Перед полетом Сергей Крикалёв и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». 23 мая 2007 года Сергей Крикалев был избран почетным гражданином Санкт-Петербурга вместе с дирижером Валерием Гергиевым. Но Сергей Крикалев сделал по-своему: нашел причину неисправности, восстановил и заново запустил сложные приборы шаттла.
Сергей Крикалев - Sergei Krikalev
23 мая 2007 года Сергей Крикалев был избран почетным гражданином Санкт-Петербурга вместе с дирижером Валерием Гергиевым. Серге́й Константи́нович Крикалёв — советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, лётчик-космонавт СССР. В 1994 году Сергей Крикалев стал первым россиянином, который участвовал в первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery. Крикалёв, Сергей Константинович — Сергей Константинович Крикалёв Космонавт Страна: СССР, Россия Экспедиции: Союз ТМ-7 Союз ТМ-12 STS-60 STS-88 Союз ТМ-31 Союз ТМА-6 Время в космосе: 803 сут 9 ч 39 мин Дата рождения: 27 августа 1958(1958-08-27) (54 года). Но Сергей Крикалев сделал по-своему: нашел причину неисправности, восстановил и заново запустил сложные приборы шаттла. Перед своим вторым полетом в мае 1991 года Сергей Крикалев и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем».
Герой России Сергей Крикалёв: «Мне очень повезло с профессией»
Шестой полет, в 2005 году, он совершил уже в роли командира. Во время этого полета он провел в открытом космосе 4 часа, и этот полет принес ему звание мирового рекордсмена. За свою карьеру Крикалев провел в космосе в общей сложности 803 дня. Глава Роскосмоса, Дмитрий Рогозин, сообщил, что увольнение Крикалева не было настоящим, а было лишь переводом на другую должность — обычная практика в таких организациях. Вместо Крикалева на его должности был назначен бывший советник Рогозина, Александр Блошенко, однако через несколько дней это решение было отменено и Сергей Крикалев вернулся на свою прежнюю должность.
Ньюманом во время STS-88 Wikipedia Осенью в интервью исполнительный директор госкорпорации по пилотируемым программам поделился информацией о проекте, который на тот момент был наиболее важным. Крикалев рассказал, что между Роскосмосом и Nasa обсуждался вопрос возобновления перекрестных полетов. По словам Сергея Константиновича, основными препятствиями в достижении соглашения были не столько технические, сколько юридические вопросы, которые требовали решения на правительственном уровне. Второй полет Сергея Крикалева начался 18 мая 1991 года и был особенным по нескольким причинам.
В ходе полета, космонавт и его экипаж произвели ручную перестыковку корабля «Союз ТМ-12» с переходного отсека станции «Мир» на модуль «Квант». Корабль провел в автономном полете 42 минуты, облетев весь комплекс. Крикалев также выполнил ряд задач, включая установку оборудования и съемку космических фотографий. Однако наиболее запомнилось испытание банки кока-колы, созданной специально для этой миссии.
Космонавты проверили, можно ли пить коку-колу в состоянии невесомости, и ответ был положительным. Сергей Крикалев открыл банку кока-колы на орбитальной станции «Мир» 26 августа 1991 года.
Потому что, существуют какие-то субъективные причины, — не то, чтобы законы природы, просто какая-то бюрократия, бухгалтерия, другие люди... Может быть, не всё происходит так быстро и правильно, как хотелось бы. Все понимают, что это неправильно, но, по существующим ныне правилам, положено так, так и так. Поэтому я в меру своих возможностей стараюсь делать то, что надо. Где-то это может быть напоминает сизифов труд, но где-то всё-таки удаётся добиться какого-то результата. Поэтому я продолжаю оставаться вовлечённым, продолжаю стараться делать то, что должен. А творчество, фотография — это для Вас отдушина? Об этом много говорят — «космическая фотография!
Но по большому счёту, фотография — это часть нашей профессии. В процессе общекосмической подготовки с нами работали профессиональные художники, режиссёры, операторы, которые немного обучали нас операторскому искусству, немного технике фотографии. И делалось это всё, конечно, не для художественного искусства, хотя и на примере того, как делаются художественные фильмы: «обратите внимание на то, обратите на это…». Я, кстати, очень много интересных вещей впервые услышал именно на общекосмической подготовке, — потому что до этого всю жизнь занимался техникой. И вдруг люди, кинематографисты, преподавали нам какие-то основы операторского искусства: как строится кадр, как кадры связываются друг с другом, как меняются планы. И делалось это всё в основном для того, чтобы грамотно создавать фотографии, которые необходимо делать по работе. Очень часто так бывает замечал это за собой, замечал и за многими своими друзьями , когда человек, оказавшись вдруг в интересном месте, хватает какую-то, пусть даже непригодную совсем, «мыльницу», и пытается сделать фотографии. Сам себя и своих друзей я всегда уговаривал: «Ребята, ну, не тратьте время... Есть ведь качественные открытки, которые делали профессионалы. Ну, не сделаете вы этой техникой лучше!
Я знаю, что кто-то из моих друзей продолжает жить в Подмосковье, и у него нет возможности увидеть то, что я вижу. Поэтому, залезая куда-то в горы, оказываясь в новом городе, человек вполне естественно делает эти снимки. Оказавшись на орбите, я понимаю, что такой перспективы, которую я вижу в космосе, — только считаное количество людей сможет увидеть своими глазами. Поэтому, естественно, благодаря вот этому инстинкту, может быть, мы и старались сделать фотографии, поделиться с другими, тем, что нравится. Техника становится лучше, появляется больше умения, желания сделать хорошую фотографию — и, в общем, действительно есть некоторые снимки, получившиеся неплохо. Наиболее яркий пример, наверное, когда первый шаттл англ. Слышали, что когда шаттл разбился, было два года перерыва? Я тогда находился на станции вместе со своим партнёром. И проблема гибели людей, разрушения вот этого корабля была в том, что, как они предполагали, у них было нарушено защитное покрытие. Поэтому у первого шаттла, который прилетел после перерыва, задача была такая — они должны были перевернуться к нам «брюхом», чтобы мы аккуратно сделали фотографии.
Причём, на самом деле, мы даже придумали это сами, потому что они пытались сделать какую-то систему, чтобы с помощью манипулятора, удлинителя, сфотографировать своё «брюхо». И у них из-за этого переносились пуски, они не могли сделать нормальную систему — всё ведь надо проверить, сертифицировать... И мы сказали: «Слушайте, ребята, мы фотографируем так, что видны мелкие детали на Земле, вот такой оптикой. Вы свой корабль к нам переверните, и мы сфотографируем вам «брюхо». Каждую плитку будет видно». Они говорят: «Хорошая идея! Поэтому технология была следующая: подлетев, они, делали как-бы толчок этот толчок они могли хорошо просчитать , и шаттл просто делал кувырок. Этот кувырок занимал около двух минут, и при этом совершенно точно за это время он не мог к нам приблизиться. Все остальные системы стабилизации были выключены, ничто не могло привести к тому, что он с нами столкнётся. Но это накладывало на нас ограничения: время, которое они будут находиться к нам «брюхом», составляло 90 секунд.
И за эти 90 секунд нам нужно было сделать порядка 120 фотографий. То есть, это как, знаете, скоростная стрельба по движущейся цели. Нужно было аккуратно покрыть снимками всё «брюхо» шаттла. И, понимая, что повтора не будет, мы работали вдвоём с партнёром: он делал фотографии более широким углом, а я узконаправленным — таких фотографий нужно было сделать больше, они более детальные. И у нас рядом лежала на всякий случай ещё одна камера — вдруг заест фотоаппарат или еще что-то случится. Так вот, когда шаттл начал делать кувырок под нами, я вдруг понял, что это уникальный вид: космический корабль, который находится очень близко, стоящий «на попа», носом на нас направленный! Причём я увидел, что, когда он поворачивался, мы подлетали к Женевскому озеру. Там есть несколько фотографий на предварительной фазе и несколько на фоне этого озера. У нас оставалось всего 30 секунд, но это была настолько необычная картина, что я сделал несколько снимков, и потом они ходили по всем журналам на первых обложках, потому что, действительно, — уникальные фотографии. То есть, среди профессиональной деятельности, которой мы занимаемся исключительно с технической точки зрения, всегда есть какая-то возможность, для того чтобы сделать что-то необычное, что-то красивое, что-то привлекающее наше внимание с точки зрения уже, скорее, художественной.
Когда я прилетел на станцию первый раз, то ничего особенного не заметил. Во время второго полета я обратил внимание на запах дезинфицирующих салфеток, которые мы использовали тогда на станции. Но есть еще один необычный запах. Он появляется в тот момент, когда прилетает космический аппарат и ты открываешь люк, который экспонировался в космосе, есть характерный запах — это очень похоже на запах перегретого металла. Может, так пахнут химические компоненты, которые оседают на этом люке в процессе полета. Но мне это напоминает запах из детства. Знаете, если ударить два камня друг о друга, чтобы появились искры. Вот этот специфический запах. Мы его условно назвали «запах космоса», потому что мы его чувствуем, когда возвращаемся после выхода в открытый космос, в шлюзовом отсеке.
Я знаю, что в свободное от работы время вы занимаетесь высшим пилотажем. Я начал заниматься пилотажем, будучи студентом. Принимал участие в соревнованиях и по окончании института выполнил норматив мастера спорта по высшему пилотажу, а через несколько лет и норматив мастера спорта международного класса. Сейчас, к сожалению, возможности заниматься пилотажем на соревновательном уровне нет, но я не бросаю свое дело, авиация — это часть моей жизни. Это сложный в пилотировании самолет, но красиво смотрится в воздухе. Сейчас на соревнованиях выступают на Су-26 и его модификациях Су-29 и Су-31, с моей точки зрения, классные самолеты. Не представляя свою жизнь без полетов, не так давно я обратил внимание на самолеты-амфибии. Это небольшие, «штучные» модели, в которых может разместиться от двух до шести человек. Такие самолеты-амфибии могут приземляться не только на грунт, асфальт или посадочную полосу, но и на воду там, где обычные самолеты сесть не могут.
На них можно добраться до мест, в которые другим способом не попасть. Думаю, для нашей страны с огромными территориями эти самолеты-амфибии могут быть очень полезны. Это не имеет отношения к высшему пилотажу, но это имеет отношение к малой авиации. Моя работа тяжелая не физически, а психологически: большая нервная нагрузка, многозадачность. А полеты на самолете позволяют переключить внимание и отвлечься. Если говорить о высшем пилотаже, то выполнение сложных фигур связано не только с возможностями самолета, но и с тем, в какой форме находится пилот. Поэтому, если я давно не летал, то сначала выполняю простые фигуры, а затем перехожу к более сложным. Невозможно передать словами чувства, которые испытываешь при этом. Отдельно хочу отметить тот особый мир, который складывается вокруг аэродрома.
Это люди, близкие по духу, по жизненным интересам и приоритетам.
Программа включала подготовку к выходам в открытый космос, стыковкам с новыми модулями, первым испытаниям установки для перемещения космонавта. Кроме того, он вел подготовку к работе во второй советско-французской научной экспедиции. Первый космический полет 26 ноября 1988 года состоялся запуск «Союза ТМ-7», в котором включенный экипаж представлял собой командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Сергея Крикалева и французского космонавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий состав оставался на станции «Мир» в течение дополнительных двадцати шести дней, установив таким образом новый рекорд пребывания на станции для экипажа, состоящего из шести человек. После возвращения предыдущего экипажа на Землю, Крикалев, Поляков и Волков продолжили осуществлять эксперименты на борту станции.
Поскольку прибытие следующего экипажа задержалось, они провели работы по подготовке станции к беспилотному полету и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. В 1990 году Сергей Крикалев готовился к своему второму полету в качестве члена дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». Второй космический полет В декабре 1990 года началась подготовка Сергея Крикалева к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Через неделю Хелен Шарман вернулась на Землю вместе с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». В течение лета они провели шесть выходов в открытый космос, в рамках которых выполнили множество научных экспериментов и работы по обслуживанию станции. Возвращение Крикалева должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 года он согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем, который должен был прибыть в октябре, так как следующие два полета были объединены в один.
Он и Франц Фибек, первый космонавт Австрии, вместе с А. Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир экипажа Александр Волков остался на орбите с Крикалевым. После смены экипажа Волков и Крикалев совершили еще один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полет вошел в историю тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию - во время экспедиции Советский Союз прекратил существование. Продолжительность полета составила 311 суток 20 часов 00 минут 34 секунды. Он стал последним космонавтом, получившим за полет автомобиль «Волга» в подарок.
За первые два полета провел в космосе более года и трех месяцев, совершив семь выходов в открытый космос. В октябре 1992 года руководство НАСА объявило, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт с опытом космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов вторым был Владимир Титов , направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года С. Крикалев был объявлен основным кандидатом. Третий космический полет Он был участником полета STS-60 - первого совместного американо-российского полете на корабле многоразового использования шаттле Discovery.
За 8 суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Сам Сергей Крикалев выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Крикалев стал первым российским космонавтом, совершившим полет на американском шаттле.
Сергей Крикалёв – легенда мировой космонавтики
Космонавт Сергей Крикалёв о тайнах космоса и если жизни на других планетах Личная жизнь космонавта Сергея Крикалева является уникальным сочетанием задорного душевного блеска и умения ценить каждый миг. Он учит нас, что космос - это не только горизонтальное пространство, но и глубины нашей души, в которых мы должны обрести гармонию и счастье. Сергей Крикалев научился прислушиваться к своим интуитивным ощущениям и доверять звездам, которые указывают ему путь в далекие пространства.
Тем не менее, несмотря на этот инцидент, Сергей Крикалев продолжает оставаться известной и уважаемой фигурой в космической индустрии.
Он остается официальным лицом, дающим комментарии и интервью относительно развития отечественной и международной космонавтики. Благодаря своему опыту и знаниям в этой области, он продолжает предоставлять информацию СМИ и освещать планы, касающиеся космических исследований и технологий. Сергей Константинович Крикалев — российский космонавт, имеющий значительный опыт полетов в космос.
Его первый полет состоялся в 2000 году, когда он присоединился к команде экспедиции на МКС и провел на орбите 140 суток. После этого последовали еще несколько полетов, включая его шестой полет в статусе командира в 2005 году. Во время этого полета Сергей Константинович провел 4 часа в открытом космосе, что сделало его мировым рекордсменом с восьмым таким опытом.
Однако, в 2021 году, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин объявил о переводе Крикалева на другую должность. Согласно Рогозину, это является нормальной практикой для структуры, так как космонавты периодически меняют свои роли и обязанности. Новым назначенным на место Крикалева был экс-советник Рогозина Александр Блошенко.
Герой России Сергей Крикалев Однако, вскоре после этого решение было пересмотрено, и Сергей Константинович был восстановлен на прежней должности. Это свидетельствует о значимости и ценности его опыта и заслуг в космической отрасли. За свою карьеру он провел на орбите впечатляющие 803 дня, что подтверждает его выдающиеся достижения и вклад в исследование космоса.
По словам исполнительного директора госкорпорации по пилотируемым программам Сергея Крикалева, осенью был оглашен наиболее актуальный проект, который вызвал большой интерес. Важными препятствиями на пути к заключению соглашения стали не только технические, но и документальные вопросы, решение которых требовало согласования на уровне правительства. Это позволило сделать проект еще более перспективным и уникальным в масштабах международного сотрудничества.
В результате, стороны смогли найти компромиссные решения и продолжить сотрудничество в области космических исследований. Начало новой эры в космических отношениях между Россией и Соединенными Штатами оказало положительное влияние на развитие глобальной астронавтики. Личная жизнь Семейная жизнь Сергея Крикалева и Елены Терехиной имеет связь с их профессиональной деятельностью, ведь будущая супруга космонавта работала в РКК «Энергия».
Именно там они и познакомились, их совместная жизнь началась совсем скоро после этого знакомства. В 1990 году в семье Крикалевых появилась долгожданная дочь Ольга, принесшая невероятную радость и счастье. Сергей Крикалев с семьей Однако, помимо радости от семейной жизни, Сергей Константинович не забыл о своих увлечениях и интересах.
Позывной: «Донбас-2». Совместно с ним в космосе работали Х. Шарман Великобритания , Т.
Аубакиров, Ф. Фибёк Австрия , К. Фладе Германия.
В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин. Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек. Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек.
Это был первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС.
В составе первого экипажа МКС проводил работы по подготовке станции к началу функционирования Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.
Позднее газета "Московский комсомолец" сообщила , что причина увольнения Крикалева с должности связана с несогласием космонавта по поводу выделения бюджетных средств для съемок фильма на орбите. Издание со ссылкой на источники сообщает, что Крикалев "был уволен после прошедшего два дня назад наблюдательного совета при "Роскосмосе", на котором Сергей Константинович выступил с резким несогласием по поводу выделения средств "Роскосмоса" на съемки фильма "Вызов" , которые планируется провести в октябре этого года". Выполнил 6 космических полетов более 800 суток полета , 8 выходов в открытый космос.
Сергей Крикалев - Sergei Krikalev
Космонавты Сергей Крикалев и начальник экипажа Анатолий Арцебарский в течение пяти месяцев выполняли поставленные задачи: проводили научные эксперименты, выходили в космос. Сергей Крикалев научился прислушиваться к своим интуитивным ощущениям и доверять звездам, которые указывают ему путь в далекие пространства. советский и Русский космонавт и инженер-механик. В период с 1988 по 2005 г. Сергей Крикалёв совершил шесть космических полётов общей продолжительностью 803 дня. Сергей Крикалев — уроженец Ленинграда, сухощавый, с безупречной осанкой, завидным здоровьем и четким, системным мышлением.
Последний Герой: за что уволен из «Роскосмоса» Сергей Крикалёв
Космические полёты Сергей Крикалёв надевает тренировочный скафандр 30 июня 2004 « Союз ТМ-7 » был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Александровича Волкова , бортинженера Крикалёва и французского астронавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1990 году Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским , бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире».
За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции. По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем который должен был прибыть в октябре , так как следующие два полёта были объединены в один.
Крикалев Сергей занимается авиационным спортом, и даже стал чемпионом мира по пилотажу на планерах. С 2014 года является первым заместителем директора ЦНИИ.
Биография 27 августа 1958 года родился Сергей Крикалев. Биография знаменитого космонавта начинается в Ленинграде, в семье служащего. Рос, как и большинство мальчишек того времени. С раннего детства начал увлекаться плаванием.
Позже Сергей Крикалев признавался, что школа у него всегда ассоциировалась с физическими нагрузками. Мальчик очень любил варенье и мороженое. Любовь не прошла до сих пор. Признавался, что всегда был голодным, а когда спрашивали, хочет ли он есть, удивлялся: как это - не хотеть есть.
До 1975 года он обучался в 77-й школе Ленинграда, где окончил 10 классов. В тот же период Крикалев Сергей Константинович сумел получить специальность "химик-лаборант". В том же году поступил в институт в родном городе, где начал обучаться по специальности "Проектирование летательных аппаратов". Закончил его в 1981 году.
Кроме этого, с 1977 года увлекся самолетным спортом и занимался в местном клубе. Здесь Крикалев Сергей проводил испытания оборудования, а также разрабатывал инструкции для пилотов. Через четыре года стал старшим инженером в 191-м отделе. В этом же году участвовал в восстановлении станции "Салют-7", на которой возникли неисправности.
Очень приятно было видеть в этой среде профессионалов. Я с удовольствием обнаружил, что с ребятами американскими у нас тоже между собой много общего. И мы сумели найти общий язык. Для нас всегда образцом была дружба американского генерала Томаса Стаффорда и советского, потом российского генерала Алексея Леонова. И пусть эта дружба будет примером политикам, как выстраивать отношения. В результате этого полета мы не только приобрели опыт и новые знания, мы поняли, как строить программы в будущем. Результатом этого полёта стала программа «Мир — Шаттл», а в итоге это все переросло в Международную космическую станцию. Этот полет на самом деле можно назвать легендарным. К модулю, который был запущен с Байконура, мы прилетели на шаттле, который запускался с мыса Канаверал. Мы должны были состыковать первые два модуля, открыть люки, сделать первые работы по обслуживанию.
Наверное, для меня это самый важный и самый сложный из технических экспериментов, которые мы когда-либо выполняли. Мы даже не пытались ничего унифицировать. На МКС стыковались модули, которые делались в разных странах. Причем впервые состыковка происходила в космосе. Потом надо было настроить работу станции. Представьте: часть системы управления — на американском сегменте, часть — на нашем. Электрическое напряжение разное, ну и так далее. Это была нетривиальная задача, и мы до сих продолжаем строительство станции, мы ищем наиболее грамотные пути её использования, и всё это нам пригодится в будущих программах за пределами низкой околоземной орбиты. Вы считаете правильным шагом его ликвидацию или всё-таки надо было дать ему шанс остаться на орбите? И хорошо, что мы их вовремя успели обнаружить, потому что конструкторы свои знания об этих проблемах заложили в модули МКС.
С 2000 года «Мир» перевели в беспилотный режим. И в какой-то момент было принято решение, что станция прекратит существование и будет затоплена. Сергей Крикалев на МКС — И я скажу: у всех — и у меня, и у моих коллег — было такое тяжёлое ощущение потери, потому что для нас она была не просто местом работы, 15 лет она была местом нашей жизни. Во время моего пятого полёта мы с Юрой Гидзенко имели шанс взглянуть на неё последний раз. Мы попросили Землю посчитать орбиту МКС и сказать, когда мы будем пролетать рядом. И Земля дала нам одну такую точку. Но скорости космические огромные, мы шли на пересекающуюся орбиту, там скорость больше, чем у пули. Тем не менее мы смотрели в два разных иллюминатора и на фоне чёрного космоса Юра Гидзенко её увидел. У меня две-три секунды было, чтобы от одного иллюминатора прыгнуть к другому, но я не успел. Она скрылась из поля зрения.
Говорят, в ЦУПе плакали. И даже объявили минуту молчания. Но Вы ведь приземлились во Флориде. Как там восприняли это событие? Нас пригласила российская региональная группа управления в Хьюстоне. Мы наблюдали, как давался тормозной импульс, который вводил станцию в атмосферу, как она сгорела в плотных слоях атмосферы и прекратила своё существование. Это были поминки. Кто-то вспомнил традиции лётчиков времен войны, когда ставили стопку водки, клали кусок хлеба для тех, кто не вернулся с боевого задания. Вся русская делегация собралась и поминала станцию, это было тяжёлым моментом. Вы открыли постоянные, длительные полеты на МКС.
То есть буквально запустили станцию в работу? Для того, чтобы она потом на протяжении многих лет оставалась постоянно обитаемой. Да, это была тоже интересная, ответственная работа. На этот раз Вы впервые стали командиром экипажа и установили на тот момент мировой рекорд по общей продолжительности пребывания в космосе — 803 дня. Это два года и два с половиной месяца.
Тот самый Блошенко, который в своём выступлении по ослепительным грядущим перспективам недавно использовал мою иллюстрацию «Клипера» 15-летней давности…» Коллега Крикалёва, космонавт Фёдор Юрчихин в интервью «Новой Газете» недоумевает: «Подобные кадровые решения убеждают меня, что космонавтика в России не нужна. Сергея Константиновича Крикалёва знаю много лет — профессионал высшей категории, никогда не боялся брать на себя ответственность. Он очень давно в отрасли, и высоты, которых достиг как космонавт и руководитель, многим не снились.
Крикалёв прекрасно знает, что такое корпоративная этика. И уж если он высказывает свое отношение к проблеме, не совпадающее с мнением руководства, это не нарушение корпоративной этики. Это профи пытается достучаться до верхов, и умеет делать это вполне осторожно. Сегодня у нас самое важное из всех направлений в космонавтике — это кино. А Сергей Константинович никогда не соглашался с идеями, вредными для нашей отрасли. Ведь для него космонавтика это всё, он в неё всю жизнь вложил. И несмотря на все несомненные заслуги, памятником себе не стал. Хуже всего, что у нас сегодня в отрасли огромное количество непрофессионалов, которые точно знают, что делать с отраслью.
Королев рвал его чертежи, отбирал пропуск, но через день спрашивал: «А где Феоктистов? Он делал ставку на людей, на которых мог опереться. И поэтому при нём мы побеждали».
Сергей Крикалёв - последний гражданин СССР, которого забыли в космосе
Каждый день мы связывались со специалистами Центра управления полетами и вели не только служебные разговоры – нам передавали и новости. Перед своим вторым полетом в мае 1991 года, советский космонавт Сергей Крикалев и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». / Фотография Сергей Крикалев (photo Sergey Krikalev). В период с 1988 по 2005 г. Сергей Крикалёв совершил шесть космических полётов общей продолжительностью 803 дня. Сергей Крикалев родился в 1958 году в Ленинграде.
Сергей Крикалёв – легенда мировой космонавтики
В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов второй — Владимир Титов , направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года С. Крикалёв был объявлен основным кандидатом. Третий полёт[ править править код ] Участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery. В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором.
Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Таким образом, С. Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле. Продолжительность полёта составила 8 сут. В одном видеоинтервью Крикалёву задали вопрос: тяжело ли ему было в этом полёте — непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Ответ был неожиданным: «Так ведь и им было непросто! Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне , чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов.
Четвёртый полёт[ править править код ] Был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор c 4 по 15 декабря 1998 года в качестве специалиста полёта-4 STS-88. В ходе полёта к выведенному ранее на орбиту первому российскому модулю МКС — Функционально-грузовому блоку ФГБ «Заря» был пристыкован американский узловой модуль Unity. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность полёта составила 11 суток 19 ч 17 мин 54 с.
Когда в 1975 году я заканчивал школу, в космос полетел Георгий Михайлович Гречко. Я прочитал его биографию, выяснилось, что он окончил Ленинградский Военмех, затем работал в Королёвском КБ и стал космонавтом. Я тоже поступил в Военмех, сейчас это Балтийский государственный технический университет, на специальность «Ракетостроение», и поскольку я хорошо учился, у меня была возможность выбора, куда идти работать. Я напросился в Королёвское КБ ныне — ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. Подготовка к первому полёту — В качестве бортинженера в 1988 году на корабле «Союз» Вы отправляетесь в свой первый полет. Предполагается долговременная экспедиция — Вы проведёте 5 месяцев на станции «Мир». Научная программа — международная, планируются технические и медицинские эксперименты. Для неопытного космонавта это сложная миссия? Много работы и впечатлений было много: от первого взгляда в иллюминатор, от невесомости, от того, что Солнце заходит или выходит за окном 16 раз за сутки. Для меня общение с ребятами, которые прошли через такую экстремальную тренировку, стало, конечно, бесценным опытом. Советско-французская научная программа тоже была интересной, хотя и сложной. Нам надо было снаружи станции установить огромную разворачиваемую конструкцию в 240 кг. Мы испытывали её на устойчивость, на вибрации. Не всегда всё шло гладко, но мы справились. За каждый международный полёт страна-участница даёт такие высокие награды? Но это не только моя отметка, это оценка труда большого коллектива. Космонавты находятся на верхушке большой космической пирамиды. А во-вторых, с какого-то момента я начал понимать, что это любой стране нужно, чтобы государство для себя расставило приоритеты — что важно, а что нет. И в этом направлении мотивировало молодое поколение. В стране путч, государственный переворот. На Земле хаос. Как это выглядело из космоса? А на Земле какая-то турбулентность началась. Это мы в замкнутом объеме, это, может быть, у нас должна быть стрессовая ситуация, это мы летим на огромной скорости — 8 километров в секунду. Но наша орбита предсказуема, а что там будет происходить на Земле, было не очень понятно. И мы беспокоились за страну, за близких. Ваш полёт неожиданно продлили. Вместо положенных пяти месяцев — десять. Даже потом, мне рассказывали, кажется, в Италии организовали общество, которое собирало деньги на мой возврат. На самом деле в середине полёта Земля меня предупредила: «У нас тут возникли проблемы с организацией следующих двух пусков, пытаемся слить их в один. Мы рассматриваем разные варианты, но самым простым будет, если ты останешься ещё на одну экспедицию». Я тогда спросил, сколько у меня времени есть на «подумать». Ну, следующий виток «глухой», через виток, через три часа давай принимай решение». Скажу, это было непростое решение, потому что я понимал, что беру на себя большую ответственность — дойти до конца. Это похоже на бегуна, который бежит пять километров, он рассчитал силы, половину этих сил потратил, и рассчитывает дойти до финиша, полностью выложившись на последней дистанции. И тут ему говорят: «Мы бежим теперь не пять, а десять». И ты должен серьезно поменять свой настрой, поменять темп, график. Вы монтировали огромную ферму. Вы сделали 6 выходов в открытый космос. Это уже был рекорд. И Вы согласились? Те два пуска, действительно, соединили. Токтар Аубакиров и австрийский космонавт Франц Фибек прилетели вместе, ну и, собственно, командир мой поменялся — Толю Арцебарского сменил Александр Волков. Мы с ним сделали еще один выход, по результатам одного полёта у меня оказалось семь выходов в космос и рекордное на тот момент время общего пребывания за пределами станции. А когда я возвращался на Землю, весной 1992 года, Советский Союз уже перестал существовать.
Вся жизнь Василия Викторовича связана с морями, реками и даже льдами. Он ходил на атомных ледоколах, участвовал в парусных и парашютно-десантных полярных экспедициях, руководил крупной судоходной компанией, строил первый зерновой терминал на Каспии. В 2008—2009 гг. Именно под его руководством началась работа по восстановлению природоохранного флота. В 2013-2014 году по инициативе Василия Богословского МЭФ «Чистые моря» начал комплексный аудит действующих портов, специализирующихся на перевалке угля. Результаты аудита позволили снизить общественное «давление» на угольную промышленность.
Экипаж находился на станции четыре с небольшим месяца и отметил на орбите наступление нового тысячелетия. Космонавты вернулись на Землю на американском корабле «Discovery», а доставивший их на станцию «Союз ТМ-31» остался на МКС в качестве спасательной капсулы. Первая экспедиция стала и первой долговременной миссией на станцию: с тех пор международный космический дом на орбите всегда остаётся обитаемым. Много раз приходилось в полёте отмечать и Новый год, и день рождения. Все праздники космонавты отмечают ударным трудом — как-никак мы находимся на работе: поздравили, пожали руку — и вперед за работу. День рождения — не повод пропускать рабочий день, время на орбите слишком ценно. Всё самое интересное происходит у нас в голове. Всё остальное — это внешние атрибуты, условности. Я вспоминаю, что смена тысячелетий, Миллениум, вокруг которого было столько шума, стал просто лишним поводом задуматься о том, где мы были, куда мы пришли и что будет дальше. За время на орбите экипаж починил российскую систему производства кислорода на МКС «Электрон», принял два грузовых космических корабля «Прогресс» и первый американский корабль, запущенный после катастрофы «Columbia» — шаттл «Discovery» STS-114. Представление о том, что происходит с человеком в космосе, в принципе формировалось из рассказов уже летавших товарищей. Было у меня одно опасение: думал, что будет достаточно тяжело жить в маленьком замкнутом пространстве. На деле же оказалось не так тяжело. C 1999 по 2007 годы возглавлял Федерацию планёрного спорта России. Ещё одним увлечением Крикалёва стала космическая фотография. Находясь в космосе, я вижу то, что большинство моих друзей, за исключением узкого круга друзей-космонавтов, не увидят никогда. Поэтому, начиная с первого полёта, помимо того, что мы снимаем в рамках своей обязательной программы, я всегда стараюсь снять и просто что-то красивое, необычное, что мне понравилось. Можно назвать это хобби, можно и творчеством. На самом деле и работа является творчеством, ведь делать её можно по-разному. После ухода из отряда космонавтов Крикалёв работал заместителем генерального конструктора РКК «Энергия», начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю. В настоящее время Сергей Константинович Крикалёв — исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам. Цитаты С. Крикалёва даны по материалам изданий: Аргументы и факты, Известия.
Сергей Крикалев - Sergei Krikalev
Среди его увлечений высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсёрфинг, теннис, любительское радио. Сергей Крикалёв работает на МКС. Май 2005 г. Когда распался СССР, он как раз находился в космосе. Миссия Крикалёва должна была продлиться 5 месяцев, и подготовка была соответствующей, на большой срок он не готовился. Так случилось, что события в Москве непосредственно повлияли на судьбу Крикалёва. Ему сказали, что нет финансов на его возвращение.
Он — первый космонавт нашей страны, совершивший полёт на американском космическом челноке; первым открыл люк Международной космической станции; первый россиянин, совершивший шесть полётов в космос. Даже в списке людей, удостоенных звания Героя Российской Федерации, его имя значится под номером один! Сергей Константинович Крикалев носит громкий титул «рекордсмен Земли». Он побывал на орбите 6 раз и провёл в космосе в общей сложности 803 дня — это достижение было увековечено в Книге рекордов Гиннеса как «самое долгое пребывание в космосе». Сергей Крикалёв родился 27 августа 1958 года. В 1981 году окончил с отличием машиностроительный факультет Ленинградского Военмеха по специальности «Проектирование и производство летательных аппаратов» и получил диплом инженера-механика. После окончания института работал в НПО «Энергия», где разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», Крикалёв в составе группы специалистов разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем. В детстве я не ощущал ежовых рукавиц. Может, в них не было особой необходимости. То, что мне было интересно, совпадало с ожиданиями родителей. Сейчас говорят: «Как отвлекать детей от наркотиков, от пьянства?! Сейчас у молодежи модно, чтобы ширинка висела на уровне колен и трусы торчали из-под брюк. Я даже не пытаюсь говорить, хорошо это или плохо, — это всё другое. У нас было модно быть сильным, ловким, спортивным. Я занимался плаванием. Первый полёт Сергея Крикалёва состоялся в 1988 году в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и космической станции «Мир». В состав экипажа четвёртой экспедиции на станцию вошли командир корабля Александр Волков и первый космонавт Франции Жан-Лу Кретьен. Мои родители узнали о том, что я — космонавт, буквально за полгода до полёта. Это сейчас ребята еще не успевают попасть в отряд, а все СМИ уже трубят, что «вот они, будущие космонавты». А тогда это было не принято. Мы, наверное, были одними из первых, чьи имена огласили заранее. О космонавтах, которые были до нас, люди узнавали уже после старта. Обычно это объяснялось секретностью, но я думаю, что здесь подходит одна мудрая русская пословица: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».
Сергей Крикалёв и командир шаттла «Индевор» Роберт Кабана первыми открыли люк и вошли в новую станцию, также в ходе экспедиции экипаж осуществил три выхода в открытый космос. Основной задачей экипажа была доставка на орбиту американского модуля «Unitу» и его стыковка с уже находящимся на орбите российским модулем «Заря». Полёт продолжался 11 суток. Обычно самое пугающее в космосе — это неизвестность. Совсем не обязательно, что какие-то страшные события должны произойти. Но если ты не знаешь, могут они случиться или нет — именно это и напрягает. Очень большое моральное напряжение связано с ответственностью, которая на тебя возложена. Ты тренируешься в течение нескольких лет, многие годы идешь к тому, чтобы полететь в космос. В конце концов, тебе в руки дается многомиллионное оборудование, и чем оно сложнее, тем проще совершить какую-то ошибку. Именно вот этот риск — совершить глупую ошибку, из-за которой остановится работа всего коллектива, — пугает больше всего. Свой пятый космический полёт Сергей Крикалёв совершил в октябре 2000 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-31» по программе первой долговременной экспедиции на Международную космическую станцию вместе с коллегой по отряду Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом. На экипаж в том полёте была возложена сколь почётная, столь и ответственная миссия — «оживление» МКС для начала её постоянной работы. Экипаж находился на станции четыре с небольшим месяца и отметил на орбите наступление нового тысячелетия. Космонавты вернулись на Землю на американском корабле «Discovery», а доставивший их на станцию «Союз ТМ-31» остался на МКС в качестве спасательной капсулы. Первая экспедиция стала и первой долговременной миссией на станцию: с тех пор международный космический дом на орбите всегда остаётся обитаемым. Много раз приходилось в полёте отмечать и Новый год, и день рождения. Все праздники космонавты отмечают ударным трудом — как-никак мы находимся на работе: поздравили, пожали руку — и вперед за работу. День рождения — не повод пропускать рабочий день, время на орбите слишком ценно. Всё самое интересное происходит у нас в голове. Всё остальное — это внешние атрибуты, условности. Я вспоминаю, что смена тысячелетий, Миллениум, вокруг которого было столько шума, стал просто лишним поводом задуматься о том, где мы были, куда мы пришли и что будет дальше. За время на орбите экипаж починил российскую систему производства кислорода на МКС «Электрон», принял два грузовых космических корабля «Прогресс» и первый американский корабль, запущенный после катастрофы «Columbia» — шаттл «Discovery» STS-114. Представление о том, что происходит с человеком в космосе, в принципе формировалось из рассказов уже летавших товарищей. Было у меня одно опасение: думал, что будет достаточно тяжело жить в маленьком замкнутом пространстве.
И поэтому при нём мы побеждали». Люди, которые внесли наибольший вклад в нашу космонавтику, — энтузиасты, положившие на нее всю жизнь. Сегодня же мы говорим об управляющих, тасуем кадры на предприятиях. При том, что космические программы весьма сложны и протяжёны, за последние годы в «Роскосмосе» сменили друг друга Коптев, Перминов, Поповкин, Остапенко, Комаров, Рогозин. Аналогичная ситуация с тасовкой кадров и на предприятиях ракетно-космической отрасли. Устойчивый стиль сегодняшней кадровой политики — из космонавтики выдавливаются все, кто может предложить альтернативную точку зрения. Да вот только решения по строительству её нет, не то что проекта. В том и беда, что мы имеем огромное количество обещаний, амбициозных проектов, но не имеем решений и ответственности за них. Проанализируйте прессу последних 10—15 лет о наших космических проектах. Невольно напрашивается вывод: амбициозность наших космических проектов базируется на необязательности их выполнения. Так вот, Сергей Крикалёв из тех, кто может брать на себя инициативу и нести за неё ответственность. Отрасли сегодня не нужен и такой профессионал, как Падалка. Это разительный контраст с ситуацией в США, где опыт астронавтов полностью востребован. Там и должность есть, для нас немыслимая, — астронавт-менеджер.
Сергей Константинович Крикалев
Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Президент России Владимир Путин назначил своим спецпредставителем по вопросам международного сотрудничества в области космоса исполнительного директора «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергея Крикалева. советский и российский космонавт и инженер-механик. 803 дня в общей сложности.