Новости эмоциональный интеллект состоит из

На примере этих руководителей видно, что развитый эмоциональный интеллект в два раза важнее, чем технические навыки или IQ. На примере этих руководителей видно, что развитый эмоциональный интеллект в два раза важнее, чем технические навыки или IQ. Про «эмоциональный интеллект» слышали все, но что конкретно скрывается за этим понятием?

Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта

Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могут вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам. Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации. Экономика образования Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект Как развивать эмоциональный интеллект Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь».

Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект. Психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пытается выяснить, почему мы не проявляем сострадание чаще и как это изменит нашу жизнь Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные.

Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать. Инструменты развития эмоционального интеллекта Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Осознанность Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать. Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате.

К примеру, тест Мейера — Саловея — Карузо, который состоит из 144 вопросов и почти полностью исключает субъективную оценку. В этом тесте человеку нужно ответить на вопросы, характеризующие его уровень восприятия, понимания, управления и использования эмоций — основных компонентов ЭИ. Правда, проходить его стоит вместе с психологом. В бытовой ситуации, чтобы определить уровень ЭИ, Сефербеков рекомендует обратить внимание на «уместное обстоятельствам поведение». Например, если одному человеку «очевидно грустно», а ему «рассказывают анекдот категории Б», то это говорит о низком уровне эмоционального интеллекта собеседника. Многим наверняка знакома ситуация: ты делишься чем-то сокровенным с собеседником, а он тебе в ответ нередко при том перебивая : «А у меня вот что произошло: та-та-та», полностью игнорируя содержание вашего месседжа. Тут тоже есть вопросы к эмоциональному интеллекту, но и не только к нему. Скорее всего, ваш собеседник просто мудак что является более емкой психологической формулировкой, которая включает целый ряд коммуникативных девиаций, эмоциональных в том числе. К подросткам вполне применим метод измерения уровня ЭИ при помощи оценки его компонентов, то есть тот же самый, что и ко взрослым. При этом, как отмечает в диалоге с «Постньюс» детский психолог Даниил Яшин, «зачастую с подростком достаточно просто поговорить о межличностных отношениях и его переживаниях».

Эмоциональный интеллект детей часто определяют с помощью рисунков. Например, психолог просит нарисовать ребенка его семью, где каждый занят своим любимым делом. Поскольку проблемы с эмоциональным интеллектом проявляются в первую очередь в межличностных отношениях, важно обратить внимание именно на семью — как ребенок видит эти отношения, а также как интерпретирует рисунок.

Как способность понимать эмоции, так и способность контролировать эмоции могут быть направлены как на свои собственные эмоции, так и на эмоции других людей.

Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть взаимосвязаны. Люсину, эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного. Внутриличностный эмоциональный интеллект включает такие способности, как самоконтроль, самомотивация и самооценка. Межличностный эмоциональный интеллект предполагает умение понимать эмоции других людей, влиять на них и строить отношения.

Люсин считает, что эмоциональный интеллект неправильно рассматривать как чисто когнитивный навык и что способность понимать эмоции и справляться с ними тесно связана с общей направленностью личности на аффективную область, то есть с ее интересом к внутреннему миру человека. Таким образом, эмоциональный интеллект имеет двойственную природу и может быть представлен как конструкт, связанный с когнитивными способностями, с одной стороны, и личностными характеристиками — с другой; по мнению Д. Люсина, эмоциональный интеллект - это психологическое образование, находящееся под влиянием многих факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики и формируется в течение жизни человека. Одним из главных преимуществ теории Д.

Люсина является ее практическая направленность. Она позволяет определить, какие именно навыки и способности нужно развивать для повышения эмоционального интеллекта. Кроме того, данная теория учитывает индивидуальные особенности каждого человека, что делает ее более гибкой и адаптивной. Люсин Д.

Также некоторые критики считают, что данная теория не учитывает культурные различия и, может быть, не применима в некоторых контекстах. Широкое разнообразие моделей эмоционального интеллекта, появившихся в последнее десятилетие, обусловливает необходимость их категоризации. Двумя наиболее заметными попытками такого рода являются. Петридес и Е.

Фарнхэм проводит несколько иное различие, которое, по его мнению, имеет более широкое определение. Это эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как свойство. Они утверждают, что характер модели в большей степени определяется методами, используемыми для измерения конструкта, чем теорией. Эмоциональный интеллект как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях и поэтому может быть измерен с помощью опросников.

Эмоциональный интеллект как компетенция связан с традиционной психологией интеллекта, поэтому для его измерения наиболее подходят задания, аналогичные тестам интеллекта. Эмоциональный интеллект — это психологическое образование, формирующееся в течение жизни человека под влиянием ряда факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики [4]. Дошкольный возраст — это период значительного интеллектуального развития и роста ребенка. Ведь именно в этот период формируется умственный и эмоциональный интеллект, обусловливающий успешную адаптацию в обществе.

На развитие личности, в том числе и на формирование эмоционального интеллекта, оказывает влияние окружающая социальная среда, прежде всего семья. Семья на всех этапах жизни является первым институтом, в котором ребенок социализируется и учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Формирование эмоционального интеллекта происходит с разной скоростью. Не существует четкой модели для определения степени, в которой ребенок должен быть обучен к указанному возрасту.

Однако психологи выделяют ключевые моменты на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и контролю импульсов [2]. Фактически эмоциональное развитие ребенка происходит под непосредственным «давлением» эмоциональности матери. Выготский считал, что влияние среды меняется в ходе развития ребенка, определяемое его переживаниями. Он ввел понятие «ключевого опыта» — комплекса сознательных и неосознаваемых отношений между ребенком и важными элементами окружающей среды.

Эльконин подчеркивал значение положительной эмоциональной среды вокруг ребенка как фактора успешного психического и физического развития. При этом D.

А еще все это приправляется критикой: Опять ты все сделал не так. Ты не справишься. Опять мне за тебя краснеть и т. Слыша только это, ребенок делает вывод: Ага, мама папа, другой родственник видит меня таким. Значит, таким я и буду.

Во-первых, не хочу расстраивать маму, ведь я люблю ее. Во-вторых, ей виднее, она же взрослая, и лучше меня знает. В большинстве случаев родители прикрываются фразами типа: Не буду я с ним сюсюкаться. Еще не хватало, чтобы нюней вырос. Потом с ним никто не будет так нянчиться, жизнь очень сурова. То есть в большинстве случаев они делают это как бы из лучших побуждений. Но по факту это является отражением их слабости, недоразвитого эмоционального интеллекта, педагогической неподготовленности.

От этого дети не начинают вести себя лучше.

«Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии

Из чего состоит эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект — это умение осознавать и проявлять свои эмоции, и понимать чужие. Его книга «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ), вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Эмоциона́льный интелле́кт — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций.

Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ

Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность. Разбираемся, как определить уровень эмоционального интеллекта у детей, подростков и взрослых, а также с помощью каких техник его можно поднять. Структура эмоционального интеллекта так же, как и этого теста состоит из 15-ти компонентов: адаптивности, самоутверждения, эмоционального восприятия, выражения эмоций, решения проблем, саморегуляции, контроля импульсов, межличностных отношений, самоуважения. Его книга «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ), вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей.

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Сейчас, рассуждая об экономике, нельзя не учитывать эмоциональные факторы поведения людей На основе эмоций в мире возникло множество новых понятий — эмоциональное выгорание, офисный планктон, шопоголик, трудоголик и др. Всё это формирует необходимость более подробного изучения уровней эмоционального интеллекта. Что было известно об эмоциях раньше? Существует несколько ключевых тезисов, на основе которых будет формироваться дальнейшее понимание сферы: Эмоции могут полностью изменить отношение человека к миру. Простой пример — депрессия, когда всё вокруг кажется скучным, серым, печальным. А радостное настроение окрашивает мир в яркие краски, придает энергии, желания жить и действовать. На фоне определенных эмоций изменяются и физические ощущения.

Например, в азарте какой-либо игры мы можем даже не почувствовать, что ударились или поцарапались. И напротив, напряженное ожидание боли перед кабинетом зубного врача увеличивает эту боль десятикратно. Эмоции влияют на интеллект. Взволнованный и испуганный человек чаще ошибается, промахивается, не может решить даже простейшие задачи. И наоборот, продуктивность значительно возрастает во время радостного настроения. Подавление эмоций приводит к проблемам со здоровьем.

От того, что мы подавливаем их, они никуда не исчезают, а только сильнее накапливают заряд. Это чревато расстройствами нервной системы и психосоматики. Эмоциям всегда нужно давать выход. Часто из большого количества поданной информации наш мозг воспринимает только одну маленькую часть, которая носит для нас особую эмоциональную окраску неважно, отрицательную или положительную. Вот зачем развивать эмоциональный интеллект — чтобы лучше выделять важное из всей поступающей информации. В зависимости от испытываемых в текущий момент эмоций, мы по-разному воспринимаем происходящее.

Страх и волнение отрицательно корректируют принятие новой информации. Прошлый эмоции, так называемый эмоциональный багаж, оказывает огромное влияние на работу интеллекта, на то, как мозг воспринимает новое. Проходили исследования с проективными тестами, на основе которых удалось установить: испытуемые, которые ранее накопили высокий уровень тревожности в новых обстоятельствах, вновь и вновь видели потенциальную угрозу. Эмоции оказывают сильное влияние на процессы запоминания и воспроизведения неизвестных ранее сведений. К примеру, в состоянии тревоги что-либо заучить практически невозможно, будет много ошибок и повторов. Наиболее хорошо способствуют запоминанию и дальнейшему воспроизведению яркие положительные эмоции.

Таким образом, очевидно, что эмоциональный фон усиляет и расширяет интеллектуальные процессы. Возникает вопрос — насколько это полезное знание для человечества? Настолько, насколько оно сможет изучить эту сферу и воспользоваться полученными открытиями. Эмоциональный интеллект — что это? ЭИ Эмоциональный интеллект — совершенно новый человеческий ресурс, позволяющий управлять, использовать, распознавать как собственные, так и чужие эмоции. Это дает возможность более эффективного принятия решений как в личном общении с людьми, так и в бизнесе.

Эмоции есть у каждого. Но нужно уметь применять их во благо. Есть устаревшая теория, что решения люди принимают только в зависимости от своего IQ и логического мышления.

Для быстрой навигации отчёты распределены по 2 сериям: решения и инструменты. EQ, в отличие от других навыков, не уменьшается Это происходит потому, что EQ мы используем на протяжении всей жизни, получая от него выгоды. Подбирая персонал, мы неоднократно подмечали, что чем кандидат старше, тем, как правило, более высоким уровнем осознанности, зрелости и выдержки по сравнению с более молодыми обладает. Иногда попадались и очень молодые и осознанные, зрелые психологически не по годам. Как правило, последующее общение выявляло, что они проходили в прошлом специализированные тренинги. Мы также обратили внимание, что владельцы компаний намного охотнее нанимали более психологически зрелых, ценя и подмечая это качество, несмотря на квалификации кандидата.

Рыбак рыбака видит издалека. Большинство успешных владельцев либо постоянно учатся психологическим техникам, либо имели уже такой опыт в прошлом.

Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей. Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства.

Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания.

Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции.

Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы. Позвольте себе не знать.

Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, постарайтесь не додумывать — а вместо этого честно сказать: «Я тебя не понимаю. Например, вы заметили тенденцию, что вы постоянно испытываете тревогу перед поездками, — и поняли, что это связано с тем, что вы пакуете чемоданы в последний момент и боитесь опоздать на самолет. Простым решением, которое спасет от многих неприятных чувств в будущем, будет писать заранее список дел и вещей, которые вы должны взять с собой. Учитесь говорить «нет», когда вам неприятно, не хочется чего-то делать.

Не нужно выдумывать причины — вашего нежелания достаточно! Так вы научитесь уважать сначала свои, а потом и чужие эмоциональные границы. Учитесь говорить о чувствах максимально понятно — так, чтобы ваши слова нельзя было услышать «не так». Конечно, помните о «я-высказываниях» — всегда лучше говорить о своих эмоциях, а не о поведении другого.

А если вам кажется, что вы недопоняли чувства собеседника, можно повторить суть сказанного максимально простыми словами и уточнить, все ли правильно. Писательская практика, которая набрала популярность после книги Джулии Кэмерон «Путь художника».

Регулируйте свои эмоции. Не позволяйте им мешать вам достигать целей и поддерживать хорошие отношения с окружающими. Научитесь смягчать негативные эмоции, такие как гнев, страх, грусть и обида, и усиливать позитивные: радость, удовольствие, любовь и благодарность. Постарайтесь сменить свой фокус внимания, например, думать о том, что хорошего произошло в день, а не о том, что плохого; или думать о том, что вы можете сделать для решения проблемы, а не о том, как вы страдаете от нее.

Развивайте сочувствие. Старайтесь вживаться в положение других людей и понимать их чувства, мотивы и потребности. Слушайте активно и внимательно, задавайте открытые вопросы, выражайте уважение и поддержку. Улучшайте коммуникативные навыки. Научитесь общаться с другими людьми, используя как вербальные, так и невербальные средства. Выбирайте подходящий тон и стиль речи в зависимости от ситуации и аудитории, используйте ясный и понятный язык, избегайте агрессивных или обидных выражений, поддерживайте контакт глазами.

Давайте и принимайте конструктивную критику, делитесь своим мнением и учитывайте мнение других, договаривайтесь, всегда стремитесь к компромиссу. Инструменты развития Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам развить этот навык и стать более эмоционально грамотными. Первым инструментом является специальная литература, которая посвящена повышению навыков общения и эмпатии. Такие книги, как «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана или «Собственные эмоции. Умение слушать себя» Джастина Барисо, предлагают практические советы и стратегии для развития эмоционального интеллекта. Кроме того, прохождение курсов актёрского мастерства может стать отличным инструментом для прокачки ЭИ.

Такие курсы позволяют лучше понять и осознать свои эмоции, проявлять их и эффективно выражать через различные роли и ситуации. Они способствуют развитию эмоциональной открытости, умению насыщать эмоциями свои выступления и улучшают способность к коммуникации. Наконец, получение обратной связи от других людей также является важным инструментом развития ЭИ. Общение с окружающими позволяет лучше понять и оценить свои реакции и поведение, а также развивает способность к эмпатии и пониманию чувств других людей. Определяем уровень развития эмоционального интеллекта Для того, чтобы определить свой уровень развития интеллекта в эмоциональной сфере, вы можете применять разнообразные методы. Один из них — это самооценка.

Задайте себе ряд вопросов, чтобы оценить, насколько хорошо вы осознаете, регулируете и проявляете эмоции, а также насколько хорошо вы понимаете окружающих: близких, друзей, коллег. Примеры вопросов: Как часто вы замечаете свои эмоции? Можете ли вы их назвать? Как часто у вас меняется настроение? Как хорошо вы способны справляться со стрессом и фрустрацией? Как часто вы слушаете свою интуицию?

Как хорошо вы можете адаптироваться к новым ситуациям?

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Гнев, например, может быть связан с определенными наборами возможных действий: поддержание мира, нападение, возмездие и поиск мести и т. Понимание эмоциональных сообщений и действий, связанных с ними, является одним важным аспектом этой области навыка. Как только человек может идентифицировать такие сообщения и потенциальные действия, способность рассуждать об эмоциональных сообщениях и действиях становится также важной. Другими словами, полное понимание эмоций вызывает понимание значения эмоций вкупе со способностью рассуждать об этих значениях. Это является важным моментом в отношении этой группы эмоционально-интеллектуальных навыков. Управление эмоциями. Эмоциями часто можно управлять. Человек должен понять, что эмоции передают информацию. В определенных пределах, когда эмоции находятся под контролем, человек может быть открыт для самых различных эмоциональных сигналов — до тех пор, пока не появятся наиболее сильные, подавляющие остальные. В пределах эмоциональной зоны комфорта человека становится возможной регуляция и управление собственными эмоциями и эмоциями других — для того, чтобы продвинуться к достижению собственных личных целей и социальных целей других людей [52]. Таким образом, способность распознавать и выражать эмоции первая, нижняя "ветвь" является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач вторая "ветвь".

Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними третья "ветвь". Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций четвертая "ветвь". В 1990-е годы появились и другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются модели Гоулмена Д. В 1995 г. Дэниелем Гоулманом Daniel Goleman была изменена и популяризирована первая модель эмоционального интеллекта Мейера Дж. К выделенным ими компонентам идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности Гоулман добавил ещё несколько — энтузиазм, настойчивость и социальные навыки [27]. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена "Эмоциональный интеллект" [16], впервые опубликованной в 1995 году, его модель приобрела большую известность не только среди психологов, но и в более широких кругах.

В дальнейшем Гоулман Д. В настоящее время она включает четыре, представленные на рис.

Здоровое общение. Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают и передают свои эмоции, а также читают и реагируют на эмоции других. Это делает их лучшими коммуникаторами и позволяет построить и поддерживать здоровое общение.

Гармоничные отношения. Высокий эмоциональный интеллект проявляется в понимании чувств, эмоций, взглядов и мыслей оппонентов в диалоге. В результате это приводит к динамичному взаимодействию, налаживанию связей, поиску компромиссов, нахождению обоюдных решений, установлению гармоничных отношений. Эффективное принятие решений. Эмоциональный интеллект помогает контролировать эмоции и мыслить рационально даже в сложных или стрессовых ситуациях.

Это позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения и избегать импульсивных или эмоционально мотивированных поступков. Повышенная стрессоустойчивость. Высокий эмоциональный интеллект позволяет более эффективно справляться со стрессом и неудачами, быстрее оправиться от трудных ситуаций и сосредоточиться на целях, не поддаваясь негативным эмоциям. Развитые лидерские качества. Эмоциональный интеллект относится к главным качествам эффективных лидеров.

Это позволяет им понимать членов своей команды, эффективно коммуницировать ними, мотивировать их к достижению общей цели.

Улучшайте коммуникативные навыки. Научитесь общаться с другими людьми, используя как вербальные, так и невербальные средства. Выбирайте подходящий тон и стиль речи в зависимости от ситуации и аудитории, используйте ясный и понятный язык, избегайте агрессивных или обидных выражений, поддерживайте контакт глазами. Давайте и принимайте конструктивную критику, делитесь своим мнением и учитывайте мнение других, договаривайтесь, всегда стремитесь к компромиссу. Инструменты развития Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам развить этот навык и стать более эмоционально грамотными. Первым инструментом является специальная литература, которая посвящена повышению навыков общения и эмпатии. Такие книги, как «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана или «Собственные эмоции.

Умение слушать себя» Джастина Барисо, предлагают практические советы и стратегии для развития эмоционального интеллекта. Кроме того, прохождение курсов актёрского мастерства может стать отличным инструментом для прокачки ЭИ. Такие курсы позволяют лучше понять и осознать свои эмоции, проявлять их и эффективно выражать через различные роли и ситуации. Они способствуют развитию эмоциональной открытости, умению насыщать эмоциями свои выступления и улучшают способность к коммуникации. Наконец, получение обратной связи от других людей также является важным инструментом развития ЭИ. Общение с окружающими позволяет лучше понять и оценить свои реакции и поведение, а также развивает способность к эмпатии и пониманию чувств других людей. Определяем уровень развития эмоционального интеллекта Для того, чтобы определить свой уровень развития интеллекта в эмоциональной сфере, вы можете применять разнообразные методы. Один из них — это самооценка.

Задайте себе ряд вопросов, чтобы оценить, насколько хорошо вы осознаете, регулируете и проявляете эмоции, а также насколько хорошо вы понимаете окружающих: близких, друзей, коллег. Примеры вопросов: Как часто вы замечаете свои эмоции? Можете ли вы их назвать? Как часто у вас меняется настроение? Как хорошо вы способны справляться со стрессом и фрустрацией? Как часто вы слушаете свою интуицию? Как хорошо вы можете адаптироваться к новым ситуациям? Как часто вы проявляете сочувствие к другим людям?

Как хорошо вы понимаете невербальные сигналы других людей? Насколько развита ваша способность к командной работе? Часто ли вы проявляете лидерские качества? Другой метод — это обратная связь от других людей. Вы можете попросить своих друзей, родственников, коллег или начальников оценить уровень вашего эмоционального интеллекта по разным параметрам. Вы можете попросить их дать вам примеры ситуаций, в которых вы проявили или не проявили ЭИ.

Оно строится на осознании собственных эмоций, так как чувства окружающих мы воспринимаем через проецирование на свой опыт: «Я понимаю, что чувствует этот человек, потому что знаю, что в такой ситуации испытываю я сам». Выражение эмоций. Прокачанный эмоциональный интеллект позволяет экологично выражать свои чувства, при этом не скрывая их. Управление своими и чужими эмоциями. Многие из нас хотят управлять другими людьми. Но научиться этому можно, только если человек умеет управлять своими эмоциями. Читайте также: Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат. Тесты на эмоциональный интеллект Есть много тестов для измерения уровня EQ. Один из самых быстрых — Бостонский опросник для определения уровня эмоционального интеллекта. Ответив на вопросы теста, вы сможете лучше узнать себя и определите проблемные места своего эмоционального интеллекта. У Бостонского опросника пять групп вопросов: Самопознание — про умение замечать эмоцию и называть её. Управление эмоциями — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Самомотивация — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление отношениями — про умение взаимодействовать с другими людьми. Помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение проявлять эмпатию и поддерживать других людей. Ещё один тест, который часто предлагают пройти, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта, — тест Холла. Он даёт оценку вашего EQ по пяти направлениям шкалам : Осознание и понимание своих эмоций — про умение замечать эмоции и называть их. Эмоциональная отходчивость — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление своим поведением — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Сопереживание другим людям — про эмпатию и умение поддерживать окружающих. Эмоциональное воздействие на окружающих — про умение добиваться своих целей через общение. У этих тестов примерно одинаковая схема и система подсчёта баллов. Поэтому можно пройти один из них. А можно — сначала один, проанализировать результаты и попробовать поработать над собой. А через какое-то время пройти другой, чтобы понять, есть ли у вас прогресс.

Что такое эмоциональный интеллект?

Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. Как развить эмоциональный интеллект у детей? Игры, упражнения и советы для развития эмоционального интеллекта. В модели Гоулмана эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения.

Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?

С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору. Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда. Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии.

Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека. Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они. Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии.

Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям. Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями. Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь.

Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект. Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие.

Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать. Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них.

В 1990 г. Тогда же они начали разработку методики для исследования эмоционального интеллекта. Со временем на основе полученных данных они дорабатывали и совершенствовали теоретическую модель. Также изменялась и методика, пока в 2002 г. Работы по исследованию эмоционального интеллекта именно в рамках теории Мейера, Сэловея и Карузо активно продолжаются сейчас в Йельском университете под руководством Питера Сэловея. Ричард Робертс, Джеральд Мэттьюс, Моше Зайднер и Дмитрий Люсин в своем подробном обзоре исследований эмоционального интеллекта выделяют две основных модели данного конструкта, на основании которых и предлагаются методики для его изучения.

Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В эти модели включаются когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются близко связанными с адаптацией к реальной жизни. Все модели в этом подходе отличаются только набором включенных личностных характеристик. Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках. Так, например, Ревен Бар-Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а в свой опросник EQ-i Bar-On Emotional Quotient Inventory включает еще шкалы на адаптацию, управление стрессом и общее настроение. Как отмечают Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д.

Люсин, у каждого из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые наиболее сильно проявляются в предлагаемых исследовательских методиках. Так, например, при оценке методик, базирующихся на смешанных моделях, встает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими. Значимые и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что данные методики измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как общей когнитивной способности? Данный вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей, в работах Х. Гарднера и в отношении социального интеллекта — в работе Д. Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л.

Автор: Анастасия Сдвижкова, журнал «Гид молодого специалиста» Победа чувства над интеллектом Смутное осознание того, что отличное знание школьной и институтской программы еще не гарантирует успеха в жизни, знакомо многим. История пестрит примерами выдающихся достижений тех людей, которые в период учебы звезд с неба не хватали. Мне казалось, что преподаватели ненавидят меня, а отец считает глупцом», — вспоминал изобретатель и предприниматель Томас Эдисон. За подобными примерами далеко ходить не надо. Истории неожиданного успеха можно услышать на любой встрече выпускников. Практически в каждом классе есть главный «ботаник», учившийся только на отлично, чья дальнейшая жизнь, казалось, должна была стать непрерывным триумфальным шествием. Однако после получения красного диплома престижного вуза он, на удивление многим, оказывался не у дел. Зато беспросветный двоечник, с трудом окончивший школу, возглавил крупную компанию или просто стал известным и уважаемым человеком в своей области деятельности. Однако ученые убеждены: в борьбе за достижение профессиональных высот решающую роль играет не везение и не аналитические способности, а совсем другие характеристики и умения. Рождение нового Q В 1990 году американские психологи Питер Саловей и Джон Майер в своем труде «Эмоциональный интеллект» Emotional Intelligence пришли к выводу, что вопреки традиционному противопоставлению, эмоции и интеллект плотно переплетены и тесно взаимодействуют. От того, насколько продуктивно такое взаимодействие, и зависит успех человека во многих сферах его жизни. Это неуловимое соединение эмоций и разума ученые назвали эмоциональным интеллектом. По их мнению, «эмоциональный интеллект — это такой тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей для того, чтобы использовать эту информацию при управлении собственным мышлением и действиями. Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта EQ , способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Идею Саловея и Майера развил и популяризировал психолог Дэниел Гоулмен. Основная идея работы Гоулмена довольно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе эмоционального, который может помочь человеку в различных сферах жизни. С точки зрения ученого, это иной способ быть умным, выражающийся в том, как человек обращается с самим собой и выстраивает взаимоотношения c другими. Автор выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание self-awareness , самоконтроль self-management , эмпатия empathy и навыки отношений relationship skills. Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли EQ в жизни каждого. Личность с высоким ЕQ инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта — доброжелательность.

Эмоциональный интеллект ЭИ — это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Определение близкое к традиционным аспектам интеллекта, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. Эмоциональный интеллект состоит из 4 основных компонентов: 1. Восприятие и идентификация эмоций; 2. Использование эмоций в решении задач; 3. Понимание и анализ эмоций; 4. Управление своими эмоциями и эмоциями других людей.

Направления исследования эмоционального интеллекта

Управление своими эмоциями и эмоциями других людей. Давайте посмотрим на каждый компонент в отдельности. Восприятие и идентификация эмоций Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусств, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств. Использование эмоций в решении задач Способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, то есть как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. То есть, эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в «памяти на чувства». Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций, а разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем. Понимание и анализ эмоций Способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания.

Эмоциональный интеллект — это способность эффективно коммуницировать с другими людьми, умение отслеживать свои и чужие эмоции, осознавать свое внутреннее состояние и контролировать эмоции. Он помогает каждому из нас понять себя и других людей. Эмоциональный интеллект состоит из множества навыков, которые можно и нужно развивать, как и качества личности, которые помогают быть более устойчивыми к переменам. В числе таких навыков — способность выработать мотивацию «на ровном месте» без очевидных благоприятных для этого условий, умение не ждать мгновенного удовлетворения для достижения цели и настойчиво стремиться к результату. То есть умение привести себя в состояние вдохновения и быть продуктивным и успешным. Для развития эмоционального интеллекта и жизнестойкости нужно научиться осознавать свои мысли, распознавать, какое событие вызвало конкретную эмоцию. Не менее важна трезвая самооценка и уверенность в себе. Важно меньше сомневаться в правильности собственных решений. Также важно уметь поддерживать взаимоотношения с людьми — это помогает развивать эмоциональный интеллект и выстраивать эффективное общение.

Повторение подобных ситуаций неизбежно для человека с низким эмоциональным интеллектом, подчеркивает специалист. EQ — это суперспособность понимать чувства и эмоции окружающих людей, а также без труда разбираться в собственных. И она доступна практически каждому Христина Корляковакризисный психолог «Люди с развитым эмоциональным интеллектом действительно намного счастливее остальных», — убеждена эксперт.

Она приводит несколько примеров сфер жизни, в которых развитый EQ будет особенно полезен. Как развить эмоциональный интеллект Изучение спектра чувств Для развития эмоционального интеллекта сначала будет неплохо познакомиться со спектром чувств, которые у нас есть, считает психолог. Она предлагает посмотреть на колесо эмоций, представленное ниже, и ответить себе на следующие вопросы.

В каких жизненных ситуациях приходилось испытывать подобное? Чего в тот момент хотелось? Когда и при каких обстоятельствах такие эмоции испытывали наши близкие?

Чего хотелось им и что именно предприняли мы в тот момент? Тогда вы усилили это чувство, постарались его ослабить, не придали значения или сделали вид, что ничего не произошло?

Данная структура эмоционального интеллекта позже была доработана авторами.

Основой для усовершенствованного варианта модели ЭИ стали представления о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами или другими людьми. В случае изменения связей с предметами или другими людьми, происходит изменение эмоций, которые переживаются по этому поводу. Усовершенствованная модель эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента: 1.

Идентификация эмоций восприятие своих эмоций и эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, различение подлинности эмоций ; 2. Осмысление эмоций понимание комплексов эмоций, связей между эмоциями, причины возникновения эмоций, вербальную информацию об эмоциях ; 3.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий