29 марта 2020 года ушёл из жизни Юрий Васильевич Бондарев – выдающийся советский, российский писатель и сценарист, общественный деятель. Писатель Бондарев не терпел конформизм, душой болел за благополучие Родины. Впрочем, Юрий Бондарев стоял в первом ряду русских писателей еще со времен «Батальоны просят огня» (1957).
БиблиоПрофи
О таких, как писатель Юрий Бондарев, тупились затем перья графоманов и лже-историков, потому что достичь литературных и нравственных высот им, даже с их пронырливостью и мощнейшей поддержкой кураторами нового мирового порядка, не получалось. Юрий Бондарев был прям, чист, честен, скромен, независим, всю жизнь боролся с тем, что считал духовным злом, написала глава Комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская на своей странице в Facebook в связи с кончиной писателя. Выдающийся писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев ушел на 97-м году жизни. 29 марта 2020 года ушел из жизни наш земляк, писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев.
Читайте также
- Последний лейтенант - Год Литературы
- «Мы не думали о смерти, молодость нас спасала»
- Столетие Юрия Бондарева
- «Смерть все время была рядом»
- Через горнило войны к Богу /
Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь!
Юрий Бондарев родился в 1924 году в Орске, в семье юриста. В 1931-м вместе с родителями оказался в Москве. Когда началась Великая Отечественная, ему было 17. Летом 1941 года он участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Годом позже, после окончания 10 класса, поступил во 2-е Бердичевское пехотное училище, а уже осенью с другими курсантами был направлен под Сталинград. Был контужен, получил обморожение и нетяжелое ранение в спину. Лежал в госпитале, потом вернулся на фронт в чине командира орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, воевал под Житомиром. Снова был ранен.
Автор как раз выявляет мои эстетические позиции в отношении восприятия Бога. Но, прочитав сам роман, убедился в том, что книга гораздо лучше. Когда говорят, что книга лучше, имеют в виду, что она богаче по содержанию, объемнее, она более пространственна. Зато кино мгновенно действует на восприятие зрителя, дает запоминающиеся очевидные образы. Я не соглашаюсь, когда говорят, что любая экранизация хуже книги. Киноэпопея «Освобождение» — О Великой Отечественной войне снят выдающийся фильм — киноэпопея «Освобождение». Считаете ли вы себя одним из главных создателей этого киношедевра?
Писатели-фронтовики»: Юрий Бондарев Юрий Бондарев 15 марта 1924 — 29 марта 2020 Сегодня исполняется 97 лет со дня рождения Юрия Васильевича Бондарева, советского писателя и сценариста. Юрий Бондарев родился на Урале, в городе Орске Оренбургской области. Отец писателя, Василий Васильевич, участник Первой мировой войны. Потом, получив юридическое образование, работал в коллегии адвокатов. Мать Клавдия Иосифовна — в детском саду. Двадцатые годы в связи с работой отца прошли в переездах. В 1931 году семья переехала из Ташкента в Москву, в Замоскворечье. Юрий учился в 516-й средней школе на Лужниковской улице. В старших классах серьезно задумывался о морской профессии, состоял в спортивном обществе «Водник». Большое место в его жизни занимали книги. Этому способствовала мать, часто читавшая сыну по вечерам и привившая ему любовь к русской классике. Летом 1941 года комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация в Казахстан, куда Юрий добирался один, догоняя уехавших родителей. Столичному школьнику пришлось скирдовать, накладывать сено на арбу, о чем писателем вспоминал в рассказе «Быки». Потом Бондарев стал забойщиком и откатчиком на одной из шахт в Актюбинской области. В августе 1942 года Бондарева призвали в армию и направили во 2-е Бердичевское пехотное училище, эвакуированное в город Актюбинск. Через два с небольшим месяца обучения Бондарев попал в военно-формировочные лагеря под Тамбовом, а оттуда — в составе 2-й гвардейской армии генерала Малиновского — на Сталинградский фронт. Стремительным маршем армия двинулась к рубежу реки Мышковы. Сержант Бондарев принял здесь свой первый и страшный бой в качестве командира минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Получив ранение, пролежал несколько часов на тридцатиградусном морозе.
Вижу человека, не боявшегося идти за правдой, умевшего говорить «нет» давлению извне. Знаете, в былые времена, когда еще отравили себя ядовитым мелкотемьем, когда не боялись здорового пафоса, о писателе говорили как об искателе истины, борце за справедливость, голосе совести. Таким мне и видится Юрий Васильевич Бондарев. Я сейчас несколько идеализирую, конечно, но, уверен, человека все-таки нужно судить по его лучшим поступкам и побуждениям. Критики же Бондарева — это, как правило, критики советской действительности. Те, кто не принимает ее ни при каких обстоятельствах и ни в каких проявлениях. Те, кто морщит носы от всего советского. Вот и Бондарева пытаются записать в певцы и любимцы советской власти. Да, Юрий Васильевич был обласкан ею — ну и? Дальше-то что? Что это меняет? Ведь куда важнее другое: то, что Бондарев не колебался вместе с линией партии, как Григорий Бакланов, не старался угодить ей и не плевал в прошлое, как Виктор Астафьев. На протяжении всей жизни он остался верен плюс-минус одним и тем же ценностям и идеалам. Когда началась горбачевская перестройка, Бондарев не стал встраиваться в нее, а честно заявил то, что сразу же станет цитироваться повсеместно: «Мы подняли самолет, но не знаем, куда летим и где сядем…» Все так, а сели мы уже в новой действительности, о которой Бондарев, как и Распутин, как и Белов, был невысокого мнения, потому что действительность эта была пропитана фальшью и лицемерием. Самые ярые хвалители Советского Союза стали его хулителями. Они обличали советское прошлое с тем же градусом ненависти, с каким ранее славили партию — распинались вовсю; такие не умеют иначе. Бондарев же остался верен своим идеалам. И когда в 1994 году ему хотели вручить орден «Дружба народов», то он отказался. И тем самым заявил, что это вовсе не та дружба народов, которая была при Советском Союзе. Та — настоящая дружба народов — кончилась. Кончилось, к сожалению, и понимание фундаментальной роли русской литературы. Сами понятия правды, ответственности, совести перестали существовать. Сбилась русская — и советская — система координат. Кончилась ли русская литература? Нет, конечно.
Юрий Бондарев
Не принявший перестройку Бондарев стал лидером Союза Писателей России. «Приношу глубокие соболезнования родным, близким Юрия Васильевича Бондарева. Юрий Васильевич — выдающийся писатель, фронтовик. Некоторые произведения Юрия Бондарева экранизированы, также он был одним из сценаристов киноэпопеи о войне «Освобождение». 29 марта 2020 года ушёл из жизни Юрий Васильевич Бондарев – выдающийся советский, российский писатель и сценарист, общественный деятель.
Скончался писатель Юрий Бондарев
Уважаемая Валентина Никитична, примите искренние соболезнования в связи с кончиной Вашего мужа — Юрия Васильевича Бондарева. Горько сознавать, что уходит легендарное поколение писателей-фронтовиков. Юрий Васильевич Бондарев был достойным представителем этой прославленной когорты, честным, принципиальным, глубоко порядочным человеком. Выдающимся писателем и публицистом.
Его жизненный путь — яркий пример беззаветной любви к Родине, верности гражданскому долгу и литературному призванию. Скорблю вместе с Вами.
Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года , младший лейтенант. В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск. В октябре 1942 года курсанты были направлены под Сталинград.
Бондарев зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях под Котельниковским ныне Котельниково был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева.
В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. За уничтожение в районе села Боромля Сумской области из боевых порядков пехоты трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью «За отвагу». За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу». С января 1944 года Ю.
Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.
Потом в 1942 году он стал курсантом пехотного училища в Актюбинске, очутился под Сталинградом как раз в тот момент, когда танки Манштейна пытались прорвать наше кольцо вокруг окруженной 6-й немецкой армии Паулюса. Юрий Бондарев в составе 2-й гвардейской армии участвовал в отражении этого удара. После он участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, был еще раз ранен — под Житомиром, освобождал Европу. Война оставила глубокий след в жизни Юрия Васильевича, стала одним из главных лейтмотивов его литературного творчества, в котором он без прикрас описывает тяжести военных лет, призывает помнить о том какую страшную цену заплатило его поколение за Великую Победу. Беззаветная любовь к Родине пронизывает все его произведения. Что бы ни случилось, что бы ни происходило, главное для его героев — отстоять Отчизну, положить за нее свою жизнь, если это потребуется.
Действительно, его душа была переполнена и трагизмом, и героизмом, который он сам, фронтовой офицер, доносил уже после войны до следующих поколений. Его творчество стало основой для всестороннего осмысления героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Он продолжил лучшие традиции отечественной классики, где вопросы о добре и зле, об истинных ценностях человеческой жизни поставлены остро и ярко. Его творчество — продолжение творчества Достоевского, Толстого, других наших великих писателей.
Он не был блестящим оратором, более того, был немногословен, одним словом, не златоуст. Как правило, выступал, что называется, по бумажке — просто зачитывал свой текст. Но эти выступления всегда слушали, затаив дыхание, даже его коллеги-писатели, в том числе и те, кто его терпеть не мог. После чего объявляли перерыв, во время которого члены Политбюро отбывали по своим неотложным делам, но, в гораздо большей степени, потому, что им уж очень не хотелось слушать не самые лестные слова в адрес руководителей партии и страны — ведь по регламенту после перерыва слово предоставлялось Юрию Васильевичу Бондареву. На последнем съезде писателей СССР в июне 1986 рядом со мной сидел коллега по журналистскому цеху, один из лучших профессионалов, и, как только объявили выступление Бондарева, он тут же открыл блокнот и приготовился записывать.
А после выступления Юрия Васильевича обескуражено развел руками и произнес: «Его невозможно записывать, поскольку каждая последующая фраза не просто интересна, но более значима, чем предыдущая».
Ушел из жизни большой русский писатель Юрий Бондарев
Советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев умер в Москве в возрасте 96 лет. Писатели-лауреаты Юрий Бондарев (справа) и Валентин Распутин беседуют в Свердловском зале Кремля на вручении Государственной премии 1977 года деятелям литературы и искусства. Некоторые произведения Юрия Бондарева экранизированы, также он был одним из сценаристов киноэпопеи о войне «Освобождение».
Юрий Бондарев (1924)
И не только для литературы. Из жизни ушел последний крупный писатель-фронтовик, чья проза, безусловно, во многом определяла развитие русской литературы второй половины ХХ века. Он родился в 1924 году в Орске Оренбургской области в семье народного следователя. Народный следователь имел широчайшие полномочия. Он мог приступить к производству расследования по заявлениям простых граждан, сообщению милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи и по своему усмотрению.
Бондарев принадлежал к тому кругу писателей, которые, вернувшись с великой войны, имели право свободного голоса. Именно они, боевые лейтенанты, составили элиту послевоенного Литературного института. Они пришли с фронта, где были другие отношения между людьми и совсем другая идеология. Они ничего не боялись.
Партийные, не партийные, они могли говорить то, что думают, что знают. На мой взгляд, лучшее произведение Бондарева - роман "Горячий снег" - написан о Сталинградской битве. Он лично в ней участвовал, он знал, что там было на самом деле. В 1957-м в журнале "Молодая гвардия" появилась повесть Бондарева "Батальоны просят огня".
Еще до окончания Литинститута, в 1949 году, Юрий Васильевич начал выступать в печати. Его первые рассказы выходили в журналах "Октябрь", "Смена" и "Огонёк". Забегая вперед: писательская карьера Юрия Васильевича строилась весьма успешно. С 1971 года он был первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а в 1990 - 1994 годах являлся председателем Союза писателей России. Первый сборник рассказов под названием "На большой реке" вышел у Бондарева в 1953 году. Десять лет спустя, в 1963 году, Юрий Бондарев стал и членом Союза кинематографистов СССР, так как написал ряд сценариев для экранизации своих романов и повестей — а экранизировали их много и охотно. Кадр из фильма "Последние залпы". Фото: m.
Самые известные произведения Юрия Васильевича — повести "Юность командиров", "Батальоны просят огня", "Последние залпы", "Родственники", романы "Горячий снег", "Тишина" по которому дважды ставились одноименные фильмы и ее продолжение "Двое", "Берег", "Выбор". Сценарии Бондарев создал для фильмов "Горячий снег", "Батальоны просят огня" и киноэпопеи "Освобождение". За основу последних двух произведений взята подлинная история красноармейца Свинина Василия Афанасьевича, служившего в полку артиллерии НКВД, который один остался в живых из личного состава этого подразделения. О подвиге Свинина писала еще в 1944 году "Красная Звезда". Юрий Бондарев не испытывал проблем с публикацией своих произведений, чем немногие советские писатели могли похвалиться. Было бы упрощением считать, что дело только в священной военной теме. Проза Юрия Бондарева очень далека от понятия "батальный жанр", сводящего бои к приключениям и охотно тиражируемого для юношества. Юрий Васильевич писал пронзительные, правдивые и страшные вещи.
Фильм по роману "Горячий снег". Фото: ok. Это была беседа молодого коллеги с классиком в честь 95-летия Юрия Васильевича. Сейчас она превратилась в некролог. В этом материале Шаргунов рассмотрел главные свойства литературного наследия выдающегося писателя: "Проза Бондарева обстоятельна, выразительна, мелодична, полна красок, внимания к тонким движениям тела и души. С самых первых его вещей — это классическая литература. Пожалуй, главное для фронтовой бондаревской прозы — взятое из пережитого повторение древнего сюжета сражения при Фермопилах: не постояв за ценой, выстоять. Или проиграть, но жизнью пожертвовать".
Даже несмотря на то, что написал потом несколько романов на современные темы. Сам же Юрий Васильевич всю жизнь был благодарен своей учительнице русского языка из Замоскворечья Марии Кузовкиной. В 1940-м она задала ученикам сочинение «Как я провел лето». Юрий написал, как гостил у дяди под Уфой, строил с двоюродным братом шалаш, ловил рыбу. Кузовкина зачитала сочинение вслух, назвав лучшим. У вас есть талант». Это окрылило подростка.
Она же привила ему любовь к литературному стилю. В 1942-м, окончив 10 классов, поступил в пехотное училище. Два орудия, лошади, ящики со снарядами. Накануне атаки танков Манштейна под Сталинградом мы спали на снегу в 30-градусный мороз. Невозможно выкопать ничего, а утром был бой. Получил ранение, контузию, обморожение... Потом Воронежский фронт, форсирование Днепра, освобождение Киева.
Бои за Житомир, новое ранение, госпиталь. А дальше бои в Карпатах, Польше. Думаю, что выжил на войне чудом. Смерть все время была рядом. Однажды снаряд упал прямо передо мной, тогда пронеслось: «Господи, спаси и сохрани! А еще как-то угодил под шрапнель. Мой вещмешок разнесло в клочья, а спину задело только по касательной.
Не ради слез, а ради наших улыбок стали они и положили они свои юные жизни на защиту Отечества как воины — гордые, смелые, храбрые, бессмертные». Почему нас не любят «Почему мы все время кому-то мешаем? Главное — зависть.
Огромная страна. Несметные природные богатства. Православная вера.
Великая культура. Русские выиграли не одну войну, первыми полетели в космос. А какие у нас красивые женщины!
Неслучайно нашими писателями создано столько чистых и возвышенных женских образов. Так же, как и в живописи, и в музыке. Но не стоит умалчивать и о темных сторонах русской жизни: рознях князей, предательствах бояр, дворцовых заговорах, крепостном праве, произволе помещиков, повальном пьянстве, Гражданской войне, расказачивании, раскулачивании, государственном перевороте 1991 года, расстреле Верховного Совета… Есть над чем задуматься!
Где они, истинные интеллигенты? Кто проявил себя как патриот? Большинство предпочитают держаться в тени, помалкивать.
Приспособленцы были всегда, но чтобы так заискивать перед высокими чиновниками, как это делают некоторые знаменитости из числа ученых, артистов, художников, музыкантов, писателей, — тут надо обладать особым даром продажничества. От жизни, действительности ведь никуда не скроешься. Народ живет плохо: низкие пенсии, безработица, дороговизна.
Нельзя молчать. Давненько не читал романов типа «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. А хотелось бы.
Увы, все — мелкотемье». Теперь на них пудовые замки. Без денег никуда не суйся!
Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь!
Награду, как и боевая медаль «За отвагу», не требующую дополнительных пояснений её статута… Юрий Бондарев — это пример нравственного подвига. Он остался со своей батареей на своём боевом рубеже. И в литературе он не признавал оборонительную тактику: литература должна только наступать! Все, у кого сердце болело за Отечество, помнят его выступление на Всесоюзной партконференции в июле 1988 года. Страна пела частушки: «По России мчится тройка — Мишка, Райка, перестройка». И только он, первый и по сути единственный, по-артиллерийски выверенно сравнил перестройку с самолётом, который взлетел без компаса, маршрутного листа и аэродрома приземления. Как же им были недовольны за это в Кремле!
Казалось, больше нигде и никогда не всплывёт это имя в общественной жизни страны. А писатели России именно его избрали своим председателем! Для нас уже тогда были ясны ориентиры и определены духовные лидеры. Два года назад я добрался до посёлка Ижма в Республике Коми, до заброшенного аэродрома в тайге, на который в сентябре 2010 года аварийно приземлился потерявший управление Ту-154 с пассажирами. Обречённый на гибель, он должен был рухнуть в безбрежной тайге. Этот лайнер стал своеобразным символом той самой перестроечной России, которая поднялась в небо без подготовленного аэродрома посадки.
Именно там я услышал весть и о кончине Валерия Николаевича Ганичева, ещё одного нашего писательского капитана. Но ведь так сложилось, что жил рядом с заброшенным аэродромом Сергей Сотников, который 12 лет по собственной инициативе расчищал снег, вырывал бурьян и кустарник, держал без приказов и зарплаты в надлежащем состоянии местный заброшенный аэродром. За неделю до аварийной посадки заставил местного бизнесмена убрать с аэродрома сваленные на бетонку бревна. И экипаж воспользовался этой микроскопической долей спасения машины и людей, посадил гибнущую «Тушку» на крохотный пятачок, отвоеванный у тайги и продажного времени русским мужиком, просто имевшим совесть.
Язык: Русский В основе романа Ю.
Бондарева «Игра» 1981-1984 поиск истины, жизнь и судьбы современной русской интеллигенции. Особо остро прозвучало здесь предостережение писателя «от самоуспокоенности и приукрашивания нашей жизни», от покорности обстоятельствам и повсеместного человеческого равнодушия.
После демобилизации по ранениям в декабре 1945 года Юрий Бондарев поступил в Литературный институт имени А. Горького в Москве. Наше заблуждение в том, что мы ползаем вокруг истины, как слепые щенки, а думаем, что мы взрослые, солидные собаки Ю. Мировую славу и множество государственных и литературных премий принесли писателю романы «Тишина», «Горячий снег», «Выбор», «Берег», повести «Последние залпы» и «Батальоны просят огня». По всем этим произведениям в разные годы были сняты художественные фильмы. Также Юрием Бондаревым совместно с Оскаром Кургановым был написан сценарий легендарной киноэпопеи режиссёра Юрия Озерова «Освобождение».
Это произошло дома. Сейчас здесь вся семья». Первое время семья жила на Урале, после перебралась в Среднюю Азию. К семи годам Юрия они вернулись в столицу, где мальчик учился и окончил среднюю школу. Когда началась Вторая мировая война, семью экстренно эвакуировали в Казахстан. Но юноша не захотел оставлять родину в опасности. Писатель-фронтовик прошел всю войну с 1941 по 1945 года.
Домой вернулся уже в звании младшего лейтенанта. На долю юноши выпало командовать минометным расчетом. Кроме этого, он строил укрепления обороны под Смоленском, стал участником боев под Котельниковским район Сталинграда.
Жизнь и непростая судьба русского писателя Юрия Бондарева
Кончина писателя-фронтовика Юрия Бондарева символизирует уход целого поколения, сказал РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов. По сообщению информационного агентства «ИТАР-ТАСС» 29 марта на 97-ом году ушел из жизни Юрий Васильевич Бондарев, советский и российский писатель, общественный деятель и ветеран Великой Отечественной войны. Эту печальную новость подтвердила его супруга. Прощание с известным писателем Юрием Бондаревым состоится в четверг, 2 апреля, в Центральной клинической больнице в Москве, говорится в сообщении Союза писателей России. Советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев умер в воскресенье в Москве на 97-м году жизни.