Новости шурави кто такие

Автор подкаста Сергей Простаков рассказывает, как к нему пришла идея «Шурави», как он создавался и раскручивался. Кто такие шурави? Шурави — это этническая группа, проживающая на Кавказе. Россия — уникальная страна, многонациональная и многоконфессиональная, и те, кто совершил теракт в «Крокус Сити Холле», преследуют одну цель — разделить российское общество, нарушить его единство, привести к хаосу и смуте.

"Шурави" - кто это? Происхождение и значение слова

Одним словом, в эту пороховую бочку достаточно было бросить спичку — а бросили факел, и не один, а сразу несколько. Вначале местная верхушка попыталась решить проблемы путём «смены вывески». В 1973 году, во время визита короля Афганистана Захир-Шаха в Италию, в Афганистане произошёл государственный переворот. Власть была захвачена, как и полагается при феодализме, родственником Захир-Шаха, его двоюродным братом Мухаммедом Даудом. Формально была провозглашена республика, но, разумеется, Дауд в должности президента сконцентрировал всю власть в своих руках — например, парламент, существовавший при королевстве, при республике! Политика президента была типичной для прогрессистских диктатур стран Востока того времени. И везде, кроме двух последних стран, эти модернизационные проекты провалились или испытывают серьёзные проблемы. Потом это бесполезно.

Конечно, сложно представить, чтобы человек, проживший в Афганистане всю жизнь, не понимал складывающейся обстановки. Но именно это произошло с Даудом — его реформы не устроили ни исламистов, ни социалистов. Причём консервативные исламские круги были возмущены поскольку, как это не парадоксально, несмотря на то, что коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана была в тот момент запрещена, кадры даудовских органов власти, вплоть до силовых, формировались именно из её членов. Собственно говоря, про исламистов рассказывать особо нечего, эти джентльмены, к сожалению, нам теперь хорошо знакомы. В 1975 году они временно объединились против Дауда, организовав партию Исламское общество Афганистана, объявили ему джихад и устроили восстание, которое было подавлено. Именно тогда прозвучали имена будущих самых влиятельных полевых командиров душманов — Бурханутдина Раббани, Ахмада Шаха Масуда, Гульбетдина Хекматияра. Он, кстати, был наиболее радикальным и после провала мятежа, создал свою Исламскую партию Афганистана.

Социализм с двумя крыльями С левым движением с афганской спецификой вопрос более интересный, тем более, что именно действия Народно-демократической партии Афганистана, которая поставила своей целью построение здесь социализма, в конечном итоге привели к гражданской войне и последующему вводу советских войск. Здесь надо сделать одно важное замечание. Однако это очень и очень далеко не так. В этом отношении, впрочем, как и по своим последствиям, события в Афганистане напоминают ситуацию в ходе гражданской войны в Испании в конце 1930-х годов. Конечно, если бы республиканцы при поддержке Союза и других прогрессивных сил, победили франкистов, помогавших им гитлеровцев и итальянских фашистов, избежать начала Второй Мировой войны в любом случае вряд ли бы удалось. Но, возможно, у стран, выступавших против нацизма, появилось бы дополнительное время на подготовку, их действия были бы более скоординированными. К сожалению, если фашисты выступали единым фронтом, то в лагере их противников было настоящее кубло — анархисты, троцкисты, правые социалисты — и так далее, и тому подобное.

Но они всячески ставили палки в колёса всем здоровым силам, в том числе и просоветским, дискредитировали саму идею. Чего только стоят расправы леваков над католическими священниками! Собственно, нечто подобное произошло в Афганистане после Апрельской или Саурской революции 27 апреля 1978 года. Прочитав по этой проблеме не один десяток статей, так и не нашёл, чтобы эта тема нашла своё отражение. Дело в том, что к тому времени, концу 1970-х годов международное коммунистическое движение испытывало глубочайший кризис. Он начался далеко не после распада СССР. Точкой отсчёта можно назвать «разоблачение культа личности» И.

Сталина, произведённое Никитой Хрущёвым. Это вызвало размежевание, а то и полный разрыв со многими компартиями — от Албании и Румынии, до Китая и Северной Кореи. Вторая линия раскола — это возникновение «еврокоммунизма». Его представители включились в хор голосов, критикующих Союз за нарушение «прав человека». А Китай под флагом маоизма начал, как говорится, перетягивать одеяло на себя и собрался стать вместо СССР лидером международного коммунистического движения. Здесь же активизировались леворадикальные террористические группировки вроде итальянских «Красных бригад» и немецкой «Фракции Красной Армии». Вопрос с Пол Потом в Кампучии-Камбодже и «красными кхмерами» отдельный и очень сложный, но их деяния позитивного имиджа коммунизму также не добавляли.

И всё это отражалось на реноме СССР, как изначального центра практической реализации коммунистических идей. На фоне таких событий ничего не стоило направить мировое общественное мнение против Союза. Вернемся к НДПА. Она была создана в 1965 году писателем и журналистом Нур Мохаммадом Тараки, который прославился своим творчеством в защиту афганской бедноты ещё в 1930-х годах. Его называли «афганским Максимом Горьким». Это совершенно типичный случай — по всему миру в развивающихся странах левые партии основывала, как правило, интеллигенция. Кстати, Тараки родился в семье крестьянина и высшего образования не имел, что не мешало ему поработать пресс-секретарем афганского посольства в США и переводчиком диппредставительства Штатов в Кабуле.

Второй видный деятель афганских социалистов Бабрак Кармаль был сыном целого генерала. По заграницам не ездил, выучился в Кабульском университете. Наконец, третья ключевая персона — Хафизулла Амин. Он, как и Тараки, тоже не из простых — родился в семье начальника тюрьмы, но выучился там же, где Кармаль, получив степень бакалавра по ультрамодным тогда физике и математике. А вот завершил он обучение в Колумбийском университете в США. Думается всё несколько сложнее и, не отвергая совсем версию с американскими спецслужбами, надо понимать, что дальнейшие действия этих персон, как у того же Салот Сара, он же Пол Пот, были продиктованы царившими в их голове эклектической идеологией, от леворадикальной, до совсем не марксистской. Надо отметить, что Ленина они наверняка все читали, поэтому усвоили тезис из статьи Владимира Ильича «С чего начать?

Поэтому и афганские левые начали с этого шага, причём изданий было организовано целых два — «Хальк» «Народ» Тараки и «Парчам» «Знамя» Кармаля. Именно вокруг них сформировались две фракции НДАП. При этом сторонники обоих крыльев партии делились как по социальному, так и по национальному принципу. В «Парчам» шли горожане, образованные сословия, которые в Афганистане в тот момент были, как правило, таджиками и остальными национальными меньшинствами. Итак, объективными причинами переворота стал крах экономического и политического курса режима Дауда. Попытка ускоренного внедрения капитализма с западной помощью привела к тому, что, как всегда, богатые стали ещё богаче, бедные — ещё беднее. Последнее в условиях Афганистана зачастую означало голодную смерть.

Поэтому из страны двинулись потоки беженцев. С субъективной же стороны, НДАП, которая, кстати, перед революцией, в 1977 году вновь объединилась, несмотря на противоречия занималась неустанной пропагандой и имела сторонников не только в широких слоях населения, но и в органах управления, среди силовиков. Вкратце о событиях революции. Тараки, Кармаль и Амин оказались за решёткой. Однако Амин с помощью своего сына передал верным партии воинским частям заготовленный ещё в марте приказ о начале вооружённого восстания. После этого сторонники НДПА в армии начали действовать. Скоротечные, но ожесточённые бои прошли 27-28 апреля с применением авиации, артиллерии и танков.

Надо отметить, что, наверное, в начале 1960-х и Кармаль, и Амин, и Тараки были милыми интеллигентными людьми. Но партия — это не клуб по интересам. Люди очень меняются, занимаясь реальной политикой, где вход — рубль, а выход — вперёд ногами.

Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к границам этого государства. Кабульскому эмиру тогда подчинялись далеко не все местные племена, но это не мешало ему оказывать отчаянное сопротивление британским вторжениям. Англия тогда полагала, что земля горных кланов должна надежно прикрывать от россиян Индию — бриллиант в короне Британской империи. Поэтому ее несколько раз пытались завоевать с разной степенью успешности. Афганцы были рады любой помощи и усиление влияния Петербурга приняли очень благожелательно. Правда, контакты тогда были только между приближенными эмира, горсткой офицеров и немногочисленными русскими посольствами и местными резидентами.

Простой народ о могучем северном государстве не знал совсем ничего. Соответственно, необходимости как-то называть его жителей не имелось. Но после появления на исторической арене Советского Союза связи усилились. СССР даже стал первой страной, которая признала Афганистан в качестве независимого государства. Он только что освободился от британского протектората и даже принял конституцию. Правда, в 1929 и 1930 годах Красная армия вторгалась на чужую территорию погонять среднеазиатских басмачей, но на отношения с центральным правительством страны это не шибко-то повлияло. Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства. Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидского и арабского слова шура, то есть совет. Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок.

Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы. Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными.

Тактика бойцов советского спецназа, заимствованная у душманов, на примере последнего боя Амангельды Жантасова состояла в следующем: для уничтожения банды моджахедов спецназовцы заняли высокогорные позиции над тропой, по которой должны были пройти «духи», в несколько ярусов — одна группа над другой. Подобное рассредоточение увеличивало обзор местности и, соответственно, сектор ведения огня. Кроме того, уменьшалась вероятность поражения сразу нескольких спецназовцев от взрыва гранаты или мины — радиус действия их осколков, как правило одноуровневый.

Зная об отличной ориентировке душманов в условиях горной местности, Жантасов приказал открыть огонь по группе моджахедов со сравнительно дальнего расстояния. Ближе, на бросок гранаты, «мусульмане» противника не подпускали. Спецназовцы не позволяли «духам» рассеяться, били в основном одиночными — берегли патроны до подхода основной роты. Когда моджахедов обстреляли два советских МИ-24, душманы стали отходить. Имея задачу на их уничтожение, группа Жантасова пошла на сближение с отступающей бандой, продолжая находиться на господствующих высотах.

Как известно, через год СССР, как великая страна, перестал существовать, и награда затерялась. Возможно, ее специально затеряли ввиду начавшихся в 1991 году известных политических событий в Чеченской Республике. Лишь спустя 18 лет награда нашла героя. В 2008 году Руслану была вручена Золотая звезда Героя Советского Союза — одна из последних советских боевых наград. Афганистан стал местом, где напрочь отсутствовало понятие «национальность».

Когда боец сдавал свою кровь тяжелораненому, он не спрашивал, какой он национальности и вероисповедания. Там были другие ценности, такие, как братство, дружба, взаимовыручка, оказание помощи, казалось бы, из безвыходной ситуации… Я отчетливо помню рассказ своего родственника Хусейна Цамараева, прошедшего Афганистан. Он был танкистом, а его земляк по имени Имран служил в десантно-штурмовой бригаде. В одной из немногих встреч он рассказал Хусейну историю, которую я не могу забыть. Целью опасного задания было уничтожение крупной перевалочной базы противника с огромным количеством боеприпасов. Поначалу все складывалось благополучно. Без особых происшествий добрались до места расположения базы, устроили грандиозный «фейерверк» и без потерь стали отходить. Очнувшиеся от такой дерзкой вылазки «шурави» так назывались военнослужащие Советской Армии , моджахеды организовали преследование, регулярно вступая в боевой контакт с десантниками. Несмотря на свои потери, душманы продолжали упорно наседать. Для самостоятельного отхода к своим и рассеивания преследователей десантники решили рассредоточиться по пять человек.

Командиром отделения был назначен Имран. Его группа пробиралась по наиболее сложному горному маршруту. Вскоре появились первые раненые. Уходить стало еще труднее. В момент отчаяния Имран решил остаться, чтобы прикрыть отход товарищей. В минуту передышки он сказал о своем решении. В наступившем молчании, которое, казалось, длилось вечность, а на самом деле какие-то секунды, раздался голос одного из бойцов. Его все звали Санькой, вероятно, за слишком уж мальчишеский вид. Это было его первое боевое крещение. Имран опешил от такой просьбы, как будто речь шла о чем-то обыденном.

Сказано, уходить всем! У вас у всех есть родители. А у меня нет никого, я детдомовец. Так что плакать по мне некому, — сказал он с грустной, какой-то извиняющейся улыбкой. Несмотря на приказание, а затем и уговоры, Санька остался там. Навсегда девятнадцатилетним…Благодаря ему оставшиеся бойцы благополучно вышли в расположение своих войск. Я не знал этого парня, но запомнил его навсегда. Житель с. Гехи Руслан Саралиев в свои восемнадцать лет попал сразу в Афганистан, прослужив зенитчиком ровно два года срочной службы. Он вспоминает, как после тифа он оказался в госпитале, ему предложили комиссоваться.

При встрече со своими земляками он рассказал им об этом предложении.

Шурави,что такое Афган

Среди моджахедов был популярен девиз "Марг бар шурави", что означает "смерть Советам". На сегодняшний день по уточненным данным, в том числе и сотрудниками Музея «ШУРАВИ» (г. Екатеринбург), данные выглядят следующим образом. Между тем в 1980-х годах, во время боёв с предшественниками нынешних боевиков — моджахедами или, по-нашему, душманами — в рядах шурави служили женщины из СССР. Всем кому не безразлична наша история, кто имеет заряд энергии и инициативу открыта дорога в члены группы военно – исторических реконструкций «Шурави».

Что такое "шурави"? Происхождение слова

истор. советский человек, советские люди (в речи афганцев) Шурави высоко оценивают этот кишлак! Слово «шурави» (советский) сегодня уважительно звучит в устах многих. Сегодня «шурави» называют друг друга те, чьи судьбы опалила афганская война, в чьих душах и сегодня болью отзывается слово «Афган». Новости. Трансляции. Главная. Мир Фактов. Кто такие Шурави? СССР. Средняя Азия.

«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах

Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика тадж. Более того, оно употреблялось даже на официальном уровне, для подчёркивания важности сотрудничества Афганистана с Советским Союзом: в частности, общеупотребительное приветствие «Шурави — хуб асти» [2] и другие приветствия адресованные советским гостям [3].

Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидского и арабского слова шура, то есть совет. Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы.

Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави.

Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ. Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы — это давние и хорошо знакомые соседи. Собственные имена у них имелись. Война 1979-1989 годов давно забыта, афганцы на русских за нее теперь и не думают обижаться. Поэтому и отрицательный смысл у прежней презрительной клички опять пропал. Шурави — это такие европейцы, которые ведут себя так же, как и азиаты.

И они лучше, чем спесивые американцы и англичане, которые не считают другие народы равными себе. Что означают слова — Шурави, бача, дукан, кишмишевка Салам, шурави! Уверен, что многие не однократно слышали это приветствие или встречали на страницах интернета. Сегодня я хочу вспомнить и рассказать подробности, и как звучит перевод. Ведь не все правильно понимают смысл слов или знают почему именно так прив етствовали жители Афганистана Советских солдат. Вот и получилось, что Советских воинов-интернационалистов стали звать « Шурави».

При этом американские военные всячески пытались вытравить из памяти афганцев хорошие воспоминания о пребывании здесь советских войск. Многие россияне, посетившие Афганистан в 2000-х, с сожалением отмечали, что статус "шурави" уже не имеет того значения, как в 1990-х. В 2010 году журналист Равшан Темуриен, работавший переводчикам во время Афганской войны, в интервью информационному агентству "Фергана" отмечал, что после девятилетнего нахождения американских войск в Афганистане можно провести сравнение с аналогичным периодом пребывания в этой стране ограниченного контингента советских войск.

И это сравнение, со слов Равшана, почти всегда не в пользу США. Афганцев очень сильно раздражают методы войны, исповедуемые коалицией. Американцы все в шлемах и бронежилетах, идут всегда цепочкой, оружие наготове, в случае чего палят куда ни попадя.

А советский солдат оружие держал на ремне и шел ни от кого не прячась, - передавал Темуриен слова одного из бывших моджахедов. Командир Северного альянса Ахмад-Шах Масуд отмечал, что советские солдаты, как и его бойцы, были настоящими воинами, которые хоть и воевали друг против друга, но делали это честно. А вот натовцы, говорил Масуд, воевали грязно, допускали очень много ошибок, особенно во время бомбардировок, при которых гибла масса мирных жителей.

Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды. Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик». Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны. Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать. И даже устраиваются на работу. Бача считается мужчиной не только у себя дома, но и за его пределами.

О нем всегда говорят только с использованием мужского рода. С годами родители уже не могут игнорировать естественной половой принадлежности — природу не обманешь, в отличие от соседей которые вполне могут и не подозревать, что их сын дружит с «бача пош». К моменту полового созревания девочки, превращенные в мальчиков, лишаются всех социальных преимуществ и считаются обычными девушками. И меняют свойственную мужчинам свободу на девичью незаметность, стыдливость и скромность. В самом буквальном переводе «бача» с ударением на последнем слоге означает просто «парень», «пацан». В русском языке смысл слова «бача» был коренным образом изменен, оно получило самостоятельное значение.

Оно значило что-то вроде «родной», «брат», «друг».

15 февраля. Кто такие Шурави?

Кто такие Шурави? СССР. Средняя Азия. Афганистан. Афганцы. Кто такие мальчики-бачи и какую роль они сыграли в истории Средней Азии.
15 февраля. Кто такие Шурави? Главная» Новости» Шурави кто такие.
Чеченские «шурави» служить или честно трудиться «на гражданке».
"Шурави – это слово еще не забыто" / Россия и мир Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом.

Происхождение афганского шурави от тотема

истор. советский человек, советские люди (в речи афганцев) Шурави высоко оценивают этот кишлак! На сегодняшний день по уточненным данным, в том числе и сотрудниками Музея «ШУРАВИ» (г. Екатеринбург), данные выглядят следующим образом. Шурави это солдаты советских оккупационных войск в Афганистане,а про "Бача" впервое слышу. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом. Россия — уникальная страна, многонациональная и многоконфессиональная, и те, кто совершил теракт в «Крокус Сити Холле», преследуют одну цель — разделить российское общество, нарушить его единство, привести к хаосу и смуте. Статья рассказывает о происхождении и значениях слова "шурави", которым в Афганистане называли советских солдат.

«Дурак, зря воевал с русскими». Почему в Афганистане любят «шурави»?

Салам шурави перевод с афганского Кто такие шурави в афганистане. мятежники пытаются вызвать ненависть населения к шурави — то есть к нам, советским.
За что сражались «шурави» Не ошибусь, если скажу, что «Шурави» вот уже четверть века является мощнейшим центром патриотической работы в Ржеве и Ржевском районе.
Кто такие шурави и бача? Позже отремонтировали, однако его по-прежнему именуют «тоннелем шурави».

Война глазами «шурави»

Более того, оно употреблялось даже на официальном уровне, для подчёркивания важности сотрудничества Афганистана с Советским Союзом: в частности, общеупотребительное приветствие «Шурави — хуб асти» [2] и другие приветствия адресованные советским гостям [3]. Негативную коннотацию слово приобрело на рубеже 1970-х и 1980-х гг. Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны , как автоэтноним «Мы — шурави».

По сути Дукан - это торговая лавка в кишлаке или городе. Духанщики торговали всем от жевательной резинки и до видеомагнитофонов. Японская техника, швейцарские часы - все это можно было всегда купить в лавке. Цены, как и на всех рынках Афганистана были разные и необходимо было активно торговаться - иначе заплатишь втридорога. Про историю о Кабульских духанщиках - я уже писал в статье.

Благо опыт был — на примерах соседних Туркмении, Узбекистана и Таджикистана, где также пришлось ломать феодальные устои, строить города и разбивать поля посреди пустынь. Шурави — значит неверный, враг Вообще «шурави» переводится с арабского как «советский». Сам термин появился еще в 1920-х гг. Изначально никакого негативного контекста это прозвище не несло. Уже на рубеже 70-80-х гг. Впрочем, с приходом американцев в нулевых термин опять стал если и не положительным, то нейтральным. Многие российские корреспонденты вспоминают, что в начале 2000-х гг. В 1980-х гг. Прекрасный народ и настоящие воины «Вот встает русский солдат во весь рост, идет прямо на тебя и стреляет в упор. Вот это воин!

А вот завершил он обучение в Колумбийском университете в США. Думается всё несколько сложнее и, не отвергая совсем версию с американскими спецслужбами, надо понимать, что дальнейшие действия этих персон, как у того же Салот Сара, он же Пол Пот, были продиктованы царившими в их голове эклектической идеологией, от леворадикальной, до совсем не марксистской. Надо отметить, что Ленина они наверняка все читали, поэтому усвоили тезис из статьи Владимира Ильича «С чего начать? Поэтому и афганские левые начали с этого шага, причём изданий было организовано целых два — «Хальк» «Народ» Тараки и «Парчам» «Знамя» Кармаля. Именно вокруг них сформировались две фракции НДАП. При этом сторонники обоих крыльев партии делились как по социальному, так и по национальному принципу. В «Парчам» шли горожане, образованные сословия, которые в Афганистане в тот момент были, как правило, таджиками и остальными национальными меньшинствами. Итак, объективными причинами переворота стал крах экономического и политического курса режима Дауда. Попытка ускоренного внедрения капитализма с западной помощью привела к тому, что, как всегда, богатые стали ещё богаче, бедные — ещё беднее. Последнее в условиях Афганистана зачастую означало голодную смерть. Поэтому из страны двинулись потоки беженцев. С субъективной же стороны, НДАП, которая, кстати, перед революцией, в 1977 году вновь объединилась, несмотря на противоречия занималась неустанной пропагандой и имела сторонников не только в широких слоях населения, но и в органах управления, среди силовиков. Вкратце о событиях революции. Тараки, Кармаль и Амин оказались за решёткой. Однако Амин с помощью своего сына передал верным партии воинским частям заготовленный ещё в марте приказ о начале вооружённого восстания. После этого сторонники НДПА в армии начали действовать. Скоротечные, но ожесточённые бои прошли 27-28 апреля с применением авиации, артиллерии и танков. Надо отметить, что, наверное, в начале 1960-х и Кармаль, и Амин, и Тараки были милыми интеллигентными людьми. Но партия — это не клуб по интересам. Люди очень меняются, занимаясь реальной политикой, где вход — рубль, а выход — вперёд ногами. Уже через некоторое время революционеры, как водится, стали расправляться друг с другом. Но перед этим НДПА приступила к реформам и обратилась за помощью к СССР, с просьбой значительно увеличить её масштаб — как экономической, так и силовой составляющих. События развивались стремительно, поскольку даже достаточно умеренные действия Дауда в отношении сторонников ислама вызвали уже упоминавшееся восстание. А социалисты действовали куда радикальнее, стала набирать обороты репрессивная машина. Кроме того, социалистические реформы не устроили тех, кто уже чувствовал при капитализме как рыба в воде. Взять того же Бурханутддина Раббани, который до Апрельской революции был одним из крупнейших торговцев-экспортеров ковров и занимался контрабандой. А действия НДАП в сельской местности, вроде освобождения бедных дехкан от долгового рабства, сделали её врагом сельских богачей. Другая реформа восстановила против новой власти уже «середняков», если пользоваться нашей терминологией. Суть реформы сводилось к тому, что у крупных собственников конфисковывались излишки земли в размере 30 джарибов 6 гектаров и безвозмездно передавались крестьянам. А в итоге «под раздачу» попали именно средние землевладельцы. Издевались представители новой власти, как и положено леворадикалам, и над исламским духовенством. Самое важное, судя по всему в том, что именно левацкие замашки «хальковцев», которых в партии было большинство, быстро настроили против неё основную массу афганцев, которых НДАП, вроде бы, собиралась освободить от феодального и капиталистического гнёта. На пороге гражданской войны Что касается Союза, то Саурская революция, как говорят осведомлённые очевидцы, стала для его руководства неприятным сюрпризом, несмотря на то, что Дауд больше дружил с Западом, чем с СССР. Но, по крайней мере, при нём события, как виделось из Москвы, развивались предсказуемым путём. Ничего не оставалось делать, как откликаться на просьбы Кабула о том, чтобы срочно направить в Афганистан советских советников — партийных, военных, хозяйственных, а также сотрудников КГБ СССР для оказания помощи в организации органов безопасности ДРА. Формально новый уровень отношений между двумя странами был зафиксирован 5 декабря 1978 год, когда в Москве был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Демократической Республикой Афганистан. А теперь главное — почему всё же советники из СССР так и не остались в ДРА «тихими русскими», почему возникла необходимость для ввода войск? Начнём с того, что вторая половина семидесятых годов был очень бурным временем и международная обстановка на границах Союза складывалась для него крайне негативно. Вот лишь небольшой перечень событий. В Западной Европе готовится размещение американских ракет средней дальности, знаменитых «Першинг-2». Их подлётное время до Москвы составляет считанные минуты. В 1979 году в Иране после Исламской революции к власти приходит аятолла Хомейни. Местная «Народная партия Ирана» социалистической ориентации разгромлена, тысячи её членов были убиты, десятки тысяч брошены в тюрьмы. Идём дальше. Немногим ранее, в 1977 году, там происходит военный переворот и генерал Зия-уль-Хак, в отличие от Хомейни, одновременно внедряет исламские порядки и тесно сотрудничает со Штатами. Опять же в 1979 году отношения СССР с Китаем и так более десяти лет к тому времени балансировавшие на грани крупномасштабной войны за десятилетие до этого произошли события на острове Даманский вновь обострились. Огромный вал внешнеполитических проблем требовал чёткой и быстрой реакции. Следовало ли её ждать от брежневского Политбюро, большинству ключевых членов которого было далеко за 70? В последствии все вышеупомянутые страны — США, Иран, Пакистан, Китай, кто в большей, кто в меньшей степени, но приложили руку к финансированию моджахедов, к их подготовке, снабжению оружием, боеприпасами, связью, медикаментами. Во многих из эти стран душманы отдыхали от боёв, лечились, тренировались, спасались от преследования. Тем временем темп событий в Афганистане начинает ещё более ускоряться. Погибли более двух тысяч человек. На фоне этих событий афганской руководство начинает бомбардировать Москву телеграммами о помощи и введении наших войск. Председателю Совета министров Алексею Косыгину поручили выяснить положение в Афганистане, который переговорил по телефону с Тараки. После анализа обстановки следует отказ. Мне думается, что… нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну. Надо объяснить… афганским товарищам, что мы можем помочь им всем, что необходимо… Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им», — сказал 19 марта на заседании Политбюро Л. Но в это же время к активным действиям приступают американцы. Впоследствии эта тайная помощь выросла в беспрецедентную по масштабам операцию ЦРУ «Циклон». Ежегодное ее финансирование программы с 20—30 миллионов долларов к 1987 году возросло до 630 миллионов. Но обстановка в ДРА дестабилизировалась не только извне, но и изнутри. И здесь в верхушке НДАП начались разборки. Они оставляют тяжёлое впечатление. Вот представьте, чтобы Троцкий, Сталин, Зиновьев и Каменев, противоречия между которыми были задолго до революции, начали биться друг с другом где-нибудь в 1919 году, когда, как в то время говорилось, «Советская Республика в огненном кольце фронтов»? Нет, они отложили выяснение отношений до тех пор, пока власть большевиков не укрепится в достаточной мере. Но, похоже, что НДАП всего через год после её прихода к власти оказалась в цугцванге, когда каждое её действие только ухудшало ситуацию. Но афганские революционеры не послушали старших советских товарищей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий