За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. Церковное название праздника – Вход Господень в Иерусалим, который отмечают ровно за неделю до Светлого Христова Воскресения, в шестое воскресенье Великого поста.
Приметы 28 апреля: почему нельзя работать и прихорашиваться в Вербное воскресенье 2024
Последнее воскресенье пред Великим постом — Прощёное воскресенье, называемая ещё как «Неделя Сырная»: после вечерни в этот день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается поприще Святой Четыредесятницы. В воскресенье, 28 апреля, верующие волгоградцы будут отмечать Вербное воскресенье. Это важный для всех христиан день, который выпадает на шестое воскресенье Великого поста. (Сайт Нижегородской епархии — Татьяна Фалина) 16 марта Русская Православная Церковь отметила первое воскресенье Великого поста – Торжество Православия. В первое воскресенье Великого поста Церковь совершает чин Торжества православия. В первое воскресенье Великого поста после литургии был совершен особый молебен – чин Торжества Православия.
Традиции 5 марта: что можно и что нельзя делать в день Катыша
- Что можно и чего нельзя делать в Вербное воскресенье, 28 апреля, перед Пасхой 5 мая
- Традиции 5 марта: что можно и что нельзя делать в день Катыша
- Читайте также
- Читайте также
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
По своей жестокости иконоборческие гонения были сопоставимы с гонениями на Церковь языческих императоров Диоклетиана и Нерона. По свидетельству летописца Феофана, современника этих печальных событий, император: «…многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечем, и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание». Это событие относится к началу 842 года, когда скончался последний иконоборческий император Феофил. Согласно преданию, императрица Феодора, жена Феофила, с детства почитавшая иконы, после смерти мужа через откровение во сне узнала о прощении своего мужа, что в последние минуты своей жизни он раскаялся в своем иконоборчестве. Так закончилась эпоха второго иконоборчества - повторного гонения на иконы, начавшегося в 812 году, то есть спустя четверть века после первого иконоборчества, завершившегося утверждением догмата об иконопочитании на VII Вселенском Соборе 787 года.
Больше года понадобилось императрице Феодоре, чтобы исправить церковную ситуацию в империи - необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика. В марте 843 года новым константинопольским патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На церковном соборе был зачитан и одобрен томос греч.
Также собор вернул из ссылок всех ранее осужденных за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле. После церковного собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю: множество участвовавших монахов и мирян, духовенства, провозглашали победу Православия над лжеучением, а несение перед процессией святых икон утверждало догмат об иконопочитании. И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых.
И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием и бывшими при нём тогда митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя» С тех пор в Церкви утвердился обычай ежегодно совершать в первое воскресенье Великого поста торжественную процессию с иконами и читать в этот день Синодик Православия - перечисление различных учений, искажающих суть православной веры, с анафематствованием каждого из них, а также торжественное поминовение усопших благочестивых поборников Православия - императоров, патриархов; молится Церковь об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей.
Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир! Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем. В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия святителя Василия Великого, которую служат всего лишь 10 раз в году семь из них — во время Великого поста. Во время литургии 24 марта на проскомидии заготовляются три Агнца — один для воскресной литургии и два для литургий Преждеосвященных Даров. В первое воскресенье Великого поста после литургии служится чин Торжества Православия. Это особый молебен, во время которого утверждается торжество Церкви над ересями и истинное прославление Бога, согласно учению Церкви. Также чин включает в себя анафематствования.
Анафема, то есть подтверждение факта отлучения человека от Церкви, провозглашается иконоборцам и прочим еретикам, в разные времена боровшимся с Православием. В современной практике, особенно в приходских храмах, анафемы чаще всего опускаются. Читать последование чина После литургии весь собор духовенства из алтаря выходит на середину храма перед иконами Спасителя и Богоматери на аналое. Читается псалом 74, произносятся мирная и просительная ектении с добавлением особых прошений, поются тропари, звучат отрывки из Священного Писания, молитвы священника и возглашения диакона, поется вечная память усопшим и многолетие живущим православным христианам. Завершается богослужение гимном святителя Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим».
С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни.
Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова.
Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно. Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома. В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней. Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста. У нас он заканчивается праздником входа Господа в Иерусалим — Вербным воскресением. А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей. В последние дни перед Пасхой совершается какая-нибудь память. Например, в понедельник церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как братья отреклись от Иосифа в Египте.
Вторник — день обличение Господа Иисуса Христа фарисеев и саддукеев. Поэтому каждый день Страстной седмицы посвящен определенному событию. Даже есть в богослужебных книгах такое название «Последование страстей Христовых». То есть вся эта неделя, последняя, она рассматривается как последние дни жизни Иисуса Христа: предательство, распятие, тайная вечеря и воскрешение.
Портрет из Царского титулярника 17 в. Жизнь князя в пяти исторических фактах читайте в нашем материале. Мощи его почивают в Дальних пещерах.
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский 1501-1570 Краткое житие пострадавшего от руки царя игумена Псково-Печерского монастыря слушайте на радио «Вера». Небольшой рассказ о подвиге 34 преподобномучеников 18 монахов и 16 послушников слушайте на радио «Вера». Новомученики и исповедники Российские Читайте краткое житие отца Николая на в нашем материале. С 1841 года являет свою чудотворную силу икона, находящаяся в Успенской церкви села Стромынь в 65 километрах к северо-востоку от Москвы.
«Нельзя грешить и оставаться дома». Священник рассказал, как правильно провести Вербное воскресенье
После службы можно отпраздновать в семейном кругу, но важно помнить об ограничениях Великого поста. Также не приветствуются шумные застолья, запрещены крепкий алкоголь и мясо. Однако на столе допускаются рыба, икра и морепродукты. Можно выпить бокал красного вина. Есть мнение, что в праздник нельзя работать, но это не совсем так. По словам священнослужителей, повседневными делами заниматься можно, но они не должны отодвигать на второй план духовный смысл Вербного воскресенья.
Что касается посещения кладбищ в праздник, то церковного запрета на это нет. Тем не менее считается, что Вербное воскресенье — это день радости, поэтому прежде всего нужно посетить церковь. Священнослужители советуют ходить на кладбище в специальные поминальные дни. Помимо этого, в праздник нельзя вступать в конфликты, сквернословить и предаваться мирским развлечениям.
И дай Бог нам всем сохранить единство, невзирая ни на какие внешние давления и ни на какие старания сил, чуждых Церкви, разрушить духовное единство наших народов. Когда кто-то из-за страха отказывается поминать Патриарха, то это, конечно, есть признак слабости. Меня это не обижает. Но это опасно для духовной жизни тех, кто в малом отступает от истины. Сегодня не поминаем Патриарха, потому что страшно, а ведь завтра кто-то может потребовать большего.
Пусть Господь хранит нашу Церковь на земле Украинской, Блаженнейшего митрополита Онуфрия, весь епископат, за который мы молимся, с которым мы вместе в эти трудные дни. Верим, что вера православная и Церковь Православная не потерпят урона от происходящих ныне политических процессов — надеемся, скоро преходящих. Пусть Господь хранит нашу Церковь, укрепляет наш народ и помогает всем нам, русским православным людям. Повторюсь: когда я говорю «русские», я имею в виду слова «откуда есть пошла Русская земля» из «Повести временных лет». Молюсь о всех, кто живет на Украине, в Беларуси, в нашей Русской земле, чтобы все мы были едины духом и сохраняли единство в вере. Да поможет нам Господь, и об этом сегодня, в день Торжества Православия, особая наша молитва, сохранить единство в вере, единство в духе, помня, что у нас одни святые, одна духовная традиция, нередко общие духовные отцы, монашествующие — один народ Божий. Печаль и скорбь пройдут, но очень важно, чтобы эти печаль и скорбь не ослабили нашу внутреннюю духовную силу. Если выстоим, то сохранятся и земля наша Русская, в которую ныне входят Россия, Украина, Беларусь, и наша Церковь, чада которой живут в разных государствах почти по всей планете. И верим, что Господь будет с нами, если сохраним в чистоте веру православную, хранителей которой мы особо вспоминаем в первое воскресенье Великого поста.
Необходимо заранее узнать о времени начала богослужения в вашем храме — оно может варьироваться в промежутке от 16 до 19 часов вечера. Если вы собираетесь вставать на колени во время молитвы, прихватите с собой маленький коврик, а если в вашем храме богослужения обычно долгие — можно взять стул. В среду и пятницу первой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров. В пятницу, 22 марта, с вечерни начинается служба святому Феодору Тирону , которая соединяется с Литургией Преждеосвященных даров. В конце Литургии поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо блюдо из злаков, изюма и меда в конце молебна.
В субботу первой седмицы, 23 марта, Церковь отмечает память святого великомученика Феодора Тирона и вспоминает, как христиане были сохранены им от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого поста. Первое воскресенье Великого поста, 24 марта, называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день празднованию Торжества Православия над всеми ересями, возмущавшими Церковь.
В этот день Церковь напоминает о завершении периода иконоборчества. Вселенский Собор 787 года окончательно установил почитание икон в православии. Праздник установлен в 843 году, с этого времени икона стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения, напоминает православный журнал «Фома». В этом году Торжество православия совпало с днем памяти святителя Льва, епископа Катанского, который отмечается 5 марта.
Кроме того, Лев разоблачил коварного мага, который начал волховать прямо в храме. Традиции 5 марта: что можно и что нельзя делать в день Катыша В русской народной традиции святой из Катании превратился в Льва Катыша.
Вербное воскресенье: история, традиции, что можно и что нельзя делать в праздник
А если их зажечь много, то в них горение будет друг от друга. Точно так же и на молитве, в общем собрании одна душа воспламеняется от другой. Не пренебрегай, — говорит св. Ефрем Сирин, — церковною службою даже и в будничные дни, если имеешь к тому возможность, а тем более в дни праздничные.
Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет души к добродетели. Что холоднее камня? Но если мы будем ударять камень о камень, то посыплются искры.
Тем более, когда души наши соединяются в молитве, она будет сильна и пламенна. О воздержании в Великий пост. Советы врачей Относительно порядка воздержания на Великий пост существуют различные мнения.
Людей непривычных здесь может смущать продолжительность времени и скудость рациона, как и любое новое дело поначалу вызывает недоверие от своей неизвестности. Советская атеистическая пропаганда искусственно нагнетала страхи, внушая, что ограниченный рацион нарушает здоровую жизнедеятельность организма и может приводить к весьма негативным последствиям. Однако как факты, полученные при помощи современных научных исследований, так и церковная история говорят об обратном, указывая на конкретное благоприятное воздействие разумного постного рациона во всех отношениях.
Пример тому мы находим и в Ветхом завете, где говорится о пророке Данииле и его сподвижниках. Их воспитывали при царском дворе и учили различным наукам, а пищу давали с царского стола. В числе избранных отроков были пророк Даниил и его друзья: Анания, Азария и Мисаил.
Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили воспитателя давать им только овощи и воду. Воспитатель не соглашался, так как боялся, что они похудеют и царь накажет его. Тогда Даниил упросил воспитателя позволить им, хотя десять дней питаться овощами.
И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали здоровее и красивее своих товарищей. После этого их не принуждали больше есть царскую пищу. За такое строгое соблюдение закона, Бог наградил этих отроков хорошими способностями.
Они оказались умнее других и получили высокие должности при дворе царском. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще умение объяснять сны и предсказывать будущее, то есть пророчествовать» «Закон Божий для старообрядческих школ».
За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!.. Каково же богословское содержание праздника?
В этот день Господь был торжественно встречен иудейским народом как Мессия. Вход Господень в Иерусалим соответствует времени избрания ветхозаветных пасхальных агнцев; в данном отношении торжественное шествие Христа в Иерусалим соответствовало шествию Его на вольные страдания как Новозаветного Агнца. Василиссы и Анастасии ок. Саввы Готфского 372 ; священномученика Александра Гневушева, пресвитера 1930. Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства и праздником Входа Господня в Иерусалим! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
И аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти незаблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих. Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, поими с собою паки единаго или два: да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех. Молитва священника: Всевышний Боже, Владыко и Содетелю всея твари, наполняяй вся величеством Твоим и содержай силою Твоею! Тебе, Вседаровитому Господу нашему, мы, недостойнии, благодарение приносим, яко не отвращаешися нас беззаконий ради наших, но паче предваряеши ны щедротами Твоими. Ты ко избавлению нашему послал еси Единороднаго Твоего Сына и благовестил безмерное Твое к роду человеческому снизхождение, яко хотением хощеши и ожидаеши, еже обратитися нам к Тебе и спасенным быти. Ты, снизходя к немощи нашего естества, укрепляеши нас всесильною Святаго Твоего Духа благодатию, утешаеши спасительною верою и совершенною надеждою вечных благ и, руководствуя избранных Твоих в горний Сион, соблюдаеши, яко зеницу ока. Исповедуем, Господи, великое Твое и безприкладное человеколюбие и милосердие. Но видяще многих поползновения, прилежно Тя, Всеблагий Господи, молим: призри на Церковь Твою и виждь, яко Твое спасительное благовестие, аще и радостно прияхом, но терние суеты и страстей творит оное в некиих малоплодно, в некиих же и безплодно, и по умножению беззаконий овии ересьми, овии расколом противящеся евангельской Твоей истине, отступают от достояния Твоего, отревают Твою благодать и повергают себе суду Твоего Пресвятаго Слова. Премилосердый и Всесильный, не до конца гневаяйся, Господи! Буди милостив, молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе Начальника и Совершителя спасения нашего, Иисуса Христа, буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумныя очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и отверзи слух, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему.
Преподобный Лев Катанский около 780 Поучительный рассказ о епископе-чудотворце и врачевателе слушайте на радио «Вера». Благоверный князь Ярослав Мудрый 1054 Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника 17 в. Жизнь князя в пяти исторических фактах читайте в нашем материале. Мощи его почивают в Дальних пещерах. Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский 1501-1570 Краткое житие пострадавшего от руки царя игумена Псково-Печерского монастыря слушайте на радио «Вера». Небольшой рассказ о подвиге 34 преподобномучеников 18 монахов и 16 послушников слушайте на радио «Вера».
Вербное воскресенье 28 апреля 2024 года: красивые картинки и поздравления с праздником
Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи (Светлое воскресение). Вечером в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста. Вход Господень в Иерусалим празднуется в шестое воскресенье Великого поста, за неделю до Пасхи.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Когда празднуется Вербное воскресенье
- Боковое меню
- «Нельзя грешить и оставаться дома». Священник рассказал, как правильно провести Вербное воскресенье
- Шесть воскресений для Бога. Неделя 1. Торжество Православия
- Актуальные новости
Второе воскресенье Великого поста.
Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? Песнопения первого воскресенья Великого поста Одно из главных — прокимен, который диакон несколько раз возглашает «возвышенным гласом». В нем — основная тема Чина, прославление благости и величия Господа, сохраняющего Своих чад в правой вере среди всех мирских бурь. Икона праздника Ее основные черты сложились к XIVв. Тем не менее, на иконах можно видеть именно историческое событие, легшее в основу Чина Торжества Православия. Образ делится как бы на две части: в верхней — царица Феодора и свт. Мефодий, предстоящие образу Богородицы с Младенцем; рядом с ними — великие отцы, утверждавшие почитание икон, например, прп. Феодор Студит; внизу — еще один образ, икона Христа, которую держат прп. Феодор и Феофан Начертанные, страдальцы за иконы на их лицах еретики выжгли оскорбительные слова, отсюда и прозвание , другие угодники Божии, подвизавшиеся против ереси в VIII в. Верхняя часть иконы Значение для современных христиан Давно утратило актуальность иконоборчество — в том виде, каким оно когда-то было в Византии, с репрессиями, казнями, пытками.
Но современные верующие, по большей части — православные в первом поколении, нуждаются в укреплении веры, поддержке среди мирских бурь и множества «совопросников века сего», ставящих под сомнение тот или иной догмат — будь то Воплощение Спасителя или икона. Наталья Сазонова.
Борисова — Добрый вечер, дорогие друзья, с вами Марина Борисова. В эфире программа «Седмица», и с мной в студии клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, протоиерей Максим Первозванский. Протоиерей Максим — Здравствуйте.
Борисова — И с его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в первое воскресенье Великого поста и на наступающей седмице. Вот прошла первая неделя, мы как-то вроде настроились худо-бедно, и вот наступает Неделя Православия или Торжество Православия. Ну поговорим о исторической подоплеке этого праздника чуть позже, а сейчас прежде всего, по традиции, хотелось бы обратиться к смыслу апостольских и евангельских чтений, которые мы услышим завтра за Божественной литургией. И начнем мы с Послания апостола Павла к Евреям, отрывок из 11-й главы, стихи 24—26-й и 32-й, и заканчивается этот отрывок уже в 12-й главе 2-м стихом. Вот как только он начинается, этот отрывок из Послания апостола Павла, сразу идет уже привычная для нас Великим постом отсылка к каким-то ветхозаветным сюжетам — апостол Павел говорит о Моисее, который, «придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством».
Вот Моисей все-таки это ветхозаветный праотец, причем тут поношение Христово, казалось бы? Протоиерей Максим — Ну во-первых, все-таки я хотел бы сказать, что это Послание к Евреям, которое будет читаться во все воскресные дни Великого поста, оно, с одной стороны да, имеет свою как бы историческую окраску, поскольку направлено было именно к тем людям, которые, собственно, жили и являлись носителями этой самой веры и этого закона. И поэтому такие отсылки, апелляции к пророчествам, к пророкам, к праотцам, к великим праведникам, так же, как и в Евангелии от Матфея, они крайне важны были для получателей, собственно, этого письма или послания. Но поскольку это все неслучайно, не так просто именно на пост все это приходится, то мне кажется очень важным осознать в контексте этих чтений, что пост — это путь, путь к Пасхе, путь сначала к Страстной неделе, конечно, потому что напомню, что Великий пост состоит из двух частей — это Великая Четыредесятница и Страстная седмица. То есть вот те самые сорок дней Великого поста уподобляются многим событиям Ветхого Завета и, в частности, например, сорокалетнему странствию евреев по пустыне.
И мы помним, что Моисей, несмотря на то что был тем самым путевождем еврейского народа, он-то в землю обетованную не вошел. И если отвечать уже прямо на ваш вопрос, то вы знаете, когда мы говорим, например, о том, что мы живем в христианской цивилизации или когда мы начинаем, например, заявлять, что современный мир становится все более постхристианским, что здесь все-таки в первую очередь имеется в виду? Имеется в виду то, что основной и главной нравственной максимой является готовность жертвы ради других, готовность жертвы ради Христа, готовность идти на то, чтобы идти на какие-то временные лишения, на аскезу, на какие-то сознательные вещи ради будущего — ради Царствия Божия, ради Христа. И поэтому точно также, как Господь наш Иисус Христос, будучи Творцом этого мира, снизошел до смерти, умаляя Себя, также вот, например, здесь, в этом отрывке про Моисея, видим, что, действительно, он же был названным сыном дочери фараона, он был, по сути дела, принцем в Египте. И это земное преимущество свое он почел за ничто, избрав для себя путь служения Богу и своему народу.
И это, конечно, совершенно христианская идея и христианское движение в дохристианском мире. Борисова — Ну вот дальше апостол в этом своем отрывке из этого Послания перечисляет какое-то количество других примеров, других пророков и других праведников ветхозаветных, которые испытали поругание и... Протоиерей Максим — Да, он даже говорит: не достанет мне слов, чтобы перечислить их всех. Борисова — И вот удивительно, чем он заканчивает это перечисление: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Это как?
Протоиерей Максим — Ну это ведь речь о том, что и мы современники апостола Павла, и мы, которые живем уже через две тысячи лет, войдем в единое Царство Христово, уготованное Господом любящим Его. Это действительно важный момент. Потому что апостол Павел неслучайно перечисляет тех великих праведников, которые, как вы прочитали, свидетельствованы в вере — то есть Бог засвидетельствовал их верность Ему. И вместе с тем в их земной жизни они не получили обещанного. Вообще вот это очень важные, мне кажется, для нас всех слова, потому что мы ведь ищем все-таки справедливости и ищем выполнения Божиих обещаний, как нам это кажется.
Вы знаете, я, к сожалению, неоднократно являлся свидетелем случаев, когда люди просили Бога, например, об исцелении своих родных и близких — и это не только сейчас, в эпоху там коронавирусной всякой пандемии, а это во все времена бывало, когда люди со всей верой, у меня у самого был кризис веры, связанный с этим. Когда я был молодым священником, на моих глазах и руках буквально умирала молодая тридцатилетняя женщина, мать двоих детей, умирала от онкологии. И я каждый день в течение полутора месяцев ездил, ее причащал на другой конец Москвы, и в силу своей молодости, и даже какого-то вот такого наивного, может быть, устроения, я молился и искренне верил в то, что Господь пошлет ей исцеление. Но она умерла. И этот кризис я помню свой, и когда я сейчас вижу подобные кризисы в вере других людей, вот слова апостола как раз призваны нас укрепить в том, что Господь нас все равно слышит, так же как Он слышал ветхозаветных праведников, хотя и не дал им в земной жизни увидеть обещанное.
Потому что обещанное — все-таки это Царство Христово, это Царство Божие, и именно к нему они стремились. И именно к нему должны стремиться мы с вами. Борисова — Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Иоанна из 1-й главы, стихи с 43-го по 51-й, которые прозвучат завтра в храмах. Начинаются они с того, что Иисус захотел идти в Галилею и нашел Филиппа, сказал ему: иди за Мной. Тот, также как Андрей и Петр, решил последовать за Учителем.
И после того, как он для себя это решил, он нашел Нафанаила и говорит: вот, «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки». А Нафанаил не был столь порывистым и легковерным. Он первое, что сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе? Мне бы хотелось остановиться на другой смысловой доминанте этого текста. И в завершение, когда Нафанаил все-таки уверовал и исповедовал, что вот да, Ты Сын Божий и Царь Израилев, Христос «говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Вот что это означает для нас? Это какая-то высшая аллегория или это чисто конкретная вещь, которая должна, по идее, произойти с каждым верующим — то есть у него какой-то третий глаз должен открыться, и он должен это увидеть? Что это? Ведь нас очень много предупреждают в разной форме в Церкви, чтобы мы не увлекались всевозможными мистическими опытами, что они скорее всего приведут нас в очень неприятные ситуации, из которых можно потом и не выбраться. Так вот о чем здесь говорит Спаситель?
Протоиерей Максим — Ну вот это двойственная такая история, по поводу мистических опытов. Конечно, стремиться приобрести мистический опыт в том смысле, в котором его употребляют большинство людей, это путь опасный. С другой стороны, не приобретя духовный опыт я бы все-таки здесь употребил другое слово: не мистический опыт, хотя вполне корректное словоупотребление, но я бы для различения все-таки употребил слово «духовный» , ее имея собственного духовного опыта, человек, по сути дела, Бога не знает. Он знает о Нем теоретически — он об этом прочитал, услышал, поверил, стремился к этому. Но не имея уверения в себе самом, не имея своего собственного опыта, хотя такие люди и даже святые такие были — об этом засвидетельствовано в житиях, когда люди не имели никакого отклика в своей жизни от Бога, не видели Его присутствие.
Видеть небо отверстым вовсе не значит, что мы действительно, у нас открывается какой-то третий глаз и я вижу отверстие в небе, открытие неба, вижу живых ангелов, которые туда-сюда летают. Но имея свой, очень ограниченный духовный опыт, могу свидетельствовать, что при общении с людьми, являющимися ну действительно носителями святости, по крайней мере хотя бы отчасти я никогда не общался с людьми, которые были бы уже признанными и канонизированы Церковью, святыми , но с теми, которые были носителями духа Божия я все-таки общался и могу сказать, что просто даже находясь рядом с ними, ты приобретаешь тот самый духовный опыт и духовное переживание — ты воистину видишь небо отверстым, ты чувствуешь Бога необыкновенно близким к тебе. Не потому, что Он к тебе близок даже — Он к нам всегда близок, — но Он являет Себя в этих людях и через них мы можем увидеть и почувствовать, получить свой духовный опыт. Кто-то, может быть, и напрямую может его приобрести, я не утверждаю, что обязательно через кого-то. Но этот пример я привожу только для того, чтобы сказать, что когда Нафанаил, так же как и другие ученики, оказывались рядом со Спасителем, для них это был, конечно, неизмеримо более сильный опыт.
Поскольку, если я говорю о людях, приближающихся к святости, то они общались с Самим Богом, с Самим Христом и для них... Что такое небо? Ну как бы вот эти слова, если это уместно сейчас об этом поговорить, слова — небо, Царство Небесное, Царство Христово, Царство Божие — это синонимы для Нового Завета. И поэтому небо — это Бог. И тут исполнилось время, приблизилось Царствие Небесное, покайтесь и веруйте в эту благую весть.
То есть через Христа Царствие Небесное, Царствие Божие, Сам Бог вошел в этот мир и люди, прикасающиеся к Нему, прикасающиеся Ему, общающиеся с Ним, они реально, это небо для них отверсто — и это реальное переживание, это не теория, это реальный их живой опыт. Хотя опыт прелести, конечно, тоже весьма такая опасная штука. Борисова — Но как мы уже сегодня говорили, в богослужениях церковных случайных вещей не бывает, и неслучайно именно этот отрывок читается в день, который обозначен в церковном календаре как Торжество Православия. Вот объясняя почему, покойный протоиерей Вячеслав Резников писал, что когда Нафанаил с сомнением спросил: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп сказал: пойди и посмотри.
А разве мы не мечтаем увидеть своими глазами все удивительное, о чем слышали от людей? Разве не спрашиваем в случае сомнений: а ты сам видел? А что такое икона?
Верующие уверены: верба обладает целительной силой. Ею легонько хлещут друг друга — такой обряд символизирует очищение и защиту от злых духов. На Вербное воскресенье, которое в 2024 году отмечается 28 апреля, принято посещать церковные службы.
Многие берут с собой на ночное бдение веточки, чтобы впоследствии поставить их у изголовья больных родственников или просто в красный угол дома. Освящённая верба, поставленная у изголовья больного, считается мощным исцеляющим "амулетом". Эти ветки обычно хранят в доме весь год, а по истечении этого времени сжигают. Никогда не выбрасывают — это позволяет избавиться от накопленной негативной энергии в правильной форме. Освящённая верба: как использовать для здоровья и защиты дома. Такие же ветки могут защищать дом от неприятностей и стихийных бедствий, а также привлекать радость и удачу.
А там однажды вообще взбунтовавшийся легион весь обезглавили — отогнали в Рим, и вот целыми там командами каждый день отрубали головы. То есть все прекрасно знали, чем это все закончится. И все равно. Протоиерей Максим — Ну тут два как бы момента и два вопроса, получается.
Почему они так любимы и известны — ну на них исполнились все-таки слова пророческие из псалма Давида: «Проидохом сквозе огнь и воду и извел еси ны в покой». Вот это вот с одной стороны озеро, вода, а с другой стороны сожжение, оно, конечно, очень так — я сейчас очень плохое слово употреблю — эпично выглядит. А с другой стороны, это, конечно, история, поскольку это не был однородный легион, какой-то отряд, там были и люди совсем молодые — например, Мелитон совсем юноша безбородый и уже умудренные, так сказать, жизнью ветераны — это был действительно элитный отряд, по сути дела, выражаясь нашим современным языком, войска специальных операций, специального назначения, спецназ. И это ведь вопрос о религиозной свободе.
И удивительно, что вот, знаете, совсем недавно к нам в храм попал, примерно два или три года назад, акафист Сорока Севастийских мучеников, выпущенный в Киеве, Ионинским монастырем. Уже после событий 14-го года, уже после майдана, уже после всех этих, как раз на пороге учреждения этой самой непонятной автокефалии Варфоломеем, всех этих вещей. И там, по сути дела, на современном, адаптированном с церковнославянизмами русском языке почему мы так с удовольствием читаем этот акафист, потому что он, с одной стороны, утвержден, а с другой стороны, он очень понятен, потому что все-таки вот современным человеком написан, в современных таких словах показано, что мы верны власти, но наша религиозная свобода выше этого. И вот я понимаю, почему этот акафист появился на Украине — потому что вот эта мысль, что мы граждане своего государства, мы готовы исполнять все законы, но наш религиозный выбор не троньте.
И, мне кажется, вот это, вот по крайней мере во мне это так очень глубоко аукнулось ну вот в тот период, когда мне попал этот акафист. И в этом существеннейшая мысль, мне кажется, для людей всех веков, что вопросы религиозной свободы — это вопросы личного выбора, в который никто не имеет права вмешивается. Борисова — Следующая неделя нам дарит возможность вспомнить еще двух удивительных святителей — Григория Двоеслова и преподобного Симеона Нового Богослова. Это два святых, между которыми четыреста лет, почему их объединили вот в одном дне памяти?
Это тоже такой вот как бы вопрос неслучайный. Потому что, ну не знаю, для меня очень много сходного в то историческое время, в которое жили и служили Господу оба эти удивительные святые. Потому что если говорить о святителе Григории, то это фон его пребывания епископом Рима — отдельная история, как он стал епископом Рима, и для него это вообще, для человека, у которого главное произведение было «Толкование на Книгу Иова», можно представить, как ему это епископство было нужно. Но он все-таки за послушание пошел на эту голгофу свою личную.
А на фоне чего это все происходило — это войны, эпидемия чумы, неурожаи, наводнения и постоянное ощущение, что вот-вот наступит конец света. Ровно то же самое на сломе тысячелетий первого и второго — это фон, на котором пришлось жить и служить преподобному Симеону Новому Богослову. И тоже было ощущение скорого конца света. Может быть, именно в тот исторический момент, когда у большого количества христиан наступает предощущение конца света, может быть, тогда обостряется у особо избранных, особо каких-то чутких духовно людей, таких как святитель Григорий и преподобный Симеон, вот это восприятие, о котором мы говорили, когда говорили о евангельском чтении — вот это восприятие Нафанаила, которого вдруг, когда он оказался рядом со Спасителем, вот пробило это ощущение, что вот оно — я вижу, я слышу, я ощущаю.
Во всяком случае, особое место в учении Симеона Нового Богослова было как раз отведено восприятию Бога как света — то есть то, что потом у паламитов было основной их учения, которое Церковь много-много лет обсуждала и как-то пыталась понять и осмыслить. Вот это ощущение близкого света, который можно увидеть еще при этой жизни. Протоиерей Максим — Ну вы знаете, я очень советую всем нашим радиослушателям, которые хотят понять, а что такое по-настоящему глубинное, духовное переживание Бога, почитать Симеона Нового Богослова. Ну одна фраза, которую я не могу забыть, которая на меня произвела неизгладимое впечатление, когда Симеон восклицает после причастия, говорит: в моих жилах течет Кровь Христова.
Вот это переживание единства с Богом, оно было для него и на самом деле для нас является крайне важным, что Бог это не просто Творец неба и земли, Бог это не просто законодатель, который оставил нам какие-то правила, как нам жить. Бог это не просто Тот, Кто стал человеком, ходил по земле, умер и воскрес две тысячи лет назад. Бог — это про здесь и сейчас. И вот это ощущение, конечно, оно для Симеона Нового Богослова необыкновенно острое и он с нами может этим ощущением поделиться, если мы прикоснемся к его наследию.
Борисова — Григорий Двоеслов нам оставил еще важное, по крайней мере для великопостного нашего пребывания в Церкви, наследие — это литургия Преждеосвященных Даров. Протоиерей Максим — Ну собственно большинство православных людей именно поэтому его и знают. Мало кто помнит о том, что он был просветителем Британии, мало кого, действительно, сейчас, к сожалению, ну по крайней мере у нас волнуют те коллизии, которые приходилось ему пережить в Риме в период своего святительства. А вот литургия Преждеосвященных Даров — оно вызывает много вопросов.
Например, я знаю, что некоторое стесняются — мы же поминаем его на отпусте на каждой литургии: Григория Двоеслова — а дальше по требнику идет: папы Римского. Можем ли мы так сказать? Я вот знаю, иногда поминают: епископа Римского, — как бы стесняясь. У нас вроде как с папой нелады, и поэтому вот, значит, они стесняются вот таким образом поминать.
И это привлекает внимание, люди думают об этом так или иначе и слушают, размышляют и поэтому, конечно, это известный святой. Хочу только сказать, что Двоеслов — это не потому, что у него были какое-то двойные слова, да, а словом «двоеслов» на славянский язык переведено слово «диалог» — то есть диалогист, он был автором «Диалогов», и поэтому вот именно так он и вошел, по крайней мере, вот в литургическую такую традицию. Борисова — А почему, собственно говоря, литургия? Ведь литургия-то как раз там и не совершается, это, по сути дела, такая вечерня, на которой можно причаститься.
Протоиерей Максим — Да, ну все равно как бы словом «литургия» мы можем литургию называть, собственно, с большой буквы, на которой есть Евхаристия, на которой есть возношение, освящение Святых Даров — и в этом отношении да, литургия Преждеосвященная не является подобной литургией. Всегда возникает вопрос: а почему она служится, соответственно, в среду и пятницу, в наиболее постный день? Мы уже видели, даже те, кто только впервые вступил на поприще Великого поста, что в будние дни Великого поста, то есть кроме субботы и воскресенья, литургия не совершается. Именно потому, что это дни...
Борисова — Ну и каких-то праздников, например, Благовещения. Протоиерей Максим — Ну это прямо вот исключение. И даже на Сорок мучеников свершается только Преждеосвященная литургия. Потому что литургия — это торжество, это праздник, это Христос посреди нас.
И постное ощущение нашего странствия где-то вдали, может быть, от Бога, необходимое для покаяния, оно не должно прерываться вот этим самым торжеством. Но в наиболее постные дни, среда и пятница — напомню, что по уставу только я не призываю никого так поститься, я сейчас только про смыслы, да , по уставу в среду и пятницу не положено есть до захождения солнца. И в те самые дни, когда мы так вот строго попостились а на первой неделе, уже прошедшей, в понедельник, вторник вообще ничего кушать не полагалось, так же как и в четверг, лишь среду и пятницу можно было вкусить по захождении солнца , и вот это вот дни особо строго поста, в них для укрепления сил и утешения позволялось и позволяется причаститься запасными Дарами. Именно поэтому это богослужение совершается на вечерне, несмотря на то что в большинстве храмов это происходит с утра, но это уже такое приспособление под современный мир.
Но все больше, во все большем количестве храмов — вот в Москве, например, уже достаточно много мест, где Преждеосвященная свершается, как ей и положено по уставу, вечером, то есть по захождению солнца. Когда ты, особо строго попостясь, весь день проведя в ожидании встречи с Богом в причастии, и уже вечером идешь в храм и вечером причащаешься Святых Христовых Таин. Поэтому это, конечно, необыкновенно глубокое и совершенно особенное переживание. Со мной в студии клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, протоиерей Максим Первозванский.
И мы, как всегда по субботам, говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей седмицы. Вот на следующей неделе у нас будет память одной святой, относящейся к первым векам христианских мучеников — это преподобная Анастасия Патрикия — то есть патрицианка — память ее 23 марта. Вот в связи с памятью этой святой мне как-то захотелось найти для себя ответ на вопрос, почему, собственно говоря, вот святые первого тысячелетия особенно так стремились к сугубой аскезе, и мужчины, и женщины. Ведь так же много, как святая Анастасия, было много выходцев из богатых в Римской империи семей — хорошо образованных, которые имели возможность — мужчины построить хорошую, а иногда блестящую светскую карьеру, а женщины удачно выйти замуж, стать патрицианкой.
И, в принципе, ну будучи христианкой — пожалуйста, можно было там отдаться благотворительности, массу добрых дел совершить, имея еще и финансовые возможности своей семьи. И вот все равно раз за разом мы видим в житиях множество людей, которые, несмотря на все препятствия, уходили в монашеский аскетический подвиг так, чтобы еще и не нашли. Так вот как у святой Анастасии случилось, когда ей, чтобы полностью обрубить концы и не дать возможность никому ее найти, она просто переоделась в мужское монашеское платье и до конца дней своих пребывала в виде такого инока-евнуха. И только когда так же, как Марию Египетскую, только при погребении, когда ее стали облачать, было обнаружено, что это на самом деле была женщина.
Что влекло людей к этой странной и далеко не каждому доступной форме духовной жизни? Протоиерей Максим — Ну я бы все-таки не стал особым образом выделять столетие или тысячелетие, потому что если мы посмотрим жития святых второго тысячелетия и даже совсем близко к нам находящиеся, то мы увидим, что такие люди продолжают быть. То есть это не то что раз — они и исчезли.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
Несмотря на продолжающийся пост, в Вербное воскресенье разрешается есть рыбу и блюда из нее, а в Лазареву субботу можно позволить себе икру. Он служится в первое воскресенье Великого поста в память о победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Великий пост в 2024 году начинается 18 марта – 4 мая. 8 марта 2020 года, в первое воскресенье Великого поста, Православная Церковь отмечает Торжество Православия, а также вспоминает первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя.