Новости сергей крикалев биография

Космонавт Сергей Константинович Крикалёв Сергей стал настоящей знаменитостью, после того как одновременно с первым полетом, его фото облетело первые полосы всех газет к ноябрю 1988 года. Исполнительный директор "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергей Крикалев перешел на должность советника главы госкорпорации, его направление перейдет к исполнительному директору "Роскосмоса" по науке Александру Блошенко. Сергей Крикалев — уроженец Ленинграда, сухощавый, с безупречной осанкой, завидным здоровьем и четким, системным мышлением. Через 2 года, в 1994-м Сергей Крикалёв, как опытный космонавт, стал участником первой в истории совместном американо-российском космическом полёте на шаттле «Дискавери».

Космонавт Сергей Константинович Крикалёв, биография

Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной Сергей Крикалёв впервые открыл люк в МКС. Правила жизни Сергея Крикалева. Космонавт, провел в космосе 803 дня, 59 лет, Москва. Биография. Сергей Константинович Крикалёв родился 27 августа 1958 года в Ленинграде. исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам. Сергей Константинович Крикалёв – российский космонавт, единственный россиянин, который побывал в космосе шесть раз! КРИКАЛЁВ Сергей Константинович.

Космонавт Крикалев покинул должность исполнительного директора "Роскосмоса"

Сергея Крикалёв на встрече со студентами Военмеха в Санкт-Петербурге заявил, что Россия разрабатывает решение о продлении полетов на МКС. Таким образом биография Сергей Крикалев дополняется новостями, информацией о скандалах и компромате. 27 августа – день рождения Героя Советского Союза, Героя России, космонавта-рекордсмена Сергея Константиновича Крикалева. КРИКАЛЁВ Сергей Константинович (р. 27.8.1958, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), лётчик-космонавт СССР (1989), космонавт 1-го класса (1992), Герой Советского Союза (1989), Герой РФ (1992), мастер спорта международного класса по высшему пилотажу (1986). Сейчас Сергею Крикалёву 61 год, он серьезно занимается спортом и научной деятельностью. Первый полёт Сергея Крикалёва состоялся в 1988 году в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и космической станции «Мир».

Сергей Константинович

  • Руководство фонда
  • Разместите свой сайт в Timeweb
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Детство и юность

Сергей Крикалев: «Мы не ставим цель, чтобы все ребята захотели стать космонавтами»

  • Инженерная подготовка НПО «Энергия»
  • Руководство фонда
  • Герои Отечества: Сергей Константинович Крикалёв
  • Международный экологический фонд «Чистые моря»
  • Последний Герой: за что уволен из «Роскосмоса» Сергей Крикалёв — Чистовик
  • Космонавт Крикалев покинул должность исполнительного директора "Роскосмоса"

Крикалёв, Сергей Константинович

В процессе общекосмической подготовки с нами работали профессиональные художники, режиссёры, операторы, которые немного обучали нас операторскому искусству, немного технике фотографии. И делалось это всё, конечно, не для художественного искусства, хотя и на примере того, как делаются художественные фильмы: «обратите внимание на то, обратите на это…». Я, кстати, очень много интересных вещей впервые услышал именно на общекосмической подготовке, — потому что до этого всю жизнь занимался техникой. И вдруг люди, кинематографисты, преподавали нам какие-то основы операторского искусства: как строится кадр, как кадры связываются друг с другом, как меняются планы. И делалось это всё в основном для того, чтобы грамотно создавать фотографии, которые необходимо делать по работе. Очень часто так бывает замечал это за собой, замечал и за многими своими друзьями , когда человек, оказавшись вдруг в интересном месте, хватает какую-то, пусть даже непригодную совсем, «мыльницу», и пытается сделать фотографии. Сам себя и своих друзей я всегда уговаривал: «Ребята, ну, не тратьте время... Есть ведь качественные открытки, которые делали профессионалы.

Ну, не сделаете вы этой техникой лучше! Я знаю, что кто-то из моих друзей продолжает жить в Подмосковье, и у него нет возможности увидеть то, что я вижу. Поэтому, залезая куда-то в горы, оказываясь в новом городе, человек вполне естественно делает эти снимки. Оказавшись на орбите, я понимаю, что такой перспективы, которую я вижу в космосе, — только считаное количество людей сможет увидеть своими глазами. Поэтому, естественно, благодаря вот этому инстинкту, может быть, мы и старались сделать фотографии, поделиться с другими, тем, что нравится. Техника становится лучше, появляется больше умения, желания сделать хорошую фотографию — и, в общем, действительно есть некоторые снимки, получившиеся неплохо. Наиболее яркий пример, наверное, когда первый шаттл англ.

Слышали, что когда шаттл разбился, было два года перерыва? Я тогда находился на станции вместе со своим партнёром. И проблема гибели людей, разрушения вот этого корабля была в том, что, как они предполагали, у них было нарушено защитное покрытие. Поэтому у первого шаттла, который прилетел после перерыва, задача была такая — они должны были перевернуться к нам «брюхом», чтобы мы аккуратно сделали фотографии. Причём, на самом деле, мы даже придумали это сами, потому что они пытались сделать какую-то систему, чтобы с помощью манипулятора, удлинителя, сфотографировать своё «брюхо». И у них из-за этого переносились пуски, они не могли сделать нормальную систему — всё ведь надо проверить, сертифицировать... И мы сказали: «Слушайте, ребята, мы фотографируем так, что видны мелкие детали на Земле, вот такой оптикой.

Вы свой корабль к нам переверните, и мы сфотографируем вам «брюхо». Каждую плитку будет видно». Они говорят: «Хорошая идея! Поэтому технология была следующая: подлетев, они, делали как-бы толчок этот толчок они могли хорошо просчитать , и шаттл просто делал кувырок. Этот кувырок занимал около двух минут, и при этом совершенно точно за это время он не мог к нам приблизиться. Все остальные системы стабилизации были выключены, ничто не могло привести к тому, что он с нами столкнётся. Но это накладывало на нас ограничения: время, которое они будут находиться к нам «брюхом», составляло 90 секунд.

И за эти 90 секунд нам нужно было сделать порядка 120 фотографий. То есть, это как, знаете, скоростная стрельба по движущейся цели. Нужно было аккуратно покрыть снимками всё «брюхо» шаттла. И, понимая, что повтора не будет, мы работали вдвоём с партнёром: он делал фотографии более широким углом, а я узконаправленным — таких фотографий нужно было сделать больше, они более детальные. И у нас рядом лежала на всякий случай ещё одна камера — вдруг заест фотоаппарат или еще что-то случится. Так вот, когда шаттл начал делать кувырок под нами, я вдруг понял, что это уникальный вид: космический корабль, который находится очень близко, стоящий «на попа», носом на нас направленный! Причём я увидел, что, когда он поворачивался, мы подлетали к Женевскому озеру.

Там есть несколько фотографий на предварительной фазе и несколько на фоне этого озера. У нас оставалось всего 30 секунд, но это была настолько необычная картина, что я сделал несколько снимков, и потом они ходили по всем журналам на первых обложках, потому что, действительно, — уникальные фотографии. То есть, среди профессиональной деятельности, которой мы занимаемся исключительно с технической точки зрения, всегда есть какая-то возможность, для того чтобы сделать что-то необычное, что-то красивое, что-то привлекающее наше внимание с точки зрения уже, скорее, художественной. Есть ли у Вас что-то такое вне Вашей профессии дающее равновесие? Потому что она требует очень разнообразной деятельности и умения переключаться. Потом тебя отвлекает необходимость на что-то третье, и ты должен одновременно делать сразу несколько дел или переключаться с задачи на задачу, например, с медико-биологической на физическую, потом на техническую — нужно исправить какой-то насос, и потом вернуться к первоначальной задаче. Некоторых это раздражает.

А я считаю, что мне, наоборот, повезло, потому что это интересно. Интересно, что стоит не одна монотонная задача, а требуется очень много разнообразных навыков. Нужно уметь что-то делать руками, нужно уметь работать головой, нужно уметь программировать, нужно уметь фотографировать. Также нужно устанавливать человеческий контакт и со своими партнёрами, и с людьми, которые со мной работают на другом канале системы связи. И, разбираясь во всех этих вещах, ты начинаешь чувствовать себя комфортно.

Выбирать профессию стоит исходя из собственных склонностей и психологических особенностей. И, кстати, все они могут иметь отношение и к космонавтике: космическая медицина, связь, биотехнологии. Многие отрасли науки близки к космонавтике, и при желании можно найти себя в любой из этих отраслей.

Я призываю молодых людей в первую очередь определить, что им интересно, потому что, если тебе нравится медицина, а тебя заставляют заниматься радиотехникой, вряд ли ты будешь хорошим радиотехником — и наоборот», — советует Сергей Крикалев. Космонавтика — наука первопроходцев, и зачастую значимый результат в ней можно получить только путем проб и ошибок, иногда дорогостоящих. Но, по мнению Сергея Крикалева, эта работа жизненно необходима государству и в конечном итоге всегда приносит пользу. Летчик-космонавт много раз посещал Форум кадетского образования Москвы в качестве почетного гостя, регулярно встречается со столичными школьниками, в том числе кадетами и юнармейцами. Сам космонавт неукоснительно следует этому принципу. В 1992 году, проведя всего полгода на Земле после своего подвига, он принял предложение вернуться в космос. Уже в феврале 1994 года Сергей Крикалев присоединился к американо-российскому экипажу, став первым российским космонавтом, совершившим полет на американском шаттле. А в 1998 году он стал первым человеком на Международной космической станции МКС.

Но довольно быстро мы поняли, что гораздо больше эффекта получается, если мы сотрудничаем вместе. При этом ничто не мешает каждому пытаться достичь наилучшего результата и, может быть, гордиться тем, что ты сделал что-то такое, чего не смогли сделать твои коллеги, но космическое сотрудничество занимает гораздо большую долю в нашей деятельности, чем космическое соревнование», — рассказал космонавт. Интересно, что, по словам Сергея Крикалева, космонавтика редко становится династическим делом. Так, его дочь Ольга не пошла по стопам отца.

Джонсона в качестве дублера Владимира Титова , назначенного специалиста полета-4 в экипаж шаттла Discovery по программе STS-63. Прошел подготовку для работы в выходном скафандре по программе сборки МКС. С мая 1995 года исполнял обязанности заместителя руководителя полетом ОК «Мир». После разгерметизации модуля «Спектр» входил в состав аварийной комиссии. Старт первой экспедиции был первоначально запланирован на май 1998 года.

В сентябре - ноябре 1998 года проходил подготовку в Центре им. Джонсона в составе экипажа STS-88. В ходе полета к выведенному ранее на орбиту первому российскому модулю МКС - Функционально-грузовому блоку ФГБ «Заря» был пристыкован американский узловой модуль Unity. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность полета составила 11 сут. С 1999 по октябрь 2000 года продолжал подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1 вместе с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом. На станции со 2 ноября 2000 по 19 марта 2001 года. Продолжительность полета составила 140 сут.

Казахстанец Токтар Аубакиров и Франц Фибек, первый австрийский космонавт, пробыли на станции до октября. На обратном пути они захватили с собой Арцебарского, а Крикалёва центр попросил задержаться на неопределённый срок вместе с командиром экипажа Александром Волковым. Вот тут и начинаются расхождения в трактовках. Вот цитата: Вместо четырех запланированных полетов на станцию "МИР" было отправлено всего два. Ни одну из двух отправленных миссий не смогли укомплектовать бортинженером. В России началась гиперинфляция. Правительство продавало все, что могло, в том числе и места на станцию "МИР". Япония купила место за 12 миллионов долларов, Австрия за 7 миллионов. Хотели продать и станцию, пока она еще была в рабочем состоянии. Все члены экипажа вернулись домой, кроме Сергея Крикалева. Его смогли заменить, когда его место выкупила Германия под своего бортинженера за 24 миллиона долларов Появился тот самый заголовок - "Забытый в космосе", облетевший множество СМИ. Бывают предложения, от которых не отказываются. Бывают люди, которые сами осознают свою ответственность. Несмотря на то, что в стране действительно был финансовый кризис и вернуть двух космонавтов было делом слишком затратным, Крикалёв и Волков вполне могли вернуться домой: на станции находилась капсула, которую можно было использовать для возвращения на Землю.

Особенности личной жизни выдающегося космонавта Сергея Крикалева: тайны и откровения

Крикалев Сергей Константинович Космонавт Крикалев Сергей Константинович (27.08.1958 г.) 67 -й космонавт России (212-й в мире).
КРИКАЛЁВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ Сергея Константиновича Крикалёва знаю много лет — профессионал высшей категории, никогда не боялся брать на себя ответственность.
"Забытый на орбите" космонавт Сергей Крикалёв и его навык выживать в изоляции Сейчас Сергей Крикалев является официальным лицом, дающим комментарии и интервью относительно развития отечественной и международной космонавтики.
Международный экологический фонд «Чистые моря» Биографии космонавтов СССР и РФ. КРИКАЛЁВ. Сергей Константинович.

Жизнь и события

  • Космонавт Крикалев покинул должность исполнительного директора "Роскосмоса"
  • Космонавт, которого «забыли» в космосе | Пикабу
  • Герой России Сергей Крикалёв: «Мне очень повезло с профессией»
  • Сергей Крикалев - новости, биографии, компромат и скандалы

История Сергея Крикалева: что произошло с советским космонавтом, которого «забыли» на орбите

Домен припаркован в Timeweb 18 января Сергей Крикалёв назначен специальным представителем президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области космоса[5][6].
Правда ли, что в 1991-м космонавта Сергея Крикалёва забыли на орбите? А Сергей Крикалев продолжил работу на орбите как единственный бортинженер из экипажа.

Международный экологический фонд «Чистые моря»

Таким образом биография Сергей Крикалев дополняется новостями, информацией о скандалах и компромате. по состоянию на 11 октября 2005). Космонавты Сергей Крикалев и начальник экипажа Анатолий Арцебарский в течение пяти месяцев выполняли поставленные задачи: проводили научные эксперименты, выходили в космос. Космонавты Сергей Крикалев и начальник экипажа Анатолий Арцебарский в течение пяти месяцев выполняли поставленные задачи: проводили научные эксперименты, выходили в космос. Сергей Крикалев ныне занимает особое место в российской околокосмической сфере.

Крикалев Сергей Константинович: биография, фото

Космонавт Крикалев Сергей Константинович КРИКАЛЁВ Сергей Константинович.
Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации Крикалёв Сергей Константинович :: Герои страны 27-го августа 1958-го года в Ленинграде появился на свет будущий космонавт – Сергей Константинович Крикалев.
Сергей Крикалёв - последний гражданин СССР, которого забыли в космосе Серге́й Константи́нович Крикалёв — советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, лётчик-космонавт СССР.

Правда ли, что в 1991-м космонавта Сергея Крикалёва забыли на орбите?

С ноября 1992 по январь 1994 гг. Продолжительность полета: 08 сут 07 час 09 мин 22 сек. С апреля 1994 по январь 1995 гг. В январе 1996 г.

Сергей Крикалев был назначен бортинженером первого основного экипажа международной космической станции. Старт тогда намечался на май 1998 г. В связи с изменением графика сборки МКС и переносом старта первого экипажа на январь 2000 г.

Крикалева в экипаж шаттла STS-88 , который первым начнет сборку станции. Подготовку в составе экипажа Крикалев начал в сентябре 1998 г. Этот полет 4-16.

Крикалева четвертым и вторым на американском шаттле. Общий налет Крикалева в космических полетах с учетом STS-88 составил 483 сут 09 час 37 мин 33 сек, и он занимает шестое место в мире по суммарной длительности космических полетов уступает только Валерию Полякову, Анатолию Соловьеву, Мусе Манарову, Александру Викторенко и Сергею Авдееву и второе место среди действующих космонавтов.

На латунной табличке, прикреплённой к резному киоту, написано: «Первая икона, облетевшая вокруг Земли 488 раз на Международной космической станции в период 10. В его послужном списке 6 космических многодевных полётов, 8 выходов в открытый космос, более 800 суток пребывания на орбите, множество экстремальных ситуаций. Заслуженный мастер спорта России. Чемпион мира в командном зачёте в пилотаже на планёрах. Космический фотохудожник.

Автор коллекции фоторабот «Живопись Творца», снятой с околоземной орбиты. Основоположник нового направления в фотоискусстве — космической фотографии, представленной в 3D-технологии. За всем этим огромный труд, запредельные физические и психологические нагрузки. В интервью космонавт рассказал нам о своей непростой работе и о том, что связывает его с Валаамом. Здесь уже шла реконструкция. Затем в 2008 году, а потом был долгий перерыв. К сожалению, приезжать сюда удаётся только раз в несколько лет.

Но я вижу, что с каждым разом Валаам становится всё краше и краше. Здесь был космонавт Александр Павлович Александров, и когда они отсюда уезжали, договорились, что доставят икону на борт Международной космической станции. В то время я был на орбите. Икону доставили, и меня попросили её сфотографировать, ну, а потом вернуть на Валаам. Это была довольно непростая процедура — вернуть её на Землю. Всё, к счастью, закончилось хорошо. Когда я летал, видел икону ещё на «Мире».

Но вот так, чтобы она «улетела» из монастыря и вернулась обратно, такого я не знаю. Ну и космическая программа — она отделена… Как государство отделено от Церкви, так и космическая программа отделена от религии. Это личное дело каждого человека, каждый может в своих рамках делать то, что считает нужным. Знаю, что у мусульман была проблема. Им же положено молиться на восток. А где восток? Станция летит, да еще и поворачивается, да ещё периодически ты там находишься вниз головой по отношению к Земле.

У меня есть какие-то фотографии Ладожского озера, где виден Валаам в белую ночь. Такие голубые сумерки, знаете, как вот вчера вечером были. И в этих сумерках угадываются очертания острова. А крупным планом, чтобы были видны дорожки на Валааме — такого не снимал. Понятно, что такое «наклонение орбиты»? И как мы ни поворачиваем плоскость орбиты, мы всё равно остаёмся в тысяче с лишним километрах. Любая попытка что-то созидать рождает проблемы, и попытку решения этих проблем.

Потому что, естественно, кому-то что-то не нравится, что-то не сразу получается... Для созидания нужна основа. И эта основа закладывается до того, как человек начинает получать плоды в своей деятельности. Если уж говорить про книги, то для меня такой основой является хорошая научная фантастика. В русском языке это всё называется «фантастика», а в английском два термина — Science Fiction и Fantasy. Это, наверное, то, что у нас называется «научной фантастикой». Довольно большое влияние на меня оказали книги братьев Стругацких, которые писали о том, как они видели будущее, как, по их мнению, это будущее должно быть устроено.

Причём во многих их книгах вопрос стоит не в описании каких-то технических достижений, а в том, как человек находит свой путь среди тех проблем, тех технологий, которые существовали в то время, существуют сейчас или будут существовать в будущем. Поэтому, из наших писателей — братья Стругацкие. Вас это затрагивает, или Вы как бы отстранены от этого? Как Вы живёте в этих условиях? Не всё, что мы делаем, получается, к сожалению, по разным причинам. Причины есть технические, психологические, социальные, личностные... Самое простое — это хлопнуть дверью и отойти в сторону.

То, что Вы говорите — какая-то отстранённость, наверное, была бы самым простым сценарием, но, пока у меня есть силы, меня этот вариант не устраивает.

Сергей Крикалев является рекордсменом по суммарному пребыванию в космосе. За шесть полетов оно составило 803 дня 09 часов 41 минута 12 секунд. Приказом руководителя Роскосмоса от 27 марта 2009 года назначен начальником федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина». В конце марта 2014 года покинул эту должность. С марта 2014 года Крикалев назначен первым заместителем генерального директора «Центрального научно-исследовательского института машиностроения» по пилотируемым программам, а также исполнительным директором государственной корпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам. Сергей Константинович помимо космических имеет также и спортивные достижения.

Долгое время занимался самолетным спортом. На Первых Всемирных воздушных играх в Турции состоял в сборной России команде России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, а также стал серебряным призером в личном зачете. На Вторых Всемирных воздушных играх в Испании являлся главным тренером российской сборной. Крикалеву присвоено звание «Заслуженный мастер спорта Российской Федерации». Премьер-министр Японии Синдзо Абэ 7 ноября 2019 года наградил Сергея Крикалева одной из самых высоких наград страны: Орденом Восходящего солнца на шейной ленте со звездой. Церемония награждения состоялась в императорском дворце в Токио.

Крикалев 9 июня 2021 года освобожден с должности исполнительного директора по пилотируемым космическим программам и назначен на должность советника генерального директора Роскосмоса Дмитрия Рогозина. Герой Советского Союза 27 апреля 1989 года. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 5 апреля 2002 года - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции.

В период с 1988 по 2005 г. Сергей Крикалёв совершил шесть космических полётов общей продолжительностью 803 дня. До недавнего времени это был мировой рекорд по суммарному количеству часов пребывания в космосе. Сегодня он действительный член Российской академии космонавтики им. Циолковского, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос». О том, как наша Земля нуждается в заботе, Сергей Константинович не только знает, но и видел из космоса: «Например: идёт по морю корабль, и вдруг за ним потянулся шлейф масла.

Сергей Крикалев - биография, новости, личная жизнь

Сергей Крикалев родился в Ленинграде 27 августа 1958 года. А Сергей Крикалев продолжил работу на орбите как единственный бортинженер из экипажа. Сергей Крикалев – 67-й космонавт, герой СССР: биография с фото, космос, рекордсмен по пребыванию в космосе, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет.

Сергей Константинович Крикалев

Вот ее и отправили в Звездный. Полетела она на станцию бесплатно — жест доброй воли со стороны Советского Союза. Это я к тому, чтобы вы понимали - вместо работы космонавты еще должны были курировать любознательную англичанку. Крикалев должен был вернуться через пять месяцев. Но остался на год.

Первая и, по-моему, единственная история, когда космонавта «земля» попросила задержаться. Представляете — вы отправились в длительную командировку, психологически настроились, что возвращаетесь домой тогда-то, а тут звонят и просят — ты еще поживи столько же. А произошло вот что — Нурсултан Назарбаев, тогда еще первый секретарь ЦКкомпартии Казахстана возмутился: Байконур — на нашей земле, а казахов среди космонавтов нет. Вот вы англичан бесплатно катаете, а как же представители братского народа?

И к полету срочно стали готовить Токтара Аубакирова — замечательного, заслуженного летчика-испытателя, но никакого отношения к космонавтике не имевшего. При этом по программе лететь должен был и Франц Фибек — австрийский космонавт. Третье кресло - у командира корабля. В общем, места для Крикалева для возвращения домой не оказалось.

Сергей отлетал 311 суток. А по возвращении получил Звезду Героя России за номером один. Космонавт Сергей Крикалев во время медицинского контроля на борту станции "Мир". Высший пилотаж - Ты слышал, Крикалев стал чемпионом мира!

Я знал, что Сергей на подготовке к очередному полету. В такой период космонавты особенно себя берегут. Я помнил, что в юности он занимался высшим пилотажем и даже был чемпионом СССР. Но времена-то должны были пройти — есть более важная работа.

А, оказывается, в свободное время Крикалев полетел вместе со сборной России в Турцию на чемпионат мира. Первый люк Крикалев первым в 1998 году открыл люк тогда еще состоявшей из двух модулей МКС — тоже прилетал на шаттле. А в 1999-м вместе с Юрием Гидзенко и Биллом Шепердом отправился в первую длительную экспедицию на Международную станцию. Помню, за день до старта я околачивался возле гостиницы «Космонавт» на 17-ой площадке Байконура, где живут экипажи.

Подходит ко мне один из офицеров ЦПК и заговорщицкишепчет: - Тихо! Иди за мной, Серега и Юра хотят с тобой повидаться... Попасть чужому человеку к экипажу во время обсервации карантина перед стартом - Ред. Преодолеть заслоны врача экипажа по прозвищу Чума?

Да легче границу с Финляндией переползти! На носочках пробираемся на третий этаж, где номер основного экипажа. На кроватях сидят Сергей и Юрий. Им скучно — все предстартовые формальности выполнены, спать еще рано.

Я им дарю оттиск разворота в «КП» про первый экипаж, который должен работать на станции. Мы его заранее сверстали, но не опубликовали — суеверие. Вот когда они зайдут в станцию... Обратно спускаюсь чуть ли не через балкон.

Он — один из немногих, кто носит два этих звания одновременно. Русский «Кулибин» Сергей Крикалев. Осенью 1992 года его решено было включить в состав американо-российской космической экспедиции. Он был первым россиянином, полетевшим с американцами на шаттле.

Экспедиция стартовала 3 февраля 1994 года. Шаттл Discovery сделал вокруг Земли 130 витков и уже 11 февраля 1994 года совершил посадку в штате Флорида. Во время полета возникла нештатная ситуация. Внезапно отказала электронная система жизнеобеспечения, а затем вышел из строя воздуховод.

Американцы, строго следуя полученным инструкциям, сообщили о происшествии на Землю и стали ждать указаний. Все очень нервничали. В воздуховодах начал скапливаться конденсат, он потихоньку замерзал, необходимо было срочно что-то делать, а Земля никак не могла принять решение. Крикалев поначалу молча наблюдал — все-таки он находился в составе американского экипажа на вторых ролях.

Когда ситуация приблизилась к критической, американцы его спросили: «А что бы ты сделал?

А космонавтика — это была мечта, как у всех советских детей тогда? Разные дети мечтают по-разному. Скажу: я знаю своих друзей, которые говорят: «Мне было пять лет, я ещё читать-писать не умел, но уже хотел быть космонавтом». Хотя что такое космонавт, не очень знали. Я скажу: мне желание работать в этой отрасли пришло в старшей школе. Я хорошо учился, я занимался спортом, я читал много книг, в том числе хорошей фантастики. И в некоторых из этих фантастических рассказов люди путешествуют по Солнечной системе. И это все казалось естественным на фоне того, что у нас уже появились первые космические станции, уже люди начали летать по десятку суток, многими неделями, иногда месяцами. И казалось вполне естественным, что лет через 15-20 люди уже будут летать сотнями и тысячами.

Поэтому хотелось попробовать работать в этой области. Когда в 1975 году я заканчивал школу, в космос полетел Георгий Михайлович Гречко. Я прочитал его биографию, выяснилось, что он окончил Ленинградский Военмех, затем работал в Королёвском КБ и стал космонавтом. Я тоже поступил в Военмех, сейчас это Балтийский государственный технический университет, на специальность «Ракетостроение», и поскольку я хорошо учился, у меня была возможность выбора, куда идти работать. Я напросился в Королёвское КБ ныне — ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. Подготовка к первому полёту — В качестве бортинженера в 1988 году на корабле «Союз» Вы отправляетесь в свой первый полет. Предполагается долговременная экспедиция — Вы проведёте 5 месяцев на станции «Мир». Научная программа — международная, планируются технические и медицинские эксперименты. Для неопытного космонавта это сложная миссия? Много работы и впечатлений было много: от первого взгляда в иллюминатор, от невесомости, от того, что Солнце заходит или выходит за окном 16 раз за сутки.

Для меня общение с ребятами, которые прошли через такую экстремальную тренировку, стало, конечно, бесценным опытом. Советско-французская научная программа тоже была интересной, хотя и сложной. Нам надо было снаружи станции установить огромную разворачиваемую конструкцию в 240 кг. Мы испытывали её на устойчивость, на вибрации. Не всегда всё шло гладко, но мы справились. За каждый международный полёт страна-участница даёт такие высокие награды? Но это не только моя отметка, это оценка труда большого коллектива. Космонавты находятся на верхушке большой космической пирамиды. А во-вторых, с какого-то момента я начал понимать, что это любой стране нужно, чтобы государство для себя расставило приоритеты — что важно, а что нет. И в этом направлении мотивировало молодое поколение.

В стране путч, государственный переворот. На Земле хаос. Как это выглядело из космоса? А на Земле какая-то турбулентность началась. Это мы в замкнутом объеме, это, может быть, у нас должна быть стрессовая ситуация, это мы летим на огромной скорости — 8 километров в секунду. Но наша орбита предсказуема, а что там будет происходить на Земле, было не очень понятно. И мы беспокоились за страну, за близких. Ваш полёт неожиданно продлили. Вместо положенных пяти месяцев — десять. Даже потом, мне рассказывали, кажется, в Италии организовали общество, которое собирало деньги на мой возврат.

На самом деле в середине полёта Земля меня предупредила: «У нас тут возникли проблемы с организацией следующих двух пусков, пытаемся слить их в один. Мы рассматриваем разные варианты, но самым простым будет, если ты останешься ещё на одну экспедицию». Я тогда спросил, сколько у меня времени есть на «подумать». Ну, следующий виток «глухой», через виток, через три часа давай принимай решение». Скажу, это было непростое решение, потому что я понимал, что беру на себя большую ответственность — дойти до конца. Это похоже на бегуна, который бежит пять километров, он рассчитал силы, половину этих сил потратил, и рассчитывает дойти до финиша, полностью выложившись на последней дистанции.

Он один из немногих космонавтов, кто окончил Ленинградский механический институт — знаменитый «Военмех», питерская школа.

Пока не проверит распоряжение на разумность, не уяснит правильный алгоритм, выполнять не будет. Поэтому с Крикалевым начальству всегда было непросто. У него по любому профессиональному поводу есть свое мнение — продуманное, аргументированное. И — самое неприятное для руководства — он имеет привычку его отстаивать. По шапке за письмо Помню, иду как-то по коридору Центра управления полетами. Было это еще во времена станции «Мир». И натыкаюсь на выскользнувшего из кабинета Крикалева.

И своим спокойным, размеренным голосом рассказывает о том, что во время подписания очередного договора с NASA что-то там с грузами на орбиту решили не то — возим их оборудование в ущерб своему. Он понимает: перед ним журналист, будет заметка в газете. И после нее, как обычно, не порядок будут наводить, а искать крайнего. И сейчас-то на космических предприятиях режим молчания сотрудников — информация только через пресс-службу. А тогда нелояльных руководству, по сути приватизировавшему крупнейшие космические фирмы, просто выгоняли пинком под зад. Или вот такая история — в конце 90-х в коттедже космонавтов на Хованскойулице мы с Крикалевым и его другом и соседом Александром Калери в очередной раз обсуждали, что будет с российской космонавтикой дальше. Настроение у всех было гадкое, как раз тогда говорили о возможном затоплении станции «Мир».

Мол, проедаем запасы в 70-80-х, не вкладываем в развитие. Скоро отстанем так, что и не догнать. Давайте срочно принимать перспективную программу, концентрировать ресурсы и шагать вперед. Как достучаться до начальства? Пишем письмо на самый верх. Передать, чтобы попало в нужные руки? Я в редакции набираю письмо на компьютере не было тогда у космонавтов персональных ноутбуков.

Ставлю свою подпись, расписываюсь за ребят — времени ехать на Хованскую еще раз нет. Как раз в «Комсомолку» на встречу с коллегами приехал бывший главный редактор, а в то время председатель Госдумы Геннадий Селезнев. Я сую письмо ему в карман: «Геннадий Николаевич, прочтите! А вышло так — Селезнев письмо прочел и передал для реагирования своему коллеге, депутату и бывшему космонавту Виталию Ивановичу Севастьянову, тоже выходцу из королевской фирмы, РКК «Энергия». А он письмо передал на предприятие. Не знаю, с какими комментариями, но подтекст был понятен — смотрите, что у вас там космонавты самоуправством занимаются, их мнения никто не спрашивает, а они вон что... Спасло тогда Крикалева и Калери то, что их личных подписей под письмом не было.

Ну и, конечно, то, что оба — грамотные, опытные космонавты. Идут сложные полеты — на «Мире» проблемы одна за другой. Одновременно готовятся к запуску первые модули Международной космической станции, а они российского производства и работать на них, оживлять должны наши космонавты-инженеры. В 27 лет он участвует в разработке методики стыковки с мертвой станцией «Салют-7», технологии ее восстановления. Помните недавний фильм «Салют-7», где космонавты прилетают на обесточенную, вращающуюся по нескольким осям космическую станцию? Так вот это как раз та история. Потом проходит отбор в отряд космонавтов, должен был лететь на одном из первых советских шаттлов — «Буранах».

Не случилось.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий