Новости александр македонский история

В связи с этим ИА Фергана решила побольше узнать об этом эпизоде среднеазиатской и европейской истории — так называемой Горной войне Александра Македонского. Александр Македонский с Аристотелем Александр Македонский с Аристотелем. Философ выступал за всестороннее развитие личности полководца, каждый раз предлагая ему для изучения новую научную сферу. Решающая битва всего восточного похода Александра Македонского состоялась в 331 г. до н. э. у селения Гавгамелы. Александр Македонский прожил достаточно короткую жизнь, но успел оказать влияние на мировую историю.

Хронология похода Александра Македонского в Азию:

  • Мать Александра Македонского – Олимпия
  • Как умер Александр Македонский – от чего, почему и где кратко
  • Многолетний анализ позволил максимально точно установить причину смерти Александра Македонского
  • Александр Македонский — биография

Установлена причина смерти Александра Македонского

Проект «Маховик Истории» представляет масштабный документальный фильм, детально и непредвзято повествующий о деяниях легендарного македонского царя. Источники и литература: Арриан. До конца античности на Александра Македонского смотрели очень недоброжелательно. Александр Македонский прожил мало, но прославил себя на века. К 30 годам Александр, сын македонского царя Филиппа, стал повелителем огромной империи от Греции до Индии.

Александр — сын Зевса

После сооружения огромного катафалка, его все-таки решили отправить на родину в Македонию. Для перевозки катафалка использовались 64 отборных мула, украшенные драгоценностями. Однако, по пути катафалк перехватили другие соратники царя и перевезли в Египет. Конструкция, при помощи которой перевозили тело Александра Македонского Сначала тело Александра Македонского располагалось в Мемфисе, а потом его переместили в Александрию — египетский город, который был основан полководцем. В каком именно храме оно лежало, археологам неизвестно.

Но есть убедительные свидетельства того, что его посещали многие исторические личности. Например, в храм точно заходил Октавиан Август и возложил на тело завоевателя золотой венец и цветы. Читайте также: Сколько бы стоило строительство египетской пирамиды сегодня? Где находится гробница Александра Македонского К сожалению, после окончания античных времен, гробница Александра Македонского куда-то исчезла.

Упоминаний о его местоположении нет примерно с 4 века нашей эры. Возможно, она была разрушена, но есть большая доля вероятности того, ее просто перенесли в другое место. Найти нынешнее местоположение гробницы Македонского очень тяжело — только в 20 веке было предпринято 140 попыток. И это речь идет об официальных экспедициях, количество неофициальных раскопок еще больше.

Заседание прошло в форме «круглого стола». Его участники представили доклады, осветившие биографию Александра Македонского, а также проводимую им внутреннюю и внешнюю политику. Выступления вызвали оживленную дискуссию у студентов.

В дополнение к этому, Александр всю взрослую жизнь страдал от пристрастия к алкоголю, что лишь мешало ему стать концептуально властным и самостоятельным управленцем, в то время как работало на руку закулисным знахарям вплоть до открытия для них возможностей вторжения в его извращённую психотропами психику извне с помощью разных наваждений и одержимостей. Существуют сведения, утверждающие, что Александр не избегал возможности навещать оракулов: так он, несмотря на запрет, существовавший в то время в классической эллинской религии, нанёс визит дельфийскому оракулу, а после покорения Египта навестил оракула Амона, прорицатель которого обратился к Александру как к сыну бога. Александр был встречен в Египте как освободитель и немедленно провозглашён фараоном, после чего вернул! Он провозгласил себя сыном Амона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога. Иосиф Флавий же записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве, и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, который, согласно занимаемого им места в социальной иерархии, не мог не относиться к периферии «мировой закулисы». Всё это говорит не в пользу самостоятельности Александра в деле выработки его политической стратегии. Также известно множество фактов «везения», сопутствующих Александру в его походах. Одним из них стал стала внезапная смерть Мемнона, греческого наёмника на службе у персов, который, после вторжения Александра в Малую Азию, предложил не воевать с ним напрямую, а вести войну у него в тылу, на Балканах и в Эгеиде. Следует отметить, что это была очень здравая идея, так как греческий флот был гораздо слабее персидского, и Александр, по сути, был беспомощен что-либо изменить в этом направлении без того, чтобы остановить вторжение и вернуться домой. Мемнон одержал ряд побед в этом регионе и завязал переговоры о союзе со Спартой и Афинами, но в мае во время осады Митилены он, как уже было отмечено выше, внезапно умер. Его преемник Фарнабаз оказался менее способным военачальником, так что действия персов в этом регионе перестали быть угрозой для Александра. Если даже Мемнона «хозяева» Александра не «заказали» физически предателю или профессиональному киллеру , то факт эгрегориально-матричного управления никто не отменял. После гибели Дария III Александр окончательно перестал смотреть на персов как на покорённый народ и пытался править ими, как их прежние цари. Он пытался уравнять побеждённых с победителями, соединить их обычаи в единое целое. Царь окружил себя персидскими вельможами, начал носить восточные одежды, завёл гарем, при его дворе вошли в употребление персидские церемонии, включая проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя. В состав его кавалерии были включены представители восточной знати, начались вербовка местных жителей в пехоту и их обучение по македонскому образцу. Чтобы укрепить державу, Александр затеял грандиозную свадьбу, на которой 10 тысяч македонян взяли в жёны азиаток. Его ближайший друг Гефестион взял в жёны родную сестру Статиры Дрипетиду, а Кратер — двоюродную сестру, Амастрину. Ещё 87 гетайров заключили брак со знатными персиянками и мидийками в частности, Селевк женился на дочери Спитамена Апаме. Свадьба была сыграна по восточному обряду, все новобрачные получили от царя подарки. И такое поведение Александра должно было вызвать вопросы у его «хозяев», поскольку межрегиональный конгломерат навязывает свою культуру, в те времена — эллинизм, а не перенимает культуру порабощаемых народов. Александр Македонский пирует с гетерами в захваченном Персеполисе Мало кто слышал о греко-буддизме. Этот термин относится к культурному сочетанию эллинистической культуры с буддизмом, которое развивалось между четвёртым и пятым веками нашей эры в Бактрии и на Индийском субконтиненте территории современных Афганистана, Индии и Пакистана. Эта необычная культура стала культурным следствием длинной цепочки событий, которая была начата греческими набегами на Индию во времена Александра Македонского. Далее её развитие происходило во время создания индо-греческого царства и расцвета Кушанской империи. Всё сказанное в предыдущих двух абзацах говорит о том, что шёл процесс смешения несомой Александром и его армией греческой культуры с культурами аборигенов завоёванных земель. Культура «эллинизма» должна была стать той единой унифицированной культурой, которая бы заместила национальные культуры. А она начала смешиваться с культурой востока. Александр, вне зависимости от того, понимал он это или нет, выполнял некую миссию, возложенную на него «закулисными» субъектами из числа тех, кто пытался управлять глобализацией по своему произволу, но с этой задачей справляться перестал, начав действовать вне логики межрегионального конгломерата. Промежуточным итогом проекта «Александр Македонский» стала огромная империя от Балкан до Индии, включавшая в свой состав также и Египет. Тем не менее, качество управления ею как целостной системой было настолько низким, что сразу после смерти Александра его империя распалась на множество сатрапий, воюющих друг с другом за ресурсы и право их властителей называться истинным преемником Александра Македонского. В деле же рассеивания иудеев по миру сложилась следующая ситуация: после разрушения персидской монархии Александром «Земля Израиля» Палестина сначала была подчинена Птолемеям в Египте 320—201 г. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык койне , то есть еврейско-иудейская среда оказалась не защищена от основного алгоритма межрегионального конгломерата. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птолемеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте Александрии и др. Во II в. Для того, чтобы культура иудеев в процессе взаимодействия с культурой древней Греции не потеряла своей целесообразной функциональной специфики, в том же III веке до н. Но это только подстегнуло дальнейшую эллинизацию иудаизма и скоро «греческий» проект был окончательно закрыт, а миссия — быть метрополией межрегионального конгломерата — перешла к Риму. Причины закрытия проекта и его последствия для западной региональной цивилизации и глобальной цивилизации Для подавляющего большинства сподвижников Александра его смерть была неожиданностью. В наше время разные учёные выдвигают самые разнообразные версии смерти Александра: от малярии и воспаления лёгких до отравления. На наш взгляд, смерть Александра была как не случайной, так и не естественной, и смертный приговор царь подписал себе ещё в то время, когда принял решение вторгнуться на территорию Индии. В то время в Индии существовал свой специфический вид толпо-«элитаризма», который, по своей сути, являлся неприкрытым фашизмом, существование которого основывалось на извращении учений о варнах, которые, со временем, в исторически сложившейся культуре трансформировались в касты, которые, по своей сути, жёстко и однозначно определяли разграничения на эксплуатацию одних социальных слоёв другими. Конечно, в Индии тоже существовало «жречество»-знахарство, именуемое брахманами. Поскольку главной и первостепенной задачей «мировой закулисы» является недопущение становления цивилизации человечности на планете, а кастовая система Индии тех времён, по своей сути, также работала на эту задачу и сейчас работает на эту же цель , вполне вероятно предположить, что у «мировой закулисы» существовали некоторые гласные или негласные договорённости с брахманами древней Индии о разграничении сфер влияния в регионах планеты.

Македонская культура, в частности, требовала, чтобы царь вел войска во главе. Иначе он рисковал потерять уважение своих командиров, а впоследствии и свою корону. Александр Македонский не только выполнял этот долг, но, казалось, наслаждался им. Он был на переднем крае всех самых критических атак в каждом сражении. Во время штурма Тира, когда его солдаты отступали, он подвел корабль с осадной машиной близко к стене. Бросил шаткий кусок дерева и в одиночку перебежал через него, чтобы пробить сопротивление. Призывая своих людей следовать за ним. Аналогичная ситуация произошла во время осады крепости индейского племени, известного как маллиане. Когда дух его людей ослабел, он сам вскочил на осадные лестницы. Увидев своего лидера одного и беззащитного, солдаты последовали за ним так неистово, что обрушили лестницы. Оставив Александра одного на стене с тремя или четырьмя другими солдатами, которым удалось подняться вместе с ним. Однако, вместо того чтобы отступить, Александр предпочел спрыгнуть в самое сердце цитадели в одиночку. Также рекомендуем прочитать: История карточных дам. Кто они на самом деле? Александр пережил множество смертельных ранений Как и следовало ожидать, лидерство влечет за собой последствия. И Александр Македонский получил многочисленные ранения во время своих кампаний. Он был ранен в плечо, голову, бедро и грудь во множестве различных сражений. Он получил стрелы в ногу, плечо и лодыжку. Его худшая травма была получена во время инцидента в крепости Маллиан. Когда он в одиночку защищался от вражеского нападения внутри стен. Он был настолько опасен в прямом бою, что маллианцы начали стрелять в него из своих луков. И один из них попал в цель. Большая стрела пронзила его грудь с левой стороны, войдя в грудную полость и повредив легкое. Он боролся так долго, как мог, но в конце концов потеря крови в сочетании затруднением дыхания заставили его потерять сознание и рухнуть на свой щит. Четверо солдат, которым удалось взобраться на стену вместе с ним, отчаянно защищали своего короля. Им удалось сдерживать врага достаточно долго, чтобы македонцы за стенами, которые к этому времени были в безумном страхе за своего любимого короля, смогли пробиться сквозь стены. Они вырезали стрелу из груди Александра, и, к его удивлению, он пришел в себя. Он переносил тяготы со своими людьми Возможно, самой большой ошибкой в жизни Александра Македонского было его решение провести большую часть своей армии через великую пустыню Гедросиан. На обратном пути из Индии в Вавилон. Древние историки утверждают, что он потерял на переправе больше людей, чем за все годы своей кампании. И все же Александр снова отличился, проявив лидерские качества. Которые в первую очередь завоевали ему сердца людей. Он перенес все тяготы, голод и нехватку воды вместе со своими людьми. Однажды небольшая группа воинов, обнаружила небольшое количество воды. Они собрали её в шлем и с нетерпением отнесли, чтобы подарить своему королю.

Александр Македонский

Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского) Александр III, наиболее известный как Александр Македонский, правил Македонией в период между 336 и 323 годами до н.э. На сегодняшний день он считается одним из наиболее успешных полководцев в истории: он смог подавить восстание фракийцев, а.
Многолетний анализ позволил максимально точно установить причину смерти Александра Македонского На Руси же история Александра стала известна через византийские и восточнославянские хроники, в которых его чаще звали по месту рождения — Македонским.
Многолетний анализ позволил максимально точно установить причину смерти Александра Македонского Александр Македонский умер более 2 000 лет назад, и ученые до сих пор не могут сказать, от чего именно.

10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского

Поход Александра Македонского на восток стал поистине переломным моментом в истории античного мира, до неузнаваемости преобразив расстановку сил в Восточном Средиземноморье. Спустя три года после высадки у Трои Александр Македонский был провозглашен правителем Азии. Таким образом, Александр Македонский считается одним из самых успешных военачальников в истории и создателем одной из крупнейших империй древнего мира. Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Александр Македонский Александр родился в Пелле, столице Македонии, примерно в тот момент его отец становится царем Македонии.

Ученые раскрыли тайну смерти Александра Македонского

Александр — сын Зевса Квинт Курций Руф в I веке н. э. написал «Историю Александра Великого Македонского», где использовал труды Клитарха и Мегасфена, а также воспоминания ряда сподвижников царя.
Александр Македонский: личность и роль в истории | Главный портал МПГУ Александр III, наиболее известный как Александр Македонский, правил Македонией в период между 336 и 323 годами до н.э. На сегодняшний день он считается одним из наиболее успешных полководцев в истории: он смог подавить восстание фракийцев, а.
Александр Македонский - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» Александр Македонский – полководец античности, сын царя Филиппа II, представитель династии Аргеадов.
Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира Александр Македонский родился в 356 году до н.э. Прошло две с половиной тысячи лет, а мы по-прежнему помним и знаем достижения великого полководца.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ) | Энциклопедия Кругосвет И хотя подобное положение дел, когда претендент на трон устраняет всех своих конкурентов, включая ближайших кровных родственников, весьма характерно для Древнего мира, история Александра Македонского весьма интересна.

Тайна смерти Александра Македонского разгадана

Поверив в эту новость, восстали Фивы (греч. Эта история принесла ему гнев отца, поэтому Александру Македонскому пришлось отправиться в изгнание в Эпир вместе со своей матерью Олимпией. АЛЕКСАНДР Македонский, также известный как Александр III Македонский, унаследовал трон от своего отца в юном возрасте время Александра Македонского. До конца античности на Александра Македонского смотрели очень недоброжелательно. В связи с этим ИА Фергана решила побольше узнать об этом эпизоде среднеазиатской и европейской истории — так называемой Горной войне Александра Македонского.

Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира

Гробница Александра Македонского столетиями остается одной из самых вожделенных целей ученых и искателей сокровищ. Совсем недавно познакомился с теорией, которая утверждает, что Александр Македонский совершил поход в Сибирь, воевал с русами и покинул наши края, при этом пустив свой флот на отопление войска на зимовке. Это была первая и единственная победа над войсками полководцев Александра Македонского за всю историю его похода на Восток. Совсем недавно познакомился с теорией, которая утверждает, что Александр Македонский совершил поход в Сибирь, воевал с русами и покинул наши края, при этом пустив свой флот на отопление войска на зимовке. Это четвертая часть рассказа про Александра Македонского. Главная» Видеоуроки» История» 5 класс» Завоевания Александра Македонского.

Великие завоеватели

А что произнес Калан [7] , прежде чем подняться на костер? Было бы непростительной глупостью бросать вызов богам. Царь велел части войска войти в Вавилон, а сам расположился в Борсиппе, что западнее Евфрата. Когда же из города пришло донесение о том, что каждый день со всего света прибывают посланцы с просьбой об аудиенции, соображения государственной пользы одержали верх над верой в магическое, и царь сел в колесницу, запряженную восьмеркой индийских лошадей». Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества.

Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра. При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза. Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса". Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился.

Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки». Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев. Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество.

В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой. Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных. В IV веке до н.

И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека? Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество.

В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е. Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою. Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля.

Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной. Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее. И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести. Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить.

Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения. Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу. Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился.

У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его. Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня. Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя.

Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве. Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян». Незадолго до этого, в том же 328 году до н.

Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра. Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны.

К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев. В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях.

В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам». Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона.

Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене.

Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье.

Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию.

Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»». Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор. Так, может быть, действительно он был наказан своими или чужими богами?

Даже сам он, по свидетельству Юстина, признавал это: «Когда на четвертый день Александр почувствовал несомненный конец, он сказал, что видит в этом рок, тяготеющий над его родом, ибо большинство Эакидов умирало в возрасте до тридцати лет». В нее можно только верить или не верить. Другое дело — предположения, основанные на реальных фактах. И первым среди них стоит рассмотреть версию, связанную с образом жизни великого полководца, с теми его пристрастиями, увлечениями и наклонностями, которые могли существенно подорвать его здоровье.

Сраженный пороками? Разобраться в характеристиках, даваемых на протяжении более двух тысячелетий Александру Македонскому, чрезвычайно сложно. Ведь практически все его известные биографы, даже самые древние, не были его современниками и писали о нем исключительно на основе сочинений других авторов, достоверность которых не всегда была подтверждена историческими документами. Вот почему в трудах Плутарха, Диодора, Арриана, Квинта Курция Руфа и других историков действительные факты биографии великого полководца трудно отделить от легенд и преданий, слухов и домыслов, а в характеристике его личности и образа жизни есть немало субъективного.

В силу этого суждения разных авторов о характере и наклонностях Александра нередко весьма противоречивы. Возьмем хотя бы самое распространенное среди биографов великого македонца мнение о его пристрастии к вину. Большинство из них пишут о неумеренном пьянстве, которое вместе с другими излишествами, в частности распутством, привело Александра к циррозу печени, от которого он якобы и скончался. Ярым сторонником этой точки зрения был Курций Руф, который считал, что молодой царь все лучшее в себе «запятнал непреодолимой страстью к вину».

В сочинениях других авторов пишется о том, что Александр очень любил крепкое красное македонское вино, запасы которого всегда возил с собой, и особо подчеркивается такой факт: накануне приступа загадочного недомогания повелитель мира много пил в кругу ближайших соратников и, вероятно, упился вусмерть. Некоторые из них допускают, что его беспробудное пьянство было отягощено малярией, что привело или к болезни печени, или к прободению язвы желудка. Единственным из древних историков, кто не разделял эту точку зрения, был Плутарх, который писал в своих «Жизнеописаниях»: «И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали». Столь же умеренным и благородным представлял Плутарх великого македонца и в любовных отношениях.

Историк утверждал, что «до своей женитьбы он не знал, кроме Барсины [9] , ни одной женщины» и вообще не трогал пленниц. Узнав, что два македонянина… обесчестили жен каких-то наемников, царь письменно приказал… в случае, если это будет доказано, убить их, как диких зверей, сотворенных на пагубу людям. В том же письме царь пишет о себе дословно следующее: «Никто не сможет сказать, что я видел жену Дария, желал ее увидеть или хотя бы прислушивался к тем, кто рассказывал мне о ее красоте». Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы».

А вот другие биографы великого македонянина, напротив, приводят примеры его «увеселений с толпами распутниц» и гомосексуальных связей. В сочинении Курция Руфа повествуется об участии Александра в знаменитом поджоге дворца персидских царей, произошедшем по наущению гетеры Таис: «В то время, как враг и соперник его царской власти продолжал упорно воевать… он [Александр] засветло садился за пиршества, на которых бывали и женщины, да не такие, которых нельзя было оскорблять, а распутницы, привыкшие жить с военными более свободно, чем полагалось. Из них одна, Таис, будучи во хмелю, внушает ему, что он вызовет глубокую благодарность у всех греков, если велит поджечь дворец персидских царей… К этому мнению пьяной распутницы в таком важном деле присоединяются один за другим тоже упившиеся вином, царь проявил тут больше алчности, чем сдержанности: «Почему бы нам в самом деле не отомстить за Грецию и не поджечь город? К оценкам Плутарха и Курция Руфа, несомненно, следует относиться критически.

Оба они были необъективны, ибо каждый из этих историков видел только то, что хотел видеть, а не то, что было в действительности. Один излишне воспевал, другой больше порицал и морализировал, а истина, как всегда, находится где-то посередине. И уж, конечно, не стоит принимать в расчет рассказы македонских ветеранов, вернувшихся после смерти Александра на Балканы, о том, что их царь погиб от пьянства и распутства, так как имел 360 персидских наложниц! Но все же нельзя не согласиться с тем, что образ жизни Александра — как во время военных походов, так и в мирные дни — умеренностью не отличался, а потому способствовал постепенному истощению его организма.

Однако надо учесть, что хотя любого рода излишества и подорвали здоровье Александра, сами по себе они вряд ли могли бы стать единственной причиной его скорой смерти. Именно такое заключение было сделано в конце XIX века английским профессором Вениамином Уилером, автором большой монографии об Александре Великом. Проанализировав события последних дней его жизни, симптомы охватившего его недуга, он прежде всего отметил, что в придворных летописях «никаких указаний на местные боли или воспаление не имеется», а следовательно, вряд ли здесь можно говорить о циррозе печени или прободении язвы как следствии неумеренного питья вина. Отсюда Уилер сделал следующий вывод: «Если эксцессы двух предшествовавших заболеванию ночей и могли сделать организм Александра более удоборанимым, то все же никак нельзя признать справедливой сказку о том, что он умер от пьянства».

Однако этот аргумент Уилера — об отсутствии у Александра местных болей — вызывает сомнение. Ведь ряд римских историков, описавших последний пир царя, указывают на то, что перед тем как упасть, он испытал сильный приступ боли. Против этого возражает, как мы уже говорили выше, лишь Плутарх, который обвиняет их в вымысле. Но можно ли и в этом случае всецело доверять словам Плутарха?

С другой стороны, если боли действительно были, то являлись ли они симптомом цирроза печени, язвы или какой-то другой болезни [10]? А может, и не болезни вовсе, а искусного отравления? Версии о насильственном характере смерти великого завоевателя высказывались как древними Арриан, Диодор, Плутарх, Юстиниан , так и современными историками. В наши дни к их расследованиям неоднократно подключались известные токсикологи, криминалисты, специалисты в области медицины и естественных наук.

А первым из тех, кто пытался разгадать этот исторический детектив, стал британский сыщик Джон Грив, который пришел к весьма неожиданному заключению… Как британский сыщик шел по следу Помощник главы лондонской полиции Джон Грив был с детства заинтригован загадкой смерти Александра Македонского. Но заняться ее разгадкой он смог только на склоне лет, уйдя в отставку. К своему расследованию опытный сыщик привлек крупнейших специалистов в области судебной медицины, токсикологии, патологии, эпидемиологии, психиатрии, археологии, ботаники и истории. Дело было весьма необычным не только, как говорится, в связи со сроком давности с момента смерти великого македонца прошло более двух тысячелетий , но и в силу отсутствия останков, каких-либо улик и вещественных доказательств.

Единственным материалом для расследования служили исторические документы: придворные летописи и сочинения античных биографов Александра. С их помощью Грив со своей командой задался целью установить характер и причины загадочного и смертельного заболевания царя. Основой для размышлений стал никем из биографов не оспариваемый факт: болезнь Александра продолжалась 12 дней. Поэтому первым шагом в расследовании стало составление с помощью патологов списка причин, которые могли бы за этот срок привести больного к смертельному исходу.

Наряду с этим известным эпидемиологом Джоном Марром был проанализирован перечень распространенных в те времена в Месопотамии болезней, в который вошли малярия, тиф, энцефалит, сепсис и ряд простудных заболеваний. Как оказалось, их симптомы и длительность протекания лишь частично совпадали с клинической картиной болезни Александра, описанной историками. К тому же ни одно из этих заболеваний не связано с красным вином. Таким образом, естественные причины смерти великого завоевателя были поставлены под большое сомнение.

В связи с этим Джон Грив приступил к расследованию версии насильственной смерти, о которой, как мы уже упоминали, писали многие античные историки Плутарх, Арриан и др. Одним из аргументов в ее пользу было то, что ни один человек из семьи Александра не умер своей смертью: его отец, дядя, мать, жена и сын были убиты [12]. Поскольку политические убийства были в те времена обычным делом, то такой мощной политической фигуре, какой являлся великий завоеватель, вполне могла быть уготована такая же роковая участь. Однако это предположение могло служить лишь косвенным доказательством.

Для того же, чтобы найти прямые доказательства, сыщику необходимо было выяснить мотив предполагаемого убийства, определить, кто был в нем заинтересован, участников и средства для его осуществления. К поиску ответов на эти вопросы британский сыщик, возглавлявший в свое время подразделение Скотланд-Ярда по борьбе с терроризмом, подошел сугубо профессионально. Рассматривая историческую проблему с современных позиций, он пришел к выводу о том, что Александр был «лидером самой успешной вооруженной преступной группировки в истории и, вероятно, самой богатой из всех когда-либо существовавших грабительских банд». А раз так, то желающих прибрать к рукам созданную им империю и награбленные богатства могло быть предостаточно даже в ближайшем царском окружении.

Об этом свидетельствует хотя бы то, что за время своего правления великий македонец столкнулся с несколькими заговорами, которые успешно преодолел. И все-таки кому-то удалось с ним расправиться. Но кому? Тщательно проанализировав ближайшее окружение Александра, Джон Грив сначала остановился на фигуре престарелого полководца Антипатра, который был оставлен царем в Македонии в качестве греческого наместника.

В перспективе именно он должен был стать опекуном будущего наследника Александра и, следовательно, правителем империи. Каждый раз, уходя в поход, царь доверял ему как самому опытному военачальнику и свою родину, и любимую мать, и все воинские резервы. И надо сказать, что Антипатр достаточно успешно справлялся со всеми царскими поручениями, в частности, своевременно посылал Александру подкрепления, подавил выступление восставших спартанцев.

Жители городов сами предали суду политиков, призывавших к бунту против македонской гегемонии. Теперь политическая обстановка позволила Александру осуществить давний замысел его отца Филиппа и вообще многих греков о всеэллинском завоевательном походе против Персидской империи, находившейся в то время в ослабленном положении из-за чехарды царей и бунтов сатрапов. На данном этапе военные экспедиции Александра облекались в форму усмирения противников Коринфского союза и панэллинской идеи отмщения варварам. Все свои завоевательные действия Александр в «македонский» период обосновывает неразрывной связью с целями всегреческого союза. Ведь формально именно Коринфским конгрессом был санкционирован главенствующий в Элладе статус Александра. Завоевания и смерть[ ] Александр очень желал завоевания и он их получил в 334—332 гг.

В 331—330 гг. Александр свершил поход в Среднюю Азию где завоевал много земель однако сдерживал натиск Согдиана и Бактрия. После этого путь великого завоевателя лежал далее на восток, в сказочную Индию. Весной 326 до н. Александр вторгся в земли индийских народов со стороны Бактрии через Хайберский проход, покорил ряд племён, перешёл реку Инд и вступил во владение царя Абхи из Таксила греки называли царя «человеком из Таксилы», то есть Таксилом в районе нынешнего Исламабада Пакистан. Основные боевые действия македонских войск разворачивались в районе Пенджаба, «пятиречья»— плодородной области в бассейне пяти восточных притоков Инда. Таксил присягнул на верность Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника, царя Пора из восточного Пенджаба. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н. Неожиданно для Таксила Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения.

Такова была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить покорённых владык в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей. В конце лета 326 до н. На берегах реки Ганг македонское войско отказалось далее следовать за царём по причине усталости от длительного похода и бесконечных сражений. Непосредственным же поводом явились слухи об огромных армиях с тысячами слонов за Гангом. Александру не оставалось ничего другого, как повернуть армию на юг. При отступлении в Персию он планировал захватить и другие земли. Примерно с ноября 326 до н. В одном из сражений за город маллов январь 325 до н.

К сентябрю 331 года до н. Его войска командовали большей частью Анатолии, восточным побережьем Средиземного моря и богатой, плодородной землей Египта. Его следующим шагом было продолжение движения на восток, к древней Месопотамии и сердцевине Персидской империи. Он решительно победил великого персидского царя Дария III в битве при Гаугамеле — 1 октября 331 года до н. Благодаря этому Александр, бесспорно, завоевал Персидскую империю, достижение, которое было закреплено в середине 330 года до н. Но, тем не менее, предвыборная кампания Александра продолжалась. Он и его армия отважились продвинуться дальше на восток. Купить рекламу Отключить Между 329 и 327 годами до н. Наконец, согласившись жениться на дочери видного согдийского вождя, Александр разместил на этой обширной границе внушительный гарнизон и продолжил путь на юго-восток, через Гиндукуш на Индийский субконтинент. Между 326 и 325 годами Александр расширил Македонскую империю вдоль берегов долины реки Инд, поскольку его солдаты не пожелали идти дальше на восток после мятежа на реке Гифасис. Во время своей Индийской кампании Александр, как известно, противостоял царю Порусу в битве на реке Гидаспес. Но борьба продолжалась далеко за пределами этого ожесточенного сражения, и во время одной из последующих осад Александр получил серьезную рану, когда стрела пробила одно из его легких. Был на волосок от смерти, но в конечном счете Александр выжил.

Через три года состоялась битва при Гавгамелах в 331 до н. После этого Александр совершил поход в среднюю Азию и в 326 до н. Тут Александру пришлось повернуть назад, поскольку солдаты, уставшие от длительного похода, отказались идти дальше. Через год после окончания похода царь умер от болезни в Вавилоне, ему было 33 года. После го смерти империя была разделена между его полководцами.

Александр Македонский побывал в Сибири?

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э) получил превосходное для своей эпохи образование – с 13 лет его воспитанием занимался сам Аристотель. Александр Македонский прожил мало, но прославил себя на века. Это была первая и единственная победа над войсками полководцев Александра Македонского за всю историю его похода на Восток. Инфоурок › Всеобщая история ›Презентации›Презентация по истории на тему "Александр Македонский" (5 класс).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий