Новости осада доростола

Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 (971) годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола.

Сражение у Доростола

КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА Кульминацией войны была осада Доростола на протяжении 3 месяцев.
ДОРОСТОЛ - Древо Осада Доростола закончилась в июне, что заставило Святослава зимовать в Олешье?

Русско-византийская война 970—971 годов

В упорном бою русы отразили 12 атак византийцев. Вечером Цимихсий, собрав всю свою конницу, бросил её против истощенных русов, что вынудило их укрыться за стенами Доростола. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но руссы не вышли в поле, а только со стен и из башен бросали в противника камни и метали стрелы. Вскоре византийцы возвратились в лагерь. К вечеру дружина Святослава в конном строю выступила из города [15] , но Цимисхий не решился атаковать дружину Святослава, и она возвратилась в Доростол. Второй бой 26 апреля 26 апреля произошёл второй бой под Доростолом. Войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, щиты и выставив копья. Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел. По сообщению византийского историка Кедрина , русы сохранили за собой поле боя и оставались там всю ночь с 26 на 27 апреля.

На утро бой возобновился. К полудню Цимисхий направил в тыл русам отряд. Опасаясь оказаться отрезанной от города, дружина Святослава отступила за крепостные стены. Осада Доростола В ночь на 29 апреля русы вырыли вокруг Доростола глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. В ту же ночь, воспользовавшись темнотой, русы на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием. Возвращаясь обратно с добычей, они заметили на берегу Дуная отряд византийцев, поивших в Дунае коней и собиравших на берегу дрова. Русы атаковали византийцев и разогнали их. В тот же день византийцы перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры. В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников [16].

В городе начался голод, болгары стали переходить на сторону византийцев. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии — он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян [17] », остальных же заключил в темницу [9]. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, так как в его отсутствие в Константинополе уже случилась неудачная попытка переворота.

Византийцы просили у Владимира мира, и он просил императора Василия II убийцу болгар отдать ему в жены свою сестру Анну. Император согласился при условии, что князь Владимир примет христианство. Тем временем князь Владимир заболел в Корсуни глазной болезнью и обещал креститься. Как только он крестился, случилось чудо: он выздоровел и с приставленными к нему многими греческими священниками вернулся в Киев, где приказал крестить всех своих подданных. Греческие священники совершали крещение в реке Почайне сегодня Днестр. Еще Василий Никитич Татищев - один из первых русских историков 1686-1750 выразил сомнение в том, что "Басня об испытании вер" в "Повести временных лет" не сочинена монахом Нестором. Согласно Татищеву, монах Нестор был подделан и вставлен автором, находящимся под сильным греческим влиянием.

Так думали и Август Людвиг Шлетцер 1735-1808 , П. Новоструев, барон Розенкампф, Измаил Иванович Срезневский и другие. Михаил Петрович Погодин видит в Повести "много странного и невероятного"... Но чьего авторства является упомянутая «Повесть»? Само его содержание говорит нам, кто он такой. Болгарский автор справедливо отмечает, что две идеи пронизывают всю переработанную и интерполированную грекофильской или непосредственно греческой рукой «Повесть времен»: а для оправдания господства варягов над русскими славянами, и б для оправдания духовного господства византийцев над Русью. Аналогичного мнения, хотя и в несколько ином варианте, придерживается и академик Дмитрий Лихачев. Профессор Валерий Погорелов находит, что в Киевской Руси шла постоянная борьба между славянским и греческим духовенством. И обращение князя Владимира и его подданных упомянутым ранее образом является поистине «апофеозом греко-христианской византийской политики». Собственно говоря, Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что эта Повесть «есть чисто греческий вымысел», а автор ее «…не русский, а грек, то есть один из многих греков, живших на Руси в домонгольский период».

Но профессор Евгений Голубинский не заметил в этой греческой беллетристике другого, а именно болгарофобии греческого автора и интерполятора "Повести временных лет"! Это справедливо отмечает наблюдательный болгарский автор Всеволод Николаев в своей работе «Участие славяно-болгарского фактора в преобразовании Киевской Руси» С. Действительно, в большинстве списков «Повести о времени» заметна странная тенденция — смешение дунайских болгар с волжскими болгарами. В Лаврентьевской летописи читаем: «Я пришел от Скуфа, сказал Козар, рекомии Булгары и пришли по Дунаю и жители словенской биши». Четкой классификации дунайских и волжских болгар не производится. Так и в тексте под 858, 898, 902, 915, 941, 942, 967, 971, 985 и так далее годами. Почему эту тенденцию подтолкнули? Чтобы обмануть читателей и слушателей «Повест временных лет», что болгары вообще исповедуют ненавистную, нечестивую веру: надо было вычеркнуть из сознания киевских русских людей, имевших не мало контактов с болгарскими славянами , всякая мысль о независимом славянском государстве типа дунайских болгар, о независимой от Византии славянской церкви, типа Преслава или Охрида, а также забыть и упомянуть о том, что христианство пришло в Киевскую Русь от некогда живых отношений между болгарами и русские, и много священнослужителей, и большая литература! Это единственное объяснение той необузданной удочки, с которой византийский интерполятор бросается на болгар в своем произведении. А если к этому добавить, что именно в этот период царь Симеон подверг Византию в лице ее императора и патриарха величайшему унижению и беспокойству, то традиционная византийская ненависть к болгарам станет несколько яснее, дойдя до того, что император Никифор Фока 963-969 называл гонцов царя Петра по Льву Диакону "посланцами беднейшего и грязнейшего скифского народа", а самого Петра называл "кожекусом, одетым в овечью шкуру"!

Не буду описывать оскорбительного отношения Иоанна Цимишия к болгарскому царю Борису II, поведения Василия Болгароубийцы по отношению к воинам Самуила, или даже не напоминать Феофилакту высказывания Охридского о болгарах, что они «вонючие жабы», "обезглавленные трупы... На эту болгарофобию обратили внимание и русские историки Федор Иванович Успенский, Викентий Васильевич Макушев и другие. По словам интерполятора, у болгар такие гнусные и отвратительные обычаи, что даже князь Владимир, выслушав болгарских миссионеров, с отвращением плюнул: болгары представлены как почитатели «Бомиты» или «Бафомета», то есть божества- идол сатаны! Но этот термин «Бафомет» был неизвестен в 10, 11 и 12 веках и прославился инквизиционными процессами Запада против тамплиеров в 13 и 14 веках. А тут - и это доказательство позднего происхождения вставки в Повести. Однако интересно еще и то, что болгары всегда на первом месте: сначала они приходят к князю Владимиру, сначала князь Владимир отправляет к ним посольство для изучения их веры и так далее. А волжские болгары, которые были магометанами, по сравнению с дунайскими болгарами, были слишком далеко от Киева. Наоборот - киевские славяне в одной из своих частей, юго-западной части, так называемых угличах и тверцах, по выражению Бориса Александровича Рыбакова, были даже "политически зависимы от Болгарии"! Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар. Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян.

Интерполятор, зная важность и авторитет св. Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары». Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа.

И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра. Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св. Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке.

Дальнейшие события показали, что террор достиг цели: в Доростоле остались только верные князю люди. Переход ромейского войска от Преслава к Доростолу занял около недели. Русы встретили врага под стенами города. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повел фалангу в бой». Ромеи смяли первые ряды русской «стены». Но затем русы выправили строй, «завязалась яростная битва, и в первых схватках обе стороны долго сражались с одинаковым успехом.

Росы, стяжавшие среди соседних народов славу постоянных победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы. Ромеев же одолевали стыд и злоба [при мысли о том], что они, побеждавшие оружием и мужеством всех противников, отступят как неопытные в битвах новички и потеряют в короткое время свою великую славу, потерпев поражение от народа, сражающегося в пешем строю и вовсе не умеющего ездить верхом. Побуждаемые такими мыслями, оба войска сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство». Битва продолжалась весь день, до вечера. С обеих сторон пало много бойцов. На закате Иоанн бросил на русов всю свою конницу. Сам император сидел на лошади под развернутыми знаменами и, потрясая копьем, громкими возгласами подбадривал своих воинов. Постепенно, шаг за шагом, русы были оттеснены к городской стене и укрылись за укреплениями. Иоанн Цимисхий с военачальниками. Рисунок конца XIX века.

Иоанн дал войску короткий отдых прямо на поле битвы, а с рассветом разбил лагерь на холме посреди равнины. Осаду Доростола он не начинал, дожидаясь прихода флота. Ромейские лучники и пращники весь день перестреливались с русами, засевшими на стенах и башнях. К вечеру русы, сев на коней, предприняли вылазку, но, не имея опыта ведения кавалерийского боя, были быстро загнаны ромейской конницей обратно в город. Тем временем к Доростолу подошли «огненосные триеры», надежно заперев Дунайскую горловину. Дабы уберечь свои челны от «оляднего огня», русы подвели их к самой городской стене. Войско Святослава оказалось в ловушке. О том, чтобы отогнать византийский флот, русы и не помышляли, памятуя о 941 г. Спастись они могли, только отбросив от города войско Цимисхия. Поэтому на следующий день Святослав снова вывел своих воинов в поле.

Но ромеи выдержали яростный натиск русов и вынудили их отступить. Началась осада Доростола, длившаяся 65 дней. Город был полностью блокирован. Ромеи перекопали рвами все дороги, везде была выставлена стража. К Иоанну почти ежедневно подходили подкрепления. Русы не были готовы к длительной осаде. Запасы продовольствия в Доростоле скоро истощились, и русам приходилось устраивать вылазки, чтобы добыть себе пищу. Скилица сообщает, что одну из таких вылазок в двадцатых числах июля возглавил сам Святослав. Темной ночью, под проливным дождем, две тысячи русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой.

Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если русские ладьи еще раз покажутся на Дунае.

В связи с этим Святослав решил дать византийцам последний бой. Благодаря хитроумной тактике византийцев русскому войску пришлось сражаться в окружении, однако в жесточайшем бою русские воины смогли прорвать оцепление. Каждая из армий потеряла в бою почти 15 тысяч человек.

Битва под Доростолом в 971 г.

Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю». Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно. Только в 1123 году, уже после смерти императора Алексея I 15 августа 1118 г. Изображение: Совет Владимира Мономаха с боярами и князьями, на котором он рассказывает о храбрости предков, налагавших дань на Византию и призывает в поход на Византию, Мономахов трон, 1551.

Интересно, что русские и византийские летописи освещают битву по-разному. Византийцы оценивали, что Святослав выставил около 30000 воинов против 10000 византийцев под предводительством Варды Склира, и, несмотря на это, доблестные римляне одержали победу, наголову разгромив русское воинство. Согласно Льву Диакону, византийцы окружили противника и одержали полную победу, потеряв всего 55 человек убитыми против 20 тысяч у Святослава. Численность войска Святослава русская летопись определяет в 10-20 тыс. Святослав заключил с Цимисхием мирный договор, положивший конец войне, получил дань на своих воинов, включая убитых, и прекратил наступление на Константинополь. Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 971 годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола. Мертвые сраму неймут По свидетельству летописей именно с этими словами князь Святослав обратился к своим воинам перед битвой с византийцами при Аркадиополе в 970 г. Что такое «не комильфо» Не комильфо — это выражение порой можно услышать в нашей речи, особенно из уст молодежи. Что же оно означает?

Движущиеся из Хомса через Пальмиру войска могли попасть в город по одной-единственной трассе М-7. На марше через пустыню конвои попадали под обстрелы террористов. К началу 2013 года боевики заняли все населенные пункты на восточном берегу Евфрата и часть самого Дейр-эз-Зора. Городские кварталы превратились в линию фронта. Бок о бок с «оппозицией» и «умеренными повстанцами» в боях участвовали боевики из Ирака. Отряды «оппозиции» или влились в ее ряды, или были уничтожены. В апреле террористы взяли под контроль трассу М-7. Город оказался в окружении. Блокада До сих пор точно неизвестно, сколько именно человек находилось в городе к началу блокады. Оценки правительства Сирии и международных организаций расходятся. Однако в любом случае речь идет о сотнях тысяч человек. В Дейр-эз-Зоре скопились беженцы из соседних городов. Сюда же отступили армейские части и гарнизоны из соседних городов. В условиях окружения, численного превосходства со стороны противника, ограниченных запасов еды, воды, медикаментов город, как многим тогда казалось, был обречен. Однако его защитники полагали иначе. Основу гарнизона Дейр-эз-Зора составили части 104-й бригады Республиканской гвардии Сирии, 17-й резервной дивизии, 137-й артиллерийской бригады и отряды местного ополчения. Они держали под контролем городские районы и стратегически важную авиабазу сирийских ВВС — последнюю связь с «большой землей». Они же превратили их в неприступную крепость, которую боевикам так и не удалось взять. Ряд западных изданий писали, что битву за Дейр-эз-Зор нельзя называть в полной степени блокадой. Мол, в город прибывали подкрепления и гуманитарные грузы, а значит, сотни тысяч людей не жили под угрозой голодной смерти. Поэтому мировое сообщество предпочло «не заметить» блокады города. На протяжении трех лет существовал только один способ доставки в город гуманитарных грузов и подкреплений — по воздуху. Однако из-за того, что взлетно-посадочная полоса авиабазы Дейр-эз-Зор находилась практически на линии фронта, на аэродроме нельзя было посадить большой транспортный самолет — грузы сбрасывались с воздуха. Подкрепления удавалось перебросить только при помощи транспортных вертолетов по извилистому маршруту. Борт с войсками вылетал из Дамаска на авиабазу Камышлы вблизи турецкой границы. Здесь бойцы пересаживались на вертолеты Ми-8 и летели сотни километров над оккупированной боевиками территорией. Несколько вертолетов были сбиты огнем с земли на маршруте или над самым городом. Однако защитники Дейр-эз-Зора сражались так, как будто все происходящее было в порядке вещей. Главным героем как медийным, так и военным битвы за город стал командующий 104-й бригадой генерал Иссам Захреддин, в российских соцсетях получивший прозвище Дед. Не из-за возраста, а благодаря окладистой полуседой бороде. В Сети есть масса видео, снятых как сирийскими солдатами, так и боевиками. На них запечатлен генерал Захреддин во главе своих войск, на самом передке.

Темной ночью, под проливным дождем, 2000 русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой. Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если ладьи русов еще раз покажутся на Дунае. Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 м без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов. Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения — они были покрыты немалым слоем золота — и подумали, что это сам император. Тесно окружив магистра, они зверским образом изрубили его вместе с доспехами своими мечами и секирами, насадили голову на копье и стали потешаться над ромеями, крича, что они закололи их императора, как жертвенное животное» [371]. Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их. Ободренные этой победой, русы наутро это было 20 июля, по славянскому языческому календарю — Перунов день вышли из города и построились в боевой порядок. Ромеи «также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу». В этом бою русов возглавлял некий Икмор возможно, воевода таврических русов. По словам Льва Диакона, это был «храбрый муж гигантского роста, первый после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига [эмира] критян Анемас [372] , воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил мечом в шею — голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали».

Война Святослава с Византией. Битва за Преслав и героическая оборона Доростола

Доростольский мир: gorlex72 — LiveJournal Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый.
Походы князя Святослава. Осада Доростола 23 апреля 971 года началась оборона Доростола — сражения, продолжавшиеся в апреле-июле 971 года между русским войском и армией Византийской империи у крепости Доростол.
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг. В ночь на 29 апреля вокруг Доростола был вырыт глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины.
Acolon • Крещение Руси и участие болгар в нем 3.3 Осада Доростола.

Сражение у Доростола

Осада Доростола затянулась до июля 971 года. Ни император Цимисхий, ни Святослав не смогли добиться быстро победы. Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, Святослав смог прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Постепенно, день за днем, греки с помощью стенобитных и камнеметных машин разрушали стены и валы. Более 30 тыс. человек эвакуируют из районов, которым угрожает огонь, разбушевавшийся в лесных массивах на греческом острове Родос. Об этом в субботу, 22 июля, сообщил глава.

Осада Доростола

Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы (?
Оборона Доростола То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить.
Telegram: Contact @slavtraditions Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие. Осада Доростола длилась с 24 апреля по 22 июня 971 года.
«Очень плохой знак». В главный храм Одессы попала ракета Оборона Доростола — сражения в апреле-июле 971 года между войском Святослава, князя Киевского, и армией Византийской империи у крепости Доростол.

ПОСЛЕДНЯЯ РУССКО-ВИЗАНТИЙСКАЯ ВОЙНА.

Постепенно, день за днем, греки с помощью стенобитных и камнеметных машин разрушали стены и валы. Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. С суши Доростол был плотно обложен сухопутной армией ромеев, путь по Дунаю перекрывали огненосные дромоны Империи. То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить.

Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь

К концу кампании русско-украинские войска вели осаду Старого Быхова и Дубровны. В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. В открытом бою у Доростола рать Святослава держалась стойко. В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. То, что русы не были готовы к войне, видно и из того, какой голод они испытывали в период осады Доростола.

Осада Доростола

Иоанн дал войску короткий отдых прямо на поле битвы, а с рассветом разбил лагерь на холме посреди равнины. Осаду Доростола он не начинал, дожидаясь прихода флота. Ромейские лучники и пращники весь день перестреливались с русами, засевшими на стенах и башнях. К вечеру русы, сев на коней, предприняли вылазку, но, не имея опыта ведения кавалерийского боя, были быстро загнаны ромейской конницей обратно в город. Тем временем к Доростолу подошли «огненосные триеры», надежно заперев Дунайскую горловину. Дабы уберечь свои челны от «оляднего огня», русы подвели их к самой городской стене. Войско Святослава оказалось в ловушке. О том, чтобы отогнать византийский флот, русы и не помышляли, памятуя о 941 г. Спастись они могли, только отбросив от города войско Цимисхия. Поэтому на следующий день Святослав снова вывел своих воинов в поле.

Но ромеи выдержали яростный натиск русов и вынудили их отступить. Началась осада Доростола, длившаяся 65 дней. Город был полностью блокирован. Ромеи перекопали рвами все дороги, везде была выставлена стража. К Иоанну почти ежедневно подходили подкрепления. Русы не были готовы к длительной осаде. Запасы продовольствия в Доростоле скоро истощились, и русам приходилось устраивать вылазки, чтобы добыть себе пищу. Скилица сообщает, что одну из таких вылазок в двадцатых числах июля возглавил сам Святослав. Темной ночью, под проливным дождем, две тысячи русов сели в ладьи и отплыли из города.

Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой. Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если русские ладьи еще раз покажутся на Дунае. Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 метра без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов. Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения — они были покрыты немалым слоем золота — и подумали, что это сам император.

Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их. Ромеи также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу». Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали». По сведениям Скилицы, среди убитых русов было несколько женщин, переодетых в мужское платье. Ночью русы «вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра [Дуная]».

Повесть временных лет Летопись излагает поход Святослава в форме героической былины, не упоминая о поражении русов в каком-либо из сражений. Тем не менее некоторые детали повествования указывают на реальность летописных сведений, которые по политическим соображениям могли замалчиваться в византийских официальных документах. Вначале византийцы предложили дань Святославу по числу воинов.

Князь, хотя располагал 10 тыс. Греки отказались выплачивать, вместо этого выставив войско в 100 тысяч. Когда армии сошлись, Святослав, чтобы ободрить своих воинов, обратился к ним со знаменитыми словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться.

Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь.

Когда Святослав был уже недалеко от столицы, византийский император согласился на дань, которую киевский князь взял и на погибших. После этого Святослав вернулся в Переяславец. Апрель 971 года.

К ноябрю 970 года мятеж Варда Фоки в Малой Азии был подавлен. Войско Варда Склира переправилось обратно в Македонию и Фракию, где расположилось на зимних квартирах. Подготавливая поход на Святослава, Иоанн Цимисхий приказал свезти много хлеба и прочих припасов в Адрианополь совр.

Эдирне , а также снарядить флот из 300 кораблей. В апреле 971 года Цимисхий лично возглавил поход в Болгарию. Флот блокировал Дунай, сухопутное войско около 10 апреля беспрепятственно перевалило через горные проходы и вышло к болгарской столице Преславу.

Лев Диакон называет силы Цимисхия в 15 тыс. Скилица сообщает, что Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. Несмотря на фактор неожиданности, русы «тавроскифы» успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков.

Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. Скилица оценивает общую численность русов в 8500 воинов, а Лев Диакон в такое же число оценивает их потери в этом бою.

На следующий день к грекам подтянули осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. По археологическим раскопкам высота стен крепости составляла около 3. Вскоре византийцы ворвались в город, а русы отступили в царский дворец с оградой.

Был захвачен болгарский царь Борис, которого император Цимисхий принял с подобающим почётом. Потеряв при штурме царского дворца до 150 воинов, греки подожгли его, выкуривая засевших там русов числом до 7—8 тыс. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и почти всех перекололи.

Однако воевода Сфенкел с немногим числом воинов сумел уйти к Святославу. По сообщению Диакона «в этой битве погибло также множество мисян [болгар], сражавшихся на стороне врагов против ромеев». После празднования Пасхи византийское войско двинулось на Доростол, опорный город Святослава в Болгарии.

Осада Доростола. Апрель—июль 971 года. Часть болгарских городов добровольно подчинилась грекам, другие отдавались на разграбление.

Святослав, согласно византийским авторам, пытался подавить провизантийские настроения среди болгар террором: «Поняв по зрелом размышлении, что, если мисяне склонятся к ромеям, дела его закончатся плохо, он созвал около трехсот наиболее родовитых и влиятельных из их числа и с бесчеловечной дикостью расправился с ними — всех их он обезглавил, а многих других заключил в оковы и бросил в тюрьму. Силу Святослава Лев Диакон оценил в 60 тыс. Армии противников сошлись на поле в 12 км от Доростола.

After the eventual defeat of the Rus, the Byzantines were astonished at finding the bodies of armed women among the fallen warriors. The siege is described in detail by John Skylitzes and Leo the Deacon , although some of their assertions e. Characteristically, Leo the Deacon attributes the victory to Saint Theodore Stratelates , who purportedly led the Byzantine army under the walls of Dorostolon.

Византийцы немедленно воспользовались этим: их кавалерия совершила быстрый обходной маневр и окружила русичей. Эпизод сражения при Доростоле: русская фаланга против византийской кавалерии. Современная иллюстрация. Настал черед Святославу демонстрировать умение управлять войсками на поле боя.

Здесь пригодилось то самое усовершенствование фаланги, которое придумал русский князь. Вторая линия фалангитов задержала атаку конницы и позволила русичам перестроиться на круговую оборону. Кольцо окружения с тыла было довольно слабым, поэтому Святослав логично решил нанести удар в сторону крепости. Русское войско прорвало ряды противника и отошло обратно в Доростол. Битва закончилась вничью. Лев Диакон пишет, что в битве пало примерно 15 тысяч русичей и всего около 300 византийцев. Цифры более чем сомнительные: при таком разгроме Святославу оставалось только сдаться на милость победителя! Однако ни о какой капитуляции речи не шло: русский князь предложил переговоры о мире, и Цимисхий принял его предложение.

Последний факт косвенно указывает на то, что воинство византийского императора тоже было изрядно потрепано, иначе что мешало ему добить войска Святослава и взять крепость? Условия мира были достаточно приемлемыми для русичей: им гарантировался свободный проход на родину и даже провиант, в обмен на обязательство не воевать с Византией. Правда, от завоёванных болгарских земель тоже пришлось отказаться, при этом восточная Болгария отошла Цимисхию. Тем не менее, совсем не плохой исход для конфликта, который грозил Святославу разгромом и гибелью всей армии! Князь Святослав и император Иоанн Цимисхий на переговорах. С картины художника В. Дальнейшие события хорошо известны из учебников истории. Возвращаясь на Русь, Святослав в следующем, 972 году был атакован печенегами на днепровских порогах и погиб вместе с дружиной.

Лишь части войска под командованием воеводы Свенельда, который выбрал обходной путь, удалось добраться до Киева. Русские летописцы обвиняли в сговоре с печенегами «коварных греков», но современный историк и этнограф Лев Гумилев справедливо указывает, что византийцы, если бы им действительно нужна была жизнь Святослава, могли бы уничтожить его, когда он еще не пересек границ империи. А вот в самом Киеве, вполне возможно, были влиятельные группировки, не желавшие видеть Святослава на престоле: ведь князь публично заявлял, что «мать городов русских» ему не нужна! Или же сами печенеги просто воспользовались удобным случаем для нападения — точный ответ, вероятно, уже никогда не будет получен. Любопытный факт. Решающая битва под Доростолом состоялась 22 июля и произошла во многом из-за нападения печенегов на столицу русских княжеств — Киев. Ровно через 970 лет после этого, 22 июля 1941 года, атаке подверглась уже другая столица: в этот день гитлеровская авиация совершила первый налёт на Москву. Противовоздушная оборона Москвы во время налёта немецкой авиации.

Болгария, Доростол В ноябре 970 года в Византии был подавлен мятеж Варды Фоки, и правительственные войска под командованием Варды Склира вернулись в Македонию и Фракию, где расположились на зимних квартирах. Силистрия в Болгарии. В тот же день произошел первый бой, началом которого послужило нападение из засады небольшого русского отряда на авангард византийцев. Войска Святослава стояли обычным боевым порядком, сомкнув щиты и выставив копья. Император Цимисхий по флангам пехоты выстроил всадников в железных латах, а позади находились стрелки и пращники, которые постоянно осыпали камнями и стрелами противника. Через два дня к Доростолу подошел византийский флот, и Цимисхий предпринял штурм городских стен, но он не удался. К концу дня 25 апреля город был полностью окружен византийцами. Во время блокады воины Святослава не раз совершали вылазки, нанося урон врагу.

На следующий день русы вышли из города, и Святослав приказал запереть ворота, чтобы никто не мог думать о бегстве. По словам летописца перед боем Святослав обратился к дружине со следующими словами: «Да не посрамим земли Русския, но ляжем костьми ту: мертвые бо сраму не имут». Бой начали дружинники Святослава атакой вражеского войска. К полудню византийцы стали постепенно отступать. На помощь отступавшим бросился сам Цимисхий с отборным отрядом конницы. Чтобы лучше использовать численное превосходство, Цимисхий ложным отступлением выманил русов на равнину. В это время другой отряд византийцев зашел им в тыл и отрезал от города. Дружина Святослава была бы уничтожена, если бы за их боевым порядком - «стеной» - не было второй линии войск.

Воины второй линии повернулись к византийцам, ударившим с тыла, и не допустили их к «стене». Войску Святослава пришлось сражаться в окружении, но благодаря мужеству ратников кольцо окружения было прорвано. После этого рать Святослава двинулась домой, на Русь. Невский князь Святослав, сын Игоря и Ольги, отличался храбростью и выносливостью, жизнь свою он провел в походах и битвах. Святослав всегда был готов принять бой. Этот прием Святослава исключал стратегическую внезапность, но морально действовал на противника и обеспечивал инициативу, которую Святослав всегда старался держать в своих руках. Святослав продолжал политику своих предшественников, стремясь увеличить территорию древнерусского государства, защитить его границы, обезопасить волжский торговый путь и взять в свои руки весь великий торговый путь «из варяг в греки». Вследствие этого Святослав устремился на Балканы, желая завоевать Царьград и перенести политический центр древнерусского государства на Дунай.

Он сказал своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце. Тот городок - середина моей земли. Туда сходится все добро: от греков золото, вина, овощи; от чехов и венгров - серебро и кони; из Руси - меха, воск, мед, челядь». В 967 году в царствование греческого императора Никифора Фоки из Царьграда в Киев явился посол и просил Святослава от имени своего государя пойти войной на болгар. Греки никак не могли осилить болгар из-за того, что те жили в гористых местах. Греки привезли с собой богатые дары и сулили еще больше за захват Болгарии. Князь согласился и стал собирать войско. На его клич отозвались славный воевода Свенельд, богатыри Сфенкел, Икмор и другие.

Святослав предпринял два похода в Болгарию - в 968 и в 969 годах. Овладев столицей Болгарии Преславой и пленив царя Бориса, Святослав послал сказать грекам: «Хочу на вас идти, взять ваш город». Вслед за этим русы стали готовиться к походу на Царьград. Они усилили свое войско болгарами, которые были недовольны господством Византии, наняли отряды печенегов и венгров. В это время на царский престол в Византии вступил Иоанн Цимисхий, искусный военачальник и отважный воин. В 970 году под Адрианополем произошло сражение, в результате которого греки потерпели поражение, принесли дары Святославу и пообещали мир. В это время к Святославу прибыло из Киева небольшое подкрепление. Не имея достаточных сил и полагаясь на договор с Цимисхием, Святослав не занял горные проходы чрез Балканы и оставил открытым устье Дуная.

Это была его крупная стратегическая ошибка. Кроме того, рать русов оказалась разделенной на две части: главные силы находились в Доростоле, отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе. Этим воспользовался Цимисхий. Он собрал 300 судов, вооруженных «греческим огнем», а в 971 году двинул флот к устью Дуная, чтобы запереть русам обратный путь на родину. Сам император выступил в поход с сильным передовым 2-тысячным отрядом «бессмертных» отлично вооруженной личной гвардией , 13-тысячной конницей и 15-тысячной пехотой и без труда преодолел Балканы. За ним следовали остальные силы и большой обоз с осадными и огнеметными машинами и продовольствием. В Болгарии византийские лазутчики распространили слух, что Цимисхий идет не покорять болгарский народ, а освобождать его от русов, и русы вскоре лишились поддержки со стороны болгар. В результате этого боя византийцы захватили Преслав, и только немногим русам во главе со Сфенкелом удалось прорваться и уйти в Доростол.

Передовой отряд византийской пехоты осматривал окрестные леса и овраги в поисках засады. Первый бой под Доростолом произошел уже 23 апреля 971 года. Русы напали из засады на передовой отряд византийцев. Когда Цимисхий подошел к городу, русы ожидали врага на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Греки перестроились в боевой порядок: посередине стала пехота, на флангах - конница в железных латах; спереди, прикрывая фронт, - легкая пехота: стрелки из лука и пращники - они непрерывно пускали стрелы, метали камни. Бой был упорный, русы отразили 12 атак. Победа колебалась: ни та, ни другая сторона не брала верх.

Князь Святослав и император Цимисхий или битва при Доростоле, война двух великих

Конец этим спорам положил профессор Г. Атанасов, десятилетиями проводивший археологические раскопки в Силистре Доростол. Вывод учёного однозначен — встречающиеся в письменных свидетельствах эпохи данные преувеличены, все до единого: Около середины X в[ека] крепость Дристра занимала площадь размером в 5 гектаров или 50 000 м2. Очевидно, что на такой территории нельзя обеспечить на протяжении трёх месяцев проживание 7—8 тыс[яч] воинов, так как каждому из них требуется для размещения как минимум около 8—10 м2.

Нужно учитывать и тот факт, что в пределах крепости помещались массивные постройки, кафедральный храм, резиденции, нужно было место для хранения продовольствия, оружия каменные боевые шары, которые русские метали на ромеев , животных и лошадей хронисты пишут, что Святослав использовал конницу во время сражений План города Силистра середины XIX века с изображением рва вокруг средневековой цитадели на берегу Дуная, который использовался в период всего Средневековья. Опубликован в научной работе профессора Г. Атанасова Кроме того, на территории крепости располагались и строения, включая кафедральный храм, дополнительно занимающие площадь.

Войско Святослава определённо нуждалось в помещениях для провизии, вооружения, в хотя бы импровизированных конюшнях. По расчётам Атанасова, каждому из 30 000 русов пришлось бы ютиться на площади едва более 1 кв. И это без учёта болгарского населения Доростола.

Вывод исследователя гласит: Исходя из реалий, 7—8 тысяч бойцов — это критический максимум, который мог вместиться на территории крепости Дристры. Это вполне соответствует утверждению древнерусской Ипатьевской летописи, что Святослав по его собственным словам отправился во второй поход на Болгарию с 10 000 воинов Русская рать несла потери в сражениях ещё на подступах к Доростолу. Основная часть сил Цимисхия, подошедшая к крепости позднее, была выстроена в две линии.

Ромейская пехота с латной конницей на флангах дюжину раз атаковала позиции русов, осыпаемые тучами стрел. На исходе дня имперская кавалерия всё же выдавила Святослава за крепостной тын Доростола. Миниатюра из Ватиканского манускрипта XIV века.

Вверху изображено завоевание Святославом Болгарии, внизу — поход Иоанна Цимисхия на Доростол Следующие несколько дней ознаменовались рядом сражений близ крепости. Иоанн Цимисхий по руслу Дуная подвёл к городищу флот, из-за чего русам пришлось выволакивать ладьи из реки, чтобы уберечь их от сожжения. В открытом бою у Доростола рать Святослава держалась стойко.

Но угрожаемый тыл вынудил князя отойти в крепость. Началась её трёхмесячная осада. Усилия русов обезопасить стены Доростола от разрушительных действий ромейских инженерных машин дали свои плоды лишь отчасти.

Византийцы в свою очередь перерезали все коммуникации вокруг крепости и выставили на дорогах усиленное охранение. Дружине Святослава грозил голод, что устремляло русов на новые и новые отчаянные вылазки.

Наконец, 22 июля князь назначил генеральное сражение. Бой начался с атаки русами византийских позиций. В упорном сражении к полудню византийцы начали отступать под напором противника. Видя, с какой неистовой яростью бросался Святослав на греков и воодушевлет к бою ряды своих воинов, Анемас, который прославился накануне убиением Икмора, вырвался на коне вперед и опустив поводья, устремился на князя. Ударив меча пришелся по ключице, поверг Святослава на землю, но не убил — спасла кольчужная рубаха и щит.

Анемас же был окружен, под ним убили коня, а затем и сам грек был сражен множеством копий.

В связи с этим Святослав решил дать византийцам последний бой. Благодаря хитроумной тактике византийцев русскому войску пришлось сражаться в окружении, однако в жесточайшем бою русские воины смогли прорвать оцепление.

Каждая из армий потеряла в бою почти 15 тысяч человек.

Когда Иоанн Скилица сообщал о 308 000 воинах под стягами Святослава, это можно было бы объяснить ошибкой переписчика рукописи. Однако о трёхсоттысячной армии русов писали и иные средневековые авторы. Как бы то ни было, данная цифра явно преувеличена. Князь и его воеводы не сумели бы даже прокормить такое гигантское войско в бедных степях Причерноморья, не говоря о его организации.

Штурм Преслава византийскими воинами в 971 году. Миниатюра из хроники XI века Русские источники — например, Ипатьевская летопись — напротив, гласят, что Святослав оборонял Доростол силой лишь 10 000 воинов. Эту цифру поддерживали классики историографии, в том числе С. Конец этим спорам положил профессор Г. Атанасов, десятилетиями проводивший археологические раскопки в Силистре Доростол.

Вывод учёного однозначен — встречающиеся в письменных свидетельствах эпохи данные преувеличены, все до единого: Около середины X в[ека] крепость Дристра занимала площадь размером в 5 гектаров или 50 000 м2. Очевидно, что на такой территории нельзя обеспечить на протяжении трёх месяцев проживание 7—8 тыс[яч] воинов, так как каждому из них требуется для размещения как минимум около 8—10 м2. Нужно учитывать и тот факт, что в пределах крепости помещались массивные постройки, кафедральный храм, резиденции, нужно было место для хранения продовольствия, оружия каменные боевые шары, которые русские метали на ромеев , животных и лошадей хронисты пишут, что Святослав использовал конницу во время сражений План города Силистра середины XIX века с изображением рва вокруг средневековой цитадели на берегу Дуная, который использовался в период всего Средневековья. Опубликован в научной работе профессора Г. Атанасова Кроме того, на территории крепости располагались и строения, включая кафедральный храм, дополнительно занимающие площадь.

Войско Святослава определённо нуждалось в помещениях для провизии, вооружения, в хотя бы импровизированных конюшнях. По расчётам Атанасова, каждому из 30 000 русов пришлось бы ютиться на площади едва более 1 кв. И это без учёта болгарского населения Доростола. Вывод исследователя гласит: Исходя из реалий, 7—8 тысяч бойцов — это критический максимум, который мог вместиться на территории крепости Дристры. Это вполне соответствует утверждению древнерусской Ипатьевской летописи, что Святослав по его собственным словам отправился во второй поход на Болгарию с 10 000 воинов Русская рать несла потери в сражениях ещё на подступах к Доростолу.

Основная часть сил Цимисхия, подошедшая к крепости позднее, была выстроена в две линии. Ромейская пехота с латной конницей на флангах дюжину раз атаковала позиции русов, осыпаемые тучами стрел. На исходе дня имперская кавалерия всё же выдавила Святослава за крепостной тын Доростола. Миниатюра из Ватиканского манускрипта XIV века. Вверху изображено завоевание Святославом Болгарии, внизу — поход Иоанна Цимисхия на Доростол Следующие несколько дней ознаменовались рядом сражений близ крепости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий