Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке. Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней. Воздушную войну в Ираке задержали примерно на неделю, поскольку слишком солидное количество средств было отвлечено на поиск и уничтожение оставшихся мобильных пусковых установок ракет «СКАД». Между тем, Ирак страдал от тех же самых обстоятельств, которые вплотную «дожимали» Советский Союз, и привели к его развалу в декабре 1991 года. 17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт.
Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года
28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. 4.2 Военная операция в Ираке. Война в Персидском заливе — история вооруженного конфликта, причиной которого послужило вторжение вооруженных сил Ирака на территорию Кувейта в 1990-м. Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает.
52. Ирак, 1990–1991 БОЙНЯ В ПУСТЫНЕ
Период агрессии Ирака, и войну в Персидском заливе принято условно обозначать «кувейтским кризисом». Война в ираке – былое и думы. Восстания 1991 г. в Ираке были серией народных восстаний на севере и юге Ирака в марте и апреле 1991 г. во время прекращения огня во время войны в Персидском заливе. В основном нескоординированное восстание, часто называемое шаабанской интифадой среди шиитов. Вторжение США в Ирак в 2003 году по своему масштабу, ходу и результату до настоящего времени остается образцом блестяще проведенной крупной военной операции. С нашей точки зрения, невозможность извлечения иракскими военными надлежащих уроков из боевых действий 1990-1991 годов в силу строгой цензуры, наложенной политическим руководством, не позволила Ираку адекватно оценить военную обстановку накануне войны.
56. Итоги операции «Буря в пустыне»
Двадцать лет позора: как США под фальшивым предлогом напали на Ирак - МК | Позже Дапонте увеличила свою оценку количества смертей в Ираке, прямо или косвенно вызванных войной в Персидском заливе, до 142 500–206 000. |
20 лет вторжению США в Ирак: как это было — 19.03.2023 — Статьи на РЕН ТВ | Война в Персидском заливе — история вооруженного конфликта, причиной которого послужило вторжение вооруженных сил Ирака на территорию Кувейта в 1990-м. |
Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу | Участие Великобритании в военной операции в Ираке подкосило авторитет Тони Блэра. |
Война в Персидском заливе (1991) | это... Что такое Война в Персидском заливе (1991)? | И ещё одна 20-летняя годовщина сегодня: война-91 в Ираке. Все три темы для меня тогда слились воедино, буквально в несколько смежных дней: извержение Авачи, литовские разборки и споры, красивая телевизонная картинка бомбёжки Багдада. |
«Правильная война» Саддама
- «Правильная война» Саддама
- Причины иракской войны
- Ветеран войны в Ираке утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу - News.ru
- Операция «Буря в пустыне» 1991 года
- Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года
Ветеран войны в Ираке утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу - News.ru
В докладе РУМО от 18 января 1991 года, который был озаглавлен "Уязвимости иракских систем водоочистки" и направлен в передовые командования союзных войск, представлен подробный технический отчет об иракских водоочистных сооружениях и даются детальные объяснения о том, какое воздействие можно оказать на Ирак и его население, если разрушить такие объекты и не дать их восстановить. О значении доклада РУМО мы подробно поговорим позднее. Разрушение предприятий по производству хлора В рассекреченном американском докладе сообщается об уничтожении предприятий по производству хлора, предположительно в результате бомбардировок союзников: Восстановление мощностей по подготовке пригодной для питья воды в масштабах всей страны замедлено благодаря 1 разрушению мощностей по производству хлора и 2 большим финансовым затратам на восстановление разрушенных нефтехимических производств и необходимости импортировать продукты хлора из-за рубежа. Водоочистные системы и переносные генераторы, предоставленные в рамках гуманитарной помощи, в лучшем случае могут стать временной мерой. Министерство здравоохранения Ирака продолжает публиковать инструкции для населения о необходимости кипятить воду, доводить еду до полной готовности, а также хранить пищу и воду в чистых емкостях. В июне 1991 года газета New York Times сообщила со ссылкой на иракские правительственные источники, что во время войны было повреждено шесть заводов по производству хлора. На одном был начат ремонт, и его удалось ввести в строй в короткие сроки, однако он мог обеспечить потребности Ирака в хлоре для водоочистки всего на 20 процентов. Разрушение сети связи Иракская системе телекоммуникаций была выведена из строя в первые дни войны в Персидском заливе. Миссия по выявлению фактов из Международного союза электросвязи МСЭ , работавшая в Ираке в июне-июле 1991 года, сообщила: "400 000 из 900 000 иракских телефонных линий уничтожены.
Чтобы не допустить распространения информации, новостей и предупреждений для населения, было уничтожено шесть беспроводных широковещательных станций, 12 телевизионных станций и пять радиостанций. Без электричества даже неповрежденные радиопередатчики и приемники оказались бесполезны. Разрушение транспортной системы В стране, которая строилась в основном по берегам двух больших рек, было повреждено и уничтожено 139 автомобильных и железнодорожных мостов, в том числе, 26 в одной только провинции Басра. Главные автомагистрали и прочие дороги подверглись бомбовым ударам, и их не дали восстановить. Кроме того, бомбовым ударам подверглись объекты по ремонту и обслуживанию дорог. Разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры Среди разрушенных в ходе войны объектов был единственный в стране ветеринарный центр вакцинации, из-за чего домашние животные оказались незащищенными от болезней. Этот центр проинспектировала миссия бывшего финского президента Мартти Ахтисаари. Она сообщила, что в ходе бомбардировок центра, являющегося региональным проектом Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, были уничтожены запасы вакцины.
Удары были также нанесены по "всем ирригационным системам, обслуживающим орошаемые земли", в том числе, по плотинам водохранилищ, по дамбам и запрудам, по насосным станциям и осушительным системам. Крестьяне лишились возможности поливать и осушать свои земли, в результате чего производство продовольствия сократилось наполовину, а в провинции Басра началось масштабное засоление почв. Разрушение важных в гуманитарном отношении промышленных предприятий В дополнение к разрушению пищевых предприятий и заводов по переработке продукции в ходе бомбардировок были уничтожены другие объекты, имеющие отношение к производству продуктов питания, в том числе, заводы фосфорных удобрений, склад пестицидов и тракторосборочный завод. В ходе бомбовых ударов был разрушен крупный завод по производству удобрений, где погибли 16 человек. Разрушение медицинских предприятий Кларк сообщает, что в Хилле ракетами с лазерным наведением был уничтожен крупный завод по изготовлению инъекционных шприцев. Разрушение продовольственных складов и пищевых предприятий В ходе авиационных ударов союзники повреждали, разрушали и уничтожали продовольственные склады: как минимум три в провинции Багдад, семь в провинции Басра, все склады иракской Генеральной компании продовольственных складов в провинции Аль-Кадисия, крупнейший в стране центр хранения и распределения замороженного мяса, а также зернохранилища по всей стране. Кроме того, союзники повреждали, разрушали и уничтожали предприятия по производству продуктов питания: три завода Иракской финиковой компании, завод по производству детского питания в Абу-Грейбе, являвшийся уникальным для региона предприятием, завод растительного масла и сахарные заводы. Подразделение организации Human Rights Watch под названием Middle East Watch представило дополнительные свидетельства авиаударов по сахарному заводу и заводу по производству топливного газа в северном Ираке, а также по сахарному заводу на юге страны, птицеферме в провинции Аль-Анбар, маслозаводам в провинции Багдад, продовольственным складам, зернохранилищам, мелькомбинатам и молокозаводу в Басре.
В ходе бомбардировок союзников были также уничтожены склады семян, которые проинспектировала группа Ахтисаари. По ее словам, Ирак попал в серьезную зависимость от иностранных поставщиков семян. Разрушение медицинских учреждений Кларк сообщил об уничтожении 28 гражданских больниц и 52 медицинских центров, предположительно в ходе бомбардировок союзников.
По некоторым данным, до сотен беженцев также погибали каждый день по пути в Иран [39]. Курдские дети в лагере беженцев, построенном во время операции США и коалиции, играют с ZPU, который был брошен иракскими войсками во время операции Буря в пустыне , 1 мая 1991 года. Начиная с марта 1991 года США и некоторые союзники по войне в Персидском заливе запретили силам Саддама Хусейна наносить удары авиацией, установив бесполётную зону над северным Ираком, и оказали гуманитарную помощь курдам. В апрельском инциденте в Ешилове британские и турецкие войска столкнулись друг с другом из-за обращения с курдскими беженцами в Турции. Многие беженцы-шииты бежали в Сирию, где тысячи из них поселились в городе Сайида Зайнаб [40]. Сопротивление и репрессии на юге[ править править код ] На юго-востоке Ирака тысячи гражданских лиц, дезертиров из армии и повстанцев начали искать ненадёжное убежище в отдалённых районах болот Хавиза, расположенных вдоль иранской границы.
После восстания болотные арабы подверглись массовым репрессиям [41] , сопровождавшихся катастрофическим осушением иракских болот, а также широкомасштабным и систематическим насильственным перемещением местного населения. Сопротивление болотных арабов возглавлялось движением Хезболла в Ираке совершенно не связанным с ливанской Хезболлой , которое после 2003 года стало главной политической партией болотных арабов. Крупномасштабная правительственная наступательная операция против беженцев, по рзным оценкам, 10 000 боевиков и 200 000 перемещённых лиц, скрывавшихся на болотах, началась в марте—апреле 1992 года с использованием самолётов; в докладе Государственного департамента США утверждалось, что Ирак сбросил токсичные химикаты в воду в попытке изгнать повстанцев. В июле 1992 года правительство начало пытаться осушить болота и приказало жителям поселений эвакуироваться, после чего армия сожгла их дома, чтобы помешать им вернуться. На юге также был введён комендантский час, и правительственные войска начали арестовывать и перемещать большое количество иракцев в лагеря для содержания под стражей в центральной части страны [24]. На специальном заседании Совета Безопасности ООН 11 августа 1992 года Великобритания, Франция и США обвинили Ирак в проведении «систематической военной кампании» против болот, предупредив, что Багдад может столкнуться с возможными последствиями. В марте 1993 года расследование ООН сообщило о сотнях казней иракцев на болотах в предыдущие месяцы, утверждая, что поведение иракской армии на юге является наиболее «тревожным событием [в Ираке] за последний год», и ООН добавило, что после образования бесполётной зоны армия перешла к артиллерийским обстрелам дальнего действия, за которыми последовали наземные атаки, приведшие к «тяжёлым жертвам» и широкомасштабному уничтожению имущества, наряду с утверждениями о массовых казнях. В ноябре 1993 года Иран сообщил, что в результате осушения болотистых земель болотные арабы больше не могли ловить рыбу или выращивать рис и что более 60 000 человек бежали в Иран с 1991 года; иранские официальные лица обратились к миру с просьбой направить помощь беженцам. В декабре 1993 года США Государственный департамент обвинил Ирак в «неизбирательных военных операциях на юге, которые включают сжигание деревень и принудительное переселение гражданских лиц».
В апреле 1994 года официальные лица США заявили, что Ирак продолжает военную кампанию в отдалённых болотах Ирака [24]. В Ираке в начале 1999 года в провинциях, где преобладают шииты, произошли новые беспорядки после убийства правительственными силами великого аятоллы Мухаммеда Садека ас-Садра. Как и восстания 1991 года, восстание 1999 года было жестоко подавлено. Курдский анклав[ править править код ] Территория, контролируемая курдами после гражданской войны среди курдов территория, контролируемая после октября 1991 года, представляет собой комбинацию районов ДПК и ПСК, контролируемых курдскими повстанческими силами Пешмерга. На севере боевые действия продолжались до октября, когда было достигнуто соглашение о выводе иракских войск из некоторых районов иракского региона, населенного курдами. Это привело к созданию регионального правительства Курдистана и созданию Курдской автономии в трёх провинциях северного Ирака. Десятки тысяч иракских солдат окопались вдоль фронта при поддержке танков и тяжёлой артиллерии, в то время как иракское правительство установило блокаду поставок продовольствия, топлива и других товаров в этот район. Военно-воздушные силы США продолжали обеспечивать соблюдение бесполётной зоны над северным Ираком с марта 1991 года, чтобы защитить курдов, покидающих свои дома в северном Ираке, американские военные также построили и содержали несколько лагерей беженцев в 1991 году. Иракские правительственные войска отступили после того, как США вмешались, нанеся ракетные удары по южному Ираку в 1996 году.
Судебные процессы после 2003 года[ править править код ] Суд над 15 бывшими помощниками Саддама Хусейна, в том числе Али Хасан аль-Маджидом также известным как «Химический Али» [42] , над их предполагаемой ролью в убийстве от 60 000 до 100 000 человек во время подавления восстания 1991 года состоялся в Багдаде в 2007 и 2008 годах [43]. Судебный процесс по делу проходил в Иракском Верховном Трибунале. По словам прокурора, «действия, совершенные против иракского народа в 1991 году силами безопасности и обвиняемыми, были одним из самых отвратительных преступлений, когда-либо совершенных против человечества в современной истории» [42].
Америка проматывала чужое добро и жила лучше, чем в блаженные докризисные 60-е гг. Контроль над Ираком. Об Ираке тоже не забывали. Контроль над страной был установлен тотальный. Дважды в 1995 и 1996 гг. Создавалось ощущение, что Ирак превратили в полигон, где авиация США в условиях, приближенных к боевым, отрабатывала приемы современной войны. Напрашивался вывод о том, что бесконтактность боевых действий и отсутствие у нападающей стороны потерь развращает политика и лишает их разума и совести. Все это сильно напоминало некий эксперимент, нацеленный на выяснение размеров периода, в течение которого сильный и целеустремленный народ сможет выжить в нечеловеческих условиях и сохранить сознание общности национальных интересов. На протяжении части этого периода в иракских больницах гибли дети, не было необходимых лекарств для лечения простейших заболеваний. Причиной тому — сохранение жесточайших ограничений, исключающих возможность приобретения предметов, потребность в которых не могла покрыть разбитая экономика страны. Нефть в обмен на продовольствие. Даже в XX в. Под давлением Генеральной Ассамблеи ООН произошла реструктуризация торгового эмбарго с принятием ряда программ, включающих масштабный проект «нефть в обмен на продовольствие», позволивший Ираку получить остро необходимые предметы первой необходимости. В Белом доме не слишком противились этому. Появление на рынке дополнительных нефтяных объемов сулило снижение цен, начавших расти по воле непокорной части стран-экспортеров. Иракское вторжение в Кувейт 1990 г.
Считалось, что Ирак может сохранять средства доставки оружия массового уничтожения — сотни авиабомб, тысячи артиллерийских снарядов и ракет, несколько баллистических ракет «Скад», а также смог переоборудовать старые боевые самолеты в беспилотные летательные аппараты, способные доставить биологическое или химическое оружие. Ныне установлено, что Ирак прекратил развитие программ создания ядерного оружия после 1991 года и тогда же уничтожил свои запасы химического и биологического оружия. Несмотря на то, что Саддам Хусейн надеялся восстановить иракские арсеналы ОМУ, у него не было конкретной стратегии в этом направлении. Ирак сохранил инфраструктуру, которая могла позволить ему достаточно быстро создать химическое и биологическое оружие. Причина: Необходимость смены правящего режима. О ней говорили те же лица. Саддам Хусейн постоянно входил в неформальные «хит-парады» самых жестоких диктаторов современности. Он развязал две войны. Ирано-иракская война унесла жизни 100 тыс. Вторжение иракской армии в Кувейт и последовавшая операция «Буря в Пустыне» привели к гибели 50 тыс. Хусейн также уничтожил 20—30 тыс. В Ираке отсутствовали гражданские свободы. Хусейн уничтожал политических противников, в тюрьмах Ирака широко применялись пытки. Причина: Для борьбы с международным терроризмом. Те же, кроме Дэшла. Ирак предоставлял условия для подготовки и политическую поддержку многочисленным террористическим группам, в том числе таким как «Муджахеддин Хальк», «Рабочая партия Курдистана», «Фронт освобождения Палестины» и Организация Абу Нидаля. Ирак также предоставлял политическое убежище террористам. Причина: Ирак нарушил многочисленные резолюции ООН. Эта резолюция стала продолжением резолюции N687, принятой в 1991 году, которая обязывала Ирак обеспечить полное и окончательное раскрытие всех аспектов его программ по созданию оружия массового уничтожения и баллистических ракет дальностью более 150 км. Однако Ирак далеко не единственная страна мира, которая не выполняет или не полностью выполняет решения Совета Безопасности. Причина: Саддам Хусейн — жестокий диктатор, виновный в убийствах мирного населения.
Война в Персидском заливе
Вторжение США, разрушение Ирака, катастрофа в регионе, отношения с Россией — интервью | Воспроизвести. Канал о Войне, оружии и истории. |
Операция «Буря в пустыне» 1991 года — КПРФ Москва | Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта. |
КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91
Войны в Персидском заливе: причины и последствия | Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает. |
Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным | Ветеран войны в Ираке Джим Браун утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу, передает агентство со ссылкой на |
Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков" | Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году. |
Война в Персидском заливе (1991)
Война в Персидском заливе 17 января - 28 февраля 1991 - война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Конфликт известен невиданным в истории размахом применения авиаударов, и, по мнению многих специалистов, знаменовал новую эпоху в военном искусстве. Один из наиболее известных военных конфликтов второй половины XX века. Операция "Буря в пустыне" открыла бесконтактную фазу: массированные удары с воздуха, в которых было задействовано до 1000 самолетов, которые базировались как на наземных военно-воздушных базах, так и на 6 авианосцах. Ирак отвечал обстрелами баллистическими ракетами "Скад" с территории Израиля, который не принимал участия в войне, и акциями "экологического терроризма", то есть сливом нефти в Персидский залив.
В действиях Хусейна исследователь видит "тяжелейший геостратегический просчет": "Саддам всерьез рассчитывал, что дело ограничится ничего не значащими протестами со стороны ООН. И никому не придет в голову изгонять иракские оккупационные силы из Кувейта. И даже более того: надеялся, что вторжение заставит саудовцев гораздо больше уважать Ирак.
Ничего из этого не оправдалось". В июле 1990-го состоялись последние переговоры между Ираком и Кувейтом об урегулировании финансовых претензий. Багдад настаивал, что соседи вышли за рамки квоты на добычу нефти, установленной ОПЕК, и провоцируют снижение цен. Разгневанный такой незначительной суммой, Хусейн решил прибегнуть к силе: вышел из переговоров и приказал готовиться к войне. Идем на Восток? Если в Багдаде полагали, что воевать за Кувейт не в интересах американцев, то не приняли в расчет дебаты о военном бюджете, разворачивавшиеся в Конгрессе. Холодная война шла к своему завершению, и оппозиция потребовала от президента Джорджа Буша-старшего снизить военные расходы.
Глава государства призывал не торопиться, но убедить оппонентов в своей правоте не смог. В марте 1990 года подкомитет Сената по вооруженным силам проголосовал за то, чтобы сократить численность военных кардинально: в три раза больше, чем предлагали в Белом доме. Намечалось столкновение: Буш с одной стороны, верхняя палата — с другой. Угрозы Ирака вторгнуться в Кувейт пришлись для администрации республиканцев как нельзя кстати. Настолько, что впоследствии возникли подозрения, будто Белый дом способствовал тому, чтобы Хусейн почувствовал себя безнаказанным и попробовал захватить соседнюю страну. Сигналы, приходившие из Белого дома, и правда могли дезориентировать иракцев. Наряду с предостережениями против вторжения американцы давали понять, что не обязаны и, возможно, не будут защищать Кувейт военной силой.
Но уже 24 июля пресс-секретарь Госдепартамента Маргарет Тутвайлер предложила взглянуть на проблему под другим углом: "У нас с Кувейтом нет никаких оборонительных соглашений и никаких специальных обязательств в области обороны или безопасности Кувейта тоже нет". А 25 июля посол США в Ираке Эйприл Глэспи произнесла ставшую знаменитой фразу, обращаясь лично к Саддаму Хусейну: "У нас нет мнения по поводу арабо-арабских конфликтов вроде ваших с Кувейтом разногласий относительно границ". Двойственные сигналы — и пугающие, и примирительные — продолжали поступать вплоть до самого начала боевых действий 2 августа 1990 года. Однако против выступила... В Белом доме санкции против Ирака сочли несвоевременными. Но 31 июля, выступая перед Конгрессом, помощник госсекретаря по Ближнему Востоку Джон Келли заявил: "Мы не связаны договорными обязательствами в области обороны ни с одним государством Персидского залива. Это точно.
Исторически в вопросах урегулирования пограничных споров или каких-либо внутренних разногласиях между государствами — членами ОПЕК мы не занимаем ту или иную позицию".
Тайное оружие информационной войны, М. Расторгуев С. Информационная война. Трешневиков А.
Andrews P. American Heritage 42 4. Aukofer F. RAND Corporation. Braestrup P.
New Haven: Yale University Press. Daverger M. I960 Institutions politiques et droit costitutionnel. Paris: Presses Universitaire de France. Fried A.
Berkeley: University of California Press. Kamalipour Y. Kellner D.
Несмотря на сопротивление иракских военных, 18 мая в СМИ прошла информация о том, что практически весь город оккупирован войсками союзниц. При этом, над центральной частью города, недоступной для танков, контроль установил парашютный десант. К 20 мая командование заявило об окончательном падении Барсы. Данный город, населенный преимущественно шиитами, имеет важное стратегическое значение, являясь местом пересечения главных магистралей юга страны. Немаловажно и то, что неподалеку от города расположен военный аэродром Талиль. Уже 4 мая американские войска окружили Насирию и приступили к штурму города. Тем не менее, сражение за аэродром Талиль, в связи с ожесточённой оборонной иракских войск, затянулось вплоть до 23 мая. Захват аэродрома являлся ключевой целью в данном регионе, поскольку благодаря ему союзные войска получили возможность быстрого пополнения. Сгоревший «Абрамс» В конце мая шедшая в авангарде союзных сил американская моторизованная дивизия захватом города Самава отрезала иракский гарнизон в Кербеле от основных сил. Одновременно с этим в начале июня, дивизия морской пехоты США при поддержке танков мощным ударом захватила основные пункты провинции Наджаф. Опасность оказаться в окружении заставило иракское командование на юго-востоке отступать в центр Ирака. Предвещая скорое падение Режима Хусейна вызвало опасения в Советском Союзе. На данное предложение США ответило отказом, сославшись на то, что авторитарный режим в Ираке угрожает стабильности на Ближневосточном регионе. Битва за Багдад К началу битвы за Багдад Иракское командование спешно сосредотачивало в столице значительные силы. По мимо основных сил, в столице дислоцировались подразделения Республиканской гвардии, считавшейся наиболее боеспособными войсками Ирака. В свою очередь США предприняло штурм участия британских войск, силами одной дивизии морской пехоты и одной пехотной дивизии при поддержке военно-воздушных сил. Командный центр одной из бригад пехотной дивизии США, пораженный иракским ракетным комплексом. Утром 10 июня американские войска двинулись на юго-западную окраину Багдада с целью получения контроля над на международным аэропортом «Саддам». Силами Республиканской гвардии удалось отбить первые атаки американских войск, после чего те сменили тактику, возобновив воздушные налёты. Попытки союзнических войск окружить Багдад также не увенчались успехом, поскольку рубежи западнее и восточнее Багдада защищались иракским корпусом, укрепившимся в бункерах. В результате инцидента было ранено пятеро человек. СССР в тот же день выступило с нотой протеста, потребовав немедленно прекратить все боевые действия в Багдаде и сесть за стол переговоров. Несмотря на то, что американская сторона обязалась провести расследование инцидента, до сих пор остаются неизвестны ни ответственные за обстрел, ни причины, по которым он был совершён. Пули от американских винтовок М16, извлечённые из раненых дипломатов и из повреждённых автомобилей, свидетельствуют в пользу двух основных версий: случайного поражения колонны, попавшей под перекрёстный огонь; и умышленной атаки колонны советских дипломатов американскими военными. Так, некоторые СМИ утверждали, что советские дипломаты могли вывозить архивы Саддама Хусейна или даже самого президента. Также высказывалась версия о том, что обстрел советских дипломатов был необходим для того, чтобы рассорить советское правительство и Саддама Хусейна, обвинив последнего в убийстве членов посольства. Бросок на Багдад В ответ на произошедшие события Советское командование, без предварительного уведомления иракской стороны, отдало секретный приказ миротворческим силам, располагавшимся северо-восточнее Багдада, совершить марш-бросок к Багдаду. Лишь после того как подразделения преодолели половину пути Хусейну сообщили о плана советского правительства. Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены. Следует отметить, что американская разведка, не обладавшая информацией о предстоявшей операции, узнала о передвижении советских миротворцев от военно-воздушных сил. Для пресечения возможных инцидентов, американским самолётам было приказано прекратить бомбардировку в предполагаемом районе сосредоточения войск до выяснения обстоятельств. Кроме того, был изменено направление наступления передовых войск США: бригада американских войск вновь возобновила наступление на аэропорт и прилегающие районы в западной части города. Вход советских миротворческих подразделений в Багдад, 18 июня 2003 года Колонна советских миротворцев прибыла в Багдад примерно в 2 часа ночи по местному времени 16 июня 2003 года, заняв правительственный квартал, а также укрепившись на нескольких стратегически важных районах столицы, заняв круговую оборону и организовав блокпосты. В скором времени туда прибыли миротворцы из других районов, а к северо-востоку от города совершили посадку военно-транспортные самолёты ВВС СССР, которые перебросили три полка ВДВ, а также военную технику с миротворческими обозначениями. На утро министерство иностранных дел СССР заявило о том, что город Багдад должен быть немедленно объявлен нейтральным городом, во избежании гуманитарной катастрофы. Фактически американское правительство увидело в этом угрозу возникновения прямого столкновения с Советским Союзом.
“Шоссе смерти”: как американцы уничтожали отступающих иракцев (1991 г.)
Этот день в истории: Двадцать шесть лет назад, одно из самых жестоких массовых убийств в истории войны произошло в Ираке, на трассе 80, примерно в 32 км к западу от Эль-Кувейта. В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года, тысячи иракских солдат и гражданских лиц отступали в. Война в Персидском заливе — история вооруженного конфликта, причиной которого послужило вторжение вооруженных сил Ирака на территорию Кувейта в 1990-м. Воздушную войну в Ираке задержали примерно на неделю, поскольку слишком солидное количество средств было отвлечено на поиск и уничтожение оставшихся мобильных пусковых установок ракет «СКАД». Между тем, Ирак страдал от тех же самых обстоятельств, которые вплотную «дожимали» Советский Союз, и привели к его развалу в декабре 1991 года.
Война в Персидском заливе 1990-1991 годов
Для подавления курдских выступлений была организована операция «Анфаль», жертвами которой стали не менее 180 тысяч человек. В рамках операции 16 марта 1988 химическим бомбардировкам был подвергнут курдский город Халабаджа. Жертвами инцидента стали 5000 мирных жителей. Примечательно, что эти инциденты не были осуждены США и другими странами Запада.
Во многом благодаря широкому применению химического оружия к 1988 году иракские войска смогли выбить иранцев со своей территории, после чего между странами был заключен мир без каких-либо приобретений для обеих сторон. Ужасающие итоги Для Ирака 8 лет беспрерывной войны вылились в затяжной финансовый и внутриполитический кризис. Военные расходы подорвали экономику страны.
Саддам Хусейн последовательно поссорился с Ираном, СССР, странами арабского мира, которых отталкивала его агрессивная внешняя политика. Репрессии против мирного населения в первую очередь — против курдов и мусульман-шиитов до крайности обострили внутриполитическую обстановку в стране. В то же время иракское правительство уверовало в то, что сможет впредь действовать безнаказанно, применять любые средства ведения войны, получая при этом полную поддержку со стороны США.
Здесь уместно провести сравнение с Гитлером, которому Запад «разрешил» оккупировать Чехословакию, создав ложное чувство вседозволенности. В попытке разрешить финансовый кризис и не опасаясь международного осуждения, Саддам Хусейн в 1990 году вторгся в богатый нефтью Кувейт. Однако, как оказалось, его лимит на военную агрессию был исчерпан.
Операция НАТО «Буря в пустыне» привела к разгрому иракской армии, после чего режим Хусейна оказался полностью изолирован, а его будущее падение становилось лишь вопросом времени. В Ираке набирали силу сепаратистские настроения курдов. Из числа местных мусульман-шиитов при активном участии Ирана были сформированы подпольные военные группы, подрывающие власть правительства.
Как уже было сказано выше, США дали Хусейну химическое оружие, за которое позднее «наказали» всю страну. Союзником Хусейна в борьбе против США мог бы стать соседний Иран — страна, традиционно противопоставляющая себя Западу. Однако в Иране казнь иракского лидера вызвала только массовые народные гуляния.
Остатки иракской армии впоследствии влились в многочисленные террористические группировки, которые до сих пор представляют угрозу региональной и всемирной безопасности. Из цветущей страны в начале 1980-х Ирак, после двух неудачных вторжений, превратился в центр терроризма и одну из самых нестабильных стран мира. Ирак де-факто раскололся на независимый Курдистан жители которого традиционно ненавидят арабов-суннитов из бывшей армии Хусейна , суннитский центр страны, где все еще действуют последние члены БААС, теперь объединившиеся с исламскими радикалами, и шиитский юг, тяготеющий к Ирану.
Ряд экспертов полагают, что распад страны на три части является лишь вопросом времени. С другой стороны, Ирано-иракская война привела к резкому росту иранского влияния в регионе.
Корреспондент газеты «Известия» Борис Иванов так описывал увиденное им в бывшей столице страны: По городу в те дни бродили толпы солдат, неся в одной руке автомат, а в другой — раздувшуюся до невероятных размеров от украденных вещей сумку... Со временем технология грабежей была доведена до совершенства. Как правило, офицер с группой подчинённых подъезжал на машине к облюбованному заранее магазину.
Солдаты по команде вышибали дверь или окно, и организованно, без лишней суеты, начинали загружать автомобиль товарами [2]. Международные правозащитные организации отмечали, что многие кувейтские мужчины подвергались пыткам, а женщины изнасилованиям. Операция «Щит пустыни» После оккупации Кувейта на кувейтско-саудовской границе появилась крупная группировка вооружённых сил Ирака. Почти сразу же стали происходить пограничные инциденты, связанные с нарушением иракскими подразделениями международной границы между странами. Намерения президента Ирака Саддама Хусейна оставались неясными.
Ряд западных аналитиков предполагал, что теперь он может попытаться вторгнуться в Саудовскую Аравию, располагавшую явно недостаточной армией для отражения подобной агрессии. Контроль над двумя странами, обладающими огромными запасами нефти, позволил бы Ираку существенно влиять на мировой нефтяной рынок. Ввиду этих соображений США, ещё десятилетие назад объявившие Персидский залив зоной своих национальных интересов, предложили Саудовской Аравии разместить на её территории свои воинские подразделения. После некоторых колебаний король страны Фейсал дал своё согласие. Уже 7 августа в Саудовскую Аравию начали прибывать американские войска.
Хусейн также уничтожил 20—30 тыс. В Ираке отсутствовали гражданские свободы. Хусейн уничтожал политических противников, в тюрьмах Ирака широко применялись пытки. Причина: Для борьбы с международным терроризмом. Те же, кроме Дэшла. Ирак предоставлял условия для подготовки и политическую поддержку многочисленным террористическим группам, в том числе таким как «Муджахеддин Хальк», «Рабочая партия Курдистана», «Фронт освобождения Палестины» и Организация Абу Нидаля.
Ирак также предоставлял политическое убежище террористам. Причина: Ирак нарушил многочисленные резолюции ООН. Эта резолюция стала продолжением резолюции N687, принятой в 1991 году, которая обязывала Ирак обеспечить полное и окончательное раскрытие всех аспектов его программ по созданию оружия массового уничтожения и баллистических ракет дальностью более 150 км. Однако Ирак далеко не единственная страна мира, которая не выполняет или не полностью выполняет решения Совета Безопасности. Причина: Саддам Хусейн — жестокий диктатор, виновный в убийствах мирного населения. Причина: Потому что инспектора ООН, ответственные за поиски иракского оружия массового уничтожения, столкнулись с противодействием Ирака и не смогли выполнить свои задачи.
Инспектора ООН действовали в Ираке на протяжении семи лет — с мая 1991-го по август 1998 года, когда Ирак отказался от проведения дальнейших проверок. Многократно власти Ирака оказывали противодействие инспекторам. Тем не менее, «охотничьи трофеи» инспекторов были достаточно солидными. Были уничтожены ракеты дальнего радиуса действия и пусковые установки и запасы химического оружия. Инспекторам ООН понадобилось четыре года, чтобы обнаружить иракскую программу создания биологического оружия. До сентября 2002 года все попытки вернуть инспекторов в страну наталкивались на сопротивление руководства Ирака, настаивавшего на том, что сперва международное сообщество должно прекратить режим экономических санкций против Ирака.
Причина: Освобождение Ирака. Американская разведка сообщала, что «связным» между Бен Ладеном и Хусейном является некий Абу Мусаб Заркави, который якобы проходил курс лечения в Багдаде в 2002 году. Однако впоследствии выяснилось, что Заркави поддерживал одно из экстремистских движений на территории иракского Курдистана, которое действовало вне пределов контроля Саддама Хусейна.
Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю. Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж.
Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение. Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком.
Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица.
Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион.
Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры».
Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности.
Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном.
С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения.
В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами.
В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель. Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива. Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель.
Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО. Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей. Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника. Кроме того, иракская агрессия против Кувейта в определенном смысле сместила или скорректировала источники угроз для монархических режимов и тем самым заставила последних смотреть на Иран как на возможного союзника в межарабском противоборстве.
Во всяком случае, последние события в регионе способствовали улучшению отношений Тегерана с некоторыми государствами Аравийского п-ова, хотя, конечно, ирано-арабское соперничество в Заливе - это довольно стабильный военно-политический фактор, в значительной мере определяющий содержание внешнеполитического курса Ирана и направленность его военного строительства.
Разрушение иракской инфраструктуры в ходе войны в Персидском заливе
Последняя резолюция, принятая 29 ноября, фактически была ультиматумом: иракские войска должны быть выведены с территории Кувейта 15 января 1991 года. Москва отчаянно пыталась убедить Саддама Хусейна добровольно вывести свои войска из Кувейта. Несколько раз в Багдад в качестве спецпосланника Кремля прилетал Евгений Примаков, предлагая план постепенного вывода войск. Но Хусейн обставлял его принятие совершенно нереальными условиями. И одновременно, уже через несколько дней после оккупации Кувейта, стал стягивать в регион собственные силы и формировать антииранскую коалицию. Воздушная фаза войны продолжалась 39 дней, за которые союзники совершили 110 тысяч самолето-вылетов. Иракские военные объекты, инфраструктура были в значительной мере разрушены.
Лишь 24 февраля началась наземная фаза операции, которую назвали «Сабля пустыни».
В 2015 году, когда иракские правительственные силы начали широкомасштабную кампанию по освобождению захваченных районов, группировка контролировала более 90 тысяч квадратных километров в Ираке и соседней Сирии. Зачистить завоеванные города от игиловцев у Багдада получилось только к зиме 2017 года. Насилие в обществе Военное вторжение, гражданская война и терроризм привели к гибели сотен тысяч граждан Ирака. Последние годы актуальными стали проблемы с соблюдением прав человека: пытки, сексуальное насилие, ущемление прав заключенных, активистов, журналистов, женщин. На землях, освобожденных от игиловцев, фактически действует система коллективных наказаний в отношении семей, чьи члены могли воевать за исламистов. Из-за конфликта миллионы людей покинули свои жилища, пополнив в том числе ряды беженцев, движущихся на запад. Лишь в начале 2018 года число вернувшихся домой превысило число вынужденных переселенцев.
Проблемы в экономике В настоящее время Ирак входит в пятерку ведущих нефтяных государств мира.
Были общие слова про демократию и права человека, но план отсутствовал. Поэтому страна продолжала расползаться и под американским контролем. Да и тот становился все более условным. К тому же американцы выпустили из рук шиитский козырь — эту часть населения Ирака начал активно перехватывать Иран, с каждым годом усиливающий свое влияние. Госсекретарь США Кондолиза Райс списывала жертвы иракцев и раздирающие страну проблемы на «родовые муки демократии».
Но сейчас, два десятка лет после Второй Иракской кампании и три десятка лет после Первой, очевидно, что это не так. Иракцы получили не демократию, а развал страны, расцвет терроризма и перманентную войну. Нам, конечно, легко сидеть в большой стране с академической наукой и ядерным оружием и констатировать, что согласие Саддама в 1991 году с американскими условиями привело Ирак в пропасть, выход из которой близко не просматривается и поныне. Но дело не в Саддаме, а в ярком примере.
Лидер Ирака Саддам Хусейн приказал сбросить в Персидский залив 816 000 тонн нефти, а некоторое время спустя отдал распоряжение поджечь нефтяные скважины в Кувейте. Как нефть стала оружием, разбираемся. Ирак задолжал Кувейту десятки миллиардов долларов, но платить стране было нечем.
Проблему Багдад решил радикально: 2 августа 1990 иракские войска вошли в Кувейт и за несколько дней захватили всю страну. Но это не принесло результатов.
Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу
Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). «Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш. В первой половине 1991 года силы коалиции, собранные у границы с Ираком, превосходили по численности и вооружению в сравнении с силами противника. Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991).
Ошибка Саддама Хусейна. Как американцы вошли на Ближний Восток
Как позже укажет в своих мемуарах президент США, он отменил нанесение удара в последний момент, когда боевые самолёты уже находились в воздухе. Комиссия продолжила свою работу, однако, как и прежде, столкнулась с нежеланием Ирака идти на полное сотрудничество. Глава комиссии обвинил Ирак в том, что он отказывается разрешить комиссии посещение некоторых объектов и не предоставляет документы о производстве химического оружия. Из-за невозможности продолжать инспектирование комиссия покинула Ирак 16 декабря. Подготовка бомбардировщика B-1B к боевому вылету Военная операция против Ирака получила кодовое название «Лис пустыни» англ. Operation Desert Fox. Она преследовала две цели — военную и политическую. Первая заключалась в том, чтобы нанести максимальный ущерб по предполагаемым объектам по разработке, производству и хранению компонентов оружия массового поражения, а также средствам доставки боевых отравляющих и биологических веществ. Политическая цель военной операции заключалась в попытке спровоцировать новые антиправительственные выступления в Ираке, которые могли бы вызвать ослабление режима Саддама Хусейна. В ходе операции военно-воздушные силы США совершили налёты на почти сотню объектов, которые зачастую не относились к целям операции.
Так в ходе операции были произведены налёты на 9 объектов Республиканской гвардии, 6 аэродромов и 1 экономический объект. Кроме того, атаке подверглось более трех десятков объектов ПВО при том, что иракская система ПВО действовала пассивно. Однако данные атаки имели свои последствия — уже после окончания военной операции Иракская система ПВО была приведена в постоянную боевую готовность, что привело к последующим инцидентам в бесполётной зоне. В тоже время Советский Союз и Китайская Народная Республика выступили с резким осуждением военной операции. Как утверждали западные СМИ военная операция могла привести к свержению режима Хусейна, и лишь массовые репрессии против шиитов и курдов позволили ему удержать власть. Международный кризис вокруг Ирака Нарастание конфликта Новый международный кризис вокруг Ирака был продолжением старого. Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. На этом настаивало правительство Советского Союза. В течение лета и осени 2002 года ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса, однако Саддам Хусейн игнорировал данные требования.
Госсекретарь США демонстрирует доказательства против Ирака в ООН На основании этого в 2002 — 2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями. Данные американской и советской разведок, опубликованные после конфликта, говорили о прямо противоположном, однако игнорировались высшим руководством США. Обвинения о связях с Аль-Каидой также вызывают сомнения в свете того, что её бойцы воевали в составе антииракской коалиции в войне 1991 года. К тому же ещё в 80-х годах Хусейн вёл войну с радикальными исламистскими группировками на своей территории и на территории Ирана. Комиссия ООН прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала военных действий, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства. Тем не менее Глава миссии ООН жаловался, что Ирак создаёт различные препятствия в проведении поисков. В свою очередь в феврале 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Как оказалось впоследствии многие из представленных доказательств были неточными и во многом неверными.
Международная реакция Несмотря на предоставленные доказательства Совет Безопасности ООН так и не санкционировал применение силы против Ирака. В октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового поражения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. Ожидаемая военная операция подвергалась критике со стороны политических и общественных деятелей ряда стран. Официально встреча завершилась заключением договора с Советским Союзом о вводе ограниченного контингента советских миротворцев в северные районы Ирака, якобы для пресечения межэтнических конфликтов. Тем не менее, считается что в ходе необнародованных переговорах были заключены соглашения о покупки советскими государственными нефтяными концернами Лукойл и ТНК месторождений в Ираке. Кроме того, по результатам расследования 2006 года выяснилось, что группа советских генералов была причастна к подготовке иракской армии к войне, однако не было выявлено существование каких-либо распоряжений Министерства Обороны СССР. Официальная версия утверждает, что все они находились в бессрочном отпуске с ноября — декабря 2001 года. На встрече с иракским лидером Примаков заявил, что Хусейну необходимо в ближайшее время провести выборы, чтобы ослабить давление международного сообщества на что тот ответил отказом.
Последние годы актуальными стали проблемы с соблюдением прав человека: пытки, сексуальное насилие, ущемление прав заключенных, активистов, журналистов, женщин.
На землях, освобожденных от игиловцев, фактически действует система коллективных наказаний в отношении семей, чьи члены могли воевать за исламистов. Из-за конфликта миллионы людей покинули свои жилища, пополнив в том числе ряды беженцев, движущихся на запад. Лишь в начале 2018 года число вернувшихся домой превысило число вынужденных переселенцев. Проблемы в экономике В настоящее время Ирак входит в пятерку ведущих нефтяных государств мира. Среднесуточный объем экспорта нефти из Ирака по итогам 2022 года составил 3,320 миллиона баррелей в день. Американцы надеялись, что за счет нефтяной выручки Ирак сможет быстро восстановиться после войны и превратиться в богатое государство наподобие Кувейта или Саудовской Аравии. Но этого не произошло из-за политических и социальных потрясений.
Сравнения с этой военной машиной вооруженные силы Кувейта 16 тыс. И тем не менее они смогли задержать иракцев, навязав им бой в окрестностях Аль-Джухры к западу от столицы — Эль-Кувейта. Только к 4 августа сопротивление кувейтцев было полностью подавлено. Спустя всего сутки оперативное соединение американских ВМС отправилось в Персидский залив. Вместе с ним надвигались и экономические санкции. На торговлю с Ираком наложили эмбарго, а его активы в США заморозили. Президент Буш-старший заявил о необходимости осовременить американские вооруженные силы, а сенатор Роберт Доул, который в 1996 году выдвинется в президенты от республиканцев, конкретизировал, что имел в виду Белый дом: Саддам Хусейн, по его словам, "разбудил" Америку, наглядно продемонстрировав, что время сокращать военные расходы далеко не пришло. Оппозиция вынуждена была согласиться. Столкновение между демократами и президентом откладывалось на неопределенный срок. Вторую половину 1990 года заняла война нервов. Приготовившись к вторжению, американцы выдвинули Багдаду ультиматум: вывести войска с иракской территории до 15 января 1991 года. Осознав, насколько серьезен Белый дом, Хусейн пошел на уступки, но безоговорочно настаивал на сохранении лица. В начале декабря Багдад приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, дав всему миру понять, что собирается отвести войска по собственной воле. Однако это устроило не всех: оказалось, что Хусейн рассчитывает оставить за собой спорный нефтеносный район и выход к Персидскому заливу: не вернуться на прежние позиции, а "обрезать" Кувейт. Cроки ультиматума уже подходили к концу, когда напряжение достигло высшей точки. Разница подразумевалась небольшая: всего несколько дней. По сути, это было прошение о мире. Но США проигнорировали его, и 15 января в заливе разразилась Первая иракская война. Уже 12-го Пентагон объявил, что "практически все военные силы и средства Ирака… или уничтожены, или не способны к действиям". Однако удары продолжились и влекли все больше жертв и разрушений. Из строя вывели систему подачи электроэнергии, а с нею воды и канализацию Ирака. В условиях жаркого климата распространился гастроэнтерит, а хроническое безденежье усугубилось и вызвало легкую форму голода — массовое недоедание. В соседние арабские страны устремились иракские беженцы, однако добраться удавалось не всем. Удары продолжались, и из-за ошибок военных под прицел попадали автобусы с вынужденными переселенцами: чаще всего женщинами и детьми. Когда США прекратили боевые действия, ущерб для Ирака исчислялся миллиардами долларов.
А Белый дом заявил: «Мы обеспокоены тем, что Ирак наращивает численность войск. Мы просим, чтобы все стороны приложили усилия с целью недопущения насилия» [10]. Однако затем она заявила иракскому лидеру о своей обеспокоенности большим скоплением войск Ирака на границе с Кувейтом. Все это происходило на фоне заявления иракского правительства, назвавшего действия Кувейта «аналогичными военной агрессии» [11]. В материале, который планировался к эфиру, должны были прозвучать схожие по своему содержанию заявления Тутвайлер и Уильямса, что могло бы насторожить политическое руководство Ирака [12]. Хуссейн мог и не знать об одинаковых заявлениях, сделанных американскими официальными лицами. В то же время в апреле лидер сенатского меньшинства Роберт Доул Robert Dole , находившийся с визитом в Ираке, от имени Президента США довел до сведения иракского президента Саддама Хусейна, что администрация Буша отмежевывается от критических замечаний в отношении нарушения прав человека в Ираке, прозвучавших в эфире радиостанции «Голос Америки». Доул также заявил, что президентская администрация придерживается противоположных взглядов в отношении инициативы Конгресса ввести экономические санкции против Ирака [13]. Однако администрация Буша сразу же повторно выразила свое несогласие с такой мерой. Это точно. Исторически в вопросах урегулирования пограничных споров или каких-либо внутренних разногласиях между государствами — членами ОПЕК мы не занимаем ту или иную позицию». Республиканец Ли Гамильтон Lee Hamilton спросил Келли, правильно ли говорить, что если Ирак «перейдет границу и нападет на Кувейт», то Соединенные Штаты, «не имея договорных обязательств, не смогут применить свои вооруженные силы». Келли ответил, что это так [16]. На следующий день по вашингтонскому времени иракские войска при поддержке танков перешли границу Кувейта. Тотчас Соединенные Штаты Америки выразили свое явное несогласие с действиями иракской стороны. Несмотря на отрицающие официальные заявления, похоже, что у США действительно была своя позиция в отношении ирако-кувейтского пограничного спора. После вторжения в архивах кувейтской разведки иракцы обнаружили памятную записку, касающуюся встречи главы Государственной безопасности Кувейта и директора ЦРУ Уильяма Уэбстера William Webster , состоявшейся в ноябре 1989 года. В записке, в частности, говорилось: «Мы согласились с американской стороной, что необходимо воспользоваться ухудшающейся экономической ситуацией в Ираке с целью оказания давления на иракское правительство по вопросу установления государственной границы. ЦРУ высказала нам свое видение в отношении приемлемых средств по оказанию такого давления, отметив при этом, что необходимо положить начало сотрудничеству между США и Кувейтом по широкому кругу вопросов при условии, что действия по оказанию давления на иракское руководство должны координироваться на высоком уровне». ЦРУ назвало документ «абсолютной фальшивкой». Однако газета «Лос-Анджелес тайме» написала, что «памятная записка не является очевидной подделкой, в частности потому, что если бы иракские власти стояли за этим документом, то почти наверняка они бы составили его в еще более компрометирующей манере, подорвав тем самым доверие к США и Кувейту» [17]. По всей видимости, памятная записка, которую нашли иракцы в архивах разведслужбы Кувейта, не являлась подделкой и нанесла серьезный удар по репутации Кувейта и США. Иначе как можно объяснить близкое к паническому состояние министра иностранных дел Кувейта, когда глава внешнеполитического ведомства Ирака показал ему эту записку в ходе саммита представителей арабских стран, проходившего в середине августа [18]. Когда посла Ирака в Вашингтоне спросили, почему эта памятная записка противоречит прямому утверждению американского посла Гласпи о нейтралитете по вопросу ирако-кувейтских отношений, он ответил, что высказанная ею ремарка была «неотъемлемой частью расставленной ловушки» [19]. Спровоцировали ли заговорщики вторжение Саддама в Кувейт, полагая, что боевые действия не выйдут за пределы пограничной зоны и что впоследствии Хусейн будет поставлен на место, как того хотели США и Кувейт? В феврале 1990 года Хусейн выступил на саммите лидеров арабских стран. Его речь, безусловно, могла подлить масла в огонь и явиться дополнительным фактором, стимулирующим развитие заговора против Ирака. Выступая с трибуны саммита, иракский президент осудил постоянное американское военное присутствие в водах Персидского залива и предупредил, что «если страны Персидского залива и остальные арабские государства не будут действовать осмотрительно, то регионом Персидского залива будут управлять США». Более того, Вашингтон будет диктовать политику добычи, распределения и образования цен на нефть, «основываясь на особой точке зрения, отвечающей исключительно интересам США, и не станет учитывать интересы других стран» [20]. В поисках ответа на вопрос, а был ли заговор против Ирака и Саддама Хусейна, мы, в дополнение к уже вышеизложенному, должны принять во внимание следующее. Председатель Организации освобождения Палестины Ясир Арафат утверждал, что Вашингтон в ходе саммита Лиги арабских стран в мае использовал шанс мирно урегулировать разногласия между Кувейтом и Ираком после того, как Хусейн предложил провести переговоры о границе, которая была бы приемлемой для обеих стран. У Кувейта, по его словам, были основания думать, что он может полагаться на силу американского оружия [21]. Кроме того, король Иордании Хусейн Hussein рассказал, что незадолго до иракского вторжения министр иностранных дел Кувейта заявил: «Мы не собираемся реагировать [на действия со стороны Ирака]… если им это не нравится, пусть они оккупируют нашу территорию… мы собираемся пригласить американцев». А эмир Кувейта сказал своим военным, что в случае вторжения они должны будут удерживать иракцев в течение 24 часов. За это время «американские и иностранные войска высадятся в Кувейте и выбьют иракцев из Кувейта». По мнению короля Иордании Хусейна, арабы понимали, что Саддама Хусейна подстрекают к вторжению, загоняя тем самым в приготовленную для него ловушку [22]. Эмир Кувейта отказался удовлетворить финансовые требования Ирака. Вместо этого он предложил Багдаду оскорбительные полмиллиона долларов. В записке эмира, адресованной его премьер-министру перед вторжением, говорится о поддержке проводимой Кувейтом политики со стороны Каира, Вашингтона и Лондона. После войны кувейтский министр нефти и финансов признал: «Но мы знали, что США не позволят Ираку нас захватить. Я провел слишком много времени в Вашингтоне, вел переговоры с большим количеством лиц и мог сам убедиться в своей правоте. Американская политика была ясна. И только Саддам Хусейн не понимал этого» [24]. Итак, мы ознакомились, вероятно, с достаточным количеством причин, по которым Саддам Хусейн не смог предположить истинную ситуацию. Министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз Tariq Aziz заявил, что Кувейт, инвестировав большие средства в западные страны, мог легко пережить резкое падение цен на нефть. Однако резкое падение цен на нефть лишит Багдад, остро нуждавшийся в долларах, источника дохода. Азиз сказал: «Кувейт мог так рисковать и принять участие в столь масштабном заговоре против такой крупной и сильной страны, как Ирак, только в одном случае — если бы его действия поддерживала сильная держава. И такой сильной державой были Соединенные Штаты Америки» [25]. Действительно, не существует никаких публичных свидетельств того, что Соединенные Штаты, несмотря на свои очень тесные финансовые связи, пытались убедить Кувейт прекратить провокационные действия против Ирака. Так, за неделю до иракского наступления эксперты американских спецслужб настойчиво докладывали в администрацию Буша, что, вероятнее всего, Ирак оккупирует только часть Кувейта. Такие прогнозы, «похоже, не вызвали серьезного отклика со стороны правительственных структур». В течение этого времени Буш был лично проинформирован о ситуации директором ЦРУ Уильямом Уэбстером William Webster , который показал президенту спутниковые снимки иракских войск, сосредоточившихся вблизи границы с Кувейтом. Буш, как сообщается, большого интереса не проявил [27]. Ирак вторгнется в Кувейт к концу этого дня». Что в действительности и произошло. Но и это сообщение также не вызвало никакой реакции у государственных чиновников [28]. Наконец, кувейтский дипломат, находившийся в Ираке до вторжения, слал своему правительству множество рапортов, пытаясь предупредить его о возможном иракском вторжении. Его сообщения также были проигнорированы. Причем последнее сообщение даже называло точную дату вторжения по кувейтскому времени — 2 августа. После войны этот дипломат провел пресс-конференцию в Кувейте, в ходе которой собирался рассказать о том, как его информация была проигнорирована правительством Кувейта. Однако пресс-конференция была прервана по распоряжению государственного министра и ряда армейских офицеров Кувейта [29]. В июле, в то время когда все вышеприведенные предостережения якобы игнорировались, Пентагон проводил командно-штабные учения с использованием компьютерного моделирования. По замыслу учений, Ирак вторгался в Кувейт или Саудовскую Аравию, либо в оба этих государства [30]. На военных учениях в Военно-морском колледже в Ньюпорте, штат Род-Айленд, участников также просили определить наиболее эффективные действия американцев в ответ на возможное вторжение Ирака в Кувейт [31]. На протяжении мая и июня специалисты Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета активно информировали Пентагон, Конгресс и представителей ВПК о результатах своих исследований по теме будущих военных действий с применением обычных видов оружия.