В Омске осудили «куратора» игры для подростков. Далее от администратора смертельной группы «Синий кит» ребенок методично получает в течение 50 дней 50 различных заданий, которые требуется выполнить. «Синий кит» и группы смерти: за создателями началась охота. Молодой человек убедил несовершеннолетнюю девушку присоединиться к сетевой субкультуре «Синий кит» и давал ей задания с суицидальным уклоном. Еткульский районный суд вынес приговор почтальону из Москвы, который в свободное от работы время курировал группы смерти «Синий Кит» в социальных сетях.
"Синий кит" вернулся? Школьница из Гродно создала чат с суицидальными играми
а «синие киты» расползлись уже по всему постсоветскому пространству - закон еще не переписали. В России бывший участник войны против Украины, приговоренный за склонение детей к самоубийствам в игре «Синий кит», теперь выступает в школах с лекциями о патриотизме, передает "Синий кит" напугал родителей школьников в Арабских Эмиратах.
"РГ" провела расследование в связи с появлением "игр смерти" для детей
"Синий кит": почему ужесточение закона не останавливает "группы смерти" | Первая жертва в предсмертном видео упомянула о возвращении зловещей группы смерти «Синий кит». |
Экс-куратор игры «Синий кит» и ветеран «СВО» провел уроки патриотизма для российских школьников | В Москве задержан предполагаемый организатор «группы смерти» в интернете, которую называют «Синий кит». |
Куратор «Синего кита» получил три года колонии-поселения | Еткульский районный суд вынес приговор почтальону из Москвы, который в свободное от работы время курировал группы смерти «Синий Кит» в социальных сетях. |
«Правда или действие» и «группы смерти»: что вообще происходит? Комментарий психолога
Организаторы этих пабликов создавали вокруг детей такую атмосферу, которая могла подкосить даже взрослого человека: они присылали подросткам мрачную психоделическую музыку, видео, говорили с ними об их проблемах и убеждали: смерть — это выход. В прошлом ноябре Следственный комитет задержал администратора «групп смерти» Филиппа Будейкина и предъявил ему официальное обвинение по статье «Доведение до самоубийства». Следователи выяснили, что как минимум 15 подростков совершили суицид после игры, и ещё пятеро не успели это сделать, хотя собирались довести все до конца. В июле ему назначили наказание в виде трех лет и четырех месяцев лишения свободы в колонии поселения. А в июне в организации группы смерти «Синий кит» сознался Илья Сидоров.
Желающим давал задания — подняться на крыши домов или строительные краны и там себя сфотографировать, перебегать железнодорожные пути перед идущим поездом, наносить себе увечья — например, резать лезвиями руки. Позже его осудили на шесть лет - за склонение подростков к самоубийству. Но Глазов отслужил на СВО и вернулся домой.
Но, видимо, ничего умнее не придумал, чем создать для привлечения внимания такую группу». Губенко уверяет: Лис не создавал группу «Синий кит», а стал админом уже готовой группы. Также бывший адвокат Лиса считает, что потерпевшие по делу и «сами хороши».
Но сама она с собой ничего не делала. По словам Губенко, другая потерпевшая, которая реально пыталась совершить суицид, ранее, в 2015 году, уже пыталась сводить счеты с жизнью, но это никак не было связано с Будейкиным. Если говорить о пользователях этих «групп смерти», то они изначально неблагополучны, находятся без присмотра родителей и сами ищут такие группы, их никто туда не затягивает», — уверен адвокат. Хотя это абсолютно не тот случай, ведь это не педофилия! Насилия не было, но, если я не ошибаюсь, у него была попытка суицида, после которой его отправили в карцер вместо лазарета». Один раз этот конвоир дал Будейкину пинка». По его мнению, в деле Будейкина прослеживается международный след — раз в камеру к нему приходили сотрудники ФСБ.
Такие "группы смерти" несколько лет назад привели к многочисленным суицидам подростков в разных странах. Девятиклассница из Гродно была активной участницей аналогичных более крупных сообществ и решила попробовать себя в роли "куратора", создав аналогичный чат. В "группу смерти" входили не только подростки из Беларуси, но и других стран постсоветского пространства.
Кстати, о своем якобы изнасиловании 15-летняя школьница рассказывала другим подросткам в этом же месенджере.
Синий кит - задания, которые убивают
По версии следствия, Глазов размещал контент для тех, кто не хочет жить. Желающим давал задания — подняться на крыши домов или строительные краны и там себя сфотографировать, перебегать железнодорожные пути перед идущим поездом, наносить себе увечья — например, резать лезвиями руки. Позже его осудили на шесть лет - за склонение подростков к самоубийству.
Речь идет о «группах смерти». Злоумышленники отправляли детям электронные задания, кроме того, подросткам высказывались угрозы убийства и расправы над их родителями при отказе их выполнения. Участниками опасной игры стали десятки подростков по всей стране. С начала 2017 года только в Забайкалье покончили с собой шесть человек.
Еще семь юных забайкальцев-игроков проходят лечение в психиатрической больнице. По факту вовлечения несовершеннолетних в суицидальные игры в Чите началась доследственная проверка. Хэштег «в игре» Даша поставила на спор. Хотела доказать, что на нее никакие психологические крючки не действуют. Задания не выполняла, для отчета перед кураторами игры скачивала фотографии из интернета. Она одна из немногих, кто прошел «Синего кита» до конца и выжил.
В Москве задержан предполагаемый организатор «группы смерти» в интернете, которую называют «Синий кит». Его отправили в Челябинскую область, где расследуется громкое дело. По версии следствия, убийственные игры с детьми вел столичный почтальон. В глазах паника и ужас. Он ведь думал, что неуязвим, сидя на теплом диване перед монитором. Когда полицейские сомкнули наручники, кажется, понял: это не виртуальность, и тут так просто не исчезнешь. Признался во всем. Броситься в метро, правильно? Опускает голову.
Едва не плачет. Один на один с детьми в интернете он был гораздо храбрее. Рассказал оперативникам в деталях, как затягивал подростков в игру со смертью. Там игра заканчивается? Это задание он дал 13-летней школьнице в Челябинской области, небольшом селе Еткуль. Еще в апреле. Девочка проходила все испытания за полторы тысячи километров от куратора: сначала безобидные рисунки кита на руке, потом — порезы.
Новости СМИ2 Куратор в рамках странной игры для подростков склонял к самоубийству девочку-подростка из Еткульского района. Во время игры он придумывал для нее разные задания — в том числе порезать вены или прийти ночью в опасное место. Последним заданием было самоубийство, но от него можно было откупиться, заплатив 20 тысяч рублей.
Одному из кураторов группы смерти «Синий кит» вынесли приговор
Что нужно знать о группах «Синего кита»? | 360° | Автор описал потенциальную жертву «Синего кита» и просил рассказать обо всем родителям. |
Куратор «Синего кита» получил три года колонии-поселения | В России бывший участник войны против Украины, приговоренный за склонение детей к самоубийствам в игре «Синий кит», теперь выступает в школах с лекциями о патриотизме, передает |
«Виноваты не синие киты, а синие родители»: «Редакция» выпустила репортаж о группах смерти
Отличие от печально известных «групп смерти» «Синий кит» состоит в том, что «ролки» основаны на увлечении анимэ и игровой смене пола. С января 2017 года журналисты и родители активно обсуждают новую суицидальную игру «Синий кит», якобы пришедшую на смену «группам смерти». Невзирая на отсутствие доказательств, эксперты пугают россиян новостями о самоубийствах десятков подростков и. Игра Синий кит изначально была выгодна её создателю преследующего цель унести из жизни многих из подрастающего поколения.
«Синий кит» всплыл, когда о нем почти забыли. Группы смерти до сих пор собирают свою жатву
Меню сайта | Кто связал игру «Синий кит» с массовыми самоубийствами подростков. Новость о возрождении «групп смерти» предсказуемо была воспринята как угроза общемирового масштаба. |
«Правда или действие» и «группы смерти»: что вообще происходит? Комментарий психолога | Юга.ру | Чтобы принять участие в новой волне «Синих китов», нужно разместить на аватаре картинку с красной пентаграммой на черном фоне, опубликовать на «стене» хештеги, позвать в игру пятерых друзей, а затем ждать, когда куратор напишет и вышлет задания. |
Заключённый вёл группу «Синий Кит», вернулся с СВО и дал урок детям | | Дзен | "Синий кит": почему ужесточение закона не останавливает "группы смерти". 13 февраля, судя по ленте новостей во «ВКонтакте», игра приняла характер эпидемии: подростки размещали обращения «забери меня кит», «хочу в игру» ежеминутно. |
Синий кит. Тихий дом | Первая жертва в предсмертном видео упомянула о возвращении зловещей группы смерти «Синий кит». |
Оставшиеся в живых участники игры «Синий кит» рассказали о жутких правилах
Например, журналист Владимир Тодоров убеждён, что «в России никогда не было зловещей секты, целенаправленно доводящей подростков до самоубийства»: в роли анонимных кураторов выступают такие же подростки, как и их гипотетические жертвы [5]. Распространённость игры и мнения о ней[ править править код ] История с « группами смерти » стала известной после публикации в « Новой газете » 16 мая 2016 года статьи «Группы смерти». Журналисты утверждали, что за период с 2015 по начало 2016 годов около 130 детей погибли, участвуя в игре, но источники данной информации неизвестны [6]. Пик популярности игры пришёлся на февраль 2017 года, когда более 800 пользователей соцсетей опубликовали хештег синийкит, ожидая получения инструкций. По данным прокуратуры, в городе Усть-Илимск Иркутской области две школьницы, участвовавшие в игре, покончили с собой [7]. Как журналисты «Новой газеты», так и журналисты других изданий в своих статьях никогда не приводили никаких объективных данных о количестве жертв игры. Такое количество жертв не подтверждается и правоохранительными органами. Более того, обвинение фигурантам дела о группах смерти — Филиппу Будейкину, скрывавшемуся под псевдонимом «Филипп Лис» и его сообщникам — предъявлено не за доведение до суицида конкретных людей, а за «размещение аудиовизуальных произведений, тем обсуждений и высказываний, пропагандирующих тематику суицида» [2]. Ряд исследователей полагает, что популярность «Синего кита» связана со смертью Ренаты Камболиной, более известной как Рина Паленкова — школьницы, сделавшей селфи перед тем, как броситься под поезд, и что из стремления «подняться» на волне популярности Рины развилась идея о том, что человека можно довести до суицида через игру. Эта идея получила ещё большее распространение после того, как её приняли на веру многочисленные пользователи, состоявшие в антисуицидальных группах [8].
По мнению антрополога, специалиста исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора» Института общественных наук при РАНХиГС Марии Волковой, «Синий кит» — современная детская страшилка наподобие «Пиковой дамы». Она подписывалась на «суицидальные» сообщества и общалась с их участниками — большинство из них заинтересовалось «Синим китом» после публикаций в СМИ и пыталось понять, в чём же её суть. По мнению Волковой, культура взрослых также мифологична — взрослые пересказывали и тиражировали легенду о «Синем ките», думая, что иначе случится что-то плохое. По мнению руководителя отдела суицидологии московского НИИ психиатрии профессора Евгения Любова, « группы смерти » — это «патологические сообщества несчастных детей, нуждающихся во взаимопонимании». Также Лобов отмечает, что на самом деле «заразить» суицидом или безумием невозможно, но СМИ, раздувая истерию, сами подсказывают подросткам, находящимся «на грани», путь к суициду [9]. Главной причиной моральной паники среди родителей стали изменения в характере взаимодействия детей и молодёжи с Интернетом. Результатом этого оказывается повышенная тревожность родителей: их дети с раннего возраста имеют возможность постоянно и практически бесконтрольно общаться во множественных онлайн-пространствах, правила и язык которых родителям чаще всего непонятны. По мнению специалистов из РАНХиГС, «взрослые, погружённые в интернет меньше, чем подростки, воспринимают его как непонятную и опасную реальность» [8]. По мнению ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН , доктора исторических наук Дмитрия Громова , проблема детского суицида существовала всегда [11].
Психика поломана на нет. Есть синдром раздражительности и недоверия к взрослым. Взрослые у нее — враги, — сказал Сергей Цурко. С его слов, еще до трагедий ученики 43-й школы прошли тестирование на наличие суицидальных мыслей. В чем причины тревожной тенденции Эффект отождествления Ключевые свойства «ролок» — игровая форма смены пола, мотивы садизма, казней, убийств.
Вместо куратора к суициду друг друга призывают сами же дети, вовлекаясь в опасную забаву через героев аниме-трансгендеров. Попав в такую «ролку», ребенок быстро пропитывается ее идеями, ведь общение в группе идет практически круглосуточно, говорит специалист по кибермониторингу Евгений Венедиктов. Из «ВКонтакте» такие группы в последнее время перекочевали в Telegram. Это важная подмена не только юридически — на психику ребенка экстраполируется вся та грязь, которой напичкан этот игровой персонаж, — отметил эксперт. В «ролках» ребенок начинает отождествлять себя со своей ролью, а призывы к самоубийству персонажа принимает на свой счет, рассказал «Известиям» психолог Сергей Ениколопов.
Если бы человек не отождествлял себя с персонажем, никто бы в игры не играл, в них не было бы смысла, — добавил он. Последний призыв — из «ролки» под названием «ЛГБТ-лагерь».
Есть, с другой стороны, и ограничения. Во-первых, на кризисную линию ты в любом случае должен обратиться сам. То есть тебе как минимум нужно дозреть до обращения за помощью.
Это отсекает очень многих ребят с тяжелой депрессией, которые убеждены, что помочь им уже нельзя. Во-вторых, формат кризисной линии позволяет поговорить об актуальных чувствах, но к работе по формированию недостающих функций и навыков он не располагает. И если, например, обращается одинокий подросток, у которого нет друзей, потому что он не умеет общаться и боится это делать, то за час с ним можно поговорить про его страхи, но нельзя выстроить у него коммуникативные навыки. В-третьих, консультант на кризисной линии так же анонимен, как ты сам, и с ним не получиться выстроить настоящих отношений. Вопрос отношений особенно важен в ситуации текущего суицида — когда человек, например, уже успел вылезти на крышу и решил напоследок с кем-то поговорить.
Отношения — это последняя вещь, за которую можно ухватиться, когда больше тебя ничего не держит, и если собеседник говорит: «Я не хочу, чтобы ты уходил», — то есть разница, произносит ли эти слова человек, которого ты знаешь и любишь, или человек, с которым ты познакомился только что. Из этих соображений логически вытекает второй ранний формат помощи — а именно, шефство. Шефством над конкретными подростками практически с самого начала занимались волонтеры, основной задачей которых была идентификация кураторов суицидальных игр. Когда волонтер сидит в чате и общается с подростками, то естественным образом выстраиваются какие-то отношения, и с кем-то из ребят они будут особенно близкими. У подростка появляется надежный объект привязанности, человек, которому он доверяет, и когда возникают какие-то проблемы — любые проблемы, начиная от насморка, заканчивая желанием выйти в окно, — то он обращается со своими проблемами именно к этому человеку.
Ограничение здесь понятное — отдельно взятый волонтер не может дружить таким образом с большим количеством подростков. И времени не хватит, и эмоционально тяжело. По опыту группы «Китобой» потолок, после которого начинается стремительное выгорание, — это два-три постоянно нуждающихся в контакте кризисных подростка на одного волонтера. Положим, в плотном сопровождении нуждаются не все члены сообщества, а только те, кто находится в особенно тяжелом состоянии и при этом не имеет других близких контактов. Но потребность переговорить о чем-то волнующем со знакомым надежным человеком периодически возникает у многих.
И здесь мы опять же упираемся в нехватку рук. Когда волонтеры сильно ограничены во времени, они начинают игнорировать сообщения в личку, за исключением кризисных, и это, на самом деле, совершенно неполезный для сообщества посыл — «чтобы на тебя обратили внимание, ты должен начать умирать». Есть большая потребность в людях, которые занимались бы именно шефством. Например, в таком качестве очень востребованы люди с собственным опытом аффективных расстройств, поскольку они хорошо понимают специфику депрессивных состояний и могут поделиться опытом, как из этих состояний вылезать. От шефа не требуется глубоких познаний в области психологии.
Ему в любом случае нужна определенная подготовка, но не масштабов законченного психологического или педагогического образования. Основные умения — быть эмоционально теплым и внимательно слушать, не осуждая собеседника за то, как он поступает, потому что в шефе нуждаются в первую очередь как в близком друге. Есть одно «но». Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться». Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут.
Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно. Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут. Да, он психолог, да, это его работа — попытаться остановить суицидента, но даже работа психолога, проведенная по всем правилам искусства, не дает стопроцентной гарантии, что человек выживет. С другой стороны, нужно будет как-то жить дальше с тем, что этого человека ты не удержал.
И нужно принимать возможность того, что однажды кого-то можно не удержать. Естественно, если волонтер работает не как одинокий рейнджер, а в рамках команды, то есть возможность по ходу разговора запросить рекомендаций у более опытных товарищей, инициировать спасательную операцию при необходимости, но в любом случае, когда у тебя в личных сообщениях начинает умирать человек — это страшно. Еще один распространенный миф — это что с чужим несовершеннолетним ребенком без разрешения родителей общаться незаконно. Общение как таковое тоже ненаказуемо иначе, как мы догадываемся, надо было бы сразу привлечь половину интернета , наказуемо вступать с чужим несовершеннолетним ребенком в интимную переписку — это статья 135 УК РФ. Если тринадцатилетний человек приходит в чат и хочет поговорить там про то, что его в школе травят, то для того, чтобы пообщаться с ним на эту тему, не нужно ни образования, ни чьего-либо разрешения, достаточно иметь желание и время.
Но, как мы понимаем, если человек находится в тяжелом состоянии, желательно, чтобы он пообщался все-таки с профильным специалистом. Одно из направлений работы волонтеров собственно в этом и заключается: во-первых, убедить подростка, что ему нужно пообщаться с психологом или психиатром, во-вторых — маршрутизировать его в нужном направлении. Как ни парадоксально, первое зачастую существенно проще! Сама идея, что проблемы можно решить не только выходом в окно, а настроение чинится не только кровопусканием, а еще хорошо подобранными препаратами, многими воспринимается благосклонно — особенно, если уточнить, что в стационар ложиться необязательно, можно наблюдаться амбулаторно. А вот дальше встает вопрос, куда послать.
Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется. Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям. В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная. Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего. Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре.
Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте. Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме. А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить. В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом. Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить.
Мира: Нет. Просто трачу время. Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать. Мира: Ну незнаю. Я все скрываю Е.
Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает. Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать. Мира: Ну стремно они мамены подруги. Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут?
Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством. МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел?
Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет. Тупо снотворное лошалинная доза. Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает.
А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено. С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует. Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо.
Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату. Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают. Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных».
Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой.
Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга. Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков.
На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все. Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!!
Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой. Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах.
Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят. То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания. В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни.
Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий. Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать.
Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки? Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом. И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя.
Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе. Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий. В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры. Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся.
Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать. Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики. Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше. Где-то еще в самом начале работы группы поддержки я попыталась хотя бы частично реализовать там Penn Prevention Program — это программа профилактики суицидального и аутодеструктивного поведения, которая используется в американских школах и американской армии. На русском языке адаптированный для семейного использования вариант этой программы публиковался под заголовком «Ребенок-оптимист».
По содержанию PPP — это по сути вся та же самая когнитивно-поведенческая терапия. PPP у нас не зашла. Во-первых, мы уткнулись в то, что некоторые вещи нужно было объяснять, а ребятам было тяжко слушать аудиосообщения длиннее тридцати секунд. Это было ожидаемо: в депрессивных состояниях вообще все тяжело, и удерживать внимание — тоже. Во-вторых, оказалось, что для значительной части группы когнитивная модель недоступна интеллектуально.
И это тоже было предсказуемо, с учетом, что в «ките» скапливаются дети с трудностями обучения в школе. В-третьих, программа предполагала выполнение хотя бы каких-то домашних заданий, а делать задания не было ни сил, ни желания и сама формулировка задачи часто оказывалась непонятной. Возможно, в условиях классной комнаты все то же самое сработало бы несколько лучше, но для чата это оказался нерабочий вариант. Нельзя сказать, чтобы этот опыт был вообще бесполезным — после попыток взять штурмом PPP мы стали больше разговаривать про чувства и отношения, — но нужно было искать какие-то другие подходы. Напрашивалась мысль, что если дети пришли в «кита» играть, значит с ними можно во что-нибудь играть.
Вместо куратора к суициду друг друга призывают сами же дети, вовлекаясь в опасную забаву через героев аниме-трансгендеров. Попав в такую «ролку», ребенок быстро пропитывается ее идеями, ведь общение в группе идет практически круглосуточно, говорит специалист по кибермониторингу Евгений Венедиктов. Из «ВКонтакте» такие группы в последнее время перекочевали в Telegram.
Это важная подмена не только юридически — на психику ребенка экстраполируется вся та грязь, которой напичкан этот игровой персонаж, — отметил эксперт. В «ролках» ребенок начинает отождествлять себя со своей ролью, а призывы к самоубийству персонажа принимает на свой счет, рассказал «Известиям» психолог Сергей Ениколопов. Если бы человек не отождествлял себя с персонажем, никто бы в игры не играл, в них не было бы смысла, — добавил он.
Последний призыв — из «ролки» под названием «ЛГБТ-лагерь». Эксперты назвали самые безопасные приложения Точного количества таких групп, и тем более вовлеченных в них детей установить невозможно — они распространены не только в мессенджерах и соцсетях, но и на популярных видеохостингах и в игровых чатах, объяснил Евгений Венедиктов. С посадкой за решетку в июле 2017 года на три года и четыре месяца администратора «Синих китов» Филиппа Будейкина, больше известного под зловеще-романтическим псевдонимом Филипп Лис, группы этой направленности никуда не делись, а лишь мимикрировали, сменив названия.
Да и сам Лис давно вышел на свободу, где мог вернуться к своим прошлым «увлечениям», только более «аккуратно», предположил Евгений Венедиктов. Он не исключил, что чем-то подобным Лис мог заниматься даже сидя за решеткой. Сам суицидальный паблик «Синий кит», ставший уже деструктивным «брендом», перевоплотился в тематическое сообщество «Синий лис» «ВКонтакте».
Синий кит вернулся? За прошедшую неделю отмечен всплеск суицидов среди подростков
Может ли школа спасти ребенка? По версии следствия, двоих подростков организаторы группы «Синий кит» в социальной сети «ВКонтакте» склоняли к самоубийству. Дело «Синего кита»: эксклюзивные подробности уголовных дел о кураторах суицидальных групп в Челябинске. "Игра-самоубийство" Синего кита подталкивает подростков к самоубийству, и теперь она достигла британских берегов. Отличие от печально известных «групп смерти» «Синий кит» состоит в том, что «ролки» основаны на увлечении анимэ и игровой смене пола.