Спуск на воду «Тирпица» Вечером 31 марта мы снова сели в спецпоезд, чтобы выехать в Вильгельмсхафен на спуск на воду второго крупного линкора. Спуск на воду «Тирпица» Вечером 31 марта мы снова сели в спецпоезд, чтобы выехать в Вильгельмсхафен на спуск на воду второго крупного линкора. После спуска на воду второго французского линкора типа «Дюнкерк» проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. «Бисмарк» был заложен 1 июня 1936 г., спущен на воду 14 февраля 1939 г. и 24 августа 1940 г. вступил в строй и в последующем сыграл заметную роль во Второй мировой войне.
14.02.1939 — в Гамбурге на верфи «Блом & Фосс» спущен германский линкор «Бисмарк».
После спуска на воду второго французского линкора типа «Дюнкерк» проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. На Невском судостроительно-судоремонтном заводе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) спустили на воду первый серийный средний морской танкер "Василий Никитин" по заказу Минобороны РФ, сообщает ОСК. Федеральный архив ГерманииНемецкий линкор Бисмарк был самым мощным кораблем в Европе, когда он был спущен на воду в начале Второй мировой войны.
Новая викторина - каждый день!
- VZ1996 • Как затонул "непобедимый" "Бисмарк"
- Охота на «Бисмарка»: как англичане потопили любимый корабль Гитлера
- VZ1996 • Как затонул "непобедимый" "Бисмарк"
- Спуск на воду «Бисмарка»
- Выбор редакции
- 80 лет назад британцы потопили немецкий линкор Bismarck
В Петербурге спустили на воду новейший катамаран «Форт „Александр I“»
Огонь был открыт в 08:47. Низкая скорость семь узлов также сделала корабль лёгкой целью для тяжёлых крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир», объединивших свою огневую мощь. В 09:02 8-дюймовый 203-миллиметровый снаряд с « Норфолка » поразил главный дальномерный пост на фок-мачте. При этом был убит офицер Адальберт Шнейдер англ. В 09:08 406-мм снаряд с «Родни» поразил обе носовые башни «Бисмарка», «Anton» и «Bruno», выведя из строя последнюю. Одновременно другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля «Caesar» и «Dora» продолжали стрельбу на близкой дистанции, но попаданий не добились. В 09:21 «Dora» была подбита. Команде «Anton» удалось произвести один последний залп в 09:27.
В 09:31 «Caesar» дала свой последний залп и тогда же вышла из строя. Близкие разрывы снарядов этого залпа повредили «Родни», заклинив торпедные аппараты. Огонь «Бисмарка» в ходе всего сражения был сосредоточен на «Родни», возможно, в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с «Худом». После 44 минут боя тяжёлые орудия «Бисмарка» смолкли. Британцы не испытывали желания оставить «Бисмарк» в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу, подобную «Бисмарку», несмотря на численное превосходство. Однако, когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, «Родни», «Король Георг V» и эсминцы были отозваны домой.
Крейсерам было приказано добить «Бисмарк» торпедами. Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Иоганн Ганс Циммерман кочегар котельного отделения «Бисмарка» рассказывал о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва. Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеман считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражён 16-дюймовым 406-миллиметровым снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть корабль, или же нет. В то же время, некоторые из спасшихся настаивали, что видели капитана живым, добровольно оставшимся со своим идущим ко дну кораблём.
Оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire «Бисмарк» ушёл под воду в 10:39 утра, встав на дне на ровный киль. В Великобритании, в Палате общин, сообщили о потоплении «Бисмарка» в тот же день. Крейсер «Дорсетшир» и эсминец « Маори » остались, чтобы спасти оставшихся в живых, но из-за тревоги, поднятой с появлением немецкой подводной лодки, покинули место битвы, сумев спасти 111 моряков «Бисмарка» и бросив остатки команды в воде. Среди спасённых был корабельный кот Сэм. Ещё двух моряков на надувном плоту подобрало следующим утром немецкое метеорологическое судно «Заксенвальд» англ. Всего из 2220 человек команды «Бисмарка» выжило 116 человек и кот по кличке Непотопляемый Сэм [7]. Адмирал хотел сказать это публично, но Адмиралтейство возразило: «По политическим причинам важно, чтобы ничего из чувств, выраженных Вами, не было предано гласности, однако мы восхищаемся героической схваткой». Вопрос о причинах, вызвавших гибель корабля, долгое время являлся предметом дискуссий: торпеды ли с «Дорсетшира» причинили смертельное повреждение, или же корабль затонул в результате действий трюмной команды, получившей приказ открыть кингстоны.
Существует мнение, что остойчивость корабля была нарушена совместным действием этих факторов. Как бы то ни было, подводная экспедиция Д. Камерона к затонувшему кораблю показала, что кингстоны корабля открыты [8]. Действия немецких подводных лодок во время похода «Бисмарка»[ править править код ] Немецкие подводные лодки, ведущие в составе «волчьих стай» в Атлантическом океане охоту на конвои сил союзников, были оповещены о выходе в поход «Бисмарка» и «Принца Ойгена». Утром 27 мая подводными лодками был получен приказ: Всем срочно. Подводным лодкам, сохранившим запас торпед, немедленно на максимальной скорости следовать к «Бисмарку» в сетку квадрата БЕ-29. Приказание было получено с опозданием на 8 часов: подписано оно было в 21:15, 26 мая, когда многие лодки участвовали в атаке конвоя и скрывались под водой от эскортов, не имея возможности получить приказ. К тому же, в это время лодки оттянулись за конвоем на север от «Бисмарка».
U-556 передала радиограмму о том, что «Бисмарк» ведёт безнадёжный бой. В 11:25 из штаба была получена радиограмма: Бисмарк стал жертвой массированного огня противника. Всем находящимся поблизости подлодкам вести поиск спасшихся членов экипажа линкора. Вечером 27 мая, после нескольких часов поисков, подводная лодка U-74 подобрала трёх оставшихся в живых моряков [5]. Придя 29 мая, через два дня и семь часов после гибели корабля, в квадрат БЕ-65, U-556 обнаружила только множество плавающих обломков и толстый слой нефти на воде.
На таких судах можно перевозить мазут, дизтопливо, моторные масла, авиационный керосин, пресную воду. Также возможна перевозка сухих грузов, в том числе различного технического и шкиперского имущества, продуктов питания. Как поясняют в пресс-службе завода, судно способно без швартовки к другому теплоходу передавать и принимать жидкие грузы, а также осуществлять прием, хранение, транспортировку и передачу сухих грузов с помощью системы траверзной передачи грузов в море.
Под сильным огнём они атаковали линкор и добились одного торпедного попадания по правому борту. Несмотря на плохую погоду, темноту, неопытность экипажей и поломку наводящего радиомаяка, все самолёты смогли вернуться на «Викториес». Серьёзных повреждений причинено не было, единственное торпедное попадание пришлось в главный броневой пояс. Экипаж «Бисмарка» потерял одного человека. Для защиты от налёта были задействованы все зенитные орудия и даже крупнокалиберные пушки, «Бисмарк» увеличил скорость, выполняя манёвры уклонения от торпед. В результате парусиновые пластыри, заведённые на пробоину в носовой части, отошли, усилилась течь и дифферент на нос. Тем не менее, ночью «Бисмарк» сумел уйти от преследователей. Карта-схема движения «Бисмарка» и его перехват. Лишь 26 мая «Бисмарк» был обнаружен в 690 морских милях к северо-западу от Бреста американо-британским экипажем гидроплана «Каталина» береговой авиации. Причем совсем не в том месте, где его искала британская эскадра. Вскоре его обнаружило еще два британских самолета. Бисмарку оставалось еще несколько часов хода, чтобы попасть под защиту самолетов Люфтваффе, базировавшихся во Франции. Единственной британской силой, способной замедлить ход «Бисмарка», было корабельное соединение «H», имеющее в своем составе авианосец «Арк Ройял». В 14:50 с него к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы-бипланы «Суордфиш», которые по ошибке атаковали свой же британский крейсер «Шеффилд», преследующий «Бисмарка». К счастью моряков, все торпеды с самолетов прошли мимо крейсера, который уже установил визуальный контакт с немецким линкором. Атака «Бисмарка» самолетами с «Арк Ройял» — торпеда попала в корму.
Самое время сохранить свой прогресс. Подтверди свой E-Mail и получи 50 приветственных монет 7 171 игроков онлайн Подписываясь на QuizzClub, вы соглашаетесь получать ежедневные вопросы Сменить язык с Русский на English. Мы определили ваш язык как English.
Die Welt (Германия): «Бисмарк» — боевой суперкорабль Гитлера побил все рекорды
Федеральный архив ГерманииНемецкий линкор Бисмарк был самым мощным кораблем в Европе, когда он был спущен на воду в начале Второй мировой войны. Спущенный на воду 14 февраля 1939 года «Бисмарк» являлся самым крупным в мире кораблем своего типа, а тип «Бисмарк» остаётся третьим по величине после японского «Ямато» и американского «Айова» типом линкоров и по сей день. Спуск на воду — это тот случай, когда религиозные обряды чередуются с морскими поверьями. Спуск на воду попал в разгар навигационного сезона. Крупнейший в мире военный корабль был спущен на воду 14 февраля 1939 года, и нацистская пропаганда сделала из этого целое шоу.
Когда был спущен на воду легендарный боевой корабль Бисмарк?
Еще до англичан с научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш" к линкору, лежащему на глубине четырех с половиной километров, были спущены глубоководные аппараты. Кадры, снятые с их помощью, легли в основу документального фильма, который в скором времени будет показан на Первом канале. Евгении Черняев, пилот глубоководного аппарата "Мир": "У меня сложилось впечатление, что сами матросы открыли кингстоны, потому что мы нигде не видели повреждения от торпеды". Анатолий Сагалевич, руководитель экспедиции: "С другой стороны, "Бисмарк" перевернулся. Если бы открыли кингстоны, то он бы ушел на ровном киле вниз.
Нагасаки верфь Мицубиси. Верфи Митсубиси в Нагасаки. Спуск на воду линкора.
Спуск на воду линкора худ. Линкор Джулио Чезаре Новороссийск. Линкор Новороссийск гибель. Линкор Новороссийск. Hightfleet корабли. Линкор Аризона в Нью Йорк. Нью Йорк 1915.
USS Arizona 1915. Нью Йорк 1915 год. Линкор Севастополь 1911. Спуск на воду линкора Севастополь. Линкор Петропавловск 1921. Севастополь линкор 1944. Крейсер бисмарк спуск на воду.
Германский линкор бисмарк. Гамбургские верфи 1939. HMS Trafalgar 1887. Верфи Гамбурга. Гамбургские верфи 1940. HMS Dreadnought 1906. Броненосец Коллингвуд.
Дредноут корабль. Спуск линкора Миссури. Линкор Миссури в Нью-Йорке. Спуск на воду Ямато. Шер на линкоре Миссури. Санкт Петербург 1911. Линкор Принс оф Уэллс.
HMS Prince of Wales 1939. Принс оф Уэллс линкор на дне. HMS Prince of Wales 1939 на дне. Линкор бисмарк потопленный. Бисмарк линкор потопление. Лайнер бисмарк 1913. Линкор Аризона.
Крушение линкора Аризона. Bismarck 1939. Бисмарк корабль 14 февраля. Спуск на воду броненосцев в СПБ картина музея.
Вполне возможно, что имела место «инициатива на местах». Кроме того, нельзя исключать вероятность, что огонь многочисленных пожаров привел к детонации части боеприпасов, которая и привела к фатальной пробоине.
Исследования Кэмерона говорят об открытых кингстонах, которые, скорее всего, были раздраены трюмной командой. Как бы то ни было, в 10—39 утра «Бисмарк» перевернулся и затонул. Из 2220-ти человек экипажа «Бисмарка» выжило 116. Среди спасенных оказался весьма примечательный персонаж — кот Оскар, продолживший службу в британском флоте. Он смог взобраться на плававший обломок, и был вытащен из воды экипажем эсминца «Казак». Впоследствии, когда «Казак» был потоплен немецкой торпедой, кот переместился сначала на борт эсминца «Легион», а после этого — на авианосец «Арк-Роял», чьи самолеты погубили его первый корабль «Бисмарк».
Позднее «Арк-Роял» погиб у Мальты, и Оскар вновь оказался на эсминце «Легион» к немалому удивлению экипажа. Заслужив прозвище «Непотопляемый Сэм», Оскар после войны жил в Белфасте, где и умер своей смертью в 1955 году. Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Во-первых, бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Устаревшие «Суордфиши» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора с тренированными расчетами многочисленных орудий ПВО. Во-вторых, в Германии прошла волна кадровых перестановок, отразившихся и на морской стратегии.
Гросс-адмирал Эрих Рёдер лишился поста главнокомандующего, и на его место пришел Карл Дёниц — энтузиаст и видный теоретик неограниченной подводной войны.
Разгадать эту загадку попытались и российские ученые. Еще до англичан с научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш" к линкору, лежащему на глубине четырех с половиной километров, были спущены глубоководные аппараты. Кадры, снятые с их помощью, легли в основу документального фильма, который в скором времени будет показан на Первом канале. Евгении Черняев, пилот глубоководного аппарата "Мир": "У меня сложилось впечатление, что сами матросы открыли кингстоны, потому что мы нигде не видели повреждения от торпеды".
Анатолий Сагалевич, руководитель экспедиции: "С другой стороны, "Бисмарк" перевернулся.
Жизнь и смерть несостоявшегося властелина морей
В феврале 1939 года его спустили на воду. Ровно 76 лет назад, а именно 14 февраля 1939 года на воду был спущен флагман Кригсмарине, один из самых знаменитых кораблей Второй мировой войны – линкор «Бисмарк». Бисмарк был спущен на воду 14 февраля 1939 года. первый линкор, построенный Германией после Первой Мировой войны. «Бисмарк» — линкор немецкого военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Спуск «Бисмарка» на воду был огромным событием в нацистской Германии.
Как закончилась эпоха сверхдредноутов: история линкора «Бисмарк»
Тем самым британцы в начальной стадии боя лишились своего главного преимущества, поскольку не могли вести огонь из кормовых башен главного калибра. А «Бисмарк» с «Принцем Евгением» получили возможность задействовать сразу всю свою артиллерию. Корабли открыли огонь по противнику почти одновременно, достигнув дистанции около 24 километров. Немцы с первых секунд боя сосредоточили весь огонь на «Худе». Англичане же сперва ошибочно приняли немецкий крейсер «Принц Евгений», шедший головным, за «Бисмарк» их силуэты были довольно схожи , что на первое время дезорганизовало их огонь. Вскоре снаряд с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны, но на этом удача англичан покинула: два других попадания были успешно отражены броневой защитой немецкого гиганта.
Вслед за этим снаряд главного калибра «Бисмарка» пробил броневые палубы «Худа» и взорвался в пороховом погребе. Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль стремительно пошёл на дно вместе с 1418 членами команды, из которых только троим удалось спастись. Таким образом, одно из самых известных морских сражений Второй мировой войны закончилось спустя 11 минут после открытия огня. Для победы в нём «Бисмарку» оказалось достаточным сделать 5 залпов. История уничтожения немецкого флагмана Немцам было вполне по силам догнать и добить «Принца Уэльского», но командующий немецким соединением адмирал Лютьенс имел приоритетный приказ на уклонение от прямых схваток с британским флотом.
В то же время продолжать рейд после оценки единственного полученного от «Принца Уэльского» повреждения также оказалось невозможным ввиду утечки в море более трети запаса топлива. Лютьенс принял решение направиться для ремонта в Сен-Назер. К этому времени на поиск и уничтожение «Бисмарка» были брошены почти все наличные силы английского флота вблизи метрополии 47 кораблей и 6 субмарин , до крайности разъярённый потерей «Худа», многие годы символизировавшего его мощь. Но решающую роль в охоте на немецкий суперлинкор сыграла морская авиация, хотя первая воздушная атака с британского авианосца Ark Royal не привела к сколь-нибудь серьёзным повреждениям.
It is feared there will be few survivors from HMS Hood. Британское соединение близ побережья Гренландии рано утром перехватило немецкое, включавшее линейный корабль «Бисмарк». Противник был атакован, и в последовавшем деле корабль Его Величества «Худ» кэптен Керр, командор ордена Британской Империи, Королевский флот , под флагом вице-адмирала Холланда, командора ордена Британской Империи, получил неудачное попадание в погреба и взорвался.
Опасаюсь, что с корабля Его Величества «Худ» спасутся немногие. В 06:00 залп немцев с дистанции от 8 до 9,5 миль точнее установить не представляется возможным из-за гибели основных участников событий накрыл «Худ», на котором возник крупный пожар, а спустя несколько мгновений линейный крейсер взорвался. Из числа находившихся на борту 1421 человека эсминцы сопровождения смогли спасти только троих. Шедший в полумиле от «Худа» «Принс оф Уэлс» попал под град обломков, а несколько минут спустя немецкий отряд перенес огонь на уцелевший линкор. Немцам удалось повредить одну из четырехорудийных башен корабля, вторая вышла из строя из-за механической поломки, и англичане остались с одной двухорудийной башней главного калибра против восьми «больших пушек» немцев. Тем не менее за это короткое время «Принс оф Уэлс» добился трех попаданий в «Бисмарк», одним из снарядов повредив противнику носовую группу топливных цистерн. За немцем потянулся нефтяной след.
Преимущество врага, однако, оставалось бесспорным: получив семь попаданий, в том числе три 380-миллиметровых снаряда с «Бисмарка» и четыре 203-миллиметровых с «Принца Ойгена», командир «Принс оф Уэлса» кэптен Джон Лич, поставив дымовую завесу, вышел из боя. Линкор и два крейсера продолжали поддерживать контакт с немецким отрядом, передав сообщение о происходящем адмиралу Джону Тови.
Линкору могли помочь и подводные лодки, но командование слишком поздно отправило их в район боя. Более того, когда одна из них туда прибыла, то только ухудшила положение: англичане, заметив лодку, предпочли бросить моряков «Бисмарка» и убраться из опасного района. С тех пор линейные корабли могли выполнять лишь второстепенные задачи, а морские сражения без участия авианосцев стали просто немыслимы. Что и подтвердила разразившаяся вскоре война на Тихом океане, где японские и американские авианосцы играли главную роль. Эпоха линкоров после «Бисмарка» фактически подошла к концу: после окончания Второй мировой войны их строительство прекратили все страны. А он и не дорлжен был так сработать- это же был бронебойный а не фугасный снаряд.
Но как известно - тянуть за усы спящего льва опасно для здоровья!!! Спесивые хранцузики за пару месяцев были поставлены …. А потом вообще последовало позорище - чтобы прикончить Бисмарк британцы кинули чуть ли не треть своего флота. Германский Вермахт достойно перенял эстафету от спартанцев и римских легионов! Немцы лучшие солдаты в мире! А отсюда вывод - лучше не иметь Германию в числе врагов! Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
На тот момент "Бисмарку" оставалось всего 700 миль до французского Бреста, где он мог бы рассчитывать на поддержку бомбардировщиков люфтваффе. В силу этого обстоятельства, лишь одно британское соединение имело шансы на замедление линкора — базирующееся в Гибралтаре соединение «Н», которым командовал адмирал Соммервилль. Главным козырем этой флотилии был авианосец «АркРойял», с которого уже в 14:50 того же дня вылетел отряд торпедоносцев. На тот момент в районе их атаки находился крейсер «Шеффилд», который отделился о соединения для установления контакта с неприятелем. Пилоты не были об этом оповещены, поэтому атаковали свой собственный корабль.
К счастью для британского флота, ни одна из 11 пущенных торпед не попала в судно. Впоследствии плохо себя проявившие магнитные детонаторы торпед было решено заменить на контактные. В 17:40 крейсер «Шеффилд» установил с линкором «Бисмарк» контакт и принялся преследовать его. В 20:47 с авианосца «Арк Ройял» для второй атаки вылетело 15 торпедоносцев. Им удалось нанести два по некоторым источника, три точных удара, один из которых стал для немецкого корабля роковым.
В попытке уклониться от торпеды линкор получил мощный удар в кормовую часть, в результате которого у него заклинило рули. Потеряв возможность маневра, судно начало описывать циркуляции. Все попытки восстановить управляемость были тщетны, и линкор начал движение на северо-запад. Примерно через час после начала атаки торпедоносцев линкор начал обстреливать «Шеффилд» и ранил 12 человек из его экипажа. Ночью произошел бой линкора «Бисмарк» с пятью британскими торпедоносцами.
Обе стороны так и не смогли нанести точный удар. Потопление 27 мая около 9 часов утра с расстояния 22 км немецкий линкор подвергся атаке тяжелых кораблей из соединения адмирала Тови, линкоров «Король Георг Пятый» и «Родни», а также двух крейсеров - «Норфолк» и «Дорсетшир». Спустя полчаса орудийные башни корабля были сильно повреждены, а надстройки разрушены. Он имел сильный крен, но держался на воде. В 9:31 из строя была выведена последняя башня, после чего, как свидетельствуют выжившие члены команды, капитан Линдеман отдал приказ затопить судно.
Так как «Бисмарк», несмотря на то, что его судьба была предрешена, не спускал флаг, линкор «Родни» приблизился к нему на расстояние в несколько километров и начал вести огонь прямой наводкой. Из-за того, что у британских линкоров заканчивалось горючее, адмирал Тови, понимая что «Бисмарку» не уйти, приказал им возвращаться на базу. Примерно в 10:30 крейсер «Дорсетшир» выпустил по германскому судну три торпеды, каждая из которых попала точно в цель. Отвечая на вопрос о том, кто потопил линкор «Бисмарк», многие вспоминают о трех решающих попаданиях крейсера «Дорсетшир». На самом же деле судьбу судна предрешило попадание торпедоносца, которое лишило его возможности маневрирования.
Корабли «Дорсетшир» и «Маори» подобрали 110 человек из команды затонувшего судна. Когда прозвучала тревога о приближении немецких подводных лодок, они поспешили покинуть место потопления. Вечером после отхода судов на безопасную дистанцию подводная лодка U-74 спасла еще трех человек. На следующий день гидрометеорологическое судно Заксенвальд подобрало еще двух моряков. Остальные 2100 человек погибли.
Силы английского флота, которые на последнем этапе боя имели явное превосходство, при гибели линкора «Бисмарк» осознанно не стали спасать его экипаж. Таким образом они отомстили за погибших при потоплении корабля «Худ». Действия подводных лодок Немецкие субмарины, которые в составе «волчьих стай» вели в Атлантике охоту на вражеские конвои, были оповещены о выходе «Бисмарка» и «Принца Ойгена» в поход. На следующий день ей приказали поделиться своими координатами с другими субмаринами для совместного удара. Рано утром 27 мая всем субмаринам, у которых остался запас торпед, приказали на максимальной скорости отправиться к «Бисмарку».
Подлодки получили приказ с запозданием в 8 часов: он был подписан в 22 часу предыдущего дня. На момент подписания большинство лодок принимало участие в атаке конвоя, скрывалось от эскортов и по техническим причинам не могло получить приказ.
Когда был спущен на воду легендарный боевой корабль Бисмарк?
Назначенный командовать операцией адмирал Гюнтер Лютьенс просил командование отложить начало операции, чтобы к ней смогли присоединиться также проходивший испытания «Тирпиц», ремонтируемый «Гнейзенау» или стоявший в Бресте линкор «Шарнхорст». Главнокомандующий германским флотом гросс-адмирал Эрих Редер ответил отказом. С 21 по 22 мая германское соединение вставало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген, где «Бисмарк» и «Принц Ойген» были перекрашены на серо-стальной окрас океанского рейдера, а «Принц Ойген» дополнительно принял топливо с танкера «Воллин». Во время стоянки корабли были замечены и сфотографированы с самолёта-разведчика британских ВВС «Спитфайр». Теперь британская сторона идентифицировала «Бисмарк». На место стоянки были отправлены британские бомбардировщики, однако к тому времени германские корабли покинули место стоянки. Британцы искали их значительно южнее. Ночью 22 мая сам адмирал во главе соединения, состоявшего из линкора «Кинг Джордж V» и авианосца «Викториес» с кораблями охранения, вышел из базы британского флота в бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Флотилия должна была дожидаться появления германских кораблей в водах к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс» HMS Repulse.
Вечером 23 мая в наполовину перекрытом льдом Датском проливе в густом тумане «Норфолк» и «Саффолк» вступили в визуальный контакт с германской флотилией. Британские корабли передали сообщение своему командованию и отступили в туман, продолжая следовать за противником по радарам на расстоянии 10—14 миль. После стрельбы на «Бисмарке» отказал носовой радар, поэтому Лютьенс приказал «Принцу Ойгену» двигаться впереди «Бисмарка». Для сложности в опознании, на кораблях были закрашены в темный цвет верхние части орудийных башен и закрыты брезентом свастики на палубах. Британские корабли «Худ» и «Принц Уэльский», шедшие на перехват «Бисмарка», установили визуальный контакт с немецким соединением рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии 22 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший британской группой, приказал открыть огонь по первому кораблю, ошибочно считая его «Бисмарком». На «Принце Уэльском» поняли ошибку и открыли огонь по второму немецкому кораблю.
Германская сторона некоторое время не отвечала: адмирал Лютьенс имел приказ не вступать в бой с военными кораблями противника, если они не входят в конвой. Однако после нескольких британских залпов капитан Линдеман заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю. Холланд понял свою ошибку, но его приказ, по-видимому, не дошёл до управления огнём, так как «Худ» до конца продолжал стрелять по «Принцу Ойгену». В 5:56 шестой залп «Принца Уэльского» принёс попадание: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. Минуту спустя «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Ойгена» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары. К 6:00 корабли находились на расстоянии 16—17 км. В это время на «Худе» раздался взрыв, по-видимому, вызванный попаданием пятого залпа «Бисмарка» в хранилище боезапаса, корабль разорвало на две части, нос и корма взлетели в воздух, и он затонул за считанные минуты. Кроме трёх человек, вся команда, состоявшая из 1417 человек, погибла.
Линкор «Принц Уэльский» продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом». К тому же на нём продолжались работы по окончательной установке орудий, и рабочие верфи пытались во время боя отремонтировать заклинившие орудия носовой четырёхорудийной башни. Линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий. Капитан Линдеман предложил начать погоню и потопить «Принца Уэльского», однако адмирал Лютьенс принял решение продолжать поход. Лютьенс решил вести «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Кроме того, позже к нему могли присоединиться «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Капитану «Принца Ойгена» было приказано продолжать атаки на британские конвои самостоятельно. Гибель «Худа» была крайне болезненно воспринята в британском Адмиралтействе, для расследования её обстоятельств позже была учреждена специальная комиссия.
Большая часть находившихся в Северной Атлантике британских военных кораблей была привлечена к охоте за «Бисмарком», включая корабли охранения многих конвоев. Так, находившимся к западу от Ирландии линкору «Родни» HMS Rodney и трём из четырёх эсминцев, сопровождавших превращённый в военный транспорт лайнер «Британник» Britannic , утром 24 мая было приказано оставить конвой и присоединиться к соединению адмирала Тови. Дополнительно были задействованы ещё два линкора и два крейсера. Соединение «H», стоявшее в Гибралтаре, также было приведено в готовность на случай, если «Бисмарк» будет двигаться в их направлении. В коротком обмене залпами попаданий не было, однако британские корабли были вынуждены уклониться, и «Принц Ойген» успешно прервал контакт. В 21:32 Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки топлива «Бисмарк» не может продолжать попытки стряхнуть преследователей и вынужден идти прямо в Сен-Назер. Вечером 24 мая адмирал Тови приказал авианосцу «Викториес» сократить дистанцию, и в 22:10 с него стартовали 9 торпедоносцев «Суордфиш». Под сильным огнём они атаковали линкор и добились одного торпедного попадания по правому борту.
Несмотря на плохую погоду, темноту, неопытность экипажей и поломку наводящего радиомаяка, все самолёты к 02:30 смогли вернуться на «Викториес».
Тем не менее за это короткое время «Принс оф Уэлс» добился трех попаданий в «Бисмарк», одним из снарядов повредив противнику носовую группу топливных цистерн. За немцем потянулся нефтяной след. Преимущество врага, однако, оставалось бесспорным: получив семь попаданий, в том числе три 380-миллиметровых снаряда с «Бисмарка» и четыре 203-миллиметровых с «Принца Ойгена», командир «Принс оф Уэлса» кэптен Джон Лич, поставив дымовую завесу, вышел из боя. Линкор и два крейсера продолжали поддерживать контакт с немецким отрядом, передав сообщение о происходящем адмиралу Джону Тови. Немцы, в свою очередь, не зная о состоянии оппонента, также сочли за лучшее прервать сражение и продолжили путь на юг. Получивший попадание в топливные цистерны «Бисмарк» потихоньку начал зарываться носом в воду. Под пробоину был заведен пластырь, но от затопления значительных объемов в носовой части корабля это не спасло.
Последствия большие, чем ожидалось Гибель «Худа» просто так нельзя было оставить: в северную Атлантику устремились все находившиеся поблизости свободные боевые единицы. Вечером того же 24 мая «Бисмарк» вновь вступил в огневой контакт с «Принс оф Уэлсом» и сопровождающими его крейсерами, прикрывая уход в самостоятельное рейдерство «Принца Ойгена». Оценив повреждения линкора, адмирал Лютьенс решает не рисковать лучшим немецким кораблем, и, отпустив крейсер в одиночное плавание, идти с «Бисмарком» в Брест, куда он тремя месяцами ранее благополучно привел «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Реализовать этот замысел ему не удалось — после трех дней драматической погони и двух атак торпедоносцев, вторая из которых, проведенная «Суордфишами» с авианосца «Арк Ройял», лишила «Бисмарк» рулевого управления, британцы догнали противника. Британцы потерь не понесли — немецкий линкор, почти лишенный хода, в бурном море не мог адекватно маневрировать и корректировать огонь артиллерии, вдобавок одним из первых попаданий был уничтожен главный дальномерный пост «Бисмарка».
Именно в них и полетели первые 380-миллиметровые снаряды немецкого линкора, но отогнать соглядатаев не получилось, и два английских крейсера следили за немцами больше суток, созывая на бой весь английский флот. Противники не стали играть в кошки-мышки и в 5:50 утра открыли огонь. Через четыре минуты снаряд с Prince of Wales попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны. Такое начало боя не предвещало ничего хорошего для немецкого линкора, но англичане сильно облегчили ему жизнь тем, что Hood, вместо того чтобы обрушить огонь на более сильного противника, занялся «Принцем Евгением». Этот корабль вполне можно было оставить на потом или вообще не обращать на него внимания.
Впрочем, свои 381-миллиметровые снаряды «Худ» выбрасывал зря, так и не попав в противника, в то время как «Принц Евгений» добился результата, а затем и с «Бисмарка» прилетел 380-миллиметровый снаряд, который пробил броневые палубы и взорвался в пороховом погребе. Повторился кошмар Ютландского боя, когда таким же образом погибли три английских линейных крейсера. Самое интересное, что Hood строился с учетом именно этого морского сражения и все недостатки на нем, казалось бы, были устранены. Впоследствии ряд специалистов высказал мнение, что «Худ» погиб из-за бракованного немецкого снаряда, взрыватель которого сработал не при ударе о палубу, а с замедлением, что и привело к трагедии. Однако сам факт того, что снаряд добрался до порохового погреба, говорит о многом. Разобравшись с «Худом», немцы перенесли огонь на оставшегося противника, но Prince of Wales, получивший семь снарядов, не стал испытывать судьбу и вышел из боя. Лютьенс решил продолжать рейд. К тому же в линкор попало три снаряда, и надо было исправлять повреждения. Вскоре выяснилось, что пробитая топливная цистерна не позволит выполнять первоначальную задачу, и Лютьенс принял решение идти в Сен-Назер.
Боевые и технические характеристики «Бисмарка» в целом ненамного превосходили французские линейные корабли типа «Ришелье» и итальянские типа «Литторио». Маршрут первого и последнего рейда «Бисмарка» Участие во Второй мировой войне Начало Второй мировой войны застало «Бисмарк» в стадии завершения его достройки. В августе 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману, но установка оборудования и испытания корабля продолжались до весны 1941 года. Немецкое командование не рассматривало «Бисмарк», несмотря на его впечатляющую мощь, как корабль для классического эскадренного боя. В планах Кригсмарине «Бисмарку» отводилась роль линкора-рейдера. Большая дальность плавания позволяла ему достаточно долгое время находиться в море, а при встрече с превосходящими силами противника он мог избежать боя благодаря высокой скорости. Для масштабных линейных морских сражений немецкому флоту попросту не хватало крупных кораблей. К весне 1941 года Германия контролировала территорию почти всей континентальной Европы. Но в войне на море главным и весьма серьёзным противником немецких кораблей являлся флот Великобритании. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, ещё несколько строились. Операцию возглавил командующий Кригсмарине контр-адмирал Лютьенс, вышедший в море на «Бисмарке». Немецкие корабли должны были провести рейд по Северной Атлантике, разрушая английские коммуникации. Но проскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор германским рейдерам не удалось. Их заметил нейтральный шведский крейсер, а информация от него в Стокгольм очень быстро стала известна англичанам.
События в истории 27 мая
Немецкий линкор «Тирпиц» класса «Бисмарк», спущенный на воду в 1939 году, принятый на вооружение в 1940 году, имел водоизмещение 40.153 тонны и длину 251 метров. При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции "окрестившая" корабль бутылкой шампанского. Получивший попадание в топливные цистерны «Бисмарк» потихоньку начал зарываться носом в воду. При спуске Bismarck на воду присутствовали Адольф Гитлер и внучка Бисмарка. Федеральный архив Германии Немецкий линкор «Бисмарк» был самым мощным кораблем в Европе, когда он был спущен на воду в начале Второй мировой войны.