Биография Надежды Константиновны Крупской. Надежда Крупская родилась в 1869 году в Петербурге, в семье обнищавшего дворянина Крупского Константина Игнатьевича. Надежду Константиновну Крупскую многие воспринимают как супругу и верную соратницу вождя революции Владимира Ильича Ленина. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях.
Секретарь, связная, идеолог
- Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
- Надежда Крупская - кратко
- Надежда Крупская: самые шокирующие факты - Русская семерка
- ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА - Методисты Национальной библиотеки | OK
- Путь Надежды
Крупская сводила с ума многих мужчин
Долгое время ее воспринимали только как супругу В. Ленина , но она была самодостаточной личностью, и отдельные факты её жизненного пути могут удивить современного читателя. В советское время её биографию постоянно правили, идеализировали, чтобы она полностью соответствовала политическому моменту, а на рубеже 1990-х годов злопыхатели, поливающие грязью всё советское, добрались и до неё. Мы постараемся рассказать о ней объективно. Путь в революцию Надежда Константиновна родилась в Петербурге в обедневшей дворянской семье. Отец её, Константин Игнатьевич, отставной офицер, умер в 44 года от туберкулёза. Вся тяжесть воспитания дочери легли на мать, Елизавету Васильевну, которая, несмотря на финансовые сложности, определила дочь в частную женскую гимназию княгини А. Оболенской в Петербурге.
По некоторым источникам, Надежда окончила её с золотой медалью, правда, эту медаль никто не видел. Крупская, 1890-е гг. По окончании гимназии девушка год проучилась на Бестужевских курсах, но увлеклась революцией и вступила в студенческий марксистский кружок, а с 1891 года в течение пяти лет до первого ареста преподавала в воскресной вечерней школе и вела пропаганду среди рабочих. Упорная Надежда самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Маркса в оригинале. Подруга по кружку познакомила её с Владимиром Ульяновым.
После разгрома революции 1905—1907 годов Крупская отправилась во вторую эмиграцию.
Работала преподавателем в партийной школе под Парижем, была секретарем Ульянова и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию, она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота. Крупская стала одной из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Она автор многочисленных работ о В.
В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н.
В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905 — 1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В книге Хелен Раппапорт «Конспиратор» [3] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение.
На странице обсуждения должны быть подробности. В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения; выступила инициатором создания общества «Друг детей».
Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году. Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди. В тот раз с 24-летним юношей Володей ушла не Надя, а другая девушка — Аполлинария Якубова. Они даже какое-то время встречались, пока революционера не арестовали. А вот в тюрьму к Ильичу ходила уже не Якубова, а Крупская. Надежда стала настоящей революционной подругой — нетребовательной, заботливой и идейной. На отношения пары не повлияли ни аресты Ленина, ни трехлетняя ссылка самой Крупской. Любящие сердца воссоединились тоже в ссылке, в сибирской деревне Шушенское в 1898 году. Чтобы отбывать наказание вместе, Владимиру и Надежде пришлось венчаться в церкви. По законам Российской империи, политзаключенные могли жить под одной крышей, только если были супругами. Администрации поселений охотно шла навстречу пожеланиям ссыльных связать себя узами брака. Тогда считалось, что женатые люди быстрее остепенятся и забросят свои революционные глупости. Как же власти ошибались! Почему Крупская носила девичью фамилию Все знают Надежду Константиновну как Крупскую и никто даже не подумал называть ее Ульяновой или Лениной. Но сама Крупская во всех документах, оформленных после замужества, все-таки фигурировала как Ульянова. Среди революционеров же она была известна под разными партийными кличками: Онегина, Минога, Рыба. Фамилией мужа в жизни Надежда не называлась из идейных соображений. В революционных кругах считалось, что это помогает держаться на дистанции от мужа и проявлять себя независимой личностью. Спустя 20 лет после венчания Ульянова стала снова Крупской и по документам — женщина обменяла паспорт на новый, советский, в котором указала свою девичью фамилию. Сейчас ходят слухи, что жена вождя оказалась недостойна его фамилии, так как изменила мужу в Шушенском. Это всего лишь очередной миф, не имеющий под собой никаких оснований. Политические ссыльные жили под таким строгим надзором, что не могли даже незаметно проскользнуть в туалет. Ни о каких шашнях на стороне не могло быть и речи.
Крупская Надежда Константиновна
И не просто появилась. С Инессой Арманд Ленин даже познакомил свою «селедку». Так он называл супругу. Какое-то время они жили втроем под одной крышей. Надежда Константиновна не хотела мешать счастью мужа и предложила развод, но партия не одобрила. Нельзя запятнать светлый образ вождя мирового пролетариата. Крупской не оставалось ничего другого, как подружиться с соперницей. А когда в 1920 году Арманд умерла от тифа, верная «селедка» даже поддерживала мужа в его безутешном горе. Более того, она взяла под опеку детей Инессы, а ее внучку воспитывала, как родную.
И все же главным ребенком для Надежды Константиновны оставался ее муж. Ходит история о том, что Крупская была плохой хозяйкой и кормила Ленина исключительно яичницей, а он сам пришивал себе пуговицы и чистил ботинки. Однако сохранилось письмо, в котором тот хвастается, что «селедка» умеет готовить восемь видов борща. Пожалуй, не так важно, насколько хорошо Надежда Крупская вела быт: в их семье вскоре появились кухарки и горничные. Важнее то, что именно она вернула мужа к жизни после покушения в 1918 году. Тогда пуля перебила артерию, питающую мозг. Не поверила Крупская приговору врачей и в 1922 году, когда у Ленина случился инсульт. Она заново учила его говорить, писать, ходить...
И на время поставила мужа на ноги. Увы, инсульт атаковал снова, и через два года Крупская стала вдовой. С пришедшим к власти Сталиным у Надежды Константиновны отношения не складывались: она не одобряла проводимую им политику террора. Но и избавиться друг от друга оба не могли, а потому сохраняли вынужденный нейтралитет. Крупская была категорически против и культа ленинизма. Она хотела по-человечески предать земле тело мужа.
Не просто разделить ее на части, а относиться к ней, как к общей системе воспитания. Во-вторых, основы педагогики — это воспитание и прямая работа с молодежью и детьми. В-третьих, отношение к молодому человеку, к ребенку как к личности, а не как к объекту, который надо чему-то научить, что-то в голову вложить, поиграть с ним и забыть. Нет, дети — это личности, которые таковыми являются с момента рождения. Педагогика, образование — это не игра, а развитие, требующее отдельной проработки вопросов детской литературы, детского телевидения, которого при Крупской, конечно, не было, но сегодня оно должно расширять кругозор, знания. Сравните советские мультфильмы с американскими. Советские были основаны на идеях Надежды Константиновны — они обучают в процессе игры. Посмотрите мультфильмы американские по комиксам, всяких покемонов и так далее. Они, наоборот, уводят в сторону и засоряют мозги ребенку. Вот вам яркий пример. Воспитание через труд. Труд должен быть важной составляющей воспитательного процесса, который позволяет человеку сориентироваться и понять свое будущее. Это, кстати, вопросы профтехучилищ, о которых сейчас все говорят, что их необходимо восстанавливать. Это вопрос наставничества, о котором говорил президент и даже проводил целый форум по этому поводу. Но Крупская форумы не проводила. Она внедряла все это в педагогическую среду, для людей все это становилось естественным. Да, в 90-е годы это выродилось в формальные уроки труда в школах. И здесь возникает еще один вопрос, который поднимала Крупская, — педагогика и образование должны быть не формальными, а содержательными. Форма не должна преобладать над содержанием. К сожалению, в нашей нынешней системе форма имеет гораздо больше значения, нежели содержание. Все эти «селигеры», «территории смыслов» и так далее — это форма, которая выше содержания. Так же, как и форум «Наставники». Вопрос должен состоять в том, чтобы это наставничество подкреплялось реальными действиями — и экономическими, и политическими, и социальными. Создание нового — патриотичного, сильного, знающего и умеющего человека, которого воспитала советская власть благодаря идеям Крупской, Ушинского, Макаренко, Луначарского и других, позволило СССР стать победителем в войне. Если же говорить о конкретике, то Надежда Константиновна основала восемь вузов, 12 музеев… — Что это за вузы? Московский библиотечный институт, который сегодня называется Московским государственным институтом культуры МГИК. Она также основатель крупнейших библиотек, в том числе педагогической, московской исторической библиотеки. Создание большого количества районных и региональных библиотек по всей стране — ее непосредственная заслуга. Крупская отдельно занималась вопросами библиотечного дела, его структурированием, которое, по сути дела, существует до сих пор. Сюда же относятся и музеи — начиная от лермонтовского и заканчивая музеями Белинского и Чернышевского. Все это ее работа. Вы только вдумайтесь: она отредактировала 800 учебников лично, с ручкой в руках, по самым разным вопросам — от истории, педагогики до биологии и физики. Это человек, который отредактировал 700 школьных программ. Все свои статьи она писала сама. В этот период вышло огромное их количество. Полный сборник ее трудов, посвященных библиотечному делу, — это шесть полноценных томов. Полный сборник ее педагогических произведений — 11 томов. И это не считая четырехтомника воспоминаний о Ленине.
Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Разве что существует одна путаница — с отцом, который, по одним данным, поддерживал участников польского восстания 1863 года, по другим — подавлял его. Но это всего лишь недоразумение, поскольку очевидно, что участник Комитета русских офицеров, бывших на стороне восставших, не мог подавлять это восстание. Этот комитет возник около 1861 года по инициативе поручика 4-го стрелкового батальона Василия Каплинского, ранее участвовавшего в петербургском кружке генштабистов, как подпольная революционная организация в русских войсках, расквартированных в Польше. Он был создан на основе офицерских полковых, батальонных, бригадных кружков, появившихся после Крымской войны и активизировавшихся в 1860-1861 годах. Идейно и организационно был связан с польскими революционными демократами, поддерживал тесную связь с русскими революционными центрами в Лондоне «Колокол» и Петербурге; в конце 1862 влился в состав «Земли и воли». После ареста Каплинского в феврале 1862 года организацию возглавил поручик Шлиссельбургского пехотного полка Андрей Потебня. В руководство входили также Я. Домбровский, З. Падлевский и другие. Вот среди «других» вполне мог быть Крупский. В 1861-62 годах комитет развернул агитационно-пропагандистскую деятельность, выпустив большими тиражами свыше 16 прокламаций. В период восстания 1863-64-го оказывал помощь повстанцам всеми доступными средствами. К середине 1863 года деятельность комитета замерла в связи с арестами и перемещениями отдельных военнослужащих, а также изменением политической ситуации в стране. Следствие против отца Крупской длилось десять лет. В это время у него родилась дочь Надежда. И кто мы мог тогда знать, что он - будущий тесть нового «царя» не России даже, а целой новой империи — СССР! Или все-таки была какая-то в этом предопределенность? Такое предположение возникает, когда знакомишься с истинной биографией Надежды Константиновны. Точнее — с ее родословной. Начну с фамилии Крупский. Она происходит от приставки к личному имени шляхтичей, наследственно владевших родовым гнездом Крупе, родоначальников рода Крупских, согласно документальным текстам латынью и на польском - «де Крупэ». В XV веке под влиянием славянской культуры в текстах на польском появляется окончательно современная форма фамилии - «Крупский», по-польски Jan Krupski Krupskij. Акт надела земли Иеронима Крупского, относящийся к 1534 году, содержит запись на латыни «Crupsky». Акт окончания учёбы в Краковском Университете Крупского Валерия, датированный 1550 годом - «Crupski». В рукописи авторитетного историка Польши римо-католического епископа Яна Длугоша 1415—1480 гг. Первый известный предок герба Корчак - русин Крупский Ежи 1472-1548. В период Российской империи близкие родственники Надежды Константиновны Крупские признаны в российском дворянстве по Могилевской губернии 16 марта1799 года и 12 ноября 1811 года как «древний благородный дворянский род», со внесением в 6-ю часть Дворянской Родословной Книги. Довольно значительная часть рода не была утверждена в российском дворянстве и записана в податные сословия. Были представители рода и в Австро-Венгерской империи. В Российской империи после репрессий по отношению к униатскому вероисповеданию некоторые стали православными священниками и прихожанами. Но во многих странах мира до сих пор потомки рода исповедуют Католичество. Вследствие влияния протестантизма и атеизма в последний исторический период появились некоторые представители рода исповедующие протестантизм или вовсе не практикующие Христианство.
Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования! Ликвидация безграмотности Исторически понятие «ликбез», сообщает Викепедия, возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности » — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР » от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса. К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности ВЧК ликбез , постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации. Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев 6-8 часов еженедельно. Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие родственников и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В СССР в 1922 году их было до 7 миллионов человек. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты ликпункт. Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями. Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых. Их стартовый уровень был практически нулевой. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Бабушка Надежда Крупская стала примером для многих молоденьких девушек, решивших посвятить свою жизнь педагогике. Честно скажу, о прошлом своём, особенно о детстве и самой ранней юности, бабушка распространяться не любила.
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | 9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. |
Клинический случай. Единственная Надежда - Телеканал Доктор | Надежда Константиновна подошла к делу обстоятельно: сверила текст оригинала с сокращенным и упрощенным сытинским изданием для народа, подкорректировала его, убрала алогизмы и отправила итог своих усилий обратно, Толстым. |
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
Надежда Крупская в детстве, 1879 год. Надежда Константиновна Крупская участвовала в работе агитпарохода в качестве представителя Народного комиссариата просвещения. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Однако роль Надежды Крупской в революции настолько занижена, что кажется, словно Ленин всегда и всюду справлялся с государственным переворотом самостоятельно.
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает | КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). |
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу | По одной из версий, Надежда Константиновна видела, что все увлечения мужа на стороне носят лишь чисто платонический характер. |
Поход на молодежь | Надежда Константиновна Крупская родилась (14) 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения.В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней наставницы и право преподават. |
Надежда Константиновна Крупская биография кратко
Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) — виднейший партийный и государственный деятель, профессиональный революционер, соратник, жена и друг. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. © Владимир Ленин и Надежда Крупская, 1922 год. Надежда берет фамилию мужа и с того момента во всех дореволюционных документах она значится как Надежда Константиновна Ульянова. Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием.
Поход на молодежь
Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. Большую часть своей биографии Надежда Крупская посвятила революционной и партийной деятельности, а также культурной реорганизации молодой Советской страны. 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. Хотя Надежда Константиновна давно к тому времени была тяжело больна — никакого яда не надо.
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
Крупская училась в Петербурге в частной гимназии княгини Оболенской, дружила с А. Тырковой-Вильямс, будущей женой П. Окончила гимназию с золотой медалью, увлекалась Л. Толстым, была «толстовкой». Окончив восьмой педагогический класс, Крупская получила диплом домашней наставницы и успешно преподает, готовя к экзаменам учениц гимназии княгини Оболенской. Затем училась на Бестужевских курсах. Осенью 1890 года Надя бросает престижные женские Бестужевские курсы. Она штудирует книги Маркса и Энгельса, ведет занятия в социал — демократических кружках. Специально для изучения марксизма вызубрила немецкий. В январе 1894 года в Петербург приезжает молодой революционер Владимир Ульянов.
За спиной скромного, двадцатичетырехлетнего провинциала было, однако, немало переживаний: внезапная смерть отца, казнь старшего брата Александра, смерть от тяжелой болезни любимой сестры Ольги. Он прошел слежку за собой, арест, легкую ссылку в имение матери. В феврале 1894 года на совещании питерских марксистов, среди прочих, Владимир знакомится с активистками — Аполлинарией Якубовой и Надеждой Крупской, и начинает ухаживать за обеими, но по воскресеньям обычно наносит визиты в семью Крупских. Согласно распространенной при советской власти версии, Владимир Ильич женился на некрасивой Надежде Константиновне, чтобы всецело посвятить свою жизнь борьбе за права пролетариев. И он не ошибся: сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. К моменту знакомства с Лениным у Надежды уже были романы с единомышленниками по борьбе, но вождя мирового пролетариата это не очень волновало. Ленин стал часто посещать питерский дом Крупских, где все дышало уютом. Ему нравилось, что Надя молча с восхищением слушала его речи, а ее мать Елизавета Васильевна вкусно готовила. Владимир Ильич сразу поразил Надежду Крупскую своими лидерскими задатками.
Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя — во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива. Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи! С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызвала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось, прежде всего, то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. В 1895 году В. Ленин и другие руководители «Союза борьбы» были арестованы и заключены в тюрьму, а через год была арестована и Надежда Константиновна.
Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой. Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником. Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Эк вас разнесло-то! Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье — с комнатой для тещи. Заключать церковный брак Владимир Ильич и Надежда Константиновна не хотели — они были за «свободную» любовь, на венчании настояла Елизавета Васильевна, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились. Началась долгая бюрократическая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака.
Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец, к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Последнее слово в этом деле было за енисейским генерал-губернатором, который решил, что уж если Крупская хочет жить с Лениным в ссылке, то у нее для этого должно быть юридическое основание, а таковым может считаться лишь замужество. Венчание происходило в местной Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе — обычный, весьма потертый коричневый костюм. Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе. Интересная история вышла с обручальными кольцами. В одном из последних досвадебных писем Владимир Ильич попросил невесту приобрести и привезти в Шушинское ящик с ювелирными инструментами. Дело в том, что вместе с Лениным в ссылке томился прибалтийский рабочий Энберг с женой и многочисленным малолетним потомством. Проблема пропитания семьи заставила Эрнберга освоить профессию ювелира, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Получив от жениха и невесты столь необходимый инструмент, он тут же отблагодарил молодых, расплавив два медных пятака и сделав из них обручальные кольца.
Свидетелями стали местные крестьяне Заверткин и Ермолаев — со стороны жениха, и Журавлев — со стороны невесты, а гостями — политические ссыльные. Скромный свадебный «банкет» с чаепитием проходил так весело, а пели так громко, что хозяева избы, с удивлением не обнаружив на столе спиртного, все-таки попросили вести себя потише. Мужем Владимир Ильич оказался заботливым. В первые же послесвадебные дни нанял для Нади пятнадцатилетнюю девочку-помощницу: управляться с русской печью и ухватом Крупская так и не научилась. А кулинарные способности молодой супруги даже у близких людей отбивали аппетит. Когда в 1915 году умерла теща Елизавета Васильевна, супругам пришлось до самого возвращения в Россию питаться в дешевых столовых. Надежда Константиновна признавалась: после смерти ее матери «еще более студенческой стала наша семейная жизнь». Во время ссылки Крупская была единственным помощником Ленина в его огромной теоретической деятельности. Однако кое-кто из Ленинского окружения намекал, что Владимиру Ильичу нередко попадает от супруги.
Вот такой у Ленина был помощник!
И роста была высокого». В лице — что-то одухотворенное». Сначала на внешности недуг не сказывался После смерти главы семьи Крупские, выплатив его долги, оказались на грани нищеты. Четыре года держались, давая платные обеды, которые готовила Елизавета Васильевна со слугами.
А потом Надя стала зарабатывать частными уроками. Тогда спровоцировала базедову болезнь, бегая по промозглым улицам Петербурга. Это наследственное аутоиммунное заболевание щитовидки. Но его развитию способствуют частые простуды и вирусы. Так и вышло у Нади.
Но сначала на внешности недуг не сказывался. Он был старше на год. И «заговорило» лишь в 1894 году при встрече с 24-летним Володей Ульяновым. Крупская влюбилась страстно!
Не знаю, что там за чудеса разглядела Крупская под призмой марксизма? Андрей Буровский только на первых страницах Капитала I том обнаружил полсотни фактологических ошибок. Кстати, книжка не пользовалась спросом у населения.
Первый тираж 500 пятьсот экземпляров еле раскупался. Говоря проще - "Капитал" не покупали. Зато в США аферисты продали 5000 пиратских копий под незатейливой рекламой: "Как в лёгкую бабла срубить". Подкупала еврейская фамилия автора, может-таки да? Дед Карла, Леви бен Шмуль Маркс,был раввином. Брат отца Самуил, также был раввином. Впрочем, считая себя немцем, евреев Маркс не любил.
Рассуждения о низменной и отвратительной "семитской расе" К. Маркс, Ф. Энгельс Собрание соч. Он и славян не любил, особенно ненавидел русских. Одно время Маркс испытывал "нежные чувства" к полякам, но только на время Польского восстания 1863-1864 гг. Следуя идейкам Гегеля, Маркс и другие "неисторические" народы, мягко говоря - презирал. Это на заметку нашим доморощенным марксистам, которым лень донести свои попы до библиотек.
Неисторические народы, по мнению Гегелей-Марксов-Энгельсов, могут играть только одну роль - рабов или будут уничтожены. Не торопитесь в этом месте! Прочувствуйте смысл. Потрогайте эти слова: "играть только одну роль - рабов или будут уничтожены". За всю свою жизнь, Карл пытался устроиться на работу два раза. В клерки не взяли из-за плохого почерка. Но зато, слупил через суд денег с родной матери.
Жена баронесса Жени фон Вестфален старше Карла на четыре года. Неделями вместе с детьми сидели на хлебе, воде и картошке. Постоянные переезды. Своего жилья не было. Вдобавок, Карл умудрялся изменять своей вечно беременной супруге. Ну, как тут книгу не написать, с применением диалектико-материалистического подхода, о превращении денег в капитал?! Был такой продвинутый марксист Пол-Пот Салот Сар.
Нет, он не был идиотом - учился во Франции в Сорбонне, там и нахватался идеек о счастье и справедливости. Вернувшись в Кампучию, идейный марксист, принялся за построение коммунистического общества, отменил деньги. Это не шутка. Деньги летали по улицам, как конфетти после карнавала. Какие тут шутки, когда забили мотыгами патроны экономили треть населения собственной страны во имя... Пол Пот тихо скончался 15 апреля 1998 года. Прелесть какая.
Возвращаю Крупской ея: «социализм — это организация». Иван Ильин: "Кто имел хоть какое-нибудь представление о социализме до 1917?! Русская радикальная интеллигенция, мечтавшая и вопившая о "социализме", не имела о нём ни малейшего представления. А тут ещё эта, не то наивно-глупая, не то демагогически-лживая фраза Карла Маркса, обещавшего, что с водворением социализма сама собою отпадёт государственная организация. Он-то что себе представлял? Или он умалчивал о том, что думал, и вслух произносил другое? И не за ним ли вслед смертельно больной Ленин, создавший в 1917 году Чеку и требовавший крови, пробормотал, что социализм - это "кооперация плюс электрофикация"?
Пробормотал и впал в полную невменяемость от прогрессивного паралича. Кризис современного социализма. До 11 января 1883 г. Если не принимать во внимание чирьи, фурункулы и геморрой, чем он хронически страдал на протяжении всей жизни, то Карла можно было бы назвать практически нормальным человеком. Неожиданная смерть жены рак печени окончательно подорвала здоровье старого Мавра. Бронхит, воспаление гортани, в результате образовался нарыв в лёгком. Он умер в кресле 14 марта около полудня.
Без паспорта и без гражданства. Пишут, что перед смертью не мучился, я думаю — врут. На его похоронах одиннадцать человек. Меринг «Карл Маркс история его жизни»: «Энгельс сам сообщал, что только пролетариат держался в стороне от этого коммунистического движения, которым «самые глупые, беззаботные, проникнутые филистёрством люди, ничем в мире не интересовавшиеся, начинают увлекаться. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. XXI, стр.
Филистёр — человек с узким обывательским кругозором и ханжеским поведением. Как вам нравится такое отношение основоположника коммунизма к своим последователям? Пока Маркс сочиняет «Капитал» — книгу, которая «напоила живою водою» российских социалистов-нигилистов Энгельс советует Карлу: «для этой паршивой публики она книга всё ещё слишком хороша. Главное, чтобы вещь была написана и вышла в свет; слабые стороны, которые тебе бросаются в глаза, ослы и не заметят». XXII, стр. Паршивая публика? И вишенку - на тортик.
Маркс - Энгельсу: "Какое значение имеет партия, то есть банда ослов, слепо верящих в нас? Воистину, мы ничего не потеряем от того, что нас перестанут считать адекватным выражением тех ограниченных собак, с которыми нас свели вместе последние годы". Крупская: «Воспоминание о Ленине» Издание третье, дополненное. Политиздат, 1989. Тираж 100 000 экземпляров. Сто тысяч экземпляров по советским меркам — довольно скромно. Но зато на самой лучшей бумаге.
Жаль не удалось найти первое издание, но и то, что осталось, читается на одном дыхании. Именно из этой книжищи черпали вдохновение многочисленные авторские коллективы и отдельные писатели «современники — очевидцы». Увидала я Владимира Ильича лишь на масленице. На Охте у инженера Классона, одного из марксистов. Для конспирации были устроены блины. Мне запомнился один момент. Кто-то сказал, что очень важна работа в комитете грамотности.
Владимир Ильич засмеялся, и как-то зло и сухо звучал его смех — я потом никогда не слыхала у него такого смеха. Все, кроме старшего брата, считали его гениальным мальчиком. Находясь всегда в центре внимания Вова уже в юности развил в себе непомерное тщеславие и самоуверенность. Черты характера юного гимназиста; нетерпимость, грубость и огромное самомнение. С годами эти черты только упрочились. Двоюродным братьям — любимая фраза: «Осчастливьте нас своим отсутствием». Крупская: «Потом, когда мы близко познакомились, Владимир Ильич рассказал мне однажды, как отнеслось «общество» к аресту его старшего брата.
Все знакомые отшатнулись от семьи Ульяновых. Эта всеобщая трусость произвела, по словам Владимира Ильича, на него тогда очень сильное впечатление. Помню, когда мы возвращались, идя вдоль Невы с Охты домой, мне впервые рассказали о брате Владимира Ильича, бывшем народовольцем, принимавшем участие в покушение на убийство Александра III в 1887г. Между ними всегда были трения, особенно после смерти отца. Александру не нравилась дерзость Владимира, его надменность и непослушание матери. Последнее лето, когда он приезжал домой, он готовился к диссертации о кольчатых червях и всё время работал с микроскопом. И ещё - любопытная подробность от Н.
Крупская : «Илья Николаевич отец В. Ульянова чуточку картавил и слово «гривенник» выговаривал «ггивенник». Возможно, Вова не выговаривал некоторые буковки не из-за маменькиной родословной, как утверждают некоторые юдофобы, а по папиной линии? Илья Николаевич был образцовым семьянином. Когда маленький Володя, живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на улице около окна деревянные приступочки. Все ходят через дверь, а юный нигилист — через окно.
А добрый папенька, нет, чтобы поучить негодяя розгами, смастерил приступочки, чтобы дитё, не дай Бог, головкой об косячок не тюкнулось. Крупская: «Анна, Ильинична рассказывала, когда Владимир Ильич был маленький, ему подарили раз тройку лошадей. Он с этой тройкой куда-то исчез. Искали, искали, ждали, ждали, а потом оказалось, что он сидит за дверью, всем этим лошадям отламывает ноги и кладёт рядышком. В беседе со студентами педагогического института в 37 году: «Ребёнку иной раз хочется посчитать, сколько ног у лошади. Вот Владимиру Ильичу, когда он был маленький, подарили раз тройку лошадей. Он пошёл с ними в угол, считал, считал, никак не мог сосчитать, сколько ног у всех лошадей, взял их, все обломал и положил рядком.
О тяжёлой доле крестьянства Ильич много слышал от няни, которую очень любил, которой заботливо протирал очки. Сам ученик классической гимназии, типичной старой средней школы, он ненавидел эту старую школу с её зубрёжкой и муштрой, с её отрывом от новой жизни. А когда очки запотеют, плохо видно. Владимир Ильич очень заботливо ей очки протирал. Кржижановский: «Владимир Ульянов, пришедший к нам из берегов Волги, в кратчайший срок занял в нашей организации центральное место. Уже одно то обстоятельство, что он был братом Александра Ильича Ульянова, создавало ему самые благоприятные предпосылки для дружеского приёма в нашей среде. В него просто невозможно было не влюбиться.
Представляете — живой брат цареубийцы и его можно пощупать руками, поговорить с ним, запанибратски хлопнуть по рюмочке. Поспелов руководитель , В. Евграфов, В. Зевин, Л. Ильичёв, Ф. Константинов, и прочая... Москва 1967 издание третье.
Ну очень толстая книга. Гвозди можно забивать. Начали авторы довольно сухо: «Владимир Ильич Ульянов родился 10 22 апреля в г. Ульянов, не сохранился, но к столетию вождя, удивительным образом нашёлся! Мне это совсем не понравилось. Нет, не то, как нашли дом, и не то что родился маленький Володя, а то, как преподнес ПЕЗИК это знаменательное для всего человечества событие. Вот известная писательница Мария Прилежаева в рассказе: «Радость» не обошла стороной столь значительное явление.
Крупская по долгу и праву жены дежурит у постели Владимира Ильича. Над больным склоняются лучшие врачи и выносят вердикт: полный покой. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Центральный Комитет ВКП б поручает своему генсеку товарищу Сталину ответственность за соблюдение режима, установленного врачами. В декабре 1922 года Ленин попросил, а Крупская написала под его диктовку письмо Троцкому по поводу монополии внешней торговли. Узнав об этом, Сталин по телефону не пожалел матерных слов для Надежды Константиновны. И в завершении сказал: она нарушила запрет врачей, и он передаст дело о ней в Центральную Контрольную комиссию партии.
Ссора Крупской со Сталиным произошла через несколько дней после начала болезни Ленина, в декабре 1922 года. Ленин узнал об этом только 5 марта 1923 года, и продиктовал секретарше письмо Сталину, похожее на ультиматум: «Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Хотя она вам и выразила согласие забыть сказанное, но тем не менее этот факт стал известен через нее же Зиновьеву и Каменеву. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу вас взвесить, согласны ли вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения». После диктовки Ленин был очень взволнован. Это заметили и секретарши, и доктор Кожевников. На следующее утро он попросил секретаршу перечитать письмо, передать лично в руки Сталину и получить ответ.
Вскоре после ее ухода его состояние резко ухудшилось. Поднялась температура. На левую сторону распространился паралич. Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал почти все, что с ним происходит. В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова. Почти еще целый год Владимир Ильич жил.
Крупская не отходила от него. Ни слезинки не увидели люди в глазах Крупской в дни похорон. Надежда Константиновна говорила на панихиде, обращаясь к народу и партии: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что многое еще не устроено в нашей стране». Последним благородным жестом Крупской, признавшей огромную любовь Ленина и Арманд, стало ее предложение в феврале 1924 года захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин предложение отверг. Вместо этого его тело превратили в мумию и поместили в подобие египетской пирамиды на главной площади страны. Крупская пережила мужа на пятнадцать лет.
Давняя болезнь мучила и изнуряла ее. Но она не сдавалась. Каждый день работала, писала рецензии, давала указания, учила жить. Написала книгу воспоминаний. Наркомпрос, где она работала, окружил ее любовью и почитанием, ценя природную душевную доброту Крупской, вполне мирно уживавшуюся с суровыми идеями. Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Каганович летом 1930 года на районной партийной конференции.
В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии. В результате было принято решение «Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал». Смерть ее была загадочной. Днем 24 февраля 1939 года в Архангельском ее навестили друзья, чтобы отметить приближающееся семидесятилетие хозяйки.
Был накрыт стол, Сталин прислал торт. Все дружно ели его. Надежда Константиновна казалась весьма оживленной. Вечером ей внезапно стало плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с лишним часа. Диагноз поставили сразу: «острый аппендицит-перитонит-тромбоз». Необходимую срочную операцию почему-то не сделали. Через три дня Крупская умерла в страшных муках в возрасте семидесяти лет.
Крупская Надежда Константиновна: биография, фото
Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа.
Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу.
Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись.
В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.
Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив.
Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда.
Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами.
Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда.
Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей.
Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос.
Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок.
Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни.
Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль.
А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации.
Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма».
Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем.
И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив».
Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт.
На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки». Вечером Крупской стало плохо.
Вызвали врача, который долго не ехал, а срочную операцию по поводу перитонита делать не стали. К утру следующего дня Крупская скончалась.
В этих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советского патриотизма, который должен пронизать все дела пионеров. В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых было определено право школ и учащихся развивать и укреплять ученическое самоуправление, общественную активность и самодеятельность школьников. В ряде выступлений Надежда Константиновна высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап — обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап — распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап — учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап — подведение итогов.
Крупская рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов. Важнейшими являются указания Курупской о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников. Крупской методов А. Крупская категорически выступала против так называемых детских судов. Макаренко же в конституции страны ФЭД Устава коммуны им. Заседания суда должны были происходить открыто, в присутствии воспитателей и воспитанников. Члены суда избирались на три месяца в составе четырех воспитанников, пятым был воспитатель.
Наблюдение за выполнением решения суда возлагалось на выбираемого общим собранием судебного исполнителя. Крупская выступала против «кодекса» наказаний, в котором перечислялись бы «штрафы», накладываемые на воспитанников за проступки.
За что была подвергнута аресту и сослана в Сибирь. В 1901 году вынуждена была уехать в Германию, где работала секретарем в газете «Искра». В 1905 году вернулась в Россию, где была секретарем ЦК. Вторая эмиграция настигла ее после 1907 года. Работала Крупская под Парижем преподавателем. Помогала Ленину налаживать связь с партией в России. В 1917 году возвращение в Россию.
По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти. О первой леди Советского Союза и о тайнах, которые она хранила, смотрите в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым.