Новости всеволод мейерхольд театральные режиссёры ссср

Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». «Воздух» расспросил московских театральных режиссеров, чем наследие Мейерхольда по-прежнему важно для них —. 1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Последний месяц осени завершат и встречи с участием Валерия Фокина, посвящённые разговорам о Всеволоде Мейерхольде и о польском театральном режиссёре Ежи Гротовском.

Сообщить об опечатке

  • "Перестаньте хныкать! Кто там плачет?!"
  • Великие зрители на сцене
  • История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
  • Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра - ТАСС

Травля Мейерхольда

А после революции человека больше нет, есть масса, есть спектакль-диспут, есть биомеханика. Мейерхольд проводит осмысленный эксперимент по превращению человека в винтик, в шуруп, в некую часть производства искусства. Огромные толпы людей бегают по сцене, и только в самом конце этого периода, ближе к концу 30-х, появится герой, протагонист: в одном случае это Зинаида Райх, потому что любимая женщина, в другом Ильинский раньше или Гарин — как самодостаточные яркие личности. Но главным героем каждого спектакля все-таки остается масса. В этом смысле Мейерхольд был продолжателем идеи большевизма, этаким Сталиным в театре. Все имени Мейерхольда. Тотальный диктат режиссуры, подчинение режиссеру всего: всей труппы, всего актерского вещества, всей идеологии.

Я к этому не отношусь плохо, это отчасти сидит и во мне, я на этом воспитан, но я это осознаю. Это чистой воды большевизм, сталинизм. Но нужно понимать, что есть такие проявления сталинизма, как Большой террор и Архипелаг ГУЛАГ, а есть сталинский ампир и великий русский режиссерский театр». Иван Вырыпаев «Биомеханика, в принципе, похожа на йогу» «Мы, театральные режиссеры, можем поучиться у Мейерхольда искусству работы с пьесой. Спектакли Мейерхольда — самый яркий пример результата радикального эксперимента с формой при бережном отношении к автору. Он мог даже несколько изменить пьесу, но ее содержание при этом передавал всегда очень точно и объемно.

Я это знаю от своего учителя Александра Михайловича Поламишева, который провел целое исследование в этом направлении. В целом же, признаюсь, я не знаток Мейерхольда, и мне ближе такие имена, как Станиславский, Вахтангов и Михаил Чехов. Про биомеханику понимаю, что построена она на принципе совершаемого действия и получаемого от этого действия импульса. Это похоже на йогу, в принципе. Но, правда, мне не достаточно знаний, чтобы рассуждать о Мейерхольде. Вот меня пригласили участвовать в Театральном альманахе «Я — Мейерхольд», и, конечно, для меня большая честь находиться в компании режиссеров, которые там представлены.

Но я хочу сказать честно, что приду абсолютно не подготовленным. Я не знаю, что мне делать, ничего не рождается, я решил прийти и сдаться. Но может быть меня спасет что-нибудь из хорошо проверенных театральных приемов». Фрагменты из спектакля «Ревизор» 1926 год. Из архива Бахрушинского музея Евгений Каменькович «Некоторые вещи у него были так придуманы, что и современный театр их бы не переплюнул» «Во время первых своих режиссерских шагов я довольно много пользовался приемами из того опыта, который накопил Мейерхольд. Как-то в учебном порядке я ставил «Лес» Островского, и один эпизод — где Восьмибратов приходит торговаться с Гурмыжской — я сделал точно по описаниям мейерхольдовского спектакля.

Восьмибратов раздевался, разбрасывал одежду, швырял кошелек и так далее. Естественно, я всех предварительно предупредил, что один эпизод будет сделан по Мейерхольду. Может быть оттого, что зрители знали, что это Мейерхольд, или по другой причине, но этот эпизод прошел с огромным успехом. Вообще, у Мейерхольда некоторые вещи были так придуманы, что, мне кажется, современный театр бы их не переплюнул. Фотография: www. Он разработал настолько мощные практики, что они вопреки всевозможным искусственным барьерам передаются из поколение в поколение.

И я своим студентам стараюсь привить любовь к Мейерхольду, мне кажется это крайне важным в нашем деле. Притом что никто из моего поколения спектаклей Мейерхольда, ясное дело, не видел, все равно это осязаемая, высокая планка. Крайне важно знать, что так было. Многие его спектакли достаточно подробно описаны. Многие книги, особенно Рудницкий, которого я знаю наизусть, во мне глубоко отложились. Для себя я этот познанный через книги театр Мейерхольда называю «тотальным театром».

Повторять не вредно, а в некоторых случаях — обязательно: невозможно соизмерять свой ужас перед варварством и насилием с гениальностью или известностью жертвы. В истории сталинских репрессий нет и не может быть никакого особенного счетчика, никакого специального тарифа для Мейерхольда, Хармса, Мандельштама, Вавилова. То, что с ними произошло, не должно было произойти ни с одним человеком. Ни со стрелочником, ни с инженером, ни с дворником. А случилось с сотнями тысяч. Из-за размеров дыры, которая образуется в общей материи жизни. Предательство Итак, летом 1939 года Мейерхольд исчез. Его не стало в реальной жизни огромного числа людей, которых он учил, раздражал, провоцировал, восхищал, воодушевлял, которым он просто-напросто давал работу.

Он исчез для своих актеров, для критиков, для своей публики, для своих друзей. Ни о каком расстреле в феврале 1940-го никто не знал — ходили лишь противоречивые слухи. Тот же Гладков пересказывает аккуратно, ничему особенно не веря: говорили, что в одной из Ленинградских тюрем и болеет. Что умер от заболевания печени, что сослан без права переписки. Сам Гладков не перестает надеяться увидеть Мейерхольда живым — до середины 1950-х. Предположительно 1930 Актеры, драматурги, художники, композиторы перестают упоминать спектакли Мейерхольда в своих биографиях — а в очень многих биографиях это главные спектакли, вычеркнуть их означает лишиться большой части жизни. Совершить предательство не только по отношению к нему, но и по отношению к себе. В воспоминаниях самого Юрьева из рассказа о некоторых спектаклях исчезает режиссер, что превращает текст в сплошной конфуз в «оттепельном» переиздании, вышедшем после смерти Юрьева, редакторы тратят огромные силы на то, чтобы из его архива восстановить изначальный текст.

Похожее происходит повсеместно. Эксцентрик Игорь Ильинский и герой-любовник Михаил Царев десятилетиями выходят на сцену суперконсервативного Малого театра, а часть зала постепенно сокращающаяся помнит, что оба они — мейерхольдовцы. Фигура умолчания — не иметь возможности назвать то, что знаешь,— увеличивает прореху. И в 1940-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е любого человека в театральном мире да и вообще в мире искусства от Мейерхольда отделяли никакие не шесть рукопожатий, а едва ли одно. Но до 1960-х никто не говорил о нем публично, да и непублично немногие. Ни его постановки, ни его опыт, ни его метод не называли по имени. Мейерхольд был призраком. Возвращение Реабилитация Мейерхольда случилась формально очень быстро, в 1955 году, даже до ХХ съезда театр был реабилитирован позже, в 1961-м ,— и это отдельная история, удивительная, почти невообразимая.

Люди, благодаря которым она произошла,— падчерица Мейерхольда Татьяна Есенина и его внучка Мария Валентей — принадлежали как раз к тому самому, частному, человеческому, семейному миру, в котором Мейерхольд «реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак». Это они начали собирать свидетельства того, что обвинения против него были ложными — и смогли добиться поддержки от следователя военной прокуратуры Ряжского. Всеволод Мейерхольд на репетиции спектакля «Ревизор», 1930 Возвращение означало в первую очередь, что его смерть для огромного числа людей превратилась в определенность. Большая часть свидетельствующих только в этот момент узнала, что Мейерхольд уже 15 лет как расстрелян. Шостакович, которому показали письмо Мейерхольда из тюрьмы с описанием пыток, упал в обморок.

А в январе 1914 года вышел первый номер журнала «Любовь к трем апельсинам», который имел подзаголовок «Журнал Доктора Дапертутто». Доктор Дапертутто был псевдонимом Мейерхольда, придуманный Михаилом Кузминым в 1910 году, под которым он ставил спектакли в Доме интермедий и Териокском театре. Игра распространялась и на бытовое поведение, которое театрализовывалось, освобождаясь от унылой рутины повседневности и предоставляя человеку новые возможности.

Дапертутто — персонаж Гофмана, одной из его «Фантазий в манере Калло», названной «Приключение в ночь под Новый год». А «Любовь к трем апельсинам» — сказка для театра Гоцци. Причем эстетическая борьба, которую вел журнал доктора Дапертутто, была закодирована в образы Гофмана. На нем был огненно-красный сюртук с блестящими стальными пуговицами. Как следует из дальнейшего, Дапертутто оказывается персонажем инфернальным, едва ли не дьяволом «извергом рода человеческого» , сначала лишающим Эразмуса отражения в зеркале, а потом заставляющим его отравить жену и детей, чтобы жениться на Джульетте. Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. История русского театра с древнейших времен до 1917 года. Нью-Йорк, 1955.

К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда Его называли гением, новатором и волшебником сцены Сегодня, 9 февраля, исполнилось 150 лет со дня рождения советского театрального режиссера, актера и педагога Всеволода Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

На фотографии - Мейерхольд в ц ентре в ф ильме "Белый орел". Фото: РИА Новости Тогда из этой студии ничего не вышло, она быстро закрылась, потому что молодые люди во главе с Мейерхольдом реш ительно лабо раторничали вплоть до анекдотических вещей. На каком-то спектакле они пробовали, как долго можно артисту говорить в полной темноте. Сегодня этим никого не удивишь - ну, подумаешь. А сто с лишним лет назад такие первые новаторские опыты вызывали шок.

Станиславский, когда пришел, сказал: "Зажгите свет. Свет дайте! И вот тут они не состыковались. Там были еще и другие опыты, которые Станиславскому не понравились, и Мейерхольд был о бижен, но не хочу этого касаться.

Главное, что в студии состоялись первые пробы нового взаимодействия со сценическим пространством, с другой атмосферой. Дальше в камерных студиях не очень знают, что Мейерхольд работа л в Петерб урге в студиях в камерных пространствах он совершенно изменял форму декорационной живописи, но его все время мучила мысль: как сломать рампу, что делать, какие найти формы. Я думаю, если бы в те годы ему показать, как на нашей Новой сцене ездят плунжера, он был бы в восторге... Потом - как он взаимодействует с Александринским театром.

Он понимает, что это шикарный зал, но он не может позволить зрителю просто сидеть и смотреть замечательные декорации Головина. Он начинает искать пути взаимодействия - зажигает свет. Сегодня, опять же, ну что особенного - 20 раз зажгут, 20 раз погасят... А по тем временам, в 1910 году, это смелый шаг, хотя тоже не новость - он просто использовал прием старинного итальянского театра, когда горели свечи, канделябры, и весь спектакль был полумрак.

А когда возникло электричество, Мейерхольд сразу э то использ овал - в "Дон Жуане". Опять же, для того чтобы зрителя встряхнуть. Он зажигает и гасит свет, он позволяет Варламову общаться со зрительным залом - это тоже прием, который позволяет вывести зрителя из состояния монотона, к которому он привык. По ходу спектакля он поручил Варламову, потому что это был любимец и его все знали, увидев знакомого в зале, с ним здороваться, спрашивать, как семья...

Это все его взаимодействие с формой, с пространством, которое я называю атмосферой спектакля. А дальше революция - и тут уже у него были возможности более активно взаимодействовать. Он выходил на площади, даже физкультурный парад для него был спектаклем. Он действовал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, он очень любил особые обстоятельства.

Мейерхольд как режис сер действ овал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, любил особые обстоятельства. На фотографии: сцена из спектакля "Баня" по пьесе Маяковского в постановке Мейерхольда. Он мог только мечтать об уничтожении рампы, но сделать это не так просто. У него на сцене в желтых, зеленых париках играют, экспериментируют, и он не может выдержать, что в зале люди просто сидят в креслах и все.

Он делает помост через весь зал, запускает туда артистов, а в какой-то момент вдруг по этой дороге выезжает мотоцикл с коляской, останавливается посреди зала, и он встает, а он был невероятно популярен, да еще в своем театре, и говорит: товарищи, подписывайтесь на облигации такого-то займа! И уезжает. Я не очень понимаю, как это корреспондируется с дальнейшим действием, потому что такой наглый ход, с моей точки зрения, сильно может разрушать все, что до этого играется и потом. Но это ход очень решительный.

Может, эти заемщики его спонсировали? Это уже догадки, но факт остается фактом. Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества Он идет на такие приемы, чтобы сбить безучастие.

Гликмана о деятельности Мейерхольда в музыкальном театре, его эстетические взгляды на оперное искусство, на сценографию как важнейший компонент театрального представления. Автор подробно освещает творческие связи Мейерхольда с классиками советской музыки: С. Прокофьевым и Д. На выставке также представлены книга из серии «Жизнь в искусстве» и справочная литература. У него было все: поклонники и критики, преданные последователи и ученики, которые решили идти своим путем, друзья и недруги.

Но нужно понимать, что есть такие проявления сталинизма, как Большой террор и Архипелаг ГУЛАГ, а есть сталинский ампир и великий русский режиссерский театр». Иван Вырыпаев «Биомеханика, в принципе, похожа на йогу» «Мы, театральные режиссеры, можем поучиться у Мейерхольда искусству работы с пьесой. Спектакли Мейерхольда — самый яркий пример результата радикального эксперимента с формой при бережном отношении к автору. Он мог даже несколько изменить пьесу, но ее содержание при этом передавал всегда очень точно и объемно. Я это знаю от своего учителя Александра Михайловича Поламишева, который провел целое исследование в этом направлении. В целом же, признаюсь, я не знаток Мейерхольда, и мне ближе такие имена, как Станиславский, Вахтангов и Михаил Чехов. Про биомеханику понимаю, что построена она на принципе совершаемого действия и получаемого от этого действия импульса. Это похоже на йогу, в принципе. Но, правда, мне не достаточно знаний, чтобы рассуждать о Мейерхольде. Вот меня пригласили участвовать в Театральном альманахе «Я — Мейерхольд», и, конечно, для меня большая честь находиться в компании режиссеров, которые там представлены. Но я хочу сказать честно, что приду абсолютно не подготовленным. Я не знаю, что мне делать, ничего не рождается, я решил прийти и сдаться. Но может быть меня спасет что-нибудь из хорошо проверенных театральных приемов». Фрагменты из спектакля «Ревизор» 1926 год. Из архива Бахрушинского музея Евгений Каменькович «Некоторые вещи у него были так придуманы, что и современный театр их бы не переплюнул» «Во время первых своих режиссерских шагов я довольно много пользовался приемами из того опыта, который накопил Мейерхольд. Как-то в учебном порядке я ставил «Лес» Островского, и один эпизод — где Восьмибратов приходит торговаться с Гурмыжской — я сделал точно по описаниям мейерхольдовского спектакля. Восьмибратов раздевался, разбрасывал одежду, швырял кошелек и так далее. Естественно, я всех предварительно предупредил, что один эпизод будет сделан по Мейерхольду. Может быть оттого, что зрители знали, что это Мейерхольд, или по другой причине, но этот эпизод прошел с огромным успехом. Вообще, у Мейерхольда некоторые вещи были так придуманы, что, мне кажется, современный театр бы их не переплюнул. Фотография: www. Он разработал настолько мощные практики, что они вопреки всевозможным искусственным барьерам передаются из поколение в поколение. И я своим студентам стараюсь привить любовь к Мейерхольду, мне кажется это крайне важным в нашем деле. Притом что никто из моего поколения спектаклей Мейерхольда, ясное дело, не видел, все равно это осязаемая, высокая планка. Крайне важно знать, что так было. Многие его спектакли достаточно подробно описаны. Многие книги, особенно Рудницкий, которого я знаю наизусть, во мне глубоко отложились. Для себя я этот познанный через книги театр Мейерхольда называю «тотальным театром». Это такой театр, когда, например, один спектакль может вместить всего автора. Много существует легенд о том, как работал Мейерхольд. Мне больше всего нравится рассказанная кем-то из старшего поколения на кафедре режиссуры ГИТИСа — о том, как к уже постаревшему Мейерхольду приходят на практику молодые стажеры. Он с ними знакомится, показывает действующий макет будущего спектакля. На макете он показывает им подробно одну из сцен, которая завтра будет репетироваться. Этот блестящий показ производит мощное впечатление, срывает аплодисменты всей группы стажеров. На следующий день они приходят смотреть живую репетицию этой же сцены и видят, что Мейерхольд делает все ровно наоборот». Дмитрий Волкострелов «Судьба Мейерхольда — это страшная история про то, что революция делает со своими детьми» «Честно говоря, сегодня, когда я думаю про Мейерхольда, в первом ряду ассоциаций возникают не его спектакли, не его революционные методы, а то, как закончилась его жизнь. Вернее, как ему ее закончили.

Биомеханика — придуманная Мейерхольдом система тренировки актеров; первоначально — просто гимнастика для актеров, развившаяся в сложную практику тренировки актерского тела, позволяющую им корректно и точно исполнять поставленную режиссером задачу Фотография: www. Во-первых, потому что Мейерхольд — ученик Станиславского. Во-вторых, потому что система Станиславского зафиксирована как школа, а практика Мейерхольда зафиксирована как метод. Ну и реабилитирован Мейерхольд был только в 70-е. Что, впрочем, парадоксальным образом пошло на пользу его учению — его миновала эта бацилла всеобщего присвоения, в отличие от системы Станиславского. Но если не воспринимать эти два начала русской театральной школы так, что с одной стороны Станиславский с его теорией разбора текста, зерном роли и сверхзадачей, а с другой — Мейерхольд с биомеханикой, математикой и системой амплуа, то мы не увидим этой самой русской театральной школы с ее истоками. Для меня оба этих начала всегда были уравновешивающими. Если мы будем разделять русскую театральную школу на систему Станиславского и альтернативное ему течение Мейерхольда, мы будем находиться в достаточно бедной плоскости. Потому что, когда они оба работали одновременно в одном и том же городе, они же фактически дополняли друг друга своим физическим присутствием. Точно так же, если мы хотим в полном объеме понять, что такое современный российский театр, мы не сможем говорить только о Богомолове и не говорить при этом о Погребничко. Если мы хотим сохранить объемное мышление, нужно всегда учитывать полифонию». В силу этого и сама режиссура мейерхольдовская ассоциируется с альтернативой мейнстриму. Во многом поэтому имя Мейерхольда является не столь популярным во внетеатральной среде. А в театральной среде та же биомеханика — это такой же бренд, как система Станиславского. Что касается влияния Мейерхольда на современный театр — мне кажется, оно исключено. Театр — это такое живое дело, в котором повлиять может только живой пример. А то, что остается в книгах, и даже не в теоретических трудах, а часто в отдельных записях, воспоминаниях и стенограммах, — это может быть предметом любопытства, исследования, но на живую практическую деятельность не может повлиять. Искусство наше миметическое, ему обучаются через подражание. А подражают тому, что нравится и что происходит здесь и сейчас. Может повлиять разве что миф о том или ином человеке, придуманная вами или предложенная вам трактовка этого человека. И все равно это влияние будет абстрактным, а не чувственным. Про Мейерхольда я могу наговорить общих формулировок о том, что это одна из важнейших фигур в мировой культуре, но это было бы с моей стороны бессмысленно, я не являюсь исследователем творчества Мейерхольда. Об этом могут говорить специалисты, которые занимаются реконструкцией его работ, изучением его наследия, анализом его идей. Я могу отделаться искренними, но абстрактными словами, о том, что его влияние, наверное, было велико, ну конечно же, это был гениальный режиссер. А предметный разговор о Мейерхольде — все-таки дело теоретиков, критиков и историков театра. Что же касается его биографии, его смерти в заключении — что тут сказать, это трагедия. Если и есть в ней какой-то урок, то разве что для государства. Это один из эпизодов истории о том, как государство умеет гробить свое национальное достояние». Исполняет И. Вторая половина 1920-х годов. Из архива Бахрушинского музея Кирилл Серебренников «Мейерхольд был продолжателем идеи большевизма, этаким Сталиным в театре» «Со мной случилась однажды странная история. Когда я впервые приехал в Москву, тут же отправился на Ваганьковское кладбище в поисках могилы Мейерхольда. Купил цветочки, нахожу могилу хоть это и символическое по понятным причинам захоронение. Смотрю, ухаживает за могилой пожилая женщина в платке. Приглядываюсь: у нее лицо Мейерхольда. Я прям испугался. А она: «А вы поздравить пришли?

Комментарии

  • Режиссеры, интриги и цензура | Онлайн-журнал Эксмо
  • 9 февраля – день рождения выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда
  • К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
  • Великие зрители на сцене
  • Новатор по генетике

Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником

Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. Последний месяц осени завершат и встречи с участием Валерия Фокина, посвящённые разговорам о Всеволоде Мейерхольде и о польском театральном режиссёре Ежи Гротовском. Прокуратурой СССР проверено дело бывшего главного режиссера театра им. Станиславского народного артиста СССР Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича. В ноябре 1917 года тогда еще режиссер императорского театра Всеволод Мейерхольд пришел на совещание к Луначарскому, наркому просвещения нового большевистского правительства. Ну а продолжится разговор о великом режиссере этой же весной в рамках фестиваля, который будет посвящен 11-летию Новой сцены Александринского театра: с августа 2022 года она носит имя Всеволода Мейерхольда.

Что будем искать?

  • Великие зрители на сцене
  • Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон · Город 812
  • «Театр Мейерхольда»: выставка-событие
  • Всеволод Эмильевич Мейерхольд

«Театр Мейерхольда»: выставка-событие

Мейерхольд и МХТ» историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре. Мейерхольд был назначен главным режиссером всех советских театров и пролеткультов в округе. Всеволод Эмильевич МЕЙЕРХОЛЬД (1874–1940) — режиссер. Всеволод Эмильевич Мейерхольд нам известен как театральный режиссёр-новатор и создатель биомеханики. Всеволод Мейерхольд (18741940), тюремная фотография 60 лет назад, 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР был реабилитирован расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер Всеволод Мейерхольд один из великих. Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики.

Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь

Всеволод Эмильевич одним из первых среди театральных деятелей вступил в компартию, ведь большевики поддерживали авангард в искусстве, на который делал ставку Мейерхольд. Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх. Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики.

Мейерхольд и его театр

От самой драмы осталось немного, зато в текст были внесены свежие новости с фронтов в одном из спектаклей, например, сообщалось о взятии Перекопа , время от времени по сцене проходили настоящие красноармейцы с оружием и оркестром. В 1921 году Мейерхольд уходит с поста заведующего театральным отделом Наркомпроса, после чего его театр закрывают. Здесь его актёры занимались гимнастикой, отрабатывали пластику и особую технику сценической речи. Эта система Мейерхольда, названная им «биомеханикой», позволяла идти от внешнего к внутреннему. Здесь он подготовил собственных актёров, которые мечтали и могли сыграть в его спектаклях. Новая экономическая политика НЭП приносит свежее дыхание в искусство. В Москве появляются западные кинофильмы, журналы при этом по всей стране внедряется инструкция жены Ленина Крупской «О пересмотре книжного состава библиотек» - список запрещённой литературы из 200 авторов; советская жизнь всегда шла в нескольких параллельных измерениях.

Кроммелинка, где впервые и с блеском были опробованы методы сценического конструктивизма и «циркизации театра». Невероятные декорации, мельницы, трапеции, вращающиеся двери; актёры без грима, вытворяли бог знает что. Темп был главным фокусом - зал заводился, люди хлопали в такт движению. В третьем акте появлялось то, что никто ещё никогда не видел: джаз, первый в России джаз - новая, дотоле неведомая музыка, с невероятной свободой импровизации. Нарушения караются в уголовном порядке. Одновременно нарком просвещения выдвигает лозунг: «Назад к Островскому!

Пьесу он разрезал на 33 эпизода, так что она шла в кинематографическом темпе.

Режиссер Мейерхольд. Зеркальное отражение Мейерхольда, написанного Б. Григорьевым, Архипов превратил в памятник, в круглую скульптуру. Поступок остроумный, потому что сразу же позволил решить сложнейшую задачу: найти нетривиальные позу и жест. Таким остроумным способом Архипов вывел фигуру из статики, из бессмысленного покоя, сразу найдя выразительную динамику, опирающуюся на наполненный разнообразными смыслами художественный прецедент — портрет работы Григорьева.

Такие поиски сейчас ведутся многими, сидящие или глупо стоящие фигуры давно надоели всем, но не всегда получается найти правильное решение. Очевидная неудача в таких поисках — бессмысленная фигура падающего А. Блока недавний памятник работы Евгения Ротанова , оставляющая глубокое недоумение. Да, памятник Блоку несомненно динамичен, но при этом абсурден. Причем надо отметить, что памятник работы Архипова хорошо смотрится со всех сторон: и с тыльной стороны, и в профиль, пластическое решение хорошо продумано, объект рельефно выделяется на фоне стен и является доминантой, концентрирующей на себе внимание и приятно оживляющий то empty space, которое представляет собой двор Новой сцены. Михаил Золотоносов Фоторепортаж показывает памятник во всех его деталях и со всех точек обзора.

Что касается практики, то опосредованно к биомеханике я прикоснулся благодаря Левинскому, который занимался биомеханическими этюдами с предыдущим курсом Тростянецкого, а они как раз Мейерхольдом занимались очень много, это они делали совместно с американцами реконструкцию «Ревизора». И вот они-то с нашим курсом и занимались биомеханикой. Самое важное, что нам таким образом досталось от Мейерхольда, — трезвость физической жизни на сцене. Станиславского профанировать легче, чем биомеханику. В биомеханике более очевидна математика, и более очевидны просчеты. В Станиславском подкупает его романтизация театрального процесса, а в Мейерхольде — умение увидеть математические формулы в театральном волшебстве. Биомеханика — придуманная Мейерхольдом система тренировки актеров; первоначально — просто гимнастика для актеров, развившаяся в сложную практику тренировки актерского тела, позволяющую им корректно и точно исполнять поставленную режиссером задачу Фотография: www.

Во-первых, потому что Мейерхольд — ученик Станиславского. Во-вторых, потому что система Станиславского зафиксирована как школа, а практика Мейерхольда зафиксирована как метод. Ну и реабилитирован Мейерхольд был только в 70-е. Что, впрочем, парадоксальным образом пошло на пользу его учению — его миновала эта бацилла всеобщего присвоения, в отличие от системы Станиславского. Но если не воспринимать эти два начала русской театральной школы так, что с одной стороны Станиславский с его теорией разбора текста, зерном роли и сверхзадачей, а с другой — Мейерхольд с биомеханикой, математикой и системой амплуа, то мы не увидим этой самой русской театральной школы с ее истоками. Для меня оба этих начала всегда были уравновешивающими. Если мы будем разделять русскую театральную школу на систему Станиславского и альтернативное ему течение Мейерхольда, мы будем находиться в достаточно бедной плоскости.

Потому что, когда они оба работали одновременно в одном и том же городе, они же фактически дополняли друг друга своим физическим присутствием. Точно так же, если мы хотим в полном объеме понять, что такое современный российский театр, мы не сможем говорить только о Богомолове и не говорить при этом о Погребничко. Если мы хотим сохранить объемное мышление, нужно всегда учитывать полифонию». В силу этого и сама режиссура мейерхольдовская ассоциируется с альтернативой мейнстриму. Во многом поэтому имя Мейерхольда является не столь популярным во внетеатральной среде. А в театральной среде та же биомеханика — это такой же бренд, как система Станиславского. Что касается влияния Мейерхольда на современный театр — мне кажется, оно исключено.

Театр — это такое живое дело, в котором повлиять может только живой пример. А то, что остается в книгах, и даже не в теоретических трудах, а часто в отдельных записях, воспоминаниях и стенограммах, — это может быть предметом любопытства, исследования, но на живую практическую деятельность не может повлиять. Искусство наше миметическое, ему обучаются через подражание. А подражают тому, что нравится и что происходит здесь и сейчас. Может повлиять разве что миф о том или ином человеке, придуманная вами или предложенная вам трактовка этого человека. И все равно это влияние будет абстрактным, а не чувственным. Про Мейерхольда я могу наговорить общих формулировок о том, что это одна из важнейших фигур в мировой культуре, но это было бы с моей стороны бессмысленно, я не являюсь исследователем творчества Мейерхольда.

Об этом могут говорить специалисты, которые занимаются реконструкцией его работ, изучением его наследия, анализом его идей. Я могу отделаться искренними, но абстрактными словами, о том, что его влияние, наверное, было велико, ну конечно же, это был гениальный режиссер. А предметный разговор о Мейерхольде — все-таки дело теоретиков, критиков и историков театра. Что же касается его биографии, его смерти в заключении — что тут сказать, это трагедия. Если и есть в ней какой-то урок, то разве что для государства. Это один из эпизодов истории о том, как государство умеет гробить свое национальное достояние». Исполняет И.

Вторая половина 1920-х годов. Из архива Бахрушинского музея Кирилл Серебренников «Мейерхольд был продолжателем идеи большевизма, этаким Сталиным в театре» «Со мной случилась однажды странная история.

В этой статье мы расскажем вам о трагической судьбе гениального режиссера и его посмертной реабилитации. Всеволод Мейерхольд: биография, творческий путь Будущий режиссер-постановщик появился на свет в Пензе, в 1874-м году, девятого февраля, в многодетной немецкой лютеранской семье. Настоящее имя, данное мальчику при рождении, звучит как Карл Казимир Теодор Майергольд, он был восьмым ребенком у своих родителей, и рос с пятью братьями и двумя сестрами. Глава семейства был винозаводчиком, а мать занималась бытом и воспитанием многочисленных наследников. Мама нередко устраивала дома музыкальные вечера, а также с детства приобщала детей к театральному искусству. Фото: globalsib. Достигнув совершеннолетия, молодой человек решил принять православие, а также взял себе новое имя — Всеволод, назвавшись в честь своего любимого писателя и поэта Всеволода Гришина.

Вскоре, впрочем, юриспруденция наскучила творческому юноше, и он решил сменить учебное заведение на театрально-музыкальное училище, функционировавшее при филармонии. Все экзамены он сдал блестяще, и был зачислен сразу на второй курс. Примечательно, что свой первый в жизни любительский спектакль начинающий режиссер поставил еще в восемнадцатилетнем возрасте. К сожалению, в тот день скончался его отец, но это скорбное событие не заставило юношу отменить или перенести премьеру. Неизгладимое впечатление на Мейерхольда произвела постановка «Отелло» Константина Сергеевича Станиславского. После того, как парнишка впервые её увидел, этот режиссер стал его кумиром и неизменным авторитетом. Окончив учебу, Всеволод был принят в труппу МХТ, причем, режиссер доверял ему главные роли в спектаклях. Четыре года спустя он покинул столичный театр, и отправился в провинцию, где занялся созданием своего собственного театра. Фото: bulvar.

В отличие от своего кумира Станиславского, который уделял наибольшее внимание душевным переживаниям персонажей, Мейерхольд решил делать основной акцент на визуализации, посчитав, что правильнее передавать смысл происходящих событий посредством отточенных движений героев. Несколько позже такой новаторский подход получил название «биомеханика». Станиславский был заинтересован столь своеобразным подходом и разработанной Мейерхольдом системой, но еще не знал, как к этому отнестись.

В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»

Вернувшись в Ленинград, Мейерхольд ведёт переговоры с художественным руководителем Леонидом Сергеевичем Вивьеном по поводу работы в Александринском театре, в те годы называвшемся Пушкинским. Есть в этом что-то мистическое. Ничего в жизни не бывает случайны», — заметил Валерий Фокин К слову, спектакль «Мейерхольд. Чужой театр» не единственная премьера грядущего театрального сезона Александринки.

Вторая постановка в честь юбилея Всеволода Эмильевича называется «Мейер». Это работа Кирилла Люкевича, молодого режиссёра Большого драматического театра имени Г. Товстоногова, представляющая собой фантазию на тему разных постановок и личной жизни Мейерхольда, без вклада которого сложно представить современную театральную реальность.

Он находил ключи к любому театральному жанру», — заключил Фокин Помимо вышеперечисленных событий, Александр Малич анонсировал мероприятия, приуроченные к 150-летию Всеволода Мейерхольда, которые пройдут на Новой сцене Александринского театра в течение нового сезона «Мейерхольдоведение». Прежде всего планируется провести три больших фестиваля, названия которых легко запомнить с помощью шифра «М. Всеволод Эмильевич любил джаз, и во многом благодаря его деятельности этот музыкальный стиль прижился в театре.

Неслучайно и встречу на Новой сцене Александринского театра открыл музыкально-импровизационный перформанс. Музыканты Дмитрий Тыквин, Константин Оганов и Владимир Григ исполнили джаз на традиционных, авторских и электронных инструментах, общаясь между собой с помощью азбуки Морзе. Кроме того, зрителей ждут презентации музыкальных альбомов и встречи с такими известными исполнителями, как Андрей Красильников, Алексей Бобровский, Вячеслав Гайворонский и Михаил Марышев.

Фото: Елизавета Трубина В ноябре можно будет посетить и медиации — подробные экскурсии с погружением в тему Александринского театра и разговорами о Мейерхольде.

Теоретик и практик театрального гротеска, Мейерхольд создал актёрскую систему, названную им «биомеханика». Дом приобрела его супруга, актриса Зинаида Райх — вторая жена Есенина. Поэт оставил ей средства на воспитание детей Татьяны и Константина Есениных. Для Мейерхольда Райх тоже была второй супругой.

От первого брака с Ольгой Мунт он имел трёх дочерей. В доме была большая терраса и русская печь. Балашихинская дача стала для режиссёра настоящим островком отдыха и тихой неспешной работы. Сталину постановка не понравилась. Последовали критические отзывы, в которых режиссёра обвиняли в пустом эстетстве.

По распоряжению советского Совнаркома в 1938 году театр имени Мейерхольда закрыли.

Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты". Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. Из обвинительного заключения: "В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР... Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства".

Внучка Мейерхольда - Мария Алексеевна Валентей - в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник — ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. Их тела были кремированы, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых. Сразу после официальной реабилитации Вс. Мейерхольда, в 1955 году, была сформирована Комиссия по творческому наследию режиссёра. С момента основания по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии была М. Плучек 1987—1988.

С 1988 года председателем Комиссии является режиссёр Валерий Фокин. В конце 1988 года было принято решение о создании мемориального Музея-квартиры в Москве — филиала Театрального музея им. С 25 февраля 1989 года в Театре им. Ермоловой, который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда. В 1991 году по инициативе Комиссии по наследию и при поддержке Союза театральных деятелей России, на базе учреждённого ещё в 1987 году Всероссийского объединения «Творческие мастерские», был основан Центр имени Вс. Мейерхольда ЦИМ. Центр занимается научной и образовательной деятельностью - он превратился в традиционное место проведения международных фестивалей и национального фестиваля «Золотая маска», площадку для гастролей лучших европейских и российских спектаклей.

Всеволод Мейерхольд документальный фильм В Пензе 24 февраля 1984 года был открыт Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» директор Наталия Аркадьевна Кугель , в котором с 2003 года работает Театр Доктора Дапертутто. В 1999 году в Пензе был открыт памятник В. В честь 140-летней годовщины со дня рождения В. Мейерхольда в Санкт-Петербурге на ул. Бородинская д. Личная жизнь Всеволода Мейерхольда: 17 апреля 1896 года Мейерхольд обвенчался со своей сверстницей Ольгой Мунт, с которой был знаком с 1892 года и с которой вместе играл в любительских спектаклях. Свадьбу отпраздновал в Пензе, там же провели и медовый месяц.

В 1897 году у них родилась первая дочь Мария. Всего имел в этом браке трёх дочерей: Марию 1897—1929 , Татьяну 1902—1986 и Ирину 1905—1981. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Он оставил семью и Райх стала его женой, переехала к нему на Новинский бульвар. Потом они перебрались в новую, стометровую квартиру. Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным.

На этом месте еще в 1890-е годы существовал «парижский» кафешантан Шарля Омона, который позже превратился в театр «Буфф», а со сменой владельца в 1912 году — в театр «Зон». Начиная с 1920-х годов здесь располагался Театр вольной мастерской Мейерхольда. По задумке Всеволода Мейерхольда в новом театре сцена должна была расположиться в центре зала наподобие греческого амфитеатра. Над проектом в 1930—1933 годах работали молодые архитекторы-конструктивисты Михаил Бархин и Сергей Вахтангов. После того как в 1933 году утвердили общий план реконструкции, начались строительные работы. Но уже в процессе строительства выяснилось, что здание ГосТиМа не вписывается ни в ансамбль реконструируемой площади, ни во фронт застройки Тверской улицы. Так было принято решение усовершенствовать «новаторский» фасад, а дальнейшая разработка проекта легла на 2-ю архитектурно-планировочную мастерскую Моссовета под руководством Алексея Щусева. Также в проектировочных работах участвовали архитекторы Дмитрий Чечулин и Анатолий Жуков. В основу нового проекта легли наработки прежнего плана: объемно-пространственная композиция с угловым акцентом в виде башни, барельефы, колоннада, мозаичный фриз с изображением сцен из постановки Всеволода Мейерхольда «Ревизор».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий