Новости история масленицы в россии

В истории значится такое описание Масленицы 1763 года: На Масленицу императрица устраивает грандиозный маскарад. Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника. В последнее воскресенье Масленицы (иногда на 4-ю или 5-ю неделю Великого поста) Марену так же, как восточнославянское чучело, выносили за пределы деревни и уничтожали. В масленичном городке на Васильевском спуске выпекают блины. В результате Масленицу празднуют в течение одной недели перед Великим постом.

Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят вглубь нашей истории. Почти всё, что мы знаем об истории Масленицы – неправда, выяснил этнограф Даниил Крапчунов, изучив тексты старинных песен и праздничные изображения. рассказывает, какого числа Масленица в 2024 году, что значит каждый день блинной недели, какие есть приметы и традиции. Масленица в России является всенародно любимым и веселым праздником-обрядом с хороводами, песнями, играми в конце зимы. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России у Государственного Исторического Музея.

Как появилась Масленица: история и традиции праздника

С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов. В первый день масленичной недели, жители наряжали чучело Масленицы, которую устанавливали на самом видном месте поселения.

Масленица!

  • Мутация Масленицы: как ее упразднили и возобновили в СССР
  • Гречишные, овсяные
  • Как появилась Масленица: история и традиции праздника | Согласие
  • Гречишные, овсяные
  • Масленица – что это? | Правмир

История праздника Масленицы

  • История и традиции Масленицы в картинах известных художников
  • Как отмечали Масленицу раньше
  • Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы
  • Как отмечали Масленицу раньше
  • Поговорим о масленице /

Масленица на Руси: история и традиции

История праздника уходит глубоко в язычество. Изначально торжество было связано с днем весеннего равноденствия. Народ искренне радовался концу холода и голода и началу теплых дней, возможности заниматься земледелием. Долгое время это торжество отмечали на протяжении аж двух недель: до и после весеннего равноденствия.

После Крещения Руси было решено сократить длительность гуляний до 7 дней и приурочить к Великому посту. Праздник перестал быть языческим и превратился в церковный. Во многих регионах соломенную куклу закапывали в землю, а в некоторых — разрывали на части и разбрасывали по полю.

Масленица ассоциировалась с мертвыми: люди верили, что они, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины считались поминальным блюдом, их носили в первый день гуляний на кладбища или оставляли на окне, чтобы задобрить покойных и заручиться их помощью в земледелии. А в последний день масленичной недели — в Прощеное воскресенье — было принято ходить на кладбище и прощаться с умершими.

А после принятия христианства праздник перестал нести такой мрачный характер, теперь его цель — занять народ массовыми гуляниями и застольями. Соломатин, 1878 год Масленичная неделя Вся праздничная неделя расписана по дням, каждый из них имеет свое название и свои обычаи: Понедельник — «Встреча». Хозяйки обязательно должны в этот день напечь стопку блинов.

Появился праздник еще на языческой Руси. Изначально это были проводы зимы и приветствие скорого прихода весны. Жизнь и достаток человека в то время зависели от сезона и погоды за окном. После тяжелой, холодной и нередко голодной зимы люди искреннее радовались потеплению и ждали, когда скотина сможет наесться зеленой травы, а на столе снова в достатке появится еда.

Изначально на Масленицу пекли не блины, а пряники. Кроме них на стол ставили кисель. Культурологи предполагают, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя, случилось это в IX веке. Так блинчики обосновались в домашней кухне русичей.

Однако до звездного часа блинам было еще далеко. Дело в том, что главным масленичным кушаньем долгое время считалось печенье «сладкий хворост». Блины перешли в разряд главного символа Масленицы лишь спустя семь веков. По распространенному мнению, народ подметил сходство блина с солнцем и сделал его главным блюдом масленичного стола.

В те далекие времена Масленица называлась Комоедицей от слова, которым тогда называли медведя кома. Животное считалось одной из ипостасей языческого бога Велеса. Присказка «Первый блин комом» относится к тем же медведям. По тогдашней традиции часть первых блинов отдавали медведям.

Люди верили, что так можно задобрить Велеса и ускорить приход весны. Кроме Велеса, наши предки почитали Ярило — славянского бога весеннего Солнца. В его честь пекли похожие на солнечный диск лепешки и поджигали чучело — Мару. Она символизировала смерть и рождение природы.

Последний приготовленный на Масленой неделе блин выбрасывался в огонь, дабы задобрить богов. Один из них обязательно клали около дома. По одним источникам, делалось это для спасения душ усопших, по другим — для нищих и бродяг. Традиция есть молочную пищу в период Масленицы связана с тем, что в конце марта а именно тогда раньше праздновали Масленицу , в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, а вместе с ним сметана и творог.

Резать скот в этот период было крайне неразумно, а осенние запасы мяса уже были давно съедены, так что молочная пища и мучные изделия были основными блюдами на столе у крестьян. Дошедшая до наших дней и известная нам Масленица со всеми ее атрибутами была адаптирована Русской православной церковью во второй половине XVIII века и стала своеобразным компромиссом между язычниками и церковниками. Праздник поставили в рамки — проводить строго до начала весеннего поста. Количество дней тоже сократили — с 14 до 7.

Языческий подтекст Масленицы был несколько сглажен, а из меню убрали определенные блюда. А вот забавы остались практически нетронутыми — церковь снисходительно посчитала, что после тяжелой зимы и перед строгим религиозным постом крестьянам стоит сытно поесть, вдоволь повеселиться и выпустить пар. Поэтому Масленица — один из самых веселых народных праздников. Каждый мог выбрать забаву по вкусу: катание на санях, лошадях или качелях, ловля гусей, кулачные бои, частушки, песни, хороводы, театрализованные представления, битва в снежки, бои на мешках, масленичный столб и многое другое в зависимости от региона празднования.

Однако главное, что нужно было успеть молодежи на Масленицу — это найти вторую половинку. Веселье на свежем воздухе как раз помогало присмотреть себе пару и оценить шансы на успех. Девушки наряжались, а парни старались одержать победу на состязаниях, чтобы выгодно показать себя перед сватовством. Сегодня празднование Масленицы уже не имеет языческой подоплеки.

Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым. Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23]. Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Волков[ кто? У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор. Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см. Авдотья Весновка 1 марта [28].

Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года. Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В.

Маннхардта и Дж.

Молодожёнов чествовали, привечали в каждом доме и старались угостить. Также они участвовали в различных играх и танцах, пели матерные песни эротического содержания, разыгрывали сценки на тему совокупления и сексуальных приставаний. Считалось, что Масленица — это время, когда не действуют запреты и социальные нормы, поэтому многие ритуалы были эротически окрашены, а обнажение и сквернословие были едва ли не обязательными атрибутами. Блины О том, почему именно блины стали одним из главных символов Масленицы, мнения тоже разделяются. Некоторые считают блин славянским символом солнца за счёт его круглой формы, однако более современные исследования опровергают эту версию. По мнению Проппа, блины являются одним из самых древних блюд, которое научился готовить человек: до того как познать искусство выпекания хлеба, люди смешивали муку с водой и порциями выливали на горячие камни. Такая архаичность служит причиной того, что блины стали обрядовой пищей.

Это предположение очень любопытно и вполне имеет место, потому что испокон веков и до наших дней блины считаются поминальной пищей. Учитывая, что многие масленичные обряды связаны с памятью об умерших, именно поминальная функция делает блины символом Масленницы. Чучело Масленицы Обычно чучело делали к четвергу Масленичной недели. Как правило, его наряжали в женскую одежду, хотя в некоторых местах делали мужское чучело. В некоторых регионах в одну руку ему давали водку, а в другую блин. С плясками, песнями, шутками и прибаутками чучело носили по деревне — это называлось встречей Масленицы. Но гораздо интереснее были её проводы. В московской области был записан такой обряд: в воскресенье — последний день празднования — парни и девушки украшают сани лентами и садятся в них, а чучело Масленицы сажают на лошадь.

До самого вечера они катаются по деревне и поют песни, а когда стемнеет, вывозят чучело за пределы деревни, в поле и сжигают на костре. Когда пламя начинает угасать, люди берут оставшиеся части чучела ещё горящие и раскидывают по полю. Обряд сжигания чучела существовал практически у всех славянских народов. В западнославянской традиции чучело носило имя Марена а также Маржана, Морана, Smrtkа. В представлении чехов, поляков, словаков и других народов оно символизировало смерть, что видно из его названия корни mаr-, mоr- и smrt- обозначают смерть. Чучело делали из соломы и наряжали в женскую одежду, иногда в платье невесты. В последнее воскресенье Масленицы иногда на 4-ю или 5-ю неделю Великого поста Марену так же, как восточнославянское чучело, выносили за пределы деревни и уничтожали. Было важно, чтобы её провожали все жители, ведь если кто-то пропустит этот обряд, то может заболеть или умереть.

История и традиции Масленицы в картинах известных художников

От Петра I до Антона Чехова: празднование московской Масленицы / Новости города / Сайт Москвы История и традиции Масленицы. Рассказываем, в чем суть праздника, какого числа его отмечают в России в 2024 году, а также как сделать чучело своими руками.
Какого числа Масленица 2024 в России По времени Масленица совпадает с неделей, предшествующей Великому посту, и ей просто дали другое название, которое совсем не противоречит церковным канонам.
Традиции празднования русской Масленицы Lifestyle О том, что на неделю можно забыть про диету и объедаться блинами, помнят все.

Что еще почитать

  • Узнайте больше о масленичных традициях
  • Когда отмечают Масленицу
  • ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА | Наука и жизнь
  • Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ
  • Масленица — описание
  • Масленица в Древней Руси и сегодня

Масленица в России: история и традиции праздничной недели

Иногда в таком поезде оказывалось до сотни лошадей. Торжественная, ярко наряженная процессия объезжала поселок и прибывала к специальному костру, где чучело сжигали под песни и хороводы. В Центральной России обязательной народной забавой были кулачные бои, эта же традиция существовала в регионах Сибири. Когда-то массовое побоище воспринималось как жертва богам, символ столкновения зимы с весной, в которой люди стремились помочь солнцу. Впоследствии кулачные поединки утратили символическое значение и превратились просто в массовую забаву. В некоторых областях вместо сжигания чучело хоронили, причем устраивали настоящую похоронную процессию с «попом», «дьячком» и обязательными плакальщицами. Это обрядовое действие должно было привлечь весну, заставить зимние холода как можно скорее уйти. Сейчас традиция хоронить масленицу практически не сохранилась. Традиции масленичных угощений Традиционные русские блины — обязательное, но далеко не единственное угощение на праздничном столе. Обычно готовили и другие блюда с использованием муки, молока, масла, яиц, сметаны — продуктов, которые потом запрещались на 7 недель Великого поста. На столе чаще всего были всевозможные ватрушки, оладьи, вареники, в качестве напитка готовили горячий медовый сбитень с пряностями.

Блины делали не только из пшеничной, но и из гречневой муки. Чтобы блинчики получались тонкими, «кружевными», каждая хозяйка старалась использовать свои особые секреты. Современные сковороды для блинов позволяют не беспокоиться, что праздничное угощение пригорит, а вот кухонная «техника» наших предков требовала немалого мастерства и опыта. Если блины выходили некрасивыми и пригорали, это считалось плохой приметой, сулило бедность и неурожай. Важной частью праздничного угощения считались рыбные блюда, особенно всевозможные пироги и кулебяки с рыбной начинкой. В богатых домах такие пироги могли быть многоярусными — использовалось до 10 видов разных начинок.

Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. Картина Сергея Смирнова Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам Москвы наперегонки неслись разномастные упряжки. Наиболее популярно было катание на санях на реке Неглинной. Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: «Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд — предмет соперничества Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня — четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину». Главное угощение на масленице — блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. Был очень популярен Воронинский трактир в Охотном ряду, где на вывеске «Здесь Воронины блины» была изображена ворона с блином в клюве. Фотография 1900-х годов. Масленичные гуляния на Девичьем поле Даже в разоренной французами Москве 1813 года о празднике не забыли. По воспоминаниям современника, уличные торговцы в тот год были одеты живописно: «Мужик в медвежьей гусарской шапке… Деревенская баба во французской шинели… Мальчик в лохмотьях продавал «блины горячие», для свежести прикрытые кавалерийским чепраком с иностранными гербами…» Еще лет 150 назад масленичное обжорство, как правило, сопровождалось баталиями — «стенка на стенку». Это действие называлось «пойти блины вытряхнуть». И вытряхивали, чаще всего не без крови. Обычай этот попробовали воскресить в 1928 году, когда, как писала «Вечерка», «на льду Москвы-реки собрались любители кулачных развлечений». Но бойцов разогнала конная милиция… Перед гуляниями в короткий срок сооружались качели, карусели, цирковые и театральные балаганы, палатки, чайные и рестораны. Гуляния также проводились на месте срытого земляного вала, в районе Новинского бульвара. В 1861-62 годах гулянье было перенесено на Девичье поле. Вот что писали в одной из газет от 28 февраля 1903 года: «Широкая масленица в полном разгаре. На Девичьем поле стоит гул голосов, многотысячной толпой переходящей от балагана к балагану, с каруселей на французско-русские горы. Публика в большинстве серая: солдаты, мастеровые, их жены и дети. Правда, часто называлось это действо «проводы зимы». Масленица в Москве в 2018 году Городской фестиваль «Московская Масленица» стартовал 9 февраля.

Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50]. В Великом княжестве Московском[ править править код ] Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века. Также он упоминает Масленицу нем. Faschang в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки [51]. Butterweek , и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла.

Пятница — тещины вечерки. В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот так же должен накормить ее символом Масленицы. Причем приходит теща не одна, а с «товарками» — подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять. Суббота — золовкины посиделки. В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа, в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем. Воскресенье — проводы. Народ начинал подготовку к Великому посту. Просили прощения у близких, поминали усопших. Всю еду доедали, а что оставалось — сжигали. Тщательно мыли посуду, а затем шли в баню. Завершало праздник торжественное сожжение чучела Масленицы, а оставшийся от него пепел развеивали над полями, чтобы грядущий год был урожайным. Как сделать чучело на Масленицу своими руками Сожжение чучела во время праздничных гуляний на городских площадях носило глубокий сакральный смысл. Таким образом наши предки прогоняли зиму и приветствовали весну. Вместе с зимой символически сгорало все старое и ветхое, наступало время перемен и обновления. Фото: Тимур Ханов Рассказываем, как смастерить чучело на праздник своими руками.

Смысл и традиции Масленицы

Масленица — почему именно блины? Блины — древнее блюдо, которое русские люди готовили еще до принятия Русью православной веры. Вопреки распространенному убеждению, блины — вовсе не символ солнца. Блины у славян всегда были поминальным блюдом. Чтобы год выдался плодородным, на Масленицу крестьяне обращались к умершим, просили у них помощи.

Когда Православие прочно укрепилось на нашей земле, старинная, еще языческая традиция есть блины и так праздновать пришествие весны, наложилась на сугубо церковную традицию всю Сырную неделю — неделю перед Великим постом — не есть мяса, но есть молочные продукты. Почему сжигают чучело Масленицы? Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели. Для всего русского населения семь масленичных дней были самым веселым и любимым временем в году. Народ ласково называл этот праздник "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "объедуха". Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка. Сюжетом для них служила сама Масленица, часто в представление включались какие-то реальные местные события. Основным угощением и символом Масленицы являются блины. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии.

На Масленицу воздавали особые почести божеству весеннего солнца и плодородия Ярилу, которое приходило на смену зимнему солнцу Коляде. Екатерина Чеснокова В связи с началом сезона земледелия также задабривали "скотьего бога" Велеса, который, согласно поверию, принимавший обличие медведя, считался одним из высших богов славянского пантеона и противопоставлялся Перуну. Есть мнение, что предшественницей известной нам Масленицы была Комоедица, а Велес в данном случае был Комом — медвежьим богом. Предполагают, что существовала традиция на Комоедицу первые испеченные блины торжественно относить в лес и раскладывать их на пнях, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи, олицетворяющие Велеса, могли отведать ритуальное приношение. Поэтому с названием Комоедица связывают пословицу "первый блин комом", указывая последнее слово как "комам", то есть "медведям".

Евгения Новоженина Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Читайте также: Какие цветы подарить в знак любви, а какие на день рождения. Значение и символизм цветов Масленичные традиции уходят еще в языческие времена Масленица - целый комплекс обрядов.

Среди них есть как относительно молодые, например, взятие снежного городка датируют началом XVIII века, так и древнейшие - выпекание блинов, посещение могил и другие. Дело в том, что Масленица была еще и особым временем поклонения духам предков и поминания усопших. Читайте также Недоброе утро: как избавиться от похмелья В России на Масленицу всегда гуляли с размахом: Петр I не отказывал себе в удовольствии прокатиться по Санкт-Петербургу на запряженном лошадьми корабле, а его дочь Елизавета, по словам очевидцев, с большим энтузиазмом участвовала в застольях, съедая по две дюжины блинов. В годы правления Екатерины II в большом почете были трехдневные маскарадные шествия, состоявшие из 200 — 400 человек. Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы - чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья; у русских - блины и лепешки, а у белорусов и украинцев - вареники, сырники и колодка.

Владимир Вяткин Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя.

Вторник всегда отводился сватовству и смотринам невест. Этот день называли «Заигрыш», так как, как правило, девушки заигрывали с парнями.

Юноши ходили по домам и выбирали себе невест. Девушки, в свою очередь, проводили различные ритуалы на привлечение суженого. Среда называлась «Лакомкой» или «Тещиными блинами».

Это самый разгар праздника. По традиции, в среду зятья навещали тещ. Четверг знаменовался началом Широкой Масленицы и назывался «Разгуляй».

Народ танцевал и веселился. В центре гуляния на площадях и лугах устанавливали чучело Масленицы. Пятницу назвали «Тещиными вечерками».

В этот день было принято приходить родителям к молодым. Блины пекла дочь, а супруг выказывал свое уважение гостям.

Масленица в 2022 году: история и традиции праздника

Масленица: истории и традиции праздника Ещё есть менее двух десятков дореволюционных фотографий Масленицы и, наконец, большой архив фольклорных масленичных песен, в этнографическом собирании которых я сам принимал участие.
Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням.

Масленница. История праздника и традиции.

В 2022 году начало Масленичной недели придется на 28 февраля и продлится до 6 марта. Каждый день Масленицы имеет название и свое предназначение. Например, то, что можно делать в понедельник, не принято делать в пятницу. Фото: pixabay Масленица: история празднования Яркая и шумная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианства.

Праздник появился еще в период язычества на Руси. Сначала это были проводы зимы и приветствие весны. После тяжелой и долгой зимы люди радовались потеплению и солнцу.

Изначально, как написано в истории, в праздник пекли не блины, а пряники. Также на столе всегда должен был стоять кисель. По утверждениям культурологов, самый первый масленичный день знаменовался именно киселем, это случилось в IX веке.

Долгое время масленичным кушаньем считался «сладкий хворост». Лишь спустя 7 веков в разряд главного символа праздника вошли блины. Народу казалось, что форма блина схожа с формой солнца, поэтому было решено сделать это лакомство первым на столе.

У Масленицы есть ещё одно название: «Бабья неделя». В Масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Они могли в это время только ходить в гости друг к другу и угощать блинами. В католических странах существует прямой аналог Масленице — «Карнавал», который также отмечается перед Великим Постом Название «Карнавал» образовалось от латинского «carnevale» - что в переводе означает «прощай мясо». В Словении празднуют «Курентованье». Его главная цель — изгнание зимы аналог привычному «сожжению чучела». Праздник сопровождается традиционными танцами в вывернутых наизнанку тулупах и масках.

Происходит это действо в последний день праздничной недели. Молодые парни надевают шкуры, маски с рогами и расхаживают по улице, издавая страшные и громкие звуки, чтобы спугнуть зиму. Одним из главных атрибутов праздника являются сладкие сдобные булочки с разными начинками. Во время «Марца Гра» «жирного вторника» проводится шумный и веселый карнавал, который возглавляют импровизированные «король» и «королева». Известно, что до половиныXIXвека соду в приготовлении блинов не использовали — в то время её не так-то было легко достать.

Считалось, что чем дальше проедешь, тем длиннее уродится лён. Версия для взрослых превращалась в своеобразный караван из саней, на которых люди объезжали населённый пункт по ходу движения солнца, таким образом «привечая» светило. Традиционным мужским развлечением были кулачные бои. Альтернативная версия — девичьи хороводы. Хорошим временем Масленица считалась и для сватовства. Многие старались именно в эту неделю отправить сватов, чтобы сразу после Пасхи играть свадьбы. Как и в наши дни, работали праздничные ярмарки. Здесь выступали артисты-скоморохи, работали качели-карусели, а ещё можно было купить ароматных пирогов да блинов. Разнообразие даже сегодня вызывает неподдельный восторг: пшеничные, ржаные, гречневые, полбяные, дрожжевые, пресные, простые. И с припёком, значит, с начинкой, которую впекают в блины. Ассортимент начинки самый широкий: рыба, икра, грибы, яйца, картошка, мёд, творог, сметана и даже каши. Единственная особенность — без мяса. Такие начинки церковный устав «не благословлял» как и всё мясное. Каждый день имеет своё значение и традиции.

Это день праздничных гуляний, демонстрации лучших нарядов и обязательное угощение блинами. Их пекли в каждом доме, хозяйки хвалились своим кулинарным мастерством. Обязательно ходили в гости и звали гостей к себе, не забывали угощать нищих и стариков. Помимо блинов, на стол подавали традиционные оладьи, пирожки со всевозможными начинками. Среди любимых блюд праздника были рыбные расстегаи и другие виды выпечки. Продолжались народные гуляния, массовые катания на санях, всюду звучало пение и смех. Одной из широко распространенных традиций стало катание на санях вокруг деревни, причем катались обязательно «по солнышку» — по часовой стрелке. Еще одной массовой народной забавой была оборона и взятие снежной крепости, в ней принимало участие все взрослое население. Зять отправлялся к теще на блины, а она старалась как можно лучше встретить и угостить его. В этот день отправлялись в гости к родне, а невестки обязательно приглашали в гости сестер мужа с семьями. Прощеное воскресенье — одна из традиций православной церкви. В последний день перед началом Великого поста следовало обязательно попросить прощения у родных и близких, а также самому простить все обиды. В церкви проводилась специальная служба, а в деревнях и городах устраивали проводы Масленицы. Этот обряд чаще всего сопровождался ритуальным сжиганием чучела или его похоронами. В праздновании Масленицы тесно переплетены христианские и языческие традиции, и это не мешает ей оставаться по-настоящему народным любимым праздником. Ее с удовольствием отмечают дети и взрослые, а для хозяек это отличный повод порадовать близких вкусными блинами. Для этого уже давно не нужно стоять у жаркой русской печи: современные блинницы с антипригарным покрытием позволяют творить настоящие кулинарные шедевры, используя десятки рецептов.

Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео

В России Масленица в 2024 году отмечается с 11 по 17 марта. Масленица (Масленая или Сырная неделя), предшествуя Великому посту, каждый год приходится на разные даты, так как зависит от православной Пасхи. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня. Масленица пришла в Россию из глубины веков, еще с дохристианских времен. О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов. — интересные свежие новости России и мира В России начался самый вкусный праздник – Масленичная неделя.

Масленица: что за праздник и как его отмечать

Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм.

Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд.

Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси.

Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности.

Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода.

Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей!

А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века.

Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам.

Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества.

Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки».

Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение.

Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали.

Своими корнями празднование Масленицы уходит в глубокую древность.

Так, известный фольклорист Владимир Пропп, изучая архаичные обряды праздника, выдвинул теорию о происхождении Масленицы. Пропп считал, что она возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и «похоронами Костромы». RU Мрачная история древних традиций Масленица — это целый комплекс обрядов. Среди них есть как относительно молодые, например взятие снежного городка датируют началом XVIII века, так и древнейшие — выпекание блинов, посещение могил и другие. Исследователи считают, что в старину люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы.

Блины были поминальным блюдом, их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище.

Все эти разгульные развлечения имели сакральный смысл — так люди «визуализировали» будущую сытую жизнь и мерялись силой ради крепкого урожая. С приходом христианства с Масленицей произошёл мощнейшая историческая перемена. Из разгульного праздника смены сезонов Масленица стала неделей подготовки к посту. Вместе с содержанием сменились и даты. Теперь Масленица зависит не от дня весеннего равноденствия, а от Пасхи Воскресения Христова и предваряет Великий пост. При расчёте Пасхи придерживаются главного правила: она празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Что такое Великий пост, когда он в 2024 году и что во время него нельзя делать. Простыми словами Какого числа Масленица в 2024 году В 2024 году Масленица выпадает на середину марта: она начнётся в понедельник, 11 марта, и завершится в воскресенье, 17 марта. В этот период действуют особые церковные правила. Что нельзя делать на Сырную седмицу: В церкви на Сырной седмице не венчают. В среду и пятницу в храмах не служат Литургию. На богослужении начиная со среды читают великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина. Как называются дни Масленицы Каждый день Масленой недели имеет своё название и свои традиции. Понедельник — Встреча Молодёжь пела и разгуливала с соломенным чучелом по деревне, а более степенные люди начинали Масленицу с визитов к родным.

К встрече Масленицы сооружали общественные горки, качели, балаганы для скоморохов. Дети развлекались снежными забавами. В понедельник начинали печь блины. Первый блин дарили бедным соседям, чтобы те помянули усопших. Вторник — Заигрыши Продолжались активные зимние развлечения. Любимым занятием предков было катание на «корежках» — досках, залитых водой и замороженных на холоде.

Сразу понятно, что семья гостеприимная, верная седым устоям. Вот и сказано это слово - главное в масленице. Скорее всего, в прежние годы их связывали с языческим культом солнца. Их славяне ели, вероятно, и полторы тысячи лет назад. Что еще осталось от тех пор? Блины остались неизменными, это точно. А у Гоголя? Сам он вряд ли был истинным чревоугодником, тут необходим особый, редкий обжорный атлетизм, но уж поэзию застолья понимал. Достаточно вспомнить один отрывок из "Мертвых душ", раблезианский на русский лад: "Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и нивесть чего не было... Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить ему бричку. Настасья Петровна тут же послала Фетинью, приказавши в то же время принести ещё горячих блинов. Дальше - больше.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий