Иверская икона Божьей Матери — один из самых известных образов Богородицы. Согласно преданию, Иверскую икону Богородицы, написал евангелист Лука с благословения Божьей Матери в дни Ее земной жизни. в день Иверской иконы Божией Матери. Празднуем мы, братие и сестры, в честь святой иконы Божией Матери Иверской, которая сначала была в доме одной благочестивой вдовы в Никее в IX веке, в годы гонения на святые иконы при императоре Феофиле. Двадцать шестого октября православный мир по традиции поклонится иконе Иверской Божьей матери, прося ее о прощении грехов и исцелении недугов. Православные верующие 26 октября отмечают день памяти Иверской иконы Божией Матери.
Историческая справка.
- Комментарии
- Даты празднования икон Божией Матери
- Предыдущие выпуски
- История обретения чудотворного образа Иверской Божией Матери
- Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году: дата, чем известен образ
Иверская икона Божией Матери в 2025 году: когда празднуют, какого числа отмечается
26 октября отмечается день Иверской иконы Божией матери. [1] "Иверской иконы Божией Матери. Празднование с 1656 года в честь принесения ее в свято-озерской монастырь" (Сергий (Спасский), архиеп. Смотрите видео онлайн «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ / ПРАЗДНИК ДНЯ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 26 апреля 2022 года в 0:50, длительностью 00:03:22, на видеохостинге RUTUBE. Русская православная церковь 26 октября празднует день перенесения Иверской иконы Божьей Матери в Россию.
Праздник Иверской иконы Богоматери: что категорически нельзя делать 26 октября
Этот тип иконографии называется Одигитрия, что с греческого переводится как «Путеводительница». Иверская, как и другие почитаемые иконы Богоматери, имеет свою историю и свои особенности. Богоматерь на Иверской иконе держит левой рукой Младенца, а правой указывает на Него как на Спасителя. Христос же одной рукой благословляет, а во второй держит свиток, символизирующий Евангелие. Из истории иконы Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
Согласно церковному преданию, икона находилась у одной благочестивой вдовы.
Во время гонений на христиан икону хотели уничтожить. Воин копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь. Чтобы сохранить святыню, вдова посулила императорским воинам деньги за то, что они до утра не тронут икону. Сама же вместе с сыном пошла к морю и опустила икону в воду.
Предположено было создать обитель во всем подобною Афонскому Иверскому монастырю. В том же году преступлено было к созданию обители и воздвигнуты были два временных деревянных храма: один во имя Пресвятой Богородицы Иверской, а другой с теплою трапезою во славу святителя Филиппа. В следующем году принесены были в новосозданную обитель из Москвы части мощей святителей Петра, Ионы и Филиппа. Сопровождавшие их встретили за 20 верст от Иверскаго монастыря шествующие туда же мощи преподобного Иакова из Боровичей это было 24 февраля. Отслужив литургию в крестопоклонную неделю 26 февраля , патриарх отправился в Москву и немедленно послал в святую Афонскую гору с тем, чтобы там с Иверской Афонской иконы написана была икона для новосозидаемой обители. По написании ее совершенно согласно с древнею чудотворною, она была отправлена в Москву с тем же подвижником, священником Корнилием, который сопровождал и первую Иверскую икону в Москву в 1648 году , и еще иеромонахом Никифором. В Москве между тем украшаема была золотом, жемчугом и драгоценными камнями Иверская икона, привезенная с Афонской Горы. По свидетельству патриарха, на золотую ризу, убрус Богоматери и венцы и на все украшение этой иконы употреблены им сорок четыре тысячи рублей. Украшение окончено 1 марта 1656 года, как видно из исторической надписи на самой иконе. Предстательство Божией Матери, явленное в разных чудесных случаях на Валдае, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной.
В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая! Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы. Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет. Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан. Иверская часовня у стен Московского Кремля. По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование: «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую Вратарную и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ / ПРАЗДНИК ДНЯ
День Иверской иконы Пресвятой Богородицы 25 февраля: обычаи и приметы праздника. «Иверская икона Божьей матери почти сразу стала чудотворной, – рассказал у иконописец Владимир Кобзарь. Иверскую Икону Божьей Матери принято считать талисманом святого места и настоящим сокровищем. Икона божией матери иверская. Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы. В этот день верующие чтят Иверскую икону Пресвятой Богородицы, ее еще принято называть Вратарницей или Привратницей. Икона Пресвятой Богородицы "Иверская", принадлежавшая доктору Евгению Сергеевичу Боткину, убитому вместе с царской семьёй, в Музее святой царской семьи в Екатеринбурге.
История иконы
- ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - Древо
- Иверская икона Божией Матери: 5 праздничных дат, когда история становится ближе+фото
- Православный праздник
- Празднование
- Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году: дата, чем известен образ
26 октября - День празднования Иверской иконы Божией Матери
Каждый день перед Иверской иконой в Москве служатся молебны с акафистом. Новый образ уже прославился многими чудесами. Описание иконы Иверская икона написана по типу «Одигитрия» Путеводительница. Младенец находится справа, сидит на левой руке Богородицы. В левой руке Его — свиток, а пальцы правой руки сложены для благословения.
Голова Пресвятой Богородицы покрыта омофором со звездами. На голове Ее — царская корона. У этой иконы есть отличие от других, на правой щеке Пречистой — рана от меча, из которой струится кровь. Это изображают в воспоминание того события, происшедшего с иконой во время иконоборчества.
День памяти Иверской иконы Дней памяти у образа несколько: 25 февраля; 26 октября; 6 мая. Еще один день празднования иконы — переходящий, бывает во вторник Светлой Седмицы. По месту нахождения иконы Грузинский монастырь, то есть Иверский она получила название «Иверская». Другое название образа — Портаитисса, что значит Привратница.
Народный календарь: Агафонов день У народного праздника, посвященного сразу нескольким событиям, немало разных названий. Фото: Екатерина Иванова. RU На Руси в Агафонов день было принято ходить в баню, чтобы перед зимой пропариться по-настоящему. Считалось, что если это сделать в Агафонов день, он же Банный или Карпов день, недуги, связанные с осенне-зимними простудами, обойдут стороной. Хорошим подспорьем считались веники. В старину их делали из листьев березы, дуба, ольхи, крапивы или хвои. Распаренными вениками лечились от недугов, прогоняли темные силы. Что нельзя делать 26 октября, в Агафонов день Согласно народным приметам, люди, собравшиеся в баню, должны были снять нательный крест. Если этого не сделать, банный дух, которого прозвали Банником, может так разозлиться, что люди не заметят, как ошпарятся кипятком или получат другие увечья. В Агафонов день также запрещается: Выходить из бани лицом вперед, как это положено.
Если не повернуться и не выйти с точностью до наоборот, можно получить сильный удар в спину. Таким образом, Банник давал понять, кто в бане хозяин и почему здесь надо следовать его правилам. Во время мытья в бане делиться планами, рассказывать о своих мечтах. Банник все сделает, чтобы помешать им сбыться. Употреблять спиртные напитки. Расплатой за непослушание станут болезни и безденежье. Ссориться, конфликтовать с родственниками, друзьями, соседями.
Перевод: От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.
Женщина обещала посланцам императора Феофила богатство и уговорила их оставить образ до утра. Ночью она вместе со своим сыном тайком вынесла икону и опустила ее в море. Икона поплыла по волнам и прибыла к стенам Афонского монастыря. Монахи видели огненный столп, поднимающийся от моря до неба и заметили икону, стоящую на воде. Монахи молились о даровании святыни, и Божия Матерь явилась монаху Гавриилу когда он спал. Богоматерь приказала ему идти по воде, взять икону и перенести ее в монастырь. Икону торжественно внесли в храм монастыря, прославив Бога за произошедшее чудо. Однако, на следующий день образ исчез из церкви. Его нашли над вратами монастыря, и все попытки вернуть икону в храм оказались безуспешными. Богородица открыла свою волю монахам: ей хотелось охранять святое место от врагов и демонических нападений. Поэтому икону установили над входом в монастырь, где она и сейчас находится. Из-за этого события икону еще называют "Вратарницей" или "Портаитиссой".
Народные приметы на День Иверской иконы Божией матери. Почему 25 февраля нужно покаяться
Иверская икона Божией Матери — одна из чудотворных святынь, которая была обретена более тысячелетия назад. Иверская икона Божией Матери. В четверг, 4 мая, православные отмечают праздник в честь Моздокской (Иверской) иконы Божией Матери.
Празднование иконы Божией Матери "Иверская"
Еще один образ находится в Моздоке. Считается, что эта копия так же, как и оригинал, самостоятельно может выбирать себе место пребывания. Например, во время переселения осетин она была настолько тяжелой, что самые сильные мужчины не смогли ее поднять. Тогда было принято решение перенести икону в храм в Моздоке. Интересно, что один из списков находится даже на Гавайях в православном храме, и эта икона мироточит. Первый установлен в память об обретении святыни монахами афонского монастыря.
Оно произошло через день после Пасхи, предположительно в начале ХI века. Современные верующие вспоминают это чудо во вторник Светлой седмицы. Еще одно празднование установлено в память о том, как первый список афонской святыни прибыл в Москву. Торжественная встреча иконы состоялась осенью 1648 года, и верующие вспоминают об этом важном событии 26 октября. Другой афонский список был передан Русской церкви также в XVII веке, через несколько лет после первого.
В 1656 году он был перенесен в Валдайский монастырь, основанный патриархом Никоном по образцу Иверской обители на Афоне. Праздник в честь этого отмечается 25 февраля. Он связан с возвращением Церкви в 2012 году древнего списка, много лет хранившегося в Историческом музее. Второе обретение образа теперь отмечается 6 мая. Значение Иверской иконы Божией Матери О большом значении Иверской иконы для православных верующих говорит в первую очередь ее широкое распространение — ее почитали цари и простые люди.
В дореволюционной Москве стояли очереди, чтобы поклониться и приложиться к святыне, а когда ее чтимый список возили по домам, каждый считал за честь и благословение принять его у себя. Иверскую часовню до революции называли религиозным центром Москвы. Ее восстановление стало одним из знаковых событий в период возвращения и возрождения веры в современной России. Помимо всенародной любви к древней иконе, ее важность подчеркивает и церковное предание. Принято считать, что святыня после своего чудесного появления на Афоне ни разу его не покидавшая, оставит Святую гору перед Вторым Пришествием.
В противном случае человек может накликать на себя со здоровьем. Нельзя ссориться и распространять сплетни. Не рекомендуется в эти сутки вспоминать о старых обидах. В таком случае есть риск испортить отношения с близкими людьми.
Ибо ведь пламя страстей часто более опасно, чем пламя огня вещественного. Особенно похоть плотская возжигает пламя в душе и теле человека, и угасить это пламя, сильнейшее огня вещественного, может только огонь любви к Богу, орошающий и помогающий угасить пламя огня похоти, как любовию к Богу более, чем огнем вещественным, опалялись отроки в пещи Вавилонской, как преподобный Мартиниан впоследствии стал обнаженными ногами на огонь, чтобы угасить пламя похоти, возжженное в его сердце блудницей, пришедшей к нему под видом странницы, потом сделавшейся великой подвижницей, под именем Зои. Вот почему именно в девственных телах три отрока Вавилонские, победившие пламя страстей постом, остались неопалимыми в пещи Вавилонской, их спасло то, чему пребывание их в пещи в девственных телах было прообразом: вселение Бога спасающего в девственную утробу Божией Матери, не опалившуюся огнем Божества. Вот о каком хранении Божией Матерью всей жизни нашей напоминает явление иконы Ее Иверской. Она охраняет как бы все входы и исходы нашей жизни и потому называется «благой Вратарницею, райские двери всем отверзающею». Как бы в знамение того Она и избрала себе место над вратами обители Иверской, что хочет Она охранять жизненные входы и исходы человека. Так и в Москве Она охраняет как бы входы и выходы народа русского, стекающегося отовсюду «в сердце России», столичный город ее Москву. Так и здесь, во Владикавказе, самый храм, устроенный вблизи базара, напоминает о том, как необходимо все свои входы и исходы движущемуся здесь непрестанно народу осенять небесным благословением благой Вратарницы, Божией Матери. Пусть люди, преданные суете житейской, хотя по дороге воспринимают это осенение Покрова Божией Матери, если не могут они, обремененные житейскими заботами или немощами, постоянно и часто приходить на молитву и воспринимать освящение всей жизни чрез эту непрестанную молитву. Но какая польза, подумают, быть может, некоторые, от такого мимолетного осенения?
Не то же ли это, что движение ветра, коснувшееся человека и пропадающее затем бесследно? Нет, и краткое осенение небесное может быть очень полезно человеку. Ведь как часто человек с одними мыслями входит в храм, с другими выходит!
Афонские иноки Иверского монастыря несколько дней видели в море огненный столп, восходящий до неба. Они пришли к берегу и увидели святой образ, стоящий на воде. Икону принесли в храм, однако на следующий день ее нашли над воротами обители.
Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла одному из иноков во сне, что хочет быть их Хранительницей. Другие программы.
Иверская икона Богоматери: какого числа по церковному календарю?
Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами — «Вратарницей» или «Портаитиссою». История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворной иконе БогоМатери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича 1645—1676 архимандрит Новоспасского монастыря Никон впоследствии Патриарх всея Руси обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список копию чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря триста шестьдесят пять монахов сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери. Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы.
Другие чтимые списки Иверской иконы Божьей Матери, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете. Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона БогоМатери исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.
Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская» Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. Тропарь, глас 1 От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая. Кондак, глас 8 Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Икос 1 Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: "Не разлучайся Иерусалима, жребии же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит". Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; Радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится. Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелиа воззвание; Радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение. Радуйся, высото добродетелей; Радуйся, глубино смиренномудрия. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Икос 2 Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; Радуйся, низложившая тамо идолов.
Радуйся, насадившая тамо веру истинную; Радуйся, неверие отгнавшая. Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; Радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ; Радуйся, Споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем; Радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; Радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Кондак 3 Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа. Икос 3 Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелиа в землю Иверскую; Радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову.
Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; Радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; Радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая.
При императоре Феофиле 829 - 842 иконоборцы , уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем [4] ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь.
Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли [5] , женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море. Поддерживаемый незримой силой, образ встал на воде, и волны понесли его в море. Гавриил идёт по водам к Иверской иконе Божией Матери.
Грузинская икона Прошло более полутора веков. В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде.
Предание[ править править код ] По преданию, возвещенному преподобным Нилом Мироточивым посмертно в XIX веке, перед концом света Афон погрузится в пучину страстей. Тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору [2]. Это будет одним из предзнаменований скорого Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев уходить с Афона [6].
Считается, что Божья Матерь сама выбрала место для иконы в обители: сначала образ находился в соборе, но неоднократно его обнаруживали над воротами. Тогда икону поместили у входа в монастырь и стали называть «Вратарница» «Портаитисса» - греч. Скорее всего, изначально Иверская икона не была связана с Грузией, как утверждается в одной из версий ее происхождения.
Но этот образ Богородицы навсегда остался связан с монастырем, основанным на Афоне выходцами из Иверии. А в XVI веке икона была украшена серебряным окладом, изготовленным грузинскими мастерами. Тесно связана история Иверской иконы и с Россией. От них получили распространение дальнейшие списки, разошедшиеся по разным храмам и обителям. Это событие, произошедшее в 1995 году, обновило народное почитание иконы после десятилетий богоборчества. Еще один список, сделанный на Афоне в ХХ веке, оказался в канадском Монреале. Его привез со Святой горы и бережно хранил паломник Иосиф Муньос Кортес. После того как икона стала мироточить, в течение 15 лет он до своей трагической гибели и исчезновения святыни возил чудотворный образ по православным приходам Америки, Новой Зеландии и Европы. В чем помогает Иверская икона?
Помогает не Иверская икона, а Богородица и Христос, чьи образы запечатлены на ней. Икона — это дополнительное средство в общении человека с Богом. Неправильно воспринимать ее как волшебный предмет. И хоть иконы и называют чудотворными, чудеса на самом деле творит Бог, а помогают Ему в этом Богородица, архангелы, ангелы, святые. Верующие обращаются к ним со своими просьбами стоя перед иконами, потому что те становятся неким связующим звеном, способным соединить порывы души и сердца с телесной потребностью видеть и чувствовать. Известно немало чудесных случаев, связанных с Иверской иконой. Излечения от болезней, разрешения сложных ситуация и другие позитивные изменения происходили по молитвам как у афонского образа, так и у различных списков. Молитвы даже перед маленькой картонной иконкой с репродукцией бывают услышаны, если они произносятся с глубокой верой. Свидетельств об исполнении прошений за столетия почитания иконы накопилось немало.
И многие из них указывают на то, что Богоматерь Сама знает, в какой помощи нуждаются обращающиеся к Ней. Так, например, в XIX веке некий учитель музыки потерял слух и уже не рассчитывал на его восстановление. Однажды, проходя мимо Иверской часовни в Москве, он, протестант, не признававший икон, вдруг почувствовал потребность зайти и помолиться перед любимой православными святыней.
Икона Иверской Божьей Матери
«Иверская икона Божьей матери почти сразу стала чудотворной, – рассказал у иконописец Владимир Кобзарь. Иверская икона Богородицы, праздник в честь которой отмечают православные 26 октября, именуется Вратарницей или Привратницей. Согласно преданию, Иверскую икону Богородицы, написал евангелист Лука с благословения Божьей Матери в дни Ее земной жизни.
История Иверской иконы Божией Матери
- Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери 2025
- Молитвословия
- Лента новостей
- День Иверской иконы Божьей Матери: как его отмечать, чтобы исполнились желания
Икона Богородицы Иверская
Икону написали за один год, освятили на Святой Афонской Горе и торжественно принесли в Москву. Икону разместили на Воскресенских воротах Китай-города — главных воротах при въезде в Москву. Сегодня это ворота на Красную площадь. Кто из вас бывал в Москве, наверняка помнит врата, на которых закреплен герб нашего государства, а между этих врат стоит маленькая зеленая часовня, посвященная Иверской иконе Божией Матери. Все, кто приезжал в Москву, спешил, прежде всего, к «Вратарнице», к Царице Небесной, чтобы поклониться, попросить благословения на какие-то дела. При советской власти часовня и врата разрушили, икона пропала. Есть мнение, что она находилась в храме Воскресения Словущего в Сокольниках, некоторые реставраторы и историки считают, что эта икона сегодня находится в запасниках Исторического музея. А есть мнение, что она просто была уничтожена, утрачена.
В 1995 году Патриарх Алексий II также обратился в Афонский Иверский монастырь с просьбой снова написать копию с первообраза и принести торжественно в Москву. С величайшим благоговением, почетом и радостью новая копия Иверской иконы Божией Матери была принесена в столицу. Она неделю находилась в кафедральном Елоховском Богоявленском соборе, где служили молебны, акафисты. Мне посчастливилось быть на этих службах.
Отметим, и как же произошло обретение святыни. По велению Богоматери инок смог просто пройти по воде и принять святыню. Ее же затем поставили в храме. Однако, несколько раз потом находили ее над вратами обители. Почему же так вышло? Все дело в том, что хотела Богородица стать Хранительницей иноков, о чем она поведала позднее Святому Гавриилу.
Тогда и поставили святыню над вратами. Стоит сказать, что и в России есть несколько списков святыни. Например, чтится образ Богородицы, который располагается в часовне при Воскресенских воротах, в Москве. Когда люди молятся Иверской иконе? Важно понимать верующим людям, в чем помогает образ, какие молитвы они могут произнести. Так, христиане могут молиться, например, когда хотят получить за свои грехи, что они совершили ранее, прощение.
Так и в Москве Она охраняет как бы входы и выходы народа русского, стекающегося отовсюду «в сердце России», столичный город ее Москву. Так и здесь, во Владикавказе, самый храм, устроенный вблизи базара, напоминает о том, как необходимо все свои входы и исходы движущемуся здесь непрестанно народу осенять небесным благословением благой Вратарницы, Божией Матери. Пусть люди, преданные суете житейской, хотя по дороге воспринимают это осенение Покрова Божией Матери, если не могут они, обремененные житейскими заботами или немощами, постоянно и часто приходить на молитву и воспринимать освящение всей жизни чрез эту непрестанную молитву. Но какая польза, подумают, быть может, некоторые, от такого мимолетного осенения? Не то же ли это, что движение ветра, коснувшееся человека и пропадающее затем бесследно? Нет, и краткое осенение небесное может быть очень полезно человеку. Ведь как часто человек с одними мыслями входит в храм, с другими выходит! Нужно ли вспоминать про преподобную Марию Египетскую, которая в Иерусалим ехала с намерением соблазнять богомольцев блудными желаниями, а потом, воззрев на икону Пресвятой Богородицы на стене храма, возвратилась величайшей подвижницей, явила пример покаяния и спасения из бездны крайней гибели для всех времен и родов христианских? Так и у иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило! Лекарство не в малых ли дозах применяется, а целительное действие обнаруживает во всем теле? Так будем и мы, братие, опаляемые зноем страстей житейских или плавая по морю житейскому, шествуя в «пустыне страстей», чаще воспринимать благодатное осенение от иконы Божией Матери, как бы Израиль от столпа огненного в пустыне; это осенение охранит нас от многих погибельных заблуждений жизни. И хотя сердце наше часто жестоко для Бога и непокорно Ему, как сердце ветхозаветного Израиля, но все же «рукою крепкою» и нас благая Вратарница может отвести от многих путей погибели и приблизить к раю, как Израиля приближала ведущая его десница Божия к земле обетованной. Только бы совсем не удаляться нам от Бога и Его Пречистой Матери своим вечным добровольным уклонением на пути своего развращенного сердца и, когда услышим призывающий к Себе нас глас Его, зов благой Вратарницы, двери райские нам отверзающей, не ожесточиться, подобно Израилю, в дни искушения в пустыне, а чрез то не лишиться вшествия в землю обетованную, то есть рай, за непокорность Евр.
Икону написали за один год, освятили на Святой Афонской Горе и торжественно принесли в Москву. Икону разместили на Воскресенских воротах Китай-города — главных воротах при въезде в Москву. Сегодня это ворота на Красную площадь. Кто из вас бывал в Москве, наверняка помнит врата, на которых закреплен герб нашего государства, а между этих врат стоит маленькая зеленая часовня, посвященная Иверской иконе Божией Матери. Все, кто приезжал в Москву, спешил, прежде всего, к «Вратарнице», к Царице Небесной, чтобы поклониться, попросить благословения на какие-то дела. При советской власти часовня и врата разрушили, икона пропала. Есть мнение, что она находилась в храме Воскресения Словущего в Сокольниках, некоторые реставраторы и историки считают, что эта икона сегодня находится в запасниках Исторического музея. А есть мнение, что она просто была уничтожена, утрачена. В 1995 году Патриарх Алексий II также обратился в Афонский Иверский монастырь с просьбой снова написать копию с первообраза и принести торжественно в Москву. С величайшим благоговением, почетом и радостью новая копия Иверской иконы Божией Матери была принесена в столицу. Она неделю находилась в кафедральном Елоховском Богоявленском соборе, где служили молебны, акафисты. Мне посчастливилось быть на этих службах.