Карта расселения мусульман суннитов и шиитов Posted on 14.12.2011 by admin Цифровая (электронная) карта мира подробная электронная карта расселения мусульман суннитов и шиитов (карта распространения суннитской (sunni islam) и шиитской (shia islam) ветвей ислама). Между суннитами и шиитами в России складываются добрые отношения, заявил председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Как шииты, З. требуют передачи имамата роду Али ибн Аби Талиба, но отрицают божественную природу власти и знания имама, обязательность передачи имамата от отца к сыну.
Стражи, цепи, кнуты и пряники таинственной Ашуры
Возможно, если бы шииты и сунниты жили компактно, ситуация была бы не столь запутанной. Однако своими главными "домашними очагами" он называет Женеву (где находится штаб-квартира Aga Khan Foundation) и Париж — а точнее поместье неподалеку от Шантийи, в 40 км к северу от Парижа. Жизнь этого человека оборвалась в результате убийства, после чего халифом стал тот самый Али, двоюродный брат пророка Мухаммеда (которого изначально продвигали шииты).
Сектантство поднимает голову
- Сунниты и шииты на Ближнем и Среднем Востоке, карта
- Страны шиитов
- Курсы валюты:
- Жизнь шиитов в «Городе Революции» (30 фото)
Направления шиизма и их роль в международных отношениях
Шиитам также нравится больше общаться с достаточно опытными astrologists. Вопрос: В каких странах преобладает шиитское направление ислама? Они также представлены в других странах, таких как Йемен, Кувейт, Сирия, Турция, Пакистан и Индия, но в этих странах сунниты составляют большинство населения. Вопрос: Каковы последствия распространения исламского шиитства для региональной и международной политики? Шиитские происходят в Иране и Ираке дали им возможность стать сильными игроками в региональной и международной политике. Это привело к напряженности и конфликтам в регионе, в том числе между Ираном и Саудовской Аравией. В то же время, некоторые шиитские группы, такие как Хезболла и Хуссейны, получили значительное влияние на Ливанский и Сирийский конфликты. Вопрос: Каковы основные праздники в шиитской вере?
Город считается одним из самых священных для шиитов, именно здесь в 680 году в ходе Кербельской битвы был убит один из почитаемых мусульманских деятелей имам Хусейн, сын четвертого праведного халифа Али и внук пророка Мухаммеда. Паломники должны достигнуть Кербелы пешком.
К Горному Ливану, где христиане составляли подавляющее большинство населения, французские политики присоединили примыкавшие к нему приморскую низменность, речные долины и предгорья.
Здесь в городах и селах чересполосно или отдельными кварталами жили мусульмане-сунниты относительное большинство , христиане разных Церквей прежде всего православные и католики-униаты , друзы на Юге, алавиты на Севере. На юго-востоке компактно проживали шииты-мутавали. Они были беднее всех, уровень образования у них был ниже других этноконфессиональных групп, сельские жилища — особенно архаичными.
В 20—40-х годах ХХ века сунниты проявляли общесирийский патриотизм, а марониты и отчасти другие христиане, а также друзы не все были сторонниками самостоятельного Ливана. В 1926 году Великий Ливан был переименован в Ливанскую Республику, политическое устройство которой формально копировало Французскую Республику. Но на деле оно базировалось на соглашении между влиятельными кланами, возглавлявшими основные этноконфессиональные группы.
Первым президентом Ливанской Республики стал христианин Шарль Деббас православный , но с 1934 года все президенты избирались из числа маронитов. С 1937 года премьер-министры назначались только из мусульман-суннитов. В парламенте и других органах власти были представлены прочие этноконфессиональные группы пропорционально их численности и влиянию.
Они создавали собственные политические и другие организации например, друзы стали социал-демократами под руководством традиционных наследственных вождей. Эта система эволюционировала под влиянием внутренних и внешних факторов. В первые десятилетия существования Ливанской Республики всех вместе христиан было несколько больше, чем мусульман, а друзы были несравненно влиятельнее шиитов-мутавали.
Со временем уменьшились относительная численность, политическое и экономическое влияние маронитов, других католиков, православных христиан, армян и друзов. Бедность и низкий уровень образования сочетались у мутавали с многодетностью, в результате их численность росла быстрее, чем у других групп, и они заселяли города. Как и другие группы, ливанские мутавали эмигрировали в Южную Америку, в Западную Африку, где занялись торговлей, богатели, поддерживали своих родственников в Ливане.
Эмиграция христианских групп началась намного раньше, направлялась в разные страны и регионы мира Франция, США, Латинская Америка и т. Но у христиан, друзов и суннитов, издавна живших в городах, владевших имениями и получавших лучшее образование, многодетные семьи сменились малодетными. Марониты и другие христианские группы теряли свое влияние, мусульманские — усиливались.
Соответственно этому президент-маронит постепенно уступил свою первую роль премьер-министру-сунниту. По мере уменьшения численности и политической роли христиан их противоборство с мусульманами отступало на второй план перед противоречиями между мусульманами — суннитами и шиитами. Не только христиане и друзы, давно связавшие свою судьбу с Западом, но и мутавали и алавиты вооружались — с помощью единоверного Ирана.
Как и друзы, они создали собственные политические и прочие организации; особенно активно действовала радикальная шиитская организации «Хезболла» «Партия Аллаха» , вооруженная и поддерживаемая Ираном. Подобно некоторым другим арабским боевым организациям, она применяла против своих противников — суннитов, христиан и Израиля — террористические действия. После создания государства Израиль 1947 и арабо-израильских войн 1947—1973 в Ливан хлынули палестинские беженцы, в большинстве сунниты, ставшие здесь численно значительной и политически влиятельной частью населения.
В результате в 1975—1990 годах Ливан потрясла гражданская война, в которой «Хезболла» сражалась против христианских и суннитских ополчений. Сунниты оставались относительным большинством, но среди них общесирийский патриотизм и политическая ориентация на Сирию сменилась на дистанцирование от сирийских властей, которых они считали покровителями шиитов и христиан. Сегодня сунниты — доминирующая группа Ливана.
В мае 1988 года, во время праздника Курбан-байрам, местные шииты решили провести празднество раньше суннитов, что вызвало спор, который вскоре перерос в поджоги и убийства. Пакистанская армия направила вооруженную группу суннитских племен в сопровождении боевиков из Афганистана во главе с Усамой бен Ладеном, которые устроили хаос в регионе, убив в ходе резни более 900 шиитов. Хотя федеральное правительство также выступило с серьезным предупреждением, местное шиитское население не верит правительству.
Сегодня они живут в постоянном страхе. Шиитов попросили проявлять особую бдительность во время пятничной молитвы и праздничного намаза. Недоверие между правительством и шиитами нарастает с прошлого года, когда шиитский священнослужитель был арестован по сфабрикованному обвинению в богохульстве.
Бьют себя до мяса: жизнь самой загадочной общины российского ислама
К началу девятнадцатого века в России начали печатать мусульманские книги, часть из которых издавалась именно на татарском языке. Официальный «мечетский» ислам в России дореволюционного периода смешивался с суфийскими братствами, в которых шейхов называли, как в Туркестане, «ишаны», и суфизм поэтому и получил название «ишанизма». Между братствами не было особых отличий в самом учении или в духовной практике. Ишанизм стал основой для ваисовского движения, названное так по имени основателя - дервиша Ваисова, который создал «Ваисов Божий полк мусульман-староверов», целью которого было возвращение к чистоте первоначального ислама.
Движение это было разгромлено властями царской России, но после 1905 года восстановлено и просуществовало вплоть до 1918 года. Во второй половине девятнадцатого века среди татар получило большое распространение обновленческое движение, получившее имя «джадидизм», которое состояло, в основном, из передовой мусульманской интеллигенции, которая осознавала, что религия нуждается в обновлении. Современный ислам среди татар Возрождение исламских традиций здесь началось активно в восьмидесятых годах прошлого века, когда шло активное строительство мечетей, восстановление старых, возрождались традиции религиозного образования.
В современном Татарстане преимущественно распространен ортодоксальный «мечетный» ислам, а суфизм, который некогда имел распространение, свои позиции в современном Татарстане утратил. Сегодня здесь соблюдается исламская праздничная обрядная традиция, которая практически не прерывалась даже в самые сложные для веры периоды — основными праздниками, широко отмечающимися, все также считаются Ураза-байрам и Курбан-байрам. Среди двадцати миллионов человек, которые составляет на сегодняшний день коренное мусульманское население современной России, татары являются самым многочисленным мусульманским народом, причем в большинстве своем татары — сунниты, шииты встречаются среди них крайне редко.
В России мусульмане сунниты преобладают, а шииты преимущественно живут в северокавказском регионе РФ. Численность татар на сегодняшний день в стране достигает семи миллионов, из которых только менее двух миллионов человек проживает в Татарстане, на своей исторической родине: остальные проживают в Башкортостане, на территории Средней Азии, в Сибири, на Урале и в Поволжье. Сунниты и шииты Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах , затем продолжилось при Аббасидах , когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения.
В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии.
Ага-Хан был женат и разведен дважды Принц Карим был дважды женат. В том же году он женился на ней. После свадьбы она стала называться Бегум Салима.
Но, в 1993 году, после 25 лет, их брак распался. Через два года после развода с Салли, в 1995 году, принц женился на уроженке Германии, принцессе Габриэле-цу-Лейнинген, которая приняла имя Бегум Инаара и родила ему сына - принца Али Мухаммеда. Однако спустя 6 лет и этот брак распался. Ага-хан IV и его дети Сегодня дети Ага-хана работают на благо имамата: принцесса Захра возглавляет Департамент социального обеспечения.
Старшая дочь Захра Ага-хан родилась в 1970 году. В 1994 году она с отличием окончила Гарвард. На многочисленных мероприятиях именно она представляет отца и его фонд. В 1997 году Захра вышла замуж за британского бизнесмена Марка Бойдена.
Это был необычный брак, на который дал спецразрешение отец невесты, поскольку жених наотрез отказался принять ислам. У них родились дочь и сын, но брак закончился разводом. В 2013 году модель Наоми Кэмпбелл познакомила его с 24-летней моделью Кендрой Спирс. В этом же году они поженились.
Кендра приняла ислам и получила новое имя - принцесса Салва.
Официальное учреждение при участии императорской администрации и представителей шиитской общины в Тифлисе Закавказских мусульманских духовных правлений шиитского учения произошло в начале января 1873 года. В «Положении» об управлении Закавказского мусульманского духовенства шиитского учения по большому счёту был предложен логично выстроенный комплекс правления духовными делами шиитов.
Были указаны состав и структура управления, определены требования вхождения исламских священнослужителей в должности. На начальной ступени управления на местах находились штатные указные муллы и кадии судьи. В должностные обязанности мулл входило: руководство мечетями и мечетскими школами мектебами , ведение метрических книг, списков мусульман, сообщение кадиям данных по мечетям, школам, новорожденным, бракосочетаниям и тому подобное.
Кадии контролировали мечетских священнослужителей, оформляли браки, рассматривали семейные дела [7, c. На высшей степени управления у шиитского духовенства находился шейх-уль-ислам. Целью у российской администрации в проведении процесса институционализация и юридического оформления религиозной жизни мусульман присоединённых земель Закавказья была следующей — как можно быстрее и максимально полностью ослабить воздействие исламских центров Османской империи и Ирана на Азербайджан.
В период существования СССР в открытых источниках очень мало информации по шиитским общинам, известно лишь то, что: в Советском Союзе шиизм олицетворяли такие народности как лезгины, азербайджанцы и таты, число которых было небольшим. Конкретное число шиитов отсутствует в связи с тем, что в советских публичных данных не упоминалась религиозная принадлежность граждан. Однако, если отталкиваться от официальной переписи населения в 1989 году, на территории СССР проживало 6 770 тысяч азербайджанцев и 466 тысячи лезгинов — большая вероятность того, что среди них были те, кто считал себя шиитом.
Говоря о современном состоянии шиитской общины уже в Российской Федерации, следует выделить следующие тенденции: на данный момент азербайджанцы являются лидерами по количеству приверженцев шиизма в России [12]. Согласно всероссийской переписи населения в 2010 году, азербайджанцев в России проживает 603 070 человек, большинство из которых, невзирая на незначительную степень религиозности в своих рядах, считают себя шиитами. В совокупности российская шиитская община насчитывает порядка около 3 миллионов человек [14].
Теперь рассмотрим российские шиитские общины по территориальному признаку — в республиках Дагестан и Татарстан. В Дагестане шиитами себя считают такие народы, как таты, лезгины селения Мискинджа, а также общины азербайджанцев Дербента, которые разговаривают на местном наречии азербайджанского языка. В селении Мискинджа живёт около 4 тысяч граждан, на официальном уровне функционируют 1 медресе и 5 мечетей, которые являются шиитскими.
Молодые люди систематически приезжают в Иран с целью посещения духовных центров Кум и Мешхед [18]. Эпицентром шиитской общины считается община Дербента, где проживает примерно 30—40 тысяч мусульман-шиитов и имеется 7 мечетей. В городе Махачкала шиитов насчитывают 4—6 тысяч человек и функционирует одна шиитская мечеть.
Третьей наиболее крупной шиитской общиной в Дагестане является община в городе Кизляр, где расположены 3 шиитские мечети [3]. Помимо этого, шииты живут в Дербентском, Докузпаринском районах и в городе Хасавюрт [9]. Интересной особенностью российских шиитов является прикладывание лба при земном поклоне к маленькому камешку или куску земли в контейнере, которые привезены из Кербелы [15].
Также известно, что в день Ашуры, в местах, где шииты собираются для самоистязания, приезжает машина скорой помощи, и шииты сдают медицинским работникам свою кровь. Как конфессиональная группа шиитов азербайджанская диаспора образовались в 1996 году, с приездом в Казань духовного священнослужителя из азербайджанского города Масаллы Иса Аскерзаде Аскеров. В 2007 году в Казань приехал его сын Фариз, де-факто сменивший своего отца на посту имама шиитов Татарстана.
Однако в 2012 году Фариз был депортирован из России и уехал обратно в Азербайджан, через некоторое время следом за ним уезжает и Иса.
Однако один из его военачальников, Муавия, поднял мятеж и основал Омейядский династический халифат. Шииты же в переводе с арабского — "последователи" полагали, что единственным духовным лидером мусульман имамом может быть только халиф Али и его потомки. Поэтому духовный сан у шиитов, в отличие от суннитов, наследуется. За многие столетия раскола возникли отличия и на обрядовом уровне. Кроме того, шииты обязаны держать траур, причем целых 50 дней. В мусульманский месяц Мухаррам они вспоминают мученическую смерть имама Хусейна, сына халифа Али.
Десятое число этого месяца — день Ашура — известен шокирующими обрядами: верующие подвергают себя различным истязаниям, дабы показать, что готовы пойти на все ради Аллаха. Кто-то ходит по углям, а кто-то бичует себя или наносит увечья. А однажды ко мне приехали гости из Петербурга на день Ашура — взрослые мужики. Так они в обморок падали от увиденного — шииты били себя до мяса", — рассказывает Гюльчохра Сеидова. Впрочем, в последние годы массовые самоистязания стали беспокоить местные власти, поэтому в места сбора верующих в день Ашура приезжает скорая, и шииты просто сдают медикам кровь. Это куда более действенная "жертва Всевышнему", ведь от нее — реальная польза людям, объясняют людям ахунды.
Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России
Рассказывали, что опасно было молиться, некоторые сознательные граждане могли настучать. Ибо, за стук какое-то поощрение будет. И почти все боялись… После обретения Таджикистаном независимости тут же вернулись сюда проповедники. И вскоре все вспомнили свои традиции и свою преданность этому течению ислама. Также у меня есть доклад на тему «Кто такие этнические мусульмане». Суть учения шиитов-исмаилитов По сути как мне показалось , обычные шииты шииты-двунадесятники по своим обрядам и традициям находятся примерно между суннитами и шиитами-исмаилитами. Шииты сохраняют преданность имаму Али, брату Мохаммеда, хотя, и сильно почитают всех его потомков например, в шиитском Иране очень много имамзаде — таких очень красивых и больших гробниц, где покоится прах потомков Али — первого шиитского имама. А исмаилиты преданны прямым потомкам Али. Перед смертью Али назначил преемника из числа своих сыновей или внуков, тот преемник — следующего. И так далее, до наших дней. Может быть назначен и внук, если, например, сына нет.
Ага Хан Четвёртый Таким вот образом и последний имам исмаилитов зашёл на сей пост. Он внук Ага Хана Третьего. Он, как и другие его предшественники, обладает некоторой связью с Аллахом Аллах ему порой диктует нужные слова. Как обладал связью их предок Мохаммед, основатель ислама. В каждом фактически доме памирцев есть портрет Ага Хана. Для них он почти как бог ну или как говорят памирцы, пророк, имеющий связь с Аллахом. Все его слова имеют почти священное значение. Все слова несут полезную суть, и памирцы следуют им. Вообще, Ага-хан от персидского языка — «господин» и «хан» — это наследственный титул главы религиозной общины исмаилитов-низаритов низариты — это самый распространённый вид шиитов-исмаилитов. То есть, Ага Ханом зовут того, кто нынче является главой.
За последние 20 лет как существует независимая страна Таджикистан Ага Хан приезжал сюда в Памир 3 раза… Даёт проповеди, лекции в главных райцентрах Памира. И стекается туда почти весь окрестный люд из селений за 50-100 км. Буквально на 3-4 часа. Дальше Ага Хан едет в другой райцентр. Фонд Ага Хана и его помощь людям Ага Хан Четвёртый является мультимиллионером, владея несколькими видами бизнеса. В 1967 году он основал «Фонд Ага Хана», из которого черпаются средства на финансирование разных благотворительных проектов. Во время войны в Таджикистане все дороги на Памир с западной стороны были отрезаны и заблокированы. Продовольствия и товаров оттуда не могло поступать. Одним только своим скудным продовольствием со своих небогатых огородов, ибо, осадков мало и вообще прохладно не очень интересно питаться. Фонд Ага Хана помогал своим единоверцам да и не только им через дорогу Ош-Мургаб восточный Памир , откуда и мы с Дарой поочерёдности зашли в Памир.
Преимущественно татарин мусульманин — это суннит , и он может быть приверженцем одного из четырех основных мазхабов , среди которых ханафитский более распространен. Где живут татары? После русских это второй по численности народ в России. По этнотерриториальному признаку этот народ можно разделить на три группы — это сибирские татары, волго-уральские и астраханские. Республика Татарстан больше, чем на половину, состоит из татар.
Татарский язык, относящийся к кыпчакской подгруппе тюркских языков, подразделяется на сибирскотатарский, мишарский и средний казанский диалекты. В большинстве своем представители этого народа исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами ханафитского толка. История принятия ислама татарами Проникновение ислама на земли, называемые Волжской Булгарией, началось еще в девятом веке, и уже в десятом веке ислам приняли большинство булгар, и мусульманская религия стала считаться государственной. Как свидетельствует арабский путешественник и историк ибн Фадлан, из-за давних торговых связей со странами Средней Азии поначалу ислам распространялся в этих местах по мазхабу Абу Ханифы. Постепенно среди волжских булгар он укоренился настолько, что сами булгары стали проводниками ханафитского мазхаба среди соседних народов.
Это процесс ненадолго был прерван монгольскими завоеваниями. Но ханы Золотой орды были достаточно веротерпимы, так что и во время их правления ислам распространялся по всей территории ханства, а с тринадцатого века во время правления хана Узбека он стал государственной религией ханства. Когда же произошел распад Золотой Орды, центр мусульманства был смещен в сторону Казанского ханства, куда из Средней Азии тогда же проникает и суфизм. Христианская религия проникла в Казанское ханство уже после того, как его завоевали русские в середине шестнадцатого века.
После убийства Али состоялась присяга его старшему сыну Хасану как новому халифу. Муавия отказался сделать это. Сохранились тексты двух посланий Хасана Муавии и ответы на них последнего. В послании Хасана впервые встречается развёрнутая аргументация особых прав членов семьи пророка на власть [33].
В своём втором послании Хасан писал:... Потом мы привели курайшитам такие же доводы, которые те приводили арабам т. Удивляет нас притязание притязающих на наше право и власть пророка нашего, да благословит Аллах его и его род, — хотя они — люди, обладающие преимуществом и первенством в исламе. И отказались мы от споров с ними, опасаясь за религию, чтобы лицемеры и враги не нашли в них слабость, которой опозорят её, или будет это для них способом причинить ей тот вред, которого они хотят. Но Аллах разрушит твои надежды и отвергнет тебя и ты узнаешь, для кого потусторонние мучения. Клянусь Аллахом, ты скоро встретишься с Господом твоим и он воздаст тебе за то, что захватили твои руки, а Аллах не бывает несправедлив к своим рабам. Воистину, в тот день, когда Али, да будет доволен им Аллах, ушёл своим путём, да помилует его Аллах, в день, когда он был взят... Воистину, подвигла меня на это письмо к тебе моя безвинность перед Аллахом, Великим и Славным, в деле с тобой.
А тебе бы надо сделать великое дело, в котором было бы благо для мусульман: откажись от своего упорства в ложном деле и войди в то, во что вошли люди, и присягни мне. Ведь ты знаешь, что у меня больше прав на это дело, чем у тебя, в глазах Аллаха и всех кающихся, хранимых и тех, кто сердцем обращается к Аллаху. Побойся Аллаха и оставь бесчинство, перестань проливать кровь мусульман, ведь, клянусь Аллахом, нет тебе добра в том, что ты предстанешь пред Аллахом с этой обильно пролитой их кровью. Войди в мир и покорность и не оспаривай дело у людей, которым оно принадлежит, и у того, кто имеет больше прав на него, чем ты, и да потушит Аллах этим злобу, и объединит речи, и уладит междоусобицу. А если ты в своём заблуждении не хочешь ничего, кроме унижения, то я приду к тебе с мусульманами и буду судиться с тобой, пока не рассудит нас Аллах, — а он — лучший судья [33]. В ответном послании Муавия представил свои контраргументы:... Ты упоминаешь споры мусульман из-за этого дела после него Мухаммада и выдвигаешь обвинение против Абу Бакра Правдивейшего, и Умара Распознающего, и Абу Убайды Надёжного, и Талхи и аз-Зубайра, и непорочных мухаджиров, решение которых неприятно тебе, Абу Мухаммад. Но ведь когда община спорила об этом деле после её пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и да приветствует, — то знала, что курайшиты имеют в этом отношении больше прав, потому что её пророк из их числа.
Затем решили курайшиты и ансары, и достойные мусульмане, и верующие поручить это дело самому знающему об Аллахе и самому богобоязненному из них, самому первому из них в исламе и избрали Абу Бакра Правдивейшего, хотя и знали положение человека, который достойнее Абу Бакра, занявшего его место и защищающего достояние ислама, но отказали ему в этом. Сейчас положение между мной и тобой такое же, какое было у них с ним. Если бы я знал, что ты твёрже в делах подданных, и заботливее в отношении этой общины, и лучше управляешься, и коварнее с врагом, и сильнее во всех делах, то я передал бы тебе это дело после твоего отца, потому что я знаю, что ты претендуешь на то же, на что претендовал твой отец. Ты ведь знаешь, что твой отец вышел против нас и сражался с нами, а потом дело обернулось так, что он выбрал человека и мы выбрали человека, чтобы они вдвоем приняли решение, которым уладили бы дело этой общины, и возвратилось бы с его помощью дружелюбие и единение. И обязали мы обоих судей следовать в этом деле заветам Аллаха и верности ему, а они обязали нас делать то же, чтобы мы согласились с тем, что они решат. Потом они сошлись на отречении твоего отца и отрешили его. А поскольку ты призываешь меня к этому делу, добиваясь по праву твоего отца, а твой отец его лишился, то позаботься, о Абу Мухаммад, о самом себе и своей религии.
Советские же руководители исходили из того, что революция может быть только классовой, антибуржуазной, а условия в Иране для этого еще не созрели. Но в иранской революции воедино слились религиозный и националистический факторы. Чисто материальные стимулы отошли на второй план, и когда через несколько лет выяснилось, что благосостояние людей ухудшилось, Хомейни сказал: «Мы не для того совершали революцию, чтобы снизить цены на дыни». Правители арабского мира, равно как и их покровители в Вашингтоне, испытали нечто вроде шокового состояния: казалось, что исламская революция лавиной покатится по Ближнему Востоку. Однако война с Ираком истощила силы Ирана, а смерть Хомейни буквально вышибла дух из революции. К тому времени революционный энтузиазм угас, триумфальное шествие воинствующего ислама по всему региону так и не состоялось. Режим новых духовных правителей показал свою оборотную сторону. Некомпетентность, коррупция, произвол, жестокие преследования инакомыслящих, стремление внедрять в жизнь общества худшие, граничившие с мракобесием элементы шариата - все это вызвало глубокое разочарование, и в первую очередь у молодежи. При этом установленный Хомейни принцип велаят-е-факих власть богословов, то есть теократическое устройство государства сохранился, и сейчас можно сказать, что Иран уже отнюдь не выглядит как образец для других мусульманских стран. Иранская революция оказала глубокое воздействие на Ливан - страну, где шиитская община прозябала на самой нижней ступеньке социальной лестницы. Большая часть этой самой нищей из ливанских общин жила на юге страны, на границе с Израилем. Именно в этом районе был образован «Фатхленд» - территория, на которой расположились боевики организации «Фатх» Ясира Арафата, изгнанные королем Хусейном из Иордании в 1 г. Систематический обстрел Южного Ливана израильской артиллерией вынудил значительную часть шиитских крестьян покинуть свои земли и переместиться в Бейрут, вследствие чего численность уже проживавшего в беднейших кварталах столицы шиитского населения резко возросла. Когда в середине 1970-х в Ливане вспыхнула гражданская война, ее участниками, не считая палестинцев, оказались христиане -приверженцы маронитской церкви, а также друзы и сунниты. Шииты же даже не имели своей вооруженной милиции и вообще не принимались в расчет. Они появились на политической арене Ливана в тот момент, когда в ход гражданской войны вмешались внешние силы - сначала израильтяне, ликвидировавшие «Фатх-ленд» и изгнавшие из страны отряды палестинского сопротивления, а затем прибывшие для «наведения порядка» американские и французские войска. Вот тут-то и подняли голос забитые и обездоленные шииты. Именно они самым энергичным образом выступили против интервентов, из среды шиитов вышли первые арабские камикадзе. В 1983 г. Иран сыграл решающую роль в подъеме шиитского движения в Ливане. По некоторым данным, на юг страны по разрешению аятоллы Хомейни прибыли полторы тысячи бойцов из Корпуса стражей исламской революции. При их участии стали формироваться отряды шиитских боевиков, получавших из Ирана деньги и оружие. Вторым партнером или патроном ливанских шиитов стала Сирия, возникла ось Тегеран - Дамаск, несколько странная с точки зрения конфессиональных взаимоотношений, поскольку доминирующая в сирийском руководстве секта алавитов считается шиитами не вполне мусульманской. Но политика важнее, и Хо-мейни издал фетву богословско-правовое заключение , в соответствии с которой алавиты находятся в лоне ислама. Тем временем изменилась и расстановка сил в шиитском политическом лагере: созданная несколькими годами ранее и не слишком эффективная организация «Амаль» раскололась, из нее вышли наиболее радикальные - и потому получавшие значительную поддержку со стороны иранцев - элементы, создавшие ливанский финал иранской организации «Хезболла» партия Аллаха во главе с шейхом Аббасом Мусави. Сейчас во главе «Хезболла» стоит харизматический лидер Хасан Насралла, а главным духовным авторитетом ливанских шиитов является шейх Мухаммед Фадлалла. Доходило до того, что между сторонниками относительно умеренной партии «Амаль» и экстремистами «Хезболла» возникали вооруженные столкновения, но все закончилось «разделением ролей»: «Амаль» участвует в официальной политической жизни, а «Хезболла» трансформировалась в вооруженную силу, направившую острие атак на Израиль. Когда гражданская война закончилась в немалой степени благодаря вмешательству сирийской армии и Сирия фактически установила контроль над Ливаном, «Хезболла» без колебаний сделала ставку на нового покровителя. С тех пор Иран и Сирия остаются двумя патронами «Хезболла». Мощная поддержка со стороны таких сильных региональных держав позволила шиитским экстремистам превратить свою организацию фактически в самую влиятельную военно-политическую силу в Ливане. Во время недавней поездки по Ливану автор этих строк видел членов «Хезболла» в их желтом камуфляже гораздо чаще, чем военных и полицейских, и складывалось впечатление, что они чувствуют себя хозяевами. После недавнего вынужденного ухода сирийских войск из Ливана «Хезболла» показала, что без нее стабильность в стране недостижима. Случилось то, чего никто не мог предвидеть: ливанские шииты стремительно взметнулись с самого дна общества наверх, заставив считаться с собой традиционные привилегированные общины - маронитов, суннитов и друзов. Это могло произойти только благодаря неожиданному проявлению «шиитского духа», долгое время незаметного, загнанного вглубь. К удивлению арабов других конфессий, извечно дискриминируемая и презираемая маргинальная община породила наиболее стойких и самоотверженных бойцов за общеарабское дело как его понимают арабские националисты - дело борьбы против империа- листов и сионистов. Деятельность «Хезболла» вышла за рамки отстаивания прав ливанской шиитской общины и даже интересов Ливана как государства. Религиозные экстремисты сделали заявку на то, чтобы возглавить арабское национальное движение. Если религиозный фундаментализм зародился в суннитской общине, то фундаментализм политический вызревал среди шиитов. Это проявилось в Иране и Ливане, в настоящее время данный процесс развивается в Ираке. Ко времени достижения Ираком независимости в 1932 г. Главным объектом преследований со стороны багдадских суннитских властей являлись, конечно, курды, но при диктатуре Саддама Хусейна под удар попали и арабы-шииты. Во второй половине 1970-х из страны было выслано до 200 тыс. Шиитскую организацию «Дауа», вынужденную действовать в подполье, разгромили, а ее лидера - аятоллу Мухаммеда Бакр ас-Садра, которому прочили славу «иракского Хомейни», казнили в 1980 г. Едва ли не единственный уцелевший член большой семьи аль-Хаким аятолла Мухаммед Бакр аль-Хаким укрылся в Иране, где возглавил организацию под названием «Высший совет исламской революции в Ираке». Репрессии против шиитов в Ираке напоминали геноцид. После разгрома саддамовских войск американцами в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 г. После свержения саддамовского режима весной 2003 г. Высший совет исламской революции в Ираке сразу стал влиятельнейшей силой в стране, где после падения суннитской баасистской диктатуры шииты впервые в истории получили возможность выйти на политическую арену.
Шииты в Секторе Газа – ХАМАС предлагает суннитам «терпение»
Ответственность за атаку на себя взяло движение «Исламское сопротивление Ирака». ХАМАС — это организация, где огромное количество профессионалов, с ней работают иранские спецслужбы. Шииты считают, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом избранным лицам из числа потомков пророка.
Кто такие сунниты, шииты, ваххабиты?
Бей сунитов пока не посинеют, а шиитов пока не ошизеют. О вражде сунитов и шиитов. | По данным исследовательского центра религиозной и общественной жизни Pew Research, по меньшей мере 40% суннитов в большинстве стран Ближнего Востока считают, что шииты не являются истинными мусульманами. |
ВЗГЛЯД / Сенсация на Ближнем Востоке: примирение шиитов и суннитов :: Видео | Это историческое событие для мировой политики и для исламского мира, так как вражда двух стран подпитывала цивилизационный конфликт между шиитами и суннитами. |
Шииты нанесли удар по американской военной базе на северо-востоке Сирии | Недоверие между правительством и шиитами нарастает с прошлого года, когда шиитский священнослужитель был арестован по сфабрикованному обвинению в богохульстве. |
Вред и угроза шиизма. Мухаммад Карачай | Мы предлагаем ознакомиться с трудом «Истинность Шиизма», где содержится минимум информации о шиизме и шиитах, которая поможет вам разобраться в вопросе. |
Татары - сунниты или шииты? | Где живут хуситы? Хуситы преимущественно проживают на севере Йемена. |
Ирак: шииты празднуют день Ашура в городе Кербела
Самсам поднялся с группой воинов в гору Шах и спустился к реке Шахнабад, чтобы вести слежку и поджидать Имама Али. Мискинджинские аксакалы раньше своего правителя отправились к Имаму Али41 и приняли ислам и рассказали ему о положении в Самбуре. Имам Али отправился на встречу [хазарам] и застал их в районе реки Шахнабад. Войска Самсама находились в боевой готовности и при виде приближающихся [арабов], двинувшись на встречу Али, со всей силой нанесли удар. Первый удар Али и его войско выдержали.
Началась бойня. Долго проносился среди рядов имам Али с помощью кулаков, еще не достав из ножен свою легендарную саблю - Зульфукар, на ножнах которой были выгравированы имена 300 пророков.... И действительно, в 1460 году на берегу реки Самур, авантюрный распространитель шиизма, главарь шиитского ордена Джунейд был убит отрядом лезгинских муджахидов. И выглядит вполне логичным, что Сефевидский шах, пользуясь тогдашней слабостью местного населения, основал шиитское поселение в качестве опорного пункта, видимо в надежде последующего распространения шиизма на территорию всего Дагестана.
Однако эту версию можно лишь принять, как начало шиитской истории села, когда как его корни уходят гораздо глубже. Из известной хроники Махмуда Хиналугского XV век мы узнаём, что уже тогда селение Мискинджа не только существовало, но и в нём располагалось медресе. Также в выяснении более точной даты основания села, нам поможет одна из самых старейших мечетей на Кавказе, расположенная в соседнем селении Кара-Кюре.
Также стало известно, что и ливанская группировка «Хезболла» готова присоединиться к войне в случае наземной операции в Газе. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал освобождение атакованных территорий первоочередной целью военной операции, чтобы обеспечить безопасность граждан страны. Также он заявил о необходимости причинить противнику огромные потери. Укрепление других потенциальных театров военных действий также важно для Израиля. Вероятно, Нетаньяху опасается, что «Хезболла», которая имеет тесные связи с Ираном, может воспользоваться возможностью и атаковать Израиль со своей стороны.
Шииты допускают толкование предписаний Мухаммеда, но только от тех, кому это дозволено, кто наделен правом. В 10-й день месяца Мухаррам они проводят траурные процессии в честь дня Ашуры — дня поминовения убитого в 680 году имама Хусейна. Верующие в этот день ударяют себя цепями и саблями, таким образом они проявляют свою скорбь. В каких странах живут шииты? В России также есть представители шиизма, в частности, в Дагестане. В чем разница между суннитами и шиитами? Каковы различия в толковании ислама у суннитов и шиитов?
Конфликт имеет геополитический контекст с сектантским оттенком, а не наоборот. Египет до недавнего времени являлся монолитно суннитским государство, но революция 2011 года расколола страну, и теперь копты, считающиеся сторонниками старого режима, подвергаются репрессиям и стали мишенью исламских экстремистов. В странах Магриба, где с тунисского восстания началась арабская весна, сектантство не проблема, хотя экстремизм из Сирии проник и туда. В Ливии, Марокко и Алжире права берберов и их право на самоопределение являются важными факторами, однако не они были движущей силой революции. Стоит помнить, что арабские пробуждения повсеместно начались с призывов к реформированию систем правления. То, что люди все чаще идентифицировали себя по племенному или конфессиональному признаку, а не политической принадлежности, является социальной деградацией, - написал журналист Талал Салман в ливанской газете "Аль Сафир". Каждая подгруппа выпячивает свою религиозную или этническую принадлежность, чтобы противостоять другой в тщетной войне, в которой все будет потеряно. Вскоре падение арабизма в качестве объединяющей идентичности ознаменует собой начало серии гражданских войн между братьями. И как только эти войны начнутся, никто не сможет сказать, когда они закончатся».
Какие страны шииты и сунниты
Шииты верят, что их имам непогрешим, обладает сверхъестественными способностями, обладает оккультными знаниями. ХАМАС — это организация, где огромное количество профессионалов, с ней работают иранские спецслужбы. Эпицентром шиитской общины считается община Дербента, где проживает примерно 30–40 тысяч мусульман-шиитов и имеется 7 мечетей. В городе Махачкала шиитов насчитывают 4–6 тысяч человек и функционирует одна шиитская мечеть. Шииты делятся на разные группы (из них): крайние шииты (аль-гъалия), рафидиты, зейдиты и другие.