10 декабря - 43919898152 - Медиаплатформа МирТесен. Шум и хруст усилился, и из-за куста ольхи вышел Кощей Бессмертный собственной персоной. Баба-Яга помогает сказочному герою победить трёхглавого змея или даже самого Кощея Бессмертного. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Кощей Бессмертный и Иван-царевич. Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории.
Кощей бессмертный. Как Карачун обрёл могущество
Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представлю несколько известных картин с участием именитых актеров. Кощей Бессмертный, фотокоторого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями. Налетел Кощей Бессмертный, изрубил в мелкие куски, сложил в смоленую бочку, скрепил железными обручами, бросил бочку в море и улетел в свой замок, а Марью Моревну с собой унес. Исследователь в монографии, посвященной главному злодею русского фольклора, последовательно доказывает, что Кащей Бессмертный и готский вождь Германарих – одно и тоже лицо.
Больше, чем персонаж детских сказок
- Кощей Бессмертный | это... Что такое Кощей Бессмертный?
- Вход в систему
- Почему Кощей бессмертный
- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
- Кощей Бессмертный | это... Что такое Кощей Бессмертный?
- Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок
Откуда пошли Личи из современного фэнтези, и при чём тут Кощей Бессмертный
Значение слова КОЩЕЙ. Что такое КОЩЕЙ? | — «Кто такой Кощей Бессмертный» — Ого! — вслух удивился Матвей, — И кто ж про него написал — то? |
Презентация "Кощей Бессмертный" | Образовательная социальная сеть | Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. |
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя | Кощей Бессмертный и Иван-царевич. Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. |
Родословная Кощея бессмертного
Так же из сказок мы знаем, что Кощей может навести чары на своих пленников и врагов, под действием его силы они могут превратиться в камень, дерево, лед — окостеневают. Отсюда же русское слово "кощун" как синоним слова колдун, "кощуны творить" — наводить смертельные чары. Иногда в неприятных земноводных — змей или лягушек. Легенды утверждают, что в отличие от большинства верховных владык Нави Кощей не любил перевоплощения и практически всегда оставался в своем изначальном облике высокого и сутулого, но могучего старца с длинными седыми волосами и осунувшимся лицом иногда с черепом вместо лица. При крайней необходимости, этот темный колдун мог обращаться в черного ворона. Кощей связан со стихией воды. Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу.
Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. В былинах и русских народных сказках, воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри и действительно получали от этого силу. Эта легенда так же говорит о том, что Кощей связан с культами плодородия и возрождения [1,312]. Глава 3. Практическая часть. Познакомившись с информацией из дополнительной литературы об истории древних славян, я узнал, что наши предки были язычниками.
Чтобы определить, оказало ли язычество влияние на творчество народа, я внимательно перечитал русские сказки, где встречается Кощей Бессмертный: «Марья Моревна» [6, 385], «Царевна Лягушка» [6, 138], «Царевна змея», «Иван Соснович», «Медведко», «Кощей Бессмертный»; «Иван Быкович», сопоставляя верования славян и особенности народных сказок. Анализ образа Кощея Бессмертного в русской народной сказке «Царевна — лягушка" Сказка «Царевна-лягушка» является волшебной мифологической , так как в основе ее сюжета много древних элементов: магические действия, слова и предметы. Рассмотрим персонажей сказки в их соотнесённости с верованиями людей и мифическими персонажами. Иван царевич отправляется на поиски Василисы Премудрой и ему встречается старичок — мудрец, который даёт путеводный клубочек. Это означает, что в поисках своей суженой царевич становится на путь мудрости. На этом пути ему встречается то медведица с медвежатами, то волчица с волчатами, то соколиха, у которой есть соколята.
Но мудрость, любовь и уважение к жизни, не позволили ему охотиться на животных. Он даже щуку пожалел. Клубочек привёл его к Бабе Яге. Баба Яга — это ведунья, которая живёт как бы на границе миров: человеческого — явного и лесного — навного, то есть на границе жизни и смерти и хранит знания, как о жизни, так и о смерти. Она-то и рассказывает царевичу, как победить Кощея, то есть, делится с Иваном этими знаниями: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Дуб — это древо Рода.
Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Яйцо — символ жизни, символ продолжения рода. Утка — символ смерти. Заяц символизирует страх, сундук — сокровенные знания. Повалить дуб и раскрыть сундук помогает царевичу медведь. Медведь — символ Велеса, Бога мудрости, сакральных знаний и богатства.
Но главное, Велес — хранитель Нави, то есть мира, где находятся души наших предков перед тем, как снова воплотиться в явном мире. Другими словами, Иван—царевич при помощи мудрости и сакральных знаний сваливает древо рода Кощея, лишая его помощи его предков. Сундук разбился — Кощей теряет сакральные знания. Из сундука выскочил заяц — Кощея обуял страх, и он в страхе пытается убежать, спасти яйцо — свою жизнь. Зайца разрывает волк — символ отваги царевича. Из зайца вылетела утка: потеря знаний и страх сделали Кощея Бессмертного смертным.
Утку бьёт сокол. Сокол — это символ Рода, солнца, света. Сокол — этот тот, что с кола, то есть птица, которая пикирует вниз с огромной высоты, как солнечный луч с солнца. Другими словами, светлая сила рода царевича побеждает смертного Кощея, яйцо его жизни выпадает и падает в море. Яйцо — это не только символ жизни, но также и символ Рода. Море — символ мира Нави.
Правь — мир Богов, Явь — наш явный мир, Навь — мир, где обитают духи и души предков, откуда они приходят на новые воплощения. Получается, что Кощей не только лишён поддержки своего рода, его род полностью уничтожен в явном мире, он остался один, но в Нави есть души из его рода, готовые прийти на воплощение, родиться. Щука — обитатель мира Нави выносит яйцо последнюю надежду рода Кощеева Ивану Царевичу, которое он разбивает и достаёт иглу, на конце которой — смерть Кощеева. Этой иглой он и убивает Кощея и вызволяет из плена свою жёнушку. Так и был побеждён Кощей во всех трёх мирах: в Прави сокол , в Яви волк и в Нави щука. Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении.
Он владеет колдовством, жаден, некрасив, безжалостен. Занимается тем, что похищает чужих невест, крадёт их красоту. Данный персонаж властен, потому что он имеет власть над жизнью и над судьбами героев. Он превратил Василису в лягушку, что говорит о том, что он распорядился её жизнью и судьбой. Из-за этого он заставил главного героя сказки Ивана-Царевича мчаться к нему за спасением царевны. Он хитёр ,коварен, бездушен, что красочно доказывают его поступки.
Его роль в сюжете - это зеркальное отражение положительно героя Ивана-Царевича: храброго и доброго. Кощей является воплощением зла, показателем того, что если причинять людям зло, то оно рано или поздно обернётся против тебя. Суть сказки заключается в том, что человек должен ценить то, что имеет. Ради достижения своих целей иногда необходимо преодолевать некоторые трудности. Мои практические выводы В ходе исследования я прочитал много сказок и мифов, изучая предмет исследования: героя сказок Кощея Бессмертного. В моей гипотезе я выдвинул предположение, что волшебная сказка основана на мифах, и что через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного.
В подтверждении моей гипотезы о сказочности героя, являются факты, которые я нашёл в литературе [4, 119]. Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, В сказках Кощей Бессмертный управляет временем: ускоряет, замораживает, поворачивает вспять. В-третьих, олицетворение сил природы. Кощей Бессмертный обращает живые существа в камни и деревья, а людей — в животных или птиц. В-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк. Верным другом помощником, и спутником у Кощея выступает конь, умеющий говорить.
Он — наполовину живое существо, наполовину скелет, обладающий высокой скоростью в передвижении, острым слухом и чутким нюхом. Эти волшебные превращения доказывают, что Кощей Бессмертный — это многогранный персонаж с долгой историей, вызывающий много вопросов. Его можно назвать фольклорным мифологическим персонажем, который встречается во многих сказаниях и сказочных историях. Кощей Бессмертный не самостоятельный фольклорный образ. В сказочные истории он проник из древнеславянской мифологии. Образ Кощея Бессмертного — многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной.
Он - волхв, наделённый страшной внешностью и владеющий магией. Иногда чародей перевоплощается в чёрного гигантского ворона и летает по всем трём мифологическим мирам —Яви, Прави и Нави. В легендах Кощей — тьма и зло. Он уничтожает всё живое на своём пути. Он приносит горе, болезни, вызывает преграды, катаклизмы. Некоторые исследователи фольклористы предполагают, что имя персонажа происходит от слова «касть»- мерзость, пакость, гадость, хворь, порча.
Также ряд экспертов придерживается мнения, что правильное именование существа — Бес, тёмный колдун — брат Горыныча. Победить Кощея Бессмертного можно только разбив яйцо с его душой, на поиски которого и отправляется в русских сказках главный герой. Сказка — это всегда победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, пусть даже такие страшные и зловещие, как Кощей Бессмертный , а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии. Эти черты волшебства я проанализировал в сказке «Царевна лягушка», где многие действия героев объясняют историческую основу происходящего, и, в частности, сказочного героя Кощея Бессмертного.
Почему все любят сказки? Ответ на этот вопрос оказался самым простым. Для детей чудеса и волшебство реальны. Мы не просто верим в них, мы убеждены, что мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Работа с тестами.
Работая с данным исследованием, я узнавал много нового о волшебных сказках и, в частности о сказке "Царевна - лягушка", поэтому я решил провести опрос среди учащихся моего класса. Мне стало интересно, что думают ребята о волшебной сказке и предмете моего исследования мифологической основе образа Кощея Бессмертного.
Самой желанной добычей для них, были конечно же красивейшие славянские девицы, которые очень ценились и на западе и на востоке. Клиентами же, жаждущими заполучить столь желанный «товар», были в основном богатые, престарелые , кряхтящие западноевропейские дедушки, днями чахнущие над своим златом. Как говорится седина в бороду , а бес в то самое место!
Жили эти кощеи далеко. Такое расстояние мозг тогдашнего человека, да еще и не видевшего ничего дальше своей деревни, осознать просто не мог. По этому то место, и дорога до него, называлась просто : там за морем-океаном или за тридевять земель! Техническое превосходство западной Европы в те времена, на много превосходило восточноевропейские территории.
В них же — зрелость смертных людей, быков и овец. В них же — мужество и могущество. В них же — вечный огонь. В нем же — весть о мягкошерстных ягнятах. В них же — полное послушание. В нем же — правый кострец. В нем же — рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага! Кстати, Кощей по-чеченски будет Хожа. В ангольской сказке «Цари животных» угадывается известный всем сюжет русской сказки «Иван-царевич и серый волк»: — Уходи скорее! Если тебя увидит Царь змей, он отдаст тебя на съедение своим подданным. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. Это два принципиально разных героя. Славянские рунические образы вообще необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного смертного читателя. Этими образами в владели лишь Волхвы, ибо запись и прочтение рунического образа — дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца и прочих джедайских наворотов 0.
Старица - это 8 тысяч человек, река Волга, у которой в этом месте каменное русло, и десятки красивейших, но очень запущенных архитектурных памятников. Единственное яркое пятно в ландшафте - Успенский монастырь. Фонд по его восстановлению возглавил самолично министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Время от времени он привозит сюда крупных бизнесменов. Недавно даже Чубайс на вертолете прилетал. Почему Кощей?! Это был любимый город Ивана Грозного. Здесь родился первый русский патриарх Иов. Старица - это Мекка спелеологов: под городом расположены заброшенные каменоломни, в которых добывали известняк. Именно из нашего камня были построены белокаменная Москва, Смоленск, Великий Новгород. Но потихоньку народ успокоился. Начинает побеждать мнение, что пусть хоть горшком назовут, лишь бы город наконец ожил. Так что теперь мы готовим очередную статью, смысл которой в том, что Кощей - не такой уж и злыдень. А кто же? Разве он кого-то убил? Или съел? Он даже ничего не разрушил. Только тягал к себе Василису Прекрасную, да и то отпускал в целости и сохранности. Обычный сексуальный маньяк-неудачник. В народе даже просыпается к нему какая-то симпатия. Недавно один бывший непримиримый враг Кощея принес нам проект коллективной игры для туристов под названием "Сломай иголку". Сидим, изучаем. Один из входов в каменоломню, в которой, согласно официальной теперь уже версии, живет Кощей Бессмертный, расположен прямо на крутом берегу Волги. Года три назад, еще до того, как Борис Гуров успел так удачно сходить ночью в магазин, здесь уже пытались строить туристический комплекс. Тогда Старица выиграла конкурс "Возрождение малых городов России" и получила финансирование на строительство национального парка "Старицкие пещеры". Но проект погряз в согласованиях: сначала тормозили проектировщики, потом тянули с экспертизой экологи, а в какой-то момент иссякло и финансирование. Памятником этому проекту остался недостроенный бетонный монстр на берегу реки. Сейчас появилась надежда на то, что животворящий дух Кощея Бессмертного реанимирует-таки этот проект. Только ведь наверняка опять послезают с высокопоставленных печей ильи муромцы с портфелями и все испортят. Давно пора сказку переписать. Нашли какие-то монетки, рисунки, обрывки текстов и по ним - раз-два и написали. Кто проверял? Когда я стал взрослым, я пришел к выводу, что историки - это еще те литераторы. Они твоей стране такую историю могут написать, что жить не захочешь. А захотят - и наоборот, подарят драйв целым поколениям. И можно очень легко управлять людьми без всяких войн и насилия, без лишних бумажек и документов - всего лишь меняя мифы, которыми они питаются. Мы только сейчас потихоньку этому учимся. Причем пока не на пятерки. А многие страны уже давно овладели этим мастерством в совершенстве и совсем в других масштабах. Кто сказал, что швейцарские часы лучше японских? Кто сказал, что в США живут самые счастливые люди? Кто сказал, что Париж красивее Праги? Кто сказал, что Кощей Бессмертный - это сказочный персонаж, а не реальное лицо? Но есть историки, которые выдвигают версию, что русские народные сказки - отражение реальных исторических событий. И что Кощей, он же Вострогот, он же Германарих, - это король восточных готов, который совершал опустошительные походы на наших предков. Он был убит в 375 году нашей эры на 110-м году жизни. Так что для нескольких поколений славян он действительно имел ореол бессмертного.
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя
Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?» | Наиболее вероятный исторический претендент на роль Кощея Бессмертного — готский король Германарих, правивший в VI веке. |
Кощей Бессмертный: история появления персонажа и значение имени — Бэби.ру | Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. |
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный? | Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве. |
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя | Анатомия Кощея: кем может быть бессмертный сказочный злодей с точки зрения науки. |
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в раннем детстве. Анатомия Кощея: кем может быть бессмертный сказочный злодей с точки зрения науки. Возможно, Кощей Бессмертный олицетворяет собой процесс трансформации из одного состояния в другое. Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок. 7 интересных фактов о личности Кощея Кощей – главный злодей русских сказок – Самые лучшие и интересные новости по теме: Кощей Бессмертный, сказки, факты на развлекательном портале Кто такой Кощей Бессмертный из русских сказок? Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону, дочь Деметры.
Версия первая: народный вымысел (фольклор)
- Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
- Символ Победы
- Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь - 22 Августа 2011 – Земля - Хроники жизни
- Популярное в разделе
- Тайны русских сказок. Кощей Бессмертный Кто он такой на самом деле? - ЛИТИНТЕРЕС
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)
Как и когда создался Буян-остров, предания молчат". Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Изд-во "Индрик", М. Дальше Афанасьев продолжает: "…дуб мокрецкий", который "ни наг, ни одет", то есть и засохший, и живой, с отпрысками, не развившийся, а ветры из "тутошнего", проявленно-тварного мира, приносят под этот дуб семена, зародыши, остающиеся "от суровости нечистой силы мороза - для новой жизни" с. Замок мог быть, как железным, так и символическим. Во многих заговорах, например, в обряде первого выпаса скота, когда хоровод напевал магическую песню для сохранности стада от зверей и мора, в конце действа всегда упоминался замок, на который крепко запирался хороводный круг и ключ такой же символический как бы выбрасывался, или поступал на хранение какому-нибудь божеству, например, Заре, духу Воды или им подобным. Заяц, как известно, - символ плодовитости, недаром олицетворялся в образах богинь. Вспомним, что Саксонская Богиня Истер Eostre , которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи. Заяц позднее, кролик во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках.
Утка Мировая Утица — Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо — символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла спица? Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не правда ли, символично?! Яйца - писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами и яйчатами, непременная яичница в обрядовой еде — всё делает яйцо значимым элементом жизни и об этом можно много рассказывать, но, именно, яйцо, зарытое в землю, думается, непосредственно связано с культом Кощея. Теперь необходимо вспомнить и о спутнице Кощея, Маре или Моране. В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели.
Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Её символы - черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она несла ещё одну функцию — помощь в уборке урожая посредством срезания убивания созревших колосьев. И если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, и, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая посевное зерно и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз.
Некоторые склонны видеть связь имени злодея с древнерусским словом «касть», переводящимся, как «гадость», «мерзость» и т. Есть еще вариант, корни которого уходят к нижнелужицкому термину «костлар» «заклинатель». Нет однозначного ответа и на вопрос, кто же такой — этот легендарный Кощей. Славянский бог «холодной» смерти Карачун, перекочевавший в сказки? Или русская вариация германского божества Одина? Или, может, Кощеем назвали обычного волхва, несколько пострадавшего от мороза?
Кстати, родиной Кощея Бессмертного считаются северные земли.
Практически скелет, смердящий от остатков гниющей плоти — пакость, грязь, логично продолжить, что это и перегной, чернозём — то, что станет питательной средой для растений, которые были упрятаны силою ли ветра, или пахаря в землю, и произрастут новыми побегами жизни. Вспомним, что в сказках Кощей получает богатырскую силу только после того, как выпьет большое количество воды после таянья снега или орошения? И ни заслуга ли его в том, что весной всё зазеленеет Кощеевым цветом — ведь это он сохранил семена?! Так не сохраняющая ли это некая сила — хранительница в таком неприглядном облике?! И если это так, то почему именно сгнивший труп — образ такого необходимого для жизни божества? Ответ, мне кажется, напрашивается сам. Культ предков — важнейшая составляющая ведической культуры и верований.
Предки — хранители и защитники, духи предков - посетители Яви в определённые циклические праздники, когда для них открываются ворота Нави, предки — такой же объект поклонения, как и само Солнце. Даже боги, по мнению некоторых исследователей культуры древних славян, несут, скорее, имена знаменитых пращуров, основателей родов и героев. К месту упомянуть, что Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя в берестяных грамотках XII века из Новгорода и Торжка. Поэтому не будет невероятным предположить, что Кощей — это символический собирательный божественный образ предков, прах которых служит делу сохранения и возрождения жизни после смертельно опасного периода — долгой зимы. Характерно, что символ Солнца, конь, неизменно присутствует в сказах про Кощея и Царевича. Заметим, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его конь становится сильнее коня противника. То есть соответственно, когда конь — Солнце весны, светит ярче и длительнее зимнего Солнца, наступает перелом в их поединке. Солнцу всегда помогал младший брат, огонь.
Для этого возжигали костры на вершинах холмов, зажигали колёса, которые потом скатывали с горки. И ко всему прочему, как уже упоминалось, огонь тепло обладает плодоносной силой. А кто такой этот Царевич? Почему Мара Моревна то и дело переходит увозится то одним, то другим соперником. Тут опять нужно вспомнить о том, что все явления природы для древних славян, как и для нас с вами, цикличны, обратимы, смерть одной ипостаси божества — это всего лишь его воскрешение в другой. Как не умирает Солнце, а только последовательно становится то Хорсом, то Ярилом, затем Даждьбогом, потом Световитом, перерождаясь опять в Хорса, так и остальные божества умирают, рождаются, уходят, приходят, словно в вечно движущемся хороводе. И Царь Кощей не мог быть исключением.
Словно тёмный вихрь, врывается волшебник в мир людей, принося горе и разруху. В некоторых сказках колдун появляется верхом на говорящем коне, который похож на своего владельца невероятной худобой. Конь может видеть будущее и скакать на немыслимой скорости, выходя за пределы времени и пространства. Иногда он предупреждает своего владельца о грозящей опасности. Как и Баба-Яга, Кощей обладает отличным обонянием и, чуя спрятавшегося человека, негодующе восклицает: "Русской костью пахнет! Исключением становятся молодые красавицы, которых Кощей похищает, уносит в свой замок и держит в заточении. Вторая страсть злого колдуна - драгоценности. Его подвалы полны сокровищ: золота, самоцветов и жемчуга. Кощей чахнет над златом и ревностно оберегает добытые богатства от посягательств. Он губит незваных гостей на подступах к своему жилищу. Хитрые пленницы и доверчивый похититель Отважные богатыри и царевичи отправляются на поиски Кощея, чтобы освободить своих невест, сестёр и матерей, похищенных злодеем. Родственники пытаются отговорить смельчаков от опасной затеи, ведь тем предстоит пересечь границу потустороннего мира и оказаться на территории мрака и смерти. Храбрецы остаются тверды в своём решении и добираются до замка колдуна. По дороге им встречаются добрые персонажи, которые помогают полезными советами и волшебными подарками. Проникнув в дом Кощея, герои вынуждены спрятаться, так как почти сразу возвращается хозяин. Злодей не в духе, но пленница ласковыми речами смягчает его и выпытывает, где находится Кощеева смерть. Примечательно, что с женщинами Кощей ведёт себя мило: он шутит, внимает их интересу и делится переживаниями. Коварный и жестокий чародей неожиданно проявляет чудеса доверчивости и выдаёт свою главную тайну: "На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — смерть моя".
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя
Воспоминания о тех временах сохранилось в русском фольклоре в виде преданий о Кощее Бессмертном. Само слово «кощей» можно встретить в летописях XI–XII веков, оно означает там раба или пленника, скорее всего, являясь заимствованием из тюркского и этимологически не связано с могучим магом Кощеем. Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж.