В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Придать авторитетность и себе и помешает и комплимент в адрес ь выступить перед ними.
Читайте также
- Типичная структура выступления
- Композиция выступления
- Файлы в этом документе
- Как написать понятный новостной текст и не только | Агентство копирайтинга – АПТекст
- Композиция речи (ОКК).doc
Как написать понятный новостной текст и не только
Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие. Презентация презентации. Это очень простой вариант. В названии все сказано. Объявите продолжительность выступления и регламент. Обозначьте основную тему и то, к чему вы намерены аудиторию привести. Задайте «правила игры». Сделайте комплимент аудитории: 1 превосходной степенью «У вас самые…» ; 2 сравнением «У вас такие… не то что у…» ; 3 интонацией; 4 сочетанием первых трех способов. Какие комплименты можно делать аудитории?
Темой для них могут служить внешний вид, молодость собравшихся, зрелость собравшихся, их высокая квалификация, пунктуальность, непунктуальность: «Говорят, все гении были непунктуальны. Значит, зал полон гениев. Это усложняет мою задачу во время выступления, но увеличивает мое удовольствие от общения с вами».
Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. Итак, теперь начинаем. Наша тема...
О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, здесь. Думаю, мы уже можем начать... Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей.
Завязка должна захватить внимание слушателей2. Основная часть. Основная часть должна быть построена по принципу топики - "общих мест". Понятие "общие места" долго имело дурную репутацию как нечто шаблонное, избитое. Но у Аристотеля они высоко ценились как способы изобретения содержания речи. Общие места использовал Ломоносов, но критиковал Белинский.
Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала.
Классической является структура, состоящая из вступления, основной части, заключения. Один из законов организации информации - "закон края", в соответствии с которым лучше запоминаются начало и конец речи. Поэтому следует обратить особое внимание на отработку вступления и финала речи. Средняя часть несет основную информационную нагрузку, начальная должна заинтересовать аудиторию, а в заключительной части целесообразно повторить ключевые мысли. Именно последние слова в речи запоминаются лучше всего.
Каналы воздействия на аудиторию: 2. Каждый выступающий должен знать, что первое впечатление об ораторе - зрительное. Поэтому на успех выступления влияет и внешний облик поза, выражение лица, одежда, манеры. Внешность должна вызывать доверие у слушателей, подчеркивать его профессионализм. Важный элемент публичного выступления - жест. На вопрос, что такое хороший оратор , Демосфен ответил: "Жесты, жесты, жесты!
Действительно, жесты оживляют выступление, но чрезмерная жестикуляция может навредить. Жесты должны быть умеренными, строго дозированными, чтобы не отвлекать внимание слушателей. Не рекомендуется поминутно трогать галстук, крутить пуговицу, поправлять прическу и т.
Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: повысить интерес к предмету речи; подчеркнуть значение сказанного; поставить задачи; призвать к непосредственным действиям в митинговой речи.
В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Последние записи:.
Русский язык. 11 класс
Более того, без них невозможен сам процесс доклада: слушатели не смогут уловить идею, которую пытался им донести автор. Когда работа над планом завершена, пора переходить к стилистике. Классическая схема разбиения доклада на 3 логические раздела восходит еще к античным временам, когда философы и ораторы завоевывали свою популярность исключительно за счет собственной одаренности и мастерства. Существование каждой части оправдано: во вступительном слове автор должен установить контакт с аудиторией, заинтриговать слушателей. В основном разделе развивается тема, излагаются главные вопросы, приводятся факты. И в заключении докладчик мягко подводит слушателей к выводам, что, собственно, он хотел донести до публики своим выступлением. Правила составления композиции Начинающим ораторам помогут несколько отработанных упражнений , призванных повысить восприятие материала слушателями. Индуктивное повествование. Автор последовательно излагает материал, построив свой доклад на отдельно взятом частном случае, а потом последовательно переходит к общему. Например: ситуация с уровнем заработной платы и рынком рабочих мест в отдельном регионе и на ее основе — обзор обстановки по всей стране.
Обратна первому способу, логика строится на переходе от обобщений к частным ситуациям. То есть начать можно с основных и глобальных вещей, постепенно переходя к какому-то конкретному моменту. Другими словами — сопоставление, сравнение подобных случаев, фактов. Необходимо быть уверенным, что аудитория знакома с темой доклада, иначе многие моменты, на которые автор делал ставку в своем выступлении, окажутся упущенными. В центре излагаемой речи находится цель доклада. Докладчик последовательно преподносит материал, сосредотачиваясь на корне проблемы. Ступенчатое изложение. Вся речь пронизана четкой причинно-следственной связью: пункты следуют один за другим, не повторяясь.
Излагая свою позицию или отвечая на высказывание собеседника, следует придерживаться такой структуры: «Позиция» «Обоснование» «Пример» «Следствие». Если во время дискуссии убедительные аргументы других участников заставили вас задуматься или даже изменить точку зрения — не бойтесь это признать! Ведь главная цель дискуссии — не доказать свою правоту любыми средствами, а посмотреть на проблему с разных позиций. Аргументы могут быть логическими и психологическими. Психологические аргументы могут взывать как к общечеловеческим ценностям и нормам, так и к тем ценностям, которые особенно близки вашей аудитории. Кроме того, вы можете воспользоваться и наглядными примерами в качестве подтверждения ваших тезисов. Пример может быть конкретным рассказываете о каком-то конкретном случае из жизни или предположительным а как бы могло быть в такой ситуации. Сильным эмоциональным аргументом будет сравнение. Сравнивать можно буквально когда мы сопоставляем то, что действительно можно сопоставить или фигурально, когда сравнивается что угодно с чем угодно. Именно фигуральные сравнения, при всей их кажущейся нелогичности, действуют особенно убедительно при условии, что найден общий признак. Лев Толстой писал: «Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Человек подобен дроби: числитель её то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля Задание 1. Укажите верные утверждения об фрагменте речи: «Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к Тебе!
Главный показатель взаимопонимания — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей сосредоточенные взгляды, кивки, улыбки, смех и т. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, значит, он нашел контакт с аудиторией. На установление контакта влияет актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблематики, интересное содержание выступления. Оратору необходимо не только убедить аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для воздействия на аудиторию.
Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным. Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных. При этом оратор нередко объявляет план выступления. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности. Типичные недостатки композиции основной части композиционные ошибки Следует обратить внимание на типичные недостатки композиции, которые нужно избегать при подготовке выступления: Нарушение логической последовательности в изложении материала ассоциативный тип построения речи, «Лоскутное одеяло» и др. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Отсутствие доказательности основных положений. Обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своём выступлении. Это лишает возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые проблемы, кроме того, утомляет слушателей. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов. Шаблонное, трафаретное построение речи. Концовка публичного выступления В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление придаёт речи в целом незавершённость, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как основная часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания. Варианты концовок публичной речи Рассмотрим типичные варианты концовок публичной речи по И. Цитата, афоризм, поговорка и т.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства. В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, то есть формулируем основную мысль, приводим аргументы. Центральной единицей основной части является микротема — «законченный по смыслу и структурно фрагмент речи, включающий отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту»[36]. Каждая микротема строится как рассуждение по схеме: суждение - аргументы — вывод. Большая часть речей строится по принципу параллельного соподчинения микротем одного уровня: каждая микротема укрепляется внутри основной части жесткими подчинительными отношениями и представляет собой блок, который может передвигаться внутри речи, если это микротема первого уровня.
Она может содержать в своем составе другие, более мелкие микротемы - микротемы второго уровня, которые могут передвигаться, не выходя за границы первого уровня, внутри его. Поэтому основная часть фактически представляет собой риторическое рассуждение, которое строится следующим образом: «тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчинительными причинными отношениями, а между собой — сочинительными»[37] и характеризуется логической последовательностью и стройностью изложения материала. Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации: 1. Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает.
Здесь часто используется градация; 2. Нисходящая аргументация: сила воздействия к концу речи убывает; 3. Дедуктивная аргументация: это выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых утверждений, то есть от общей посылки к аргументам. Индуктивная аргументация: от аргументов к выводу.
Методы изложения материала [38]: 1. Исторический метод экспликации информации, т.
Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, значит, он нашел контакт с аудиторией. На установление контакта влияет актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблематики, интересное содержание выступления. Оратору необходимо не только убедить аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для воздействия на аудиторию. Последовательность доводов должна выстраиваться в соответствии с принципом усиления, согласно которому значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.
Возьмем усредненный некавказский, умеренно длинный тост, чтобы было попроще. Представьте, что встает человек и произносит что-то вроде: «Уважаемые гости. Мы сегодня собрались, чтобы чествовать уважаемого человека, всеми нами любимого, Ивана Сергеевича». Что в тосте? Обращение к гостям для привлечения их внимания. Кто-то еще копается в оливье, кто-то беседует с соседом, на спикере внимание людей пока не сильно сосредоточено. Далее он продолжает: «Иван Сергеевича многие из здесь присутствующих знают как примерного семьянина, верного товарища, который не раз выручал в трудную минуту. Мы знаем его как профессионального коллегу, который проявил себя в нашей компании как специалист экстра-класса». Это продолжение сбора внимания, обобщение и объединение гостей через знакомство с именинником. Это вступительная часть. Далее: «Однако мало кому известен тот факт об И. Это интрига. Тостующий вдруг вводит в свою речь резкий поворот. Вступление закончилось. В этот момент гости откладывают вилку с котлетой, притихают и слушают, что же будет далее… «Однажды Иван Сергеевич отправился в далекую командировку. Это был сибирский город с типичным суровым климатом…» Начинается основная часть, где звучит история про И. Важно, что эта история рассказывается не просто так, а для того, чтобы показать какую-то сторону личности именинника, показать какое-то из его качеств. Эта история может быть рассказана как с юмором, так и с драмой, но важно, что она является центральной частью, главной мыслью, вокруг которой строится тост.
Цель вступления — установить контакт с аудиторией и сообщить о чем, пойдет речь. Задачи вступления: 1. Оратор должен вызвать доверие аудитории, расположить ее к себе — установить контакт, заинтересовать аудиторию , создать в ее глазах впечатление убежденного человека. Поэтому во вступлении должно быть решительное начало - первая фраза, которая является домашней заготовкой, должна быть произнесена уверенно. Во вступлении важны этикетные формулы , приветствие, которые относятся к одной из частей вступления - зачину; 2. Оратор должен сформулировать тезис, задачи речи и те вопросы, которые будут обсуждаться, подчеркнуть актуальность темы. Приемы организации вступления: 1. Естественное начало уместно в доброжелательно настроенной по отношению к оратору аудитории, потому что такой тип начала сразу вводит слушателей в суть дела. Разновидности естественного начала: сообщение причины речи, цели выступления, обоснование темы, постановка проблемы, исторический обзор. Искусственное начало реализуется в критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда аудитория невнимательна. Поэтому выделяются следующие разновидности искусственного начала, помогающие расположить к себе аудиторию и сконцентрировать ее внимание: афоризм, аналогия чаще фигуральная , ироническое замечание или шутка, притча или легенда, вопросы философского или оценочного характера, общественная или моральная оценка обсуждаемого события, оценка аудитории. Внезапное начало, когда оратор начинает речь неожиданно, раскрывая перед аудиторией свое эмоциональное состояние. Нужно помнить, что внезапное начало — это не импровизация, оно готовится заранее, но должно выглядеть как непосредственная реакция на событие. К такому типу начало следует прибегать только опытным ораторам. Основная часть.
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Композиция речи имеет ключевое значение в образовательных занятиях, так как она помогает структурировать материал и научить студентов логически мыслить и выстраивать свои мысли. Композиция речи состоит из начала речи, вступления, главной части (Содержание) и конца речи. Придать авторитетность и себе и помешает и комплимент в адрес ь выступить перед ними.
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Прерванное выступление придаёт речи в целом незавершённость, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как основная часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания. Варианты концовок публичной речи Рассмотрим типичные варианты концовок публичной речи по И. Цитата, афоризм, поговорка и т. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «И помните: самолёты в плохую погоду не летают, а с работы можно вылететь в любую погоду! Выводы сделайте сами…». Обобщающий вывод.
Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами, например: «Итак…»; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Обращение к слушателям, пожелание. Можно в конце речи пожелать слушателям приятно провести выходные, праздники и т. Основная идея поясняется примером, житейской историей, аналогией, притчей, аллегорией. Прием кульминации. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И Россия будет помнить наши имена! Специалисты отмечают, что кульминация уместна не для всех типов публичных выступлений, но, если уместна, то производит достаточно сильное впечатление на аудиторию.
Комплимент аудитории. В сочетании с благодарностью такая концовка эффективна и традиционна. Пример: «Спасибо, мне было очень приятно выступать перед вами». Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Однажды, завершая лекцию у студентов-юристов, я рассказал им очень смешной лингвистический анекдот по теме занятия.
Однако этого не произошло. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Поэтому начало и конец речи, т. Вступление От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Это, бесспорно, трудное и ответственное дело. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. В статье «Советы лекторам» А. Кони приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений и дает соответствующие пояснения к ним.
Риторические фигуры Среди языковых средств выразительности особое место занимают риторические фигуры стилистические фигуры , известные еще с античных времен. Риторическая фигура - это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Обратите внимание на наиболее распространенные фигуры речи. Анафора -повторение одних и тех же элементов синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда предложения, стиха, строфы. Пустьэти мелочные затруднения не снизят ваш молодой энтузиазм. Пустьэнтузиазм крепнет все более по мере прохождения университетского курса. Антитеза греч. Где стол был яств, там гроб стоит Г. Антитеза часто строится на антонимах. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти пословица. Бессоюзие асиндетон - намеренный пропуск союзов между однородными членами предложения или между предложениями, что придает высказыванию стремительность, особую динамику. Швед, русский, колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет... Многосоюзие - намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания членов предложения, соединяемых союзами. И ветер,и дождик, и мгла над холодной пустыней воды И.
Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Цена работы Зачем нужна композиция в новостной заметке Композиция в новостной заметке играет важную роль, поскольку она помогает организовать информацию и делает ее более понятной и удобной для читателя. Композиция определяет порядок представления фактов и событий, а также устанавливает логическую связь между ними. Основная цель композиции в новостной заметке — передать информацию читателю максимально эффективно и понятно. Хорошо структурированная композиция помогает читателю быстро ориентироваться в материале, легко находить нужную информацию и легко воспринимать ее. Композиция также помогает подчеркнуть главные и наиболее важные моменты новости, делая их более выделенными и запоминающимися. Она позволяет создать логическую структуру, которая помогает читателю легко следовать за развитием событий и понять их последовательность. Кроме того, композиция в новостной заметке помогает создать эмоциональную напряженность и динамику, что делает материал более интересным и привлекательным для читателя. Правильно построенная композиция может вызвать у читателя желание продолжить чтение и узнать больше о событии или теме. Основные элементы композиции новостной заметки Композиция новостной заметки включает в себя несколько основных элементов, которые помогают организовать информацию и сделать ее более понятной и удобной для чтения. Вот некоторые из этих элементов: Заголовок Заголовок является одним из самых важных элементов композиции новостной заметки. Он должен быть кратким, информативным и привлекательным, чтобы привлечь внимание читателя и заинтересовать его. Заголовок должен содержать основную идею или суть новости. Вводная часть Вводная часть, или лид, представляет собой первый абзац новостной заметки. Он должен содержать самую важную информацию и ответить на основные вопросы: кто, что, когда, где, почему и как.
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). это выступление. Главная» Новости» Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления. Композиция речи играет важную роль в любом тексте, помогая автору передать свои мысли и чувства с максимальной эффективностью.
Композиция публичного выступления
В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему. Композиция речи — это способ расположения материала, его частей, фактический порядок их изложения. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей. Искусство композиции предполагает динамику смены в речи различных “точек зрения” (т. е. внешних и внутренних, объективных и субъективных, пространственных и временных. Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам: логической последовательности.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Задавайте вопросы, не требующие ответа. Интерес вызывает начало, в ходе которого выступающий рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, происшедшего непосредственно перед его выходом перед аудиторией. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления. Разумеется, этот случай или разговор натолкнул оратора на какие-то мысли, связанные с предстоящим выступлением. Шутка или анекдот отлично ваписываются в структуру публичного выступления.
Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Скажите искренне о ваших чувствах. Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе.
Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие. Презентация презентации. Это очень простой вариант. В названии все сказано.
Объявите продолжительность выступления и регламент.
Недопустимо во вступлении: извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более, если аудитория оратору не знакома. Основная часть — главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы. Задачи основной части: - доказать их правильность; - подвести слушателей к необходимым выводам. В главной части реализуется логическая последовательность см. Законы логикиотражают закономерные процессы и явления объективного мира.
Вы всегда можете отключить рекламу. The traditional semantic structure of the text remains unchanged whereas the genre characteristics become less distinctive. The orientation function in the internet news is performed by a combination of the headline, the lead and visual information. Традиционная семантическая структура информационного текста сохраняется, но менее определенной становится жанровая принадлежность. Основную ориентирующую функцию в текстах интернет-изданий выполняет начальный блок - комбинация заголовка, лида и визуальной информации. Ключевые слова: лингвистика текста; медиалингвистика; публицистические жанры; семантическая структура текста; интертекстуальность; интратек-стуальность; мультимодальность. Slinina Ph. Key words: text linguistics; linguistics of media; semantic structure of the text; journalistic types of texts; intertextuality; intratextuality; multimodality. Введение О. Москальская в своих работах, в частности в книге «Грамматика текста», уделяет серьезное внимание семантической структуре и композиции текста.
В качестве примера композиционно четко оформленного текста автор приводит тексты кратких газетных сообщений и известий по радио и отмечает важность учета их композиционных признаков для лингвистических исследований [1, с. Краткое новостное сообщение по праву считается одним из основных публицистических жанров. Его невозможно перепутать ни с каким другим жанром благодаря его строгой формальной и семантической структуре, стандартной композиции и четко определенным функциям. Этот жанр появился вместе с возникновением профессиональной журналистики в начале XX в. Развитие новых СМИ, в частности электронных изданий, заставляет задаться вопросом о дальнейшей судьбе жанра классической заметки. С одной стороны, как показывает история, любое новое средство массовой коммуникации основывается на существующих ранее и заимствует существующие в них традиционные формы, особенно на первых этапах. С другой - развитие новых форм - это медленный и постепенный процесс, при котором происходит реструктуризация и обновление всех СМИ [2, с. Есть ли место информационной заметке в современных интернет-СМИ, и если да, то как изменились ее форма, содержание и функции? В статье рассматриваются информационные тексты интернет-изданий со структурно-семантической и функционально-семантической точки зрения, затрагивается тема их интертекстуальных и интратекстуральных связей. Информационная заметка: W-Fragen и принцип «перевернутой пирамиды» Как известно, классическая новостная заметка имеет краткую форму, состоит из одного или нескольких предложений.
Ее семантическая структура определяется тем, что в самом начале она должна содержать ответы на следующие вопросы: что произошло, где, когда, как, с кем и почему. Кроме того, необходимо указание источника информации. В немецких учебных пособиях для журналистов всегда говорится о так называемых W-Fragen, т. Существенным является и дальнейшее построение текста. События излагаются не в хронологическом порядке, как это свойственно рассказу или протоколу, а сначала сообщается наиболее важная информация, далее следуют детали и менее важная информация по степени убывания ее важности. Этот способ построения часто изображается в виде перевернутой пирамиды. Это образ, пришедший из американской журналистики еще в 30-е гг. Появление такой формы текста объясняют несовершенством телеграфной техники в середине XIX в. Вскоре выяснилось, что данная форма оказалась выгодной для издательства - текст можно было легко сократить с конца - и удобной для читателя, который мог быть быстро сориентирован в новостях и по первому предложению понять, стоит ли читать текст дальше [2, с. Такое же построение имеет вводное предложение так называемый лид в развернутой информационной статье Bericht , который также содержит основную информацию и имеет ориентирующую функцию [2, с.
Это пример восходящей градации. Нисходящая градация : Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам О. Параллелизм греч. В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут А. Пушкин ; Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет Лебедев-Кумач. Риторический вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению : Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Риторическое обращение -подчеркнутое обращение к кому- или чему-либо неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Назначение - выразить отношение к предмету речи. Мечты, мечты!
Где ваша сладость? Эллипсис -намеренный, художественно выразительный пропуск слов. Использование эллипсиса придает речи динамичность, интонацию живой речи. Мужики - за топоры А.
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей. Композиция речи — последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему.