О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Панихиду по гетману Мазепе, предавшего русского царя Петра I во время Северной войны, отслужат в Киево-Печерской лавре 11 июня 2023 года, сообщило Министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины. В противоположность Мазепе, Пётр изображён человеком, всецело отдавшимся общему делу.
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Продолжительное время Иван Мазепа был одним из ближайших соратников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. Путь Мазепы в Москву 16:18 Мазепа предает своего покровителя Самойловича и становится гетманом 20:20 Какими качествами Мазепа сумел очаровать Петра I? Главные новости. Не подлежит сомнению, что измена Мазепы для Петра I и его приближенных оказалась полной неожиданностью, хотя некоторые украинские историки без достаточных оснований отрицают этот факт (11).
«Проклятая мазепа». Как украинские идеологи плюют в собственный народ
Когда царевна Софья низвергается Петром I, а он становится единоличным правителем, Мазепа снова меняет принципы. Власти Украины считают гетмана Ивана Мазепу, изменившего Петру Первому, "настоящим символом украинского сопротивления России, флагом нашего движения к независимости". Мазепа профессионально стряпает на него дело с наветами про антимосковские «заколоты» и передает Петру сермяжного полковника. Хотя вручить малопочтенную награду самому Мазепе не получилось, однако Петр I позднее все-таки нашел применение такому ювелирному уникуму.
Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи
И недаром для бывшего гетмана при Петре I была изготовлена специальная награда – «орден Иуды» с изображением повесившегося на осине бывшего ученика Христа, предавшего своего Учителя. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Петр не верил доносам, доносчиков наказывал, а дружба с Мазепой только крепла. В ходе Северной войны Петр I столкнулся не только со шведской армией, но и с изменой бывшего друга – гетмана Украины Ивана Мазепы. В ходе Северной войны Петр I столкнулся не только со шведской армией, но и с изменой бывшего друга – гетмана Украины Ивана Мазепы.
Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства
На службе у гетьмана Дорошенка. Тройная игра Мазепа с посланием от П. Дорошенка турецкому султану. С целью укрепить положение в шляхетской среде и быстрее продвинуться по карьерной лестнице, Мазепа заключает брак с богатой и именитой вдовой Фридкевич. Дорошенко вёл тройную игру. Оставаясь подданным Речи Посполитой, шлёт Мазепу передать Самойловичу послание, в котором заявляет о желании служить русскому царю.
А вскоре поручает Мазепе ехать за покровительством к султану Османской империи, отправляя тому в подарок 15 пленных казаков из Левобережья. Посланца захватывают запорожские казаки. К великому удивлению, Мазепа выходит из этого переплёта живым. Он попадает к Самойловичу. Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка.
Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают. Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба. Новый покровитель Мазепы — гетьман Самойлович Гетьман Иван Самойлович доверял амбициозному Мазепе, и это была его роковая ошибка. Но очень скоро подмечает, что тот имеет государственное мышление, и назначает его на должность главного есаула.
По уму и уровню стратегического мышления Мазепа превосходит своего патрона, но тщательно это скрывает и ждёт своего момента. После неудачной военной кампании против крымского ханства Голицын обвиняет в её провале Самойловича. А тут ещё донос на него: злоупотребляет служебным положением, присвоил войсковую казну. Челобитную подписали несколько человек из гетьманской старшины, в числе подписавшихся — Иван Мазепа. Самойлович, служивший царю исправно целых 15 лет, сослан в Сибирь, а его сын казнён.
А спустя 15 лет Мазепа решил сам стать гетманом, занять пост пригревшего его Самойловича. И это ему удалось блестяще. В недавние времена Василий Голицын провалил два крымских похода. Из-за бестолковой подготовки походов были жуткие проблемы с продовольствием, и не только. Голицыну было необходимо найти крайнего, на кого бы переложить свою вину. И тут очень удачно приходит донесение от Мазепы, в котором указывается, что походы провалились из-за измены Самойловича, казаки которого подожгли степной ковыль на пути русских войск. В результате сего доноса Самойловича отправляют в Сибирь, а Мазепу в его 50 лет утверждают гетманом. Он становится воеводой огромных малороссийских территорий и, по утверждению ряда историков, самым богатым вельможей в Европе. После этого Мазепа удостаивается аудиенции самого Петра Первого и, конечно же, производит на царя самое яркое впечатление своим умом, грамотностью в политических делах, утонченными европейскими манерами, европейским платьем и т.
Мазепа присягает Петру на верность крестоцелованием. Восторженный русский царь награждает Мазепу за многочисленные заслуги перед Россией высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. Верные русскому царю казаки во главе с Кочубеем сообщают Петру об измене Мазепы, но очарованный Петр отказывается в такое верить. Подробности этой истории, а также ее трагическая развязка ярко описаны Александром Пушкиным в поэме «Полтава».
Предполагаемый портрет Матрены Кочубей. В 1705 году он принимал участие в походе против шведского короля Карла XII , но уже через два года вступил с ним в переговоры за спиной Петра. Мазепа хотел иметь больше власти, однако после военного совета в 1707 году стало понятно, что государь настроен на ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Он надеялся, что шведский и польский короли помогут ему в отделении Украины от России. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. Именно он посоветовал шведскому королю идти на Москву через Полтаву. Осаждая ее два месяца, шведы потеряли почти весь запас пороха, так что к началу битвы осталось зарядов всего на 4 орудия. Он послал войска в Запорожскую Сечь и приказал ее уничтожить. Даже несмотря на то, что часть казаков перешли на сторону Мазепы, поскольку подобные «шатания» начались несколькими годами ранее, часть из них впоследствии вернулась под крыло русского царя. Новым гетманом был назначен Иван Скоропадский. Но Петр не ограничился тем, что разбил ставку Мазепы, отнял у него все титулы и звания. В тот же день состоялась и символическая казнь гетмана-изменника: на площадь вынесли набитое чучело Мазепы, зачитали ему приговор, князь Меншиков и граф Головкин разорвали жалованные ему грамоты, с него сняли чины и орден Андрея Первозванного, после чего чучело пинали ногами, а затем палач протащил его по всему городу до площади, где и повесил. В действительности же Мазепу не казнили.
Подгорцы , Галиция В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [12]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В «Истории России» С. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу князя В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничьих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [17]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие [18]. По мнению современного украинского исследователя О. Ковалевской, версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [19].
Мазепа, Иван Степанович
Какую религию исповедовал Мазепа? Как отзывался о своих соотечественниках — малороссийских крестьянах и казаках? Как стал гетманом? За какие заслуги Петр I ввел его в свой ближний круг? Почему современная украинская пропаганда лепит из Мазепы образ героя?
Многие были убиты и казнены. Несколько человек повесили на плотах, а плоты пустили по Днепру в назидание другим потенциальным предателям. Увы, Мазепа просчитался, сделав ставку на шведского монарха. Его резиденцию - крепость Батурин, где он подготовил все для зимовки шведов, взяло русское войско под предводительством Меншикова. Хотя у шведов были определенные военные успехи, им приходилось нелегко, в том числе и из-за сопротивления партизан. В тот же день была устроена символическая казнь со сжиганием чучела гетмана. Его официально лишили всех ранее пожалованных наград и грамот. Новым гетманом Украины стал Иван Скоропадский. Оттуда он переправился в Бендеры. Османская империя наотрез отказалась выдать беглеца русским властям. Тело его по распоряжению племянника перевезли в Галац и там устроили пышное погребение в церкви Святого Георгия. Являлся ли Мазепа истинным защитником интересов Украины? Вряд ли. Скорее, он пекся исключительно о собственных интересах и стремился служить тому хозяину, который предложит более выгодные условия, даст ему больше власти… Предательство — это всегда предательство, по каким бы мотивам оно ни совершалось. Отзывы об этой исторической личности по сей день напоминают качели с большой амплитудой — от плюса к минусу и наоборот. Споры не утихают как в научной среде, так и на уровне общественного осмысления роли Ивана Степановича Мазепы в истории России и Украины. Одно можно утверждать однозначно — это была незаурядная личность, перед яркими красками которой меркнет художественный вымысел произведений о Мазепе Рылеева, Пушкина, Байрона и Гюго. Тонкий и умный, целеустремлённый и честолюбивый, прекрасно образованный гетьман-дипломат с умом философа и поэт-романтик в глубине своей души — это всё о нём. Слуга короля Яна Казимира. Измена патрону возле Белой Церкви В конце XVI века Речь Посполитая была европейским государством с централизованной властью и развитой шляхетной демократией. Польская знать, хорошо образованная и имеющая крепкие связи при дворе, с насмешкой и надменностью относилась к родовитым выходцам из Малороссии. В этом смысле судьба Ивана Мазепы схожа с судьбами многих шляхетных православных фамилий. В свои 20 лет он уже закончил иезуитский колледж и Киево-Могилянскую академию класс риторики. Он отменно знал латынь, кроме родного украинского, прекрасно владел русским, польским, и татарским языками, был знаком с трудами Аристотеля, Платона, Макиавелли, нередко цитировал Овидия и Горация. Как сторонника гадячского договора, отца его, Адама Стефана Мазепу, ожидали серьёзные неприятности, чтобы уберечь сына, он отправляет его служить при дворе Яна Казимира. Младшего Мазепу назначают покоевым, а в 1659 году он уже посланник короля к гетьманам Левобережной Украины. Но в среде надменных придворных умный и честолюбивый украинский шляхтич так и не стал равным и не имел для себя достойных перспектив. Происходит это рядом с Белой Церковью — может, именно в этот момент он осуществляет давно принятое решение вернуться в Украину. На службе у гетьмана Дорошенка. Тройная игра Мазепа поступает на службу к гетьману Правобережной Украины Петру Дорошенку, который быстро разглядел в этом пока ещё мало кому известном шляхтиче незаурядные способности и довольно быстро назначил его главой всей своей канцелярии. С целью укрепить положение в шляхетской среде и быстрее продвинуться по карьерной лестнице, Мазепа заключает брак с богатой и именитой вдовой Фридкевич. Дорошенко вёл тройную игру. Оставаясь подданным Речи Посполитой, шлёт Мазепу передать Самойловичу послание, в котором заявляет о желании служить русскому царю. А вскоре поручает Мазепе ехать за покровительством к султану Османской империи, отправляя тому в подарок 15 пленных казаков из Левобережья. Посланца захватывают запорожские казаки. К великому удивлению, Мазепа выходит из этого переплёта живым. Он попадает к Самойловичу. Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка. Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают. Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба. Новый покровитель Мазепы — гетьман Самойлович Гетьман Иван Самойлович доверял амбициозному Мазепе, и это была его роковая ошибка. Но очень скоро подмечает, что тот имеет государственное мышление, и назначает его на должность главного есаула. По уму и уровню стратегического мышления Мазепа превосходит своего патрона, но тщательно это скрывает и ждёт своего момента.
Как отзывался о своих соотечественниках — малороссийских крестьянах и казаках? Как стал гетманом? За какие заслуги Петр I ввел его в свой ближний круг? Почему современная украинская пропаганда лепит из Мазепы образ героя?
Вообще, реформы Петра Великого тяжко отражались на народе всего Российского государства, и много было недовольных его крутым правлением. У украинцев большие нарекания вызывал рост повинностей, падавших на казаков, а больше всего — то, что казаков стали принуждать, например, к строительным работам, что воспринималось ими как поношение своей «лыцарской чести». Но в Малороссии традиционно, с момента присоединения к России, роптали на тяжесть московских порядков. Мазепа не переставал жаловаться на произвол московских воевод с самого начала вступления в должность, когда ещё и не готовил измену, да и такой характер диалога между царскими и гетманскими властями был привычен для обоих. Традиционное двурушничество Однако не нужно забывать, что поведение украинской казацкой старшины вообще отличалось непостоянством. Из-за этого, например, в середине 17 века Россия смогла удержать за собой только половину Украины, а другая половина осталась в составе Польши. Казацкие гетманы, как бы лично они не относились к России, всегда оглядывались на настроения своего народа, точнее сказать — социально близкой им среды, казацкого «шляхетства» или «лыцарства». И стремились использовать любую благоприятную возможность для приобретения полной независимости. Здесь можно вспомнить первого гетмана, решившего принять российское подданство — Богдана Хмельницкого. Но ведь, наряду с этим, Хмельницкий успел присягнуть также и турецкому султану, а кроме того писал письма с обещанием поддаться шведскому королю.
Мазепа, Иван Степанович
Но Петру, разумеется, была нужна голова самого Мазепы. В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко. Мазепе удалось завоевать доверие Петра в самые короткие сроки. Реформы Петра, усугубившиеся тяготами Северной войны, привели к трагическим для Украины и России событиям, в центре которых оказалась и судьба Мазепы. Мазепа предательство петра кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. В 1674 году Мазепа втерся в доверие к правобережному гетману Окраины Петру Дорошенко, женившись на дочери первого зама гетмана.
Мазепа предательство петра кратко
Мазепа-старший понимал важность образования, поэтому позаботился о том, чтобы устроить единственного отпрыска в Киево-Могилянский коллегиум при Украинской православной церкви. Далее, несмотря на православное вероисповедание, отец отправил сына на обучение в Варшавскую иезуитскую академию, где юноша получил престижное по тем временам образование. Получив выпускные документы, Иван отправился в путешествие по Европе, в ходе которого выучил восемь иностранных языков и собрал шикарную библиотеку для личного пользования. Помня о заслугах Мазепы-старшего, польский монарх Ян Казимир взял молодого человека на службу в собственные покои. Коллег-поляков будущий воевода невзлюбил с первых же дней, и это чувство было взаимным.
Сослуживцы откровенно издевались над новичком, называли его украинским холопом и еретиком. Желая отомстить, Иван обвинил самого активного обидчика по имени Пасек в краже государева имущества, но этот донос оказался клеветой. Возмущенный Пасек ударил Мазепу по лицу, тот в ответ вынул шпагу из ножен, что было категорически запрещено во дворце. В итоге молодой человек был с позором изгнан со службы.
Несостоявшийся королевский прислужник был отправлен на Волынь, где находилось имение его матери. Здесь с 22-летним красавцем снова случилась неприятность, в этот раз связанная с противоположным полом. На галантного и весьма привлекательного юношу стали заглядываться местные помещицы, а особенно молодая супруга польского предпринимателя Фальбовского. Между молодыми людьми завязался роман, который сопровождался тайными интимными встречами.
Во время одного из таких свиданий отсутствовавший по делам пан неожиданно вернулся домой, где застал неверную супругу в объятиях горячего украинца. Разгневанный рогоносец приказал привязать полуголого Мазепу к лошади и отпустить последнюю на свободу. Эта история была много раз описана в произведениях известных авторов, таких как Вольтер и Байрон. После такого довольно позорного случая Иван осел в отцовском имении и оставался там вплоть до кончины Мазепы-старшего.
Стоит отметить, что в историю с Фальбовским верят далеко не все: многие историки склонны считать, что порочащий рассказ был выдуман Пасеком, который долго держал на Ивана злобу. Женщина была не самой привлекательной внешности, да и не первой свежести. Зато ее родственники обладали полезными связями и определенным влиянием, что позволило Мазепе устроиться на должность писаря к правобережному гетману Петру Дорошенко. Однако и здесь украинцу не повезло: по пути с гетманской депешей в Турцию, он попал в плен к запорожцам.
Казаки, имевшие предубеждение против поляков и их прислуги, готовы были разделаться с Иваном, но тому удалось вымолить у них снисхождение. Дар убеждать людей у Мазепы был развит с самых юных лет. Запорожцы отослали пленника на Левобережную Украину, к тогдашнему «русскому» гетману Ивану Самойловичу. По счастливому для Мазепы стечению обстоятельств, перевозимая им депеша содержала ценные для гетмана сведения, что помогло ему остаться в живых.
Более того, бывший польский писарь был вскоре приставлен к детям Ивана Самойловича, а еще через некоторое время его сделали генеральным есаулом. Почти каждый год гетман отправлял Мазепу в Москву, на поклон к царевне Софье и ее фавориту Василию Голицыну. Иван Степанович неизменно одаривал чету щедрыми подарками и лестными речами. Вскоре Голицын с треском провалил крымский поход, но от опалы его спас не кто иной, как Иван Мазепа.
Он посоветовал фавориту государыни возложить всю вину на гетмана Ивана Самойловича, после чего последний был сослан в Сибирь.
Понимая, что его ставка на победы шведского оружия не сработала, Иван Степанович решил вернуть себе благорасположение победителя - прежнего своего «патрона», российского императора. Он отправил Петру I письмо с деловым предложением: мол, я берусь выкрасть короля Карла XII и передать его вашему величеству, а взамен прошу простить прошлый нехороший поступок и сохранить за мной все принадлежавшие мне земли и имущество. Тогда Мазепа кинулся искать спасения на территории, контролируемой турками. Однако достичь каких-либо карьерных успехов на новом месте экс-гетману не удалось. Всего несколько месяцев спустя после Полтавской битвы, осенью 1709-го он скоропостижно скончался в молдавских Бендерах, бывших тогда под властью Османской империи. Обстоятельства смерти этого «мультипредателя» до сих пор до конца не выяснены и вызывают у некоторых исследователей вопросы. Есть даже предположение, что 70-летний Мазепа, не видя для себя надежных перспектив и опасаясь быть схваченным и казненным за прежние свои измены, предпочел добровольно уйти из жизни, приняв яд. В дореволюционной России, в СССР авторы исторических трудов традиционно ассоциировали деятельность Мазепы с самым низким и подлым предательством. Но вот ведь какая кривая ухмылка истории: столь беспринципный человек, исторический персонаж явно со знаком минус, оказался спустя многие годы поднят на знамена радетелями украинской самостийности.
Именно Мазепу они стали считать одним из главных борцов за создание независимой Украины. Это имя даже стало нарицательным: «мазепинцами» когда-то называли в Малороссии сторонников борьбы за создание Незалежной. А в постсоветской Украине персону Ивана Степановича взялись прославлять с особой силой даже на государственном уровне. Портрет этого многократного перебежчика поместили на одной из купюр, в нескольких городах — Киеве, Чернигове, Полтаве — были открыты памятники Мазепе. Ну а что же с орденом Иуды? Хотя вручить малопочтенную награду самому Мазепе не получилось, однако Петр I позднее все-таки нашел применение такому ювелирному уникуму. Согласно свидетельству современника — датского посланника в России Юста Юля, ему довелось видеть необычную регалию во время придворного маскарада, состоявшегося в декабре 1709 года. Орден с изображением повесившегося Иуды был надет на придворном шуте — князе Юрии Шаховском. Сей знатный вельможа прославился при дворе Петра I как доносчик и осведомитель. Так что государь явно с учетом такой специфики поведения Шаховского повелел наградить его «предательским» знаком отличия во время очередного шумного кутежа, объявленного при дворе Всепьянейшем, Всешутейшем и Сумасброднейшем собором.
Впрочем, став кавалером ордена Иуды, князь Юрий Федорович вовсе не оказался в опале. Наоборот, еще через некоторое время Петр назначил его на только что созданный пост главного гевальдигера — начальника всей военной полиции России. В исторических хрониках можно найти упоминания и о других «хозяевах» этого чудо-ордена.
Романтическая сторона уступает место исторической. Для большей выразительности образа императора Пушкин очень искусно выбрал момент для его обрисовки; он выводит Петра из шатра в момент Полтавского боя, когда все долголетние труды и преобразования императора получают практическую проверку. В этот момент фигура Петра при обретает особенное величие; он весь про никнут со знанием важности и величия минуты. Настроение императора передаётся и его коню; он чувствует всю важность минуты, сливается в одно целое со всадником. В таком виде Петр производит неотразимое впечатление на войска.
Он был «могущ и радостен, как бой». Таким образом, Пётр является гениальным монархом, осуществляющим свои реформы и делающим им проверку. В поэме он рисуется как хороший полководец, умеющий воодушевлять войска своим личным примером. Храбрость, энергия являются главными и характерными чертами Петра.
Мб Глава 16. Это было, вероятно, после того, как победы казаков заставили поляков несколько времени уважать малорусскую народность и православную веру и в знак такого уважения допустить в число дворян королевских то есть придворных молодых особ шляхетского происхождения из православных русских. Не очень вкусно было этим особам в польском обществе, при тогдашнем господстве католического фанатизма.
Мазепа испытал это. Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь. Он был молод, красив, ловок и хорошо образован. Рядом с имением его матери жил в своем имении некто пан Фальбовский, человек пожилых лет; у него была молодая жена. Познакомившись в доме этого господина, Мазепа завел связь с его женою.
Слуги шепнули об этом старому мужу. Один раз, выехавши из дома, пан Фальбовский увидел за собою едущего своего служителя, остановил его и узнал, что служитель везет от своей госпожи к Мазепе письмо, в котором Фальбовская извещала Мазепу, что мужа нет дома, и приглашала приехать к ней. Фальбовский велел служителю ехать с этим письмом к Мазепе, отдать письмо по назначению, получить ответ и с этим ответом явиться к нему на дороге. Сам Фальбовский расположился тут же ожидать возвращения слуги. Через несколько времени возвратившийся слуга отдал господину ответ, писанный Мазепою к Фальбовской, которую извещал, что едет к ней тотчас. Фальбовский дождался Мазепы. Когда Мазепа поравнялся с Фальбовским, последний бросился к Мазепе, остановил его верховую лошадь и показал ему ответ к своей жене.
Тогда Фальбовский приказал раздеть Мазепу донага и в таком виде привязал на его же лошади лицом к хвосту, потом велел дать лошади несколько ударов кнутом и несколько раз выстрелить у нее над ушами. Лошадь понеслась во всю прыть домой через кустарники, и ветви сильно хлестали Мазепу по обнаженной спине. Собственная прислуга насилу признала своего исцарапанного и окровавленного господина, когда лошадь донеслась во двор его матери. После этого приключения Мазепа ушел к казакам, служил сначала у гетмана Тетери, а потом у Дорошенка. Мазепа, кроме польского и русского языков, знал по-немецки и по-латыни, проходил прежде где-то в польском училище курс учения и, будучи по своему времени достаточно образован, теперь мог найти себе хорошую карьеру в казачестве. Здесь он женился. При Дорошенке Мазепа дослужился до важного звания генерального писаря и в 1674 году был отправлен на казацкую раду в Переяславль, где пред гетманом левой стороны Украины Самойловичем предлагал от имени Дорошенка мировую и заявлял желание Дорошенка находиться в подданстве у московского государя.
Через несколько месяцев по окончании этого поручения, Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь к султану просить помощи у Турции, но кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепу повели к допросу в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и к чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенку, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей. Вскоре после того он лишился жены. Самойлович поручил Мазепе воспитание детей своих, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского. В этом звании, по поручению Самойловича, Мазепа ездил в Москву еще несколько раз, и, смекнувши, что в правление царевны Софьи вся власть находилась в руках ее любимца Голицына, подделался к временщику и расположил его к себе.
И перед ним, как прежде перед Матвеевым, вероятно, помогали Мазепе его воспитание, ловкость и любезность в обращении. Голицын и Матвеев оба принадлежали к передовым московским людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приемам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил ее на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось любившему его Голицыну. Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу. Уже давно в Малороссии происходила социальная борьба между «значными» казаками и чернью; к первым принадлежали зажиточные люди, имевшие притязание на родовитость и отличие от прочей массы народа; чернь составляли простые казаки, но к последним, по общим симпатиям, примыкала вся масса поспольства, т. Все старшины, владея доходами с имений, приписанных в Малороссии к должностям или чинам, были сравнительно богаты и необходимо считались в классе значных; тем более причисляли себя к значным и держались их интересов лица, которые получили польское воспитание и облечены были, по своему рождению или пожалованью, шляхетским достоинством.
Гетман, проведший молодость в Польше при дворе польского короля, был именно из таких. Он естественно должен был принести в казацкое общество, куда поступил, то польско-шляхетское направление, к которому так враждебно относилась малорусская народная масса. Скоро выказал Мазепа свои панские замашки и стал вразрез с народными стремлениями. Это тем более было для него неизбежно, что, действуя в польско-шляхетском духе, он одинаким образом должен был поступать для того, чтобы заслужить расположение московского правительства и удержаться на приобретенном гетманстве. Через несколько времени в 1696 году , видевшие близко состояние Малороссии сообщали в Москву, что Мазепа окружил себя поляками, составил из них, в качестве своей гвардии, особые компанейские сердюцкие полки, что он мирволит старшинам, что он позволил старшинам обращать казаков к себе в подданство и отнимал у них земли. Мазепа первый ввел в Малороссии панщину барщину или обязательную работу, в прибавку к дани, платимой земледельцами землевладельцам, у которых на землях проживали. Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков, и этим столько же вооружал против себя малорусскую простонародную массу, сколько угождал видам московского правительства, которое не хотело, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу налогов и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями.
Как только установился Мазепа на гетманстве, тотчас приблизил к себе свою родню. С ним было двое племянников, сыновей мазепиных сестер: Обидовский и Войнаровский. Мать Мазепы, инокиня Магдалина, сделалась настоятельницею киевского Фроловского монастыря. Московское правительство не только не поставило Мазепе в вину его поступков, но, для большего охранения его личности от народа, послало к нему полк стрельцов. Рассчитывая на могущество Голицына, Мазепа всеми способами старался угождать ему до тех пор, пока Петр в 1689 году не разделался с правлением Софьи и не отправил Голицына в ссылку. Мазепа, во время случившегося в Москве переворота, приехал случайно в столицу, разумеется, с намерением кланяться временщику, но, увидавши, что власть переменилась, постарался скорее разорвать связь с прежним правительством и примкнуть к новому. Это ему удалось.
Мазепа стал просить у правительства того, чего именно русское правительство и домогалось в Малороссии, например, прибавки ратных людей, переписи казаков и стеснительных мер против народного буйства. И к Петру лично сумел подделаться Мазепа. Молодой царь полюбил его, и с тех пор считал его искренне преданным своим слугою. Во все двадцатилетнее время гетманства Мазепы в Малороссии проявлялась ненависть к нему подчиненных, выражаясь то теми, то другими попытками лишить его гетманства. Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа, врагом закоренелых казацких стремлений к равенству и ко всеобщей свободе; нелюбовь к Мазепе стала прежде всего выражаться, по малорусским привычкам, доносами и кознями. В конце 1689 года явился в Польшу к королю Яну Собескому русский монах Соломон с письмом от Мазепы, в котором малороссийский гетман изъявлял польскому королю желание присоединить Малороссию снова к Польше и побуждал к открытию вражды против России. Вслед за тем из Запорожья приехали к тому же королю посланцы с предложением принять Запорожье в подданство Польше.
Благодаря одному православному придворному, жившему во дворце короля, о том и о другом узнал московский резидент, живший в Варшаве, Волков, а от Волкова узнали об этом и в Москве. Король послал Соломона в Украину, к гетману, без всякого письма, со словесным обнадеживанием своей милости, а между тем дал тайное поручение львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому войти в сношение с Мазепою. Шумлянский отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом и просил через посланного объявить, на каких условиях желает гетман Малороссии вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, отправил это письмо и привезшего его шляхтича в Москву; Соломон же узнал об этом заранее и не решился уже являться к гетману, а воротился в Варшаву, но чтобы, как говорится, не ударить перед поляками лицом в грязь, нанял на дороге в корчме какого-то студента и подговорил написать ему фальшивое письмо от имени Мазепы. Переписанное набело, это письмо Соломон подписал сам, подделываясь под почерк Мазепы, и поехал в Варшаву, а черновые отпуски письма позабыл взять у студента. Случилось, что прежде чем Соломон доехал до Варшавы, студент, раскутившись в корчме на полученные от Соломона два талера за свое искусство, открыл тайну случившейся там пьяной компании, а затем был арестован и приведен к королю. Студент во всем сознался и представил остававшиеся у него черновые отпуски сочиненного от имени Мазепы письма.
Когда Соломон, явившись к королю, подал ему письмо от гетмана Мазепы, король, зная уже все, велел позвать студента и уличить Соломона в обмане. Черновые отпуски были налицо; запираться было невозможно. Соломон во всем сознался и был посажен в тюрьму, а потом, по требованию русского резидента, выдан московскому правительству. В 1691 году его привезли в Москву, расстригли и под прежним его мирским именем Семена Дротского отправили к гетману в Батурин. Там его казнили смертью. По всему видно, этот Соломон был орудием тайной партии, хотевшей навести подозрение на Мазепу в Москве и подготовить ему гибель. Но еще когда московское правительство не имело в своих руках Соломона, а требовало его выдачи, в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы».
Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника. В Малороссии явился после того новый, более деятельный враг Мазепы и всей панской партии. Это был канцелярист Петрик, женатый на племяннице генерального писаря Василия Кочубея, человек предприимчивый, горячий и деятельный, по крайней мере, на первых порах. В 1691 году он убежал в Сечь с важными бумагами, украденными из войсковой канцелярии, и вооружал сечевых казаков разом и против гетмана, и против московской власти. В следующем 1692 году он ушел в Крым и писал оттуда в Запорожье, что намерен, по примеру Хмельницкого, привести крымцев в Украину, поднять весь малорусский народ и истреблять жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей.
Весть о таком замысле, проникая в Украину, тотчас нашла себе сочувствие; удальцы пустились к Петрику; кто полем, а кто водою. Мазепа отправил в Запорожье казака Горбаченка с подарками к тогдашнему кошевому Гусаку — убеждать его, чтоб он не допускал запорожцев приставать к Петрику; между тем волнение готово было открыться не в Запорожье, а между городовым казачеством в малороссийских полках. Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни; москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» — продажа вина, отданная в руки жидам, с платежом за то в войсковую казну. Горбаченко достал в Сечи и потом, по гетманскому приказанию, привез в Москву договор, заключенный Петриком с крымским ханом. Из этого договора видна была у Петрика мысль освободить от чужеземцев Украину обеих сторон Днепра называемую им княжеством Киевским и Черниговским и образовать из нее одно государство, под именем княжества малороссийского. Предоставлялось обывателям установить у себя такое правление, какое окажется им сродным.
В своем универсале, обращенном главным образом к сечевым казакам, Петрик вспоминал варварства, причиненные некогда малороссийскому народу поляками: «Не сажали ли они братий наших на колья, не топили ли в прорубях, не обливали ли водою на морозе, не принуждали ли казацких жен варить в кипятке своих детей? Он указывал, что малороссийский народ, отдавая неприятелю на сожжение свои города и села, защищает собою Московское государство как стеною, а Москва, в благодарность за то, хочет взять всех малоруссов в вечную неволю: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Очевидно, Петрик хотел повторить почти буквально историю Богдана Хмельницкого. Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути.
Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей.
III.Деятельность и.Мазепы в годы Северной войны (1700-1709гг.)
В 1674 году Мазепа втерся в доверие к правобережному гетману Окраины Петру Дорошенко, женившись на дочери первого зама гетмана. В 1689 одним из первых поддержал Петра I в его борьбе за власть с царевной Софьей Алексеевной. Когда началось правление молодого Петра I, Мазепа быстро завоевал его доверие дельными советами в отношении Польши. В 1689 и 1695 годах Мазепа принимал участие в походах Петра I, которые были направлены на завоевание Крыма и Приазовья, которые, несмотря на надежды гетмана, не принесли Украине никаких благоприятных результатов. В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко.