Традиционно на иконах Благовещения изображают две фигуры — Архангела Гавриила, обращающегося с благой вестью к стоящей или сидящей Деве Марии. Благовещение Пресвятой Богородицы — это древний христианский праздник, который отмечается в память о возвещении архангела Гавриила Деве Марии о рождении Сына Божьего. Сотрудники музея-заповедника "Александровская слобода" показали редкие иконы, посвященные празднику Благовещения.
Что можно и что нельзя делать в Благовещение Пресвятой Богородицы?
Икона «Благовещение»: возвращение в Гатчинский дворец | Государственный музей-заповедник "Гатчина" | В день праздника икону Благовещение из Троицкой духовной миссии в Иерусалиме привозят к источнику, из которого брала воду Сама Пресвятая Богородица. |
Устюжское Благовещение | благословляющий ее. |
Благовещение: иконы и картины | Примеры: все то же Устюжское Благовещение; прорись с иконы XVII века из коллекции Постникова. |
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы: описание, особенности
В пользу данной датировки выступает: отсутствие позема условного обозначения земли ; сходство позы архангела Гавриила с фресковым изображением середины XII века в Мирожском монастыре Пскова. Следует отметить, что знаток древнерусской живописи митрополит Макарий Булгаков датировал написание иконы XI веком, связывая её появление со временем основания Юрьева монастыря а не Георгиевского собора как В. Существует версия, что икона была написана в качестве храмового образа для Благовещенской церкви на Городище в Новгороде постройка завершена в 1112 году. Однако, по мнению Г. Колпаковой, при этом икону никак нельзя датировать 1110-ми годами, по времени создания она относит её к периоду, определённому академиком В. Характеристика иконы Икона написана на липовой доске с тремя поперечными и двумя накрест лежащими набивными шпонками. В качестве краски использована яичная темпера. Оригинальный размер доски составляет 229 на 144 см. Позже она была надставлена со всех сторон сосновыми досками, которые увеличили её размер до 238 на 168 см.
В XVI веке была произведена реставрация иконы, на фоне этого времени сохранились следы надписи киноварью. В XVII веке икона также была реставрирована, подновления этого периода оставлены на несохранившихся местах оригинальной живописи. Академик В. Лазарев характеризует технику исполнения иконы следующим образом: В монументальных фигурах архангела Гавриила и Марии чувствуется основательное знание автором иконы современных ему образцов византийской живописи. Хотя фигуры несколько грузны, чем они отличаются от изображений на чисто греческих иконах, им свойственна строгая пропорциональность. Моделировка лиц отличается особой мягкостью. Колорит «Устюжского Благовещения» отличается в целом известной сумрачностью, что вообще типично для икон домонгольского времени. Благодаря этому списку возможно получить представление об изначальном виде иконы.
На списке нимбы и поля окрашены в розовый цвет, что позволяет предположить что изначально Устюжское Благовещение также имело эту особенность. Это подтверждается также тем, что цветные нимбы были характерны для новгородских икон данного периода, они присутствуют например на иконе великомученика Георгия из иконостаса Георгиевского собора Юрьева монастыря Новгород, XII век ; для Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, XVI век имеет многочисленные клейма на сюжеты земной жизни Богородицы и увеличенное изображение Ветхого Деньми, помещена второй иконой местного ряда иконостаса, слева от Царских врат ; для Благовещенского собора Московского Кремля, XVII век уменьшенный размер, клейма акафиста Богородице ; для Смоленского собора Новодевичьего монастыря; для Соловецкого монастыря, конец XVI — начало XVII века имеет фоновое изображение зданий, велум, позем в котором виднеется пещера с вертепом, указывающих место Рождения Христа; была храмовым образом церкви Благовещения над Святыми воротами, в настоящее время в музее-заповеднике «Коломенское». Иконография Сцена Благовещения на иконе представлена в редчайшем иконографическом изводе — со входящим в лоно Богоматери младенцем Иисусом. Использованы также апокрифические детали — красная пряжа в руках Девы Марии. В верхней части иконы изображён Ветхий Денми, восседающий на херувимах и восславляемый серафимами. Появление данного иконографического типа академик В.
Изначально сцена Благовещения располагалась в храме на западных фасах алтарных столбах — например, как в киевском соборе Святой Софии северо-восточный и юго-восточный столбы. Впрочем, иногда она занимала и другие места — на триумфальной арке, на стенах и своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части. Здесь, кстати, уместно провести параллели с изображениями древних миниатюр, когда обе фигуры ставились по обе стороны текста. При изображении Благовещения сформировалось несколько базовых изводов: I. На колодце Благовещение у источника или кладезя.
Полезные материалы Однако, как считает Н. Покровский, тема Благовещения, как и вообще почитания Богородицы, тогда имела для верующих меньшее значение, чем Сам Христос, Его учение, так что событие Благовещения появляется нечасто. Распространенным сюжет становится с IV века, когда, с распространением ересей, начинаются также споры о почитании Богородицы например, еретик Несторий, считавший Христа простым человеком, восставал против наименования «Богородица». Видимо, споры вокруг несторианства способствовали усилению почитания Божией Матери. Очевидно, именно в IV в. Первая половина XVI века. Порядок прочтения боковых клейм нетрадиционен справа налево. Иконография Благовещения не всегда соответствует каноническому рассказу апостола Луки. Тогда среди христиан, наряду с Евангелиями, которые позже не ранее конца IV в. Однако, сюжеты этих апокрифов остались в древней иконографии. Согласно этим преданиям, первая встреча Марии и Архангела Гавриила произошла у источника или колодца. Поэтому на многих древних иконах событие изображается именно так.
Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года. Несомненно одно: в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском или Остром конце города Вильны и именовалась Корсунской. В 1498 году в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню снаружи и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом к входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской брама — ворота. Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, — кармелитов, захвативших и часовню, и икону в свои руки. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, то есть внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы: описание, особенности
Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения. Икона «Благовещение». Кирилло-Белозерский монастырь: экспозиции и выставки, экскурсии, фестивали, концерты, семинары и мероприятия. Вы можете купить билеты на сайте или. – Что изображения Благовещения на иконах и царских вратах помогают осмыслить верующим, пришедшим на богослужение?
Смысл икон: Благовещение Пресвятой Богородицы
Вот одна из них - это "Благовещение". Святыне - пять веков и увидеть ее можно было только над вратами в алтарь - самой сакральной части храма. Икона уникальна из-за темы, которую создал иконописец. Особое внимание - к сюжету вокруг Богоматери. Ирина Короткова, хранитель коллекций музея-заповедника "Александровская слобода" Изображение служанки достаточно редко случается на иконах подобной иконографии. И в этом - отличительная особенность музейного образа.
ГТГ празд. Прокопия Устюжского , почитаемый образ, созданный в нач. Новгороде в наст.
История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в. В Описи Успенского собора 1627 г. В течение XVII в. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Устюга от побиения «каменным градом».
Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона вмч.
Богоматерь изображена на престоле и с пряжей в руках, к ней обращается Гавриил. Служанка, ставшая свидетельницей чуда, сидит у ног Богородицы.
Раритетный образ написан в византийских традициях, принадлежит к провинциальным письмам средней Руси последней трети 16 века, — объяснили в пресс-службе музея. Рядом с этой иконой — другой образ Богоматери, на фоне архитектурных форм с полями, обложенными басмой с растительным орнаментом 16-17 века. Здесь, по словам музейщиков, прослеживаются традиции иллюстрирования Евангелия.
На заднем плане угадывается архитектура Иерусалимского храма. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник служанка сидит у ног Девы Марии. В отличие, скажем, от иконы из музея в Охриде, Богородица не отпрянула в испуге, а покорно склонила голову, полностью покоряясь воле Божией. Центральную композицию на ярославской иконе окружают 24 клейма, иллюстрирующие Акафист Богоматери. Икона, которая происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее. Архангел Гавриил протягивает руку к Богородице в благословляющем жесте.
На груди Богоматери изображен воплотившийся Христос. Вверху, в облаках — восседающий на престоле Ветхий Днями Дан. Во фреске Дионисия «Благовещение у кладезя» собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря 1502 — 1503 , Дева Мария стоит у колодца, откинувшись в благоговейном испуге от Ангела, летящего над Ней. Открытая книга лежит между стоящими фигурами Архангела Гавриила и Девы Марии в нарядной, полной различных деталей, иконе «Благовещение» Ивана Максимова 1670 год.
Икона Богородицы Благовещение Московская
Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы". Новейшая история Тиноса связана с чудотворной иконой Евангелистрии, то есть Благовещения. Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
(Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: "Не бойся, Мария! Новый рассказ о наших иконах посвящён редкой иконе «Благовещение» миниатюрного аристократичного письма первой трети XIX века. Молитвы перед иконой «Благовещение» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо. Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи.