– Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов. Петр I умер в феврале 1725 года, не дождавшись официального открытия Петербургской академии наук.
Решение о создании Российской Академии наук
Шафирова на Петербургской стороне в присутствии членов правительства, двора и духовенства состоялось первое торжественное академическое заседание. Выступившие на нем академики Я. Герман и Г. Бюльфингер отметили создание Академии наук в России как крупнейшее событие того времени. Ко времени открытия Академии в России не было достаточно подготовленных ученых, которые могли бы занять место академика, поэтому штат адъюнктов и первых академиков формировался, главным образом, из иностранцев. В числе первых академиков были такие выдающихся ученые, как знаменитый математик Даниил Бернулли и один из величайших математиков XVIII в. Леонард Эйлер. Однако вскоре ведущее место заняли ученые, воспитанные в самой Академии наук. Первым русским адъюнктом стал В.
Адодуров, первым профессором из уроженцев России — Г. Рихман, первыми русскими профессорами — М.
Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г.
Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «. Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией.
В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные.
Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с. Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г.
Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С.
В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией.
Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым.
Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых.
Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета.
Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе.
Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации.
Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами. Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств. Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции.
Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в. Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России. Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г. Работа «О сохранении и размножении российского народа» была напечатана в «Журнале древней и новой словесности» Ломоносов, 1819 , причем с весьма крупными цензурными изъятиями.
И спустя полвека цензоров продолжали пугать острота поставленных проблем, радикальность предлагаемых мер, а также критика ряда церковных правил, ограничивающих развитие народонаселения. Экономические идеи Ломоносова во многом диктовались заботой об укреплении государства. Он выступал за установление государственной опеки над отечественным промышленным производством и торговым предпринимательством, за введение покровительственных таможенных тарифов вплоть до запрета в отдельных случаях на ввоз товаров, которые могли производиться внутри страны. Тем самым великий ученый задолго предвосхитил политику экономического протекционизма для отечественного бизнеса, столь часто применяемую в мире в современных условиях.
Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной более ста лет назад академиком В. Вернадским, утверждавшим, что Ломоносов способствовал включению интеллектуального потенциала России в европейское культурное пространство. Он первым из российских ученых понял всю глубину преобразований, которыми ознаменовалась Петровская эпоха, и очень многое сделал для их осуществления в сфере науки и образования. В своей речи, произнесенной 8 ноября 1911 г.
Вернадский подчеркнул, что Ломоносов «силой своего гения при самом начале научной работы России поставил ее в равное положение с ранее вступившими в научную работу нациями» Вернадский, 1995, с. Не только экономику, но и всю мировую науку продвинул далеко вперед еще один выдающийся российский ученый — Дмитрий Иванович Менделеев, судьба которого также тесно связана с Санкт-Петербургским университетом. Его работа более четверти века 1865-1890 в Университете хорошо известна. Работая в сфере метрологии, мне довелось досконально изучить биографию Д.
Савин, Википедия». Эмблема Российской академии наук. Здание Кунсткамеры. Автор: «Кsider, Википедия» Документ этот так и не был утвержден в связи с кончиной императора в 1725 году, но продолжал выполнять функции Академического устава до 1747 года. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Гравюра С. Блюментрост возглавлял Академию до 1733 года. Сергей Семенович Уваров.
Именно с этим периодом его деятельности и связано появление «Писем шведского патриота другу в Голландию». Считается, что именно И. Корф представил правительству России проект создания союза северных государств Европы в противовес объединению католических государств на европейском юге. Эту идею, получившую название «Северного аккорда», отстаивал потом Н. До конца жизни И. Корф прожил в Дании, где и скончался в 1766 г. Именем реально существовавшего лондонского издателя Ж. Нурса в те годы часто пользовались голландские типографы для нелегального выпуска заказных, политических изданий. К этому времени отношения России и Швеции крайне осложнились. В Швеции шла внутренняя борьба двух партий: сторонников сближения с Францией и сторонников налаживания отношений с Россией. Еще в 1746 г. В Швеции ему инкриминировались вмешательство во внутренние дела, разжигание неприязни между различными группами шведского общества, например, заигрывание с крестьянскими и купеческими депутатами в шведском парламенте, а также действия, направленные против влиятельного шведского сенатора графа К. Не будем комментировать эти обвинения, а заметим только, что в действительности влияние русского посланника в Стокгольме в эти годы было очень значительным и играло важную роль в сохранении стабильности на Севере Европы. Швеция, связанная тесными контактами с Францией и Турцией, могла при определенном стечении обстоятельств вновь начать прямое военно-политическое давление на Россию, особенно учитывая географическую близость к Швеции новой столицы Российской империи. Голландец Иван Абраблев Опубликованный в Гааге памфлет «Письмо шведского патриота другу в Голландию» состоял из подлинных документов русской Коллегии иностранных дел, двух писем шведского короля Фридриха к Елизавете Петровне и ее ответов, меморандумов и нот шведского посланника в России де Барка, меморандума А. Бестужева-Рюмина, переданного от имени России шведскому посланнику, ноты шведского короля от 30 декабря 1748 г. Бестужевым-Рюминым и С. Воронцовым, а также один документ русского посла в Швеции барона И. Всей публикации была предпослана вводная часть, написанная, очевидно, Руссе де Мисси, в которой от имени «шведского патриота» была дана доброжелательная оценка русской политики в Швеции. Елизавета Петровна называлась в этой политической публикации не иначе как «великая повелительница», «истинная благодетельница» и «истинная освободительница». О шведском же короле говорилось, что тот «вверил свои чувства недобросовестным советчикам, которые нашли способ злоупотребить ими». Вскоре появилось и «Второе письмо шведского патриота другу в Голландию», также снабженное абсолютно достоверными дипломатическими документами: оригинальными письмами императрицы, ответами шведских послов и заявлениями русских дипломатов. Заканчивалась публикация документов «Нотой камергера Панина», как бы ставившей точку в деле: в связи с тем что шведский посол в оскорбительной форме отказался принять подарок императрицы при прощальной аудиенции, русским дипломатам предписывалось впредь не брать аналогичных подарков от шведского короля. По существу, это было знаком крайнего кризиса русско-шведских дипломатических отношений. Вместе с тем повторим, в лучших традициях отечественной дипломатии, все публиковавшиеся документы «Писем шведского патриота» подтверждали миролюбие, благородство замыслов и чистосердечие российской императрицы. Отдельно в памфлете и в публикации документов подчеркивалась дипломатическая безупречность полномочного посла императрицы в Швеции барона И. Издания «Писем шведского патриота другу в Голландию» были хорошо напечатаны в Гааге, украшены заглавными буквами и виньетками. Цена, которая была заплачена через Академию Пьеру Госсу младшему за его работу, — титул почетного книгопродавца Академии наук, а также прощение долгов и оказание другой финансовой поддержки. Руссе де Мисси был отмечен более подчеркнуто — в августе 1748 г. Кроме того, чин «Советника канцелярии в ранге полковника» давал подданному российской императрицы дворянство и даже право на владение крепостными крестьянами. Но в биографии Руссета де Мисси появилась и еще одна особенность: он получил русский дипломатический и агентурный псевдоним — Иван Абраблев.
1725 открытие академии наук
Так появился первый президент Академии наук и художеств, который возглавлял ее следующие восемь лет — с 1725 по 1733 г. 1725. Открытие Академии наук в Санкт Петербурге. Лейб-медик Л. Блюментрост в соответствии с императорским распоряжением разработал и оформил проект-положение об академии и университете. Следующий важный шаг в процессе создания академии — указ императрицы Екатерины I от 20 ноября 1725 года «О заведении Академии наук». Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня? Академии наук с 1725 по 1803 года: Т. 1-4 1744-1770. Академия наук (Петербург). Конф. Скачать marc21 -запись Поделиться Добавить в мою библиотеку.
Академия наук в России в 18 в.
Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается.
В течение трех лет ведя активную научную и преподавательскую деятельность, выступая перед профессорами Академии с трактатами по химии, физике и другим предметам, Ломоносов завоевал авторитет исследователя и аналитика. И 25 июля 1745 г. У историков нет единого мнения о том, кого из сотрудников Академии того времени можно считать действительными членами Академии наук и художеств. Одни исследователи полагают, что академиками были все: профессора, адъюнкты и даже юристы. Другие убеждены, что академиками являлись только профессора. Если исходить из первой точки зрения, в число академиков попадают Василий Евдокимович Ададуров, который с 1733 г. Согласно второй точке зрения, академиками считаются М.
Ломоносов профессор химии и В. Тредиаковский, которому также 25 июля 1745 г. Вместе с М. Ломоносовым и В. Тредиаковским в этот же период звания адьюнкта натуральной истории и ботаники удостоился ботаник, географ и путешественник С. Это был знаменательный прорыв: впервые за всю историю существования Петербургской академии наук в ее состав вошли сразу трое российских ученых. Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г. Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «.
Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией. В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с.
Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий.
Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых.
Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы.
И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами. Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств. Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции. Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в. Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России.
Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г.
В центре три подростка подают ангелу цветы. Справа на земле лежат глобус, горшок с цветами, книга.
Справа над обрезом инициалы I. Почему же медаль в память 50-летнего юбилея датирована 1776 годом? Как мы знаем, Императорская Санкт-Петербургская Академия наук — в ысшее научное учреждение Российской Империи — была основана по проекту Петра I, утвержденному Сенатом 28 января 8 февраля 1724 года, однако до начала реальной работы Академии было еще далеко.
Официальным днем открытия считается 29 декабря 1725 г. В императорское время Академия праздновала юбилеи т рижды — 50-летний юбилей 29 декабря 1776 года, 100-летний юбилей — тоже «в 101-ю годовщину», 29 декабря 1825 года однако тут перенос понятен — 19 ноября 1725 года в Таганроге скончался император Александр I, потом восстание декабристов — тут не до празднований, а в 1875 году Академия отметила 150 -летний юбилей.
Румовский, П. Иноходцев, химик Я. Захаров, минералог В. С самого начала перед Академией ставились не только теоретические, но и практические цели — разработка и распространение полезных практических знаний. В то же время Петербургская Академия наук в отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-исследовательским, но и учебным заведением. При ней состояли университет и гимназия. Собственно Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Петр придавал огромное значение.
В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики. Император считался верховным руководителем Академии, но ей предоставлялось право выбора себе пожизненного или сменявшегося через год или полгода президента.
Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
И мы продолжаем рассказывать об Ак адемии, используя самые разные исторические источники. Сегодня порталы Indicator. Ru, Inscience. News и «Живая история науки» открывают, наверное, самый необычный проект, посвященный истории РА Н.
Помимо научных интересов и административных забот, у ученого есть хобби — уже многие годы он коллекционирует медали, так или иначе связанные с историей Ак адемии наук. Вл адимир Константинович л юбезно позволил нам рассказать об этой замечательной коллекции — а параллельно осветить несколько примечательных эпизодов из истории Ак адемии. Итак, экспонат первый.
В 1717 году государь выкупил это собрание. Впоследствии оно стало частью первого российского государственного публичного музея, основанного в 1714 году. В настоящее время это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера Российской академии наук. Подробнее об истории этого интересного учреждения можно узнать из материалов отдельной цифровой коллекции Президентской библиотеки. В том же 1714 году начала свою работу первая в России общедоступная библиотека, ныне — Библиотека Академии наук. В ходе путешествия с Великим посольством будущий император свел знакомство не только с Рюйшем, но и с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом, - утверждал Лейбниц.
Историки считают, что именно в беседах с этим мыслителем у Петра I сформировалась идея создания Академии наук в Петербурге. Важную роль в разработке организационных принципов РАН сыграло посещение царем в 1717 году Франции. Там он побывал во многих научных и образовательных учреждениях. В том числе, в парижской Академии наук, где самодержцу продемонстрировали новейшие достижения французской науки и техники: модели подъемных машин, химические опыты и рисунки для книг по истории искусств. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов. Первым президентом учреждения стал Лаврентий Блюментрост. Его отец был уроженцем Саксонии, известным врачом, поступившим на русскую службу. Сам Лаврентий родился в Москве и тоже получил медицинское образование.
Своей деятельностью Блюментрост заслужил особое доверие императора, в 1719 году он был назначен личным врачом государя. Помимо Академии наук, Блюментросту было поручено заведование Библиотекой и Кунсткамерой. В помощники себе он взял выходца из Эльзаса библиотекаря Иоганна-Даниэля Шумахера. В 1721 году Пётр I отправил последнего за границу для подбора научных кадров.
Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня? Как и многие другие грандиозные события в России, основание научной академии связано с именем Петра I, и подошёл он к этому вопросу со всей своей скрупулёзностью, дотошностью, «жадностью до знаний» и жаждой к переменам. Штат Академии наук в 1726 году составлял всего 11 профессоров, и все они были иностранцы. Сегодня Российская Академия Наук объединяет под своим крылом тысячи учёных, которые работают на благо людей и делают нашу жизнь более комфортной, безопасной и интересной.
Он обогатил человечество фундаментальными открытиями в области химии, физики, астрономии, геологии, географии; внёс большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики; организовал в 1748 году первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755 году в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя. На портале Президентской библиотеки М. Ломоносову посвящена обширная коллекция электронных копий документов, в которой представлены исследования, очерки и архивные материалы, посвящённые жизни и деятельности учёного, его труды по грамматике русского языка, истории и металлургии, отдельные письма. Ряд произведений крупного русского научного деятеля раскрывает его литературный талант. Символично, что день Российской науки совпадает и с днём рождения другого выдающегося русского учёного — Дмитрия Ивановича Менделеева. Его жизни и деятельности также посвящена размещённая на портале Президентской библиотеки электронная коллекция. В подборку вошли труды Менделеева, переписка, архивные документы и исследования его научной, педагогической, общественной деятельности и многое другое. Материалы коллекции показывают, что научные интересы Д. Менделеева не ограничивались изучением химии. Он занимался исследованиями в области физики, метеорологии, геологии, приборостроения, экономики и даже воздухоплавания, был одним из основателей современной метрологии. В работе Б. Модзалевского «Список членов Императорской академии наук, 1725—1907» , электронная копия которого размещена на портале Президентской библиотеки, сведения о членах Академии наук с 1725 по 1907 годы представлены по таким категориям: «Президенты; Директора и вице-президенты; Секретари, конференц-секретари и непременные секретари; Председательствующие в Отделении русского языка и словесности; Действительные члены; Почётные члены отечественные и иностранные; Члены-корреспонденты отечественные и иностранные; Казначеи». Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост.
Библиотека академии наук отмечает 305-летие со дня основания
Петр I умер в феврале 1725 года, не дождавшись официального открытия Петербургской академии наук. Указ Екатерины I об образовании Академии наук 21 декабря 1725 (1 января 1726) года Указ ея императорского величества самодержцы Всероссийской, из Сената Объявляется во всенародное известие Понеже всем известно есть. О созданной в 1725 году по инициативе Петра I Российской Академии наук и об ученых, утвердивших ее отечественную и мировую известность. Становление русской науки проходило под немецким влиянием: академия наук в XVIII веке была многонациональной, в ее составе преобладали иностранцы: из 111 членов Академии было 67 немцев, то есть 60 %. Следующий важный шаг в процессе создания академии — указ императрицы Екатерины I от 20 ноября 1725 года «О заведении Академии наук». «Академия наук в 1725-1742 годах» и второй, основной части, - «Жизнеописания президентов и членов Академии наук, вступивших в нее в 1725-1742 годах» (51 очерк).
Книга: Протоколы заседаний конференции Академии наук с 1725 по 1803 год. Т. 3: 1771-1785
Итак, экспонат первый. Каталожное описание этой медали таково: Настольная медаль «В память 50-летия Императорской Академ ии наук 1776 г. Егер » Медь, 57,33 гр. Диаметр 62 мм. Смирнов нет, Diakov 171. На основании колонны — вензель Петра I, ниже — надпись С. В центре три подростка подают ангелу цветы.
По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни. Академическая Конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований. Ученые не были связаны какой-нибудь господствующей догмой, пользовались свободой научного творчества, активно участвуя в противоборстве картезианцев и ньютонианцев. Практически неограниченными были возможности публиковать научные труды. Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в нее ведущих иностранных ученых.
В ходе обсуждения проект был принят. Одобренный Петром проект остался неопубликованным, поэтому не являлся официально утвержденным уставом. Однако именно он определил основы, на которых была создана и функционировала Академия наук до 1747 года, когда императрица Елизавета Петровна официально утвердила « Регламент Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге ». Изначально Академия состояла из трех классов наук: первый — математический, в него входили теоретическая математика, механика, астрономия, география, навигация; второй — физический, с кафедрами теоретической и экспериментальной физики, химии, анатомии, ботаники; третий — гуманитарный со специальностями «красноречие и древности», «история древняя и новая», «право», «политика и этика». В момент создания учреждение выступало не только научным, но и образовательным центром — в его состав входили университет и гимназия. По идее Петра I они должны были готовить новые кадры для Академии. Первыми академиками стали иностранные ученые. Некоторые из них уже были известными европейскими светилами, другие приобрели мировую известность и научный авторитет благодаря своей деятельности в России. Создание Университета при Академии предполагало замещение в будущем иностранных ученых русскими. Так и случилось. Первым русским действительным членом адъюнктом Петербургской академии наук по кафедре высшей математики в 1733 году стал Василий Евдокимович Ададуров, до этого закончивший академическую гимназию, а затем университет. Среди учеников Ададурова был Михаил Васильевич Ломоносов. Он и поэт Василий Кириллович Тредиаковский стали первыми русскими профессорами учреждения. Фактически создание Академии наук привело к возникновению в России новой профессии — ученого, который пришел на место древнерусского книжника. К сожалению, Пётр I не дожил до официального открытия Академии наук. Он скончался в феврале 1725 года. Унаследовавшая власть императрица Екатерина I взяла под свое покровительство детище покойного супруга. За короткое время были заключены контракты со всеми профессорами первоначального состава Академии. Уже в августе 1725 года Блюментрост представил императрице в ее Летнем дворце нескольких академиков. Открытие учреждения состоялось 7 января 1726 года.
При ней состояли университет и гимназия. Собственно Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Петр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики. Император считался верховным руководителем Академии, но ей предоставлялось право выбора себе пожизненного или сменявшегося через год или полгода президента. Академия имела также право избрания своих членов. Государственное финансирование отличало Петербургскую Академию наук от подобных учреждений Европы. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография, а позже — гравировальная палата и другие отделения. Имелась собственная библиотека. Здесь начала выходить газета «Санкт-Петербургские ведомости».
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
Академия приступила к работе уже после смерти Петра, первое научное собрание состоялось 17 сентября 1725 года в количестве 17 академиков. Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. – Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности.
Учреждение Академии наук при Петре I
Первое заседание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге прошло 27 декабря 1725 года по старому стилю в бывшем дворце опального вице-канцлера П. П. Шафирова. Академия наук была основана 8 февраля 1724 года указом российского императора Петра обнародования указа "Об учреждении Академии Наук и Художеств", 8 февраля (28 января по ст. ст.). Так появился первый президент Академии наук и художеств, который возглавлял ее следующие восемь лет — с 1725 по 1733 г. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту. Интересные события из жизни Академии наук к трёхвековому юбилею академии, а также материалы по истории РАН.
Решение о создании Российской Академии наук
Изначально Академия состояла из трех классов наук: первый — математический, в него входили теоретическая математика, механика, астрономия, география, навигация; второй — физический, с кафедрами теоретической и экспериментальной физики, химии, анатомии, ботаники; третий — гуманитарный со специальностями «красноречие и древности», «история древняя и новая», «право», «политика и этика». В момент создания учреждение выступало не только научным, но и образовательным центром — в его состав входили университет и гимназия. По идее Петра I они должны были готовить новые кадры для Академии. Первыми академиками стали иностранные ученые. Некоторые из них уже были известными европейскими светилами, другие приобрели мировую известность и научный авторитет благодаря своей деятельности в России. Создание Университета при Академии предполагало замещение в будущем иностранных ученых русскими. Так и случилось.
Первым русским действительным членом адъюнктом Петербургской академии наук по кафедре высшей математики в 1733 году стал Василий Евдокимович Ададуров, до этого закончивший академическую гимназию, а затем университет. Среди учеников Ададурова был Михаил Васильевич Ломоносов. Он и поэт Василий Кириллович Тредиаковский стали первыми русскими профессорами учреждения. Фактически создание Академии наук привело к возникновению в России новой профессии — ученого, который пришел на место древнерусского книжника. К сожалению, Пётр I не дожил до официального открытия Академии наук. Он скончался в феврале 1725 года.
Унаследовавшая власть императрица Екатерина I взяла под свое покровительство детище покойного супруга. За короткое время были заключены контракты со всеми профессорами первоначального состава Академии. Уже в августе 1725 года Блюментрост представил императрице в ее Летнем дворце нескольких академиков. Открытие учреждения состоялось 7 января 1726 года. В настоящее время старое занимает только Кунсткамера. А Библиотека Академии наук еще в 20-х годах XX века переехала в помещения, построенные специально для нее.
Завершением организационного периода создания Академии наук стало публичное Общее собрание , состоявшееся в августе 1726 года.
Например, когда историограф из Германии Герхард Миллер, швейцарец-математик Леонард Эйлер, астроном-француз Жозеф Делиль и другие приехали по приглашению царского двора в Петербург, в России наука только зарождалась. Но Академия наук уже была организована стараниями Петра I, хорошо понимавшего роль науки и образования в модернизации страны. Императрица Екатерина I, вступившая на престол после кончины царя Петра I 28 января 8 февраля 1725 года , взяла создаваемую Академию под своё покровительство. Она выделила дополнительные помещения и нередко лично присутствовала на заседаниях «мудрецов». А в 1735 году в университете, организованном при академии, в числе 12-ти других новобранцев начал своё обучение Михаил Ломоносов, ставший первым отечественным академиком в области естествознания. Целую эпоху в истории Академии и российской науки в целом составила научная, просветительская и организаторская деятельность великого учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Он обогатил человечество фундаментальными открытиями в области химии, физики, астрономии, геологии, географии; внёс большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики; организовал в 1748 году первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755 году в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя. На портале Президентской библиотеки М.
Ломоносову посвящена обширная коллекция электронных копий документов, в которой представлены исследования, очерки и архивные материалы, посвящённые жизни и деятельности учёного, его труды по грамматике русского языка, истории и металлургии, отдельные письма. Ряд произведений крупного русского научного деятеля раскрывает его литературный талант. Символично, что день Российской науки совпадает и с днём рождения другого выдающегося русского учёного — Дмитрия Ивановича Менделеева. Его жизни и деятельности также посвящена размещённая на портале Президентской библиотеки электронная коллекция. В подборку вошли труды Менделеева, переписка, архивные документы и исследования его научной, педагогической, общественной деятельности и многое другое.
Без фундаментальных исследований, выполненных учеными в Российской академии наук сегодня невозможно представить ни прошлое отечественной и мировой науки и культуры, ни ее современное состояние, ни перспективы развития. Учитывая особую роль Академии наук в развитии России Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года установлен День российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля.
Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. Опубликовано: Академия наук и художеств08.
Блюментрос — первый президент Академии наук 28 января 8 февраля 1724 года проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, с приложением «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов» был заслушан на заседании Сената и утверждён Петром I. Никитин «Портрет Петра I» К моменту создания Академии наук в мире шло интенсивное накопление достоверных данных о природе, основанных на экспериментах и математических методах. Развитие промышленности, транспорта, горнорудного дела, торговли, культуры — требовали развития науки для использования её результатов в разных областях деятельности.
Образование Академии наук стало важной составляющей обновления страны, проводимого Петром I. Он стремился преодолеть отставание России от передовых стран, укрепить российское государство и вовлечь его в общемировой процесс промышленного, научного и культурного развития. Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр I основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок. Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья.
Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Пётр I утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов.
Библиотека академии наук отмечает 305-летие со дня основания
Петр I умер в феврале 1725 года, не дождавшись официального открытия Петербургской академии наук. При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия. Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня? Академия приступила к работе уже после смерти Петра, первое научное собрание состоялось 17 сентября 1725 года в количестве 17 академиков.