Страстной неделей или Страстной седмицей называют период перед празднованием Пасхи, когда православные вспоминают события между входом Христа в Иерусалим (так называемым Вербным воскресеньем) и его Воскресением (Пасхой). самая важная неделя всего года, посвящённая последним дням земной жизни Христа. Почему неделя называется Страстной. Страстная неделя, названная так в память о последних днях земной жизни, страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, начинается с понедельника у православных дни Страстной недели верующие называют Великими, и второе название этой недели.
Страстная неделя: история и традиции
Страстной принято называть неделю до праздника Пасхи. Почему седмица перед Пасхой называется Страстной? Религия - 27 апреля 2024 - Новости Нижнего Новгорода - Страстной называется шестая неделя Великого поста, которая идет перед самым главным праздником в христианстве, Пасхой.
Страстная неделя 2023: что означает каждый день, как подготовиться, запреты
Страстная неделя: как ее провести правильно, что можно и нельзя делать | Страстную седмицу можно назвать самым строгим периодом поста. |
Страстная неделя: история и традиции | Что символизирует эта неделя, почему так называется и как предписано вести себя верующим в это время — читайте в нашем материале. |
Страстная неделя - значение символики
Поскольку праздник приходится на пост, нельзя есть мясо, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечку. В этот день к постному меню можно добавить рыбу и вино. Накануне праздника, в Лазареву субботу, вместо рыбы можно есть икру. Что можно и нельзя делать на Страстной неделе? В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи. На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения. Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой. В Страстной четверг церковь вспоминает Тайную вечерю. В этот день принято наводить порядок в доме, поэтому его называют также Чистый четверг. Это время, когда можно начинать печь пасхальные куличи и красить яйца.
В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса. Литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом полотнища с изображением Христа — плащаницы. Это единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола. В Страстную субботу, в преддверии Воскресения Христова, в церковных службах впервые за семь недель Великого поста появляются светлые, праздничные мотивы.
Женщины раздавали на кладбище обрядовые хлебы просфорки, лепешки, часто в нечетном количестве и из пресного теста и устраивали поминальный обед дома; оставляли на могилах коливо и крашеные яйца; пускали специально приготовленные хлебы по воде; жгли на могилах свечи, украшали цветами кресты и памятники.
В Болгарии к числу поминальных относили три последние дня Великого поста либо Страстную субботу, когда женщины посещали могилы и совершали там названные действия. В Страстной четверг предков также «поили», для чего поливали могилы вином и водой, выставляли горшки с водой у домов, раздавали на кладбище кувшины для воды. В этот день, сразу же после первых петухов, женщина шла к источнику, набирала там несколько кувшинов воды и отправлялась с ними на кладбище, где выливала по 1-2 кувшина на каждую принадлежащую семье могилу. Широкую известность получил обычай, называемый «выливания, или пускания воды мертвым» и состоящий в пускании переливании проточной воды, предназначаемой поименно каждому из умерших. Кое-где в Страстной четверг обустраивали и убирали могилы.
Специфической чертой поминовений в Страстной четверг является обычай разводить поминальные семейные костры: их жгли на кладбище, вблизи «своих» могил, а также во дворах и на других традиционно принадлежавших данной семье участках земли. У сербов такой костер разводили утром на пороге дома и предназначали его всем умершим этой семьи, а затем жгли костры на кладбище, в изголовье каждой могилы. Считалось, что таким образом «греют» покойников. Редактировать Очистительные обычаи. Страстной четверг Страстной четверг повсеместно назывался в народе «Чистым», так как у православных славян на него приходились основные очистительные ритуалы Страстной недели в католическом мире они могли совершаться утром в Страстную пятницу.
Люди мылись в бане, иногда обливались водой у проруби или даже купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников — для того, чтобы, омывшись ею, избавиться от болезней главным образом — кожных и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней ; мыли и высушивали на солнца предметы домашней утвари например квашню ; приносили домой ветки можжевельника и жгли их дома на листе железа, а затем перешагивали через огонь в апотропеических целях; окружали дом магическим кругом объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др , оберегая дом и домочадцев от всякого зла, от проникновения в дом змей, лягушек и др. Другие обычаи Страстного четверга Страстной четверг был единственным днем в году, когда, как считалось, можно было увидеть домового: для этого брали свечу, принесенную домой с вечерней службы в церкви, и пасхальное яйцо и шли на чердак, где оставляли домовому яйцо, чтобы и он мог «разговеться» на Пасху. Если человеку показывался мохнатый, в шерсти, домовой, то ожидали богатства и удачи, если голый, без шерсти, — нищенства. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот: для этого под угол дома выкладывали для него еду.
Ночью ходили в лес, где сняв с себя крест, призывали лешего и расспрашивали его о судьбе. Известен обычай изготавливать в Страстной четверг вещи, имеющие особую магическую силу. Так, на восходе солнца, сидя на пороге дома, хозяйка выпрядала особую нить, крутя веретено и суча нить в обратную сторону, не так, как обычно. Эта нить использовалась потом в народной медицине: ею перевязывали руки, чтобы они не болели при жатве; вплетали ее в рыболовную сеть, чтобы улов был больше, и т. Повсеместно известно и приготовление особой «четверговой» соли: ее специально пережигали в печи, завернув в тряпочку, освящали в церкви или выносили на улицу «под звезды», полагая, что от этого соль, оскверненная некогда Иудой во время Тайной вечери , «очистится» и приобретет целительные свойства.
В этот день совершались действия, связанные с домашними животными.
День работника скорой медицинской помощи День борьбы за права человека от химической опасности День химической безопасности День ахалтекинского скакуна в Туркменистане Праздник Девятнадцатого дня месяца Джамал — 28 апреля по Григорианскому календарю начинается месяц Джамал, что в переводе с арабского означает «Красота». В этот день — первый день месяца Джамал по девятнадцатимесячному календарю бахаи — отмечается важный праздник — праздник Девятнадцатого дня месяца Джамал. Праздник Девятнадцатого дня был предписан в «Китаб-и-Акдас» — священной книге бахаи, где сказано следующее: «Предписывается вам раз в месяц выказывать гостеприимство, даже если угощением будет простая вода, ибо Господь возжелал связать ваши сердца воедино средствами и небесными, и земными». Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий.
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета Зах. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными. На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением.
Факт, что каждое воскресенье в России является выходным, уже свидетельствует о признании государством этого важного для христианства дня. Замглава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом Вахтанг Кипшидзе считает, что это выражает уважение к христианской традиции. Он также подчеркивает, что запрос на новые выходные дни должен происходить на основе общественного консенсуса.
Кипшидзе отмечает, что если общество выработает концепцию о государственных праздничных выходных во время Страстной недели, это может быть внесено в производственный календарь, как это было сделано с Рождеством Христовым.
Страстной понедельник: «Не ужасайтесь, а молитесь»
Путь, по которому шел Спаситель из судилища к Голгофе, и сегодня называется Страстным Путем. Седьмицу Страстной недели называют «Великая неделя», потому, что Пасха — это основной Великий христианский праздник, вселяющий в людей большую радость. Страстной называется шестая неделя Великого поста, которая идет перед самым главным праздником в христианстве, Пасхой. Страстная седмица продолжает Великий пост — все ограничения Великого поста сохраняются и даже в каком-то смысле становятся строже, но это совершенно особый период.
Страстная неделя: что можно и нельзя делать, обычаи и приметы
Чистый четверг «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», - сказал Иисус, преломив хлеб во время Тайной вечери. Затем подал ученикам чашу с вином и молвил: «Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так Спаситель принёс себя в жертву, слова и действия его стали основой таинства евхаристии, причащения, которое перед Пасхой совершают в Чистый четверг. В народном представлении телесное и духовное очищение достигалось посредством бытовых действий и обрядов. В этот день хозяйки особенно рьяно мыли, выскабливали полы, лавки, окна, перемывали посуду, вытряхивали половики, стирали белье, постельную и домашнюю утварь — нигде ни пылинки, ни соринки! В Чистый четверг — на то он и чистый - топили баню, мылись все домочадцы, а так же «приглашали» умерших родителей совершить омовение.
Чтобы прогнать прочь болезни и нечисть окуривали жилые и хозяйственные постройки, людей, скот. Изгоняли из дома тараканов и клопов. Очерчивали дом магическим кругом, «закрещивали»: рисовали углём или копотью от четверговой среды кресты на дверях, окнах, заслонке печи, матице — всё, чтобы уберечь от дурного влияния.
В этот же день вспоминается эпизод, в котором женщина омыла ноги Иисуса и совершила обряд помазания благовонным маслом миро. Великий четверг связывают с Тайной вечерей, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников. Также этот день называют Чистым четвергом — именно с него начинается подготовка к Пасхе, в частности уборка дома. А вечером в церквях начинается одна из самых длинных служб в году, «Двенадцать Евангелий», на которой вспоминают страдания Христа. В Великую пятницу православный мир погружается в траур и скорбь, вспоминая распятие и последующую смерть Спасителя. Наконец шестой день седмицы, Великая суббота, отождествляется со снятием Иисуса с креста, его погребением и пребыванием в гробе. Тем не менее уже в этот день верующие освящают куличи и крашеные яйца, вечерняя служба посвящена Пасхе. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь. Страстная неделя 2024: что можно и нельзя делать Страстная неделя не принадлежит к Великому посту, но является его продолжением.
В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения Евхаристии , умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка она служится в четверг вечером читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. Вечерня совершается в третьем часу дня 14. Плащаница полагается на особо приготовленном столе гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Это день строгого поста, когда не принято есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. В Великую субботу служба начинается вечером в Великую Пятницу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В Великую субботу совершается литургия Василия Великого , начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием около Плащаницы читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии о чудесном переходе евреев чрез Чермное море поется: «Славно бо прославися».
Таким образом евангельские чтения и распределены. Попробуем разобраться, как Господь проводил Свои последние дни. Из евангельского текста очевидно, что в понедельник, вторник, среду и четверг Он проповедовал в Иерусалимском храме. Затем, когда солнце начинало клониться к закату, Он уходил за город вместе с учениками. Господь выходил из города, шел полями, останавливался для отдыха и бесед с учениками. Утром Он возвращался обратно. Так продолжалось четыре дня. Страстной понедельник, утро: «Бесплодная смоковница — это я, да вы» Проклятие смоковницы. Миниатюра из Евангелия 1306 года, Армения. Изображение с сайта cercoiltuovolto. Чуду о бесплодной смоковнице посвящено богослужение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. И не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое. Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично.
Страстная неделя 2024 по дням: как называется каждый день
Собственно Страстная неделя (или седмица) носит такое название потому, что слово «страсть» означает «страдание». Страстной принято называть неделю до праздника Пасхи. Страстная седмица – самый важный отрезок в церковном году, который посвящен последним дням земной жизни Иисуса Христа. Страстная неделя называется страстной из-за связи с мученичеством и страданиями Иисуса Христа. оперативная сводка. Почему неделю называют Страстной?
Страстная неделя 2024 по дням: как называется каждый день
Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты: vesti ivtele. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.
Но они ничего не могли найти, хотя и пришло много лжесвидетелей.
Наконец вышли два человека и заявили: — Этот человек говорил: «Я могу разрушить Божий храм и восстановить его за три дня». Тогда первосвященник встал и спросил Иисуса: — Тебе нечего ответить на эти свидетельства против Тебя? Иисус молчал.
Тогда первосвященник разорвал на себе одежду и сказал: — Он произнес кощунствует! Какие нам еще нужны свидетели?! Вы теперь сами слышали богохульство!
Каково ваше решение? Они ответили: — Он виновен и заслуживает смерти. Тогда Иисусу стали плевать в лицо и бить Его кулаками, некоторые же били Его по щекам и спрашивали: — Прореки нам, Мессия, кто Тебя ударил?
Петр же сидел снаружи, во дворе, когда к нему подошла служанка. Петр стал отказываться перед всеми: — Я не знаю, о чем ты говоришь. Когда он отошел к воротам, его увидела другая женщина.
Она сказала стоявшим рядом: — Этот человек был с Иисусом Назарянином. Петр снова все отрицал, поклявшись, что он не знает Этого Человека. Но спустя немного времени стоявшие там люди подошли и сказали ему: — Ты и в самом деле один из них, тебя и выговор твой выдает.
Тогда Петр начал клясться и божиться: — Я не знаю Этого Человека! И тотчас пропел петух. И тогда Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня».
И, выйдя наружу, он горько заплакал. Там они начали обвинять Его: — Мы установили, что Он совращает наш народ. Он запрещает платить дань кесарю и называет Себя Христом, Царем.
Пилат спросил Иисуса: — Ты Царь иудеев? Тогда Пилат сказал первосвященникам и толпе: — У меня нет никаких оснований осудить Этого Человека. Но они настаивали: — Он Своим учением возмущает народ по всей Иудее, начал в Галилее, а теперь пришел сюда.
И узнав, что Иисус Христос был из области, подвластной Ироду, который тоже был в это время в Иерусалиме, он послал Иисуса к нему. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. Он много слышал об Иисусе и надеялся, что Тот совершит для него какое-нибудь чудо.
Он задавал Ему много вопросов, но Иисус ничего не отвечал. Стоявшие там первосвященники и учители Закона усиленно обвиняли Иисуса Христа. Ирод же и его солдаты, посмеявшись и поиздевавшись над Иисусом, надели на Него красивую мантию и отослали обратно к Пилату.
В этот день Ирод и Пилат стали друзьями, а прежде они враждовали. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: — Вы привели ко мне Этого Человека и сказали, что Он подстрекает народ. Допросив Его в вашем присутствии, я не нахожу Его виновным в том, в чем вы Его обвиняете.
Ирод тоже не нашел в Нем никакой вины и отослал Его обратно к нам. Как видите, Он не сделал ничего, достойного смерти. Поэтому я прикажу бичевать Его, а затем отпущу, — потому что на праздник он должен был отпустить одного из заключенных.
Тогда все в один голос закричали: — Смерть Ему! Отпусти нам Варавву! Варавва был заключен в темницу за поднятый в городе мятеж и за убийство.
Пилат же хотел отпустить Иисуса и еще раз спросил их. Но они продолжали кричать: — Распни, распни Его! Пилат в третий раз спросил: — За что?
Какое зло сделал Он? Я не нашел за Ним никакой вины, за которую Он мог бы быть приговорен к смерти. Я прикажу бичевать Его, а затем отпущу!
Но они продолжали громко кричать и настаивать, чтобы Иисус Христос был распят. В конце концов криками они добились своего. Пилат согласился выполнить их требование.
Он освободил, как они и просили, того, кто находился в темнице за бунт и за убийство, а Иисуса отдал на их волю. Когда Иисуса повели на распятие, конвоиры схватили некоего Симона из Кирины, шедшего с поля, взвалили на него крест и заставили нести его за Иисусом. Среди множества людей, шедших за Иисусом, были и женщины, которые били себя в грудь и рыдали о Нем.
Иисус повернулся к ним и сказал: — Дочери Иерусалима, не плачьте обо Мне, плачьте лучше о себе и о своих детях. Наступает такое время, когда будут говорить: «Блаженны бесплодные, не рожавшие и не кормившие грудью! Тогда люди скажут горам: «Падите на нас!
Ведь если с молодым и зеленым деревом делают такое, то что же будет с сухим? С Иисусом вели на казнь и двух преступников. Когда они пришли на место, называемое Лобным, там распяли и Его, и преступников, одного по правую, а другого по левую сторону от Него.
Иисус Христос говорил: — Отец, прости им, ведь они не знают, что делают. Солдаты разделили между собой одежду Иисуса, бросив жребий. Народ стоял и смотрел.
Плащаница полагается на особо приготовленном столе гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. В Великую пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.
В Великую пятницу на вечернем богослужении, когда совершается чин погребения, звонят благовест перед началом службы в большой колокол, и затем на крестном ходе — перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. После выноса плащаницы в центр храма — трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к пасхальной службе. Великая суббота В Великую субботу совершается литургия Василия Великого она служится всего несколько раз в году , во время которой перед плащаницей читаются библейские пророчества.
Богослужение Великой субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски … и на престоле со Отцем и Духом" и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрене Великой субботы, после великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится священнослужителями из храма при участии народа и обносится вокруг храма. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам и кладется на место посредине храма. Черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми.
Диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом. По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина. После этого начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы.
В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня. День Великой субботы для верующих ознаменован освещением пасхальных куличей и пищи для разговления в Пасху. В день Великой субботы верующие стараются закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Святой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни. В конце литургии Великой субботы поется пасхальный тропарь.
Начинается праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы — особенно трех последних ее дней — совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи. У католиков долгое время Великий пост был схож с православным.
Но после литургической реформы вторая половина ХХ века правила соблюдения поста несколько изменились.
На вечери в Вифании в доме Симона жена-грешница, омыла своими слезами ноги Христовы и смазала их миро. Тогда же Иуда решил продать Христа старейшинам за 30 сребреников. В этот день верующие стараются исповедоваться, в храмах совершается таинство исповеди, так как исповедаться в этот день считается особым благом.
Великий четверг В этот день состоялась Тайная вечеря , на которой Сын Божий установил новозаветное таинство Святого Причастия — Евхаристии. В этот день православные христиане, исповедовавшиеся накануне, стремятся причаститься Святых Христовых Тайн. В этот день в храмах на литургии архиереем совершается обряд омовения ног 12 своих священников, представляемых ему учениками. Великая пятница Это день строгого поста и великой скорби — Иисус Христос был осужден на смерть.
Церковь в этот день вспоминает его страдания на распятии. Начиная с четверга во всех православных храмах читаются 12 отрывков Нового Завета, рассказывающих о предательстве Иуды, прошедшем суде и распятии Сына Божия. Великая суббота В Великую субботу православные вспоминают о погребении Спасителя, пребывании его тела во гробе и сошествии в ад для возвещения победы над смертью, избавлении от мучения душ, которые с верой ждали Его пришествия, а также награду, которую Спаситель даровал разбойнику за благоразумие, вознеся его в рай. В ночь с субботы на воскресенье Церковь празднует Воскресение Христово: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».
Пасха Редактировать Поминовение предков Считалось, что в Страстной четверг раскрывается небо и предки возвращаются на землю, где остаются до Троицы. Поэтому у болгар и сербов на Страстной неделе принято было посещать кладбище и поминать покойников. Женщины раздавали на кладбище обрядовые хлебы просфорки, лепешки, часто в нечетном количестве и из пресного теста и устраивали поминальный обед дома; оставляли на могилах коливо и крашеные яйца; пускали специально приготовленные хлебы по воде; жгли на могилах свечи, украшали цветами кресты и памятники. В Болгарии к числу поминальных относили три последние дня Великого поста либо Страстную субботу, когда женщины посещали могилы и совершали там названные действия.
В Страстной четверг предков также «поили», для чего поливали могилы вином и водой, выставляли горшки с водой у домов, раздавали на кладбище кувшины для воды. В этот день, сразу же после первых петухов, женщина шла к источнику, набирала там несколько кувшинов воды и отправлялась с ними на кладбище, где выливала по 1-2 кувшина на каждую принадлежащую семье могилу. Широкую известность получил обычай, называемый «выливания, или пускания воды мертвым» и состоящий в пускании переливании проточной воды, предназначаемой поименно каждому из умерших. Кое-где в Страстной четверг обустраивали и убирали могилы.
Специфической чертой поминовений в Страстной четверг является обычай разводить поминальные семейные костры: их жгли на кладбище, вблизи «своих» могил, а также во дворах и на других традиционно принадлежавших данной семье участках земли. У сербов такой костер разводили утром на пороге дома и предназначали его всем умершим этой семьи, а затем жгли костры на кладбище, в изголовье каждой могилы. Считалось, что таким образом «греют» покойников.
Страстная седмица
Опубликовано 19 апреля, 2016 Самый великий и значимый праздник для всех христиан — Пасха или Светлое Христово Воскресение совсем скоро настанет. Однако непосредственно перед Пасхой нас ждет Страстная неделя, которая начинается сразу после вербного воскресенья. Страстная седмица — это особый период времени для истинно верующих христиан. Это последняя неделя поста, самая строгая из всех. И обычно даже те, кто не соблюдал весь пост, в этот период времени стараются его придерживаться. Почему последняя неделя поста носит название Страстной? Страстная неделя обращает внимание христиан на то время, которое было более 2000 лет назад. В переводе со славянского церковного языка «страсти» имеют совсем иное значение, нежели сейчас. Тогда этим словом обозначали муки и страдания.
Вот почему неделя так и называется: мы вспоминаем о страданиях Христа, которые длились всю эту неделю перед его воскрешением. Это время для печали и скорби. Последние дни земной жизни Иисуса подробно описаны в Евангелии.
Запрещалось свистеть: словенцы считали, что в момент смерти Христа от радости свистели черти. Верили, что человек, засвистевший в пятницу, будет унесен чертом, а тот, кто на минуту забудется и закричит, уже никогда в жизни не сможет закричать. Матери запрещали детям играть на улице и шуметь, а также просили не топать ногами по земле, чтобы не ранить ее гвоздями от каблуков, ведь в землю уже положен Христос. Украинцы не шумели, не разговаривали дома в полный голос и не ссорились. В Страстную пятницу принято было плакать; а если дети не плакали, то их били ветками, вынуждая тем самым проронить несколько слезинок. Страстная неделя и события христианской истории Значительная часть ритуалов и обычаев Страстной недели - своеобразное обыгрывание событий христианской истории, связанных прежде всего с бичеванием Христа, а также землетрясением, последовавшим за Его смертью.
В момент смерти Христа словенцы со страшным треском валили на землю несколько предварительно подпиленных деревьев, а в течение всех трех дней - со среды до пятницы - с грохотом разбивали и топтали собранные со всего села старые доски, посуду, бочки и другие деревянные предметы, называя это «пугать Бога». В пятницу - в ознаменование смерти Христа и землетрясения, а в ночь с субботы на воскресенье - в знак Его Воскресения - у церквей и костелов принято было стрелять. Поляки Поморья в память об этом землетрясении били в барабан в пасхальную ночь, и при звуках этих ударов люди спешили на службу в костел. К этому добавлялись обряды, посвященные «изгнанию Иуды» или «Великого поста». У чехов «Иудой» мог быть и человек: после службы в Страстную среду парень, который бегал лучше других, первым выскакивал из костела и с криком «Я - Иуда» убегал, а остальные преследовали его. С четверга до субботы Страстной недели по обыкновению замолкали колокола, звон которых заменялся грохотом трещоток и колотушек. За этим занятием молодежь проводила три последних дня Великого поста, оглашая окрестности неимоверным шумом. Таким образом она «творила память» Иисусу Христу. У хорватов в среду, четверг и в пятницу совершался так называемый «барабан», когда по окончании службы парни сильно били длинными прутьями по скамьям в церкви и гремели трещотками.
Плащаницы, чтение канона о распятии Господа и На плач Пресвятой Богородицы совершается крестный ход с Плащаницей вокруг храма с пением «Святый Боже... Расписание уточняйте в храмах. На трапезе пища без растительного масла и вино Утром - после часов и изобразительных совершается вечерня в соединении с литургией Василия Великого — последней в году, на которой читается 15 паремий из Ветхого Завета, в них - прообразы Страданий, Смерти и Воскресения Христа и пророчества о Новозаветной Церкви; вместо Херувимской песни поется гимн: «Да молчит всякая плоть человеча». После отпуста — благословение хлебов и вина и после этого в храмах начинают освящать куличи. Разговение после ночной литургии, то есть воскресным утром. Вечером, обычно в 20.
Примечание: Индивидуальные рекомендации, строгость воздержания, а также разрешение на некоторые послабления поста в связи с ограничениями по здоровью, верующий получает от приходского священника или от своего духовника: не решайте, пожалуйста, этот вопрос самостоятельно. В Церкви принято всё делать по благословению — тогда бывает духовная польза человеку. Благословение на послабления испрашивают даже беременные и кормящие и, конечно, получают его. Огонь четверговой свечи и вся правда о соли В чем смысл Быть со Христом — главная наша цель в Страстную Седмицу. Конечно, с Ним нужно быть всегда. Но падшему человеку это очень трудно.
Наше сердце к этому не способно, — говорит протоиерей Владимир Воробьев, — оно как бы изнемогает, оно не может себя очистить, не может себя приготовить к тому, чтобы всегда быть с Богом. А здесь Господь Сам берет наше сердце в Свои руки, ведет Своей мощной рукой и совершает ту работу, которую мы должны были бы сделать сами, но стали неспособны на это. Церковь вводит нас в мощное шествие ко Христу, в жизнь со Христом, поэтому на богослужении прийти приблизиться ко Христу, почувствовать себя вместе с Ним гораздо легче, чем в одиночестве. Божией помощи в подготовке к Воскресению Спасителя нашего Иисуса Христа. Отче наш, укрепи нас! Что не пропустить в эти 6 Великих Дней?
Нельзя пропустить всю Страстную седмицу неделю. Это совершенно удивительное время, насыщенное духовными и историческими переживаниями.
Как учат святые, «мы не телоубийцы, то есть не убийцы тела, мы убийцы греха». Когда красить яйца, готовить куличи и пасхи и когда их освящать Если быть точными, не освящать и не святить, а получать благословение на непостную пищу — яйца, творожную пасху, сдобные куличи, мясное.
Слова «освящать» или «святить» в данном случае употребляются неточно: ни яйца, ни буженина, ни даже кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник. Но в быту используется именно слово «освящение». Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу, для тех, кто не успел, — в воскресную ночь, после Пасхального богослужения или в Светлое Воскресенье утром. Красят же яйца и готовят остальную снедь обычно в Страстной четверг или в Страстную субботу.
Причем священники призывают к тому, чтобы хозяйственные хлопоты не затмевали для нас богослужений Страстной недели. Календарь Страстной недели Страстные понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с учениками. На Страстную верующие стараются непременно прийти на исповедь и причаститься. И хотя сделать это можно в любой день, больше всего желающих исповедоваться бывает в среду.
Ведь исповедуясь накануне Великого четверга, верующие потом причащаются в четверг утром — в память о том, что именно в этот день Господь установил Таинство Причащения. Произошло это во время Тайной Вечери Христа с двенадцатью апостолами, и в Великий четверг в храмах вспоминают это событие. Исполнение Таинства Причащения — прямой завет Христа всем верующим, поэтому Таинство это совершается на каждой Божественной литургии. Во время вечерней службы Страстного четверга читают двенадцать евангельских отрывков, повествующих о том, как Христа схватили, судили, про Его путь с Крестом на Голгофу, Его Распятие, смерть и погребение.
Пасхальная неделя по дням (страстная седмица): хронология Пасхи
Страстная неделя посвящена последним дням земной жизни Иисуса, его распятию, крестной смерти и погребению. последняя седмица перед праздником Великой Пасхи. Почему воскресенье перед Страстной неделей называется Вербным?