Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. О рукописи заключительного хора Стравинского к «Хованщине» Мусоргского Заключительного хора, скорее всего, не связан со Стравинским сколь-нибудь прослеживаемыми родственными узами.
Хованщина М.П. Мусоргский listen online
Итак опера Мусоргского "Хованщина". Сюжет оперы о времени борьбы за престол царевны Софьи и Петра 1. Не буду пересказывать сюжет, в нём много действующих лиц и всевозможных политических интриг, напишу только что мне понравилось в этой опере. Путь «Хованщины» был еще более трудным, чем путь «Бориса»: нелегко было воплотить столь внушительный замысел, хорошо известны также методические просчеты Мусоргского в процессе поисков драматической и музыкальной новизны. началу царствования Петра. один самых неоднозначных, противоречивых и окутанных многочисленными тайнами шедевров. Модест Мусоргский - слушать все песни альбома полностью в высоком качестве без регистрации.
Хованщина М.П. Мусоргский listen online
Новости о премьере оперы «Борис Годунов», 7 канал Красноярск. это быстро, легко и просто. опера хованщина скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.
Либретто оперы «Хованщина». Краткое содержание
- Хованщина М.П. Мусоргский listen online. Music
- В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
- Хованщина М.П. Мусоргский listen online
- Опера Мусоргского "Хованщина". Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Мусоргский - Хованщина
Характеристика первого действия
- «Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
- Нашим партнерам!
- Другие альбомы исполнителя
- Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника
- «Хованщина» Мусоргского
- Похожие треки
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
История создания и варианты оркестровки М. Мусоргский «Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её с перерывами до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…» и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился [1]. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» 3-е действие и Песня Марфы. Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков , предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского.
Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году.
Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И.
Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова.
Это наша культура, это наши корни. Это то, что нас питает морально, духовно. Это то, что нас держит, это наши скрепы», - Жанна Джулай.
Хотя поставить оперу в ближайших сезонах не удалось, Мамонтов о произведении Мусоргского не забыл. Музыковед Абрам Гозенпуд считает, что поспособствовать постановке оперы мог музыкальный консультант Частной оперы Семён Кругликов , который критиковал организацию за «недостаточное внимание к музыкальной стороне» и поддерживал стремление Мамонтова к пропаганде русской оперы [94]. Для постановки «Хованщины» был привлечён художник Аполлинарий Васнецов , а также Константин Коровин и Сергей Малютин [95] и в качестве консультанта по постановке планировали назначить Владимира Стасова, но из-за разногласий с Мамонтовым этого не произошло [96]. Последний отмечал, что в проводимых перед репетициями беседах принимали участие художники, работавшие над постановкой. На самой первой беседе Аполлинарий Васнецов рассказал, что на Рогожском старообрядческом кладбище многое сохранилось с давней старины [96]. Шкафер вспоминает, что Савва Мамонтов на одной из репетиций предложил сходить к старообрядцам в Преображенское.
Ныне входящее в состав Москвы, село в те времена состояло из «маленьких домишек, незамощённых грязных улочек и огромных пустырей». Также в год постановки «Хованщины» на сцене Частной оперы общественность широко обсуждала погребение заживо в знак протеста двух групп старообрядцев в Тираспольском уезде. Эта трагедия изучалась и психиатрами, и врачами, и историками [98]. Афиша премьеры в Русской частной опере 1897 В постановке Частной оперы принимал участие Фёдор Шаляпин в роли Досифея, который поразил Шкафера искусством фразировки и дикции [К 10] [95]. В других спектаклях «Хованщины» была задействована Варвара Страхова , окончившая Петербургскую консерваторию по классу Ферни-Джиральдони , однако её драматические способности были гораздо более сильными, чем певческие, и её по «степени художественного толкования» сравнивали с Шаляпиным [99]. Дирижировал оркестром Эудженио Эспозито, при этом критики и те, кто работал над постановкой, считали, что он равнодушен к «боли и трагедии народа», что накладывает отпечаток на музыку. Об этом знал и Мамонтов, но лишь признавал это, хотя и хотел привлечь другого, русского дирижёра, например, Сергея Рахманинова. Однако сделать это не удалось по ряду причин, одной из которых является ремонт театра Солодовникова, помимо этого имели место различного рода разногласия [100]. Премьера и отзывы[ править править код ] Премьера в Москве состоялась 12 24 ноября 1897 года в недавно отремонтированном театре Солодовникова [101] [37].
Музыковед Марк Копшицер отмечает, что в первых спектаклях имели место мелкие режиссёрские недоработки, которые были быстро исправлены, а главное достоинство стало очевидным с самого первого спектакля — благодаря декорациям Васнецова, Коровина и Малютина, исполнению Шаляпина роли Досифея была «видна художественная правда» [102]. Оперный певец Василий Шкафер вспоминает, что во время исполнения финальной сцены самосожжения из ложи зрительного зала стали выкрикивать: «Довольно бога, опустите занавес, не кощунствуйте!
Пирогов бас , орк. ГАБТа , дир. Небольсин 6:11 Оп. Раскольничий хор.
Мусоргский: Хованщина
Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван... Читать дальше Место действия: Москва. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.
Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении.
Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века.
Живое, деятельное участие в работе принимал Владимир Васильевич Стасов, которому Мусоргский и посвятил свое творение. Остальные ответы.
Досифей и его сторонники идут в огонь за старую веру.
Марфа ведет в костер Андрея. Читательский дневник по опере «Хованщина» Мусоргского Сюжет В Москве 1682 года стрельцы во главе с князем Иваном Хованским и раскольники во главе с Досифеем восстают против власти царевны Софьи и юного, но уже грозного Петра. Однако старая Русь и вера уступают новым порядкам.
Стрельцов не тронули, но сам Хованский убит, а его сын Андрей вместе с любящей его раскольницей Марфой, Досифеем и его сторонниками добровольно сгорают в огне. Жителям города жаль погибших людей, чьи идеи, «хованщина», были близки народу. Отзыв Опера о сломе уклада русской жизни.
Петр Первый еще совсем юный, но за ним сила и будущее. Выдающееся для государства, и страшное для многих простых людей время.
Софья Алексеевна полагала, что Хованский, служащий для стрельцов непререкаемым авторитетом — они даже называли князя батей, — сможет усмирить бунтовщиков, однако этого не произошло. У Хованского были свои цели, в которые явно не входила помощь царевне. Охрана Кремля, бывшая основной задачей стрельцов, вскоре стала лишь предлогом: на деле войско контролировало передвижения всех кремлёвских обитателей и всё настойчивее и настойчивее диктовало свои требования. Князь Иван Андреевич Хованский. Гравюра 19-го века с портрета 17-го века wikipedia. Старообрядцы, покинувшие отдалённые скиты и проповедовавшие среди стрельцов, нашли поддержку в лице Хованского. Рассчитывая на помощь народа и безусловную победу, приверженцы старых обрядов призвали патриарха принять участие в диспуте о вере. Состояться он должен был на Красной площади, однако царевна Софья прекрасно понимала, что народ в сложившейся ситуации окажется на стороне стрельцов и староверов.
В подборках
- Смотрите также
- Похожие треки
- Опера о русском Холокосте · Родина на Неве
- Действие первое
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
Начало второго действия. Князь Василий Голицин читает письмо от "женщины властолюбивой и сильной", от царевны. Грустное это чтиво. Любовное послание перемежается явно корыстолюбивыми замечаниями того, кого в письме именуют "свет мой", "батюшка мой". Адресат не верит в бессеребринечество отправительницы: то ли в силу личных чувств к этой женщине, то ли в результате слишком близкого знакомства с царевной. Больше о царевне Софье нам почти ничего не скажут: один раз дала весточку, что раскрыт заговор князей Хованских, коий Петруша назвал "хованщиной", второй - приглашение Ивану Хованскому на совет к царевне, который так и не состоится: наемный убийца заколет "батьку" стрельцов. Это выведение Софьи из действующих фигур, замена царевны царевичем Петром - делают роль старшей сестры будущего царя-реформатора России абсолютно лишённой жизни. А ведь где-то на втором плане разноголосица черноряжцев не даёт усомниться - в стране неспокойно, идет церковный раскол, идут дебаты по вопросам веры: - Победихом, посрамихом, пререкохом, Пререкохом и препрехом ересь... Ересь нечестия и зла стремнины вражие... Хитрая и мудрая Софья вступает в союз с Патриархом, чтобы сломить сопротивление ей стрельцов, только что на своих секирах переигравших московскую политическую партию за трон Кремля в её пользу. Теперь регентша при малолетних братьях-царевичах ломает с помощью новой веры хребет вырвавшимся на свободу солдафонам.
Вон слышны голоса идущей брани: - Победихом и препрахом никонианцев лжеучение, Насадихом вертоград господень, Соблюдихом веру правую, во славу зиждителя вселенныя! Нами да стариной паки Русь возвеселится! Но о зачинщице Софье ни звука - словно и нет её. В этот момент против стрельцов царевну поддержал Патриарх великого града Москвы и всея Русии Иоаким. Стрелецкий бунт был повержен. Духовник Софьи оказал той неоценимую помощь. Но сцены в опере "Хованщина" еи глаголят о царевне и в этом действе. Только о Петре и его брате. Вот уже и "свет мой" Василий Голицин выдворяется из Москвы. Князь Голицин.
Но нигде о Софье... Патриарх с которым Софья вступила в единый духовный фронт против старообрядцев - предал её. Перешёл на сторону младшего сына Федора Алексеевича. Тем и закончилось семилетнее правление Софьи. С тем и отбыл из Москвы в ссылку её фаворит - князь Голицин. София было династическим именем семьи Романовых.
Как рассказали организаторы, вход на все события смотра будет бесплатным. В его программе также запланирован концерт с участием солистов Государственного академического Большого театра России ГАБТ , театров «Новая опера» и «Геликон-опера» в сопровождении Рязанского Губернаторского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина и многое другое. Важно и то, что в объявленный президентом России Владимиром Владимировичем Путиным год Сергея Рахманинова к 150-летию со дня его рождения в программу включены произведения гениального русского композитора», — сказал собеседник агентства. Источник: ТАСС.
Его неукротимая воля и экспрессия передавались не только исполнителям, но и завороженной публике, которая устроила по окончании спектакля долгие овации! Валерий Гергиев: "Спек такль в классической постановке Леонида Баратова и офор млении художника Федора Федоро вского мы бережно сохраняем в репертуаре Мариинского театра вот уже более 70 лет, с огромным успехом показывали его по всему миру. Он не может утерять ни значения, ни важности, ни ощущения какого-то особого трепетного подхода к каждому исполнению, потому что это одна из величайших русских опер. Здесь ее пели очень многие певцы. У нас достаточно большая и сильная семья артистов, и конечно мы очень рассчитываем на то, что и следующее поколение тоже найдет в этой великой русской опере возможности для укрупнения своего театрального музыкального дарования". В этом спектакле состоялись дебюты трех замечательных вокалистов Мариинского театра - баритона Алексея Маркова в парти и боярина Шакловитого, тенора Ильи Астафурова в партии Подьячего и обладательницы Гран-при XVII международного конкурса им. Чайковского меццо-сопрано Зинаиды Царенко в роли раскольницы Марфы. Вере в спасение ее души и души Андрея Хованского, что все-таки они будут вместе на небесах, несмотря на то, что при жизни Марфа не получает от Андрея тех взаимных чувств, о которых мечтает. У нее невероятно сильный характер, мощный внутренний стержень и непоколебимость решений. Ее знание "сил потайных" дает еще большую многогранность ее характеру, она ясно видит, что будет дальше, и это ее нисколько не страшит.
Спас ее Римский-Корсаков: он восстановил оперу, доработал ее, и в 1886 году состоялось первое представление. Однако все устроено несколько сложнее, комическое и трагическое переплетены. Возьмем первую сцену: Красная площадь, утро, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Хованских. В воздухе висит предощущение тревоги, хотя реплики подьячего достаточно забавные. Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего. Сначала за этим столкновением двух персонажей, двух миров наблюдать забавно, но в какой-то момент становится понятно, что под забавностью и живостью, какими-то очень точными зарисовками, схваченными чертами характеров проглядывает начало разворачивающегося действа, и тревога предощущения с первых тактов оперы выходит на поверхность. Образ Досифея связан с протопопом Аввакумом, который был в 1682 году сожжен. В финале оперы, когда он понимает, что стрелецкий бунт провален, то отправляется в скит. Это одна из трагичных, трогательных и великих сцен в русской музыке. Образ Марфы очень чистый, честный, принципиальный. Во второй сцене, кода она гадает князю Голицыну, фавориту Софьи Алексеевны, «Силы потайные, силы великие», что князя ожидает опала, она подводит себя под удар. Какие-то режиссеры трактуют ее поведение как политический жест, что она не ведунья, а просто хитрая женщина, но не стоит так упрощать. Любому человеку, имеющему дело с властью, надо быть политиком, но все-таки в ней есть что-то еще. В жизни не бывает исключительно хороших и исключительно плохих людей, строго черного и строго белого.
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
Просмотр содержимого документа «История создания оперы М. Мусоргского "Хованщина"». Легендарная "Хованщина" в исполнении артистов Мариинки на родине Модеста Мусоргского. Последние пять-шесть лет своей жизни Мусоргский весь был поглощен двумя операми, сочиняемыми одновременно: «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой». Хованщина, действие I сцена 1: "Подойду, подойду под Ивангород". Мусоргского без всякого преувеличения можно назвать крупным знатоком отечественной истории, и это обнаруживается тем явственнее, чем больше вдумываешься в смысл его национально-исторических опер. Песня Марфы Исходила младешенька.
Мусоргский - Хованщина
Опера "Хованщина" 5:07 Ария Хованского "Дети, дети мои! Мусоргский М. Мусоргский — В. Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм.
Собираются созванные Голицыным на совет Иван Хованский и Досифей. Бесплодные взаимные укоры вожаков заговора прерываются появлением Марфы, спасенной из рук княжеского слуги солдатами Петра. Еще не успели участники совета опомниться от неожиданности, как входит незванный Шакловитый с ошеломляющим известием: царь Петр, узнав из безымянного доноса, что «Хованские на царство покусились», заклеймил заговор именем «хованщины» и приказал строго расследовать дело. Третье действие. Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Улица перед хоромами Хованского. Тоскует покинутая Андреем Марфа.
Исполненный глубокого сострадания Досифей утешает ее. По опустелой улице проходит погруженный в скорбную думу о судьбе родины Шакловитый. Появляются подвыпившие стрельцы. Лукавый подьячий тщетно пробует разжечь в них вражду к петровцам, рассказывая, будто петровцы обижают стрельцов, не щадят ни их жен, ни детей. Упавшие духом стрельцы просят Ивана Хованского выйти к ним. Но и старый Хованский растерялся. Надо терпеть и ждать, ибо и ему страшен царь Петр. Четвертое действие.
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.
Постановка в формате open-air открывает второй международный Каспийский фестиваль классического искусства Opera First. Произведение Мусоргского действительно поражает масштабом. За основу сюжета взяты события, которые происходили в XVII веке. Череда стрелецких восстаний, политические распри, интриги. Композитор-классик сам писал либретто к своей опере. На Соборной площади установили сцену в 400 кв. Декорации погружают в мрачную атмосферу того времени.
Мусоргский опера Хованщина - Песня Марфы Исходила младешенька
На этом фоне вторые скрипки с гобоем запевают широкую народного характера мелодию, после которой соло кларнета звучит как крик петуха, возвещающего рассвет. Ему отвечает клич валторны. Переклички инструментов продолжаются и дальше на постепенно уплотняющемся оркестровом фоне. Вот уже раздольная песня у гобоя сопровождается непрерывно льющимися пассажами скрипок — как будто потоком солнечных лучей. Другая тема, близкая по характеру первой, появляется в более плотном звучании — кларнетов, фаготов и виолончелей. Валторны, арфы, литавры и тамтам с пиццикато контрабасов имитируют колокольный звон.
Он все более разрастается, хотя и в пределах пианиссимо.
Боярин Шакловитый из партии Софьи пускает слухи, что Хованский — изменник, своего сына Андрея хочет в цари. Но Андрею не до того: он бросил раскольницу Марфу, добивается немки Эммы. Иван Хованский — его соперник в этом. Наконец, Досифей заступается за девушку. Действие 2 Иван Хованский упрекает князя Голицына из партии царевны Софьи за унижение стрельцов.
Их мирит Досифей, чтобы сообща добиться своего. Однако от Шакловитого они узнают, что все уже, по сути, кончено: и Софья, и юный царь Петр требуют смерти Хованского и его «хованщины». Действие 3 «Страшен царь Петр»: Марфа предчувствует, что раскольникам гореть в огне. Хованский отказывается идти против Петра, это не имеет смысла.
Новую редакцию и оркестровку оперы осуществил Д. Шостакович 1959 г. Среди постановок последних лет — спектакли в Лондоне, Вене, Гамбурге.
В 1995 г. Ростроповичем и Б. Покровским была осуществлена постановка "Хованщины" на сцене Большого театра.
Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр.
Это вообще что-то», - Ольга Щербова. Это наша культура, это наши корни. Это то, что нас питает морально, духовно. Это то, что нас держит, это наши скрепы», - Жанна Джулай. Валерия Горькая, Игорь Тринеев.
Мусоргский опера Хованщина - Песня Марфы Исходила младешенька
последняя, недописанная опера Мусоргского. При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами. В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. В Московском музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Мусоргского «Хованщина».
М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина».
Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Спит стрелецкое гнездо (Опера Хованщина, акт 3) (Модест Петрович Мусоргский. В Астрахани прошла грандиозная премьера народная музыкальной драмы пера композитора Модеста Мусоргского − оперы “Хованщина”. В дальнейшем Мусоргский часто упоминал «Хованщину» в письмах, когда рассказывал о трудностях и новостях, связанных с созданием оперы[64].