Юрий Соломин прославился после того, как снялся в картине «Адъютант его превосходительства». Актер Малого театра Юрий Соломин за чтением поздравлений по случаю 25-летия работы в театре. 9 января его выписали, но через два дня у Юрия Соломина неожиданно остановилось сердце. Многие десятилетия Юрий Мефодиевич является «честью и совестью» Малого театра. А сегодня он принимает поздравления с 75-летием. Рассказывают «Новости культуры». Как живёт 87-летний Юрий Соломин и кто его жена.
Наследство актёра: Что оставил правнукам легендарный худрук Малого театра Соломин
И сказал: если я чем-то не буду устраивать, коллектив меня может переизбрать», — говорит он. Юрий Соломин — и демократ, и консерватор. Понятие «учитель» для актеров Малого, как и для выпускников Щепки, святое. Это моя учительница, а это — Ленский Александр Павлович, ее учитель», — показывает он. Соломин считает похвалой, когда его театр называют музеем. Ведь в Малый, как в Эрмитаж или в Третьяковку, ходят смотреть на старое, традиционное искусство. Во-первых, забыты очень красивые слова. Они выкинуты из обихода, они существуют только в драмтеатре.
Соломина называют «величайшим художником», человеком «интеллигентным, очень красивым, действительно высокообразованным». А его театр стал «нравственным ориентиром для тысяч зрителей».
В начале ноября он был госпитализирован и помещён в реанимацию. По данным пресс-службы театра, артист перенёс инсульт в лёгкой форме. После новогодних праздников его выписали. О смерти Юрия Соломина сообщила его внучка. По её словам , он скончался «тихо, во сне». Прощание с артистом состоится в Малом театре 15 января. Его похоронят на Троекуровском кладбище. Соболезнования в связи со смертью Юрия Соломина в разговоре с RT выразила первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Она отметила, что Соломин — «один из самых любимых артистов и останется таким на десятилетия, пока будут идти его фильмы».
Они были сложными и материально, и, особенно, нравственно. Все эти годы ему удавалось выдержать эту нравственную планку. И Малый театр всегда был нравственным ориентиром для тысяч зрителей и для нас, коллег, конечно», — отметила она. Директор Гильдии актёров кино России Валерия Гущина назвала Юрия Соломина «интеллигентным, очень красивым, действительно высокообразованным» человеком и подчеркнула, что его талант «неизмерим словами».
Как было принято испокон века — уважить чужой труд, так она и поступала. Все, понятно, брали, хотя что такое рубль.
Но при этом благодарили, улыбались. Потому что принять — это тоже оказать уважение дающему. Вообще нельзя отказываться принимать благодеяние. С одной стороны, это проявление гордости, а с другой — оскорбление человека. Он к тебе всей душой, а ты его — по рукам. Вы, по сути, противитесь воле Божией.
В нашем театре чувство благодарности к другим было всегда и сейчас переходит к новым поколениям. Так вот, стали мы с женой читать Библию. Поначалу вышел даже небольшой спор: кому начинать с первой книги, а кому со второй. Мне досталась вторая. Что очень правильно. Часа через два, уже ночью, мы оба отложили книги, помолчали, а потом она спрашивает: «Ты что-нибудь понимаешь?
Одно тогда мы хорошо запомнили — Десять заповедей. Наверное, потому, что мы, читая их, удивлялись и говорили друг другу: «Так это нормально! Как может быть иначе? Если бы эти Десять заповедей, которые дал Моисею Господь на священной горе, вывесить в институтах, в учреждениях, в прокуратуре, в больницах… Достаточно поместить тексты на видном месте, крупно напечатать, и чтобы люди постоянно их видели перед собой. Я не обольщаюсь, но это ведь жизненные ориентиры. А как у вас началось соприкосновение непосредственно с Церковью?
И когда? Радости мне это принесло немного, но теперь считаю, что мне повезло. Я оказался внутри исторического процесса огромной важности. Мы передавали Церкви храмы, монастыри… 1200 объектов вернулись Церкви! Участие в этой работе было для меня и радостно, и почетно, и, пожалуй, именно тогда я почувствовал, что во мне что-то произошло. На то была воля Божия, и вы ей не противились.
А потом Господь свёл меня с очень хорошим человеком — владыкой Питиримом, который оказал на меня очень сильное духовное воздействие. Но, конечно, самым значительным событием в моей жизни стало знакомство, и не побоюсь сказать — близкое, с Патриархом Алексием. Сотрудница музея, которая хранила этот образ 20 лет и буквально срослась с ним, никак не могла оторваться от иконы. Я её понимаю. Пусть даже она была неверующей, но два десятка лет оберегать чудотворный образ Матери Иисуса Христа — такое не может пройти бесследно для человека. А себя вы считаете воцерковленным человеком?
Правда, с владыкой Питиримом мы, можно сказать, подружились. Он освящал наш театр после капитального ремонта. Как-то мы с женой были у него дома в гостях, и зашёл разговор о вере. Я ему сказал, что меня влечёт к храму, я тянусь к вере, но не знаю, как подступиться, с чего начать. Читаю Священное Писание, и такое ощущение, что я двоечник в школе: ничего не понимаю. Он завёл меня в кабинет и подарил «Детскую Библию».
Я сказал: «Ой как хорошо! У меня внучка! Я и сейчас её читаю и, как в первый раз, невольно отмечаю про себя: всё, что написано, — норма для нормального человека. Та же заповедь «Не укради». У нас в Забайкалье это считалось нормальным: дома не запирались, а краж не было.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
Юрий Соломин: Живу в ладу со своей совестью
Главная» Новости» Юрий соломин последние новости о здоровье на сегодня. Пришел проститься с Юрием Соломиным и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Юрий Соломин на интервью с главредом «» Екатериной Шайтановой.
«Адъютант» своего народа. Ушёл великий Юрий Соломин
За последние пять лет Юрий Соломин оказывался в больнице более 10 раз: в 2019-м он попал в реанимацию с пневмонией, в 2021-м подхватил коронавирус, в прошлом году перенес инсульт. Юрий Соломин на съемках фильма «Чайка» Маргариты Тереховой, 2003 год. Худрук Малого театра Юрий Соломин скончался на 89-м году жизни.
Актер, политик и худрук: чем особенно запомнился Юрий Соломин
Судьбоносная встреча случилась из-за опоздания молодой Ольги на лекцию: когда она пришла, свободное место было только с самого края, рядом с Юрием. С тех пор молодые не расставались: Ольга заняла не только место на занятии, но и место в его сердце на всю жизнь. Во время обучения у них завязался роман, который нашел свой конец уже в наше время. Тогда у молодого Юрия было катастрофически мало денег: он не мог позволить себе подарить возлюбленной букет цветов, а обрывать клумбы ему мешало воспитание. Можно, конечно, сорвать с клумбы, но по характеру я не такой человек. Я даже никогда не мог пройти по газону. Так что в лучшем случае я мог преподнести ей какой-нибудь бутерброд, — рассказывал как-то Юрий Мефодьевич. Денег, по воспоминаниям Соломина, у него не хватало, поэтому будущие супруги просто расписались в столичном ЗАГСе, а потом отправились вдвоем в кафе, чтобы отметить это событие. Даже кольца у них появились многим позже — когда Юрий и Ольга стали работать в театре. Собственного угла в столице у них не было, им приходилось снимать жилье поскромнее, чтобы актерской зарплаты хватало на жизнь. Но даже в условиях таких лишений они оставались людьми: — Даже когда у нас не было своего жилья, мы подбирали на улице кошек и собак.
Мы их растили, а потом пристраивали к хорошим людям, — вспоминал как-то актер. В период съема жилья супруги готовы были «сдаться» и уехать в Воронеж, где им обещали служебную квартиру, но руководитель Малого театра пообещал, что «всё будет». Вскоре у них появилось место в общежитие.
И я лез, брал палку и лез. Виталька кричит: «Не хочу, не хочу-у-у».
Потом она и от него отстала, потому что Виталька занимался спортом очень хорошо. Я учился в пятой школе, она была мужская. Виталька в четвертой учился. Четвёртая сначала была женская школа. Пятая находилась там же, где и сейчас находится на Профсоюзной, выше Петровской.
А с первого класса я начал учиться в школе, которая была прямо рядышком с железнодорожным вокзалом. Это была деревянная одноэтажная школа, там был садик. Нет ее уже, снесли. Но уже в третьем—четвертом классах учился в пятой, где был эвакогоспиталь. В этом госпитале я даже выступал когда-то перед ранеными, когда учился не то в первом, не то во втором классе.
У нас была учительница Наталья Павловна Большакова. Видите, помню! Она столько хорошего сделала для всех. И для меня тоже. Это моя первая учительница.
RU А потом была химичка, Елизавета Ивановна. Она же завуч школы, она же классный руководитель, такая очень жёсткая женщина. У меня тоже очень много воспоминаний о ней. Была учительница литературы. Она маленькая такая, часто ходила в пришкольном парке.
И когда проходили поэтов, она всегда говорила: «Соломин, вот давай выучи». Я говорю: «А что? И потом, когда был русский язык или литература, она спрашивает: «Ну как? И Пушкина, и Лермонтова, и современных авторов, и так далее. А потом, один раз, это был, наверное уже класс восьмой, и мы проходили Толстого — «Война и мир», «Воскресенье».
И мне сказала: «Ну, Юра, давай тоже выбери, что хочешь». Ну я ухватился за монолог Андрея Болконского, его монолог, когда он раненый лежит. Но я его не выучил. Это такой философский, глубокий текст... Это теперь я знаю, что такое глубина для актера, а тогда я был сопляк, мне было каких-нибудь 14 лет.
Я читал, читал... И когда она меня вызвала, сказал: «Я не знаю, почему, я не выучил». Ну, она не стала глубоко копаться, почему я не выучил — она поняла. Вообще были хорошие люди педагоги.
Брежнева, режиссёры-постановщики Б.
Львов-Анохин и В. Бейлис — Ведущий 1983 — «Картина» Д. Гранина Режиссёр-постановщик: Л. Режиссёры-постановщики: Е. Весник, Ю.
Соломин — Хлопов 1984 — «Живой труп» Л. Соломин — Федя Протасов 1985 — «Ревизор» Н. Соломин — Хлестаков 1987 — «Игра» Ю. Андреев — Крымов 1988 — «Леший» А. Режиссёр: Б.
Морозов — Войницкий 1990 — «И Аз воздам» С. Режиссёр-постановщик Б. Режиссёр: С. Соловьёв — Войницкий 1996 — «Чайка» А. Драгунов — Тригорин 1999 — «Лес» А.
Режиссёр-постановщик Ю. Соломин — Карп 2000 — «Горе от ума» А. Женовач — Фамусов 2003 — «Таинственный ящик» П. Режиссёр-постановщик: Ю. Соломин — Сен-Феликс 2009 — «Мольер» М.
Драгунов — Жан-Батист Поклен де Мольер. Режиссёрские работы в театре 1982 — «Ревизор» Н. Гоголя совместно с Евгением Весником 1996 — «Чайка» А. Чехова художественный руководитель постановки, режиссёр: В. Драгунов 1998 — «Лес» А.
Каратыгина 2004 — «Три сестры» А. Чехова 2006 — «Ревизор» Н. Гоголя 2008 — «Власть тьмы» Л. Толстого 2012 — «Бесприданница» А. Островского руководитель постановки призы и награды Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых 1971 — за исполнение роли капитана Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства» 1969.
Государственная премия Российской Федерации 2001. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 29 мая 1995. Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени 18 июня 2005.
Сам он с детства участвовал в художественной самодеятельности, ходил в драмкружок при Доме пионеров, а свой первый гонорар кусок сахара-рафинада получил, выступая перед ранеными солдатами в военном госпитале. Учась в школе, в 1949 году он посмотрел в городском кинотеатре фильм «Малый театр и его мастера». По словам Юрия Соломина, он всегда знал, что хочет быть артистом, но этот эпизод добавил мечте деталей. Тогда будущий актер решил поступать в ВТУ имени М.
Щепкина и стал надеяться, что свяжет жизнь с Малым театром. Карьера в Малом театре В 1953 году Юрий Соломин стал студентом курса под руководством Веры Пашенной, которая была его первой и главной учительницей в профессии. Портрет Пашенной, написанный на заказ и подаренный театру одним из родственников актрисы, висел в кабинете художественного руководителя. Окончив училище в 1957 году, Юрий Соломин поступил в труппу Малого театра, где прослужил всю жизнь. Он был актером широчайшего диапазона, на его счету множество ролей — и комедийных, и трагических: Хлестаков в «Ревизоре», Иван Петрович в «Униженных и оскорбленных», царь Федор в «Царе Федоре Иоанновиче», Тригорин в «Чайке», Фамусов в «Горе от ума», Сирано де Бержерак и другие. Как и многие выдающиеся актеры, Юрий Мефодьевич со временем перешел в режиссуру. На это решение немало повлияло и его близкое знакомство с японским режиссером Акирой Куросавой — в интервью Юрий Соломин рассказывал, что мэтр вдохновил и благословил его взяться за режиссерскую работу.
В Малом театре Соломин, в частности, дважды ставил «Ревизора» в 1982-м и 2006-м , гоголевскую «Женитьбу», чеховские «Чайку» и «Три сестры», «Власть тьмы» Толстого и другие спектакли. Режиссерский, как и актерский, репертуар Юрия Соломина обширен: он работал и с комедиями, и с драмами, и с романтической трагедией, и даже с водевилем.
Рассылка новостей
- Фото: Юрий Соломин
- Наследство актёра: Что оставил правнукам легендарный худрук Малого театра Соломин
- Юрий Соломин: за неделю до реанимации. Эксклюзив. Выпуск от 25.11.2023
- Юрий Мефодьевич Соломин: биография, личная жизнь, причина смерти — 11.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ
Круче! И без стеснения. Юрий Соломин о войне, бюрократии и счастье
Юрий Соломин познакомился со своей будущей женой еще в Щепкинском училище, куда поступил в начале 1950-х годов. Народный артист СССР Юрий Соломин остается в реанимации в тяжелом состоянии, сообщили РИА Новости в медучреждении. Состояние здоровья народного артиста СССР Юрия Соломина оценивается как тяжелое, рассказали медики РИА Новости. С Юрием Соломиным прощались с большим уважением и искренним душевным теплом на исторической сцене театра.
Детство, родители, выбор профессии
- Адъютант искусства. Жизнь и театральный роман Юрия Соломина
- Подарок для Елизаветы II, конфликт с братом: чем запомнился Юрий Соломин
- Подарок для Елизаветы II, конфликт с братом: чем запомнился Юрий Соломин
- Неизвестное интервью Юрия Соломина, с которым сегодня прощается Россия
Юрий Соломин
Мама у этого мальчика — скромная артистка в Казани, на элитные школы у неё денег нет. Я обязательно этого пацана найду, потому что ему надо помочь. А вдруг он будет великим писателем, драматургом, артистом? А вдруг он станет Распутиным, Вампиловым, Шукшиным?
Настоящей элитой, а не этой, самоназванной. Вот почему, скажем, у нас так плачевно обстоят дела с футболом? Да потому, что наши футболисты играют не за Родину, а за деньги!
И это тоже совершенно ненормально! Мы нанимаем за бешеные деньги бразильцев, аргентинцев, уругвайцев, а футбола как не было, так и нет. А потому, что всё это за деньги!
А возьмите нашу медицину! Кто из простых людей сегодня может позволить себе лечиться в элитных клиниках? Кто-то из тех, кто наверху, слышит жалобы о том, что пенсии уже не хватает на лекарства?
Я считаю, что лечить всех должны одинаково! Элитной медицины быть не может по определению. Да, уже начали что-то исправлять.
Но всё время возникают моменты, которые отвлекают внимание государства от жизненно важного. Жалко… Вот каким словом я могу охарактеризовать мои чувства по поводу происходящего. Жалко наше образование, нашу медицину.
Потому что медицина, образование, искусство создают культуру нации, характер человека, национальную гордость. Мне сегодня национальной гордости не хватает. А раньше она была.
Они отвечают: "Мы поняли Чехова" смеется. Что же, это очень хорошо, - сказал я им в дорогу. Вы понимаете, мы открыты всем. Отдавать - это, наверное, одно из главных свойств русской души. Но мы открыты и тем, кто готов отдавать нам. В начале 1990-х мы подружились с американским театральным продюсером и режиссером Теодором Манном, и он поставил у нас "Ночь игуаны", прекрасный спектакль, который пользовался большим успехом. У нас работали режиссеры из Чехии, Италии, Франции, Израиля, со всего мира. Причем итальянцы ставят итальянский материал, американцы - свой, и так далее. Где как не в театре открывать души. Я понял, что русская душа - это сердце и разум.
А ее главное свойство - отдавать. Из этих компонентов складывается русская актерская школа Сегодня уже мало кто помнит, что вы, Юрий Мефодьевич, одним из первых начали поддерживать провинциальные театры во времена, когда стране было совсем не до культуры, в 90-е годы... Юрий Соломин: В те годы всем было сложно, а в культуре особенно. Власти отмахивались - а, подумаешь, культура, ничего серьезного. Но это ошибка. Культура - это серьезно. И вот тогда мы подумали, а что мы, Малый театр, можем сделать для России? Чтобы все-таки та сама непонятная русская душа продолжила существовать. И мы организовали фестиваль "Островский в доме Островского", в нем участвуют только провинциальные театры. Правда, сейчас к нам уже активно просятся коллективы из Европы, может быть, уже пришло время и их допустить, но изначально фестиваль задумывался для поддержки наших коллег из провинции.
За эти годы мы пригласили труппы со всей страны - от Владивостока до Мурманска, всего более сорока театров. Это очень много. И очень полезно. Рождаются и другие проекты. Допустим, наши коллеги из Тамбова пригласили нас вместе создавать фестиваль имени Николая Рыбакова.
А больше я не знал куда. По физике и химии я не был специалистом. По литературе, истории — да, а это — нет. И вот, она такая была... Вся такая из себя... Подойдет к окну на четвертом этаже, смотрит туда... Я чего-то пишу, весь в мелу... Она не глядя поворачивается: «Ну, ладно, хватит». Шла к столу, брала ручку, открывала журнал и так же, не глядя на меня: «Тебе тройки хватит? RU Когда я получил диплом об окончании школы, свернул его в трубочку и пошел на почту. И вдруг навстречу мне Елизавета Ивановна. А у меня вот здесь, сейчас не видно, был огромнейший жировик, такой красно-синего цвета. И она смотрит на меня и говорит: «С такой рожей? Там, напротив почтамта, с другой стороны штаба округа, был какой-то госпиталь. А муж у нее был главный хирург госпиталя. И она меня за руку ведет через площадь. Заходит, ее все знают, меня тоже пропустили с ней. Она ребятам говорит: «Позовите мне мужа, пусть побольше хирургов возьмет». И вот я с этой рожей. Мне говорят: «Ложись». Я лег на операционный стол, и вот ее муж и несколько хирургов вырезали мне. Она им говорит: «Сделайте так шрам, чтобы не было видно потом, когда он в кино будет сниматься». Откуда она знала?... RU Прошли годы, наверное, был уже 65-й. Мы приехали на гастроли в Одессу и играли там «Ревизора», где я играл Хлестакова. А ставил спектакль Ильинский, который сам когда-то играл Хлестакова. Весь состав там был грандиозный: Владиславский, Бабочкин. И Весник играл Городничего, а я Хлестакова. Играли в оперном театре. Сыграли, успех, успех, успех! Ну, там выпили, конечно, посидели долго. Я утром просыпаюсь — кто-то рано звонит, девять часов. А это было недалеко от пляжа. Я даже подумал мельком, когда проснулся, что надо пойти покупаться в Черном море. Лето, июнь... В трубке женский голос:.
Но разве ж плохо, когда у государства, нации есть какая-то идеология? Та идеология, которая существовала в СССР, - да, она была неидеальна, но плохому она нас не учила. Безусловно, о многом тогда предпочитали молчать. Я только в 1953 году узнал подробности о своём деде. Его забрали прямо в новогоднюю ночь с 1937 на 1938 год. Помню, как дед стоял в дверях… Больше мы его не видели. Так что наша семья тоже попала в эту мясорубку. Рынок её растворил? Может, потому, что у нас дома говорили: «Что ты кричишь? Ты же не на рынке! В начале 90-х те люди, которых уволили с закрывающихся предприятий, не отчаялись, а подхватили сумки и, став «челноками», спасли нас всех: одевали, обували, кормили страну. Пусть это была дешёвка, но всё равно она была лучше пустых полок. Да, слава богу, сегодня у нас есть право сказать всё, и в данный момент я говорю то, что думаю. Но многое мне и не нравится. Не нравится то, что ветераны, о которых мы так много говорим в этом году, всё-таки живут гораздо хуже по сравнению с теми, кто на самом-то деле должен носить их на руках. Если уж ветеранам пообещали к юбилею Победы дать квартиры, то нельзя говорить, что квартиры получат лишь те, кто успел встать в очередь до такого-то года. А остальные - что, они хуже воевали и этих квартир не заслужили? Теперь обещают всем остальным дать. Но я не знаю, как там разговаривают с миллионерами. На мой взгляд, их надо было бы вызвать и сказать: «Родной! Вот тебе под опеку такое-то количество ветеранов, и будь любезен, обеспечь их достойным жильём». Что может в этой ситуации сделать культура? Больше, чем делает сейчас. Не хочу хвалить собственный театр, но мы к юбилею Победы подготовили гастрольный тур - весь июнь ездим с концертами по городам Поволжья: Ярославль, Волгоград, Иваново, Казань, Кострома, Самара, Саратов и Нижний Новгород.