Новости что жгут на масленицу

Многие люди интересуются: в какое время жгут чучело на Масленицу? Все знают, что блин символизирует солнце, а вот что значит фигура Масленицы, и почему ее в итоге сжигают на костре? Поля пеплом больше никто не удобряет, но привычка сжигать на Масленицу символы всего плохого осталась. В православии последний день Масленицы совпадает с Сыропустной неделей, более известной как Прощеное воскресенье [9]. Волгодонск новость Масленица.

Как правильно жечь Масленицу. Инструкция по изготовлению самого безопасного чучела

На Масленицу сжигают чучело Зимы, чтобы поскорее пришла весна и настало тепло Фото: Сергей Кулыгин, БР Обряд «Калёная монета» Сжигание чучела связано и с очищением от негативной тяжелой энергетики, поэтому в то время, когда полыхал яркий огонь, наши предки приступали к ритуалам и заговорам. В горящий костер бросьте монету и произнесите: - Чтобы деньги не перевелись — калю монеты, не скуплюсь. Обновленное железо пуще волка сторожит. Обязательно нужно найти эту монету после того, как догорит чучело Масленицы. Такой оберег защищает от убытков и приумножает достаток. Обряд на богатство и блага В костер, на котором сжигают чучело, обязательно нужно положить старые вещи. Это может быть и рваная одежда, и предметы, напоминающие о негативных событиях в жизни. Когда пламя ярко загорится, приговаривают: - Все беды и несчастья сжигаю, зиму с ее холодом провожаю.

При этом у каждой семьи рецепт блинов был свой — он передавался исключительно по женской линии. Для приготовления этого блюда использовали разные виды муки, от пшеничной до кукурузной, а в тесто могли добавлять все что угодно, даже картофель или манную крупу. Четверг: разгул. Когда начиналась широкая Масленица, люди прекращали все хозяйственные работы и приступали к настоящим торжествам. Они гуляли, водили хороводы, пели колядки, катались на санях, устраивали битвы на кулаках, играли в снежки, а также жгли костры и прыгали через них. При этом главным развлечением первого дня широкой Масленицы считали штурм и захват снежных крепостей. Пятница: тещины вечерки. Второй день широкой Масленицы проводили с семьей. В этот раз в гости к зятю приходила уже теща, а не наоборот. Суббота: золовкины посиделки. Этот день посвящали родственникам мужа. Молодые невестки приглашали в гости сестер своих мужей, а также других их родственников. Воскресенье: Прощеное воскресенье. В последний день масленичной недели люди просили прощения друг у друга за все обиды, которые нанесли за год. Обратите внимание, что эта традиция сохранилась до сих пор. Также это был последний день, когда можно было есть непостные продукты. Все, что осталось от праздника, нужно было доесть или раздать бедным. Если такой возможности не было, остатки сжигали — дать еде испортиться считалось плохой приметой. Днем люди ходили в баню, а по вечерам приходили на площадь, где торжественно сжигали чучело Масленицы. Что нельзя делать на масленичной неделе Работать по дому во время Широкой масленицы. С четверга по воскресенье стоит только готовить, от остальных дел по дому лучше отказаться.

Что обозначает каждый день Масленичной недели? И откуда появился праздник? В студии Алена Павлова, научный сотрудник отдела фольклористики и культуры славянских народов Национальной академии наук Беларуси. Алена Павлова, научный сотрудник отдела фольклористики и культуры славянских народов НАН Беларуси: Масленица — это один из праздников в белорусской традиции, который отмечается в разные даты в белорусском календаре.

В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Это могли быть лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, которые были предварительно собраны детьми по всей деревне, иногда их и специально для сжигания крали. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра. В центральных областях России же, к примеру «проводы масленицы» сопровождались сжиганием скоромной пищи, которая символизировала Масленицу. В кострах на масленицу иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко. Источник — По материалам maslenisa.

Ставропольский священник объяснил, почему жечь чучело на Масленицу нельзя

Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом. На Масленицу чучело Морены в основном жгут в России, Украине, Беларуси, в Польше Мажану все также же продолжают топить в водоемах. Запрещалось на Масленицу есть из посуды со сколами и трещинами, иначе весь год будут преследовать неприятности. На Масленицу жгут костры, прыгают через них и водят хороводы. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. Изначально жечь чучело на Масленицу было совсем не обязательно: так поступали только в некоторых сибирских регионах, но с огнем Масленица была связана всегда.

Почему на Масленицу сжигают чучело, едят блины и при чем тут покойники. История праздничных обычаев

Все гости смогут поучаствовать в испытаниях, чтобы заработать блинкоины и обменять их на горячие блины. В этом году впервые можно будет смотреть сожжение онлайн — эксклюзивная трансляция пройдет в официальном сообществе арт-парка Никола-Ленивец «ВКонтакте». Чтобы не пропустить начало трансляции, зарегистрируйтесь здесь. Масленица в Никола-Ленивце — не просто народный праздник с блинами и сжиганием масленичного чучела. Это всегда однодневный перформанс, который заканчивается эффектным большим костром. Специально для него несколько месяцев собирают произведение искусства, которому суждено исчезнуть всего за пару часов.

Именно так, по мнению команды арт-парка, и должно выглядеть настоящее искусство — оно не хранится в музее под стеклом, а появляется ненадолго, чтобы навсегда остаться в памяти каждого, кто его увидел. При этом огонь в Никола-Ленивце не является символом ненависти или праведного гнева, как это бывает когда сжигают, например, флаги или книги.

Но дошла до нас Масленица в искаженном виде. Вплоть до XVII века Церковь пыталась запретить этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни и преследовала тех, кто праздновал его открыто. Впрочем, попытка искоренить "бесовское веселье" не удалась — народ отстоял свое право веселиться в последние дни зимы. Только с XVIII века Церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гулянья царей еще больше укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили ее суть. Со второй половины XVIII века Церковь "адаптировала" праздник для своих целей — теперь масленичная неделя предшествовала Великому посту. На состав продуктов, пригодных к пище в этот период, наложили ограничения и дали название неделе — Мясопустная потому как мясо уже нельзя , или Сырная потому что сыр, молоко, яйца и, конечно, блины — можно.

Его особенность в том, что человек обхватывает ствол дерева ногами и руками одновременно. Скрещивая ноги, он удерживает себя на бревне, а руками подтягивает тело вверх, потом к рукам приближает ноги и так постепенно поднимается к вершине. Со стороны похоже на движение гусеницы. Для освоения этого стиля нужно укрепить несколько мышечных групп. Для подъёма наверх — руки: трицепс, бицепс, плечи, трапецию и мышцы спины. Важно выполнять упражнения в статодинамической форме, чтобы сформировались необходимые мышечные волокна, способные выполнять необходимую нагрузку и удерживать человека, обхватившего столб. Для фиксации на столбе необходима гибкость в тазобедренном суставе, с возможностью обхватить столб ногами, скрестить их и плотно прижаться к поверхности. Если у вас лишний вес и выпирающий живот, выполнить эту задачу будет сложно, но возможно, если заранее начать подготовку. Тренировки Лучше проводить не менее четырёх тренировок в неделю, разделяя упражнения по группам мышц. Например, понедельник и четверг сделать днями рук и спины: негативные подтягивания на перекладине — лучше на гравитоне или с помощью резинок, сохраняя как можно более длительное опускание в нижнюю точку; подъём гантелей через стороны, с удержанием 3-5 секунд в высшей точке; подъём гантелей или штанги стоя на бицепс; обратные отжимания от скамьи или отжимания с узкой постановкой рук. Ключевая задача — удерживать максимальную амплитуду с сохранением техники выполнения упражнения, задерживаясь на 3-5 секунд в крайних точках. Глубокие приседания со штангой или гантелями; выпады вперёд, назад и в стороны чередование ; отжимания на брусьях или от пола и разводка гантелей лёжа; планка на прямых руках или на локтях. Если вы можете подтянуться 8-10 раз на перекладине и у вас нет лишнего веса, при грамотном подходе через 3-4 недели регулярных тренировок вы сможете подготовиться к подъёму на столб. Также есть несколько практических рекомендаций, которые помогут взобраться наверх: Минимум одежды в ключевых местах соприкосновения со столбом. Ноги и руки должны быть свободны от ткани, потому что она скользит. Резкий старт. Важен первый импульс, который вы дадите, оттолкнувшись от земли. Лучше изначально зафиксироваться на столбе как можно выше и продолжить действие, используя энергию от этого импульса. Смотреть только на цель.

В списках кумиров и идолов, которых уничтожали христиане, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре, Морене, Мароне как о богинях, которым поклонялись язычники. Вот Перуна-Громовержца мы тут топили. Это точно. Было тут такое идолище поганое. Богиня с созвучным именем Моране Марзана впервые упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 году. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Церерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. А богиней смерти она становится в XVIII веке с подачи лужицкого лютеранского пастора Михаила Френцеля, который называет Марзану «суеверием поляков Силезии и Лужици» и его сына Абрахама Френцеля, который в своем трактате об идолах славян посвящает Марзане отдельную главу. Позже Вацлав Ганка, чешский славист и поэт в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену как богиню смерти. Во второй половине XIX века подделки Ганки были разоблачены, но это мнение закрепилось во всех переводах на русский язык. Так что русский фольклорист Александр Афанасьев в своем трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 заблуждается вполне искренне. Этнографы пишут, что в Новгородской губернии в конце XIX — начале XX века костры с ветошью были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры с ветошью, и чучела, наряженные в ветхие одежды и рубище. Сырную седмицу, последнюю подготовительную неделю перед началом Великого поста, справляют и ныне повсеместно во всех православных народах. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласуется с поеданием блинов, это тоже не домысел. В средние века, когда Церковь, предположительно, сократила Масленицу до одной недели, утвердились и названия дней сырной седмицы с её обрядностью: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тёщины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделя была разделена на узкую Масленицу с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом и по обету случилось чудо — была одержана победа. Церковь ввела это в свой богослужебный устав. Одним словом, чтобы понять символику масленичных действ, надо погрузиться в историю Церкви. Кстати, император Иракий — интереснейший исторический персонаж. Он пришёл к власти, свергнув жестокого императора Фоку, пьяницу и тирана.

Масленица, жги!

Древние славяне вкладывали в этот ритуал глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. По вполне понятным причинам, этот ритуал не вызывал восторга у христианской церкви. В течение нескольких веков христиане пытались искоренить этот праздник как языческий, но смогли лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми. В дохристианской Руси в качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Обычно огромную куклу наряжали в женскую одежду. Иногда вместо чучела по селу возили живую «Масленицу». Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.

Как должен христианин относиться к этой традиции? С этим вопросом «Фома» обратился к протоиерею Андрею Ефанову: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ В провождении масленичной недели — то есть недели перед постом — важно различать два плана: один — языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя — так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых — сжигание чучела масленицы — символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание масленицы — это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет. А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически.

Другой план — то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех подготовительных недель перед Великим постом — временем серьезной внутренней работы над собой.

Так что поминки по Морене был весьма весёлым славянским праздником. Праздник Масленицы имеет свое, сакральное значение.

Почему Масленица длится не один день Потому что на самом деле это два славянских праздника. Праздники славян — это время единения с природой, а не «выходные дни, спущенные сверху». Четыре основных славянских праздника: зимний Солнцеворот праздник Коляды, Бога молодого Солнца , весеннее равноденствие праздник Ярилы, Бога Страсти и Плодородия , летний Солнцеворот праздник Купало, Бога летнего Солнца , осеннее равноденствие праздник Авсеня-Святовита, Бога-Первопроходца.

Праздник Масленицы продолжается несколько дней, потому что это два славянских праздника Праздник Закликания Весны-Лёли и прихода Ярило-Солнца После поминок Мары-Морены, которые длились неделю до весеннего равноденствия, и называемых раньше праздник Комоедицы, а сейчас праздник Масленицы, начиналась неделя славянского праздника, знаменующая приход Весны. Где Лёля, там и Ярило, чем не красивая пара! Деревце устраивали на возвышенном месте, называемом обычно Ярилиной плешью.

Готовили место тщательно, убирали снег, утаптывали до ровной площадки. Зовут люди Лёлю и Ярило, устраивают гуляние с песнями да хороводами, пекут куличи, баранки, пряники—жаворонки и печенье, напоминающее солнышко, жгут костры. Славянский праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, свершение еще одного круга Жизни.

О самом празднике говорить можно много! Масленица столь важна, что одной статьи здесь недостаточно. Потому прочтите ещё о том, как проходила сама встреча весны.

После праздника Масленицы начиналась неделя славянского праздника, знаменующего приход весны Что изменится, если мы будем знать языческие праздники? Я не люблю, когда мне указывают календарный день, в который я должна плакать или смеяться. Даже если вокруг это делают толпы с пустыми глазами и румяными щеками.

Даже если так распространена нынче несвоевременная Масленица в начале марта или даже конце февраля. Масленица, Комоедица, Проводы Зимы могут оказаться просто льдинками, повисшими в пустоте. Но я хочу, чтобы струны, связывающие меня, маленькую частицу, с бесконечным миром, сами начинали петь от радости так, чтобы ноги пускались в пляс.

Чтобы во время проводов Зимы и встречи Весны я могла встретиться с Богами, даже если не понимаю их во всей полноте и никогда не увижу во плоти.

Теперь уже в гости отправлялась тёща, а зять должен был всячески демонстрировать ей своё расположение. И, конечно, снова угощать блинами. Суббота — Золовкины посиделки. В этот день молодые невестки приглашали в гости родственников мужа, а золовке или золовкам, семьи-то были большие должны были подарить какой-нибудь подарок. Воскресенье — кульминация Масленичной недели, Проводы, или Прощёное воскресенье.

В этот день происходило заговенье перед постом. Все просили друг у друга прощения, поминали усопших, навещали могилы. А ещё ходили в баню, а всю оставшуюся от гуляний еду сжигали. В завершение дня сжигали и чучело Масленицы, а пепел развеивали по полям для хорошего урожая. Как отмечали Масленицу казаки на Дону? Прежде всего стоит отметить, что изначально чучело на Масленицу казаки не жгли.

Традиция пришла намного позже из центральной России и прижилась, видимо, из-за своей зрелищности. Так что даже если чучело, символизирующее зиму, не сжечь, тепло всё равно наступит — проверено. Как же праздновали казаки? Можно сказать — брутально. Жители соседних станиц съезжались на границах, привозили еду и водку, а затем соревновались в джигитовке, стрельбе из ружей и луков, устраивали показательные бои — шермиции — и дрались на кулаках. Строили снежные городки с высокими башнями, а в их середине ставился оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом, до которого могли добраться только самые ловкие.

В последний день Масленицы городок брали штурмом. Какие народные приметы существуют на Масленицу?

Зачем на Масленицу жгут чучело: это не просто развлечение

Разве что Масленицу раньше отмечали целую неделю, а проводы зимы умещались в один день. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. На Масленицу сжигают чучело Зимы, чтобы поскорее пришла весна и настало тепло.

В Троицком чучела Масленицы жгут всю неделю

При этом уже тогда на Руси появилось православие, поэтому о Масленице говорят как о мясопустной или сырной неделе», – говорит Василиса. До того, как жечь масленичную бабу, её возили по дворам на санях. Днём народ ходил в баню, а вечером приходили на площадь провожать зиму и встречать весну – то есть смотреть, как жгут чучело Масленицы, смастерённое в начале недели.

Что же такое Масленица? Беседуем с исследователем Ольгой Тимониной

Кулачные бои чаще всего проводились стенка на стенку. В каждой команде был свой «атаман», который расставлял «бойцов» и продумывал стратегию. Сначала на льду сходились два партии мальчиков от 10 лет и старше, затем парни-женихи и, наконец, мужики. В Нижегородской губернии стенка на стенку дрались замужние женщины, «чтобы лён родился». Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка».

Здесь каждый выбирал себе противника по росту и силе и боролся с ним до полной победы или поражения. Затем «сцеплялся» с новым противником. Этот вид кулачных боев был не очень распространен: он считался наиболее жестоким, нередко провоцировал участников на сведение личных счетов. Взятие снежного городка Считается, что эту забаву придумали в Сибири, откуда она распространилась в некоторые центральные губернии.

Казаки, старейшее русское население Сибири, устраивали своего рода «историческую реконструкцию» в память о покорении дальних земель. Заранее строилась снежная крепость с воротами. Для прочности в основание городка вбивали бревна; чтобы стены и ворота обледенели, их поливали водой. В Прощеное воскресенье участники делились на две команды: пешие обороняли крепость, конные — нападали.

Встречался и другой вариант: «В Енисейской губернии парни строят на льду ледяную крепость с воротами; сажают туда охранительную стражу.

С чучелом Масленицы было принято кататься по деревне, распевая веселые песни и ронять его в сугробы, чтобы зима поскорее прошла. Сожжение чучела — это не только забава, но и старинный обряд, во время которого каждый может осуществить задуманное или попрощаться с тем, что уже не нужно. В костер, на котором горело чучело, кидали и записочки с пожеланиями, и монеты, и старые вещи. На Масленицу сжигают чучело Зимы, чтобы поскорее пришла весна и настало тепло Фото: Сергей Кулыгин, БР Обряд «Калёная монета» Сжигание чучела связано и с очищением от негативной тяжелой энергетики, поэтому в то время, когда полыхал яркий огонь, наши предки приступали к ритуалам и заговорам. В горящий костер бросьте монету и произнесите: - Чтобы деньги не перевелись — калю монеты, не скуплюсь. Обновленное железо пуще волка сторожит.

Обязательно нужно найти эту монету после того, как догорит чучело Масленицы. Такой оберег защищает от убытков и приумножает достаток.

Строили снежные городки с высокими башнями, а в их середине ставился оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом, до которого могли добраться только самые ловкие. В последний день Масленицы городок брали штурмом.

Какие народные приметы существуют на Масленицу? На Масленицу можно и нужно было прибираться. Делали это на Узкую Масленицу, то есть в первые три дня недели. А ещё разбирали вещи; от всего ненужного безжалостно избавлялись — считалось, что это к обновкам.

Смотрели на погоду и делали прогнозы иногда кажется, что и сегодня синоптики как-то так предсказывают, что нас ждёт. Считалось, что если на Масленицу холодно, морозно иди дождливо, то весной будет хорошая погода то есть, по сути, при любом раскладе. Если морозы ударили резко — хорошо, не стоит бояться летней засухи. Много сосулек на крышах — к богатому урожаю.

Тоже неплохо — год будет грибным. Как уже сказано выше, многие традиции Масленичной недели были так или иначе связаны с женитьбой или подготовкой к ней. Поэтому девушки верили в приметы и гадали на блинах. Например, если девушка встретила на Масленицу подвыпившего мужчину, скоро она и суженого своего встретит тут тоже примета почти стопроцентная, потому что, учитывая всеобщие гуляния и пирушки, сложнее было встретить абсолютно трезвого мужчину.

Если первый испечённый девушкой блин удалось без труда перевернуть — она скоро выйдет замуж, а если не удалось — сидеть ей в девках, да как минимум три года. Если жених уже имелся, по блинам можно было узнать о его личных качествах. Рваные края — повод задуматься о своём выборе, ровные — всё отлично, избранник будет хорошим мужем. В целом же, если блины хорошо получались, считалось, что это к процветанию и благополучию семьи; плохие же сулили неприятности и трудности.

А ещё блины нельзя было резать ножом: дескать, можно навлечь беду.

Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста.

Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится.

И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд».

Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро.

До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи.

Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения.

Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства.

Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности.

Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику.

Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи.

Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу? Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу? В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту.

Добрым делом будет участие в богослужениях среды и пятницы, когда совершаются первые земные поклоны с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина. При невозможности посещения храма в эти дни можно совершить поклоны дома. Конечно же, стоит приложить усилия, чтобы попасть в храм на Чин прощения в Прощеное воскресение. Стоит воздержаться от мясной пищи на Сырной седмице. Этим ограничением Церковь предлагает своим верным чадам подготовить свой организм к наступлению Великого поста, в первые дни которого, согласно уставу, не вкушается никакой пищи.

Но седмица — сплошная, то есть поста в среду и пятницу нет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий