Оленные чукчи – в отличие от береговых – с самого детства живут в тундре, многие здесь и родились. В селе Канчалан живут 500 человек. Почти все — представители коренного народа Чукотки. С раннего детства они приучены к оленеводству и рыбалке и работают в тундре даже в метель и сильный мороз. Рядом с Мысом Шмидта находится национальный поселок Рыркайпий, где живут чукчи-китобои. Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев».
Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке
Так, на ход войны напрямую влиял суровый климат Чукотки: потерь от простуды и гриппа было не меньше, чем от противника. Поскольку Чукотка удалена от основных центров, у российской стороны постоянно возникали сложности с доставкой провианта, оружия и войск. В Восточной Сибири также всегда ощущалась нехватка финансовых и человеческих ресурсов. Более того, с экономической точки зрения Чукотка в XVIII веке представлялась не самым привлекательным местом: соболь здесь не водился, а полезные ископаемые еще не были найдены. Единственным стимулом оставалась возможность добычи ценных моржовых клыков и бивней мамонта.
Немаловажным фактором, повлиявшим на исход войны, было военное искусство чукчей, которые яростно сопротивлялись чужеземцам-захватчикам. С течением времени северным бойцам удалось приспособиться к тактике казаков и научиться справляться с их натиском. Еще один фактор, мешавший российским войскам покорить Чукотку, — децентрализованность власти на ее территории. Из-за этого казакам приходилось иметь дело сразу с множеством групп и предводителей, что крайне усложняло решение военных задач.
Гравюра Дэниела Лерпиньера. Какие кампании были решающими в ходе войны и каковы были потери с обеих сторон? Самые заметные события чукотской войны — это военные походы Дмитрия Павлуцкого на Чукотку 1731, 1744 и 1747 годов. Были возвращены часть трофеев, взятых чукчами у отряда Шестакова.
Потери с русской стороны пропавшими, умершими и убитыми составили 23 человека. Второй поход Павлуцкого 1744 , который длился восемь месяцев, считается самой крупной военной операцией против чукчей: в ней приняли участие 644 человека. Потери Павлуцкого увеличились почти в три раза и составили 62 человека из них 11 солдат и 39 казаков умерли от голода на обратном пути. В свой последний поход в 1747 году отряд Павлуцкого потерпел разгромное поражение в бою с 500 чукчами на реке Орловой: из 299 русских бойцов выжило чуть больше половины; потери противника неизвестны.
Погиб и сам Павлуцкий: несмотря на численное превосходство врага, он приказал идти в атаку, не дождавшись подкрепления и не дав своему отряду отдохнуть после похода. Напротив, северный народ продолжил свои разорительные набеги на русских, коряков и юкагиров. Каждая такая атака чукчей уносила жизни примерно десятка человек. Что происходило между боями?
Между боями русские и чукчи находились в состоянии холодной войны: любая случайная встреча могла перерасти в жестокую стычку. Так, в 1734 году русские отпустили пленного чукчу в одежде, которая была инфицирована оспой: в результате на территории неприятеля в течение двух лет свирепствовала эпидемия. Анадырский острог на карте Ивана Львова. Большой по меркам Сибири гарнизон в 588 человек 303 солдата и 285 казаков был расформирован, жители переселились в Нижнеколымск и Гижигу.
Снабжение крепостей было местным: служилые люди сами охотились и ловили рыбу. В Анадырске держали оленей. Лечением раненых занимались местные лекари в Нижнеколымске в их роли выступали шаманы. Чем закончилась чукотская война?
Не желая нести дальнейшие людские потери, признав россиян за сильного и равного им противника и нуждаясь в русских товарах, которые поступали нерегулярно, чукчи стали склоняться к мысли о замирении. Итогом всей чукотской войны стало присоединение Чукотки к Российской империи. Чукчи крайне нуждались в табаке и металлических изделиях, а со своей стороны они могли предложить пушнину, моржовую кость и китовый ус.
Точно так же поступали и со стойбищами. При этом, возникали новые рабочие места для коренных жителей, а в поселениях появились больницы, школы, дома культуры.
Чукчей обучили письменности. А сами оленеводы жили чуть ли не лучше всех других чукчей — вплоть до 80-х годов XX века. Сейчас жители Конергино отправляют письма на почте, закупаются в двух магазинах «Норд» и «Катюша» , звонят «на материк» с единственного на весь поселок стационарного телефона, иногда ходят в местный клуб культуры, пользуются врачебной амбулаторией. Впрочем, жилые дома села находятся в аварийном состоянии и капитальному ремонту не подлежат. По его словам, если раньше жилфонд в Конергино ремонтировали коммунальщики, то теперь у них нет ни стройматериалов, ни рабочей силы.
Строители отказываются, им невыгодно работать с нами», — жаловался он. В Конергино живет около 330 человек. Из них около 70 детей: большинство учатся в школе. В ЖКХ работает полсотни местных жителей, а в школе — вместе с детским садом — заняты 20 воспитательниц, учителей, нянь и уборщиц. Молодежь в Конергино не задерживается: школьные выпускники разъезжаются на учебу и работу в другие места.
Депрессивное состояние села иллюстрирует ситуация с традиционными промыслами, которыми славились конергинцы. По капиталистическим правилам он не выгоден, — говорит Пуя. В 90-х годах производство пушнины в Конергино схлопнулось». Осталось только оленеводство: в советское время и до середины нулевых, пока Роман Абрамович оставался на посту губернатора Чукотского АО, оно было здесь успешным. В Конергино работает 51 оленевод, из них 34 — в бригадах в тундре.
По словам Пуи, доходы оленеводов крайне низкие. Государство покрывает недостаток средств, чтобы зарплата была выше прожиточного минимума, он у нас равняется 13 тысячам. Оленеводческое хозяйство, в котором состоят работники, выплачивает им примерно 12,5 тысяч. Государство доплачивает до 20 тысяч, чтобы оленеводы не умерли с голоду», — сетует Пуя. На вопрос, почему нельзя платить больше, Пуя отвечает, что себестоимость производства оленины в разных хозяйствах варьируется от 500 до 700 рублей за килограмм.
А оптовые цены на говядину и свинину, которые завозят «с материка», начинаются от 200 рублей. Продавать мясо по 800-900 рублей чукчи не могут и вынуждены устанавливать цену на уровне 300 рублей — себе в убыток. Евгений Кайпанау, 36-летний чукча, родился в Лорино в семье самого уважаемого китобоя. Поселение стоит на берегу Мечигменской губы Берингова моря. В нескольких сотнях километров расположены американские острова Крузенштерна и Святого Лаврентия; до Аляски тоже совсем близко.
Но до Анадыря самолеты летают раз в две недели — и то если погода хорошая. Лорино прикрыто с севера сопками, поэтому здесь больше безветренных дней, чем в соседних селениях. Правда, несмотря на относительно хорошие погодные условия, в 90-х годах почти все русские жители из Лорино уехали, и с тех пор там живут только чукчи — примерно 1500 человек. Дома в Лорино — покосившиеся деревянные строения с облезлыми стенами и выцветшей краской. В центре села стоят несколько коттеджей, построенных турецкими рабочими, — теплоизолированные здания с холодной водой, что в Лорино считается привилегией если по обычным трубам пустить холодную воду, то зимой она замерзнет.
Горячая вода во всем поселении есть, потому что местная котельная работает круглый год. А вот больницы и поликлиники здесь нет — уже несколько лет людей отправляют за медпомощью санитарной авиацией или на вездеходах. Лорино известно морзверобойным промыслом. Охота на морского зверя для местных жителей по-прежнему важное занятие. Китобои не только кормят семью или зарабатывают деньги, сдавая мясо в местную общину зверобоев, — они еще и чтут традиции предков.
С детства Кайпанау знал, как правильно забивать моржей, ловить рыбу и кита, ходить в тундру. Но после школы он уехал в Анадырь учиться сначала на художника, а затем на хореографа. До 2005 года он, живя в Лорино, часто ездил на гастроли в Анадырь или Москву — выступать с национальными ансамблями. Из-за постоянных разъездов, перемены климата и перелетов Кайпанау решил окончательно перебраться в Москву. Там он женился, его дочери — девять месяцев.
Я и дочке прививаю традиции и обычаи, например, показываю национальную одежду. Хочу, чтобы она знала, что она потомственная чукча». Евгений теперь редко появляется на Чукотке: гастролирует и представляет культуру чукчей по всему миру вместе со своим ансамблем «Кочевник». В одноименном подмосковном этнопарке «Кочевник», где работает Кайпанау, он проводит тематические экскурсии и показывает документальные фильмы о Чукотке, в том числе Владимира Пуи.
А согласно статье 30 Лесного кодекса, в местах традиционного проживания они бесплатно заготавливают древесину для собственных нужд.
Порядок и нормативы такой заготовки установлены региональными законами. Налоговые льготы Общины алеутов, чукчей и других редких народов освобождены от земельного налога. Они не платят налог на доходы физических лиц, получаемые членами зарегистрированных родовых и семейных общин, от продажи продукции традиционных видов промысла. Речь идет, например, об одежде, унтах, изделиях из рыбьей кожи, украшениях. При вылове рыбы для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов коренное население освобождено от уплаты сборов за пользование водными биоресурсами и объектами животного мира, но только если охота и рыболовство являются основой их существования.
Лимиты охоты и рыбалки для малочисленных народов устанавливает региональная власть по согласованию с федеральной. Охотиться можно без разрешения Охотиться и рыбачить малые народы могут совершенно свободно. В статье 19 Закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» говорится, что редким народам можно охотиться в местах их проживания, не получая на это разрешение. Разрешительные документы не нужны и для рыбалки, за исключением добычи редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов. Убивать животных и ловить рыбу разрешено только в объемах, необходимых для личного потребления.
Но при этом оставшуюся добычу можно продавать организациям, закупающим такую продукцию. Думский Комитет по делам национальностей предложил подготовить четыре поправки ко второму чтению — установить механизм подтверждения связи представителя коренных народов с традиционным образом жизни, учитывать при этом мнение общин, определить территории для действия такого права на охоту и скорректировать охотничьи лимиты. Срок предоставления поправок — до 15 сентября.
Шесть человек представляют один из самых малочисленных народов мира — кереки.
Всего же на территории Чукотки проживают свыше 90 национальностей, среди которых преимущественно народы России, а также стран СНГ. Это калмыки и башкиры, татары и узбеки, белорусы, армяне и цыгане. Впрочем, живут в округе также немцы, греки, турки, корейцы, сербы и даже одна ассирийка. У подавляющего большинства из них — российские паспорта.
Также, по данным переписи, на территории округа проживает 271 иностранец.
Где живут чукчи и эскимосы?
Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь как она есть. Как живут современные чукчи Народы России, чукотка, чукчи, этнос. Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. самые известные представители, история появления, численность и регион проживания, традиционная еда и одежда, распространенная религия.
Почему чукчи до сих пор разводят оленей и охотятся на морских зверей
3: Как Живут Чукчи Еда Гигиена Быт Традиции Обычаи, Факты. Сейчас большинство людей живут в домах и квартирах, но еще остались места, где коренные чукчи до сих пор ведут кочевой образ жизни, пасут оленей и живут в ярангах. 3: Как Живут Чукчи Еда Гигиена Быт Традиции Обычаи, Факты.
Богатые оленями: откуда появились и как живут современные чукчи
Традиционная одежда включает в себя кожаные шубы, шапки и перчатки. Несмотря на бурные изменения в мире, чукчи сохраняют свою уникальную культуру и традиции, передавая их из поколения в поколение. Их численность составляет около 15,9 тыс. Однако, чукчей можно встретить и в других регионах страны, в том числе и на севере Камчатского края 1,4 тыс. Это традиционное жилище чукчей, мобильное или неподвижное, которое также встречается у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски например, у эскимосов.
Как уже было отмечено выше, в Якутии основным районом расселения чукчей является Нижнеколымский район.
Подобно тому как Колумб открыл для европейской цивилизации культуру американских индейцев, чукчей в их заснеженных, суровых землях первыми обнаружили казаки. Первый контакт между русскими землепроходцами и чукчами состоялся в 1642 году на реке Алазее. Атаман Иван Родионович Ерастов и его воины стали одними из первых осваивать земли, лежащие вдоль течения реки Колымы. Здесь они и встретились с чукотскими племенами. Но попытки присоединить Чукотку к России далеко не сразу увенчались успехом. Чукчи оказались смелыми и яростными воинами, в итоге война между ними и русскими длилась целых полтора века.
Сделать чукчей российскими подданными силой не удалось, и, более того, они продолжали нападать на своих соседей — коряков и юкагиров, став для Екатерины II настоящей головной болью. Тогда императрица решила действовать другим способом и приказала подкупить чукчей. Этот метод сработал, и в марте 1778 года был заключен договор о принятии чукчами российского подданства. При этом чукчам даровались широкие права, они на 10 лет освобождались от уплаты налогов и сохраняли полную независимость во внутренних делах. С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона. Впрочем, не все было так радужно, как кажется на первый взгляд… О том, как эксперименты Советов ударили по кочевникам, почему зимой местные оленеводы уводят стада в горы и для чего чукчам нужны танцы, в субботней рубрике «Истории. Я уверена, что в нашей стране мало кто знает о них больше, чем вы.
Хочется, чтобы и наши читатели чуть ближе познакомились с культурой этого удивительного народа. Прежде всего, откуда возникло такое название — «чукчи» — и что оно означает? А слово «чукчи» происходит от названия одной из групп этой народности — чаучу, что переводится как «богатый оленями». Но казаки как услышали, так и стали их называть — получилось «чукчи». Береговые — это анкалын «люди, живущие на берегу океана» , а чаучу — это оленеводы. Они всегда были оседлыми. Оленные чукчи кочуют в течение большей части года: лето проводят на берегу, а зимой уходят в горы, подальше от дыхания океана, чтобы избежать падежа оленей.
Оленных чукчей больше, потому что добыча оленины — это гораздо более выгодный способ добывания пропитания. Также и те и другие промышляют охотой на дикого оленя, но охота для них является подспорьем. Главное — хорошее стадо — Выходит, что чукчи все так же сильно привязаны к природе, как и много лет назад?
Общество У прибрежных чукчей к началу контактов с русскими родовая община почти полностью заменилась соседской. Как у алеутов и эскимосов, существовали байдарные общины. Главой общины был хозяин байдары.
В общину входили члены его семьи и семьи гребцов. Семьи, входившие в общину, селились рядом и были связаны обязательствами взаимопомощи. У оленных сохранялись патрилинейные роды, объединенные общими ритуалами и обычаями. С конца XIX в. Встречались случаи переменного брака, товарищества по жене, отработки за невесту и т. Расселение Чукчи расселены на территории Чукотского АО 12,6 тыс.
Живут также на севере Камчатского края 1,4 тыс. Язык Чукотский язык входит в чукотско-камчатскую семью. Письменность с 1936 г.
Национальный парк Берингия третий по размеру в России, он занимает 18855,54 квадратных километра, это на 4000 больше чем Черногория. Я веду к тому, что Чукотка огромная и пустая, всего 1 человек на 14 квадратных километров. Идеальное место для наблюдений за дикой природой. В национальном парке 640 видов арктических растений и каждый год учёные открывают новые.
Так сотрудники института биологических проблем севера ДВО РАН летом 2021 года открыли семилепистковый лютик живущий на дне тундровых озёр. Он поднимается на поверхность только на короткое время цветения. Туристов привлекают киты, серые и горбатые. Каждое лето киты приходят кормится к берегам Чукотки, арктических воды для них словно отель все включено. Горбатые киты любопытные и дружелюбные, не боятся подходить близко к лодкам. В 2020 году в бухте Пенкегней насчитали 90 особей. Горбатые киты знамениты своей грацией и прыжками.
Серый кит так охотно не идёт на общение, оно и понятно, он является объектом традиционной китовой охоты чукчей и эскимосов. Серые распространены вдоль всего Чукотского побережья. Я их видел в Сенявинском проливе, в бухте Провидения и бухте Истихэд. Отличительной особенностью является то, что серый кит заходит на галечные отмели чесать спину. Он таким образом избавляется от паразитов. Малюсков живущих на его коже и китовых вшей. Красная книга Чукотки это 89 видов, среди них: якутский снежный баран, белый медведь, овцебык и другие.
Популяцию овцебыков удалось стабилизировать, в тоже время снежных баранов осталось всего 55 особей на всю Чукотку. Абсолютный чемпион по милоте - берингийский суслик, он же еврашка. Благодаря своей наглости и мимимишности он не боится людей и даже умудряется собирать с них дань в виде печенек. В отличие от заповедников, национальный парк Берингия свободно принимает туристов. Для нас в национальном парке построили сруб на Сенявинском кардоне, закупили быстроходные лодки и специальные костюмы для водных экскурсий. Рядом с кордоном оборудовали бассейн на горячем источнике. Сотрудники национального парка развивают новый подход к охране природы, когда интересы человека и диких животных и растений находятся в гармонии.
Эскимосы, чукчи и традиции морской охоты. В краеведческом музее посёлка Провидения я узнал, что традиция промысла морского зверя насчитывает не меньше 4000 лет, а скорее всего больше. Первыми охотниками на китов и моржей стали эскимосы, сами они себя называют инуиты. Учёные точно не знают откуда пришли на территорию их предки. По одной из версий откуда-то с побережья Китая и Вьетнама. Осев на севере, они изобрели поворотный гарпун, байдару, каяк, непромокаемую одежду. На протяжении тысячелетий они совершенствовали свои навыки.
Чукчи пришли на побережье Чукотки лишь в 13 веке. Это были оленеводческий племена с просторов Евразии.
Как живут люди на краю света
- Дорога туда, где нет дорог
- Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке - МК Чукотка
- Ответы : где живут чукчи??
- Содержание
- Чукотка - Дикий восток России
- Почему чукчам не нужно разрешение на охоту
12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят
Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов. Чукчи традиционно делятся на морских чукчей, которые обосновались на побережье и жили в основном охотой на морских млекопитающих, и северных чукчей, которые вели кочевой образ жизни во внутренней тундре, сезонно мигрируя со своими стадами северных оленей. Чукчи составляют около четверти, русские – половину, еще по нескольку процентов приходится на другие северные народности: эскимосов, чуванцев, эвенов. Согласно статистике на территории Чукотского АО проживают представители свыше 90 национальностей, а также граждане иностранных государств, сообщает ИА "Чукотка".
Пот чукчей не имеет запаха
- Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села
- Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
- Настоящие люди: как живут современные чукчи - ТАСС
- Доска позора: как живет Чукотский автономный округ в первой трети 21-го века
Войти на сайт
А утром ей надо было приготовить поесть, вскипятить чай, и спать она ложилась только по окончании второго дня. Но усталость брала свое, и она лила воду из чайника мимо посуды или просто падала как подкошенная, засыпая прямо на ходу. Кузнецова еще в 50-х годах XX века отмечала, что чукчи могли жить в грязи, а вшей было так много, что их наличие считалось практически нормой. Сейчас чукчи уже соблюдают правила гигиены, хотя пользоваться дезодорантом им, в отличие от европейских народов, нет необходимости: их пот не имеет выраженного запаха. Любопытно, что даже ушная сера чукчей отличается от нашей: она сухая, словно порошок. Обладали очень хорошим обонянием Раньше взаимное обнюхивание заменяло этому народу поцелуи. Чукча-отец, оставляя семью, мог поцеловать жену, но чаще прикладывался носом к шейке своего малыша и втягивал запах его тела и одежды. Более того, этнограф В. Богораз упоминает , что в годы войн между чукчами и коряками, еще одним коренным населением прибрежных районов Северного Ледовитого океана, чукчи по запаху костей могли определить, кому они принадлежат: своим или врагам.
Просто они пьянеют даже от небольшого количества алкоголя. А повальное пристрастие к спиртным напиткам возникло после перехода от традиционного рациона, в который входило большое количество мяса и животного жира, к углеводной пище. Белково-липидное питание не способствовало накоплению гормонов стресса, а современный образ жизни, социальные проблемы и изменение диеты заставляет чукчей искать способ «повысить настроение». В мехе оленьих шкур и только в нем они также замечали желтоватый оттенок. Все остальные цвета ими четко не различались. Фраза «цвет, подобный траве» могла означать зеленый, желтый и даже синий, а темно-синий оттенок они принимали за черный. Сейчас чукчи свободно владеют русским языком и вместе с ним переняли и цветовосприятие. У чукчей есть анекдоты про русских Есть множество предположений о том, почему об этом народе столько анекдотов.
Возможно, всему виной забавное с точки зрения русскоязычного населения звучание слова «чукча» хотя правильно оно произносится как «чаучу» или недостаток знаний о жителях севера, который позволяет поверить любой байке. Несомненно, когда чукчи столкнулись с новыми для себя явлениями, предметами и продуктами, они реагировали, на наш взгляд, странно хотя наше поведение на Крайнем Севере им, пожалуй, тоже показалось бы лишенным логики. Любопытно, что и у чукчей есть анекдоты о русских. Немало сложено баек об украинцах, которых на Чукотке довольно много согласно переписи населения 2010 года, 2 869 человек — почти в 2 раза больше, чем эскимосов. Всего на Чукотке в 2011—2015 годы было 800 оленеводов. Многие молодые чукчи переехали в другие части России или занимаются обычной работой: служат вахтерами, сотрудниками ЖКX. Почти все чукчи живут в обычных домах с отоплением, а иногда и евроремонтом. Хотя большая часть жилищ уже находится в аварийном состоянии.
Свой современный вид одноэтажных частных домов село Ванкарем приобрело в 1950-ых годах. Во время губернаторства Романа Абрамовича середина 2000-ых жилищный фонд села был обновлён с помощью канадских коттеджей. В селе только один магазин, который расположен в старом деревянном здании. В нём, несмотря на удалённость села, есть и яблоки, и груши, а также апельсины и лимоны по цене 900 рублей за килограмм цена 2019 года. При этом в магазине можно расплатиться картой. Хотя и наличка пригодится, ведь не всегда есть интернет для проведения платежа по карте. Мыс Ванкарем. Участников всего 6 человек, но это и не удивительно при общей численности жителей села всего в 122 человека.
Бригадир морских охотников — Фёдор Тымнетагин, он является одним из самых опытных в бригаде. До 1995 года в Ванкареме охотились только на моржей, лахтаков, нерп. В 1995-1996 годах в Ванкарем прислали человека из Уэлькаля чукотское село на берегу Тихого океана , чтобы тот показал, как ходить на кита. Сперва даже лодок, подходящих для охоты на китов, не было, поначалу охотились на вельботе, а затем уже приобрели маломерные суда — две маленькие и две большие морзверобойные лодки. Ещё у общины есть 4 «бурана», вездеход и трактор. Этой техники сейчас достаточно, чтобы вести круглогодичный промысел морского зверя. Чукотские охотники поселка Ванкарем. Нет в Ванкареме и общественной бани.
Жителям Большой Земли будет непривычно узнать, но в большинстве сёл Чукотки до сих пор моются либо в общественных раз в неделю , либо в своих банях. В Ванкареме жители построили собственные бани, и вышло так, что на 122 человека в селе действует 16 бань примерно 1 баня на 8 человек. Как и в большинстве национальных сёл на Крайнем Севере в Ванкареме стоит проблема с рабочими местами.
Превращённые принимают одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. Покойников либо сжигают, либо обёртывают пластами сырого оленьего мяса и покидают в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжают, кормят и гадают над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками.
Байдара — лодка, построенная без единого гвоздя, эффективная при охоте на морского зверя [13]. В религиозном отношении большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако среди кочующих встречаются остатки традиционных верований шаманизма. Добровольная смерть Тяжёлые условия жизни, недостаточность питания, привели к такому явлению как добровольная смерть. Как пишет В. Богораз : Добровольная смерть — обычное явление среди чукч. Человек, желающий умереть, заявляет об этом другу или родственнику, и тот должен исполнить его просьбу… Мне известно два десятка случаев добровольной смерти… [Так] один из приехавших после посещения русской казармы почувствовал боль в желудке. Ночью боль усилилась настолько, что он потребовал, чтобы его убили.
Его спутники исполнили его желание [14]. Предвидя многие спекуляции, этнограф пишет: Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков [15]. Фольклор У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы.
Одним из главных персонажей был ворон — Куркыль, культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят? Приведём пример последней: В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай. Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада.
Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит — бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь? Зашел мальчик в ярангу , стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: — Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги.
Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом.
Зимой закрывают проход одеялом и внутри становится тепло от печки: 9. Владимир очень гордится своей коптильней, которую построил самостоятельно: 10. В сарае висит копченая рыба: 11. Иногда к ним заезжают рыбаки и обменивают оленье мясо на китовое: 12. У Владимира есть туристический домик.
Летом его снимают иностранцы и живут тут по паре недель. Наслаждаются безмолвием и наблюдают за животными: 13. Внутри сейчас все завалено хламом: 14. Какая-то ритуальная палочка, чтобы оберегать жилище от злых духов, но Владимир использует её в основном для того, чтобы спину себе чесать: 15. Еще одно строение.