Новости неделя крестопоклонная великого поста

19 марта в Неделю 3-ю Великого Поста — Крестопоклонную, в храмовом комплексе преподобного Сергия Радонежского на Рязанке состоялись Воскресные Богослужения. Великий пост. Крест – это тайна жизни. Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста. 19 марта 2023 года, в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил Литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Проповедь протоиерея Сергия Рождественского за Божественной литургией в Неделю Крестопоклонную Великого поста 19 марта 2023 года.

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Неделя пятая Великаго поста, прп. Марии Египетской, глас 5. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. Что такое крест Христов, как его взять и идти за Христом? Неделя 3-Я великого поста, крестопоклонная. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы.

«Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная». Прот. Дионисий Крюков

Борисова — А почему все-таки этот крест такой нарядно украшенный всегда? Ну казалось бы, все-таки пост, все наши мысли, по крайней мере мы стараемся, чтобы они были таковыми, такие сосредоточенные вроде как, не пестрые, а тут вдруг такая несвойственная вроде бы Великому посту, где все облачения черные, где свет притушен, и вдруг вот, пожалуйста, вам — клумба посреди церкви. Протоиерей Дионисий — Ну это наш с вами любимый разговор о том, что мы должны все время себя как бы вернуть к состоянию удивления, как будто мы еще ничего не знаем. И в отношении креста, мне кажется, это особенно важно. Потому что крестов мы везде и всегда много — они из золота, они из серебра, у нас на шее и на храмах, блестят драгоценными камнями, выносятся священниками. Но тем не менее давайте вспомним, что это ни много ни мало как страшное, даже в какой-то степени, возможно, отвратительное для многих людей того времени орудие казни. То есть какие казни были в тот момент в истории?

Для евреев это побивание камнями. Ну груду камней изобразить — мало что скажет. Для римских граждан — усекновение мечом, но меч — в первую очередь это все-таки некое воинское оружие. Я думаю, что для того, чтобы понять, насколько это страшно и для человеческой природы просто неприемлемо, кажется, то что мы хотели бы избежать всеми силами и забыть об этом. Давайте представим, что мы поклоняемся виселице, или гильотине, или электрическому стулу. На самом деле вот этот вопрос мне задала одна девочка — я понял, какой глубокий детский вопрос: батюшка, а если бы нашего Спасителя расстреляли из автомата, мы бы автомату поклонялись?

Я был вынужден сказать, что да, но тут на самом деле давайте задумаемся именно об этом, о том, что изначально крест — это то, чего вот хочется отвернуться, избежать, даже есть какое-то отторжение внутреннее. И он тем не менее является нашей славой, он полностью как бы вот преображает нашу жизнь. Смерть уже не страшна, уже нет ничего, что даже орудие казни такой страшной не является для нас уже чем-то, что вызывает у нас страх и отторжение. Потому что за пределами этой жизни и за пределами этой смерти начинается иная жизнь — жизнь райская, и отсюда эти райские цветы. То есть крест как орудие смерти становится орудием жизни — это райское древо, древо, которое испускает благоухающие цветы. Важно, что для нашей христианской жизни мы избавлены именно от страха.

То, что изначально должно было вызывать у нас страх, на самом деле побеждается верой, побеждается тем, что Христос нас любит, и уже ничего поэтому нам не страшно. Борисова — Я вот сейчас подумала, что почему не виселица и не автомат. Ну виселица — это спорный вопрос, для современников Христа это, собственно, и была виселица, по сути. Протоиерей Дионисий — Это именно так, да. Борисова — Но мне кажется, что Господь Сам выбрал. Ну я имею в виду, что поскольку есть предопределение в Его земном пути именно такое.

Ведь неслучайно очень много свидетельств в разные эпохи о знамении Креста в небе. Протоиерей Дионисий — Конечно. Борисова — Ну можете вы представить знамение кучи камней в небе? Это как-то нелепо. Символичность креста, мне кажется, она предопределена просто промыслом Божиим. Протоиерей Дионисий — Да, конечно.

То есть когда я до этого говорил о разных других казнях, это с известной долей условности, то есть просто ради того, чтобы мы пережили как бы другие варианты. Но то, что крест спасительное орудие, действительно было и в Ветхом Завете предсказано — и когда евреи в пустыне скитались, и медный змий, который был на шесте повешен — та же самая идея. Страх перед смертью от жала змеи на самом деле, если смотреть на него бесстрашно, с упованием на будущее, то оно перестает быть смертельно опасным. Ну а самое главное, конечно, это то, что уже потом раскрыли нам апостолы и, в частности, в Апостольских Посланиях говорится о том, что крест — это высота и долгота, и глубина, и широта — то есть это все концы мироздания крестом охвачены. И как говорится в одном из текстов, что Христос на кресте нас обнял, раскрыл Свои объятия через распростертые руки на этой страшной казни. Борисова — Поклонение Кресту ведь у нас, помимо Великого поста, вы уже напоминали нашим радиослушателям, происходит в праздник Воздвижения Креста Господня.

В принципе, по чину церковному то же самое, а по смыслу, по сути? Ведь там тоже торжество, но, если мы здесь вспоминаем крестную смерть Спасителя, в которую вот-вот уже мы скоро погрузимся, в это созерцание ее на Страстной седмице, а там мы все-таки вспоминаем вот этот момент торжественного возвращения Креста, когда Патриарх его воздвигает, чтобы все могли видеть и поклониться. Вот, по сути, разница в том смысле, который мы этому поклонению придаем сегодня для себя, вот для нас как для верующих. Протоиерей Дионисий — Ну действительно, сейчас наш путь идет к Пасхе. Мы в первую очередь хотели бы пройти вместе со Христом Его и путем страдания, и путем потом Воскресения. Потому что, как известно, если человек не прошел этот путь, не пережил его, не покаялся в подлинной степени, если он не совершил каких-то подвигов, для него Пасха пройдет просто как один из праздников, он не почувствует этой радости Воскресения и не совоскреснет со Христом.

Поэтому сейчас вот этот вот акцент на Кресте — это как бы вот напоминание, как нечто, что нам дает возможность не потерять из вида то, к чему мы идем. А ведь Страстная седмица и Пасха — это некий единый период, это, можно сказать, даже единый праздник, потому что без Креста невозможно Воскресение. И я на этом сегодня сконцентрировал наше внимание, когда мы говорили о том, что «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» — то есть мы идем-то к Воскресению, и именно от этого и наше поклонение Кресту — это путь к Пасхе. А праздник Воздвижения — это праздник торжества Церкви, это праздник того, что наконец Константин Великий издал указ о том, что христианство уже становится принимаемой религией, это стало религией господствующей. И как видимый знак того, что христианство почитается, были и построены главные святыни на месте страдания Христова Воскресения в Иерусалиме, храм святого Воскресения, в Вифлееме была построена базилика. И, в частности, в рамках этих же мероприятий и было обретение Креста Господня, который лежал в поругании, в неизвестном месте, которое долгое время искали, но наконец его обрели, благодаря чуду воскресения умершего человека.

Поэтому здесь как бы некие разные оттенки, хотя принципиально смысл все-таки где-то близкий. Борисова — Вы слушаете программу «Седмица». Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь. Борисова — Продолжаем программу «Седмица», в которой мы каждую субботу с помощью наших гостей стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Вот начинается у нас неделя, где, мне кажется, такое христианское доказательство гендерного равенства, скажем так, что все святые перед Богом равны, независимо от пола и возраста.

Я имею в виду воспоминания о мученице Фотине, она же Светлана, римская, — 2 апреля. Ну и о преподобной Вассе Псково-Печерской — 1 апреля. Это как раз тот самый символ гендерного равенства, на мой взгляд, по-христиански, по-православному. Но напомним сначала радиослушателям, кто такая была мученица Фотина. Собственно говоря, такая традиционная для первых веков христианства история, когда целая семья христиан пострадала — то есть при императоре Нероне сначала был выявлен «злостный» христианин сын Фотины, и за ним уже потянулась цепочка, потому что и три его брата, и мать с ее сестрами, все практически пришли к единому финалу, все пострадали от гонений императора Нерона. Но мне вот всегда было интересно: мы, конечно, ужасаемся, читая жития мучеников первых веков, потому что там очень подробно, со вкусом описано, как их там страшным образом терзали.

Возможно, когда жития эти писались писались они, как правило, ближе уже к средним векам , было актуально, по-видимому, нужно было такие жестокие картины показать тогдашним, уже в значительной степени обмирщившимся христианам, чтобы они вздрогнули и как-то прониклись. Но мне кажется, для нас это не самое значимое. А самое значимое, может... Ну мы можем себе представить, сконструировать такую картину вот времена Нерона: там кожу сдирали без всякого христианства десятками на арене цирка, для того чтобы просто развлечение получить, там народ был такой присмотревшийся к этим ужасам, что его так сильно и не проймешь всякими пытками. А важно, мне кажется, другое — важно то, что происходило внутри у этих людей, и что для христиан мученичество было не столько мучением, сколько свидетельством. Почему нужно было так засвидетельствовать, что есть что-то, ради чего стоит умереть.

Почему это, казалось бы, ведь вроде все были пускай язычниками, но назывались-то они религиозными людьми, почему же было это для них так важно, чтобы кто-то продемонстрировал, что за свою веру можно, не жалко отдать жизнь? Протоиерей Дионисий — В этом и есть сила христианства, что люди проповедуют не только словами, но главное, своей жизнью. А что проповедуют? А проповедуют то, что есть ценности выше, чем это земная жизнь со всеми ее благами и жизнь сама по себе, что есть жизнь важнее жизни, которая начинается уже после смерти. И в этом смысле христиане уподоблялись Христу, Который пошел ради людей на смерть, но таким образом открыл Царствие Небесное. Борисова — Ну, собственно, это то самое евангельское слово, о котором мы говорили, вспоминая воскресное чтение.

Борисова — По сути дела, отвергнись себя, возьми крест свой. И кто захочет душу свою сохранить, тот ее потеряет, а кто ее потеряет ради Евангелия и Христа, тот обретет. Протоиерей Дионисий — Тот обретет. И христиане, конечно же, эти слова Христа все время имели в виду, для них это была путеводная звезда, как, надеюсь, и для современных тоже христиан. Потому что мы все время должны себе напоминать, что есть ценности выше, чем наша обычная жизнь.

Накануне в храме было совершено всенощное бдение с чином выноса креста на средину храма, для поклонения и укрепления духовных и телесных сил верующих и труждающихся в подвиге Великого поста. В конце чина выноса креста было совершено елеопомазание, на которое приехали паломники из г.

В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «... Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» Мк 8:24. Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья: «... В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, — наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу... Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением...

Неделя Крестопоклонная: история, смысл, песнопения, цитаты (+видео, аудио)

Не секрет, что многие устают соблюдать пост и поддаются искушению. Возле Креста верующие вспоминают подвиг Иисуса и вновь обретают силы. В дни недели верующие выпекают особые хлебцы, которые называются "крестцы". А в субботу третьей седмицы в храмах проводят всенощное бдение. В центр храма выносится Животворящий Крест, перед которым священники и прихожане совершают три поклона.

Поклоны происходят после чтения молитв, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного.

На Всенощном бдении в субботу вечером на середину храма выносится Крест Господень как напоминание о той Божественной Любви, которая явлена через Иисуса Христа. Крест - в прошлом орудие страшнейшей из придуманных казней, сегодня является символом победы над дьяволом, злом и смертью. Крест нательный - это ежедневное напоминание о вере в Распятого и Воскресшего, это символ веры в Спасителя и верности Ему, это знамя победы и одновременно непобедимое оружие верных.

Слабый и ограниченный человек никогда сам не найдет настоящего пути в жизни. Его самостоятельный путь всегда будет лишь путем к смерти. Остается одно: взять свой крест и следовать за проводником, за Господом.

Правда, та дорога, которой Господь ведет человека по жизни, тяжела и опасна. Но и тогда, когда она кажется невыносимой, не следует выпускать руки Господней, ведущей и поддерживающей нас. Крест есть у всякого человека.

Но каждому дан крест точно по его мерке. Только наша нетерпеливость и непокорность делают его слишком тяжелым. Смысл совершающихся с нами событий обыкновенно сокрыт от нас.

Только взглянув в наше прошлое, мы можем обнаружить пользу всего, что происходило с нами, если мы жили с Господом. Когда человек пытается жить по своей воле, это приносит ему множество разочарований. Когда мы сами пытаемся выбрать жизненный путь, мы всегда остаемся недовольны, нам всегда кажется, что мы сделали неудачный выбор.

И только тогда, когда мы полагаемся на волю Божию, открытую нам во Христе, мы понимаем, что наш крест, наше место и занятие, которое выпало нам на долю, — самое лучшее для нас. Икона Крест Христов Крест — священный символ христианства, знак не только позорной казни и смерти, но знамение победы Христа над смертью. Христос на древних иконах представлен раскинувшим руки по сторонам креста, словно Он обнимает Своей любовью всех.

Образ смерти символизировала черная пещера под крестом, где изображались череп и кости.

Именно с того времени, сначала только в Иерусалиме, стали отмечать как великий праздник Крестопоклонную неделю — возвращение в Иерусалим Креста Господня. С течением времени это торжество перестало быть только иерусалимским. Крестопоклонная неделя стала очень значимой для всех христиан, став напоминанием о жертве Иисуса и поддержкой в середине Великого поста — самого строгого из всех христианских постов. В субботу 30 марта 2019, перед третьим великопостным воскресеньем, Крест, убранный цветами, вынес из алтаря в середину храма настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери иерей Александр Гольцов. Это торжественное действие напоминает не только о страданиях Иисуса, но и о приближающемся празднике Светлого Воскресения Христова и служит для воодушевления и укрепления постящихся в продолжение трудного поста.

В эту неделю все верующие должны прикладываться к кресту и молиться Спасителю о придании сил для соблюдения ещё долгого Великого поста. Вынесенный Крест Господень должен напомнить верующим, что Иисус терпел великие страдания ради людей, и помочь им понять, что их страдания ничтожны по сравнению с тем, что перенёс ради людей Спаситель. В благодарность Ему необходимо соблюдать до конца все требования Великого поста, и, главное, духовный пост более важный, чем временное ограничение в питании. Великий пост — сложный период для всех верующих христиан. Это время уничтожения внутри себя «прежнего» человека, время для изгнания пагубных привычек и страстных желаний.

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ

— Во время 40-дневного поста мы словно «распинаем» себя, на людях начинают сказываться усталость и уныние, — пояснили журналисту «Известий Мордовии» значение Крестопоклонной недели представители Саранской епархии. 19 марта в Неделю 3-ю Великого Поста — Крестопоклонную, в храмовом комплексе преподобного Сергия Радонежского на Рязанке состоялись Воскресные Богослужения. Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига. Третью седмицу называют Крестопоклонной неделей. С начала Великого поста прошло уже 14 дней, поэтому уже может сказываться сила привычки.

19 марта 2023 года. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

Facebook Twitter VKontakte Email Telegram «Крестопоклонная» — неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, — «су-губый», — Горкин так говорит, по-церковному. Иван Шмелев «Лето Господне» Крестопоклонная неделя начнется с вечера субботы, когда в центр храма будет торжественно вынесен Животворящий Крест Господень. Со словами «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» священники и прихожане трижды поклонятся кресту. На протяжении этого времени прихожане имеют возможность поклониться Животворящему Кресту Господню.

После, его снова внесут в алтарь. Отсюда и название четвертой недели поста «Крестопоклонная». История Крестопоклонная неделя — это праздник, установленный в VII веке в честь обретения Животворящего креста Господня.

В IV веке равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого, находившаяся уже в весьма преклонном возрасте занялась поиском Голгофы и Креста, на котором был распят Иисус Христос. Для этого она отправилась в Иерусалим. Поиски увенчались успехом.

Взять крест — это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа». Святой Крест остается на середине храма до пятницы четвертой седмицы Великого поста в этом году 12 апреля — обратно в алтарь он уносится перед Литургией Преждеосвященных Даров. Именно поэтому вся седмица именуется Крестопоклонной.

И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия. Износимый на середину храма для поклонения Крест Господень — это наше воинское знамя, которое выносится, как и в обыкновенной мiрской брани, на поле сражения для того, чтобы возбудить в нас, воинах Христовых, бодрость духа и неустрашимое мужество для успешного продолжения борьбы и окончательной победы над врагами. Взирая на это славное знамя — знамение победы над диаволом, — мы невольно ощущаем прилив новых, свежих сил и воодушевляющий нас на продолжение подвига подъем духа. Все перенесенные доселе скорби и трудности как бы забываются, и мы, по слову Апостола, «задняя забывая, в предняя простираемся» Флп.

Вместе с тем, это изнесение Креста Господня для поклонения среди св. Четыредесятницы напоминает верующим о приближающихся великих днях воспоминания Страстей Христовых и о Светлом Празднике Воскресения Христова. При торжественной встрече победоносного военачальника обыкновенно предшествуют ему его победные знаки — эмблемы и трофеи: так и тут — Пасхе Христовой — торжественному шествию Победителя греха, ада и смерти, — предшествует знамение Его победы — Животворящий Крест. Он живо напоминает нам, что, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся — если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Таким образом, Неделя Крестопоклонная есть как бы предвкушение среди поста ожидающей нас светлой пасхальной радости, почему, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его Воскресение, когда троекратно поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Она хранится в маленьком сельском храме в российской глубинке, но ежегодно поклониться ей приезжают тысячи человек. В 1423 году на Сахотском болоте нынешняя Ивановская область был обретен образ Креста Господня и икона святителя Николая.

Как легко и прекрасно следовать за Тем, Кто уже прошёл все возможные искушения, Кто знает все наши слабости, и потому готов показать нам единственно верный путь через болото жизни, путь, ведущий к Нему Самому! Вот почему сегодня, в третье воскресение Великого поста, в центре каждого Божиего храма находится святой Крест Господень, которому мы поклоняемся с любовью и трепетом. Крест призван не только поддержать в нас решимость продолжить подвиг поста, но и напомнить нам призыв Господа, который мы слышим в сегодняшнем Евангельском чтении. Как бы ни были тяжелы испытания, встречающие нас на жизненном пути, мы, доверяя Господу, должны быть уверены в том, что Он не даст нам искушений, которые были бы выше наших сил, но вместе с испытаниями пошлёт и утешение, чтобы нас ободрить, укрепить и вывести из трясины греха и духовной смерти. Когда мы «отвергнемся себя», то есть оставим греховные привычки и поставим Господа в самый центр нашей жизни, доверимся Его благой воле о нас, возьмём свой крест и последуем за Ним, мы увидим, что тяжесть креста почти незаметна, ведь вместе с нами его понесёт Сам Господь, единственный Источник всякого блага, бесконечной любви, милости и жизни вечной. Миссионерский центр Богоявленского кафедрального собора 19 марта 2023 О соборе Кафедральный Богоявленский Собор является одним из важнейших центров духовной жизни России.

3-я неделя Великого поста

Третью седмицу называют Крестопоклонной неделей. С начала Великого поста прошло уже 14 дней, поэтому уже может сказываться сила привычки. Приветствую вас отцы, братья и сестры с Крестопоклонной Неделей. Милостью Божией вступив на поприще Великого поста мы дошли до его середины. Что такое крест Христов, как его взять и идти за Христом?

Крестопоклонная неделя Великого поста: история и традиции

Дьякон указывает момент, когда батюшки должны одновременно перекреститься и сделать поклон, чинно и красиво. В храмах с традициями во время выноса Креста «Святый Боже» поёт весь народ. Это песнопение для всех. Никто не должен молчать. Как не должны молчать верующие и после «Премудрость прости» — батюшка поворачивается к людям и всех благословляет Крестом на три стороны. Народ отвечает единодушным пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя». Эта молитва поётся на первый глас, и если вы знаете, как спеть «Спаси, Господи, люди Твоя», вы уже освоили первый глас, поэтому пойте смелее.

Потом священник кладёт Крест на аналой столик для иконы посередине храма , трижды обходит Крест с кадилом, а мы трижды поем свой первый глас, после чего начинается поклонение Кресту. Во время поклонения весь храм — все должны петь, все должны знать слова! Поётся трижды, после каждого исполнения — земной поклон. Обычно следом за народом этот тропарь повторяет хор, а люди подходят к Кресту. Большинство товарищей думает, что на этом все заканчивается. Однако люди церковной культуры непременно будут ждать пение стихир на поклонение Кресту — необычайной красоты и богословского содержания тексты!

Это четыре стихиры, две из которых написаны византийскими императорами. Стихиру «Днесь неприкосновенный существом прикосновен мне бывает» написал император Лев Мудрый, а мою любимую молитву «Днесь Владыка твари» сочинил Константин Порфирородный. Конечно, как регент и канонарх, я эти стихиры и слышал, и исполнял в разных вариантах, в версиях разных композиторов. Это очень красиво. Это потрясающе глубоко. Если вы хотите понять, что такое богословие Креста, не беритесь за толстые книги, начните с этой небольшой, но удивительной стихиры: «Днесь Владыка твари и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает — сладость церковная; венцем от терния облагается; покрываяй небо облаки — одеждею облачится поругания; и заушается бренною рукою — рукою создавый человека; по плещема биен бывает — одеваяй небо облаки; заплевания и раны приемлет, поношения и заушения.

И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог!

В этом, собственно, и заключается смысл принятия на себя креста. Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога. Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа.

Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог. Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания — несением креста… Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит». Седмица 4-я — Крестопоклонная: когда посещать храм Ну а что же дальше, после воскресного дня? Богослужения четвертой «средопостной» седмицы поста пойдут своим обычным чередом: великопостные службы понедельника, вторника, четверга; литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу. Три поклонения Кресту Все дни до пятницы включительно древо лежит на аналое, ему можно поклониться в любое время — за службой или вне ее.

Однако, трижды на седмице совершается особый чин поклонения Кресту. Это происходит в понедельник и среду — во время чтения Первого Часа; в пятницу — после Часов. Преполовение святой Четыредесятницы Это среда — ровно половина поста. Только в этот день поются особые песнопения, испрашивается Божие благословение на благополучное окончание Четыредесятницы. Так обращается Господь к каждому — и это не требование пострадать и умереть так, как Он. Наши немощи известны Христу лучше, чем нам самим, и Бог лишь просит нас нести крест личный — болезнь ли это, тесные материальные обстоятельства, сложная ли работа, иное ли что. И, утешая, в конце пути обещает каждому «пришедшее в силе» Свое Царство, и вечную Пасху. По материалам сайта pravslov.

Борисова — Вот мне хочется на этом сделать акцент. Поскольку мы живем в обществе, в представлении которого самое ценное — это жизнь человека. И мы в разных вариациях, по разным поводам слышим это с утра до вечера каждый день. Ну это и по поводу того, что нужно вот помогать больным, и вот дети, вот нужна операция, давайте соберем деньги — все это правильно и верно. Но все это смещает какие-то акценты очень важные у нас в голове, и мы начинаем относиться жизни как к священной корове.

Жизнь — это очень важно, это то что каждому понятно и не нужно объяснять. Но мы перестаем понимать, что есть вещи, за которые жизнь можно отдать — вот просто сам пошел и отдал. Ну и еще, кстати, есть перемычка между тем, о чем вы говорили в понимании жизни как ценности. Чужая жизнь — это безусловная ценность для тебя должна быть, ровно такой же, ради которой ты свою жизнь не будешь ценить, то есть жизнь ради Христа и ради ближних — это как раз возможность своей жизнью пожертвовать ради них. И обратим внимание, что многие моменты, которые нам кажутся в христианстве традиционными и обычными, на самом деле нами окрашиваются в другие цвета.

Нам кажется, что мученики — это пассивные мученики, их просто вот схватили, отвели и умертвили; что смирение — это тоже состояние ничегонеделания. Но мне кажется, это так же, как и смирение — состояние активности, это состояние как бы внутреннего предстояния и свидетельствования, точно так же и мученичество — это активное состояние, при котором человек горит любовью, он ее демонстрирует, он ее проявляет. И если бы не тысячи мучеников, то, в общем-то, Церковь, может быть, и не смогла бы распространиться, потому что это и есть действенное свидетельство того, что Церковь жива, и то что Христос действует через этих святых. Борисова — А теперь давайте поговорим о моей любимой святой — преподобной Вассе Псково-Печерской. Вот в детстве у нас говорили: «1 апреля — никому не верю».

А мы 1 апреля вспоминаем женщину, которая всей своей жизнью засвидетельствовала, что такое вера. И даже после смерти Господь так устроил, что ее мужу было явственно показано, как нужно обойтись с ее мощами, по сути, поскольку он ее два раза пытался по-христиански похоронить. Муж был священник. Протоиерей Дионисий — Давайте не будем интриговать, а сразу расскажем, что мы имеем в виду. Это действительно необычная очень история, про то, что преподобная Васса является одной из основоположников...

Борисова — Не одной, а именно первых монахов, которые там в отшельничестве занимались много веков назад, никто поименно кроме Марка не помнит. А пришедшие на это место намоленное священник... Протоиерей Дионисий — Иоанн. Борисова — Иоанн и его жена Мария, они, собственно, были первыми, кто остался в истории Псково-Печерского монастыря. А она была первой, чьи мощи оказались в пещере.

Протоиерей Дионисий — Да, это к разговору о том, что какова роль женщины в церковной истории. Действительно, она, с одной стороны, она была просто матушкой. Борисова — Да. Протоиерей Дионисий — Но, во-первых, она какой была матушкой и у какого батюшки. Это священник, который был направлен изначально в Дерпт, современный...

Борисова — Тарту. Протоиерей Дионисий — Тарту, да, для того чтобы проповедовать христианство. Но такой, в общем, начался ад, что ему пришлось оттуда бежать, там были бесконечные казни. И, в общем-то, Псково-Печерский монастырь, эта территория не так далеко, там они в уже существовавших пещерах начали вместе со своей супругой копать и строить церковь. Борисова — Ну там у них дерево просто обрушилось, собственно, открыло вход в эту пещеру, где когда-то давно подвизались пещерники, потом засыпало землей, наросло там всякой растительности.

Они начали строить церковь — обрушилась половина этого берега, и вместе с деревом здоровенный ком отвалился, и открылся вход в пещеру, которая была там изначально. Протоиерей Дионисий — И вот священник со своей супругой стали строить там церковь в честь Успения. И, в общем, в конце концов матушка Мария уже на пороге своей смерти она приняла монашество с именем Васса, и была там и погребена. И дальше вот как раз началась та история, которую вы... Борисова — Первое монастырское чудо.

Ну, собственно, Псково-Печерскую Лавру многие, я думаю, наши радиослушатели знают по прославленной книге владыки Тихона Шевкунова «Несвятые святые», там много всего интересного написано про этот монастырь. Но он начался вот с этого чуда. Потому что отец Иоанн хотел, естественно, похоронить свою усопшую супругу, и ничего у него из этого не получалось. У него все время гроб каким-то удивительным образом из могилы как бы выступал. Пока не было откровения, просто уже в лоб пока ему было объяснено, что не надо ее пихать в землю, потому что там не просто тело, а это святые мощи.

Протоиерей Дионисий — И в конце концов они были расположены у входа в эти пещеры и там находятся. И даже был случай, когда во время нападения некий ливонский рыцарь захотел открыть крышку от гробницы, но был попален исшедшим огнем, который оставил свой след на гробе. Борисова — Надо сказать, что вообще вот эта пара, сама история их жизни, она такая удивительно промыслительная. Потому что ведь в этом самом Дерпте погиб Исидор и 72 его прихожанина — их просто утопили в проруби, причем так, чтобы проникнуться, что это не просто вот, а еще и в холодной воде. И потрясение от этого было настолько велико...

Вот мы говорили о мучениках — ведь вот что важно, важно, наверное, не слепо идти за кем-то, чтобы повторить его подвиг, а прочувствовать, куда тебя воля Божия ведет. Ведь на самом деле отец Иоанн мог остаться в том же Дерпте, они с матушкой точно так же могли в этой проруби погибнуть. Но вот в тот момент они испугались, и они из этого Дерпта ушли. Для чего? Не просто чтобы спасти свою жизнь, а для того, чтобы оказаться в этом самом пустынном месте.

Для того, чтобы основать там монастырь, который никогда не будет закрываться. Ведь это удивительная история Псково-Печерского монастыря... Протоиерей Дионисий — Удивительная. Борисова — Учитывая XX век, советскую Россию. То есть он сначала не попал на территорию советской России.

Потом он попал на территорию советской России, и удивительными подвигами разных настоятелей, особенно отца Алипия, про которого как раз владыка Тихон очень много написал, он совершенно чудесным образом никогда не был закрыт. В стране, где изничтожали и просто вот под ноль утюжили все, что касалось церковной жизни. Протоиерей Дионисий — И мне кажется, что как-то очень-очень символично, может быть, даже то, что как бы в самом начале истории у этой монашеской общины а монашеская община — это всегда семья стояла исходно именно семейная жизнь этих благочестивых людей, священника Иоанна и его супруги Марии, которые в дальнейшем стали Иона и Васса. Борисова — Напоминаю нашим радиослушателям, с вами программа «Седмица», в которой мы стараемся разобраться в особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Ох, есть одна тема на этой неделе, которая меня много лет занимает — 30 марта Церковь празднует память преподобного Алексия человека Божия.

По поводу этого святого никаких документальных свидетельств до нас не дошло, а дошло несколько вариантов его жития, которое было чрезвычайно популярно во всем мире и, в частности, в католической Европе, на протяжении многих столетий, вплоть до XVII века. И мало того, что это было популярное чтение, ведь сборник житий святых, в котором это житие было, это так называемая «Золотая легенда», по популярности, наверное, занимала второе место после Библии. И сюжет этого жития был использован много-много раз в самых разных видах искусства — то есть это вдохновляло и композиторов на оратории, это вдохновляло живописцев, это постоянно присутствовавший сюжет в истории культуры средневековой Европы. Но на Руси этот сюжет был не менее популярен, и он ушел в другую как бы область творчества — в духовные стихи. Я думаю, не все наши радиослушатели знают, что был такой популярный жанр буквально до конца XIX века, это так называемые «стихеры».

Не стихиры — вот то что мы в храме слышим, а так назывались в народе духовные песнопения или духовные песни, которые пелись на паперти нищими, каликами перехожими, благочестивыми людьми, которые, собравшись после праздника там на разговины, вместо того, чтобы разухабистые какие-то частушки петь, вот пели эти стихи. Мне посчастливилось в жизни, в самом начале моего пребывания в Церкви, побывать в такой, ну как, в советские времена это был не монастырь, это была такая общинка, где тайные монахини жили вместе со своим духовником. И поскольку добираться до них было очень сложно и долго, и муторно, я приехала к ним совершенно измученная, практически почти весь день на ногах, они решили меня утешить вечером и, по благословению батюшки, как вот ужасно смешно было — такие старые женщины, они побежали в спальню, достали тетрадочки по 2 копейки, значит, в клеточку, в которой были записаны духовные стихи. Вот они меня усадили за стол, и они пели хором эти стихи, вот доставшиеся им тоже из каких-то тетрадочек, переписанные там со времен монахинь XIX века. Удивительное совершенно творчество.

Вот один из популярнейших сюжетов для этого творчества было житие преподобного Алексия, человека Божия, которое меня, как человека культуры XX века, изначально приводило в оторопь. Я не могла понять, в чем же смысл этого подвига, когда человек молодой, пусть он благочестивый, но он же в христианской семье уже был вроде как, что ему мешало сказать родителям, что он не хочет жениться, а хочет пойти в монахи? Ну ладно, ну там могло быть недопонимание.

Накануне в храме было совершено всенощное бдение с чином выноса креста на средину храма, для поклонения и укрепления духовных и телесных сил верующих и труждающихся в подвиге Великого поста. В конце чина выноса креста было совершено елеопомазание, на которое приехали паломники из г.

«Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная». Прот. Дионисий Крюков

Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.

Самое интересное происходит в конце службы. Во время пения великого славословия, настоятель в полном облачении совершает каждение вокруг Престола и кладёт три земных поклона. Как только начнется пение «Святый Боже», батюшка снимает Крест с Престола и, держа его над головой, выносит из алтаря. Обычно Крест несут через северные двери алтаря, обнося вокруг Престола, и проносят через весь храм, так, чтобы вернуться к Царским вратам перед иконостасом, где священник, поднимает Крест и говорит «Премудрость прости». Это старинный возглас, которым привлекается внимание молящихся к особо торжественному моменту богослужения. Современную версию этого возгласа можно услышать на архиерейской службе, когда протодьякон подсказывает священникам: «Отцы, молимся! Дьякон указывает момент, когда батюшки должны одновременно перекреститься и сделать поклон, чинно и красиво. В храмах с традициями во время выноса Креста «Святый Боже» поёт весь народ. Это песнопение для всех.

Никто не должен молчать. Как не должны молчать верующие и после «Премудрость прости» — батюшка поворачивается к людям и всех благословляет Крестом на три стороны. Народ отвечает единодушным пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя». Эта молитва поётся на первый глас, и если вы знаете, как спеть «Спаси, Господи, люди Твоя», вы уже освоили первый глас, поэтому пойте смелее. Потом священник кладёт Крест на аналой столик для иконы посередине храма , трижды обходит Крест с кадилом, а мы трижды поем свой первый глас, после чего начинается поклонение Кресту. Во время поклонения весь храм — все должны петь, все должны знать слова! Поётся трижды, после каждого исполнения — земной поклон. Обычно следом за народом этот тропарь повторяет хор, а люди подходят к Кресту. Большинство товарищей думает, что на этом все заканчивается. Однако люди церковной культуры непременно будут ждать пение стихир на поклонение Кресту — необычайной красоты и богословского содержания тексты!

Это четыре стихиры, две из которых написаны византийскими императорами.

Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь. Господи помилуй. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Именем Господним, святейший владыко, благослови. Псалом 53 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое. Псалом 54 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею и смятохся. От гласа вражия и от стужения грешнича, яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми. Сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма. И рех: кто даст ми криле, яко голубине, и полещу, и почию? Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури.

Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане

Третье воскресенье, 7 апреля, и следующая, четвертая, седмица Великого поста называются Крестопоклонными. — С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в третье воскресенье Великого поста, и на предстоящей Крестопоклонной седмице. О Крестопоклонной неделе. Неделя (т. е. воскресенье) 3-я Великого поста. Перевод: Братья, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться исповедания. — С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в третье воскресенье Великого поста, и на предстоящей Крестопоклонной седмице.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий