самоназвание греками Греции Когда нужно молиться о спасении Эллады, в храм Афродиты посылаются именно гетеры, и когда хотят получить победу на олимпийских играх, просят о молитве гетер. Помимо обеспокоенности, связанной с путешественниками нетрадиционной ориентации, министерство иностранных дел также подчеркнуло сохраняющуюся угрозу терроризма во всем мире, в том числе в Элладе. После падения Византии, во время владычества Османской империи, особых изменений в языке Эллады не происходило. На этой странице вы могли узнать, что такое «эллада», его лексическое значение.
Эллада или Греция? :)
Античные храмы перестраивались в христианские базилики, их в свою очередь переделывали в мечети. Сейчас греческие надписи и фрагменты коринфских колонн можно встретить вмурованными в самые неожиданные места. Не редкость и дороги, мощенные средневековыми могильными плитами. Кроме того, в середине XIX века, когда европейцы заново «открывали» для себя греческие города Малой Азии, у них принято было считать все найденное при раскопках своей собственностью.
Львиная доля древних камней разошлась по музеям и частным коллекциям — только в конце XX века пришло время «собирать» их обратно. Например, теперь в Ассе рядом с развалинами гимнасия и храма Афины VI века заново по «кирпичикам» восстановлен античный театр. Кроме своего почтенного возраста Асс ничем не замечателен, в том числе и особыми архитектурными изысками.
Зато какой вид открывается с Акрополя на залив Эдремит и противолежащий греческий остров Лесбос. Неудивительно, что Аристотель, приглашенный сюда в 347 году до н. Да и покинул город лишь потому, что получил предложение, от которого не смог отказаться: стать воспитателем молодого македонского принца Александра.
И вдохновившись примером Шлимана, тоже решил попытать счастья в археологии. Так был заново открыт знаменитый в древности Пергам. Из общего ряда греческих городов Малой Азии он выпадает и географически вдали от берега!
Распространенной в Малой Азии демократией здесь никогда не пахло, что видно из городской планировки: обычно в демократических полисах дома граждан были построены на одном уровне полукружий — каждое полукружие все ниже по мере удаления от Акрополя и центральных общественных зданий — храмов и театров. В Пергаме пик холма занят царским дворцовым комплексом. Ниже — театры и храмы.
А частные дома — на большом удалении от центра города, за пустырем у подножия горы. Так в Средиземноморье строились столицы античных государств, где правили тираны. Но мне обидно стало уходить ни с чем, и я прибег к испытанному приему: первая овечья тропа обнаружилась незамедлительно.
За забором, прямо на тропе, вокруг импровизированного стола с бутылкой вина и нехитрой закуской расположилась веселая компания в фесках. Скорее всего, работники музея празднуют окончание рабочей недели. На самом Акрополе охраны, как таковой, нет.
И зачем? Все уже развезено по крупнейшим государственным и частным хранилищам. Еще первооткрыватель Хойман вывез барельефы с алтаря Зевса, а также многие скульптуры, монеты и украшения в Берлин.
Там они составили основу коллекции музея Пергамон. Иначе сейчас на месте Пергама простиралось бы ровное поле. В древности он слыл одним из богатейших городов мира — в конце концов, именно здесь правил царь Крез.
Богатство, как это всегда случается, его и погубило. В 546 году до н. Но и после него в казне коечто осталось.
При Аттале I 241—197 годы до н. И даже межрегиональной — в культурном отношении, как минимум. Пергамская библиотека соперничала со знаменитой Александрийской.
Египтяне, конечно, ревновали — даже ввели эмбарго на экспорт папируса. Но тут же получили достойный ответ — в 180 году до н. Как легко догадаться, речь идет о пергаменте.
Писчий материал уже не сворачивали в трубочку, как на Ниле, а складывали в стопки — лист к листу. Это были настоящие книги, но ни одна из них, к сожалению, не сохранилась. Однажды Клеопатра уговорила Антония подарить ей 200 тысяч собранных в Пергаме книг.
Их перевезли в Александрию. Там они и сгорели во время великого пожара. Неверная Смирна В 333 году до н.
Александр Македонский основал на горе Пагос крепость старое имя затерялось в веках, туркам она известна как Кадифкале. У ее подножия вскоре возник город, прославившийся как Смирна в честь Саморнии, царицы амазонок. Находясь на крайней западной оконечности Великого шелкового пути, он, несмотря на периодические землетрясения, огонь пожаров и набеги захватчиков, развивался и укреплялся.
Еще в конце позапрошлого века это поселение считалось одним из первых торговых центров исламского мира. Впрочем, в космополитическом «малом Вавилоне» мусульман жило не больше четверти, а подавляющее большинство продолжали, как и в древности, составлять греки — теперь уже античные. Поэтому в Оттоманской империи город даже в официальных документах называли не иначе, как «гяурская» Смирна, или, на турецкий лад, — Измир.
В 1920 году, после окончания Первой мировой войны и развала Порты, союзники передали его Греции, но ей показалось этого мало, и она использовала город как плацдарм для агрессии в глубинную Анатолию. Поначалу потомкам Агамемнона как, впрочем, и Приама сопутствовал успех, но когда у противников появился национальный лидер Мустафа Кемаль, все пошло из рук вон плохо. Исторический шанс укрепиться там, где они не властвовали почти шестьсот лет, греки использовать не смогли.
Начались погромы. Только после этого стоявшие на рейде корабли Антанты вмешались — взяли под защиту и вывезли в Афины 250 тысяч горожан. Восстанавливать разрушенные кварталы не стали.
Расчистив руины, через центр проложили широкие проспекты. А на месте района, в котором были сосредоточены греческие магазины, разбили огромный парк. В 1927 году там состоялась первая Измирская торговая ярмарка.
Вскоре она приобрела международный статус и сейчас проходит ежегодно с 20 августа по 20 сентября. В поисках рыбы и кабана Пожалуй, из всех средиземноморских городов, за исключением Помпей, Эфес сохранился лучше всего. По числу туристов он соперничает со старинной частью Стамбула — районом Султанахмет.
Поэтому здесь и входная плата самая высокая 15 лир, то есть примерно 10 долларов , и колючая проволока возвышается больше чем на 2 метра, и вся огороженная территория засажена густой травой, чтобы не пробралась ни одна овца. Официально в Эфес можно войти через тщательно контролируемые Нижние или Верхние ворота. Но есть и еще одни.
Они, правда, закрыты на замок, но что за беда? Даже табличка со странной надписью «protokol » никого не пугает. Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула наказ — основать новый город.
Место ему должны были указать рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили рыбу.
От вылетевшей из костра искры загорелся куст, из которого тут же выскочил растревоженный кабан. Все правильно — здесь и был построен город. Эфес, оказавшийся на перекрестке эгейских торговых путей и караванных троп, идущих из глубин Азии, быстро разросся.
При этом по странной рассеянности горожане даже не позаботились окружить свой город крепостными стенами возможно, в этом был свой плюс — захватчики во время штурма не так сильно ожесточались и, войдя в Эфес, не испытывали желания «не оставить камня на камне». Самые грандиозные толпы скапливаются сегодня возле библиотеки Цельсия — интересно, что она была связана подземным переходом с публичным домом напротив. Остается только гадать: то ли писатели скрывали свою связь с гетерами, то ли гетерам приходилось скрывать свой интерес к литературе.
Еще чуть поодаль имеется общественный туалет с уникальной системой проточной канализации. Но самое славное сооружение Эфеса — храм Артемиды, первое в мире здание, целиком построенное из мрамора. Его возвели в 650 году до н.
В 356 году до н. Двадцать два года спустя все тот же часто поминаемый нами Александр кстати, Герострат, по странному стечению обстоятельств, орудовал в день его рождения предложил восстановить храм, но эфесцы тогда отказались. Страбон передает их отказ следующим образом: «Негоже одному богу строить храм, посвященный другому богу».
Конечно, македонского царя все просто боялись — доказательством того служит восстановление Артемидова святилища сразу же по смерти Завоевателя самими жителями города в полном соответствии с оригиналом. Но такое сооружение слишком заметно, чтобы долго оставаться в целости. Позднее его разрушают готы.
Камни, взятые на руинах, использовались при возведении храма Святой Софии в Константинополе. Теперь, как известно, это стамбульская Айя-София. Священная традиция, таким образом, не прервалась, хотя на месте самого строения, в четыре раза большего, чем афинский Парфенон, одного из семи чудес света, осталась одна, только одна колонна.
По пути из Эфеса в Милет я случайно заметил коричневый указатель «Приена». Основанный переселенцами из Афин, этот портовый город прилепился к огромной горе. Акрополь занимает вершину одного из ее отрогов.
Приена невелика. Достаточно десяти минут, чтобы всю ее пройти. По пологим ступенькам, взбегающим в гору, передвигаться легко, особенно на те небольшие расстояния, которые отделяют общественные здания друг от друга.
До крупнейшего порта античной Малой Азии Милета — тоже недалеко, он на противоположном берегу залива. Милет играл огромную роль в истории греческой иммиграции. Именно сюда отправляли вначале всех без исключения переселенцев, чтобы, пройдя сквозь Ворота роль, аналогичная позднейшему Нью-Йорку, не так ли?
По нескольку экспедиций в год отходили от этих причалов. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен создали одну из знаменитейших школ философии. В Милете работали «отец истории» и «отец геометрии» — Геродот и Пифагор.
Здесь, в храме Аполлона, был даже свой оракул, по «статусу» равный дельфийскому. Сама Пифия из Дельф и «посоветовала» милетцам завести собственный глас богов. Храм построили в Дидиме, в 22 километрах к югу от города, где задолго до XI века до н.
Размерами этот храм, пожалуй, превосходил все храмы европейской Греции — 108 метров в длину и 50 в ширину, почти в два раза больше святилища Зевса Олимпийского в Афинах. А что касается колонн, то в диаметре каждая из них должна была быть не уже 2,3 метра. По расчетам современных археологов, на создание одной такой колонны требовалось не меньше года.
Неудивительно, что за два века, прошедших с начала строительства к 300 году до н. Строительство продолжалось даже после Рождества Христова, вплоть до конца I века, когда в этих местах стали появляться первые общины новой веры, готовившейся овладеть миром. Впрочем, пал «дом Аполлона» под ударами упоминавшихся уже готов: они растащили его блоки на оборонительные укрепления.
А после землетрясения 1446 года и вовсе остался лишь циклопический фундамент с фрагментами нескольких колонн. Вот и все восьмое чудо света. Самый знаменитый эфесец Имя Гераклита Эфесского 554—483 годы до н.
Любовь к афоризмам и аллегориям при изложении глубокомысленных теорий создала ему репутацию одного из самых мудрых, но непонятных философов прозвище — «Темный».
Иоанна в 14 веке. Крит Крит - крупнейший остров Греции, который славится великолепными пляжами, впечатляющими природными ландшафтами и следами древних цивилизаций. Миконос Миконос - самый гламурный остров Греции с множеством шикарных отелей, дорогих ресторанов и песчаных пляжей. Очень популярен у знаменитостей. Достопримечательности Греции Афинский Акрополь Акрополь - символ Греции и один из самых известных памятников древнегреческой цивилизации. Представляет собой высокий скалистый холм, расположенный прямо в сердце современных Афин.
Акрополь увенчан тремя древними храмами, которые относятся к 5 веку до н. Главной жемчужиной этого археологического объекта является Парфенон - великолепный древнегреческий храм, состоящий из 58 колонн и посвящённый богине Афине. Рядом расположены другие античные достопримечательности - древняя агора рыночная площадь , римский форум и храм Зевса. Кносс Кносс - древний город на территории острова Крит, центр минойской цивилизации и один из самых значимых археологических объектов Греции. Известен руинами огромного древнего дворца, построенного во втором тысячелетии до н. Согласно мифам здесь находился лабиринт минотавра. Дельфы Дельфы - древнегреческий город у подножия горы Парнас и важный религиозный центр Древней Греции.
Известен как место нахождения оракула Апполона. Представляет собой руины многочисленных храмов, театра и стадиона, построенных в период с 8 века до н. В прилегающем археологическом музее собраны все самые интересные находки. Олимпия Олимпия - один из самых известных археологических объектов Греции, место где были проведены первые Олимпийские игры. Этот древний город расположен в западной части Пелопонесса и известен руинами древнего стадиона, храмов Зевса и Геры. В археологическом музее хранится множество интересных древних артефактов. Эпидавр Эпидавр - древнегреческий город в северо-восточной части полуострова Пелопонесс.
Известен руинами храма Асклепия и древним театром, построенным в 4 веке до н. Театр сохранился очень хорошо. Он известен своей акустикой и до сих пор используется для выступлений. Храм Посейдона Храм Посейдона - руины древнегреческого храма на самой южной оконечности полуострова Аттика в 70 км от Афин. Это сооружение было построено в 5 веке до н. При этом первый храм был разрушен персами. Согласно мифам именно в этом месте царь Эгей спрыгнул в море, когда подумал, что его сын Тесей убит.
Делос Делос - мифическое место, где родились Артемида и Аполлон. В древние времена остров считался священным. Сейчас это музей под открытым небом, где можно посмотреть на древнегреческие руины. Гора Афон Гора Афон - вершина в северо-восточной Греции, которая является одной из самых значимых православных святынь. По легенде в 49 году н. Она так была поражена красотой этого места, что попросила Бога отдать его в удел. С этого времени гора называется Святой и считается земным уделом Девы Марии.
Представляет собой огромный монастырский комплекс, в котором хранится множество христианских святынь. Монастыри Метеоры Монастыри Метеоры - комплекс православных монастырей в северо-западной части Фессалии, построенных на вершинах живописных скал из песчаника. По данным учёным на вершинах скал с 14 по 16 века было построено 24 монастыря. До нашего времени сохранилось только 6 монастырей. Монемвасия Монемвасия - средневекая византийская крепость, расположенная в юго-восточной части Пелопоннеса. Построена в 6 веке и использовалась византийцами, венецианцами и османами. Загорохория Загорохория - район на северо-западе Греции, который известен красивыми пейзажами и очаровательными старыми каменными деревнями их насчитывается 46.
Одной из главных достопримечательностей этого региона является ущелье Викос. Патмос Патмос - большой старинный монастырь святого Иоанна Богослова на острове Патмос. Считается, что здесь в пещере Иоанн написал книгу Апокалипсиса.
Музей изящных искусств, Бостон. Чернофигурная амфора с изображением кузни. Экономический прогресс нашёл своё выражение в более конкретных формах — в совершенствовании ремёсел, опиравшихся на новую технологическую базу железо , в развитии внутренней и межгородской торговли, что привело к успехам в мореплавании и кораблестроении изобретение якоря, специализация типов кораблей, военных и торговых, и т. Согласно античной традиции, первыми стали чеканить монету правители Лидии в Малой Азии , от них в 7 в.
Чернофигурная амфора с изображением обувной мастерской. Однако экономический прогресс на первых порах обернулся социальными метаморфозами и трудностями для широких слоёв населения. Торговля и деньги разъедали традиционное земледельческое хозяйство, приводили к сильнейшей имущественной дифференциации. Основываясь на тексте поэмы Гесиода «Труды и дни» рубеж 8—7 вв. Крестьянство страдало от растущего малоземелья, от долгов и долговой кабалы. Всё это оборачивалось обострением социальных отношений в каждой общине. Протестное движение крестьянства смыкалось с выступлениями городского населения, как правило утратившего связь с древними родоплеменными структурами и потому стоявшего вне политической жизни.
Народ демос выступал против политического засилья родовой знати, требуя радикальных экономических и политических реформ. Результатом этого общественного брожения стало широкое демократическое движение, нередко именуемое в литературе «архаической революцией». Основными моментами этого движения на ранней и поздней стадиях были законодательные реформы. На ранней стадии они нередко проводились особыми социальными посредниками — эсимнетами, которых община наделяла чрезвычайными полномочиями. Первые реформы состояли в составлении письменных законов, упорядочении судопроизводства, установлении гарантий личной свободы и в этой связи облегчении положения должников, наконец, в реорганизации политического строя, целью которой было если не полное устранение из политической жизни родовой знати, то, по крайней мере, ограничение её роли и передача важнейших полномочий институтам рождающейся демократии — народному собранию, государственному совету и народному суду. Переиздание закона Драконта об убийствах. Эпиграфический музей Афин.
Важными сопутствующими явлениями были колонизация и тирания. Во многих общинах избыточное аграрное население более или менее организованно выселялось в заморские колонии. На развитие колонизационного процесса также влияли интересы торговли и ремесла, заинтересованность ведущих городских кругов в налаживании торгового обмена с периферийными народами. Ещё одной причиной служили политические распри, в особенности недовольство младших аристократических семей или отдельных знатных отпрысков своим положением и желание поправить его участием в заморской авантюре. Основание греками колоний в 8—6 вв. В силу такого размаха, а также ввиду важных последствий для жизни греческой метрополии этот процесс получил название Великой греческой колонизации. Храм Аполлона, Кумы Италия.
Когда же недовольные своим положением отказывались покидать родину и ситуация обострялась, возникали условия для выступления сильной личности, честолюбивого демагога, который увлекал массу недовольных различными обещаниями и при их поддержке захватывал власть. Так появилась раннегреческая тирания само слово, очевидно, было заимствовано греками у восточных соседей, из Лидии или Фригии , для обозначения нетрадиционной монархической власти. Тиранические режимы известны во многих городах Балканской Греции: в Коринфе — правление Кипсела и его потомков, в Сикионе — Орфагора и его преемников, в Мегарах — Феагена , в Афинах — Писистрата и его сыновей. На греческом Востоке оставили след в традиции правления Фрасибула в Милете и Поликрата на Самосе , на греческом Западе, в Сицилии, — жестокая тирания Фалариса в Акраганте и правление в Геле и Сиракузах последовательно сменявших друг друга братьев Дейноменидов — Гелона, Гиерона I и Фрасибула. Тираны, как правило, были выходцами из аристократической среды, но, преодолевая сопротивление прочей знати, обрушивались на неё с репрессиями. Их политика приводила к уменьшению слоя древней аристократии, к падению её политической роли. В этом заключалось историческое значение раннегреческой тирании: по-своему она подготавливала будущее торжество демократии, хотя окончательное утверждение последней было обусловлено предварительным устранением самой тирании.
Памятник афинским гражданам Гармодию и Аристогитону, совершившим в 514 до н. Национальный археологический музей, Неаполь. Заключительным моментом этого достаточно длительного процесса явились реформы, в результате которых обрёл окончательную форму новый тип социально-политической организации — гражданская городская община, город-государство, полис. Само слово «полис» семантически аналогично русскому «город». Оно может последовательно обозначать примитивное городище , служившее убежищем для племени, более развитый протогород и город как центр ремесла и торговли, общину населяющих его граждан и, наконец, образованное этой общиной государство. Особенностями полиса были: во-первых, корпоративное единство уроженцев данной области — свободных граждан, чёткое правовое разграничение между ними и чужеземцами — неполноправными переселенцами или вовсе бесправными, но всё более умножавшимися в числе рабами; во-вторых, элементарное, обусловленное самим ландшафтом единство города и примыкающей сельской округи, связанных взаимовыгодным обменом продуктов и обеспечивающих автаркичное, самодовлеющее существование общины; в-третьих, политическая независимость такого организма, присущее ему качество самостоятельного государства; в-четвёртых, характерная для граждан идеологическая общность, закреплявшая их противостояние остальному населению гражданский патриотизм, любовь к отеческой земле, почитание домашнего очага и могил предков, культивируемое гражданами в своей среде равенство перед законом [исономия] и равное право на политическую активность, на выступление [исегория]. Совокупность этих качеств придавала греческому полису исключительную жизнеспособность и устойчивость, так что он мог продолжать существовать даже после утраты политической независимости, в качестве автономной единицы большого территориального государства — эллинистической монархии или Римской державы.
Исторически различаются два типа полиса — демократический и олигархический. Классической моделью первого были Афины, второго — Спарта. Различие в процессе их формирования изначально определялось ситуацией, связанной с дорийским завоеванием. В Аттике, которую дорийцы обошли стороной, процесс образования государства носил имманентный характер, тогда как в Спарте большую роль сыграло именно завоевание. После временного упадка и децентрализации древнего политического сообщества в Аттике возобновилось поступательное политическое развитие, опорой для которого стало возникновение близ древней цитадели нового города — Афин. Начавшееся объединение аттических земель отражено в традиции как древний синойкизм — сселение части населения, в первую очередь знатных семейств, в один центр и возникновение общеаттических органов власти. Часть античного предания Фукидид , Аристотель , Плутарх связывала этот синойкизм с инициативной ролью легендарного аттического героя и царя Тесея.
Однако общая мифологическая и хронографическая традиция относит Тесея ещё к микенскому времени чаще всего к 13 в. Одновременно с развитием города шло образование первоначальных сословий — земледельцев геоморов , ремесленников демиургов и знати евпатридов. Разложение сельских общин, обеднение крестьянства, страдавшего от долгов и малоземелья, привело в Афинах, как и повсюду в Греции в архаический период, к обострению социальной обстановки и началу демократического движения. Его провозвестниками стали распря в среде самой аристократии т. Главными этапами формирования афинского демократического полиса стали реформы Солона 594—593 до н. Основная масса народа — коренное население Аттики — отстояло свою свободу и сформировало гражданский коллектив, чётко отграниченный от чужеземцев — переселенцев метеков и рабов. Римская копия начала 2 в.
Национальный музей Прадо, Мадрид. Иная картина наблюдается в Спарте. Завоевание дорийцами Лаконики привело к порабощению местного ахейского населения, что было закреплено первоначальной законодательной реформой, связанной с именем Ликурга. Традиция приписывает этому легендарному законодателю, жизнь которого относят ко времени рубежа 9—8 вв. Продолжение дорийцами Лаконики завоевательной политики привело в 8—7 вв. Таким образом, в Спарте завершилось формирование особого варианта полисной, корпоративной структуры: гражданскими правами пользовались только потомки дорийцев-завоевателей, спартиаты; за ними закреплялись в наследственное пользование участки земли с прикреплённым к ним земледельческим населением, полукрепостными-полурабами илотами. Привилегированный статус спартиатов подчёркивался тем, что они не должны были заниматься ни земледелием, ни ремёслами — их единственным занятием было военное дело.
Коренное отличие спартанского полиса от Афин заключалось в том, что в Спарте гражданская корпорация включала в себя только дорийцев-завоевателей, между тем как основная, гораздо большая по числу масса местного населения, занятая производительным трудом, была низведена на положение подневольного илоты или зависимого периэки слоя и осталась вне этой корпорации. Отсюда особая жёсткость корпоративного строя в Спарте; по существу гражданское общество здесь являло собой военный лагерь, всегда готовый к подавлению любого демократического движения, и в первую очередь восстаний илотов. Отсюда же целенаправленная внешняя политика Спарты, ориентированная на создание дружественного блока государств, одинаково заинтересованных в сохранении консервативных социально-политических традиций. К концу 6 в. Классическая эпоха 500—336 до н. Формирование греческих городов-государств в основных чертах завершается к исходу 6 в. Ещё в середине 6 в.
Его цари не только подчинили себе страны Переднего Востока и Египет, но и начали наступление на греческие города. Самос 522 до н. Затеянный им скифский поход около 512 до н. Этой ситуацией воспользовались древние торговые конкуренты греков — финикийцы, чьи суда стали бороздить воды Эгейского моря. Древняя Греция в 5—4 вв. Ограничения торговой активности, с одной стороны, и политический гнёт, в особенности вследствие насаждения персами зависимых от них тиранических режимов, — с другой, вызвали возмущение ионийских греков [Ионийское восстание, 500—494 до н. Это событие открыло длительную полосу греко-персидских войн 500—449 до н.
Растянувшиеся на полстолетия, эти войны подтвердили жизнеспособность новой греческой цивилизации и обеспечили ей всемирно-исторический успех. В борьбе с персами мир греческих общин продемонстрировал высокую степень политической организации подтверждение тому — создание общеэллинского союза в 481 до н. В особенности велика была роль Афин, которые сначала вместе со Спартой руководили отражением чужеземного нашествия, а затем единолично возглавили наступление греков на азиатские владения персов. В итоге победоносное отражение греками вторжений персов на Балканский п-ов победы при Марафоне в 490 до н. Греческий воин и персидский лучник. Изображение на краснофигурной амфоре. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Победа в греко-персидских войнах имела важные последствия для развития греческих полисов как в сфере социально-экономической, так и в политическом отношении. Благодаря успешным войнам выросла экономика греческих городов, которая теперь окончательно перешла на античный путь развития за счёт массового использования обращённых в рабство чужеземцев. Наводнение городов военнопленными рабами привело к внедрению рабского труда во все сферы социальной жизни: в добывающую промышленность в рудниках и каменоломнях , в различные ремёсла, где к концу 5 в. В домах богатых людей возросло число челяди, тоже рабов служанок, поваров, флейтисток и др. Даже в государственной жизни широко использовался труд рабов в качестве канцеляристов, а в Афинах также и полицейских. Такими полицейскими были закупленные афинским правительством в Причерноморье около 476 до н. Они жили в особых казармах, носили традиционную одежду пёстрые шаровары, кафтан, башлык и сохраняли привычное вооружение лук и небольшой меч , а их главной обязанностью было поддержание порядка в общественных местах, для чего их снабжали дополнительным орудием — бичом.
Именно рабство стало тем фундаментом, на котором выросло здание античного гражданского общества. Благодаря рабству значительная часть свободных людей в греческих городах получила возможность жить, не обременяя себя физическим, производительным трудом, а наличие материально обеспеченного досуга стало основанием для развития высокой гуманитарной культуры, для пышного расцвета творческой деятельности художников, писателей, учёных. Отличительным признаком свободного человека, гражданина стало, по определению Аристотеля, наличие достаточного досуга схолэ. Показательно, что слово «схолэ» стало также обозначением таких явлений культурной жизни, как учёная беседа, лекция наставника-философа, научный трактат, наконец, само помещение, где люди предавались интеллектуальным занятиям. В Новое время через латинское посредство schola это слово стало обозначением главного образовательного учреждения — школы. Бюст Перикла. С успехами в войнах с персами было связано и другое важное явление в жизни древнегреческого общества — развитие демократии в передовых в экономическом отношении полисах.
Особенно велико было значение успехов демократии в Афинах. Здесь сложился характерный для демократии политический строй, опирающийся на понятие народного суверенитета и соответствующие институты — народное собрание, государственный совет Совет 500 и народный суд гелиэя. Для граждан обеспечивалось не только политическое равноправие, но и реальная возможность участия в общественной и политической жизни. Это достигалось широкой социальной политикой, включавшей в себя оплату должностей, выдачу денег из т. Большую роль в организации и осуществлении этой социальной программы сыграл лидер афинской демократии Перикл , деятельность которого приходится на 460—429 гг. Усилиями его лидера — Афин — этот союз скоро превратился в Афинскую державу, ставшую важным источником материального благосостояния Афинского государства и орудием афинской внешней политики, нацеленной на достижение гегемонии в Элладе. Разгром афинской армии на Сицилии во время Пелопоннесской войны.
Афинские претензии на политическое лидерство в Греции вызвали, однако, противодействие со стороны другого сильного государства — Спарты. Последняя с тревогой следила за усилением Афин, опасаясь роста демократических тенденций в опекаемых ею городах Пелопоннеса. К Спарте стали обращаться за помощью те греческие общины, которые опасались посягательств Афин на их независимость. В микрокосме греческих полисов произошло размежевание: если развитые морские полисы главным образом ионийские тяготели к Афинам и до поры до времени оставались в орбите их влияния, то более консервативные общины дорийцев и эолийцев симпатизировали олигархическому строю Спарты и ожидали от неё защиты. Политический раскол дополнялся экономическим соперничеством между Афинами и торговыми центрами Пелопоннесского союза — Коринфом и Мегарами, а также идеологическим противостоянием афинской демократии и спартанской олигархии. Результатом этого соперничества стала межгреческая Пелопоннесская война 431—404 до н.
Одина из наиболее качественных в этом отношении — компания Интерконнект, которая обслуживает абонентов на трех языках: русском, греческом и английском. Карточки Интерконнект продаются в центре крупных городов и в туристических центрах. Код междугородной связи: код страны — 30. Электричество: напряжение электрической сети 220 вольт. Розетки европейского типа. Магазины: в Греции обычно они открыты летом по понедельникам, средам и субботам с 8. В центрах туризма они работают и в воскресенье. В Греции цены на большинство товаров ниже, чем в других странах Западной Европы, исключение составляют электроника, электротехника, легковые автомобили. Магазины беспошлинной торговли имеют вывеску: "Hellenic Duty Free Shop". Чаевые принято оставлять на столе. Таксисты и служащие гостиницы также получают чаевые. Национальные особенности: греков отличает горячность, сентиментальность в сочетании с терпимостью. Покачивание головой снизу вверх, в Греции означает "нет", а сверху вниз — "да".
Как сегодня: Союз Крита с Грецией
Значение слова эллада в словарях Энциклопедический словарь, 1998 г., Большая Советская Энциклопедия, Википедия, Словарь кроссвордиста. Древняя Греция, Эллада (῾Ελλάς), древняя страна на юге Балканского полуострова с примыкающим с востока Эгейским архипелагом, населённая древнегреческими племенами (в основном совпадает с территорией современной Греции). новости космоса.
Утраченная Эллада
Фема Эллада нередко объединялась с фемой Пелопоннес под властью одного стратига. back Смотреть все термины Всеобщая история Всеобщая история. Эллада. Первым военным губернатором Эллады стал Леонтий, который позже восстал против Юстиниана, свергнув его с престола.
ЭЛЛАДА — последние новости
Эллада это что такое? 🤓 [Есть ответ] | Именно здесь впервые появилось такое понятие как «демократия», здесь был заложен фундамент мировой культуры, сформированы основные черты теоретической философии, созданы прекраснейшие памятники искусства. |
Прекрасная Греция | Именно здесь впервые появилось такое понятие как «демократия», здесь был заложен фундамент мировой культуры, сформированы основные черты теоретической философии, созданы прекраснейшие памятники искусства. |
Утраченная Эллада
Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои Эллады | back Смотреть все термины Всеобщая история Всеобщая история. Эллада. |
Греция или на земле легендарной Эллады | Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. |
Эллада это что такое? | Первым военным губернатором Эллады стал Леонтий, который позже восстал против Юстиниана, свергнув его с престола. |
Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои Эллады | В других странах Эллада ассоциируется с понятием Древняя Греция. Смотреть что такое «Эллада» в других словарях. |
Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои Эллады
Лекция 6. Эллада: парадигмы греческой культуры. Клеантис Кутсофтас: Он покидает DISY с выстрелом (Письмо). Поток местных новостей. прекрасные острова плавали в Море, греясь на Солнце, подобно "незасеянному полю на пару", что ждет своего часа, чтобы начать историю Древней Эллады?
Греция от Greek.ru - вся Греция от древности до отдыха в 2023
'+obj.error+' | Лекция 6. Эллада: парадигмы греческой культуры. |
Что такое «Эллада»? — Video | Эллада существовала до нашей эры на юге Балканского полуострова, она существует и сейчас, только границы немного изменились. |
Античная Греция (Эллада) | Греция сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. |
Эллада: история и значение названия | Помимо обеспокоенности, связанной с путешественниками нетрадиционной ориентации, министерство иностранных дел также подчеркнуло сохраняющуюся угрозу терроризма во всем мире, в том числе в Элладе. |
Древняя Греция: цивилизация Гомера и Платона | самоназвание греками Греции Когда нужно молиться о спасении Эллады, в храм Афродиты посылаются именно гетеры, и когда хотят получить победу на олимпийских играх, просят о молитве гетер. |
Прекрасная Греция
Произошло оно от имени мифологического персонажа Эллина, внука Прометея. Изначально, если верить Гомеру, так говорили только о юге Греции, но постепенно это имя закрепилось за всей страной. Современное и привычное нам название — латинское. Греками жителей Эллады звали римляне. Олимп существует Самый высокий горный массив в Греции — Олимп, известный всем любителям мифологии.
По легендам, именно здесь жили древнегреческие боги, во главе которых стоял громовержец Зевс. Пик Олимпа — вершина Митикас, её высота — 2917 метров над уровнем моря. Подняться на Олимп могут все желающие. Есть несколько маршрутов: и для новичков, и для опытных путешественников.
По легенде, именно здесь родился главный древнегреческий бог Зевс. Его мать Рея укрылась в ней от своего мужа — титана Кроноса. Он проглатывал своих детей из страха: по предсказанию, его должен был свергнуть один из сыновей. И только спрятанному Зевсу удалось избежать этой участи, чем он впоследствии и воспользовался: сверг своего отца Кроноса.
В некоторых путеводителях пещера называется Психро — в честь деревни, расположенной неподалёку. Фото: Наталья К. Археологи нашли в ней статуэтки, посвящённые богу-громовержцу, древние алтари и религиозные украшения. Историки считают, что в этой пещере поклонялись Зевсу в течение двух тысяч лет.
Сейчас все эти ценности выставляют в музеях. Внутри пещеры оборудован маршрут протяжённостью 250 метров, спускаться предстоит на 65 метров вниз. В конце пути — большое подземное озеро, подсвеченное для атмосферы. Греки — фанаты кофе Греки любят пить кофе — это важный ежедневный ритуал почти для каждого местного жителя.
Пьют его медленно, размеренно, обычно сидя в компании на улице — этот процесс может длиться часами. Именно в Греции придумали фраппе. Считается, что в 1957 году на Международной торговой выставке в Салониках один из сотрудников Nestle хотел приготовить себе кофе с молоком, но не смог найти кипяток, а потому налил холодной воды. Традиционная закуска к кофе — спанакопита.
Это слоёный пирог со шпинатом, фетой, луком и зеленью. Найти такой пирог можно в любом уличном кафе. Греки построили знаменитые города Италии У итальянских городов Неаполь, Таранто и Сиракузы греческое происхождение. Их основали более 3000 лет назад греческие переселенцы.
В античные времена эти итальянские города были частью так называемой Magna Graecia — Великой Греции — области древнегреческих колоний. Сиртаки не народный греческий танец Сиртаки — один из самых известных танцев мира, негласный символ Греции. Многие считают, что он народный, но это не так. Движения были специально созданы для фильма «Грек Зорба», который вышел на экраны в 1964 году.
В одном из них планируется возведение при входе в гавань 150-метровой статуи, превышающей оригинал в 4 раза. Внутри предусматривается размещение культурно-развлекательного центра, смотровой площадки и светового маяка. Солнечных дней в Греции насчитывается более 250 в году на островах — 300. Это позволяет местным жителям активно использовать солнечные батареи и существенно экономить на электричестве. Атомных электростанций здесь нет, энергию поставляют ТЭЦ, работающие на добываемом в карьерах угле, а также ветряки. Жара заставляет греков подниматься в 5—6 утра и устраивать в самый солнцепек традиционную сиесту 2-3-хчасовой послеобеденный сон.
Для туристов подобный режим не слишком удобен, так как большинство магазинов и ресторанов днем закрывается. Греция славится своими семейными традициями и ценностями. Влюбленные пары венчаются и «расписываются» в церкви, при этом жена остается на девичьей фамилии. Разводы случаются крайне редко, так как вступление в брак является серьезным и осознанным шагом. Уважение к старшим прививается с детства. Посещая греческий дом, первым делом нужно поприветствовать почтенных членов семьи.
Престарелые родители доживают свой век с детьми, поэтому домов престарелых здесь очень мало, а те, что есть, отличаются высоким уровнем комфорта. Громкие эмоциональные высказывания в сопровождении активной жестикуляции в Греции можно встретить повсюду. Местные жители в совершенстве владеют языком жестов, поэтому понять их можно без слов. Однако «беседуя» с ними в подобной манере, нужно знать некоторые нюансы. К примеру, приветствие поднятой рукой с раскрытой в сторону собеседника ладонью греки воспримут как возмущение, а кивок головой снизу-вверх — как однозначное «нет». В разговоре местные жители используют мимику, меняют тембр голоса и скорость произносимых фраз.
Если они замедляют речь, то вспоминают о чем-то печальном, а если молчат, то значит спят. Греки дружелюбны и отзывчивы, но комплименты могут проговаривать сквозь стиснутые зубы, чтобы не сглазить собеседника. Многие владеют английским языком, он входит в обязательную школьную программу. В Греции страстно любят кофе, его употребление является ежедневным ритуалом и неотъемлемой частью жизни почти каждого грека. Его пьют размеренно, сидя за столиками в кафе, обсуждая новости, дискутируя, играя в настольные игры.
Археологические находки Эллады могут раскрыть много интересного о жизни, культуре и обычаях Древней Греции.
Одна из важных находок Эллады — это останки древних храмов и сооружений. Эти сооружения демонстрируют технологические и архитектурные оригинальные решения, которые были использованы для создания древних зданий. Уникальные элементы декора, такие как каменные резные статуи и фрески, которые были найдены в храмах и других сооружениях, дают представление об искусстве Древней Греции и ее культуре. Также, многие археологические находки заставляют ученых задуматься о технологиях и техниках, которые использовались в Древней Греции. Большинство древних сооружений было сделано из камня и мрамора, который был обработан с невероятной точностью. Как удавалось достичь такой точности и качества обработки камня, вызывает интерес и удивление у ученых и любителей истории.
Важной частью находок Эллады являются древние предметы и орудия, которые использовались в повседневной жизни Древней Греции. Эти предметы дают представление о том, как жили и работали древние греки. Керамика, мечи, луки и стрелы — все это было частью повседневной жизни Древней Греции и раскрывает много интересного о ее обычаях и культуре. Таким образом, археологические находки Эллады играют очень важную роль в изучении культуры и истории Древней Греции. Они становятся ключом к пониманию многих аспектов жизни древних греков и раскрывают много новых горизонтов в исследовании истории. Эллада в современном мире: экономика, культура и туризм Современная Эллада, находящаяся на юге Балканского полуострова, является развитой страной с сильной экономикой и уникальной культурой.
Экономика страны в основном зависит от туризма, сельского хозяйства и услуг. За последние годы, греческая экономика пережила кризис, но сейчас она находится в процессе восстановления. Греческая культура известна своими древними происхождениями, а также архитектурой, литературой, музыкой и искусством. На территории Эллады находится большое количество древних памятников, таких как Парфенон и Акрополь, которые ежегодно привлекают тысячи туристов. Туризм является важной отраслью для страны благодаря своей богатой истории, красивым пляжам, морским и горным пейзажам, а также своей культуре и кухне. В течение летних месяцев Греция становится одним из самых популярных туристических направлений в Европе.
Значительный вклад в экономику страны вносит сельское хозяйство, которое занимается выращиванием оливок, винограда, фруктов и овощей.
Затем, сродни ювелирному искусству вода и ветер ловкими движениями на протяжении сотен тысяч лет обтачивали каменные столбы, которые сейчас представляют собой массивные, но в тоже время как бы зависшие в воздухе исполины, получившие название Метеоры, что значит «парящие в воздухе». В Метеорах действуют шесть православных монастырей: 4 мужских и 2 женских. Великий Метеор или Мужской монастырь Преображения Господня расположен на самой скале высотой более 600 метров, общей площадью 6 гектар. Основан он в сороковых годах 14 столетия Афанасием Метеорским.
Монастырь Всех Святых или Монастырь Варлаама. В 1350 году иеромонах Варлаам построил кельи и небольшую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Долгое время монастырь пустовал и лишь спустя полтора века, в 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан отреставрировали церковь, которая к тому времени уже сильно разрушилась и потеряла былую красоту. В наши дни монастырь Варлаама со стороны смотрится великолепно: словно на руках Бога, стоя на каменном постаменте, он уходит далеко в небеса, соединяясь со святой землей стройными постройками, внутри которых практически все сохранилось в первозданном виде. Монастырь Русану или святой Варвары — один из красивейших монастырей в Метеорах.
Происхождение названия доподлинно неизвестно. После тяжелого 1940 года, когда монастырь пришёл в упадок и последние насельники покинули его, старица Евсевия из ближней деревни Кастраки в течение долгих 20 лет сохраняла строение монастыря. Благодаря этому, он дожил до наших дней, получив еще одно название в честь святой Варвары. Женский монастырь сейчас в своем расцвете, неописуемые пейзажи покорят каждого, кто захочет увидеть это рукотворное чудо. Монастырь Святого Стефана, пожалуй, самый богатый из монастырей Метеоры, построенный в конце 14 века.
К концу 19 века в монастыре проживал 31 насельник. Поворотным годом в судьбе храма стали шестидесятые годы прошлого столетия, когда он был преобразован в женский. При монастыре ведется большая просветительская работа по возрождению византийской музыки, проводится обучение иконографии. Монастырь святого Николая Анапавсаса по внешнему виду ассоциируется с настоящим лабиринтом: постройки расположены на небольшой скале таким образом, что церкви и кельи находятся на разных уровнях. Впечатляющий по красоте памятник святыне точной даты не имеет, известно, лишь то, что первые насельники появились в 12-13 веках.
В конце восьмидесятых годов прошлого столетия случилось знаменательное событие: монастыри Метеоры были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Святая гора Афон. Одно из главных святых мест Греции, куда никогда за всю историю человечества не ступала женщина. Святая гора Афон расположена на полуострове, на востоке Греции. Его высота больше 2000 метров над уровнем моря.
Общая площадь Афона составляет более 335 кв.