Тенденция потери интереса к созданию полноценной семьи отчетливо прослеживается в современном мире. 16-й Санкт-Петербургский Апрельский семинар «Психология и психотерапия современной семьи»: беседы с нашими коллегами из Институт. Проблемы в семье обострились в связи с экономическим кризисом, социальной и политической напряженностью, растущей материальной и социальной поляризацией общества.
Спектакль «На дне» в «Модерне»: Здесь Рублёвка как Хитровка
- ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум
- «Главным бракоборцем стало правительство». Почему в России увеличилось число разводов
- Дети больше не нужны? Почему современные люди не хотят заводить семью
- Горячие точки
Что хотите найти?
В остальном великорусском ядре 800-850 разводов на 1000 браков. В Ленинградской области — 968 разводов на 1000 браков, в Новгородской — 914. Как обычно, лучше всего ситуация в северокавказских республиках, но и там общероссийская тенденция наблюдается, просто с некоторым отставанием. Некоторой глубины этой картине придают еще две цифры. Во-первых, в 80 процентах случаев разводы в России происходят по инициативе женщин. Во-вторых, наша страна находится в мировых лидерах по количеству самоубийств на душу населения, и здесь картина зеркальная: подавляющее большинство из них совершается мужчинами. Все объективно Наблюдаемая картина вызывает некоторый когнитивный диссонанс.
С одной стороны, вся государственная идеология в России строится на традиционных семейных ценностях, а основной массив социальной помощи направлен на поддержку родителей с детьми. С другой — чем дольше все это длится, тем хуже обстановка. Некоторый всплеск рождаемости, вызванный первыми инициативами по выплате материнских капиталов, сошел на нет. Все последующие пакеты выплат не вызывали уже отраженных в статистике улучшений. Демографы объясняют это тем, что сейчас в детородном возрасте находится малочисленное поколение рожденных в девяностые годы прошлого века. На него наложилось очередной «эхо войны», в результате чего рожать в России просто некому.
Конечно, это не объясняет роста количества разводов и самоубийств, но несколько сглаживает восприятие катастрофы. Он показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода от 15 до 50 лет при сохранении повозрастной рождаемости на уровне текущего года. В среднем по стране он составил 1,51, что само по себе ниже необходимого значения для естественного воспроизводства населения. Считается, что он должен составлять 2,1, но это в идеальной ситуации, когда почти все половозрелые граждане создают семьи и заводят детей. Разброс по регионам, опять же, заметный. В Туве и Чечне одна женщина становится матерью трижды, в Смоленской и Ленинградской областях показатель едва превышает единицу.
То есть средняя русская женщина рожает втрое реже своей соотечественницы из национальных республик и, исходя из статистики по годам, значительно реже, чем ее мама и бабушка. При этом 30 процентов детей воспитывается в неполных семьях, а совокупный долг по алиментам превысил сумму в 200 миллиардов рублей. Годом ранее она была на четверть меньше. В общем тренде Впервые с присоединения Крыма количество жителей России опустилось ниже 146 миллионов, и этот процесс продолжится. Миграция это не компенсирует, потому что в валютном выражении зарплаты в России сейчас низкие. Единственный ресурс — Средняя Азия, больше в Россию массово не едет никто.
И уже не будет ехать», — уверен демограф Алексей Ракша.
Объект исследования: современная молодая семья. Предмет: проблемы современной молодой семьи. Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, анкетирование, анализ информации, синтез полученных данных исследования. Гипотеза: благополучие молодых семей во многом зависит от той политики, которое проводит государство и другие социальные институты.
В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.
Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными. Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей.
Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов. За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания.
Доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Дмитрий Тихомиров считает, что, несмотря на снижение, показатели разводов в стране критически высоки. По его мнению, это связано с неготовностью молодежи к созданию семьи, завышенными ожиданиями от партнера, неумением решать конфликты и экономическими трудностями. Однако, по его мнению, важным фактором также служит отношение россиян к добрачному поведению. По словам социолога, представления о норме и ориентирах разрушены не только у молодежи — даже представители старшего поколения не являются носителями норм сексуального поведения и добрачного целомудрия.
То есть они, вступая в сожительство, планируют зарегистрировать свои отношения. Большинство молодежи, да и старшие возрастные группы, считают, что перед браком лучше пожить вместе, узнать партнера, проверить свои чувства. Такой срок обычно составляет от нескольких месяцев до 3 лет. Это приводит к тому, что люди к 30 годам имеют опыт проживания в нескольких партнерских союзах. Причем большинство считают, что детей все-таки лучше рожать в зарегистрированном союзе, то есть детей в сожительстве заводить не планируется. Это приводит к тому, что женщина, состоявшая в 1—2 таких союзах, выходит замуж в более позднем возрасте и может родить меньшее количество детей, к сожалению», — считает Тихомиров. Проблемой в институте семьи, по словам Тихомирова, является также сохранение в российском обществе половой асимметрии, особенно в столице и крупных городах: «В Москве же отношения к восприятию добрачного поведения у юношей и девушек различны. Как правило, сыну позволено гораздо больше, чем дочери.
И нормативная сфера для сына предоставляет широкие возможности выбора поведения. Как ни парадоксально, большинство людей одобряет добрачные сексуальные отношения у молодежи, но при этом большинство молодых людей хотели бы девственную невесту, а большинство девочек хотели бы, чтобы их будущий муж был уже сексуально опытен». Чем, на ваш взгляд, можно объяснить, что три четверти браков распадаются, а регионы, где распадается только половина, уже оказываются на хорошем счету? Почему «пробные союзы», вроде бы призванные страховать от неудачного выбора, на прочности семьи сказываются отрицательно? Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, задался вопросом: «Почему современная семья распадается? Раньше в семьях был патриархальный уклад, и он устанавливал ритуальный обрядовый момент, когда жена подходила за благословением к мужу на дела на целый день и приводила детей, которые получали благословение от отца и даже прикладывались к его благословляющей деснице. Вот это патриархальный уклад православной семьи». В результате женщина не может выполнить то, что заповедовано апостолом — не учить, а поучаться у мужа своего.
Поучаться не у кого теперь, и житейской мудрости не хватает. И тогда душа женщины остается голодной, в результате начинается своего рода беснование: хочется захватить власть в семье. Обоснованием часто становится ребенок. И происходит перестройка всего семейного организма. Во главе становится ребенок, которому служит женщина. Ребенок превращается в идола, женщина — в его жрицу, а мужчина — в экономический придаток. В результате вся структура разрушается, и мужчина уходит из семьи, чтобы найти место, где он комфортнее себя чувствует. Семья распадается», — констатировал пастырь.
Патриархальная семья более устойчива, обладает иммунитетом к разного рода трудностям. Если стало чуть меньше разводов — значит, все же какое-то количество семей приобретает понимание правильного устроения семьи, хотя это дается с большим трудом. А то у нас матриархальный уклад с детства начинается, онтологический феминизм плодит феминисток, которые не готовы стать женами и матерями, и феминистов, которые не готовы стать ответственными мужьями и отцами. И пока не будет изменен педагогический настрой — через раздельное обучение и по разным программам — толку не будет», — убежден отец Сергий. Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что «институт семьи у нас по ряду причин под угрозой». Женщины и мужчины боятся заводить детей вне брака, и это понятно: жизнь меняется, люди стали безответственнее, к тому же они лишены законных гарантий, которые дает зарегистрированный брак. А между тем демографическая ситуация в стране катастрофична». Нам нужно прилагать все усилия для того, чтобы количество браков росло, и их привлекательность тоже, — призвал пастырь.
По крайней мере, в части исполнения религиозных норм и требований.
«Проблемы современной семьи и пути преодоления»
Сейчас же советы бабушки совершенно не напрасно беспокоящейся о том, к чему могут привести внучку современные нравы и излишняя так называемая свобода встречают неизменную преграду: «Ты не понимаешь! Сейчас все по-другому! И это при том, что самых младших поднимала уже после смерти мужа: меньшие родились, когда родители, особенно отец, уже совсем немолоды были, а война забрала здоровье. Как могут устареть умудренность супругов, проживших вместе 60 лет в любви и согласии, а всякое в жизни было, никто от трудностей и изменений разных внешних не защищен? Как может устареть опыт отца, деда, прадеда, проживших всю жизнь в честном труде, вырастивших не только своих детей, но и приемных? Если бы согласились послушать про этот опыт молодые люди и ориентировались на него, их собственные приоритеты выстроились бы в гораздо более правильной последовательности, они бы лучше понимали, что такое семья. Но: «Бабушка, ты не понимаешь, сейчас по-другому все», а прадедушка скромно молчит и вовсе, не навязывает свое мнение: он всю жизнь человек дела, работать привык, а вот много и красиво говорить — нет… Что становится одним из главных испытаний для молодой семьи? Появление в ней ребенка. Почему так трудно?
В том числе потому, что до этого супруги не видели жизни с детьми близко, не имеют о ней представления. Единственный ребенок в семье — каждый из них. У них отсутствует навык взаимодействия с разными возрастными категориями — как надо подчиняться старшим, даже в игре, или как растет малыш в доме, какого внимания он требует. Не видели, как взрослые делят домашние дела, заботу о брате или сестре, спят по очереди, как стараются все успевать и порой сильно устают, поддерживают друг друга, прощают, когда кто-то сорвался от постоянного недосыпа, сказал лишнее, на крик перешел, мирятся, просят прощения. Старший ребенок видит: с малышом не всегда легко, но семья может со всем справиться, а радостей больше, чем трудностей. Если есть старшие по возрасту братья и сестры, тети, двоюродные братья, подрастающий человек видит, как его мама радостно общается со своей сестрой, тетей. Человек, видящий реальную семью с раннего детства, знает: жизнь отличается от картинки из рекламы. Он видит и понимает: люди болеют, порой тяжело и долго, и может понадобиться уход за ними; люди меняются со временем внешне, и странно ждать, что человек рядом будет таким же и через десять, двадцать лет; даже самые лучшие и достойные люди не лишены недостатков, в том числе мы сами; и наши замечательные, ни с кем несравнимые дети, родители, супруги ошибаются в чем-то.
Когда человек знаком с практической стороной жизни в семье, его собственные ожидания от своей, уже им созданной будут гораздо реалистичнее. Он понимает, что рядом — человек из плоти и крови, а не принцесса эльфов из детского мультфильма или фантастически идеальный рыцарь без страха и упрека из подростковой книжки. Нет на свете волшебной палочки, позволяющей дать всем только положительный опыт уже с детства, который может быть примером. Но очень важно создавать позитивный контент, как сейчас это называется, в литературе, фильмах чаще акцентировать внимание не на страсти, череде пылких и коротких влюбленностей, изменах, а на крепких, хороших семьях, прошедших испытание временем.
Не зря сегодняшние показатели сравниваются именно с 1999 годом. Тогда и заговорили о так называемом «Русском кресте» — явлении, когда российские линии падающей рождаемости и растущей смертности на графике пересеклись. Сколько должна зарабатывать семья, чтобы обеспечить хотя бы одного ребенка?
Это траты на основное образование, увлечения, культурное просвещение, еду, необходимые вещи. Если посмотреть на медианную зарплату в России, то есть более точный показатель, чем средняя зарплата по стране, она в первом полугодии 2023 года составляла 52 тысячи рублей. Представьте, насколько сложно воспитать ребенка одной женщине, когда и полной семье это сделать не так просто. Только треть семей России могут хорошо обеспечивать одного ребенка — заработок должен быть не меньше 130 тысяч рублей, и такая зарплата встречается далеко не во всех городах нашей страны, не говоря уже о сельской местности. Медианная зарплата в Челябинской области, к примеру, в июле 2023 года была 36 449 рубля. Поколению «Зед» не то что семья — своя недвижимость не нужна — Демографы дают какой-то прогноз на будущее России и Челябинской области? То же самое будет происходить и с Челябинской областью.
Рождаемость в основном будет падать из года в год, чуть повысится на рубеже 20-30-х годов, но это большого влияния на «Русский крест» не окажет. И если посмотреть на рожденных в двухтысячные — так называемое поколение «Зед», то им сегодня не то что семья, им даже своя недвижимость не нужна. Они считают, что жилье проще арендовать — ты не привязан к городу, можешь всегда перемещаться по стране или даже странам. Покупать автомобиль им тоже вроде бы и не надо. И ценность ребенка здесь далеко не на первом месте, как вы понимаете. Поколеннические ценности очень влияют на демографию тоже. Все эксперты отмечают положительный эффект материнского капитала, например.
На увеличение коэффициента рождаемости влияет именно количество многодетных семей, поэтому логично, что российское правительство ориентировано на них — это различные выплаты и льготы. Если говорить про такой инструмент, как льготная семейная ипотека под 6 процентов, то она привела к росту стоимости жилья, так что на 100 процентов она свою задачу не решает. Лучшая «лопата» — экономический рост — 2024 год объявлен Годом семьи. Стоит ли ожидать каких-то серьезных шагов правительства для улучшения демографической ситуации? Немного раньше заработал на тот момент новый инструмент поддержки — материнский капитал, а в сам Год семьи был принят целый ряд законов. И тогда рождаемость действительно начала увеличиваться. Объявленный президентом Год семьи в 2024-м говорит об усилении активной социальной политики в отношении семьи, и она будет способствовать росту количества детей, вне сомнения, однако не в таком объеме, какой необходим, чтобы преодолеть негативную демографическую тенденцию.
Сильнее всего на демографию в положительном ключе может повлиять рост экономического благосостояния государства и благополучия семей. Можно дать человеку деньги за рождение ребенка или создать для него все условия, чтобы мотивацией для него служило простое человеческое желание иметь большую семью. Там прирост населения идет исключительно за счет миграции, как и во многих других развитых странах. Сегодня это четко прослеживаемая тенденция: население мира растет, но не за счет населения экономически развитых стран, а за счет увеличения рождаемости в странах третьего мира. Поскольку в этих странах не слишком хорошие условия для жизни, их население мигрирует в страны с лучшими условиями, что и Россия на себе испытывает.
Нам нужно прилагать все усилия для того, чтобы количество браков росло, и их привлекательность тоже, — призвал пастырь. По крайней мере, в части исполнения религиозных норм и требований.
У нас же, несмотря на то, что около 70-80 процентов россиян называют себя православными, эти нормы не исполняют. Кто-то считает допустимым гулять от жены, кто-то — жить в незарегистрированном, невенчанном, так называемом «пробном браке», но такой брак с церковной точки зрения не плюс, а минус. А «раз цветы оборваны, ягодок не ждите»», — заключил отец Михаил. Валуйки Белгородская область , отметил, что «регионы, где меньшее количество разводов, — это как раз те, где традиционные установления крепче: и Кавказ, и Тува, и Крым — республика многонациональная, что тоже очень важно». Это неверно. Мы знаем точно: брак — союз мужчины и женщины, который служит продолжению рода. Говорить о том, что мы эту священную сущность брака теряем, конечно, необходимо.
Так называемые «пробные союзы» — не что иное, как скрытый блуд, он приучает молодых людей к безответственности, разрушает институт семьи. Это серьезная проблема, и о ней следует говорить. А нам нужно все-таки возвращаться к традиционному пониманию брака — если этого не произойдет, мы выдернем камень из основы нашего здания традиций, и тогда может рухнуть все остальное». Игумен Серапион Митько , заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что «три четверти браков распадаются потому, что люди, их заключающие, зачастую не планируют жить в браке всю жизнь». Современные же люди в большинстве своем заключают брак с оговоркой, делая поправку на возможный развод. А это свидетельствует о несовершенстве мотивации, отсутствии доверия друг другу, и провоцирует расторжение брака. Кроме того, в основе брака лежит любовь, а современный человек слишком эгоистичен, чтобы понять ее суть — самоотдачу», — полагает пастырь.
Часто брак заключается не ради любимого человека, а чтобы решить собственные проблемы — экономические, возможно, психологические. И это ведет к распаду союза. Кроме того, зачастую у людей разные взгляды на взаимные обязанности и, соответственно, нереальные ожидания. Гарантия брака — рождение детей. А это в современных семьях часто рассматривается как нечто второстепенное. В тех регионах, где сохранилось традиционное общество — например, Северном Кавказе — браки более прочные. К сожалению, традиционное общество в регионах с преимущественно русским населением было разрушено еще при советской власти.
Соответственно, постепенно разрушился и институт семьи», — посетовал игумен. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма Твери, убежден, что все зависит от воспитания. И девочек, и мальчиков воспитывали как будущих матерей и жен, отцов и мужей. Поэтому и общественное мнение было иным. То есть весь комплекс культурных и педагогических условий, в которых находились люди, начиная с детства, был другим, и сегодня так просто его восстановить одним указом или даже материальными поощрениями невозможно». И осознать это должны, прежде всего, взрослые, потому что зачастую они относятся к своим детям неразумно. Сколько раз приходилось слышать жалобы учителей, что они пытаются воспитать ребенка, но приходит потом мамаша — руки в боки и начинает орать, что ей лучше знать, как его воспитывать.
Вот откуда такие берутся? Товарищи из богемы — певцы и режиссеры — должны учиться прочности семейных отношений и высокой культуре, поскольку лучшие люди должны подавать пример моральных устоев в обществе, чтобы, глядя на них, тысячи людей поступали так же. А то все подается как свобода выбора, но оборачивается свободой греха», — заключил отец Георгий. Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу. Там браки распадаются меньше: народ сумел сохранить свою культуру, обряды, веру. Мы же все время пытаемся что-то перестроить.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Содержание 1. Современные проблемы российских семей 2. Сущность и содержание социальной работы с семьёй 3.
Идеология и задачи семейной политики 4. Семья и её проблемы Заключение Введение Первичной ячейкой общества, которая объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения, является семья. Семья - это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества, семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима её роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности.
В то же время семья в этом плане зависит от уровня развития общества, несёт на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок - таковы социальные проблемы современной семьи. Семья как малая социальная группа - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Её отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки и защиты. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависит благополучие и долголетие семьи.
Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному, возможно существование разных вариантов семей. Наиболее распространённой считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребёнка вне брака. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников родителе супругов, их братьев или сестёр, внуков , то её называют расширенной. Семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека.
В современных условиях семья переживает серьёзные проблемы: дезорганизация факторов семейных связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьёзные экономические затруднения, смена эмоционально-психологических проявлений, потеря родительских функций и др. Можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга. Брак - как считают юристы и социологи, особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами.
Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, к своему потомству. Другими словами, это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля над ней, один из способов самосохранения и развития общества. В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями: единобрачие; свобода развода, находящаяся под контролем государства; обязанность содержания и воспитания детей; материальная поддержка нетрудоспособных членов семьи; охрана государством материнства и детства. Семьёй в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, то есть семью составляют люди и их взаимоотношения. Основные признаки семьи: брачные и кровнородственные отношения и связи между её членами; совместное проживание; общий семейный бюджет.
Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определённая семья. Семья - специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества. Специфика семьи состоит в следующем: 1. Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество.
Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества. Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья - относительно самостоятельный социальный институт, который наделён собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, внутренними источниками развития. Семья как социальный институт занимает подчинённое положение среди крупных социальных общностей. Семья - историческое, динамическое общественное явление.
Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так вне её, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия всех членов общества, раскрытию их индивидуальности. Задачи: 1.
Дети мешают строить карьеру, получать образование и зарабатывать деньги
- Архив материалов
- Смотреть похожие работы
- Современные проблемы российских семей контрольная работа
- Современные угрозы существованию семьи • Николай Стариков. Политик, писатель, общественный деятель
- «Сегодня брак - дружеский союз». Психолог - о современных семьях и разводах | АиФ Черноземье
Современные проблемы семейного права
Таким образом, социальные проблемы современных российских семей весьма многообразны, зачастую являющиеся следствием экономического кризиса страны. Современное состояние института семейно-брачных отношений вызывает интерес исследователей в связи с резкими изменениями, которые он претерпевает. Современные семьи существенно отличаются от советских семей.
Анатолий Антонов: «Институт семьи в России давно разрушен»
Проблемы патриархата в России | АНО «Современная семья» | Для решения проблем современных российских семей необходимо принять следующие меры: формировать положительный образ семьи и семейного образа жизни при помощи кинематографа, СМИ и сети Интернет), предоставлять ком-пенсации работодателям. |
Как менялся институт семьи в России 06 февраля 2024 года | Нижегородская правда | Последние новости о проблемах семьи, здоровье и воспитании детей, льготах для детей, семейных и детских мероприятиях. |
Страна вырождается: почему русская молодёжь не спешит создавать семьи и обзаводиться детьми | Важно, что в современной России проблемы семьи и демографии находятся в центре внимания социальной, государственной политики, общества и науки. |
Проблемы современной семьи
Как изменился институт семьи в современной России. 21.08.2021. Одной из проблем современных семей является отсутствие навы-ков решения внутрисемейных конфликтов. Продукт: Обзор и анализ проблем современной семьи в России, выявление факторов, влияющих на эти проблемы, разработка практических рекомендаций для улучшения семейного благополучия. Большой проблемой семьи в современном обществе стала подмена истинных ценностей. Проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых и значимых для общественного сознания.
Одна из основных проблем современной семьи
Большой проблемой семьи в современном обществе стала подмена истинных ценностей. С какими проблемами сталкивается институт семьи сегодня и как парам, переживающим разлад в отношениях, могут помочь специалисты, «АиФ-Черноземье» рассказала член Белгородской региональной ассоциации детских и семейных психологов Татьяна Синельникова. 2.2 Современная семья: основные проблемы и пути их решения. Семейная политика в современной России: «пятый нацпроект». Проблемы современной семьи и пути их решения.
«Сегодня брак - дружеский союз». Психолог - о современных семьях и разводах
Все объективно Наблюдаемая картина вызывает некоторый когнитивный диссонанс. С одной стороны, вся государственная идеология в России строится на традиционных семейных ценностях, а основной массив социальной помощи направлен на поддержку родителей с детьми. С другой — чем дольше все это длится, тем хуже обстановка. Некоторый всплеск рождаемости, вызванный первыми инициативами по выплате материнских капиталов, сошел на нет. Все последующие пакеты выплат не вызывали уже отраженных в статистике улучшений. Демографы объясняют это тем, что сейчас в детородном возрасте находится малочисленное поколение рожденных в девяностые годы прошлого века. На него наложилось очередной «эхо войны», в результате чего рожать в России просто некому. Конечно, это не объясняет роста количества разводов и самоубийств, но несколько сглаживает восприятие катастрофы. Он показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода от 15 до 50 лет при сохранении повозрастной рождаемости на уровне текущего года. В среднем по стране он составил 1,51, что само по себе ниже необходимого значения для естественного воспроизводства населения.
Считается, что он должен составлять 2,1, но это в идеальной ситуации, когда почти все половозрелые граждане создают семьи и заводят детей. Разброс по регионам, опять же, заметный. В Туве и Чечне одна женщина становится матерью трижды, в Смоленской и Ленинградской областях показатель едва превышает единицу. То есть средняя русская женщина рожает втрое реже своей соотечественницы из национальных республик и, исходя из статистики по годам, значительно реже, чем ее мама и бабушка. При этом 30 процентов детей воспитывается в неполных семьях, а совокупный долг по алиментам превысил сумму в 200 миллиардов рублей. Годом ранее она была на четверть меньше. В общем тренде Впервые с присоединения Крыма количество жителей России опустилось ниже 146 миллионов, и этот процесс продолжится. Миграция это не компенсирует, потому что в валютном выражении зарплаты в России сейчас низкие. Единственный ресурс — Средняя Азия, больше в Россию массово не едет никто.
И уже не будет ехать», — уверен демограф Алексей Ракша. С одной стороны, всему этому имеется очень простое объяснение: второй демографический переход. Первый состоялся в ходе промышленной революции и переселения людей в города, приведя к рекордным темпам прироста населения. Второй связан с раскрепощением женщин и появлением у них возможности вести полноценную жизнь, развиваться и строить карьеру плюс достижения медицины. В итоге возник такой феномен, как планирование семьи. Детей стало рождаться меньше, зато практически все они доживают до совершеннолетия, в отличие от традиционных обществ, где большинство из них умирало еще в младенчестве. Ставка на количество сменилась ставкой на качество.
Проблемы семьи и брака в современном обществе Специалисты выделяют социальные, психологические и финансовые факторы , негативно влияющие на стабильность, популярность и эффективность семьи как важного социального института в обществе, характерном для современной России. Данные причины не являются уникальными и характерны не только для России, но и для других стран. Однако особенности развития государства значительно смещают акценты и степень их влияния на семейные пары. Социальные проблемы, затрагивающие российскую семью, являются прямым отображением их взаимодействия с обществом. К основным негативным факторам социального характера относятся: злоупотребление алкоголем одним или обоими супругами; жилищно-бытовые проблемы; проблемы реализации традиционных семейных ролей. На данном этапе именно злоупотребление алкоголем — от банального бытового пьянства до серьезной зависимости — выступает наибольшей проблемой российских семей. Тенденция последнего десятилетия — увеличение количества случаев, когда развод является результатом чрезмерного употребления спиртного супругой, что было абсолютно нетипичным в прошлом. Отсутствие собственного жилья либо низкое его качество — вторая по частоте возникновения проблема. Причем не только недостаточная обеспеченность жильем в текущий момент, но и отсутствие перспектив его получения приобретения является разрушающим брак и семью фактором. Третья причина является общей для большинства стран с западной моделью общества. Он связан с тем, что женщина приобрела множество новых социальных ролей и обязанностей, не освободившись в должной мере от старых, традиционных. В результате непропорционально возросшая нагрузка, полностью одобряемая обществом, неизбежно приводит к ухудшению качества выполнения важных семейных ролей. Не менее важны и психологические факторы. В число важнейших факторов входят дисгармония интимно-половых отношений, значительная андрогинизация, а также малодетность большинства современных российских семей.
Исследователи исходят из того, что отношения между супругами постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие же этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обмана и упреки. Также не редко возникают конфликты. Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей.
Такое заявление Володин сделал на пленарном заседании палаты во время доклада вице-премьера РФ Татьяны Голиковой о положении семей с детьми, и добавил: «Поэтому именно наш комитет по вопросам семьи [женщин и детей] должен заняться решением этих вопросов. Семьи как раз, потому что семья — это и мама, и папа, и дети. Когда мы говорим, по вопросам женщин, где у вас тогда мужчины? Так, по ее мнению, женщины смогут родить по 3-4 детей, что станет «образом будущего». Не отстал от своих коллег и лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, объявив о необходимости «удвоить население России в ближайшие 50 лет»: «Мы понимаем непростую сегодня ситуацию. Мы должны по призыву президента удвоить население России в ближайшие 50 лет. То есть нас должно быть к 2073 году этого столетия не менее 290 миллионов человек». Он напомнил депутатам слова Путина, поручившего правительству страны выйти на положительную динамику численности населения страны по итогам 2024 года. Впрочем, эксперты канала Readovka уверены, что, судя по нынешним показателям, такие амбициозные планы выполнить не получится. Для того, чтобы динамика естественного прироста или убыли населения была не такой удручающей, а график был в положительных значениях, нужно, чтобы женщины рожали как минимум по 2,1 ребенка. Чтобы удвоить население хотя бы к 2073 году, как предлагает Слуцкий, а не просто сохранять его на том же уровне, женщинам нужно рожать как минимум четверых детей. Любимая работа и верные друзья важнее семьи Но при этом почти все аналитики в один голос утверждают, что нежелание рожать у россиянок упирается в сугубо материальную проблему. И что поддержи государство их деньгами, дело пойдет на лад.
Вымираем поодиночке: почему в России исчезает институт семьи
Патриархальная семья более устойчива, обладает иммунитетом к разного рода трудностям. Если стало чуть меньше разводов — значит, все же какое-то количество семей приобретает понимание правильного устроения семьи, хотя это дается с большим трудом. А то у нас матриархальный уклад с детства начинается, онтологический феминизм плодит феминисток, которые не готовы стать женами и матерями, и феминистов, которые не готовы стать ответственными мужьями и отцами. И пока не будет изменен педагогический настрой — через раздельное обучение и по разным программам — толку не будет», — убежден отец Сергий. Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что «институт семьи у нас по ряду причин под угрозой». Женщины и мужчины боятся заводить детей вне брака, и это понятно: жизнь меняется, люди стали безответственнее, к тому же они лишены законных гарантий, которые дает зарегистрированный брак. А между тем демографическая ситуация в стране катастрофична». Нам нужно прилагать все усилия для того, чтобы количество браков росло, и их привлекательность тоже, — призвал пастырь. По крайней мере, в части исполнения религиозных норм и требований.
У нас же, несмотря на то, что около 70-80 процентов россиян называют себя православными, эти нормы не исполняют. Кто-то считает допустимым гулять от жены, кто-то — жить в незарегистрированном, невенчанном, так называемом «пробном браке», но такой брак с церковной точки зрения не плюс, а минус. А «раз цветы оборваны, ягодок не ждите»», — заключил отец Михаил. Валуйки Белгородская область , отметил, что «регионы, где меньшее количество разводов, — это как раз те, где традиционные установления крепче: и Кавказ, и Тува, и Крым — республика многонациональная, что тоже очень важно». Это неверно. Мы знаем точно: брак — союз мужчины и женщины, который служит продолжению рода. Говорить о том, что мы эту священную сущность брака теряем, конечно, необходимо. Так называемые «пробные союзы» — не что иное, как скрытый блуд, он приучает молодых людей к безответственности, разрушает институт семьи.
Это серьезная проблема, и о ней следует говорить. А нам нужно все-таки возвращаться к традиционному пониманию брака — если этого не произойдет, мы выдернем камень из основы нашего здания традиций, и тогда может рухнуть все остальное». Игумен Серапион Митько , заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что «три четверти браков распадаются потому, что люди, их заключающие, зачастую не планируют жить в браке всю жизнь». Современные же люди в большинстве своем заключают брак с оговоркой, делая поправку на возможный развод. А это свидетельствует о несовершенстве мотивации, отсутствии доверия друг другу, и провоцирует расторжение брака. Кроме того, в основе брака лежит любовь, а современный человек слишком эгоистичен, чтобы понять ее суть — самоотдачу», — полагает пастырь. Часто брак заключается не ради любимого человека, а чтобы решить собственные проблемы — экономические, возможно, психологические. И это ведет к распаду союза.
Кроме того, зачастую у людей разные взгляды на взаимные обязанности и, соответственно, нереальные ожидания. Гарантия брака — рождение детей. А это в современных семьях часто рассматривается как нечто второстепенное. В тех регионах, где сохранилось традиционное общество — например, Северном Кавказе — браки более прочные. К сожалению, традиционное общество в регионах с преимущественно русским населением было разрушено еще при советской власти. Соответственно, постепенно разрушился и институт семьи», — посетовал игумен. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма Твери, убежден, что все зависит от воспитания. И девочек, и мальчиков воспитывали как будущих матерей и жен, отцов и мужей.
Поэтому и общественное мнение было иным. То есть весь комплекс культурных и педагогических условий, в которых находились люди, начиная с детства, был другим, и сегодня так просто его восстановить одним указом или даже материальными поощрениями невозможно». И осознать это должны, прежде всего, взрослые, потому что зачастую они относятся к своим детям неразумно. Сколько раз приходилось слышать жалобы учителей, что они пытаются воспитать ребенка, но приходит потом мамаша — руки в боки и начинает орать, что ей лучше знать, как его воспитывать.
Протестантское мировоззрение, в основе которого лежала трактовка Завета с Богом через формальный, а не через содержательный аспект, то есть как договора, а не как союза между человеком и Создателем, также наложило свой отпечаток на семейные отношения. В дополнение к идее сакрализации семьи, восходящей к средневековому католицизму, под влиянием протестантизма получила широкое распространение концепция семьи как договора, которая оказала влияние на семейное право западных стран широкое распространение брачного контракта, в котором регулируется не только статус личного имущества супругов, но их права и обязанности, вплоть до регламента приготовления пищи и уборки жилища.
Надо сказать, что и по сей день концепция семьи как договора остаётся базовой для консервативных европейцев и американцев. Русская семья формировалась в условиях сельской общины, в которой земля делилась поровну между всеми наследниками. В этих условиях семья по определению не могла быть инструментом эгоистической конкуренции. Семейные связи были вписаны в систему других — родственных, соседских, дружеских. Парадоксальным образом кризис советской семьи наступил лишь тогда, когда советские люди получили возможность переехать из коммуналок в отдельные квартиры. Безусловно, сыграло свою роль антирелигиозное воспитание и внедрение атеистической идеологии, что привело к разрушению религиозных основ семьи, её духовнонравственного фундамента.
Различия в глубине кризиса семьи на Западе и в России Распад СССР и пришествие западных «свобод» нанесли ещё один серьёзный удар по основам русской традиционной семьи. Предпринятые государством меры по поддержке рождаемости смогли приостановить этот процесс, но не повлияли на саму тенденцию. В настоящее время институт семьи в России находится в глубоком кризисе, процент разводов и коэффициент соотношения разводимости и брачности являются одними из самых высоких в мире. Вместе с тем существует и принципиальное отличие между ситуацией в российском цивилизационном пространстве и ситуацией в западном мире. В российском контексте очевидны кризисные тенденции в сфере семейных ценностей, однако никто, по крайней мере, публично, не ставит под сомнение институт семьи как таковой союз одного мужчины и одной женщины. На Западе же, в силу определённой исторической инерции и хронологически относительно недавнего отказа политических, деловых и культурных элит от поддержки семейных ценностей, семья кажется более устойчивой и стабильной.
Однако события, связанные с продвижением третьей и четвёртой волны феминизма и сопровождающих её гендерных теорий, ведут не просто к кризису института семьи в его традиционном понимании, но и к его полному, абсолютному разрушению. Согласитесь, что актуальный кризис семьи в России и перспективы полного уничтожения института семьи на Западе, трансформировавшегося в постЗапад, — это принципиально разные истории. На протяжении веков семья была одной из фундаментальных основ западного общества. Инерция этого культа даёт знать о себе и сейчас. Возможно, даже сейчас люди Запада более серьёзно, чем мы, относятся к семейным отношениям, к ответственности, которая с ними связана. В то же время очевидна тенденция на разрушение, демонтаж семьи в западном социокультурном пространстве.
Запад движется к новому тоталитаризму, не признающему никаких барьеров и преград. Семья постепенно разрушается, и уже в середине нынешнего века мы уже не увидим её в привычной для нас форме. Традиционный христианский Запад исчезает из истории, и традиционная семья на Западе исчезает вместе с ним.
У нас социальное государство, и в основах конституционного строя записано, что основой общества является индивид с его правами. Объектом социальной защиты является индивид. Поэтому когда говорят, что оказывают поддержку семьям с детьми, то лукавят. Оказывают поддержку гражданам-индивидам", — подчеркнул Смирнов. Например, ориентируясь на граждан, а не на семьи, власти сами подталкивают к разводам на Северном Кавказе, которые резко выросли в последние годы. Там многие заключают брак по шариату, и для них развестись в ЗАГСе не проблема, если это откроет дорогу к получению пособий на детей.
Семья фактически не распадается, а вот для государства ее больше нет. Но для него все равно, ведь пособия получают не семьи, а граждане. Получается замкнутый круг, считает эксперт. Он уверен, что стране необходим поворот в сторону политики "Россия — страна семей". И на ближайшие 30-40 лет ядром демографической политики должна стать именно семейная политика. Только она может вытащить страну из ямы, а не "адресная" помощь, которая даже не демографическая, а социальная и направлена на борьбу с бедностью. К слову, об этом уже много лет пишет Накануне. Власти подменяют демографическую политику социальной, а семейная политика вообще имеет во многом антисемейный ювенальный характер, который закреплен в Семейном кодексе. Об отсутствии какой бы то ни было правосубъектности семьи говорит депутат Госдумы Николай Николаев.
При этом мужчины осуществляют контроль над собственностью, отцы в семьях обладают лидирующим положением. Женщины в классическом патриархальном обществе имеют очень и очень мало автономии. Они не могут самостоятельно принимать решение не только по поводу выбора брачного партнера или, например, по поводу рождения детей, но даже по поводу того, как они должны одеваться, могут ли они получать образование, могут ли самостоятельно выходить на улицу и так далее. Сегодня уже невозможно, разумеется, говорить о классическом патриархате: российские женщины довольное сильно эмансипированы. Однако неэмансипированными остаются мужчины. Патриархат сегрегирующий В чем проблемы такой ситуации для мужчин? Они заключаются в том, что угнетаемым является не только женщина, но и сам мужчина. Угнетается жестко сконструированной моделью, в которой мужчина должен быть вписан в матрицу доминирования, предписанную обществом, — «Будь охотником!