Опера в концертном исполнении. Николай Римский-Корсаков. Псковитянка. Опера в концертном исполнении. 12+. Либретто композитора на сюжет одноименной драмы Льва Мея. В одной из витрин лежит том сочинений Льва Мея, открытый на словах из оперы «Псковитянка» «Войти иль нет?». РИА Новости, 22.07.2010. Екатерина Щербаченко в роли Ольги и Алексей Тановицкий в роли Ивана Грозного на генеральной репетиции новой постановки оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». Такими масштабными силами поставили знаменитую оперу «Псковитянка» в том самом месте, где пять веков назад происходили события, которые и легли в основу произведения.
Содержание:
- Гергиев поставит оперу в Псковском кремле | Blog Fiesta
- 🎭 «ПСКОВИТЯНКА» |
- В Большом и Мариинском театрах прозвучит опера «Псковитянка»
- Telegram: Contact @mariinsky
- В печатном номере
Опера «Псковитянка» в Псковском Кремле
Маркелова «При тумане, при долине», «Однозвучно гремит колокольчик». В программе примут участие и именитые «псковитянки», полюбившиеся псковским зрителям. Москва , в чьём репертуаре популярные произведения для гуслей звончатых В. Городовская «Сказ» и др. Теплоты и душевности в программу концерта добавят солисты-вокалисты ансамбля — Заслуженный артист России Александр Либ и Заслуженная артистка России Наталья Александрова.
Молодая певица Елена Федина исполнит русские народные песни «Псковитяночка молоденькая» и «Хорошая, хороша» псковских авторов и аранжировщиков, вложивших огромный вклад в развитие русской музыки на Псковщине.
Вот этот образ, один из самых светлых и трогательных у Николая Андреевича, вырастает, по моему убеждению, в символ трагической судьбы самой России, обреченной метаться между бунтарством и верноподданностью. А главное — гениальная музыка. Не зря он посвятил ей четверть века, к третьей, итоговой редакции добившись изумительной цельности драматургии и партитуры.
Опера не отпускает тебя ни на минуту. Начиная с удалой и страшной в своей бунташности увертюры — через апокалиптическую сцену набата ей-богу, это даже сильнее, чем колокольный звон в «Борисе» Мусоргского , через мечущие демонические искры монологи Ивана, через кружащую голову красоту дуэта Оли и Тучи, через мистическую симфоническую картину ночной грозы и неземной свет посмертного проведения Олиной темы — к финальному космически сверкающему хору, одновременно и отпевающему убитую девушку, и звучащему гимном бессмертной, несмотря ни на что, Руси. По-моему, Римский-Корсаков заглянул тут на добрые сто лет вперед, заставив нервно курить всех сонористов мира от Канчели до Пендерецкого. Конечно, Сохиев прав — Светланова заменить невозможно.
Его ширь, напор, масштаб — неповторимы. Когда у Евгения Федоровича в увертюре с лейтмотивом Ивана вступали тромбоны, сопровождаемые истошно визжащими трубами и бешено ревущими валторнами, охватывал не просто трепет — вселенский ужас. Никому, даже Валерию Гергиеву в Мариинке такое и отдаленно не дается. Почему — не знаю.
И все равно молодцы, что взялись. Туган Таймуразович свою работу выполнил с привычной для него добросовестностью и, я бы сказал, интеллигентностью. В нужной степени удал и харизматичен Сергей Радченко — Туча: такой и вправду покорит девицу до того, что она закроет его собой от пули. Мне кажется, Сергей тут слегка «косил» под запись Георгия Нэлеппа 1947 года хотя косить под Георгия Михайловича певцам так же бессмысленно, как дирижерам — под Светланова.
Ооо, тут характер, который не сумел и не успел развернуться! А Ольга - беззаботна и влюблена, мечтает о свидании с любимым и печалится, что просватана за старого и ненавистного. Но верит она в своё счастье, не захочет же отец обречь ее на страдания! Все это слышно в ее голосе и видно в интересной драматической игре. Но в одночасье счастье уходит - она не княжеская дочь, а приемная, да и кто отец неизвестно. Тревога, озабоченность и решимость этого женского характера у Ирины Чуриловой выглядят очень естественно, вызывают сочувствие и сопереживание.
Царь Иван Васильевич Станислава Трофимова тоже не оставляет равнодушным! Сильный образ создан певцом - грозен и саркастичен, суров, но отходчив, требует правды и карает ложь, помнит хорошее... И лишь Ольге, в которой царь признал свою дочь, удается поколебать эту лютость! Хорош царь и внешне, и вокально! Запомнились мне еще две исполнительницы. Их героини тоже милые смиренные девушки, одна из которых способна на настоящий поступок!
Светлана Капичева, сыгравшая в прологе Надежду, сестру Веры. Выразительный красивый голос, интересный образ - как замечательно была сыграна сцена, где на грозный вопрос мужа Веры: " Чей ребёнок? Потрясающая сцена, сильно сделана! Вторая девушка - подруга Ольги, Степанида в исполнении Дарьи Рябоконь. Хоть роль и маленькая, но и голос, и игра трогают. Хотелось мне еще услышать замечательный мощный бас Мирослава Молчанова, который накануне выступал на концерте в филармонии, но партия жениха Надежды, оказалась настолько мала, что я момент его пения не уловила, а жаль!
У остальных исполнителей я даже с мелодиями не разобралась, хотя слышу оперу не первый раз.
Мы стали понимать, что, в принципе, все ценности те же самые, эмоции мы испытываем одинаковые. Эти седые стены Псковского Кремля, величественный Троицкий собор — для каждого из солистов представляется небывалым счастьем поучаствовать в таком спектакле. Все очень старались, и самое главное, что публика благодарила нас горячими овациями, что свидетельствует несомненному успеху. Мне кажется, неслучайным требование настоящего времени, когда мы должны обнаружить ту взаимосвязь между историей и культурой нашей страны, и дать возможность всем псковичам и гостям города услышать эту замечательную музыку гениальной оперы Римского-Корсакова. Я убежден, что многие из них, приходя потом в Кремль, будут совершенно её по-другому воспринимать. Это уже становится частью истории современного слушателя. Ну а нам, артистам, всегда очень ответственно приезжать на такие масштабные спектакли.
Нынешняя «Псковитянка» не одноразовая акция, имеющая в будущем естественное продолжение: кто-то заболеет оперой, а кто-то окунется головой в историю, а кто-то и вообще задумается о бренности нашей жизни». Примечательно, что постановка «Псковитянки» Римского-Корсакова приурочена сразу к нескольким важным датам: 1107-летию со дня основания города и 66-летней годовщины его освобождения от фашистских оккупантов. Безусловно, опера связана с Псковом еще и самим сюжетом. Действие оперы разворачивается в Пскове, в том числе и на вечевой площади Кремля, где вершились знаковые события в жизни Псковской республики.
Псковский Кремль стал естественной декорацией для оперы «Псковитянка»
Четыре тысячи зрителей размещались в импровизированном гигантском партере. В числе многочисленной аудитории были почетные граждане Пскова, ветераны Великой Отечественной войны и труда, делегации муниципалитетов. По мнению генерального директора Российского театрального агентства Давида Смелянского, постановка оперы имеет заслуженный успех. Но мы рады, что проект удался. Конечно, кое-какие накладки выявились, но мы это обязательно учтем на будущее, ведь наше сотрудничество с Псковской областью будет обязательно продолжено», - отметил Гендиректор РГТА. В свою очередь, генеральный директор Государственного Большого театра России Анатолий Иксанов твердо уверен в будущем создании специальной оперной программы в летнем Пскове.
Анатолий Иксанов: «Эта историческая премьера была задумана еще в 2002 году, когда мы ставили «Бориса Годунова» Мусоргского у стен Святогорского монастыря в Пушкиногорье. Именно тогда и зародилась идея поставить «Псковитянку» в стенах Псковского Кремля, и приурочить ее знаменательной дате: 500-летию присоединения вольного Пскова к московскому княжеству. Пожалуй, я не вспомню ни одной оперы, которая была бы посвящена конкретному городу и месту, кроме «Псковитянки». Конечно, дух захватывает, когда слушаешь великую музыку Римского-Корсакова в таких священных местах, буквально пропитанных историей. Уверен, что прошедшая «Псковитянка» станет началом большого, важного ежегодного фестиваля с участием известных театральных коллективов России и ближнего зарубежья».
В «Псковитянке» проявились многие черты индивидуального творческого стиля Римского-Корсакова, получившие дальнейшее развитие в его произведениях более позднего времени. Первым музыкальным наброском «Псковитянки» был хор встречи псковичами Ивана Грозного. Вот как описывает композитор историю его создания: Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси мгновенно возбудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к её истории вообще и к «Псковитянке» в частности, и как, под впечатлением этих ощущений, я присел к роялю и тотчас же сымпровизировал тему хора встречи царя Ивана псковским народом... Воротившись в Петербург...
Интересные факты: Вторая редакция оперы, хотя и не была поставлена, но пролог исполнялся под фортепиано в кругу друзей. Веру Шелогу пела А. Молас, Надежду — О. Веселовская, боярина Шелогу — М.
Работа над «Псковитянкой» 1868—1872 проходила в период наиболее тесного сближения Римского-Корсакова с Мусоргским. Вот что писал по этому поводу сам композитор в воспоминаниях: Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как.
С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению... В эту осень и зиму мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями.
Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину «Под Кромами». Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку».
Правитель Пскова Юрий Иванович Токмаков предпочитает не топить свой город в крови, а добровольно открыть ворота и принять царя не как врага, а как правителя. У Токмакова есть приемная дочь, и это крайне важная сюжетная линия постановки. Волею судеб оказывается, что Ольга — дочь самого Иоанна Грозного, на пиру царь узнает ее и ради одного этого решается не трогать Псков.
В образе псковитянки предстает внебрачная дочь Ивана Грозного, любимица Пскова, княжна Ольга. Премьера "Псковитянки" состоялась в 1873 году в Мариинском театре и вызвала горячий отклик у публики. Заслугой "Псковитянки" является и такой, поистине исторический факт: именно она открыла дорогу на сцену царственным особам. Когда опера проходила цензуру, обнаружился подписанный еще Николаем I документ, который запрещал "выступать" в опере русским правителям. На помощь пришел морской министр Николай Краббе, вызвавшийся похлопотать об отмене указа, в чем и добился результата. Отмена указа оказалась судьбоносной еще и потому, что обогатила русский театр выдающейся интерпретацией царской роли.
1873 - Псковитянка
- Опера «Псковитянка» | Музыка
- Псковитянка. Опера в концертном исполнении
- В Большом и Мариинском театрах прозвучит опера «Псковитянка»
- ВЗГЛЯД / Большой театр готовится показать оперу «Псковитянка» на открытом воздухе :: Фоторепортажи
Опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
В Большом «Псковитянка» всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль с «Боярыней Верой Шелогой» в качестве пролога. Опера в концертном исполнении. Николай Римский-Корсаков. Псковитянка. Опера в концертном исполнении. 12+. Либретто композитора на сюжет одноименной драмы Льва Мея. Худрук Мариинского театра намерен поставить знаменитую оперу «Псковитянка» непосредственно в декорациях Псковского кремля. Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь. Опера полюбилась петербургскому студенчеству. На сцене Мариинского театра 27, 28 и 29 февраля пройдут представления оперы «Царская невеста».
Опера «Псковитянка» в Мариинском театре
В Псковском Кремле с успехом прошла постановка оперы «Псковитянка» | в Псковском кремле показали оперу Римского-Корсакова "Псковитянка" - грандиозную постановку с участием 700 артистов. |
"Псковитянка" Римского-Корсакова | В Псковском Кремле в четверг вечером состоялась постановка оперы Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка", сообщает пресс-служба регионального правительства. |
«Псковитянка» Римского-Корсакова – Радио Орфей (Москва 99,2 FM) | официальный сайт «Афиша Города» Санкт-Петербург, репертуар спектаклей, цены на билеты. |
Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 13.10.2017
Премьера оперы «Псковитянка» накануне прошла в Пскове. Представление продолжалось до поздней ночи, за событиями на сцене пришли понаблюдать 4 тысячи человек. премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» в псковском. Постановка оперы го-Корсакова «Псковитянка» в псковском Кремле состоялась по инициативе губернатора Андрея Турчака, поддержанной Российским государственным. В Большом театре "Псковитянка" всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль. 22 июля группа работников сферы культуры совершили поезду в Псков, где стали зрителями уникальной постановки оперы го-Корсакого «Псковитянка».
В Большом и Мариинском театрах прозвучит опера «Псковитянка»
Новая "Псковитянка" поставлена в старых декорациях - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера (в первой редакции) состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1873 года. Премьера оперы «Псковитянка» накануне прошла в Пскове. Представление продолжалось до поздней ночи, за событиями на сцене пришли понаблюдать 4 тысячи человек.
ПСКОВИТЯНКА
Ирине Чуриловой в этот вечер пришлось труднее всех. Совсем другие краски, иной характер и исполнение - со всем этим Чурилова справилась на отлично. Сравниться с ней мог только Станислав Трофимов в партии Ивана Грозного. Его персонаж пребывает в постоянном полубезумии. Тревожная и даже тяжкая музыкальная тема царя звучит в разных фрагментах оперы, становясь одним из ее лейтмотивов.
Партия Грозного требует от исполнителя высоких драматических качеств, просто пропеть ее, не загубив спектакля, не удастся. И Станислав Трофимов справедливо заслужил «браво» публики на поклонах. Талант артистов и слаженное звучание оркестра усиливали роскошнейшие костюмы и просто потрясающие декорации Федора Федоровского. Они были подготовлены художником к премьере 1952 года, погибли во время пожара в декорационным мастерских Мариинского театра в 2003-м и были воссозданы к капитальному возобновлению той самой постановки сталинских времен.
Декорации - неотъемлемая часть того самого большого стиля, который был характерен для советских по хронологии, но имперских по духу легендарных спектаклей Большого и Кировского театров. На сломе эпох эта эстетика уступила место минимализму и условностям постмодернизма. Но сейчас большой стиль смотрится свежо. Похоже, времена опять меняются, и искусство не может этого не отразить - на радость зрителям, привыкшим к понятному, красивому и масштабному.
Ольга сообщает Власьевне семейную тайну, которую она подслушала. Власьевна предвидит несчастье для Ольги. Открывается торжественный въезд царя при возгласах народа «Помилуй!
Комната в доме Токмакова. Токмаков и Матута с покорностью встречают Ивана Грозного. Ольга угощает царя, который относится к ней милостиво, заметив в ней сходство с матерью.
Девушки славят царя. После того, как они уходят, царь, расспросив Токмакова, окончательно убеждается в том, что Ольга — его дочь, и, потрясённый воспоминаниями юности, объявляет: «Псков хранит Господь! Дорога в Печерский монастырь , глухой лес.
В лесу царская охота. Начинается гроза. По дороге проходят девушки с мамками.
От них отстала Ольга, которая затеяла странствие в монастырь лишь для того, чтобы по дороге встретиться с Тучей. Происходит встреча влюблённых. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты.
Туча падает раненым; лишается чувств Ольга — её на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи.
Содействие в проведении некоторых мероприятий окажет Министерство культуры. Так пройдет хоровой праздник, в котором примут участие более пятисот детей из разных регионов России, а также тысяча ребят из Президентского сводного хора. Закроет праздник опера «Псковитянка» в исполнении артистов Мариинского театра. Кроме того, состоятся фестивали, реконструкции, Международная научно-практическая конференция Ганзейских городов, ярмарка ремесленников и многое другое.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Опера «Псковитянка»
Цена билетов на оперу «Псковитянка» в Санкт-Петербурге 8 сентября 2023 года от 900 до 3 000 рублей. Премьера оперы "Псковитянка" и пролога к ней "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова состоялась на музыкальном фестивале Grange Park Opera в графстве Суррей, что в часе езды. Опера «Псковитянка» 23 февраля 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа. На днях в исторической панораме Псковского Кремля состоялась постановка оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». В июле Псковитянка прозвучала под стенами Псковского Кремля на юбилейных торжествах, посвященных 1100-летию со дня основания города. первая опера Николая Андреевича, он написал ее в 24 года. И царь злесь у него обычный человек: со страстями, слабостями.