Новости сколько держат пост христиане

2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. Великий пост состоит из двух периодов – Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне (оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения) и Страстной седмицы.

Кому можно и нельзя поститься?

Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея, Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя, что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению, так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.

Все продукты растительного происхождения: крупы, овощи, фрукты, травы, орехи, ягоды, хлеб, макароны без яиц, грибы, водоросли, растительные масла, в отдельные дни — рыба, икра и вино. Запрещенные продукты в пост. Все продукты животного происхождения: мясо, птица, яйца, молочные продукты, животные жиры. Как правильно поститься: духовное воздержание Духовная работа во время поста намного важнее, чем отказ от пищи животного происхождения. В идеале человек должен перестроить свою жизнь: ежедневно молиться, творить добрые дела, каяться и бороться с грехами. Надо ограничить такие мирские потребности, как просмотр телевизора, зависание в соцсетях, обсуждение ближних и сплетни, развлечения, походы в гости, игры и застолья.

Телевизор и развлекательные шоу во время поста лучше заменить на чтение, — говорит Протоиерей Сергий Моздор. Почитайте, Лескова вместо вечернего времяпрепровождения у телевизора. Глаза — это ворота в нашу душу. И во время поста стоит внимательно относиться к тому, что мы смотрим, какие образы пускаем внутрь своей души. Есть рекомендации и по супружеской жизни: так в пост рекомендуется воздержание. Но священники отмечают, что в этом вопросе важно согласие обоих супругов, не может один толкать другого на грех прелюбодеяния. Кому не рекомендуется поститься или нужно делать это с осторожностью Пожилые люди, у которых есть хронические заболевания, беременные и кормящие женщины, дети до 14 лет, а также лица, имеющие проблемы с желудочно-кишечным трактом, имеющие анемию или дефицит железа должны руководствоваться рекомендациями врачей, если хотят поститься. Язва желудка или обострение какого-то заболевания не приблизят верующего к Богу, наоборот, создаст препятствия для молитвы и добрых дел во время этого важного для христианина времени. Будете ли вы соблюдать Великий пост?

Великому посту предшествуют четыре подготовительные недели и последующие за ними три седмицы, две из которых — сплошные слово "неделя" в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется "седмицей". Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста Значение Великого поста Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к встрече главного христианского праздника — Пасхи — Светлого Христова Воскресения. В основе поста — сознательное, добровольное самоограничение ради освобождения своих духовных сил. Пост предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором мытарь олицетворяет собой искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" Лк. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать милосердие Божие, только тогда христианин сможет увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она учит, что верующие должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери". Сплошная седмица — это неделя, во время которой православным разрешено употреблять любые продукты. Этот праздник дает христианину легкую передышку перед дальнейшим духовным подвигом. Младший потребовал у отца свою часть наследства и с ней ушел в дальнюю сторону развлекаться. Обнищал, нанялся пасти свиней, мечтал наесться из их корыта. Раскаялся сын и пошел к отцу. Пусть примет хотя бы работником.

Так, по-церковнославянски он называется «Четыредесятница» , по-латински «quadragesima» каковое слово дало название Великому посту в ряде европейских языков: фр. Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея, Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя, что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели.

Единение божественного и земного. Зачем верующие ограничивают себя в Великий пост

Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, начинается 27 февраля за семь недель до Пасхи и заканчивается 15 апреля. Целых три с лишним часа длится Великим постом утреннее богослужение в храмах! Сколько продлится пост, каково его значение в православном мире, каковы требования к его соблюдению – в материале

У православных верующих начался Великий пост: каковы обычаи и как часто нужно ходить в церковь

Сколько продлится пост, каково его значение в православном мире, каковы требования к его соблюдению – в материале Какие существуют посты в православии и в чём суть каждого из них. Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. И пост начинается поздно – 18 марта. В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля.

Все православные посты

Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см.

Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон.

Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался.

Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку.

Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет.

Пить можно чай, квас, кофе без молока, компот, кисель, альтернативное молоко и что угодно, в чем не содержатся продукты животного происхождения. Но опять же, всегда нужно помнить о том, что главная суть поста заключается в отказе от искушений, поэтому если в обычной жизни вы бесконтрольно пьете кофе или газировку, на время поста стоит как минимум ограничить потребление таких напитков.

На сладкое постящиеся могут есть горький шоколад, халву, мармелад, козинаки, варенье и выпечку без яиц и молока. К слову, яйца можно легко заменить бананом, который ничуть не хуже выступает связующим звеном в тесте. Календарь питания в Великий пост по дням Самые строгие периоды Великого поста — первая и последняя Страстная неделя. В первый день поста принято полностью отказаться от еды, такое же правило для Страстной пятницы — это день, в который состоялся суд над Христом и его распятие. Также многие православные христиане отказываются от еды в Великую субботу, которая предшествует Воскресению Христову. В будние дни принято ограничиваться одним приемом пищи вечером, по субботам и воскресеньям можно есть два раза: в обед и вечером.

Также по выходным разрешено пить вино, но не больше 200 мл, а людям с зависимостью от алкоголя употребление строго запрещено на протяжение всего поста. Важно понимать, что строгое соблюдение всех требований Великого поста обязательно только для священнослужителей, монахов и послушников. Если же вы ведете обычную жизнь и работаете пять дней в неделю, тем более если работа эта сопряжена с физическим трудом, полное воздержание от пищи или ее однократный прием могут быть просто опасными для здоровья. Поэтому всегда ориентируйтесь на свое состояние и потребности желудка — цель поста не в том, чтобы заморить голодом христиан и обеспечить их проблемами со здоровьем. Великий пост для православных христиан про совершенствование и духовный рост, поэтому если у вас от голода начинает болеть живот и кружиться голова, не нужно ждать вечера и терпеть. Кому можно не поститься Разумеется, соблюдать пост можно только здоровым людям без хронических заболеваний и проблем.

Поэтому если у вас анемия, диабет или заболевания ЖКТ, не стоит пускаться во все тяжкие и через силу соблюдать все предписания Великого поста. Также не советуют поститься детям до 14 лет, беременным и кормящим женщинам, пожилым людям. Если у вас есть особенности по здоровью, но все равно для вас важно соблюсти Великий пост, во-первых, посоветуйтесь со своим врачом, какие продукты вы можете безболезненно исключить из рациона.

Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания.

В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков.

До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует.

И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение.

Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем.

Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами.

Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой.

Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже.

Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы?

С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы.

Оно положено по уставу в понедельник, среду и пятницу. Но большинство работающих христиан едят в течение недели просто пищу без масла. По совету духовного отца может быть дано послабление на масло и в другие дни, помимо субботы и воскресенья. Кстати, немногие почему-то знают о существовании оливкового, льняного, горчичного и других полезных растительных масел. И очень часто берут благословение на послабление поста, тогда как на усиление поста тоже надо брать благословение. Не надо бояться поститься, не надо бояться вообще всякого труда во спасение. Иногда приходят на исповедь и так говорят: «Только один грех — не могу поститься».

Нужно отнестись к своему спасению более внимательно, читать духовную литературу, молиться усердно Богу, чтобы глубже узреть в себе грех и раскаяться в нем. Понять, что невозможность поститься — это следствие поражения души грехами более тяжкими. Например, человек годами вел неправильный образ жизни, губил свое тело. И теперь ему тем более надо поститься и каяться в том, что он себя губил. Будем же поститься нелицемерно, не напоказ людям, но смиряться духом перед братией, если не можем поститься в полной мере. Но и не превозноситься над ближним, когда все исполняем. Исполнение — хорошо.

Но если мы это используем как оружие для душевной победы над ближним, считаем себя выше его, то это обращается уже во зло. Бог отвергнет нас, как кичливого фарисея, осудившего мытаря в тот момент, когда его Бог оправдал. А когда почувствуем, что у нас мало сил и терпения, будем просить Бога помочь нам в подвиге поста. Если по какой-то немощи случится нарушить пост, «оскоромиться», то не следует падать духом и вообще оставлять пост. Если человек на пути поскользнулся, то он не лежит, а встаёт и идет дальше. И делает так, сколько бы раз ни упал. Авва Моисей сказал: В чем сила тех, кто хочет стяжать добродетели?

В том, что они, если и падут, не унывают, но вновь берутся за труд. Приложим и мы все усилия к деланию добродетелей! И Он непременно сотворит с нами Свою милость и подаст нам в изобилии Свою благодать. Иерей Иоанн Севастьянов: Устав Великого поста нужно соблюдать на максимуме своих физических и духовных сил. Писанный Устав дает нам некие ориентиры. Но мы понимаем, что для опытного христианина это может даваться легче, а начинающему может быть невыносимо блюсти такие рекомендации. Первую неделю действительно лучше не есть первые четыре дня.

И не пить воду. Я знаю, что некоторым пожилым людям это дается. А некоторым молодым христианам — никак. Тут требуется внутренне понимание своего максимума и настроенности. Сухоядение понимается по-разному. Одни считают, что это питание без первого блюда, а некоторые, что это вообще невареная холодная пища даже без чая. Поэтому не погрешите, если сухоядением будет пища без жидкого первого блюда.

Говоря о посте, обычно рассуждают о тех или иных пищевых запретах. Однако что можно сказать по поводу духовного времяпровождения? Допустимо ли прослушивание в пост музыки, чтение книг, просмотр фильмов и пр.? Иерей Иоанн Курбацкий: Пост — время покаяния.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год

RU 18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов. Он продлится до 4 мая, но это не значит, что все 48 дней придется голодать — ведь в эти дни можно есть и фрукты, и рыбу с икрой, и даже вино пить. Правда, не каждый день. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Отказ от еды — не главное Несмотря на то что Великий пост ассоциируется в первую очередь с отказом от еды, главное в нем — молитва и очищение духа. Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел.

Одним из главных советов духовного наставника является то, что это должно быть в радость человеку, а не в тягость. При этом нужно соблюдать принятые нормы и правила.

Как правильно держать пост Перед тем как держать строгий пост, нужно настроиться психологически, ведь это тяжелое испытание длиною в 40 дней. Необходимо пойти в церковь и посоветоваться с батюшкой, как сделать так, чтобы воздержание не было отягощением. Возможно, прихожанин получит благословение на нестрогий пост. Перед тем, как начать соблюдать пост, желательно поговорить со священнослужителем Можно попросить поддержки у родственников или друзей. Может быть, они не присоединятся к посту, но смогут помочь преодолеть трудности, связанные с плотскими желаниями. Нарушение правил питания в пост не считается большим грехом, намного хуже, если человека посещают плохие мысли или он совершает недобрые поступки и при этом не идет на покаяние к Господу. Духовное воздержание для мирян Соблюдение поста — это способ очистить душу и совесть, прийти к смирению и покаянию.

Поэтому следует по возможности избегать развлечений, телевизора, интернета и гаджетов. Стараться больше времени проводить наедине с собой и больше молиться, думать о Боге и вечных ценностях. Основным смыслом поста для христианина является покаяние Также в этот период нельзя ругаться, злиться, материться. Нужно быть готовым к тому, что окружающие могут не принять такое поведение и отстранятся, либо начнут отговаривать от соблюдений отягощающих правил. Лучше не рассказывать посторонним о соблюдении поста и вести себя как обычно. Более того, в церкви допускается нарушение правил питания в период поста, находясь в гостях.

Если православный хочет положить начало доброму посту и воздержанию, самое лучшее время для сего начать с Успенского поста!

В этом, как уже было сказано, особая мудрость и милость Владычицы Богородицы, Которая таким добре подвизающимся Ее постом еще и подает Свою духовную помощь, позволяющую им пройти этот пост беспрепятственно. Другой отличительной особенностью сего поста является наличие во время его большого количества свежих овощей и фруктов. Если православный постится строго, то есть преимущественно и питается сими овощами и фруктами, он этим накопит в своем организме значительный запас витаминов, чем весьма улучшит сое здоровье. Тут милость Владычицы простирается не только на наши души, но и на наши тела, даруя тем и другим здравие. Читайте также: Успенский пост в 2022 году Петров пост летом Он начинается в разное время через седмицу после Пятидесятницы , а заканчивается всегда в один и тот же день — 11 июля. Поэтому продолжительность его бывает разной: от 8 дней в случае поздней Пасхи до почти продолжительности Великого поста, когда Пасха бывает самой ранней. Этот пост не строгий — по строгости он соответствует Рождественскому.

Однако, по моему мнению, он самый тяжелый для плотского воздержания супругов. Таковым его делают следующие обстоятельства. Во-первых, как уже было сказано, воздержание в пище тут не особо строгое, отсюда и большее разгорание в плотских удах. Ибо, как говорят святые, когда мы ублажаем чрево, то этим возбуждаем и то, что ниже чрева. Во-вторых, как уже было сказано, длина сего поста меняется. Поэтому для подвижника, привыкшего к тому, что сей пост идет несколько дней или пару недель, будет неожиданностью, когда он продлится, как это иногда бывает, — больше месяца. В-третьих, сей пост бывает летом, когда очень жарко.

И, это уже чисто ноу хау нашего времени, многие люди, в частности, женщины ходят полуголыми, а на пляжах, особенно на нудистских еще одно наше отвратительное ноу хау вообще голыми. Что, безусловно, возбуждает плоть и у порядочных людей! Все это вместе взятое и делает сей пост особенно тяжелым для плотского воздержания. Это надо иметь в виду, чтобы не смутиться, но быть готовым к таковой тяжелой брани в это время с блудным бесом. Как говорит по сему и подобным ему поводам святой пророк и псалмопевец Давид: «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя» Пс. О различии жизненных циклов древних и нынешних христиан Следует обратить внимание и на такое важное для постящегося объективное обстоятельство. Дело в том, что в древности подавляющее большинство христиан были крестьянами, поэтому так и созвучны эти два слова.

А как известно, у крестьянина основная трудовая нагрузка припадает на весну посевная и конец лета-начало осени уборка урожая. Остальное время его жизненного цикла, особенно позднюю осень и зиму, для него можно считать относительным отдыхом. Учитывая это, Господь и Церковь установили время двух основных больших постов Рождественского и Великого на самый конец осени, зиму и начало весны. Когда крестьянин, отдохнувший от своих трудов, приходит к этим постам, особенно к Великому, со свежими силами, позволяющими ему благополучно пройти их поприще. Теперь посмотрим на жизненный цикл нынешнего христианина. Он трудится в течение года, а отпуск то есть отдых берет, как правило, летом. И если обычная, накапливаемая за год усталость не особенно заметна во время Рождественского поста, то во время Великого она проявляется с большой силой.

Поскольку до него нынешний христианин трудится без отдыха почти полный год. Поэтому Великий пост для его организма, зачастую, является стрессовым действом. Альтернативой этому было бы изменение жизненного цикла нынешних христиан. Особенно удобно это делать не работающим пенсионерам. Но, во всяком случае, вышеуказанное обстоятельство следует учитывать всем постящимся православным христианам. Чтобы повторяю слова пророка Давида : «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя» Пс. Поскольку в эти праздники воспоминаются печальные события распятия Спасителя и убиение Иродом величайшего праведника и Крестителя Господня Иоанна, то в эти дни положен строгий пост.

Пост в среду и пятницу Можно л есть рыбу в среду и пятницу Кроме сего, Церковью установлен пост в среду в этот день Господь был предан Иудой и в пятницу а в этот день Он был распят. Можно ли есть рыбу в среду и пятницу? От Пасхи до Троицы в эти постные дня разрешается есть рыбу. В другое время такой пост более строг. Отменяется этот пост в среду и пятницу: на Святки от Рождества, то есть от 7 января до 20 января ; в седмицу после Недели мытаря и фарисея; на сырной седмице во время нее нельзя есть мясо, но молочные продукты разрешаются во все ее дни ; во время Светлой седмицы; в седмицу после праздника Троицы. Такие седмицы называются сплошными. Разрешение некоторых недоуменных вопросов о посте Как держать пост мирянам?

Об этом уже достаточно много было сказано выше. Но если суммировать все вышесказанное и говорить вкратце, то мирянам следует поститься посильно: не беря на себя по гордыне подвиг выше силы, но и не ослабляя его по сластолюбию ниже собственных сил. А мерилом здесь, как уже было сказано, является наша христианская совесть. Конечно, строгие аскетические правила и каноны Церкви при таком посильном посте могут быть и не соблюдены. Но в таком случае со смирением следует приносить покаяние об этом в церкви на исповеди. Впрочем, если православный будет из года в год принимать на себя посильный подвиг, то и духовные силы его из года в год будут расти. Так что постепенно он научиться выполнять все, положенное Церковью.

Как понять, что пост прошел не зря? По тому духовному плоду, которое мы в результате поста получили. Выше уже говорилось, что духовной целью поста является посильное умерщвление страстей и победа духа над плотью. Если мы хотя бы некоторые из сих плодов духа благодаря посту получили, то он прошел не зря. Если же нет, то нам надо подумать, что же у нас не так в духовной жизни. Впрочем, стяжаются сии духовные плоды не только вследствие поста, но, главным образом, за счет более частого участия во время его христианина в Таинствах Покаяния и Евхаристии, то есть более частой исповеди и причащении. Что делать, если нарушил пост?

Принести покаяние в сем грехе в церкви на исповеди и продолжить поститься уже более строго, не поддаваясь на уловки и козни врага, всячески старающегося отклонить нас от постного делания. Что делать, если поститься не получается? Это пустой вопрос, потому что поститься всегда получается, если мы действительно хотим поститься. Если же не хотим, то и не будем поститься. Но это уже грех нашей воли, ведь мы не хотим, а совсем не то, что, якобы, «не получается». Просто надо выбрать себе самый посильный пост и поститься им, тогда все получится. Протоиерей Георгий Городенцев В заключение приведем несколько высказываний святых отцов и учителей Церкви о том, что такое пост: «Пост есть оружие для ополчения против демонов… » «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи.

Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить». Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами не лишись ангельской записи… ». Святитель Василий Великий «Соблюдай пост: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный». Пастырь Ерма «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы». Иоанн Дамаскин «Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения». Блаженный Августин «Пост представляется мрачным, пока не вступишь в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни».

Святитель Феофан Затворник «Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор». Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Всегда сытое тело обычно показывает всегда голодную душу». Святитель Николай Сербский «О, как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя, как должно. Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо». Преподобный Ефрем Сирин «Обратись к жизни праведных и найдешь, что они прославились больше всего через пост».

Это Вербное воскресенье в 2024 году оно выпадает 28 апреля и Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля. К числу праздников, отмечаемых православной церковью в это время, также относится Лазарева суббота в 2024 году отмечается 27 апреля , когда можно подавать к столу рыбную икру. Расскажем подробнее, как правильно соблюдать Великий пост. Рацион верующих включает каши и другие блюда из круп овсяной, гречневой, пшенной, перловой , кушанья из картофеля и других овощей, сушеных грибов белых, груздей, маслят, лисичек, опят , различные соления и др. Вам будет легче соблюдать ограничения в питании, если вы составите меню таким образом, чтобы оно включало привычные для вас кушанья, но без ингредиентов, имеющих животное происхождение. Чтобы вы могли восполнить недостаток полезных веществ, практически любому запрещенному продукту можно найти аналогичную замену. Отказавшись от скоромной пищи, готовьте больше блюд из фасоли и гороха, грибов, ешьте орехи. Они содержат много растительного белка, который прекрасно заменяет белок животного происхождения. Чтобы разнообразить меню, в каши и десерты можно добавлять кусочки фруктов и сухофруктов изюм, чернослив, курагу. Чтобы избежать авитаминоза, ешьте цитрусовые апельсины, мандарины, лимоны , пейте фруктовые соки, компоты из ягод и фруктов. Однако учитывайте, что постом ограничивается не только состав пищи, но и ее количество, и есть нужно в меру. В эти дни нужно отказаться от употребления спиртных напитков, особенно крепких. Однако церковным уставом в отдельные дни дозволено красное вино. Наш рассказ о том, как правильно держать Великий пост, будет неполным, если не упомянуть о том, что правила имеют исключения. Если вы пришли в гости, и вас угощают едой, которую запрещает пост, но хозяева приготовили ее с любовью и вы не хотите их огорчать, вы можете попробовать немного такой пищи. Большого греха от этого не будет.

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

18 марта в России у православных христиан начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой. Великий пост считается самым сложным из четырех христианских постов. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься. Рассказываем, когда пост начнется и закончится в 2023 году и как провести это в. Верующие в эти дни держат особенно строгий пост и посвящают время молитвам, стараются преодолеть пороки и стать лучше перед Пасхой. Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника.

История и смысл Великого поста

У православных верующих начинается Великий пост - Новости Великий пост – самый строгий и длинный пост у христиан.
Великий пост 2023: как правильно поститься и питаться по дням календарь питания С 7 марта у православных христиан всего мира начнется Великий пост.

Страстная неделя 2024: когда начинается и заканчивается, что можно и нельзя делать

Великий пост — главный (или единственный) продолжительный пост во многих христианских конфессиях (православии, католичестве и других), цель которого — приготовление к празднованию Пасхи; также соответствующий период литургического года. Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. Подготовка к Великому посту для православного христианина начинается за четыре недели до него — с покаяния. Пост держала легко,прекрасно себя чувствовала.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий