Ценность метода майевтики заключается в его способности помочь нам обнаруживать и анализировать наши представления, предположения и логические ошибки.
Ценность метода майевтики Сократа — основные принципы и преимущества
Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя свои достоинства и недостатки. Эти слова Сократа современны и сегодня в философской проблеме самосознания. Уровень самосознания личности - это уровень культуры личности вообще. Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины.
Этот поиск - бесконечен. Как известно, Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым из греков. Сократ решил выяснить, почему оракул назвал его мудрейшим и пришел к выводу после опроса именитых мудрецов: "Люди думают, что они мудры, так как они все знают, а я знаю, что ничего не знаю, поэтому дельфийский оракул назвал меня мудрейшим". Итак, путь мудрости - это путь бесконечного поиска истины.
То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания. Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Почему Сократ в качестве одного из своих принципов выдвигает идею "добродетель - это знание"? Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, что нам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво.
Если бы мы, говорит Сократ, увидели красоту добродетели красоту делать добро , то есть узнали бы ее по-настоящему, то мы убедились бы, что добродетель и есть самое прекрасное из всего. И поскольку нас влечет к прекрасному, а добродетель есть влечение делать добро , и мы познаем, что добродетель и есть самое прекрасное, то нас не сможет не влечь к ней сильнее, чем ко всему остальному. Таким образом, если мы истинно знаем, что есть добро то есть на основе знания отличаем нечто как именно добро, противоположное негативному - злу: принципиальность от беспринципности; порядочность от беспорядочности; бескорыстие от корысти; нестяжательство от стяжательства; трезвость от пьянства; почтительное отношение к родителям от грубого неуважительного отношения к ним и т. Итак, мы ранее отметили, что открытый Сократом диалектический метод представляет собой движение мысли к пониманию идеи.
Ниже мы проанализируем то, на что опирался Сократ в своем методе: на иронию, маевтику, индукцию. Рассмотрим эти три стороны метода Сократа. Первая сторона его метода - ирония с греч. Главная его ирония выражена в знаменитом принципе Сократа "я знаю, что я ничего не знаю".
Философ, лишенный иронии, не философ, а либо болтун, либо догматик то есть тот, кто не видит никакого движения вперед по отношению к тому, что уже считает достигнутой истиной. Философия же - это свобода, она должна видеть свою суть в движении мысли, в открытости такому движению. А ирония - это есть постоянная насмешка над самонадеянностью человека, что он якобы уже все знает и всего достиг. Когда Сократ беседовал с афинянами, в процессе чего задавал им вопросы, заставляющие собеседника задумываться, сомневаться в выраженной им ранее мысли, а наиболее самокритичные начинали разочаровываться в своей прежней самонадеянности.
Здесь и начинается философия. Впоследствии Платон, а затем и Аристотель говорили, что философия начинается с удивления. Кто не умеет удивляться, никогда не поймет, что есть философия. Ирония Сократа обращает человека в первую очередь против самого себя.
Если догматическая самоуверенность мешает двигаться мысли, то ирония снимает это. Ирония ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения. Итак, ирония - очищает от самонадеянности и самоуверенности в достижении человеком истины во всей ее полноте и глубине. Поэтому Сократ и выдвинул принцип "я знаю, что ничего не знаю".
Гуманитарное проектирование ставит и пытается решить две фундаментальные проблемы. Возможно ли, при создании определенных условий повлиять на выбор подростка так, чтобы одной из ведущих жизненных ценностей для него стала ценность саморазвития, поиск призвания, самореализация в разработанном и реализованном им культурном проекте? Возможно ли «разоформить» взрослого человека и организовать ситуацию его саморазвития из занимаемой им бесперспективной жизненной позиции в деятельностную и творческую?
Жизненная позиция складывается из отношений человека к деятельности, к другим людям и вытекающим из этого типа объединений; из его отношения к культуре и соответственно уровню образования, имеющемуся у него типу мышления; и, наконец, из отношения к себе самому сквозь призму ценности саморазвития. По вертикали снизу вверх выделены уровни развития жизненной позиции в направлении повышения ответственности человеком за свою жизнь. Всего нами выделено шесть уровней.
Кратко охарактеризуем каждый из них. Предельным случаем, фиксирующим не только почти полное отсутствие процессов развития и саморазвития, но скорее обнаруживающим ситуации личностной деградации является первая, описываемая нами, жизненная позиция «иждивенца». Она характеризуется отсутствием выполняемой профессиональной или какой-либо случайно организованной деятельности, отношения к людям только как источникам поступления необходимых ресурсов.
Социальные связи у человека, занимающего такую позицию, случайные, ситуативные. Объединения с другими людьми возможны как стихийно складывающиеся группы выживания или так определившиеся люди существуют в роли «приживальщиков» при обладающих материальными ресурсами людях. У них отсутствует логическое мышление, критическое отношение к себе и ценность саморазвития.
Человек, занимающий позицию «иждивенца», легко подвергается манипуляции, подвержен различным формам зависимости ПАВ, компьютерные игры и т. На следующем уровне развития находятся люди занимающие позицию «имитатора». По отношению к деятельности, занимающие эту позицию люди имеют не совпадающие цели и средства, поэтому, они никогда не могут достичь положительного результата.
Рассматривают других людей как средство для достижения своих целей. Имеют склонности к организации или участию в асоциальных группах. Обладают непродуктивным мышлением поскольку не находятся ни в одной из культурных традиций.
Для выживания и карьерного роста широко используют техники и приемы манипулирования. Ценность саморазвития не является ни приоритетной, ни актуальной. Значимыми ценностями являются «выгода», «ресурсонакопление».
На следующем уровне находятся люди, принадлежащими определенной культурной традиции. Эту позицию мы назвали «исполнитель», так как самое существенное ее качество — выполнение деятельности в соответствии с культурной нормой. Так определяющиеся люди реализуют в своей деятельности чужие цели чужими освоенными ими средствами.
Они гарантируют положительный результат только в нормальной обстановке. Если же ситуация становится проблемной они снимают с себя всякую ответственность. У так определившихся людей отношение к другим людям как к полезным в жизненных обстоятельствах функциям.
С точки зрения организации объединений люди с таким типом самоопределения могут быть администраторами или участниками рабочей группы. Мышление у них репродуктивного типа. Ценность саморазвития не является ни актуальной, ни ведущей.
На следующем уровне развития находятся люди занимающие позицию «организатора». Они имеют свои собственные цели и средства. За счет развитых рефлексивных способностей и хорошего образования они также имеют способность приведения проблемной деятельностной ситуации в нормальную.
У них отношение к другим людям как к равноправным партнерам, вместе преодолевающим проблемную ситуацию. Люди занимающие позицию «организатора» любят преодолевать проблемные ситуации, одним из средств преодоления которой для них является создание проектной команды. Мышление у них продуктивное, то есть дающее положительный результат в решении проблемных ситуаций.
Ценность саморазвития является одной из ведущих и определяющих их мышление и деятельность. Люди, занимающие эту позицию уверены в себе и обладает собственными стилями и способами деятельности. Позиция «новатора» встречается значительно реже.
В деятельности человек, занимающий эту позицию, ставит новую цель и разрабатывает новые средства, дает новый ответ на определенную проблемную ситуацию. Отношение к другим людям у него как источнику саморазвития. Он в рамках трансляции разработанного им новшества является создателем культурно-ценностного сообщества.
Ценность саморазвития является для него самой главной. И на самом высоком уровне находится позиция самореализовавшегося в жизни человека, позиция, ставшая актуальной, образцом для всех культурных людей. Ее мы назвали позицией «классика».
Эту позицию характеризуют: универсальные, необходимые другим людям цель и средство, нужный всем культурным людям результат; отношение к людям у такого человека как к ответственным хранителям определенной культурной ценности.
А, чтоб этого добиться, нужно открыть неизведанное, познать не открытое. Диалог Сократ строил диалог не просто так. Его вопросы имели особый порядок.
Отвечая на них, оппонент как бы рисовал в своей голове смысловую картину. Медленно рассуждая и анализируя ситуацию, он доходил до истины. Как построить диалог? Для этого нужно: Найти важное, центральное определение, с которым согласится клиент.
Найти противоречия, используя иронию. Поставить под сомнение первоначальное определение. Наводящими вопросами поставить клиента в замешательство. Создать «вопрос-ловушку», в которую попадёт собеседник, но не догадается об этом.
Найти выход из ситуации, сформировать новое определение или удостовериться в первоначальном. Знания истины не присутствуют в каждом из нас. Она рождается в ходе диалога. Подсознание В человеческом подсознании можно найти много всего познавательного.
Клад, который таит в себе информацию. Добраться до неё порой не может сам человек. Майевтика помогает раскопать эту ценность и вытащить её наружу. Есть много блокаторов, которые не дают тебе проникнуть вглубь подсознания: эмоции, установки, реакции, страхи и травмирующие события.
Все они как бы закрывают проход к самоанализу. Отвечая на наводящие вопросы, ты открываешь дверь за дверью и доходишь до истины самостоятельно. С помощью такого метода, эта истина и знания становятся твоими. Их не навязывал кто-то посторонний, ответы на вопросы ты даёшь себе сам.
Типы вопросов Не все вопросы подходят для этого метода. Они должны наталкивать на что-то собеседника, заставлять задуматься. Есть несколько типов вопросов, которые и по сей день используются в психологии. Они помогают найти верный путь и направить мысли в нужное русло.
О чем ты думал в этот момент? Почему ты принял такое решение? Ты уверен, что это верное решение? Что тебя подтолкнуло в тот момент?
Это твоё решение или кто-то подсказал поступить именно так? Какие эмоции это вызывает у тебя? В чём цель? Какие трудности могут возникнуть?
Для чего это нужно? Какие ресурсы помогут в этом? Каких результатов добиваешься? Что ты получишь в итоге?
Согласен ли ты с этим утверждением? Что думаешь по этому поводу? Как поступил бы ты на его месте? В чем ты не согласен?
Что нужно изменить? Что можно ещё сделать в этой ситуации? Есть ли выход из этой ситуации? Есть ли другие пути решения?
Какой путь наиболее верный, по твоему мнению? Что нужно сделать, чтобы повторить или не повторять результат? К каким результатам ведёт это решение?
Благоразумное в чем?
Во всем? И в большом и в малом? Скажем, человек проявляет упорство в том, что тратит деньги благоразумно, зная, что в конечном счете он от этого только выиграет и приобретет больше. Назвал бы ты его мужественным?
Клянусь Зевсом, нет. Или, чтобы привести аналогичные примеры, скажем, врач остается упорным, проявляет твердость и на мольбы своего больного сына или другого больного, страдающих воспалением легких, отказывается дать им пить и есть. Назовем ли врача мужественным? Нет, и это не мужество.
Тогда возьмем, к примеру, человека, выказывающего упорство на войне и готового сражаться, но расчетливого в своем благоразумии. Он знает, что к нему придут на помощь; ему также известно, что он будет сражаться с более малочисленным и более слабым противником, к тому же находящимся в менее выгодной позиции. Скажешь ли ты, что этот человек, чья стойкость основана на расчете, более мужествен, чем тот воин, который находится в противоположных обстоятельствах своего лагеря и готов, тем не менее, сражаться, проявлять стойкость и упорство? Мне кажется, последний мужественнее.
Но ведь его стойкость менее осмотрительна, менее благоразумна, чем первого. Верно говоришь. Тогда, значит, по твоему мнению, и опытный в сражении наездник, проявляющий упорство и стойкость, менее мужествен, чем новичок? Так, мне кажется.
То же самое ты скажешь о метком стрелке из пращи, из лука и о другом воине, опытном в какой-либо области военного искусства? И те, кто, не умея плавать, но желая показать стойкость, бросаются в водоем, ты полагаешь, смелее и мужественнее тех, кто обладает опытом в этом деле? Что же другое можно сказать, Сократ? Ничего, если в самом деле ты так думаешь.
Да, я так думаю. Однако, если не ошибаюсь, эти люди в своем желании продемонстрировать упорство и стойкость проявляют больше безрассудства, чем те, которые опытны в этом деле. А не казалось ли раньше нам, что безрассудная отвага и упорство постыдны и вредны?
Вы точно человек?
Что такое майевтика и в чём заключается ценность метода Сократа — полное объяснение метода диалога с применением сарказма и иронии. Как майевтика связана с другими диалогами Платона? О том, как Сократ объяснял собственный метод — майевтику, — мы узнаем из диалога Платона «Таэтет».
Вы точно человек?
повивальное искусство) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, спе. майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. Также метод майевтики может применяться с целью коррекции личностных качеств, например, излишней самоуверенности, хвастливости, завышенной самооценки. В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании.
Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы
Для своего философствования и педагогической деятельности Сократ применял метод образовательной беседы — считается, что её форму он позаимствовал у софистов, однако наполнил совершенно другим содержанием. Софисты за деньги обучали граждан полисов доказывать свою правоту в судебных спорах и использовать риторические приёмы в личных интересах. Для Сократа же главной целью был поиск истины, и именно к этому он стремился в дискуссиях с влиятельными людьми своего времени и беседах с учениками. В чём суть метода Сократа Общеизвестно, что сам Сократ не записывал свои идеи, и до нашего времени они дошли только благодаря текстам его учеников. Наиболее изученные среди них — «Диалоги» Платона, и по ним можно получить представление о том, как Сократ выстраивал разговор с собеседниками. В этих сочинениях Сократ часто выступает ведущим персонажем и действует по типичной схеме. В начале он обращается к собеседнику с вопросом — например, просит ответить, что такое знание, или дать определение мужеству. Когда тот отвечает, Сократ задаёт дополнительные вопросы, как бы дробя полученное утверждение на части.
Ответы на эти дополнительные вопросы проявляют противоречия или другие недостатки в первоначальных суждениях собеседника. И тот вынужден признать, что не в состоянии правильно ответить на основной вопрос. Его представления о предмете дискуссии не выдерживают испытания логикой, а значит, истинным знанием он не обладает. Типичный ход дискуссии можно увидеть в отрывке из сочинения Платона «Лахет» приводится в переводе Сесиль Шейнман. Мне кажется, мужество — это некая стойкость души: так и надо сказать обо всём, что по природе своей связано с мужеством. Конечно, надо так сказать, если мы хотим сами себе дать ответ на вопрос. Но мне-то кажется, что не всякая стойкость представляется тебе мужеством.
А делаю я этот вывод вот из чего: ведь я-то догадываюсь, мой Лахет, что ты причисляешь мужество к самым прекрасным вещам. Да, будь уверен, что из всех вещей — к прекраснейшим. Значит, стойкость, сопряжённая с разумом, — это прекрасная вещь? А если она сопряжена с неразумностью? Разве не окажется она, напротив, вредной и злокозненной?
Майевтика позволяет человеку раскрыть свои скрытые знания и найти ответы внутри себя. Кроме того, метод майевтики Сократа имеет практическое применение в повседневной жизни.
Он помогает развивать коммуникативные навыки, улучшать взаимодействие с другими людьми и решать проблемы, основываясь на логическом анализе и аргументации. В целом, метод майевтики Сократа вносит существенный вклад в развитие мыслительных способностей человека и помогает достигать глубокого понимания истины.
Однако, майевтика — это не только метод исследования и обучения, она также имеет глубокий философский смысл. Через майевтические беседы можно достичь осознания своих принципов, ценностей и убеждений, а также сформулировать свою философскую позицию в мире. Майевтика является непререкаемым инструментом в развитии человеческой мысли, который способен привести к глубокому пониманию самого себя и мира. Философское понятие майевтики Майевтика основывается на том, что каждый человек уже имеет в себе знания и истину, но ему необходим помощник, который поможет ему раскрыть их. Сам Сократ видел свою задачу не в том, чтобы давать людям ответы, а в том, чтобы провоцировать их на размышления, задавая вопросы и помогая им развить свое мышление.
Майевтика предполагает применение диалектического метода, который заключается в поиске истины путем вопросов и ответов. Сократ считал, что настоящее знание возникает только тогда, когда мы приходим к нему самостоятельно, а не просто принимаем готовые ответы. Поэтому он стремился помочь людям осознать свои противоречивые убеждения и искать в них истину. Понятие майевтики имеет глубокий философский смысл и до сих пор актуально. Оно показывает, что истина и знания существуют в каждом из нас, и мы можем найти их только путем самопознания и самоанализа. Майевтика напоминает нам о важности критического мышления и постоянного поиска истины, которая всегда может лишь приближаться, но никогда полностью не достигается. Майевтика как искусство рождать идеи Майевтика основана на использовании вопросов, которые ведут к глубокому размышлению и продвижению к истине. Целью майевтики является пробуждение внутреннего знания и способности генерировать новые идеи.
С помощью вопросов и диалога майевтический процесс позволяет осознать свои собственные мысли и преодолеть логические противоречия. Майевтический диалог строится на принципе, что истина уже находится внутри каждого человека и может быть открыта путем задания правильных вопросов. Вопросы в майевтике необходимы, чтобы вызвать мышление и получить глубокий ответ, который будет являться результатом самопознания и саморазвития. Майевтика как искусство рождать идеи имеет широкое применение в различных областях, включая философию, психологию, менеджмент и творческое мышление. Этот метод позволяет преодолеть паттерны мышления, взгляды и ограничения, открывая новые возможности и перспективы.
С одной стороны, сама эта нацеленность анонимна и безлика, с другой - она погружает человека в безличный мир М. В этом мире нет и не может быть субъектов действия, здесь никто ничего не решает, и поэтому не несет никакой ответственности. Анонимность М.
Мир М. Главная характеристика мира повседневности - это стремление удержаться в наличном, в настоящем, избежать предстоящего, то есть смерти. Сознание человека здесь не в состоянии отнести смерть конечность, временность к самому себе. Для повседневности смерть - это всегда смерть других, всегда отстранение от смерти. Это приводит к размытости сознания, к невозможности обнаружить и достичь своей собственной сущности самости. Повседневный способ бытия характеризуется бессодержательным говорением, любопытством и двусмысленностью, которые формируют "обреченность миру", растворение в совместном бытии, в среднем. Попытка вырваться из беспочвенности М. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа 20- 21 вв.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- ЧТО ТАКОЕ МАЙЕВТИКА: В ЧЁМ ЦЕННОСТЬ МЕТОДА СОКРАТА | VK
- В чем состоит миссия Сократа?
- Список литературы
- Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины
- Основные преимущества метода майевтики Сократа
- Сократовская майевтика: суть метода и его применение в современном мире
Майевтика в педагогической деятельности
обозначает конкретные приемы уста новления истины. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления.
Суть майевтики Сократа
- Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике / Skillbox Media
- Майевтика в педагогической деятельности
- Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа
- Ценность метода майевтики Сократа: основные преимущества
- Сократовская майевтика: суть, метод и эффективность
- В чем ценность метода майевтики Сократа?
Основные положения философии Сократа и метод майевтики
Проблемы в процессе разговора, беседы и общения в целом возникают из-за того, что участники участвуют в нем просто так, механически, потому что так нужно. Цель эффективной беседы заключается в искренней заинтересованности проблемой человека. Основное правило эффективного общения заключается в живом интересе к жизни вообще и к человеческим потребностям в частности. Даже если в процессе беседы возникают споры, противоречия, то содержание и качество диалога от этого не страдает. Научиться правильно вести беседу, поддерживать ее — задача не из легкий, но этот навык, по мнению многих психологов и социологов, как нельзя лучше определяет социальную адаптированность личности. Позволяет судить об уровне развития коммуникативных навыков. Умение правильно выстраивать беседу способствует лучшему продвижению по службе, имеет важное значение в работе, особенно если твоя профессия связана с коммуникативной сферой или с областью обслуживания. Несколько важных правил, как правильно вести беседу Обучение искусству диалога требует немного терпения, настойчивости и практики.
Главной составляющей любого эффективного общения является увлечение и интерес к жизни. Нельзя поддержать собеседника, если тебе неинтересно ничего в этом мире. Собственное развитие, исследование жизни и поиск новых знаний, идей — движущая сила любого общения, диалога. Смысл беседы — обмен опытом, информацией по данной теме, но, если нет истинного интереса, ничего не получится. Основные принципы: Осознай тот факт, что с любым человеком есть о чем поговорить. Хороший собеседник одинаково умеет поддержать разговор на различные темы, например, о помидорах, поиске духовных источников развития или о практических науках. Если трудно определиться с предметом общения, то всегда можно поговорить о самом человеке.
Активно слушай. Это значит смотри в глаза, задавай вопросы по теме, старайся предугадать его мысли, вставляй реплики и вместе с ним познавай мир дальше. Таким образом, ты создашь атмосферу понимания и доверия. Рассказывай интересно и слушай с интересом. Если вещи, о которых рассказывает твой новый знакомый, бесконечно от тебя далеки, например, благотворительная деятельность православной общины или как открывать в себе нескончаемый источник радости, то прояви интерес со своей стороны. Диалог может состоять из нескольких тем, и все они могут оказаться неинтересными для тебя. В каждой из них нужно научиться находить что-то занимательное для себя.
Но кто знает, может, в будущем это станет твоим новым увлечением. В случае далеких от тебя тем, следует использовать прием «копилка знаний» и «мой словарь». Отмечай для себя все новое, подводи итоги разговоров, анализируй, что может тебе пригодится дальше по жизни, обогащай свою речь новыми понятиями. Выражайся проще. Говорить нужно простым, доступным языком. Без иронии, намеков, вычурных метафор. Не следует в диалог вводить специализированные термины и модные иностранные слова.
Использование непонятных слов засоряет разговор, отдаляет друг от друга собеседников. Обратную связь путем умничания не наладишь. Беседа может принимать любую форму, но тебе важно научиться всегда вести понятным языком. Это самое верное средство растопить сердце собеседника и начать разговор по душам. Называй своего друга по имени. Согласно исследованиям психологов, нет ничего приятнее для всех нас, как слышать в процессе беседы свое имя. Отвечай, переспрашивай, рассказывай и всегда при возможности вставляй имя своего друга.
Меньше говори «я». Все любят говорить о себе и своих проблемах. Но «тема» о себе служит самым плохим примером, о чем можно вести разговор. Никогда не начинай разговор со сложных, серьезных тем, умных философствований. Выбери что-нибудь полегче, поинтереснее и доступнее для беседы. Не давай никаких советов, рекомендаций, если тебя не просят. Не демонстрируй своего превосходства, не хвастайся достижениями, не рассказывай поучительных историй, не давай своих определений жизненным явлениям и событиям.
Вместо этого предложи свою помощь в чем-либо, поддержи собеседника, если он чем-то расстроен, выскажи ему свое расположение. Придет время, и собеседник сам обо всем у тебя спросит. Не перебивай, особенно во время дискуссии. Дай возможность высказаться оппоненту до конца. И даже в простой дружеской беседе не стоит прерывать друга, так ты покажешь, что его слова, убеждения, мысли интересны и значимы именно для тебя. Всегда соблюдай границы. Не стоит торопить события и при первой же встрече пытаться у собеседника узнать подробности о его работе, семье, личной жизни.
Самому себе же он отводил в этом процессе очень небольшую роль, настаивая на том, что сам он ничему научить не может, но любой может с его помощью произвести то, чем сам чреват. Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Он говорил, что его повивальное искусство сродни акушерству, но отличается от него тем, что мыслитель принимает у мужчин роды души. Главным умением он называл правильное распознавание и отделение рождающихся в неокрепших душах лживостей и фантазмов от реальных, здоровых и живых вещей. На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный человек или политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Интересно то, что вначале он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил ему множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший, на первый взгляд, вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит.
После он задавал следующий вопрос и снова ждал ответа. Далее он задавал новый вопрос, и всё это заканчивалось тем, что, отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил тому ответу, который он дал в самом начале. В итоге взбешённый собеседник спрашивал философа, знает ли он ответ на свой вопрос. Сократ, пребывая в совершенно спокойном состоянии, отвечал на это, что он ничего не знает, а затем мирно удалялся. Заключение Некогда у одного известного дельфийского оракула поинтересовались, существует ли на свете человек мудрее Сократа. Оракул сказал, что такого человека нет. Когда Сократ об этом узнал, он был очень удивлён, а также ответил, что знает только то, что ничего не знает.
Ещё он добавил, что из бесед с множеством людей, которых он считал умнейшими среди всех, он сделал вывод, согласно которому, «мудрым оказывается только бог», и что бог своим прорицанием, которое он дал посредством оракула, «указывает на то, что человеческая мудрость ничего не стоит». И в конце Сократ уточнил, что, скорее всего, бог говорил не о нём — Сократе, но лишь воспользовался его именем в качестве примера, в действительности, желая сказать, что наиболее мудрым является тот человек, который подобно Сократу, знает только то, что ничего не знает.
Сократ учил, что истинное знание достигается через постоянный поиск и пересмотр своих убеждений. Применение метода майевтики позволяет людям быть готовыми менять свои точки зрения и обновлять свои знания в свете новых фактов и аргументов. В целом, метод майевтики Сократа имеет огромную ценность в познании и самосовершенствовании. Он помогает задавать важные вопросы, понимать себя и свои ценности, а также быть готовым к постоянному развитию и изменениям в своем мировоззрении. Развитие критического мышления Суть метода майевтики заключается в постановке вопросов и подталкивании исследуемого к самоанализу. Этот процесс стимулирует критическое мышление, поскольку требует активного участия индивидуума в процессе размышления и поиска ответов.
Человек задается вопросом, который помогает ему осмыслить свои мысли и увидеть скрытые связи и противоречия. Преимущества развития критического мышления через метод майевтики Сократа включают: 1. Повышение способности к анализу и критическому мышлению 2. Развитие навыков самостоятельного исследования и поиска правильных ответов 3. Укрепление уверенности в своих суждениях и аргументации 4. Улучшение способности принимать обоснованные решения 5. Получение навыков логического мышления и аргументации Овладение критическим мышлением важно для любого человека в самых разных сферах жизни. Это помогает лучше адаптироваться к переменам и становиться более гибким и адекватным в своих решениях.
Метод майевтики Сократа предоставляет эффективный инструмент для развития этой ценной навыков. Поиск истины и самопознание Метод майевтики Сократа направлен на поиск истины и самопознание. Он предлагает своим ученикам задавать вопросы и анализировать свои мысли и убеждения, чтобы лучше понять себя и окружающий мир. Через диалог и вопросы Сократ помогает своим ученикам осознать свои противоречивые или неосознанные убеждения, а также раскрыть логические ошибки и недостатки их аргументации. Он призывает критически мыслить и искать истину не во внешних источниках, а внутри себя. С помощью метода майевтики Сократ способствует развитию критического мышления и самосознания. Ученики учатся анализировать свои мысли и убеждения, осознавать свои противоречия и ошибки. Этот процесс помогает им стать более осознанными и независимыми мыслителями, способными к самосовершенствованию и самоанализу.
Поиск истины и самопознание являются важными преимуществами метода майевтики Сократа.
Творить добро можно только зная, что такое добро. Знание добра делает людей добродетельным.
Добродетель есть знание, а знание есть добродетель. Несводимость общего к единичному и невозможность выведения его из единичного приводит к выводу, что общее находится в уме и может быть выведено только из ума, то есть оно только умопостигаемо. Этот наметившийся разрыв между единичным и общим ведет к противопоставлению общего единичным вещам, к пренебрежению единичным и к пониманию его как вторичного и производного от ума, от общего.
Это противопоставление было завершено учеником Сократа Платоном, создавшим учение объективного идеализма и противопоставившего уже сущность и явление. Философия Сократа приходится на тот этап развития античной культуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека, то есть философская "физика" уступает место философской антропологии. Это произошло в течение 5 в до н.
Сократ был выразителем идеи гармонии между полисом и личностью при этом личность свободна, но не безответственна. Главное - это благо полиса. Личность свободно развивается вместе со свободой и процветанием полиса.
Оценивая же философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского -диалектического метода. Сам термин "диалектика" связан с именем Сократа. Как известно, слово "диалектика" от слово "диалог", с греческого - разговариваю, беседую с собой или беседа, разговор между людьми.
То есть диалектика - это движущееся слово, движущаяся мысль слово как бы живое. Диалектика - движение логоса, то есть движение слова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра.
Добро, по Сократу, есть красота и истина. То есть, поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом. Понятие - это то, что уже определено, а идея - это то, что еще не определено, но есть в наших мыслях.
Идея - это стимул к познанию. Философия же имеет дело с идеями, все новыми и новыми, поэтому она нескончаема. А все новые и новые идеи о мире и человеке составляют и сегодня предмет философии.
Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи: идея самосознания - "познай самого себя; идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю"; идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме.
Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Познание всего сущего то есть постижение истины во всей ее глубине обо всем невозможно.
Такое знание содержит Абсолют - Бог. Для человека же это недостижимо, так как тайна мира у Бога, а для человеческого познания доступен только он сам, полагал Сократ. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя свои достоинства и недостатки.
Эти слова Сократа современны и сегодня в философской проблеме самосознания.