 году «Хованщина» впервые была транслирована по телевидению. Эта же оркестровка была взята Р. Тихомировым для постановки в 1960 году, на сцене академического Театра оперы и балета имени С. Дирижировал С.

К большому сожалению, театр не смог открыть зрителю подлинного Мусоргского, так как при новой аранжировке местами оставили старый текст. Таким образом, «Хованщина» утратила заложенную изначально целостность, а интерпретация ее и вовсе осталась без изменений. В 1950 году «Хованщина» была поставлена в Москве, где заслужила Сталинскую премию, а через 10 лет, в 1960 году, добралась до Санкт-Петербурга. Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году. Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения. В Вене «Хованщина» исполнялась в 1989 году, когда за дирижерским пультом стоял гений музыки К. Аббадо, а режиссером был А. Постановка была очень тепло принята публикой.

В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д. Шостаковича, дирижер — Ю. В ноябре 2014 года вновь состоялась постановка «Хованщины» в Вене, дирижер — американец Семен Бычков, театральный режиссер — Лев Додин. Пресса и оперные обозреватели очень неоднозначно восприняли постановку, наполненную странными образами и дикими технологическими решениями. Большинство склонилось к единодушному мнению, что оркестр и сцена были разорваны друг от друга, и если бы не волшебное исполнение музыки, то это был бы полный провал. Так, все действия происходили в очень ограниченном пространстве, в жуткой тесноте. Для всех движений персонажей и хоров Додин использовал специальную платформу, на которой они передвигались вверх-вниз. Сценическое пространство было разделено строительными лесами на несколько уровней, которые обозначали собой своеобразные «ступени власти».

Чтобы взаимодействовать друг с другом, певцам приходилось задирать и склонять головы, что смотрелось просто нелепо.

Постановка московского режиссера Александра Тителя 2015 года получила широкую известность и завоевала премию «Золотая маска» как лучший спектакль в опере. Более того — она была показана под открытым небом! На это событие собрались около 3500 рязанцев и гостей из Воронежа, Ульяновска, Липецка, Тамбова, Москвы и многих других городов. Двор Рязанского кремля превратился в уютный зрительный зал под куполами храмов, с импровизированными местами на лужайках, кубах из сена, дачных креслах. Действо происходило на огромной сцене, вмещавшей одновременно более ста человек.

Репетиции проводили под дождем, но в день спектакля погода не подвела. Говоря об итогах фестиваля, министр культуры Рязанской области Марина Кауркина отметила, что проект «Русская опера» был интересен не только программой, но и новым опытом в сфере организации подобных мероприятий. Она подчеркнула, что, в первую очередь, это синтез лекции и концерта, сотрудничество столичных и рязанских артистов, возможность проведения иммерсивных и камерных концертов на разных площадках города. Для Рязанской области оперный фестиваль — уникальное событие. Наш зритель готов к восприятию такого вида искусства.

С тех пор прошло немало лет. Сегодня "Хованщина" идет в театре в постановке Лео нида Баратова и Фед ора Фе доровского новая сценическая версия 2000 года возобновлена Юри ем Александровым. Интуитивное постижение исполнителями жизненной силы оперы передавалось едва ли не в каждой сцене спектакля. Пронзителен финал "Хованщины" - сцена самосожжения раскольников в лесном скиту. Этот трагический исход - спор тела и души, противостояние жизни и смерти венчает музыкальную драму.

Валери й Гергиев зараз ил своей кипучей энергией солистов, хор и оркестр. Его неукротимая воля и экспрессия передавались не только исполнителям, но и завороженной публике, которая устроила по окончании спектакля долгие овации! Валерий Гергиев: "Спек такль в классической постановке Леонида Баратова и офор млении художника Федора Федоро вского мы бережно сохраняем в репертуаре Мариинского театра вот уже более 70 лет, с огромным успехом показывали его по всему миру. Он не может утерять ни значения, ни важности, ни ощущения какого-то особого трепетного подхода к каждому исполнению, потому что это одна из величайших русских опер. Здесь ее пели очень многие певцы.

Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове

"Хованщина" Модеста Мусоргского занимает особое место в летописи исторических спектаклей Мариинского театра. Международный фестиваль классической музыки OperaFirst 2022 открыли оперой М.П. Мусоргского «Хованщина» в кремле. Сегодня мы рассматриваем оперу М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина".

Мариинский театр представил в Пскове композиции Мусоргского: «Люди аплодировали стоя»

Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М.

Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении в отдельных случаях - реконструкции и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Первые постановки При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки: в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. Кононова [2] , 9 февраля 1886 года , дирижировал Э. Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года. Мамонтова , в помещении театра Г.

Во всех перечисленных случаях речь не идет о модификации сугубо постановочных идей, например, о приближении к нашим дням либо, напротив, отдалении сценического действия от реальных исторических событий.

Но всегда думается о самой сущности исполняемой музыки: существенных расширениях или сокращениях, крупных изменениях в сфере музыкальной драматургии и новаторских решениях в области психологического воздействия на зрителя. В первую очередь скажем о декорационной и сценографической части постановки. Отметим важную особенность — художественное оформление Федора Федоровского оказалось неподвластно цензуре времени. Впервые оно было показано еще в 1913 году, в дни парижской постановки «Хованщины» в сценической версии Дягилева, при участии Равеля и Стравинского. Живописные цветовые решения, декорации, костюмы, световые линии, даже рисунки некоторых мизансцен, впервые предложенные Федоровским для дягилевской антрепризы, принесли ему, тогда совсем молодому художнику, славу и мировую известность. Грозные стрельцы в красных кафтанах с секирами в руках либо в белоснежных рубахах, на которые вот-вот должна пролиться их алая кровь; фигура боярина Шакловитого в роскошных одеждах, угрожающе нависшего над смертельно напуганным Подьячим; мощное архитектурное решение декораций стрелецкой слободы с громадными бревнами, из которых сложены избы, почти как древнерусские деревянные храмы, — именно тогда был разработан и задан монументальный сценографический канон, который сопровождал постановки «Хованщины» в XX и XXI столетиях в театрах нашей страны. Можно сказать, что музыкальные редакции сменяли друг друга, но живописный фундамент оставался незыблемым. Таков был дух видения Федоровским «Хованщины», сила образной грандиозности и, по словам режиссера Бориса Покровского, его «могучего и вместе с тем какого-то расцвеченного темперамента».

Шакловитый — Эльчин Азизов Обратимся теперь к музыкальной составляющей постановки. Как уже говорилось, Мусоргский не успел закончить «Хованщину». В клавире не был записан весь пятый акт с «любовным отпеванием» Марфой своего возлюбленного Андрея Хованского и финальной сценой самосожжения раскольников в скиту. Хотя доподлинно известно, что эту музыку композитор показывал друзьям в последние месяцы своей жизни. Партитуры оперы практически не существует, за исключением двух небольших отрывков в виде концертных номеров: песни Марфы «Исходила младешенька» и хора стрельцов «Поднимайтесь, молодцы». Весь XX век композиторы-соавторы, текстологи-источниковеды, композиторы-оркестровщики пытались решить проблему целостности оперы. Каждый из них, будь то Римский-Корсаков, Стравинский, Ламм, Асафьев, Шостакович, прибегал к различным методам и приходил к противоположным решениям. Что же мы слышим в спектакле Мариинского театра?

В спектакле было задействовано более 600 человек, пошито 450 костюмов. Постановку осуществили дирижёр-постановщик Валерий Воронин, режиссёр-постановщик Константин Балакин и художник-постановщик Елена Вершинина. Фестиваль продолжится проектом День России и Дни стран Каспия, где гости смогут познакомиться с культурой каждого государства, масштабным гала-концертом со звёздами мировой сцены из Каспийских стран.

В его программе также запланирован концерт с участием солистов Государственного академического Большого театра России ГАБТ , театров «Новая опера» и «Геликон-опера» в сопровождении Рязанского Губернаторского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина и многое другое. Важно и то, что в объявленный президентом России Владимиром Владимировичем Путиным год Сергея Рахманинова к 150-летию со дня его рождения в программу включены произведения гениального русского композитора», — сказал собеседник агентства. Источник: ТАСС.

«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского

Блестяще передана суть раскола церкви. Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым.

Я сыграл Досифея более чем в 200 спектаклях. Конечно, роль изменилась: двадцать лет назад это была одна роль, теперь она совершенно другая, тем более что я пел обе редакции оперы. Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина. Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену.

Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием.

Последняя опера Мусоргского «Хованщина» стала завершающим этапом фестиваля «Гений места». Свои партии со сцены исполнили солисты театра при участии хора. Завороженные зители слушали каждое выступление. Это у нас стало настоящей традицией», — рассказал горожанин Андрей В. Отметим, что во время концертного тура Валерией Гергиев побывал в Псковском кремле. Именно там в 2023 году прозвучала опера Мусоргского «Борис Годунов». Напомним, что концерты проходят при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В его программе также запланирован концерт с участием солистов Государственного академического Большого театра России ГАБТ , театров «Новая опера» и «Геликон-опера» в сопровождении Рязанского Губернаторского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина и многое другое. Важно и то, что в объявленный президентом России Владимиром Владимировичем Путиным год Сергея Рахманинова к 150-летию со дня его рождения в программу включены произведения гениального русского композитора», — сказал собеседник агентства. Источник: ТАСС.

«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского

В этом году гастрольный тур Пасхального фестиваля посвящен 79-летию Великой Победы, а также юбилеям композиторов Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинки. «Символично, что 10 лет назад мы впервые поставили оперу Мусоргского «Борис Годунов» в кремле, и сегодня вновь вернулись к этому композитору. Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Видео от Лента новостей Пскова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий