Сегодня большая часть гагаузов живёт в Молдове, там, где когда-то начинали строить свою независимость их предки. Кроме того, президент страны Майя Санду и ПДС попытались объявить незаконной победу Евгении Гуцул на прошлогодних выборах главы Гагаузии. Исторически гагаузы проживают в Буджакском районе на юге Республики Молдова, где им была предоставлена автономия в виде территориального образования Гагаузия — Гагауз-Ери со столицей Комрат. Власти Гагаузии решили прорвать экономическую блокаду, устроенную правительством Молдавии. Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы.
Тайны названия
- Гагаузия: свежие новости, последние события на сегодня - Новости
- Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России - 12.03.2024 Украина.ру
- Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?
- Гагаузы: их культура и история
- Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России
Гагаузы Молдовы. История формирования гагаузского народа, языка и традиции гагаузов
Руководство страны делает абсурдные заявления о том, что экономические агенты Гагаузии не участвуют в формировании бюджета Молдовы. На юге Молдовы живут гагаузы. В Молдове гагаузы составляют около 4% населения и в основном проживают в автономной территории Гагаузии, которая расположена на юге страны. Сегодня гагаузы являются одним из многочисленных народов Молдовы, живут отдельной автономией на юге страны и соблюдают традиции. автономного образования Гагаузии(Гагауз Ери).Государственный флаг автономии отражает его демократические начала, символизирует прошлое, настоящее и будущее гагаузского народа.
Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России
На что Матвиенко ответила : «Никто не может нам запретить расширять наши связи: есть двустороннее соглашение между субъектами РФ и Гагаузией, которое должно реализовываться». Сообщается, что после встречи Гуцул и Путина люди в Гагаузии плакали и выходили на улицы сел и городов, с плакатами, на которых было написана цифра 100 — тем самым они выражали надежду, что Гагаузия станет сотым регионом в составе России. Однако, по всей видимости, в этих сообщениях содержится ошибка, поскольку в России сегодня насчитывается 89 регионов. Так что будем считать, что Гагаузия может претендовать на другую круглую цифру — 90. Интересно, что сама Гуцул в интервью РИА Новостям заявляла , что «предпосылок для выхода Гагаузии из Молдовы нет, противоречия с Кишиневом лежат в политической плоскости и будут решены с приходом к власти в республике новых ответственных политиков». Мятежная республика на карте Фото: Соцсети Напомним, что население Гагаузии составляет около 135 тысяч человек и состоит в основном из тюркоязычных переселенцев с Балканского полуострова, однако русский язык по-прежнему считается там одним из официальных наряду с гагаузским и румынским. Самым же любопытным фактом является то, что Гагаузия, как и Приднестровье, граничит с Одесской областью Украины, так что в случае успешного для России развития СВО, обе эти автономии получат хороший шанс на отделение от Молдавии и присоединение к России.
А поездку в Иерусалим называют "хадж". Тюркский гагаузский язык и православное вероисповедание — сочетание, которое объединяет всех гагаузов и делает их непохожими на другие народы. Происхождение Версий о происхождении гагаузов несколько, и все они недоказуемы. Анализ ДНК не внес никакой ясности: есть следы многих близко живущих народов.
Одна из версий происхождения: возможно, гагаузы — это потомки половцев. А возможно, наоборот, их исторических соперников печенегов. Или это потомки огузов. В Турции популярна легенда о том, что это турки, которые откочевали на землю нынешней Гагаузии для того, чтобы принять православие. Но и другие близкие территориально народы считают гагаузов своими. В Греции считают, что это греки. В Болгарии — что это болгары. Просто это греки или болгары, которые перешли на турецкий язык. Больше всего генетически гагаузы родственны туркам и болгарам. Численность Всего гагаузов около 250—300 тысяч.
Всего население автономии — 135 000, там живут и русские, и украинцы, румыны, молдаване. Почти половина гагаузов живёт не на родине. Автономная территория в составе Молдовы называется Гагаузлар или Гагауз Ери. В неё входит 32 села. Столица Гагаузлар — город Комрат. Площадь Гагаузии — 1832 квадратных километра. Она непосредственно граничит с Молдавией и Одесской областью Украины. Многие женщины работают в Турции в медицине, сиделками. Многие мужчины работают в России. Это две страны, с которыми гагаузы крепко связаны.
Объединяет вера или язык. Женщины этого народа славятся как великолепные хозяйки, которые трудолюбием, разумной экономностью и умением верно вложить имеющееся приумножают богатство семьи. Запомним это! Выращивают табак, виноград, подсолнечник, грецкие орехи. Климат очень сухой, степной. Не хватает воды. Многие водоводы и дороги построены в Гагаузии Турцией, в помощь родственному народу. Но и бизнес Турции в Гагаузии находит для себя неплохие возможности.
Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г.
Протоиерей Димитрий Киорогло — Отец Димитрий, судя по опросам, интеграция Молдовы в Евросоюз была воспринята гагаузами, так скажем, сложно. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают. А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия — это исторический охранный отряд Византии — из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру? Чему можно поучиться у гагаузов? Они обладают миролюбием! Я бы сказал даже — доверчивостью. Они легко сходятся с другими, они гостеприимны, и это помогло им сохраниться на протяжении тысячелетий, хотя это малочисленный народ. Они шли по истории, сохранились до наших дней. Гагаузия — это где? Откуда произошло название Гагаузия? Не все представляют, где находится Гагаузия и частью чего она является.
История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где
Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска. Власти Гагаузии решили прорвать экономическую блокаду, устроенную правительством Молдавии. Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. последние известия. Анализ ДНК не внес никакой ясности: есть следы многих близко живущих из версий происхождения: возможно, гагаузы – это потомки половцев.
Гагаузы Молдовы. История формирования гагаузского народа, языка и традиции гагаузов
Самые страшные воспоминания его о Румынской армии, где очень жестоко обращались с солдатами. Дедушка не учился, он не умел писать и читать, пас скот с малых лет. Жизнь была очень сложной, пока в 1940 году их не присоединили к Советскому Союзу.
Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар.
Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г.
Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью.
Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г.
Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке.
На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой.
Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г.
Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г.
По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью.
Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г.
В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П.
Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г.
По тем временам это составляло 2,9 процента населения края. Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф.
Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г.
О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г.
Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг.
Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная. Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи.
Доверчивые — Отец Димитрий, добрый день! Какую роль играет Церковь в Молдавии и Гагаузии? Митрополия объединяет все народы нашей Республики Молдова. Да и палитра многонациональная, но православная вера у нас доминирует. Из больших это, прежде всего, молдавский народ, украинский народ, гагаузско-болгарский, русский народ русские даже больше, чем гагаузы и болгары, представлены. Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки… — Гагаузы — это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему? И как отразилась такая верность Православию на этом народе? Приняв крещение, он изменился — Крещение его изменило!
И такое восприятие веры способствовало сохранению этой однажды принятой веры на тысячу лет. Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке — тюркском. Это балканский диалект турецкого языка. Что это за люди? Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов — Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем. Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда бо льшая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы. Согласны ли вы с этим?
Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают.
А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия — это исторический охранный отряд Византии — из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру? Чему можно поучиться у гагаузов? Они обладают миролюбием! Я бы сказал даже — доверчивостью. Они легко сходятся с другими, они гостеприимны, и это помогло им сохраниться на протяжении тысячелетий, хотя это малочисленный народ.
Они шли по истории, сохранились до наших дней. Гагаузия — это где? Откуда произошло название Гагаузия? Не все представляют, где находится Гагаузия и частью чего она является. Какое место она занимает на карте Европы? Теперь это территория Республики Молдова. Они всегда там жили, но в одно время туда пришли монголо-татарские племена, в частности Ногайская орда. Но после того, как они ушли с этих территорий, к жившим там гагаузам еще присоединились гагаузы Турции, из района Северного Причерноморья, Болгарии. Но его результаты не означают же, что гагаузы ненавидят Европу?
Как они относятся к Европе? Но они хотят быть интегрированными и просятся в Евразийский союз.
Однако большинство ученых сходятся во мнении, что гагаузы являются тюркским народом, обладающим смешанным этническим происхождением. Согласно наиболее распространенной гипотезе, гагаузы сформировались в результате смешения нескольких этнических групп, включая тюрок, булгар, кавказцев и румын. Некоторые источники указывают на то, что гагаузы могли иметь миграционные связи с Кавказом и Средней Азией. Современные гагаузы являются многонациональным народом и сохранили свою уникальную культуру, язык и традиции, которые сформировались под влиянием различных культур и религий.
Внешность Гагаузы имеют типично тюркскую внешность, с преобладанием темнокожих и широколицых людей. Однако из-за смешения с другими этническими группами внешность гагаузов может отличаться в зависимости от региона и национального состава. Внешность гагаузов также может варьироваться в зависимости от культурных традиций и обычаев. Традиционно гагаузы изготавливали украшения из серебра, но в настоящее время многие гагаузы носят современную одежду и аксессуары. Гагаузы также известны своей гостеприимностью и традиционным образом жизни, который включает в себя выращивание овец и производство сыра. Большинство гагаузов живет в сельской местности и занимается сельским хозяйством, поэтому физические особенности гагаузов могут также быть связаны с их образом жизни и окружением.
Традиции У гагаузов есть своя уникальная культура, которая отражает их историю и традиции. Некоторые из наиболее известных гагаузских традиций включают: Гагаузская свадьба. Свадьба является одним из самых важных событий в жизни гагаузов. Обычно она проводится в течение нескольких дней и включает в себя множество ритуалов и традиций, таких как украшение невесты белым платком, танцы вокруг дерева жизни и горшка с вином, а также обмен подарками и угощения гостей. Гагаузская керамика. Гагаузы известны своими традиционными керамическими изделиями, которые они изготавливают вручную с использованием традиционных технологий.
Это может быть глиняная посуда, украшения, декоративные изделия и т. Гагаузская музыка. У гагаузов есть своя традиционная музыка, которая отражает их историю и культуру. Она включает в себя традиционные инструменты, такие как домра, баян, тар, а также специфические ритмы и мелодии. Гагаузская кухня. Гагаузская кухня включает в себя множество мясных блюд, таких как шашлык, жаркое, пироги, а также молочные продукты, например, сыры.
Кухня гагаузов также отличается использованием множества специй и трав. Гагаузские костюмы. Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции.
Гагаузы, кто они?
Гагаузский язык обладает своей алфавитной системой, основанной на латинице. Однако современное образование в гагаузских школах проводится на русском языке, хотя государственной политикой Молдавии признается и защищается мультиязычие и многообразие культурных традиций этносов. Гагаузы гордятся своей лингвистической и культурной идентичностью и стараются сохранить и развивать свою родную речь, как одну из важнейших составляющих своего этнического наследия. Гагаузы: их культурное наследие и традиции Гагаузы, народ, живущий в Молдове и некоторых соседних странах, обладают богатым культурным наследием и глубокими традициями. Они имеют свою уникальную историю и язык, которые отличают их от окружающих народов. Одним из важных аспектов культуры гагаузов является народная музыка и танцы. Гагаузы исполняют традиционные песни на своем родном языке, сопровождая их национальными инструментами, такими как домбра и аккордеон.
Они до сих пор живут здесь по берегу Черного моря, в Варне и к северу от нее, в Бальчике, Каварне, а также в восточной Болгарии, в округах Нового Базара, Провадии, Добрича, наконец, в румынской Добрудже, в селении Бейдаут. Кроме того сургучи, живущие к юго-востоку от Адрианополя, в окрестностях Хавсы, числом около 7000 душ, есть по языку и нравам те же гагаузы их. Наконец, есть сведения, что гагаузы турки-христиане живут в Македонии, в округе города Серее Сер.
Говорят гагаузы, по исследованиям Мошкова, на том же языке, что и гаджялы, т. Jirecek 1891 полагает, что гагаузы — это половцы или куманы. Напротив, Мошков Этн.
Мошков высказывает предположение, что гагаузы — это торки или узы, турецкое племя, весьма близкое к половцам и известное нашим летописям под названием черных клобуков. В IX веке они жили к востоку от Яика, который отделял их от печенегов. В XI веке торки двинулись на запад, и 1064 год застает их уже на Дунае и за Дунаем, в пределах Византии.
Радлов считает, что имя гагауз есть испорченное гаг-огуз. Огузы или узы это название одного из турецких племен. Когда гагаузы приняли православие, неизвестно, но можно думать, что еще в XI или XII веке, и именно от русских; дело в том, что черные клобуки, после разгрома их Владимиром Мономахом, были в 1080 г.
Роси, в нынешней Киевской губ. Погребения торков найдены В. Городцов , в южной Бессарабии, в Изюмском уезде Харьковской губ.
Роси в Киевской губ. Так как у меня не получается встроить видеофайл, то посмотреть фильм можно по ссылке: Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. И в наше время на референдуме проголосовал против интеграции в Евросоюз.
О том, откуда такая стойкость, о духовных корнях гагаузского народа, о его истории и традициях, о его выборе мы беседуем со священником из Гагаузии протоиереем Димитрием Киорогло. Доверчивые — Отец Димитрий, добрый день! Какую роль играет Церковь в Молдавии и Гагаузии?
Митрополия объединяет все народы нашей Республики Молдова. Да и палитра многонациональная, но православная вера у нас доминирует. Из больших это, прежде всего, молдавский народ, украинский народ, гагаузско-болгарский, русский народ русские даже больше, чем гагаузы и болгары, представлены.
Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки… — Гагаузы — это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему? И как отразилась такая верность Православию на этом народе?
Приняв крещение, он изменился — Крещение его изменило! И такое восприятие веры способствовало сохранению этой однажды принятой веры на тысячу лет. Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке — тюркском.
Это балканский диалект турецкого языка. Что это за люди? Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов — Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем.
Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда бо льшая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы.
Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше.
Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии.
То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз.
Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают. А насколько гагаузы доверяют Церкви?
Любые унионистские начинания означают немедленный запуск процедуры отделения Гагаузии и возвращения к независимой Гагаузской республике». Что касается легитимности политики Гуцул, то она опирается на результаты референдума, который был проведен в автономии еще десять лет назад, напоминает в интервью радио Sputnik политолог Семен Уралов.
Таким образом, мы имеем дело с долгосрочной политикой Комрата по отношению к действиям Кишинева», — сказал он. По его мнению, в этой стране местные власти традиционно обладают огромными возможностями. Фактически государство раздроблено на вотчины и находится в состоянии сильнейшей зависимости от внешних игроков. Государственные власти регулярно пытаются урезать полномочия автономии, но Комрат действует жестко и результативно.
Политику Гуцул активно поддерживает местное население», — уточняет эксперт. Это принципиальная позиция, которая не менялась на протяжении десяти лет. При этом Гагаузии есть на кого опереться. Комрат поддерживает не только Россия, но и Турция», — считает собеседник.
Кроме того, важно наращивать социокультурные проекты.
Но с каждым разом меня все больше тянуло обратно в Россию. Главной причиной моего переезда стало то, что Липки окружены богатыми лесами. Я очень быстро здесь освоился.
Стал ходить в лес по грибы, рыбачить, после как оформил все разрешительные документы, я еще и на охоту стал ходить», — рассказывает Григорий Николаевич. Липки — деревня на берегу реки Хмара в Починковском районе Смоленской области России. Входит в состав Даньковского сельского поселения. Население — около 200 человек.
Пообщавшись с Григорием, понимаешь, что человек настолько близкий к природе, понимающий и чувствующий ее, не мог не полюбить деревню Липки Смоленской области, где и оказался волею судьбы. Деревня окружена лесами, здесь от дыхания полной грудью с непривычки у человека кружится голова. Речка Хмара, которая протекает вдоль деревни, производит особое впечатление своей кристальной чистотой. Как ни подбирай эпитеты и метафоры, красоту этих мест сложно описать.
Гагаузия — это Буджакская степь, там такой природы нет. Ходить по грибы, на охоту и рыбалку стало моим хобби. Я ни разу не пожалел о своем решении остаться жить в Липках», — говорит Григорий. Буджакская степь В далеком 1988-м, Григорию Тащи предложили работу в колхозе «Верный путь», сначала он был помощником комбайнера, а после, в 1991-м, сам сел за руль комбайна.
В советское время людей не делили по национальности, нас уважали за трудолюбие и исполнительность. Зарплата комбайнера была 350-500 рублей в месяц. Конечно, я мог и в Казаклии работать комбайнером и получать достойную зарплату по советским меркам. Да и семья моя всегда была обеспечена всем необходимым, отец в разные годы работал кассиром-счетоводом, затем возглавлял налоговую службу в селе.
Я не убегал из Гагаузии по каким-либо экономическим причинам, как это делает сегодняшняя молодежь. Я просто сделал выбор в пользу российской глубинки», — рассказывает Григорий. Супруги Тащи Лидия, супруга Григория тоже родом из Казаклии , училась в Шанталовском сельскохозяйственном техникуме, что в 20 километрах от Липок. Тогда, в 90-х годах, их было 25 студентов-гагаузов.
После окончания учебы Лидия по распределению тоже попала в колхоз «Верный путь», чему Григорий был очень рад. Будучи дома, в Гагаузии, он делал все, чтобы добиться расположения Лидии. В 1992 году они едут в родное село Казаклия, где Григорий по всем гагаузским обычаям просит руки Лидии у ее родителей. Дом Григория и Лидии Тащи Сегодня Григорий и Лидия живут в доме, который в 1992 году им выделил колхоз, а на приусадебном участке в 30 соток всегда богатый урожай.
Григорий вместе с другом, тоже гагаузом Петром Данчем кстати, он тоже казаклиец , обрабатывают 280 гектаров земли. Выращивание многолетней кормовой травы и зерновых позволяет Григорию успешно заниматься фермерством. В 2015 году жители четырех деревень — Даньково, Хицовка, Зимницы и Липки — оказали Григорию Тащи высокое доверие, избрав его депутатом Даньковского поселения. Так у Григория прибавились еще и депутатские обязанности.
Однако, как оказалось, работа сельского депутата намного шире: расчистить заросшие обочины проселочной дороги, убрать занесенные снегом дороги зимой. Спасает слаженная работа с администрацией Даньковского поселения. Совместными усилиями в деревне была отремонтирована криница, установлена автобусная остановка», — рассказывает Григорий Тащи. Фамилия Григория Николаевича Тащи в переводе с гагаузского означает «каменщик».
Перевод никак не соотносится с видом его деятельности. Зато характер и сила духа тверды как камень. А вот сама фамилия Тащи для русского человека звучит прямо и буквально: «тащить». И он, Григорий Николаевич, тащит на себе все: домашний быт и хозяйство, проблемы и нужды деревни.
И с этим наш герой неплохо справляется! Главная улица деревни Липки Население деревни — около 200 человек. Из них 46 человек — гагаузы, подавляющее большинство из которых — казаклийцы. Еще три гагаузские семьи купили дома в этой деревне, но пока живут в Москве.
Если пройтись по российской деревне, легко можно определить, в каких домах живут гагаузы. В их дворах и на их участках растут нехарактерные для этого региона кусты и деревья.
Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке
Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья. Гагаузы — это народ, который обитает в определенных районах Молдовы, Украины, Болгарии, Казахстана и России. Гагаузы – тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Большую часть его населения составляют гагаузы — тюркоязычный народ, потомки переселенцев с Балканского полуострова. Гагаузы — это народ, который обитает в определенных районах Молдовы, Украины, Болгарии, Казахстана и России. Гагаузы относятся к алтайской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков.
Гагаузы, кто они?
уникальный 200-тысячный тюркский народ, живущий в Молдавии и на юге Украины. Гагауз Ери в северной части центрального Буджака, численность которых составляет около 162 тыс. Республика Гагаузия трансформировалась в Автономное образование Гагаузия — Гагауз Ери.
Гагаузскую автономию пытаются отменить
Кстати, если в Гагаузии каждый второй молодой человек пытается увильнуть от службы, то российские гагаузы, как оказалось, «не косят» от армии. За последние три года уже отслужили трое ребят-гагаузов из деревни Липки, еще двое, Петр и его друг Иван, достигли призывного возраста и уже гадают, в какие войска будут призваны. Николай и Светлана считают, что в России у их детей будет хорошее и перспективное будущее, ради этого они и переехали сюда жить. По данным последней переписи населения 2010 г. И большинство из них — 9 732 — предпочитают жить в городах — 9 732, в сельской местности же проживают 3 958 человек. Анна Узун Семья Узун — это еще одна семья гагаузов, переехавших в российскую глубинку, в деревню Липки, из Казаклии.
Анатолий и Анна понимали, что из-за отсутствия достойно оплачиваемой работы на родине Анатолию придется регулярно ездить на заработки в Россию. Но и в Гагаузии своего будущего не видели. Колхоз в Казаклии развалили на мелкие крестьянские хозяйства, все предприятия, которые в советское время считались передовыми и приносили стабильный доход, перестали функционировать. Работы практически не было, а если и находилась, то зарплату платили раз в несколько месяцев. Мы решили переехать в Россию.
Толя уже бывал в Липках неоднократно, здесь жили его родственники — семья Марии и Николая Кавалжи. Они были первыми гагаузами, переехавшими в деревню Липки в 1983 году. Мы понимали, что будем тут не одни», — рассказывает Анна Узун. Анна и Анатолий воспитывают двоих детей, сына Диму 12 лет и дочь Кристину 7 лет. Получив материнский капитал и оформив ипотечный кредит, семья купила квартиру в Смоленске.
Но менять деревенскую жизнь на городскую не собирается. Квартиру в Смоленске пока сдаем. Переезжать туда совсем не хочется. Нам лучше быть поближе к природе, иметь свое хозяйство, огород. В общем, есть чем заняться.
Когда дети вырастут, возможно, переедут в город. А мы точно нет», - говорит Анна. Детство Димы и Кристины проходит в живописной русской деревне с гагаузским колоритом. Войдя в дом семьи Узун, сразу бросаются в глаза домотканые ковры, привезенные из Казаклии, что создает особый уют. В семье между собой чаще говорят на гагаузском.
Дима свободно владеет гагаузским, Кристина все понимает, но очень мало говорит. Мы считаем, что они должны знать свои корни и традиции. К примеру, на Новый год дети ходят колядовать. Зайдя во двор к русским, они поют колядки на русском языке, а у гагаузов на гагаузском», — рассказывает Анна. Но больше всего «гагаузского», конечно же, на кухне.
В Липках в каждом доме, где живут гагаузы, всегда угостят чем-нибудь из национальной кухни: «гёзлемя», «катлама» и «кыырма», «суанны», «саарма», гагаузские соленья — «туршу». Гагаузская кухня. Российские гагаузы не потеряли своей национальной идентичности и самобытности. Здесь хранят культурные ценности и традиции гагаузов. Здесь говорят на чистом гагаузском.
Их этому не учили. Они ощущают в этом потребность. Гагаузские обычаи и традиции за годы жизни бок о бок с гагаузами изучили и коренные жители деревни Липки. Ну а если гагауз ходит небритый — это означает, он потерял кого-то из родных и несколько недель ни с кем не будет здороваться за руку», — рассказывает Николай Романенко. Семьи Романенко и Тащи дружат более 20 лет.
Людмила Романенко признается, что дружить с людьми другой национальности интересней. Все без исключения праздники гагаузы и русские отмечают вместе, соблюдая и совмещая традиции обоих народов, ну а если душа просится в пляс, то гагаузы с русскими одинаково хорошо танцуют и «кадынжу» с «кираца авасы», и «калинку» с «русской пляской». Местные жители говорят, что с гагаузами не только хорошо отдыхать, но и дела серьезные совершать можно. Мария Корсакова живет по соседству с тремя гагаузскими семьями.
Лет 10 назад на западе придумали «хайли-лайкли», чтобы оправдывать незаконные односторонние действия и ограничения, теперь у всех на устах новая универсальная фишка — можно точно также безнаказанно нести любую «пургу» и, что самое страшное, развязывать политический террор. Но почему именно Молдова? Да всё очень просто. То, что они считают нас своей провинцией , давно известно.
Одни говорят, что они потомки древних буллах, которые переселились на Балканы еще в 7 веке, другие же утверждают, что гагаузы предки кочевых тюрок-огузов. Кстати, есть еще одна версия, которая заключается в том, что гагаузы — это отуреченный во время Османской империи народ болгар, которые сохранили христианство. Правда, в этой версии есть много нестыковок, поэтому большинство историков ее даже не рассматривает. Численность гагаузов сегодня составляет порядка 155 тысяч человек.
Jirecek 1891 полагает, что гагаузы — это половцы или куманы. Напротив, Мошков Этн. Мошков высказывает предположение, что гагаузы — это торки или узы, турецкое племя, весьма близкое к половцам и известное нашим летописям под названием черных клобуков. В IX веке они жили к востоку от Яика, который отделял их от печенегов. В XI веке торки двинулись на запад, и 1064 год застает их уже на Дунае и за Дунаем, в пределах Византии. Радлов считает, что имя гагауз есть испорченное гаг-огуз. Огузы или узы это название одного из турецких племен. Когда гагаузы приняли православие, неизвестно, но можно думать, что еще в XI или XII веке, и именно от русских; дело в том, что черные клобуки, после разгрома их Владимиром Мономахом, были в 1080 г. Роси, в нынешней Киевской губ. Погребения торков найдены В. Городцов , в южной Бессарабии, в Изюмском уезде Харьковской губ. Роси в Киевской губ. Так как у меня не получается встроить видеофайл, то посмотреть фильм можно по ссылке: Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. И в наше время на референдуме проголосовал против интеграции в Евросоюз. О том, откуда такая стойкость, о духовных корнях гагаузского народа, о его истории и традициях, о его выборе мы беседуем со священником из Гагаузии протоиереем Димитрием Киорогло. Доверчивые — Отец Димитрий, добрый день! Какую роль играет Церковь в Молдавии и Гагаузии? Митрополия объединяет все народы нашей Республики Молдова. Да и палитра многонациональная, но православная вера у нас доминирует. Из больших это, прежде всего, молдавский народ, украинский народ, гагаузско-болгарский, русский народ русские даже больше, чем гагаузы и болгары, представлены. Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки… — Гагаузы — это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему? И как отразилась такая верность Православию на этом народе? Приняв крещение, он изменился — Крещение его изменило! И такое восприятие веры способствовало сохранению этой однажды принятой веры на тысячу лет. Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке — тюркском. Это балканский диалект турецкого языка. Что это за люди? Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов — Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем. Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда бо льшая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы. Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают. А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия — это исторический охранный отряд Византии — из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру?
Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России
Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул. Гагаузия — автономная территория, которая расположена в границах современной Молдовы, а гагаузы — малочисленный тюркоязычный этнос, который проживает в Причерноморье. В Гагаузии 2 октября состоится съезд депутатов всех уровней, который обратится к России и Турции с просьбой защитить автономию от Румынии, которая, по сведениям гагаузов, может оккупировать. И только мы Гагаузы не правильные в глазах у Санду.
Гагаузы: их язык и кто они такие
- Музеи ЭТНОМИРа
- Жители Гагаузии смогут использовать платёжную систему МИР
- Гагаузы, кто они? (Валерий Кириогло 2) / Проза.ру
- Гагаузия ждёт русскую армию в Одессе, чтобы уйти из Молдавии
Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами
Мы хотим дальше дружить с Российской Федерацией, дружить с другими странами. Мы не хотим никаких конфликтов", - заявила она. Но когда другие говорят, что мы восстановим дружеские отношения с Россией, пока они говорят о будущем, мы уже это делаем", - добавила Гуцул. Среди первоочередных ее планов - открытие представительства региона в Москве, разблокирование экспорта сельскохозяйственной продукции в Россию запрет был введен в 2022 году из-за нарушения карантинных требований. Кроме того, партия "Шор" ведет переговоры с российскими университетами, чтобы открыть в Гагаузии вуз, по окончании которого выпускники получали бы и местный, и российский дипломы. Примечательно, что второй кандидат - Григорий Узун - тоже выступал за активное сотрудничество с Россией, такое отношение к РФ характерно для автономии, потому правящая в Молдавии прозападная партия "Действие и солидарность" и вовсе не стала выставлять своего кандидата.
Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи.
В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами. После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские. Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?!
Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос. К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением.
По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось. Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли.
В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии.
Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре.
В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного». Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии. Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки". В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество".
Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся. Один наездник видимо богат, Но уважение к нему не из-за денег, Коль дружен с кем-то - дружбе он гарант, Как лодке перед бурей родной берег. И тают, словно воск сердца девиц, Когда встречают его пылкий взгляд; Готов взлететь, не ведая границ, Его рысак - арабский Комур - ат. Удар, ещё удар по меди, Отпущены поводья, кони вскачь, Как будто не бегут, летят к победе, К решенью седоками их задач. Но Комур - ат сегодня всех быстрее, Хозяину его сам чёрт, как брат. Вот лента финиша коснулась его шеи.
Так пусть же будет город здесь Комрат В честь этого коня, что быстр как ветер, Красив собой - Господь шедевр создал: Во лбу луна и будто майский вечер Цветенье яблони по телу разбросал. Построим храм, чтоб город жил здесь вечно, Чтоб прихожанин мир мог обрести, А что над входом голова Предтечи, Так Иоанн у Бога был в чести. Что голова отделена от тела, То символ гагаузов носит храм: Ведь гагаузов отделила вера От мира тюркского, несущего Ислам. Случаи перехода в ислам среди них не известны, не наблюдалось. Это подтверждено примером катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами.
Предки Гагаузов — скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. До XX века практически не было книг на родном языке. Они пользовались алфавитом и книгами тех народов, на территории которых жили. В 1904 году, Протоиерей Михаил Чакир ходатайствовал перед архиепископом Владимиром, о разрешении Синода печатать на гагаузском языке религиозную литературу и выпускать газету. Разрешение было получено.
С 1907 года верующие читали Слово Божье на родном языке. Деятельность Михаила Чакира современники сравнивали с культурным подвигом Кирилла и Мефодия. Он заботился и о том, чтобы церковные службы для жителей гагаузской национальности, велись на гагаузском языке. Первым из гагаузов, кто осознал важность издания и распространения литературы на гагаузском языке, был гагаузский священник Михаил Чакир. Комратское восстание — Комратская Республика Отправной точкой революции стал день 9 января 1905 г. Участником восстания на броненосце «Потемкин» был уроженец Комрата, матрос Д.
События первой русской революции вызывали живой интерес у жителей Комрата. Они горячо обсуждали животрепещущие вопросы о земле и свободе людей труда. В Буджаке эхо русско-японской войны и революционного движения в центральных районах царской России отозвалось Комратским восстанием январь 1906 г. Главными требованиями восставших были: «Не допустим больше призыва наших мужчин в царскую армию! Выдержка из постановления крестьян гагаузского села Дмитровка Украина , принятого на сходе, гласит: «передать всю землю в распоряжение всего народа бесплатно». Восставшая Гагаузия требовала также выборности всех администраторов и чиновников, уравнения всех граждан перед законом, отмены смертной казни, созыва Учреди-тельного собрания и т.
Сохранившиеся архивные материалы свидетельствуют, что наибольшим доверием крестьян пользовался уроженец Комрата, студент Харьковского технологического института Андрей Галацан. Его зажигательные речи находили отклик в душах крестьян, измученных беспросветной нуждой. В связи с накалившейся обстановкой в Комрате власти решили арестовать в ночь на 8 января главного «возмутителя спокойствия» А. Конные стражники ворвались к нему в дом и тайно увезли его из села. Однако произошедшее событие вызвало обратную реакцию: оно ускорило восстание. Они разоружили и арестовали всех представителей власти и освободили Андрея Галацана.
После чего был избран волостной комитет, в состав которого вошли А. Галацан, П. Георгиев, А. Митиогло, П. Николаев и другие активные члены движения. Новый орган принял решение о конфискации помещичьих земель и раздаче их крестьянам, уничтожил долговые расписки, вынес решение об отмене всех налогов.
Комитет принял решение о прекращении мобилизации людей в царскую армию. Был создан рабочий орган по охране края, состоявший целиком из деревенской бедноты. Так началось Комратское восстание крестьян 5-10 января 1006 г. О событиях, происходящих в Буджаке, стало известно в других регионах Российской империи.
В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии.
Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно. XX век: Январь 1906 г. Большая часть гагаузов находилось на её территории 1941—1944 гг. Территория Бессарабии входила в состав Румынии. Меньшая часть гагаузов до сих пор проживает на территории современной Болгарии в районе Южной Добруджи, но молодое поколение разговаривает преимущественно на болгарском языке.
После поражения Османской империи в войне с Россией 1877—1878 годов Болгария получила право административной автономии в составе Османской империи. Статистика населения гагаузов в г. Варна и её окрестностях до 1878 года: В 1871 г. В 1876 г.
У нас официальный язык уже год как — румынский. По сути, сейчас речь идёт о том, чтобы узаконить интервенцию в Молдову, как в свою провинцию в свете предстоящих октябрьских президентских выборов. Это — беспорядки, недовольство оппозиции, «гибридная угроза» и в конечном итоге защита румынских граждан. И — да, да!