Новости блокада ленинграда эвакуация

Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация.

Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда

В Башкортостане 103 жителя награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Два ветерана удостоены медали «За оборону Ленинграда». Подробности - в карточках Фото: Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда Похожие новости.

Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса. Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда.

Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х. О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась. Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной? Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован. Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни. Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе.

Мама и сестры умерли в первую зиму. Я осталась одна. Какое-то время жила у соседей. Потом попала в детский дом, и нас вывезли в Ярославскую область. В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом. Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе. Думали, что потеряли друг друга навсегда. Папа жил и работал на станции Берендеево.

Но радость оказалась недолгой: папа скоро ушёл из жизни. Меня взял в свою семью человек, у которого папа работал. В 1947 году эта семья переехала жить в Узбекистан. Так мы попали в Среднюю Азию. А когда я вышла замуж, мы с мужем переехали в Киргизию в 1960 году поближе к его родным. Всегда очень скучала по Ленинграду.

Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна. Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота. Большое значения имели действия партизан.

Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера. Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель. В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны. Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года , удалось сделать это в январе 1943 года. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

В поезде, который следовал до Краснодарского края, воспитателям пришлось столкнуться с такими страшными попутчиками детей, как цинга, дистрофия и воспаление лёгких. На выставке можно услышать воспоминания педагогов детского дома. Всю дорогу болела и самая маленькая путешественница Виктория Борк.

И в конце концов они оказываются в Армении, где война их оставляет в покое», — рассказал куратор выставки, специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» В Санаин прибыли 107 маленьких ленинградцев. Потерь за долгий путь практически не было. Ангелом-хранителем ребят называют директора детского дома Ханну Гершенок. Она не только смогла организовать эвакуацию, но и успевала заниматься образованием детей. И она узнает, что внизу есть рояль. Приобрести его не сложно, а вот доставить наверх — да. Три или четыре попытки они предприняли.

Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников

Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады. Блокада города Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, пока немецкие войска не перерезали дороги, связывающие Ленинград с восточными областями. Как рассказали в Смольном, проект, соглашение о котором подписано в рамках ПМЭФ, «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: „Сплочённые войной“ позволит открыть неизвестные ранее факты эвакуации из блокадного города. Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. Блокада города Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников

Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”. Главное меню» Методические материалы» Факты о блокаде Ленинграда: эвакуация населения. 27 января 2024 исполняется 80 лет. День снятия блокады с Ленинграда: какого числа, как это было. Седьмую симфонию Шостаковича в день годовщины снятия блокады Ленинграда играет новосибирский симфонический.

Вы точно человек?

Соглашение предполагает создание межрегионального мемориального электронного проекта, способного пролить свет на неизвестные факты об эвакуации ленинградцев и их возвращении в свой город. Архивистам поставлена приоритетная задача: провести полное исследование феномена эвакуации. Основой для изучения станет база данных «Блокада Ленинграда. В базу внесены данные на 847 969 персоналий — около половины от общего числа эвакуированных.

За февраль — апрель 1942 года 167 поездов доставили в город на Волге 300 тыс. Напомним, Петербургский международный экономический форум проходит 14—17 июня. В рамках форума запланировано более 150 мероприятий. Своё участие в мероприятии подтвердили более 17 тыс.

Никита Крутаков, научный сотрудник музея военной техники УГМК: «Пороховой заряд больше, калибр больше, осколков существенно будет больше и полетит он, может, больше. Причем полетит не так, как стреляет танк, соответственно, стрельба с открытых позиций — то, что доктор прописал, потому что можно вести, например, контрбатарейную стрельбу». В одной колонне с самоходками и легендарный Т-34. Пушки для него тоже начали выпускать с приходом на Уралмаш ленинградцев. Первые рабочие из Северной столицы прибыли на Урал летом 1941-го, еще до того, как замкнулось кольцо блокады. С собой везли часть оборудования, но главное — технологии. Сергей Агеев, научный сотрудник музея истории Уралмашзавода: «Специфические технологии по производству брони, танков. Эти технологии на Уралмаше отсутствовали. В этом плане ленинградцы, конечно, дали большой толчок развитию на Урале современного производства, особенно оборонного». Только на Уралмаш эвакуировали больше 18 тысяч человек. Это работники Ленинградского, Кировского и Ижорского заводов. Жилья для них катастрофически не хватало, ленинградцев селили на чердаках, в мансардах. Уплотнялись сами уралмашевцы. В комнату к одному из них и подселили отца Валерия Акутина. Жили, вспоминает, тесно, зато дружно.

Таллин не был заранее подготовлен к обороне с суши, поэтому через некоторое время его пришлось оставить. Принятые организационные меры не привели к улучшению ситуации. Летом 1941 года, безусловно, существовала возможность захватить Ленинград внезапным ударом, — заключал в своих мемуарах генерал вермахта Эрих фон Манштейн. Каковы бы ни были причины для этого, существовавшие тогда шансы не были использованы. Позже Гитлер надеялся на возможность вынудить население Ленинграда к сдаче голодной блокадой. В их компетенции была организация обороны Ленинграда и эвакуации населения и предприятий. Кроме того, требовалось решить проблему управления войсками. Комиссия вынесла ряд важных решений, в том числе связанных с обеспечением армии продовольствием и боеприпасами. Начало блокады Какое значение Ленинград играл для СССР 29 августа 1941-го нарком путей сообщения Лазарь Каганович доложил Сталину о том, что сообщение поездов с Ленинградом прервано по всем линиям. В первых числах сентября захватчики усилили свои удары, пробились к берегу Ладожского озера и 8 сентября захватили Шлиссельбург — Ленинград оказался отрезан от остальной страны. Так началась блокада. Отныне сообщение с городом поддерживалось только через Ладожское озеро и по воздуху. Советский Союз оказался на грани катастрофы: взятие неприятелем Северной Пальмиры привело бы к потере основных военно-морских баз на Балтике, вывело бы из строя промышленность города и помешало контрнаступлению Красной армии под Москвой Многие исследователи уверены, что Гитлер хотел не просто взять Ленинград, а решил полностью стереть его с лица Земли — соответствующую директиву немецкое командование приняло 22 сентября. Как город готовился к осаде Жители попавшего в блокаду города даже не думали сдаваться оккупантам. В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим. Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений. По формулировке видного военачальника Кирилла Мерецкова, «в сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь ». В критической ситуации Сталин решил заменить командующего Ленинградским фронтом — вместо Климента Ворошилова был назначен Георгий Жуков. Стремясь во что бы то ни стало остановить отступление, он начал с крутых мер: отныне за оставление рубежей обороны полагался немедленный расстрел.

Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда

Списки умерших детей и детей, взятых родителями. Отчет яслей при эвакопункте на ул. Рубинштейна о заболеваемости и смертности детей пофамильный список в декабре 1941-январе 1942 года. Списки детей: патронируемых, безродных, госпитализированных, умерших на эвакопункте Лиговка.

Информационное письмо о положении детских учреждений, эвакуированных в Алтайский край. Список эвакуированных детей Дома малюток города Пушкина. Список детей умерших во время эвакуации.

В такие сутки доставлялось до 216 тонн продовольствия. Но это могло лишь чуть смягчить голод, а не ликвидировать его. Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно. Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да.

В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории.

На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально.

Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях.

Не принимая в расчёт вывоз детей, Н. Ломагин заостряет внимание на том, что среди эвакуированных было много ленинградцев, которые, по мнению работников НКВД, входили в круг «политически неблагонадёжных лиц».

Предполагая, что они при первой возможности могут перейти на сторону гитлеровских войск и начать среди горожан антикоммунистическую агитацию, власти удалили их из города. В этой же книге отмечается, что некоторые ленинградцы не покидали осаждённую родину из чувства патриотизма, другие из-за страха утратить нажитое имущество, иные не верили в безопасную жизнь в эвакуации, а четвертые просто не имели на то желания: «Для меня выехать из дома, из города куда-то в пространство и в обезумевшей и приведенной в отчаяние массе людей — будет смертью, гибелью... Я предпочитаю умереть у себя от бомбы, от голода, но у себя и не страдать... Заводчане В книге Александра Карасёва «Ленинградцы в годы блокады» упомянуто, что из 333 функционировавших в Ленинграде и области промышленных предприятий всесоюзного и республиканского подчинения полной эвакуации подверглись 133.

Большая часть из оставшихся 200 заводов, хоть и сократив темпы производства, продолжала свою работу и в период блокады. Именно поэтому эвакуация не затронула людей, трудившихся на этих производствах.

Около 600 тысяч из них попали на Урал. Кроме того, в Свердловск перевезли ряд военных производств и шедевры мирового искусства — два эшелона с экспонатами из Эрмитажа. Январь 1943 года, идут ожесточенные бои под Ленинградом.

Немецкое командование пускает в ход свой главный козырь — «Тигр». Тяжелые танки без труда преодолевают первую линию советской обороны, как вдруг попадают под обстрел батареи СУ-122. За четыре месяца до этих событий завод «Уралмаш» в Свердловске получает задание разработать артиллерийскую установку, способную пробить тяжелый танк. На рабочие чертежи у конструкторов всего восемь дней. Руководит проектом эвакуированный из Ленинграда Лев Горлицкий.

Его бригаде удалось, кажется, невозможное — уже в декабре 1942-го СУ-122 успешно прошла госиспытания. Никита Крутаков, научный сотрудник музея военной техники УГМК: «Пороховой заряд больше, калибр больше, осколков существенно будет больше и полетит он, может, больше. Причем полетит не так, как стреляет танк, соответственно, стрельба с открытых позиций — то, что доктор прописал, потому что можно вести, например, контрбатарейную стрельбу». В одной колонне с самоходками и легендарный Т-34. Пушки для него тоже начали выпускать с приходом на Уралмаш ленинградцев.

Первые рабочие из Северной столицы прибыли на Урал летом 1941-го, еще до того, как замкнулось кольцо блокады. С собой везли часть оборудования, но главное — технологии.

Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России

Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. Эвакуация жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер. Блокада города Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Жители блокадного Ленинграда покидают разрушенные дома. Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады.

Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР

Из коллекции Военно-медицинского музея Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Одна из таких «полуторок», которые снабжали блокированный Ленинград продовольствием и эвакуировали людей, находится сейчас в Военно-медицинском музее. Она проходит этап реставрации и скоро станет частью Музея блокадной медицины. В том случае, когда для эвакуационных целей привлекался порожняк автомобильного транспорта подвоза, кузов застилался толстым слоем соломы, сена или же ветвями сосны, ели, а поверх этой подстилки набрасывались плащ-накидки, затем размещались раненые, укутанные в теплые одеяла и снабженные химическими грелками.

Замыкал такую колонну санитарный автомобиль с сопровождающим медицинским персоналом, который доставлял обратно одеяла для их повторного использования. Через каждые 6-10 км ледовой трассы в утепленных палатках были оборудованы перевязочно-обогревательные пункты. В каждом из них находились фельдшер, 2 санитарных инструктора и 2 санитара.

Эти пункты снабжались всем необходимым для обогрева эвакуируемых и оказания им доврачебной помощи. Довольно частыми на трассе были снежные бураны. В этих сложных условиях личный состав перевязочно-обогревательных пунктов обязан был нести патрульную службу на своих участках трассы для своевременного обнаружения пострадавших, оказания им медицинской помощи и их доставки на перевязочно-обогревательный пункт.

Вход в ледяной домик. Из коллекции Военно-медицинского музея Вход в ледяной домик. Из коллекции Военно-медицинского музея Третий этап эвакуации находился на восточном берегу Ладожского озера.

Здесь часть граждан размещалась в поселках Кобона и Лаврово, а другая часть — на станции Жихарево.

На основании только распорядительных документов трудно сделать выводы о реальном положении эвакуированных ленинградцев на территории Челябинской области, как они решали возникающие трудности и какую помощь в действительности могли получить. Отчасти ответить на этот вопрос нам помогают мемуарные источники. Профессор Александр Дмитриевич Гожев вместе с другими преподавателями Ленинградского педагогического института имени А. Герцена находился в эвакуации в Челябинской области, приведем несколько фрагментов из его воспоминаний об этом времени. В сентябре 1942 года институт имени Герцена прибыл в город Кыштым Челябинской области, где находился без малого два года.

В фонде Челябинского обкома КПСС сохранилось благодарственное письмо от работников этого института от 9 июня 1944 года. За «кыштымский» период с 19 сентября 1942 по июнь 1944 года выпустили 85 студентов, восстановили аспирантуру и диссертационный совет, в нём и возможно, в других советах состоялось 38 защит диссертаций [20]. На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации [21]. В воспоминаниях А. Гожева картина первых часов после его прибытия предстает перед нами довольно обыденной, но при этом будящей сочувствие: «В Кыштым приехали ночью. Пошли в город, в педагогическое училище.

Целых два километра вещи несли на себе. Вещей было не так уж много, но сил у людей было ещё меньше. Два классных помещения были отведены под жильё. Расположились прямо на полу, пока каждой семье не удалось подыскать себе квартиру в городе» [22]. Материально-бытовое положение и местных жителей, и эвакуированных граждан в военные годы значительно ухудшилось. Тем не менее, из рассказа мемуариста мы видим, что, несмотря на проблемы, с которыми неизбежно столкнулись эвакуированные, местные власти помогали вырвавшимся из тисков блокады ленинградцам: «Физические силы, подорванные блокадой, нужно было восстанавливать.

Нам выдавали мясной бульон, а вернее говоря, воду, в которой отваривали колбасы или кости на местном мясокомбинате». Эвакуированным привозили «мелкую плотву» от рыболовецкой артели, они самостоятельно покупали картофель в окрестных деревнях, поскольку в самом городе его купить было тяжело. Весьма подробно профессор Гожев рассказал и о решении топливной проблемы, а также об ощущении пронизывающего холода из-за нехватки зимней одежды у эвакуированных сотрудников института: «Дрова приходилось возить из леса самим на саночках. Однажды была осуществлена организованная доставка дров. Мы участвовали в погрузке дров на железнодорожные платформы и из привезённых в город дров каждый участник «субботника» получил свою долю. Для института было выделено некоторое количество полушубков, но их получило очень незначительное число людей.

На спасительной трассе шоферов подстерегало множество угроз: от риска провалиться под ледовый покров до возможного попадания в автомобиль вражеского снаряда. Однако это не останавливало ни водителей, ни кого-либо из трехсот человек, обслуживавших Дорогу жизни: все они принимали существовавшие опасности и осознанно шли на них - настолько сильным и действенным было бескорыстное стремление помочь жителям Ленинграда, оказавшимся в кольце неприятельских сил, и эвакуировать как можно больше людей из осажденного города. Ледовый режим стремительно обрел статус главной проблемы Дороги жизни - несмотря на рассчитанную исследователями толщину, пригодную для движения грузовых автомобилей, в первые недели работы трассы на дно ушли порядка сотни полуторок. Причиной, вызывавшей внезапные проломы льда, оказался эффект резонанса, который сумел выявить советский ученый Наум Рейнов при помощи изобретенного им специального устройства - прогибографа. Наука внесла бесценный вклад в организацию максимально безопасного движения по 30-километровой трассе, и Дорога жизни в свою первую зиму функционировала до конца апреля 1942 года - тогда машины успешно проходили по озеру при толщине льда всего 10 сантиметров по сравнению с ноябрем, когда рекомендуемыми были 20 сантиметров. Отрицая саму смерть Установленные правила безопасного прохождения по дороге не устраняли риск для жизни.

Напротив, каждый неверно сделанный шаг или неправильное решение вели к летальному исходу. Смертельная опасность таилась повсюду: в ледовых торосах, в потере ориентиров, в непрерывных вражеских артобстрелах. Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать.

И все равно дорогу многие не перенесли — слишком были истощены и слабы. Каждый день дежурный проходил по вагону и спрашивал: «Живы? Мертвых хоронить было некогда, под них выделили отдельный вагон, где складывали трупы один на один. На узловых станциях приходили люди и разгружали эти вагоны.

Я потом у Виктора Астафьева в одном из рассказов вычитала, что он решил уйти на фронт после того, как разгрузил такой вагон в Красноярске. Он писал, что увиденное его просто уничтожило, растоптало. Прибывающие в Красноярск семьи расселяли, где могли. Город был переполнен эвакуированными вместе с заводами рабочими, в одной комнате ютилось по 15 человек. Но для блокадников место все равно находили. Семью Долгопрудовых подселили в избу-пятистенку в пригородном поселке Березовка. У своих детей могла кусок забрать, чтобы нам отдать.

Правда, первое время никак не могла нас с братом отличить — выглядели мы примерно одинаково, как два скелета с кругами вокруг глаз. Эвакуированные прибывали в Сибирь в легкой одежде — вывозили их, как правило, еще осенью, а багажа с собой разрешали брать минимум. К крепким морозам они были не готовы и страшно мерзли в ботинках и чулках. И красноярцы собирали им теплую одежду с миру по нитке. Одни отдавали валенки, вторые — тулуп, третьи — шаль. Укутанные во все эти дары ленинградцы выглядели как французы во время бегства из сгоревшей Москвы. Но не закутываться во все подряд они не могли — ослабленный организм не держал тепло, руки и ноги на морозном воздухе коченели сразу.

Старую одежду хозяйки забирали домой — пропаривали в банях, чтобы извести вшей, отстирывали, и лишь после этого возвращали хозяевам. Материалы по теме Улица нашего деда Какие улицы Красноярска названы в честь героев войны? В селах и деревнях им помогали устроиться на новом месте, найти работу, обзавестись хозяйством. Ведь у приехавших не было с собой буквально ничего — ни денег, ни посуды, ни спальных принадлежностей.

Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России

Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. В этот день начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий