Когда состоятся выборы в стране. Дата выборов президента Беларуси 2024: когда состоятся выборы в стране. В Беларуси раскрыли, как изменится процесс выборов в 2024 году с принятием поправок в Избирательный кодекс республики. Об этом сообщили белорусские СМИ 7 декабря. Грядущие выборы президента Беларуси состоятся в 2024 году и определят политическую судьбу страны на ближайшие пять лет.
Лукашенко заявил, что в Беларуси выборы пройдут не как в Америке
Выборы президента Беларуси в 2024 году беспрецедентны по своему политическому и социальному значению, затрагивая все стороны жизни страны. В Беларуси образовано 5411 участков для голосования. Краткий пересказ. Выборы президента Беларуси 2024: дата, кандидаты, последние новости. Подписанный Главой государства указ о назначении выборов на 25 февраля 2024 года дал старт самой масштабной за последние годы избирательной кампании, которая пройдет по новым правилам. Новости. Первый канал. Президентские выборы в Беларуси состоятся в 2024 году. Почему Лукашенко требует подойти системно к обновлению Избирательного кодекса?- Существует ли потребность в изменении избирательного законодательства?- Поч.
Когда будут известны результаты ЕДГ-2024 в Беларуси?
- Единый день голосования-2024: полный обзор прошедших выборов в Беларуси
- Парламентские выборы в Белоруссии (2024) — Рувики
- ЦИК зарегистрировала избранных членов Совета Республики 8-го созыва
- ЦИК Белоруссии назвал сроки проведения выборов президента - Ведомости
- Белорусские выборы 2024: последние новости, подробности, мнения экспертов
- Глава ЦИК Беларуси не исключает провокаций во время выборов в 2024 году
Выборы-2024: единый день голосования
Сколько есть. Главное, что условия проголосовать для них были созданы. Сокращение числа местных Советов и количества депутатов этих Советов В сентябре 2023-го года появилась информация, что по результатам выборов года будет сформировано 1284 местных Совета депутатов, что на 25 меньше, чем было сформировано по результату предыдущих выборов. Что касается численного количества депутатов местных Советов, то их число было уменьшено почти в полтора раза: с 18 110 мест в 2018-м году прости 12 514 в 2024-м. Получается сокращение почти в полтора раза или на 5596 депутатских мест, если говорить об абсолютных цифрах. В январе 2024-го года секретарь ЦИК Елена Балдовская пояснила, что уменьшение количества депутатов местных Советов, которых предстоит избрать, произошло в основном за счет изменений законодательства в части выборов депутатов в первичный уровень. Раньше минимальная цифра подлежащих избранию депутатов составляла 11 человек», — подчеркнула секретарь ЦИК. Нельзя исключать, что в основе принятия такого решения могли лежать сложности в подборе кандидатур, достойных быть избранными в депутаты и при этом способных уделять депутатской деятельности время в отрыве от выполнения своих должностных обязанностей по основному месту работы.
Должность депутата местного Совета ведь не является освобожденной. Вероятно, по этой причине наверху решили иногда «отрывать от работы» в полтора раза людей меньше, чем это делалось в прошлые годы. Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что кандидатами в депутаты местных Советов депутатов двадцать девятого созыва было зарегистрировано 18802 человека при общей численности 12 514 мест в советах всех уровней. В среднем это 1,5 кандидата на место. Вот почему в некоторых округах выборы сельских поселковых и районных советов депутатов вполне могли проходить на безальтернативной основе. Фактическое продление полномочий действующих депутатов Палаты представителей и местных Советов до проведения единого дня голосования Вообще-то прошлые выборы депутатов нижней палаты парламента состоялись в ноябре 2019-го года и по действующим на тот момент нормам выборы депутатов следующего созыва должны были состояться примерно в октябре 2023-го. С местными советами все еще интереснее.
Предыдущий созыв избирался в феврале еще 2018-го и, опять же, если прибавить четыре года срок полномочий депутатов местных Созывов , получается, что следующие «местные» выборы должны были бы пройти в январе 2022-го года. Но как мы помним, весной 2021-м году началась активная работа по разработке внесения дополнений в Конституцию. Исходя из ожидавшихся новаций в направлении введения Единого дня голосования, в октябре того же года Президент подписал Закон об изменении Конституции Республики Беларусь, фактически продлевающий полномочия депутатов местных Советов до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования статья 147 Конституции. А статья 67 Основного закона, определяющая процедуру избрания депутатов Палаты представителей, была дополнена фразой «Выборы депутатов проводятся в единый день голосования». Повезло тогда депутатам нижней палаты парламента и, особенно — депутатам местных Советов. А депутатам ПП НС и местных Советов всех уровней, избранных 25 февраля 2024-го года, повезло еще больше: согласно обновленной Конституции, срок полномочий и тех и других увеличен с четырех до пяти лет. Почти полное обновление состава Палаты представителей Еще в июле 2023-го Александр Лукашенко встретился с Натальей Кочановой, чтобы обсудить проведение электоральной кампании, идеологические и кадровые вопросы.
Она будет длительной: и этот, и следующий год, начиная с местных органов власти, местных советов, Всебелорусское народное собрание новое у нас направление и заканчивая президентскими выборами. С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было прежде», — сказал Качановой Глава государства. В сентябре того же года, принимая председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, Александр Лукашенко выразил мнение , что «следующий парламент, естественно, будет отличаться от нынешнего. Потому что и задачи более глобальные, и ситуация непростая». Спустя две недели, на совещании по кадровым вопросам Президент рассказал, каких кандидатов будет поддерживать государство. По его словам, местная власть должна способствовать продвижению достойных депутатов и сенаторов, а также кандидатов во Всебелорусское народное собрание.
Это естественно», — заявил Александр Лукашенко, призвав в этом вопросе не строить из себя «целомудренных» и заверив, что на Западе тоже все так делают. После чего призвал способствовать продвижению в парламент и другие выборные органы «патриотов и профессионалов». Интересно следующее. Как правило, ранее, после очередных выборов в Палату представителей ее состав обновлялся примерно на треть, при этом существовало негласное правило: депутатом парламента можно было не более двух сроков подряд. Депутаты, у которых заканчивался второй срок полномочий, на третий срок обычно не выдвигались. Это обеспечивало ротацию депутатского корпуса: за три электоральных цикла парламент обновлялся практически полностью. Разумеется, в этом правиле бывали и исключения, но они касались, в основном, руководства нижней палаты парламента.
Если продолжать следовать этой логике, то сейчас примерно 70-75 народных избранников должны были сохранить свои мандаты, а на 35-40 мест могли быть избраны новые лица. Однако после Единого дня голосования только 20 из 110 депутатов предыдущего созыва были переизбраны в новый состав Палаты. Если быть точным — 20 из 107 действующих депутатов, так как трое, к сожалению, прекратили своей полномочия досрочно по причине смерти. Судя по всему, процесс по омоложению или, как в последнее время часто говорит Президент, по смене поколений, запущен. Было установлено обязательное наличие организационных структур партии во всех областях и Минске, а также не менее чем в одной трети районов каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска. Также в соответствии с Законом Министерство юстиции в течение шести месяцев после вступления его в силу должно было перерегистрировать политические партии. Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда.
В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси ЛДПБ , Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости РПТС. Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года. Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию. Причем нередко открыто предлагалось сделать ее «партией власти», чему, по ряду причин, противились на самом верху. Вернее, не столько противились, сколько, судя по всему, держали в качестве «замороженного проекта». И вот пришло время этот проект «разморозить» — в аккурат перед выборами депутатов Палаты представителей и местных Советов. Что касается партий, не прошедших перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями законодательства, то тут все просто.
Большинство этих партий создавались в начале 1990-х годов, некоторые из них не скрывали своего оппозиционного отношения к действующей власти, активизировались только во время выборов и вообще чуть ли ни финансировались из-за рубежа на последнее государственными пропагандистами обычно делается особый акцент. В общем, только и занимались тем, что раскачивали нашу синеокую стабильность и даже иногда покушались на безопасность нашего хрустального сосуда. Но самое главное: подавляющее большинство этих партий имело проблемы с численным составом и просто физически не могли соответствовать изменившимся требованиям законодательства. И это я еще не говорю о кризисе их ценностей и идей, что также не способствовало привлечению в ряды этих партий новых членов. Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно. Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели речь не идет. Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур — а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти.
Но вернемся к выборам-2024. Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой. Хотя, наверное, просто немного «перестарались». Спишем это издержки роста новой партийной системы. При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными. При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий. Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом.
Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент? Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте. Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере. В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали.
То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» в настоящее время обе организации ликвидированы , знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало. А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается». И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру.
В печатных СМИ в сообщении об образовании избирательной комиссии будут указываться количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии адрес и номер телефона без персональных данных членов комиссии. Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но имеют документ, подтверждающий проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов не позднее 24 февраля 2024 года.
Белорусы будут выбирать не только новый состав парламента, но также и депутатов местных советов различных уровней. Таким образом в Минске избиратель получит два бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Мингорсовета. А в сельской местности будут вручать по четыре бюллетеня: по выборам депутатов сельского, районного, областного советов и Палаты представителей.
Измененный Избирательный кодекс 3 марта 2023 года вступил в силу обновленный Избирательный кодекс. В числе новаций — запрет на съемку заполненных бюллетеней для голосования, за границей не будут создаваться участки для голосования. Кроме того, появилась норма, в которой прописано, что одно и то же лицо может избираться президентом не более чем на два срока это норма приведена в соответствие с обновленной Конституцией.
Президент вступает в должность на не более, чем 2 срока. Выборы президента назначаются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего Президента статья 81. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее десяти лет непосредственно перед выборами статья 80. Кандидатом в президенты не может стать гражданин, имеющий судимость [14] и имеющий документы на жительство в других странах. Голосовать на выборах президента имеют право все граждане страны, достигшие возраста 18 лет. Возможные кандидаты[ править править код ] Вопрос об участии в следующих выборах Александра Лукашенко остаётся дискуссионным.
25 февраля в Беларуси пройдут выборы депутатов. Что нужно знать избирателям?
Выборы-2024 в Беларуси. Как устроен единый день голосования и что изменилось? Выяснили 01. Мы движемся навстречу крупным электоральным кампаниям. В последнее воскресенье зимы будут одновременно избираться депутаты Палаты представителей Национального собрания и местных советов депутатов. На неделе некоторыми особенностями этой избирательной кампании поделился глава Центризбиркома. Вот самое основное. В этот раз прибыло в рядах голосующих. Правом избирать и избираться наделены и те, кто находится под стражей, но приговор по делу еще не вынесен. Специалисты обратили внимание и на то, что у голосующих будет разное количество бюллетеней.
В Минске — два, так как столичные жители выбирают депутатов Палаты представителей и Минского городского совета депутатов. В областных центрах — еще плюс один. В списках появятся претенденты в областной совет. А избиратели в сельской местности получат четыре бюллетеня. Кроме всего прочего, они будут решать, кто представит их интересы еще в сельском или поселковом совете. Кроме того, в этот раз исключено голосование за рубежом. Участки будут работать только в Беларуси. Чтобы проголосовать, придется приехать на родину.
Более вероятным представляется второй вариант, но определенный смысл для расчистки политического поля только для «своих» у властей тоже есть.
Следует понимать, что депутаты всех уровней не воспринимаются властями как «представители» пусть даже формальные населения. Нет, в рамках корпоративной и отчасти фашистской логики, которая реализуется в Беларуси, выразителем воли народа является Всебелорусское народное собрание в конституции так и записано, что это «высший представительный орган народовластия» и президент согласно конституции он «олицетворяет единство народа». Депутаты, работая в округах, должны снимать «возможные точки социального напряжения» и « разъяснять приоритеты и достоинства белорусской социально-экономической модели». Сам Лукашенко сказал об этом в своем послании: «А депутаты, сенаторы… Я вас прошу: не прогибайтесь под население. Там, где нужно помочь, помогайте, требуйте. Но там, где надо этого избирателя заставить сделать, заставьте! Чем менее они будут политизированы — тем лучше. На встрече с руководителями Администрации Президента и Совета Республики Лукашенко указал , что «нужно приложить усилия, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было в предыдущую избирательную кампанию». Институционально ничего беды не предвещает: порог явки отсутствует как на местном уровне, так и на национальном, выборы проводятся в один тур и победитель определяется простым большинством голосов, оппозиционные партии ликвидированы и для независимых кандидатов будет невероятно сложно получить место в бюллетене.
Но необходимо также добиться и максимального успокоения населения по экономическим и социальным вопросам. Поэтому сейчас этим темам власти уделяют наиболее пристальное внимание, то и дело указывая на то, что «где-то дорога не заасфальтирована, где-то мусор не вывезен». Широкомасштабные репрессии и закручивание всех гаек привели к резкому росту толерантности протестно настроенных граждан к насильственным действиям. С 2020 года в Беларуси произошел ряд силовых акций, таких как сброс с дрона канистры с горючим на базу минского ОМОНа в 2020 году, поджог дома лидера Либерально-демократической партии ЛДПБ Гайдукевича, поджог дома милиционера в Волковыске, поджоги релейных шкафов в начале войны России с Украиной, подрыв российского военного самолета на авиабазе в Мачулищах. В 2021 году во время облавы на «лиц, причастных к террористической деятельности» был убит сотрудник КГБ Дмитрий Федосюк, что вызвало волну поддержки среди протестно-настроенных граждан, из-за чего белорусская милиция начала массово задерживать оставлявших комментарии в интернете. Задержали и журналиста «Комсомольской правды», написавшего статью об Андрее Зельцере, убившем Федосюка. Формирование за пределами Беларуси военных таких как «Полк Кастуся» Калиновского в составе Интернационального легиона ВСУ и парамилитарных таких как «Посполитое рушенне» в Польше структур также беспокоит белорусские власти; и сейчас чуть ли не основной причиной для беспокойства называются возможные теракты со стороны оппозиции. Однако за пределами этой установки на «спокойные выборы» сложно разглядеть какую-либо внятную стратегию или план действий на выборы. В отсутствие оппозиции, каких-либо электоральных задач перед властями не стоит.
Тем не менее выборы 2024 года являются своего рода перепутьем, где власти могут выбрать из ряда опций и решить задачи, которые встали перед ними после 2020 года. Вместе с зачисткой политического поля власти сделали некоторые шаги в сторону новой публичной политики, чего очень долго добивалась часть белорусской бюрократии, нуждавшаяся в социальных лифтах. В 2022 году Лукашенко дал добро на создание новой провластной партии «Белая Русь», чего часть белорусской бюрократии добивалась с 2007 года. Эта партия имеет амбиции правящей, в нее вступили и заняли места в руководстве видные чиновники второго эшелона в т. В политсовет партии вошли также пропагандист Григорий Азаренок ведущий программ «Потаенное», «Тайные пружины политики», «Паноптикум» и Александр Шпаковский бывший неонацист, член «Правого Альянса», участвовавший в оппозиции, а затем перешедший на сторону Лукашенко, который возил в Беларусь членов итальянской «Новой Силы» и Британской национальной партии. Помимо «Белой Руси», после зачистки политических партий в стране осталось еще три легальных провластных партии: Коммунистическая, Либерально-демократическая, партия Труда и справедливости. В отличие от первой, у них нет таких представительных фигур в руководстве, неизвестно также и об интересе бизнеса к ним. Выборы 2024 года покажут, готовы ли власти формировать партийный парламент и местные советы, готовы ли они усилить «Белую Русь» и создать альтернативную вертикаль власти, параллельную административному аппарату. Вряд ли правящая группа в Беларуси решиться на создание партии власти: в «Белую Русь» пока не вступили самые влиятельные белорусские чиновники и бизнесмены.
Однако, такая возможность есть и если они все же решаться на создание правящей или даже лидирующей партии контролирующей большинство в парламенте и местных советах , то это может привести к дополнительным конфликтам внутри системы. Если же парламент и местные советы оставят преимущественно беспартийными, то у властей под боком образуется значимая организованная сила, которая будет лоббировать усиление роли партий. После выборов 2020 года перед вторым и третьим эшелоном белорусской бюрократии встал вопрос «патриотической общественности», которая начала «огонь по штабам» и ищет крамолу в государственных организациях и учреждениях, коммерческих структурах, культурных учреждениях. Они развязали кампанию за замену белорусского языка в латинской графике на остановках и указателях на русский язык, добились отмены присвоения имени Адама Мальдиса региональной библиотеке, регулярно совершают рейды на музеи и выставки и строчат доносы в силовые структуры. Придерживаясь преимущественно крайне правых взглядов, они постепенно вливаются в политические партии и, возможно, захотят принять участие в выборах. Деятельность таких «активистов» у многих чиновников вызывает раздражение, возник даже специальный уничижительный термин для их обозначения: «вомбаты». Будут ли они допущены к выборам и займут ли места в советах депутатов — еще одно перепутье выборов 2024 года. Если представители «патриотической общественности» будут интегрированы в систему — это станет следующим шагом к фашизации государственного аппарата и окончательно развяжет руки «активистам». Планы оппозиции 6 августа 2023 года в Варшаве прошла конференция «Новая Беларусь», перед которой был принят ряд резолюций, описывающих позицию белорусской мейнстримной оппозиции.
Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что кандидатами в депутаты местных Советов депутатов двадцать девятого созыва было зарегистрировано 18802 человека при общей численности 12 514 мест в советах всех уровней. В среднем это 1,5 кандидата на место. Вот почему в некоторых округах выборы сельских поселковых и районных советов депутатов вполне могли проходить на безальтернативной основе. Фактическое продление полномочий действующих депутатов Палаты представителей и местных Советов до проведения единого дня голосования Вообще-то прошлые выборы депутатов нижней палаты парламента состоялись в ноябре 2019-го года и по действующим на тот момент нормам выборы депутатов следующего созыва должны были состояться примерно в октябре 2023-го. С местными советами все еще интереснее. Предыдущий созыв избирался в феврале еще 2018-го и, опять же, если прибавить четыре года срок полномочий депутатов местных Созывов , получается, что следующие «местные» выборы должны были бы пройти в январе 2022-го года.
Но как мы помним, весной 2021-м году началась активная работа по разработке внесения дополнений в Конституцию. Исходя из ожидавшихся новаций в направлении введения Единого дня голосования, в октябре того же года Президент подписал Закон об изменении Конституции Республики Беларусь, фактически продлевающий полномочия депутатов местных Советов до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования статья 147 Конституции. А статья 67 Основного закона, определяющая процедуру избрания депутатов Палаты представителей, была дополнена фразой «Выборы депутатов проводятся в единый день голосования». Повезло тогда депутатам нижней палаты парламента и, особенно — депутатам местных Советов. А депутатам ПП НС и местных Советов всех уровней, избранных 25 февраля 2024-го года, повезло еще больше: согласно обновленной Конституции, срок полномочий и тех и других увеличен с четырех до пяти лет. Почти полное обновление состава Палаты представителей Еще в июле 2023-го Александр Лукашенко встретился с Натальей Кочановой, чтобы обсудить проведение электоральной кампании, идеологические и кадровые вопросы.
Она будет длительной: и этот, и следующий год, начиная с местных органов власти, местных советов, Всебелорусское народное собрание новое у нас направление и заканчивая президентскими выборами. С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было прежде», — сказал Качановой Глава государства. В сентябре того же года, принимая председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, Александр Лукашенко выразил мнение , что «следующий парламент, естественно, будет отличаться от нынешнего. Потому что и задачи более глобальные, и ситуация непростая». Спустя две недели, на совещании по кадровым вопросам Президент рассказал, каких кандидатов будет поддерживать государство.
По его словам, местная власть должна способствовать продвижению достойных депутатов и сенаторов, а также кандидатов во Всебелорусское народное собрание. Это естественно», — заявил Александр Лукашенко, призвав в этом вопросе не строить из себя «целомудренных» и заверив, что на Западе тоже все так делают. После чего призвал способствовать продвижению в парламент и другие выборные органы «патриотов и профессионалов». Интересно следующее. Как правило, ранее, после очередных выборов в Палату представителей ее состав обновлялся примерно на треть, при этом существовало негласное правило: депутатом парламента можно было не более двух сроков подряд. Депутаты, у которых заканчивался второй срок полномочий, на третий срок обычно не выдвигались.
Это обеспечивало ротацию депутатского корпуса: за три электоральных цикла парламент обновлялся практически полностью. Разумеется, в этом правиле бывали и исключения, но они касались, в основном, руководства нижней палаты парламента. Если продолжать следовать этой логике, то сейчас примерно 70-75 народных избранников должны были сохранить свои мандаты, а на 35-40 мест могли быть избраны новые лица. Однако после Единого дня голосования только 20 из 110 депутатов предыдущего созыва были переизбраны в новый состав Палаты. Если быть точным — 20 из 107 действующих депутатов, так как трое, к сожалению, прекратили своей полномочия досрочно по причине смерти. Судя по всему, процесс по омоложению или, как в последнее время часто говорит Президент, по смене поколений, запущен.
Было установлено обязательное наличие организационных структур партии во всех областях и Минске, а также не менее чем в одной трети районов каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска. Также в соответствии с Законом Министерство юстиции в течение шести месяцев после вступления его в силу должно было перерегистрировать политические партии. Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда. В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси ЛДПБ , Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости РПТС. Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года. Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию.
Причем нередко открыто предлагалось сделать ее «партией власти», чему, по ряду причин, противились на самом верху. Вернее, не столько противились, сколько, судя по всему, держали в качестве «замороженного проекта». И вот пришло время этот проект «разморозить» — в аккурат перед выборами депутатов Палаты представителей и местных Советов. Что касается партий, не прошедших перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями законодательства, то тут все просто. Большинство этих партий создавались в начале 1990-х годов, некоторые из них не скрывали своего оппозиционного отношения к действующей власти, активизировались только во время выборов и вообще чуть ли ни финансировались из-за рубежа на последнее государственными пропагандистами обычно делается особый акцент. В общем, только и занимались тем, что раскачивали нашу синеокую стабильность и даже иногда покушались на безопасность нашего хрустального сосуда.
Но самое главное: подавляющее большинство этих партий имело проблемы с численным составом и просто физически не могли соответствовать изменившимся требованиям законодательства. И это я еще не говорю о кризисе их ценностей и идей, что также не способствовало привлечению в ряды этих партий новых членов. Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно. Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели речь не идет. Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур — а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти. Но вернемся к выборам-2024.
Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой. Хотя, наверное, просто немного «перестарались». Спишем это издержки роста новой партийной системы. При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными. При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий. Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом.
Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент? Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте. Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере.
В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали. То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» в настоящее время обе организации ликвидированы , знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало. А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается». И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру. Надо же отрабатывать свой «правозащитный» хлеб. Наелись результатами всего этого в 2020-м.
На единый день голосования было аккредитовано более 45 000 национальных наблюдателей от патриотически настроенных общественных организаций и политических партий. Ибо лимит на «треш и угар» мы вычерпали с лихвой в том же 2020-м году — хватит лет на десять в духе «никогда больше». Выборы для себя «Беларусь проводит выборы для себя, а не для каких-то наблюдателей от ОБСЕ и не в угоду политическим заявлениям или рекомендациям, которые будут сыпаться из-за рубежа. Цель одна — провести избирательную кампанию безупречно и в соответствии с законом» — сказал в ноябре 2023-го года во время выступления на круглом столе по разъяснению новаций избирательного законодательства, особенностей проведения выборов депутатов в Единый день голосования и выборов делегатов ВНС первый замглавы Администрации Президента Максим Рыженков. Об этом заявил журналистам постоянный представитель нашей страны при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас. Спустя несколько дней после этого председатель ЦИК Игорь Карпенко, комментируя новость о том, что Беларусь воздержится от приглашения на выборы наблюдателей от ОБСЕ, подчеркнул, что это решение было предсказуемым: «ОБСЕ запятнала себя ангажированными политическими решениями в отношении нашей страны.
Еще в мае 2023-го года на сайте ОБСЕ появился доклад «о серьезной угрозе человеческому измерению в Беларуси», где в негативных и политизированных тонах были оценены все политические изменения в стране после 2020-го года, включая решение Конституционного референдума. Карпенко также напомнил, что выборы мы проводим для себя, а не для зарубежья, и что функция международных наблюдателей — ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному законодательству, все ли было организовано в соответствии с этим законодательством.
Введены также дополнительные требования к кандидатам, запрещено в том числе иметь второе гражданство. Кроме того, ЦИК упразднил участки для голосования за рубежом. С 20 февраля избирательные участки открыты для досрочного голосования. Сообщается, что большую активность демонстрирует молодежь. Члены комиссии такое рвение оценили, но пригласили молодого человека прийти в день рождения», — говорится в сообщении ЦИК. Эксперты рассказали о сроках и сценариях возможной дестабилизации Какая обстановка в Белоруссии Нынешние выборы проходят на тревожном внешнеполитическом фоне. В конце января страны НАТО начали крупнейшие за последние десятилетия военные учения Steadfast Defender 2024 «Стойкий защитник — 2024». Маневры продлятся до конца мая, в них примут участие 90 тыс.
Часть учений пройдет в Прибалтике и Польше, то есть в непосредственной близости от Белоруссии. Белорусские силовики также отмечают, что в нынешнем году возросла активность натовской разведки. Министр обороны Виктор Хренин подчеркивал, что ежесуточно фиксируется от пяти до семи вылетов самолетов-разведчиков и беспилотников. В свою очередь, замкомандующего войсками ПВО Леонид Давидович сообщал, что число полетов по сравнению с декабрем увеличилось вдвое. Американский самолет дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3 Sentry заходит на посадку на авиабазу во Франкфурте Фото: commons.
Глава ЦИК рассказал, как и когда пройдет единый день голосования в Беларуси
Отдел новостей 14:04, 24 ноября 2023 На 25 февраля 2024 года назначены выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 8-го созыва и местных Советов депутатов 29-го созыва. Завершающим этапом этой работы будет формирование депутатского корпуса в единый день голосования, выборы делегатов Всебелорусского народного собрания и очередные выборы Президента Республики Беларусь, которые должны состояться не позднее 20 июля 2025 года", — рассказал Игорь Карпенко. Он также сказал, что на 25 февраля 2024 года назначены выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 8-го созыва и местных Советов депутатов 29-го созыва. Единый день голосования В Беларуси в 2024 году впервые пройдет единый день голосования, который предусмотрен в обновленной Конституции. Он проводится в последнее воскресенье февраля.
Нам прятать нечего. В нужное время, когда подойдет срок, когда мы сочтем нужным, мы пригласим наблюдателей. Чтобы они видели, как будут проходить выборы. Чтобы нас не упрекали, что мы проводим выборы, как в Америке там.
Он проводится в последнее воскресенье февраля. В 2024 году — это 25-е число. Белорусы будут выбирать не только новый состав парламента, но также и депутатов местных Советов различных уровней. Таким образом, в Минске избиратель получит два бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Мингорсовета. А в сельской местности будут вручать по четыре бюллетеня: по выборам депутатов сельского, районного, областного Советов и Палаты представителей.
В регионах же избиратель получит 4 бюллетеня — по выборам депутатов в Палату представителей, областного Совета, районного Совета и своего поселкового, сельского Совета. В общей сложности белорусам предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей и порядка 12,5 тыс. Подготовка к выборам идет не первый день: уже сформированы избирательные округа, вскоре начнется процесс выдвижения кандидатов. Какие дополнительные требования появились к кандидатам? В феврале 2023 года был подписал закон «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь». Новшества коснулись как процесса проведения избирательной кампании, так и требований к кандидатам в депутаты. Так, не получится выдвинуться в народные избранники тем, у кого есть иностранное гражданство или иной документ иностранного государства, предоставляющий права на льготы и преимущества «карта поляка», например. Основные же требования к кандидатам остались прежними. Для депутатов местных Советов: белорусское гражданство кандидатом может стать и гражданин РФ, постоянно проживающий в Беларуси , возраст от 18 лет, место жительства или место работы на территории местного Совета депутатов и отсутствие судимости. Для депутатов Палаты представителей: белорусское гражданство, возраст от 21 года, постоянное проживание в Беларуси и отсутствие судимости. Как и прежде, право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей. Что касается политических партий, то перерегистрацию в Беларуси прошли только три — либерально-демократическая, коммунистическая и Республиканская партия труда и справедливости.
Лукашенко о выборах-2024: Около 80% поддерживают тот курс, который мы определили. Нам чего бояться?
Дата выборов президента Беларуси 2024 Выборы президента Беларуси 2024 года ожидается важным событием для страны и ее граждан. Главная» Новости» Выборы президента белоруссии 2024. Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы.
Какая обстановка в Белоруссии
- Раскрыты сроки проведения выборов президента Белоруссии - МК
- Какая обстановка в Белоруссии
- Раскрыты сроки проведения выборов президента Белоруссии - МК
- 25 февраля в Беларуси пройдут выборы депутатов. Что нужно знать избирателям?
- 25 февраля в Беларуси пройдут выборы депутатов. Что нужно знать избирателям?
- Глава ЦИК Беларуси не исключает провокаций во время выборов в 2024 году
Выборы – 2024: что нам предстоит?
С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация», — напомнил глава государства. По его словам, подготовка к кампании и сами выборы должны пройти так, чтобы «не раскачалась страна и общество, как это было прежде». Как будут проходить выборы Впервые в истории Беларуси пройдет единый день голосования на парламентских и местных выборах — 25 февраля 2024 года. В течение 60 дней после этого — Всебелорусское народное собрание.
В марте 2021 года стало известно, что новый Основной закон будет принят в январе-феврале 2022 года; соответственно выборы должны пройти в первой половине 2022 года [8] [9] [10] [11] впервые эта дата была озвучена ещё в сентябре 2020 года [12] [13]. Избирательная система[ править править код ] Согласно Конституции Республики Беларусь, президент страны избирается сроком на пять лет и вступает в должность после принесения присяги статья 81 Конституции. Президент вступает в должность на не более, чем 2 срока. Выборы президента назначаются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего Президента статья 81. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее десяти лет непосредственно перед выборами статья 80. Кандидатом в президенты не может стать гражданин, имеющий судимость [14] и имеющий документы на жительство в других странах.
Мы должны честно провести эти выборы", - сказал Лукашенко в понедельник, принимая с докладом главу ЦИК Игоря Карпенко. Лукашенко цитирует пресс-служба президента. Ну, за 20 процентов, которые колеблются и которые против, мы еще поборемся", - заявил Лукашенко. Напомним, в Беларуси в 25 февраля 2024 года впервые пройдет единый день голосования.
Получается, что лидеры «беглых» стали не интересны даже уже своей же аудитории. Это полный провал. Например, газета «СБ. Беларусь сегодня» незадолго до дня выборов поместила на первую полосу коллаж, на одной части которого было хлебное поле и комбайны, а на другом — развалины. Посыл сего предельно прост: вот что может быть, если голосуешь не за тех. Действительно, не поспоришь. Реакция «наших западных партнеров»: очередное «Госдеп против» В Беларуси еще не успели закрыться избирательные участки, а Госдепартамент США уже выступил с заявлением, в котором наши выборы назывались фиктивными, а далее утверждалось, что они якобы проводились в атмосфере страха. На это МИД РБ быстро отреагировал, что называется, «с перчинкой», порекомендовав американской администрации протестировать своих сотрудников на знание международного права, в том числе Устава ООН, и заявил, что единый день голосования прошел в соответствии с белорусским законодательством. А далее заявления представителей «коллективного Запада» посыпались как из под копирки. Подключился и верховный представитель ЕС по внешним делам и политике безопасности Жозеп Боррель, рассказавший, что новые депутаты Палаты представителей и местных Советов не имеют демократической легитимности. Можно и дальше приводить цитаты лидеров Западного мира, вот только зачем? Нас критикуют, а мы крепчаем. И проводим выборы действительно для себя. Но вернемся к избирательной кампании. Немного сухих цифр потерпите — дальше будет интереснее Для проведения выборов депутатов в единый день голосования в стране было сформировано 1394 территориальные и окружные избирательные комиссии, в числе которых 6 областных и Минская городская, 110 окружных, 118 районных, 10 городских — в городах областного подчинения, 14 городских — в городах районного подчинения, 8 поселковых и 1127 сельских. В комиссии было выдвинуто 9614 представителя. Больше всего выдвинули своих представителей политические партии и другие общественные объединения — 4909 человек. От граждан путем подачи заявлений — 4041, от трудовых коллективов — 664. В итоге в состав комиссий вошло немного меньше граждан, чем выдвигалось — 9459 человек. В стране было образовано 5411 участков для голосования и, соответственно, столько же участковых избирательных комиссий УИК , в состав которых вошло 57233 человека. А если у этой цифре прибавить членов избиркомов более высокого уровня, то получится уже 6805 избирательных комиссий с общим списочным числом их членов в 66 692 человека. За избирательным процессом наблюдали 45 505 национальных наблюдателя. И эти только количество людей, отвечавших за подготовку и проведение выборов — без учета личного состава органов внутренних дел и МЧС, обеспечивавших порядок в и личную безопасность членов избиркомов например, по опыту 2020-го года случаи словесных оскорблений в отношении членов УИК носили не единичный характер. К чему все эти цифры? А к тому, что выборы — это довольно таки недешевое удовольствие, и власть поступила весьма дальновидно, установив ЕДГ вместо проведения двух отдельных выборов, которые в прошлые годы могли следовать друг за другом с интервалом в год. Все же экономия бюджетных средств причем значительная , а также, если так можно выразиться, экономия человеческих ресурсов. Что делала власть и ЦИК в частности Есть такое выражение: легко отчитываться только тогда, когда ты сделал мало. В данном случае работа была проделана огромная. Для оперативного реагирования на запросы избирателей еще в конце ноября 2023-го года в ЦИК начал работать информационно-справочный центр, специалисты которого ежедневно консультировали избирателей по возникающим вопросам текущей избирательной кампании. К ЕДГ на его линию поступило более одной тысячи звонков. В те же дни ЦИК были подготовлены и утверждены методические рекомендации для территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, памятки для национальных и международных наблюдателей, для лиц, выдвигаемых кандидатами в депутаты, и для кандидатов в депутаты. К слову, выступления кандидатов в депутаты Палаты представителей на телевидении сопровождались сурдопереводом в обязательном порядке. Сообщалось, что в дни голосования помощь маломобильным гражданам готовы оказать и волонтеры. Порядка 2 тысяч человек прошли обучение на курсах повышения квалификации по вопросам избирательного права и процесса в Академии управления при Президенте. Специально к единому дню голосования был разработан тренинг для обучения участковых комиссий и сценарий его проведения, а в помощь организаторам этих тренингов был даже снят учебный видеофильм о работе участковой комиссии. Академией управления при Президенте совместно с работниками аппарата ЦИК Беларуси подготовлено 160 специалистов, которые обеспечили организацию обучения членов участковых избирательных комиссий. Было проведено около 150 встреч с трудовыми коллективами и молодежью в некоторые дни могло проводиться сразу несколько таких встреч , более 20 семинаров-совещаний с общественным активом и организаторами выборов в регионах, политическими партиями, СМИ. Работу с трудовыми коллективами крупных предприятий следует выделить особо: где-то может даже чуть-чуть «пересолили» общими фразами в духе «нужно обязательно прийти голосовать, так как от этого зависит судьба страны», повторявшихся неоднократно в Тг-каналах для работников. На встречах с коллективами замы по идеологии этих предприятий, к сожалению, рисковали вообще отбить охоту у людей идти голосовать. В целом еще хорошо, что про «повышение электоральной культуры населения» и прочие малопонятные основной массе населения материи, в отличие от некоторых лидеров мнений, на этих встречах не говорили. Еще из нового — проведение квизов викторин на знание избирательного Кодекса среди сотрудников предприятия. Особенность этих выборов — широкое привлечение современных цифровых технологий и в целом высокий уровень визуализации данных, как в электронном виде, так и в классическом «печатном». На сайте ЦИК в разделе «материалы» можно было найти много полезной информации: баннеры, плакаты, памятку избирателю и информационные ролики. ЦИК также подготовил краткое руководство для кандидатов в депутаты. А на Публичной кадастровой карте в подразделе «Избирательные округа» раздела «Дополнительные слои» были созданы пространственные слои с границами избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей, а также информацией о местонахождении и контактных телефонах окружных избирательных комиссий. Именно благодаря этому сервису я узнал, что, теперь живу в другом избирательном округе и не смогу проголосовать на кандидата в парламент, за которого собирался голосовать до этого он шел на переизбрание. Для оперативного информирования о ходе кампании ЦИК Беларуси довольно активно вел свои аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. Количество подписчиков, возможно, оставляло желать лучшего ВК — 265 человек, Инстаграм — 1550, Фейсбук — 117, Телеграм — 4500, ОК — 2700, Вайбер — 530. Ну, как есть. Кому было интересна эта информация, полагаю, был подписан. К сожалению, не обошлось без «ляпов». Проблема была оперативно решена, но на это успели обратить внимание альтернативные СМИ. Что ж — пусть и им будет счастье, даже если только и на несколько минут. В целом граждан очень хорошо информировали о ходе кампании: ТВ как республиканское, так и местное , радио, голосовые объявления в общественном транспорте, наглядная агитация в целом баннеры и прочие формы наружной рекламы и в частности — стенды с информацией о кандидатах в депутаты всех уровней в местах скопления людей в крупных и не очень населенных пунктах. На республиканском ТВ был запущен проект «Понятно про выборы», рассказывавший как формируются списки избирателей, по какому документу можно на избирательном участке получить бюллетень и что делать, если нет возможности проголосовать по месту регистрации. С 9 февраля на ТВ пошла массирования информационная кампания, объясняющая, что граждане вправе обратиться в участковую избирательную комиссию по месту своей регистрации и уточнить, включены ли они в список избирателей, а также проверить правильность указанных сведений о себе. Не уверен, что это для основной массы населения эта тема является значимой. Например, в ходе голосования на местных выборах в феврале 2018-го года граждан, сменивших место регистрации со времени проведения предыдущей электоральной кампании, проводившейся осенью 2016-го года, было выявлено около 8,5 тысяч. Не исключено, сейчас власти были озабочены вопросом явки избирателей на выборы, поэтому решили подогреть интерес к проведению ЕДГ таким нетривиальным ходом, как «проверьте, внесены ли вы в список избирателей». Органы внутренних дел и члены избирательных комиссий отработали вопросы слаженности действий при пресечении нарушений общественного порядка на участках для голосования и на прилегающих к ним территориях, появлении дебошира, неопознанного летательного аппарата, обнаружении бесхозной сумки, приближении к зданию человека с оружием или бесчинствующей толпы, получении информации о готовящемся теракте. При этом милиция перешла на усиленный режим службы за несколько дней до начала досрочного голосования, что является обычной практикой во время выборов. Безусловно, все было правильно: и сделать все это, и показать общественности, что все это сделано. То есть органы, если что, готовы к купированию любой противоправной деятельности в местах проведения голосования и не только там. Итог: ни одного зафиксированного нарушения порядка на участках в день выборов. Правда, в ходе агитационной кампании один гражданин на западе Минска все же ударил стоявший на улице стенд с информацией о кандидатах, за что тут же стал фигурантом уголовного дела по статье за хулиганство. Работа с молодежью и, особенно — с впервые голосующими избирателями Еще в ноябре 2023-го года был запущен информационно-просветительский проект ВТЕМЕ. Голосуем, в рамках которого молодежи планировалось разъяснить простым языком все детали предстоящей электоральной кампании: кого избирают, в какие сроки, компетенция депутатов и многое другое. Члены Молодежных советов ставили своей целью встретиться с молодыми людьми в учреждениях образования и трудовых коллективах и подробно рассказать о ключевых аспектах предстоящей избирательной кампании. В конкурсе могли принять участие все желающие в возрасте от 6 до 18 лет. Было получено 2070 работ, а его итоги были подведены уже после проведения ЕДГ. В середине декабря в Академии управления при Президенте стартовал информационно-просветительский марафон «Выбирай. Планировалось, что во время марафона подготовленные эксперты из числа студентов доступным языком расскажут молодежи разных вузов страны об особенностях предстоящей избирательной кампании, новациях в электоральной сфере и о международном опыте проведения выборов. Причем это планировалось сделать в виде дискуссий, лекций, дебатов. Примерно в те же дни в БГУ открылась «Школа молодого избирателя», в работе которой для студентов предусматривались тематические лекции и дискуссии, а опытные спикеры рассказывали об особенностях единого дня голосования.
25 февраля 2024 года в Республике Беларусь пройдет единый день голосования
новости беларуси, игорь карпенко, цик беларуси, выборы. Единый день голосования в первый раз на территории Беларуси проведут 25 февраля 2024 года. Когда состоятся выборы в стране. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что предстоящие в 2024 году выборы в стране не будут простыми, потому что выехавшая за рубеж оппозиция РИА Новости, 23.03.2023. О предстоящих в Республике Беларусь выборах-2024.