Доктор технических наук, Профессор, академик РАЕ Нигматуллин Ришат Гаязович. биография, дата рождения. Как рассказал RTVI научный руководитель Института океанологии, академик Роберт Нигматулин, увольнение директора связано с проведенной летом внеплановой проверкой института, инициированной Минобрнауки. Доктор технических наук, Профессор, академик РАЕ Нигматуллин Ришат Гаязович. Инженер-механик, математик, академик РАН, академик АН РБ, доктор физико-математических наук, профессор.
Академику Нигматулину Роберту Искандровичу - 75 лет!
Почетный член АН РТ 2008 г. Нигматуллин — крупный ученый в области механики, создатель признанной в мире ведущей научной школы по механике многофазных систем. Закончил два вуза — МВТУ им. Баумана энергомашиностроительный факультет , по специальности «инженер-механик по турбостроению» и МГУ им. Ломоносова механико-математический факультет по специальности «математика». С 1963 г.
Журналист во время интервью напомнила академику слова Путина о том, что "многие критические технологии мы покупали, что называется, в чужом магазине, в своего роде супермаркете готовых, кем-то произведенных решений, а в какой-то момент перед нами просто плотно затворили дверь и повесили вывеску "Закрыто"". И вот всё это продолжалось на протяжении 30 лет. В ответ на это Роберт Искандерович сказал следующее: "Куда он раньше смотрел! Должен вперед немножко смотреть! Совсем ликвидировать инженерное образование потому, что можно все купить. Во-первых, понижаешь уровень своего Народа. Во-вторых, Народ твой теперь соответствующего качества.
Как это так можно все купить?! Не все! На одной нефти не проживешь. Мы обычно преувеличиваем значимость своей нефти. Вот в Саудовской Аравии они столько же нефти производят, как и мы. Примерно 500 или миллион тонн, но у них народу там 30, что ли, миллионов, а у нас 145, понимаете? На душу населения нужно смотреть.
Поэтому на нефти и газе не проживешь". Нигматулин считает, что мало говорить, что "мы извлекли уроки", и задаёт ряд риторических вопросов президенту и руководству России. Военных самолетов мы стали мало выпускать. Поэтому вот так вот говорить, что мы извлекли уроки… Ты должен, во-первых, покаяться, что такое сделали. А мы предупреждали! Не слушали же… И потом, ну хорошо, покаялись, но нужно же людей поменять! Эти люди, которые там сидят, минпромторг и так далее, это социологи, переводчики.
Автор более 200 научных статей и нескольких книг: Нигматулин Р. Основы механики гетерогенных сред. Нигматулин Р. Динамика многофазных сред. Часть I. Часть II. Механика сплошной среды.
Статистическая динамика.
Я буду сравнивать с Польшей, которую у нас по телевизору ругают — она увеличила ВВП в 2,9 раз. Я не говорю о Китае и Южной Корее.
Я уже не говорю об остальных странах. Эффективность наших вложений: на один рубль — 2,8 руб. А вот в вывозе капитала за границу мы впереди планеты всей.
В результате у нас нет инвестиций. Примерно 750 млрд [долларов вывезено] с 2008 года, и вывоз капитала продолжается. Никого это не волнует.
Академик нигматуллин биография
Именно при ректоре Р.Ш. Нигматуллине министр высшего образования РСФСР академик И.Ф. Образцов назвал КАИ флагманом технических вузов России, именно тогда (1973). Нигматулин Булат Искандерович. Нигматулин Булат Искандерович. Генеральный директор Института проблем энергетики. Доктор технических наук, профессор. Академик Нигматуллин считает, что президент Путин слишком мягок к министрам и губернаторам.
Академику Роберту Нигматулину — 82!
Как рассказал RTVI научный руководитель Института океанологии, академик Роберт Нигматулин, увольнение директора связано с проведенной летом внеплановой проверкой института, инициированной Минобрнауки. В 1987 году Р.И. Нигматулин был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1991 году академиком РАН. Биография на Роберт нигматулин академик ран, нурлан нигматулин последние новости. 6 сентября 1962 г Эльмень скончался в доме юга ЦИК Чувашской АССР в Ильинке. Сейчас вы здесь: Главная» Новости и события» Факты» Академик Нигматулин: «Мы должны говорить правду». Биография и личная жизнь академик Роберта Нигматуллина. Карьера. Нигматулин Булат Искандерович. Генеральный директор Института проблем энергетики, первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий.
Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»
Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным | Нигматулин Роберт Искандрович Научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН академик РАН, член Президиума РАН,доктор физико-математи. |
Академик нигматуллин биография | Ро́берт Искандерович Нигмату́лин — советский и российский учёный-механик, педагог. Научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова с 2017 года, академик РАН. |
Нигматулин Б.И. | Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана | Звания и награды Роберта Нигматулина Член Национального комитета России по теоретической и прикладной механике Член редколлегий ведущих международных журналов по механике и теплофизике Лауреат премии Ленинского комсомола (1973) Лауреат. |
Академик Нигматулин и идиоты | Как рассказал RTVI научный руководитель Института океанологии, академик Роберт Нигматулин, увольнение директора связано с проведенной летом внеплановой проверкой института, инициированной Минобрнауки. |
Карьера/чем занимается
- Не согласованный на выборы академик Нигматулин: «Не шутите с Академией!»
- Академик Нигматулин: директор Института океанологии уволился после проверки, устроенной Минобрнауки
- Научный руководитель ИО РАН Нигматулин Роберт Искандрович
- Академик Нигматулин: директор Института океанологии уволился после проверки, устроенной Минобрнауки
- Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»
Сотрудники Института. Алфавитный указатель
Нигматулин Искандер Нигматуллович. Биография Научная деятельность Награды Сочинения. Я познакомилась с академиком РАН, научным руководителем Института океанологии, Нигматуллиным Робертом Искандеровичем, и он любезно согласился дать мне интервью. Академик Нигматулин: школой должен управлять учитель, а не чиновник. академик Роберт Нигматулин.
Почему во власти оказались неучи, а учёные отвыкли мыслить государственно
- Многогранный талант Роберта Нигматулина (К 75-летию академика)
- Как подружились физик и дипломат
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Нигматуллин Ришат Гаязович - Известные ученые
- Академику Нигматулину Роберту Искандровичу - 75 лет!
- Академик Нигматулин: Минобрнауки стало требовать у ученых справки о психическом здоровье
Нигматулин Искандер Нигматуллович
С искренним уважением, Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор. Директор Института океанологии им. Почетный член АН РТ. Крупный ученый в области механики, создатель признанной в мире ведущей научной школы по механике многофазных систем. Закончил два вуза — МВТУ им. Баумана энергомашиностроительный факультет , по специальности «инженер-механик по турбостроению» и МГУ им. Ломоносова механико-математический факультет по специальности «математика».
С 1963 г. По совместительству с 1972 г. В 1967 г.
Он увильнул, ответил, что за это отвечает всё правительство. Да, но ты министр экономического развития!
Даже из названия твоей должности понятно, что ты отвечаешь за развитие экономики. И если ты провалил своё дело, кивать в сторону министерства спорта или образования — это не только глупо, но и бесчестно. Что-то сделано? В итоге его выкинули с должности, но вместо заслуженного наказания и позора он получил должность помощника президента по экономике. Представляете, что он там насоветует?
У него в голове вообще ничего нет, он совершенно безграмотен! Абсолютный ноль. Вместо него министерство возглавил Решетников. Что-то изменилось? Поменяли ноль на ноль.
Решетников и в московском правительстве был таким же. С очень плохим представлением о стране. А это министр экономики, который должен обеспечивать экономический рост. Мантурова я не знаю, он, наверное, хороший парень. Но я не могу верить в его компетентность.
Я смотрю на дела. Это он или нет отвечает не только за проваленную им гражданскую авиапромышленность, но и за автомобильную? А дела там обстоят отвратительно. Особенно автопром очень зависит от внешних комплектующих, от внешних инвестиций. Технологического прорыва не произошло, крутим гайки и собираем то, что произведено в других странах.
Корея совершила технологический прорыв в автомобильной промышленности за 20 лет! Корейские машины во многом стали конкурентными немецким и японским. Сейчас происходит такой же технологический прорыв в автомобильной промышленности Китая. Нелепые китайские «вёдра с болтами» из гниющей жести десятилетней давности уже не актуальны. Теперь это напичканные под завязку новейшей электроникой комфортные автомобили по цене в полтора раза ниже, чем у конкурентов.
Осталось победить устоявшуюся отрицательную репутацию, и китайцы захватят автомобильный рынок. Запланированный тупик — Говорят, новый вице-премьер по экономике Андрей Рэмович Белоусов уже не либеральный экономист. Говорят, он намерен совершить какую-то революцию и при нём экономика будет совсем другой. Это правда или нет? Многие считают, что он внесёт что-то новое, потому что он новый человек в этой системе.
Нет, он не новичок, он много лет был помощником президента по экономике. Он давно в этой системе. Причём он сын академика-экономиста Белоусова, и он из института народно-хозяйственного прогнозирования РАН. Но в любом случае, даже если у него вдруг действительно есть желание совершить некую революцию в экономике, успех этого начинания весьма сомнителен. Белоусов всего лишь один человек.
Один человек, даже если бы у него было семь пядей во лбу, не сможет изменить систему. Здесь требуется смена всей команды финансово-экономического блока, приход новой команды с мощной идеей, знающей, как восстановить экономику. Этого нет. Программа, которая предлагается сегодня, никуда не приведёт. Более того, она не только никуда не приведёт, за очередное заведение процесса в тупик снова не ответит никто.
Главная задача руководителей экономического блока — министра развития экономики, министра финансов, руководителя Центробанка и министра экономики — красиво отчитаться перед президентом, сказать, что всё отлично, и пообещать, что будет ещё лучше. Они или не хотят, или боятся говорить правду. Потому что она горькая. У них всё хорошо, в стране плохо! Всё точно, как при Сталине.
Сталин же очень не любил, когда к нему приходили с плохими новостями. А дальше что? Это была другая страна, во многом ужасная, это отдельный разговор. Но в ней хотя бы существовала ответственность за свои действия. А сейчас никто ни за что не отвечает.
Всю ответственность свалили на президента, который должен ставить задачи. Но задачи-то он ставит, и задачи правильные. А результата нет. Уже более полугода у нас новый премьер-министр, новое правительство, которое должно обеспечивать восстановление экономического роста. Мы услышали его программу?
Он говорит: наш приоритет — выполнение национальных проектов. Но ты озвучь свой план — в цифрах и датах. Чего и когда ты хочешь достигнуть. А так его даже упрекнуть не в чем, он даже ничего не пообещал. Удобно устроился.
Он же царь, у него в руках почти неограниченная власть. Волен казнить и миловать. Ему так доносят. Он не знает, что в экономике всё хреново. Вот ему Татьяна Алексеевна Голикова рассказывает, как всё у нас хорошо, мы уже третью вакцину от коронавируса сделали.
Таких примеров очень много. И все это на фоне растрат на роскошь, утечку капиталов, коррупцию, увеселения и т. Для ныне живущих на первый план вышли не опасения государственных репрессий, а опасения отсутствия созидательной воли со стороны нынешнего правительства для решения ключевых проблем страны. Знаменитый русский поэт Виктор Боков Оренбургский платок, На Мамаевом кургане, На побывку едет, … , «за разговоры» в 1942 г. В Сибирь из-за него я не поеду. Что теперь со мной — не пойму: От ненависти пришел я к лойальности. Тянет и тянет меня к нему, К его кавказской национальности. Так же как Лев Толстой в романе «Воскресение» показал гнусность тогдашнего российского суда, так же фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» показал беззащитность простого человека от мерзости нынешней коррумпированной местной «демократически избранной» власти.
Не видя во власти воли преодолеть нынешние мерзости, многие обращаются к аскетическому образу Сталина с его железной волей, хотя мало, кто хочет возврата тех жестоких времен. Характерна поэтическая «Молитва сталиниста» еще одного замечательного русского поэта Валерия Алексеева, участника Великой Отечественной войны, с 1948 по 1954 годы проведшего в ГУЛАГЕ: И я тебя, отца родного Прошу тебя, как старый ветеран, Устрой стране головомойку И разберись, кто друг, кто враг. До какой же степени надо было довести поэтов Виктора Бокова и Валерия Алексеева, чтобы в 2000-е годы они написали такие стихи? Они не только знали, что Сталин ответственен за разрушительную коллективизацию села, за репрессии, за провалы в начале Великой Отечественной войны и летом 1942 года, но и сами пострадали от преступных репрессий. Они многие годы ненавидели Сталина за это. Также к нему относился и я вслед за своим отцом, его родными и товарищами. Но опыт последних 25-ти лет заставил многих понять больше, чем понимают одномерные толкователи истории, которые из-за объяснимого чувства ненависти к Сталину утверждают, что победил народ вопреки Сталину. В отличие от одномерных толкователей многие поняли, что, несмотря на катастрофические и преступные провалы, стоившие нашему народу миллионы жизней, в решающий момент Сталин, проявил беспощадную силу и мощный интеллект.
Он сумел убрать негодных, к которым уже привык, и собрать вокруг себя самых талантливых руководителей и полководцев, многие из которых были в тюрьмах и лагерях. Он безжалостно сплотил весь народ как на фронтах, так и в тылу. Не только мужчин, но и женщин и детей. Он мудро мобилизовал его исторический и религиозный дух, и все это сумел направить на защиту погибавшей страны. В эти трагические и кровавые годы он сумел стать непоколебимым вождем своего народа. Именно такой способности они не видят у современных руководителей. Концепция — победил народ вопреки Сталину — бессмысленна и является следствием одномерной ненависти к Сталину. Стая львов во главе с овцой будет побеждена стадом овец во главе со львом арабская пословица, которую повторял Наполеон.
Еще один характерный эпизод сталинских времен. От академика Н. Лаверова я узнал историю про дело «геологов-вредителей», сфабрикованное по ложному доносу в 1949 году. Их обвинили в сокрытии урановых месторождений. Они безвинно отбыли 5 лет наказания, а 6 человек погибли. Академик Н. Над этим списком есть вопрос И. Сталина: «А что Заварицкий?
Обручев написал: «А. Заварицкий дал стране железную руду горы Магнитной. Такой человек не может быть вредителем». Заварицкого не тронули. Что-то зависело и от академиков. И не дай нам Бог испытать революционный взрыв, после которого власть могут захватить не только жестокие, но и ничтожные. Тогда меч, мерзавцы и безумная толпа будут карать и виноватых, и невиноватых, а более удачливых испытывать на мужество. Сейчас ведётся много споров о том, каким должен быть учебник истории России для школы.
На мой взгляд, нужно, чтобы в нем было стремление понять проблемы наших предков и сочувствовать им. Надо отказаться от одномерных оценок руководителей страны и их оппонентов. У каждого главы государства, оппонента и революционера, у каждой эпохи надо отмечать вышеупомянутый набор характеристик его деятельности, отмечать с учетом исторических условий и достижения страны, и провалы, и трагедии в их единстве. В любом случае нужно воспитывать единое ощущение причастности к своему Отечеству, к своим предкам, порой боровшихся друг с другом. Чтобы на первый план выступали научный анализ «белых, красных и черных сторон», сочувствие своему народу, сострадание невинно убиенным, уважение к достижениями, а не ругань своих царей, генсеков, президентов, бунтовщиков и революционеров. Меру ответственности всех вовлеченных в исторические события, виновных в преступлениях, в безумных реформах, отсутствия созидательной воли и интеллекта надо отмечать, но не возвышаться над ними. Не менее важно на уроках развивать память, культуру, способность излагать и обосновывать свои мысли, чтобы они научились формулировать уроки истории, учитывая открывающиеся факты. А моральные суждения лучше перенести в художественную литературу, театр и кино, где допустимо и часто интересно творческое воображение художника для домысливания своего варианта художественного образа исторической личности в рамках известных исторических событий.
Тут могут быть разные симпатии и антипатии. Но учитывая, что утверждение пушкинского Моцарта: «… гений и злодейство — две вещи несовместные» действует только в мирное время, а во время войн и революций гений и злодейство перемешиваются и совмещаются даже в одном лице. Многоязычие — основа многоэтнической гармонии. В мире имеется около 7000 языков. Например, малые северные народы России говорят по-русски, хотя у них есть свои языки. В мире ежегодно исчезают не только виды животного мира, но и десять малых языков. Я нерелигиозный человек, но когда начинаешь рассматривать живое и неживое, о способности языков народов выражать все великое разнообразие жизни, то моя научная нерелигиозность ослабевает и даже стремится к нулю. Представьте все разнообразие живого мира, тысячелетиями не только воспроизводящего себя, но и эволюционирующего.
Представьте муравьев и пчел с их сложнейшими системами коллективной организации, птичек и огромных птиц, рыбок и огромных рыб, мышек и огромных тигров, львов, медведей, слонов и китов, разнообразие их инстинктов, и, наконец, человека — царя природы. И все это — как результат стохастических молекулярных процессов, начавшихся с неорганической материей «всего» около миллиарда лет тому назад. Мой научный атеизм не может победить «предрассудок»: кто-то неведомый с неведомыми помыслами и сверхразумом запустил этот процесс. Для меня каждый язык любого народа — это нечто божественное. Нельзя придумать живой язык. Эсперанто, придуманный человеком, не приживается. Когда исчезает язык какого-то этноса, умирает часть мировой цивилизации. Это невозвратимая потеря человечества, беда «интеллектуальной экологии».
Я знаю только один пример возрождения практически умершего языка. Это, когда евреи, собравшиеся в Израиль из разных стран и разговаривавшие на разных языках немецком, английском, русском, испанском и др. На иврите уже никто не разговаривал, поэтому каждой языковой группе пришлось преодолевать одинаковый для всех барьер. И израильтяне смогли. Никто не потерял свой язык с места своего рождения, но каждый приобрел язык своих далеких предков. И это является величайшим национальным и духовным подвигом, скрепившим Израиль. Удивительный факт. Среди людей, страдающих в конце своей жизни болезнью Альцгеймера потерей памяти из-за деградации мозга , те, кто владел несколькими языками, сохраняют большую память, и болезнь менее критична.
В многоэтничной стране этническая гармония достигается через многоязычие народа. Это очень важно, потому что, если язык какого-то малого народа будет рассматриваться как ненужный, то многие люди этого народа будут бунтовать даже после утери этого языка. Никто не согласится, если скажут, что его прадеды, которых мы никогда не видели, были хуже, чем прадеды другого. Что один язык лучше другого. Это невозможно и не нужно признавать. Поэтому надо содействовать сохранению всех языков, несмотря, на естественные процессы умирания этносов. Мы смертны, но мы стараемся продлить жизнь каждого, что является фундаментом гуманизма. В Швейцарии четыре государственных языка: французский, немецкий, итальянский и ретороманский.
На последнем говорят всего несколько процентов. И государственность языка меньшинства — это нормально. Должно быть так, чтобы в государственных структурах можно отстаивать свои интересы на любом из этих языков. Как можно понять президентов Украины, которые говорят о свободном использовании русского языка, но русский язык не должен быть государственным? Хотя он веками был там таковым. Он должен носить статус государственного, то есть быть под защитой государства. Как можно оправдать правящие режимы в Прибалтике, которые во имя понятного стремления расширить функции латышского, литовского и эстонского языков вопреки европейским нормам препятствуют государственности русского языка, на котором говорят около половины населения? Все такие действия — типичные проявления серости, эгоистичности и убогости чиновничества и национализма миллионов.
Каждый язык, которым пользуется какая-то заметная часть населения, должен носить такой статус. В частности украинский язык должен иметь государственный статус и в России. Это не значит, что все должны изучать все государственные языки. Это означает, что государство должно заботиться о его преподавании в соответствующих школах, о их сохранении и развитии, о возможности людей защищать себя на родном языке. Это особенно важно, если язык сконцентрирован только в этом месте. Более того, общество должно поощрять многоязычие человека и понимать, что каждый дополнительный к языку матери язык делает человека интеллектуально богаче и умнее. У меня есть друг, профессор George Yadigaroglu, он живет в Швейцарии. Он грек, родился в Турции, жена у него - франкоязычная швейцарка, у них два сына.
При мне сыновья по телефону со своим дедом-греком говорили по-гречески, с мамой - по-французски. Джордж был профессором в США и его семья жила там. Его сыновья окончили там школу. Английский — как родной. Потом семья переехала в Швейцарию, и сыновья Джорджа учились в университете в Цюрихе, где обучение на немецком. Оба инженеры. У них четыре практически родных языка. Но они учили еще испанский и турецкий.
Сравните их интеллект с одноязычным большинством в России и в США? Я их спрашивал: «Когда сборные Финляндии и Швеции играют в хоккей, вы за кого болеете? То есть шведско-язычные граждане Финляндии — патриоты Финляндии, той страны, в которой живут. Но свой язык они сохраняют, и финско-язычное большинство помогает им в этом, признав шведский язык вторым государственным языком. А в Казани и Уфе в татарско-башкирских семьях владеют только русским языком. А когда ведут речь о введения татарского и башкирского языка в школах большинство возмущается. Нужно понимать, что ничего хорошего не получится без серьезных усилий учиться, причем не только своей профессии. Появилась свобода — не хочешь учиться с усилием, не надо, что популярно в США.
Я против такой свободы. Народ надо заставлять учиться и тренировать свой мозг. В СССР, если ребенок плохо учился, его прорабатывали пионеры, комсомольцы, вызывали маму, потом папу. Если не помогает, писали папе в парторганизацию, что он плохо воспитывает свое дитя. Если бы отец Паганини не заставлял своего сына играть на скрипке, не было бы великого Паганини. Мы не должны говорить: «Нам не нужен твой осетинский или еще какой-то язык», и это не значит, что все обязаны его учить, но мы должны помочь его сохранить, раз представляем великую нацию. Это очень важно. Спокойная ассимиляция относительно небольшого этноса преобладающим этносом сопровождается накоплением скрытой пассионарности, которая может стать разрушительной.
То, что многие башкиры и татары в городах, не знают свой родной язык, — очень плохой показатель. Кстати для меня башкирский и татарский языки настолько близки там, в основном только фонетические различия , что для меня это единый татарско-башкирский. В 1990-е годы некоторые возбужденно говорили: «Надо заставить русских учить башкирский язык». Я отвечал: «Вы свою жену и детей сначала обучите, а потом думай о русских». Но что надо делать в Башкортостане, как и Татарстане и других республиках России, так это создавать условия для развития башкирского и соответственно остальных языков России, и ни в коем случае не возмущаться развитием школ с «национальными» языками. Надо стимулировать людей изучать «национальный» язык. Основа межэтнического мира - понимание, что каждый язык - это духовный дар. Языкам небольших народов трудно выживать, но надо все делать для того, чтобы они сохранялись.
Вот это и есть государственность всех языков Российской Федерации и важная основа межэтнической гармонии и интеллектуальной силы страны. Они с детства слышали и говорили на титульных языках этих республик — украинском, армянском, узбекском, татарско-башкирском, чеченско-ингушском, бурятском, мордовском, марийском и других языках России и СССР. Я заметил, что они не только обладают более активным умом, но очень часто лучше и грамотнее в русском языке, чем их коллеги, в том числе и русские, учившиеся только на русском языке. А это особенно заметно у тех, кто язык своих родителей подкрепил занятиями этим языком в школе. Многие в республиках опасаются, что распыление сил школьника на два языка — русский и язык малой родины — приведет к ухудшению грамотности в русском языке и проблемами при поступлении в вуз. Часто, но не всегда, это действительно так к моменту окончания школы. Но к годам 25-ти двуязычные а фактически с двумя родными языками вырываются вперед. Парадоксально, но их русский язык грамотнее и богаче.
Они более фундаментальны и шире смотрят на все обстоятельства. Среди них меньше проявлений химерного национализма. Как и в физической культуре, большие усилия в молодости в занятиях спортом приводят к укреплению физической силы и здоровья, так и большие усилия в молодости на учебу всегда вознаграждаются развитием более сильного ума. Мой друг, академик Ривнер Фазылович Ганиев первые 7 классов учился в татарской школе в Башкортостане. А в 8-й класс перешел в русскую школу. Он сначала мало, что понимал на уроках и вынужден был все задания учить наизусть, а в 10-м классе его сочинения по русской литературе читали одноклассникам как образцовые. Поэтому для поддержки выпускников национальных школ я предлагаю экзамен ЕГЭ по родному языку для поступления в вуз разрешать сдавать по двуязычному регламенту русско-татарскому, русско-башкирскому, русско-чеченскому и т. Если они получат хорошие баллы, то к моменту окончания вузов их русский язык будет богаче и грамотнее, чем у тех, кто изучал и сдавал ЕГЭ только по одному родному языку — русскому.
И это сделает нашу страну более сильной. Все, что здесь обсуждалось по родным языкам, ни в коем случае не должно отвлекать от овладения иностранными языками в школьные годы. Многоэтничность личности. Помимо многоязычия личности я хотел бы обсудить не очень распространенное понятие — многоэтничность личности. Объясню на собственном примере. Я татарин, родившийся в Москве, в детстве дома начавший говорить на татарском и русском языках, получивший образование и ставший профессором в Москве. И для меня русский и татарско-башкирский языки и культуры, все русские, татарские и башкирские национальные переживания являются родными. Я считаю себя и татарином, и русским, и башкиром, и считаю это нормальным.
Это не значит, что все в татары и башкиры должны так себя осознавать, но возможность быть носителем духа нескольких этносов - это нормально, тем более что сейчас увеличивается количество Иванов Ахметовичей, Ахметов Петровичей и Владимиров Исааковичей: мама одной национальности, папа - другой.
По совместительству с 1972 г. В 1967 г. В 1986 г. По совместительству в 1986 г.
По совместительству 1995 — 2004 — президент Академии наук Республики Башкортостан. Член Президиума РАН. Был автором нескольких законов, в том числе законов об обращении с облученным ядерным топливом. Имеет свыше 200 научных публикаций, среди которых 8 книг, является автором 21 авторского свидетельства патента. Среди учеников Р.
Нигматулина 25 докторов и 50 кандидатов наук, три директора академических институтов, один член-корреспондент РАН. Награжден орденом Почета, премией Ленинского комсомола за цикл научных работ по механике сплошных сред.