Какие феодальные повинности несли крестьяне. Основные повинности, которые несли крестьяне в России до отмены крепостного права – барщина и оброк. Государственные повинности крестьян разделялись на систематические и эпизодические, а систематические состояли из обежной дани (оброка) и волостелина корма. Правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История. Развернутый ответ на вопрос: Назовите основные повинности помещичьих крестьян.
Перечислите повинности которые несли крестьяне
Повинности крестьян | это одна из основных тем, связанных с крестьянским бытом и историей России. |
О многообразии российских крестьян | Во-вторых, они несли различные налоги и повинности в пользу феодального государства. Наконец, крестьяне являлись основными плательщиками дани турецким поработителям. |
ГДЗ по истории России 7 класс Арсентьев Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 49
даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. оброг - мог быть в денежной форме или натуральной. 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. слите основные повинности, которые несли крестьяне.
Назовите основные повинности помещичьих крестьян. Объясните, от чего зависел объ
Они являлись одной из основных форм взаимоотношений между крестьянами и государством. Виды повинностей крестьян Повинности крестьян представляют собой определенные обязанности, которые они должны были выполнить перед своими феодалами или государством. В зависимости от периода и места, повинности крестьян могли незначительно различаться, но среди основных видов можно выделить следующие: Обязанность платить деньги денежную аренду. Крестьяне были обязаны платить деньги взамен за пользование землей своего феодала. Эта повинность называлась денежной арендой, а размер платежа определялся в соответствии с заключенным между феодалом и крестьянином соглашением. Денежная аренда обычно собиралась ежегодно или в виде процента от урожая. Обязанность предоставлять повозки и транспортные услуги.
Крестьяне могли быть обязаны предоставлять свои повозки или транспортные услуги своему феодалу или государству. Это могло включать перевозку грузов, транспортировку военных подразделений или предоставление лошадей для государственных нужд. Обязанность выполнять работу на земле феодала. Крестьяне обязаны были выполнять различные работы для своего феодала, такие как обработка полей, сбор урожая, строительство и т. Эта обязанность называлась феодальной повинностью в работе. Обязанность служить в армии.
Некоторым крестьянам требовалось служить в армии или быть частью ополчения во время войны или конфликта. Это была повинность служить своей стране и феодалу в защите их интересов. Обязанность платить естественную аренду. Крестьяне могли платить своим феодалам в виде натуральной аренды, то есть путем предоставления продуктов или других товаров взамен за использование земли. Эта повинность была распространена в сельской местности, где у крестьян была возможность производить сельскохозяйственные продукты. Это только некоторые виды повинностей, с которыми крестьяне сталкивались в течение истории.
В каждой конкретной ситуации детали могли быть различными, но основные принципы оставались похожими. Понимание повинностей крестьян помогает нам лучше понять историю их жизни и требования они сталкивались. Обязанности по работе на земле Повинности крестьянина в селе связаны в основном с работой на земле.
Дело в том, что в Нечерноземье было больше барщинных, а в черноземной полосе — оброчных крестьян. Но натуральное хозяйство приносило мало «живых» денег, поэтому оброчная система занимала большое значение в экономике страны. Оброк натуральный, денежный Если крестьянин не мог отработать в поле, то платил помещику тем, что сам производил: сельхозпродуктами или вещами. Был ещё денежный оброк — часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела. Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина. Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…».
Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом. Помещикам тоже выгодно — гарантированная прибыль. Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны. Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т. Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк.
Схема повинности средневековых. Средневековые повинности. Обязанности феодальные повинности. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были. Барщина и оброк средние века в Европе.
Барщина, оброк, церковная десятина. Средневековая деревня и ее обитатели таблица. Средневековая деревня и ее обитатели повинности. Права крестьян в средневековье. Составьте схему повинности средневековых крестьян. Повиность средневековых крестьян. Барщина и оброк разница. Барщина это повинность. Оброк это. Феодал и зависимые крестьяне.
Феодальные повинности схема. Феодалы и зависимые крестьяне средние века. Средневековая деревня дом феодала. Средневековая деревня крестьян и феодалов. Повинности крестьян феодалу. Барщина оброк десятина. Понятие оброк. Зависимые крестьяне. Обязанности зависимых крестьян. Крестьяне оброк.
Феодальные повинности оброк и барщина. Повинности черносошных крестьян. Крестьяне общинники. Крестьяне платят подати. Крестьянские повинности в пользу помещика и государства. Сообщение про средневековых крестьян. Крестьяне были крепостными. Повинности крепостных крестьян. Обязанность украинских крестьян. Повинности крестьян на Руси.
Основные крестьянские повинности. Назови основные повинности крестьян в средние века. Феодалы и крестьяне. Феодалы и крестьяне средневековье. Презентация на тему Средневековая деревня. Феодалы и крестьяне Средневековая деревня и ее обитатели. Повинности христиан Борщина. Зависимые крестьяне в средневековье.
В исторических источниках название встречается с 17 века. Значительную часть работных людей составляли крепостные крестьяне-отходники. Поначалу основную массу работных людей составляли работники, обслуживающие речные суда, а также рыбные, соляные промыслы. Позднее слой работных людей расширился за счет работников мануфактур, а с начала 18 века — посессионных крестьян. Формирование слоя работных людей шло за счет крепостных и наемных работников. Мелкие земельные собственники на Руси 12-16 вв. В Пскове и Твери происхождение своеземцев было связано с несением военной службы. С конца 15 века усилился процесс разделения своеземцев: верхушка превращалась в помещиков, большая часть населения в крестьян. Этот процесс завершился в конце 16 — начале 17 века. Служилые люди. Общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 14-нач. С середины 16 века служилые люди делились на служилых людей «по отечеству» и на служилых людей «по прибору». К служилым людям «по отечеству» относились бояре, дворяне, дети боярские. К служилым людям «по прибору» относились стрельцы, пушкари, городовые казаки. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, освобождались от государственных налогов и повинностей. Места должности служилых людей «по отечеству» переходили от отца к сыну. Термин «служилые люди» исчез в начале 18 века в связи с преобразованиями в государственном аппарате и армии. Крестьяне-общинники в Древней Руси 9-14 вв. Источники 11-12 веков указывают на смердов отмечены в Киевской Руси Русская правда и другие источники , в Польше и др. Смерды на Руси — крестьяне, постепенно попадавшие в зависимое состояние полностью или частично. Правовое положение отдельных групп смердов было различным. В 11-12 веках смерд имел свое имущество, сам платил штраф за совершенные проступки. Но юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь. Русская правда запрещала «пучить» пытать на суде смерда «без княжа слова». С начала 12 века расширилась практика передачи князем земель, населенных смердами, в руки своих приближенных. На протяжении 12-13 веков упоминания о смердах сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термин «смерды» служит для обозначения всего сельского населения той пли иной местности. В Новгородской и Псковской землях 14-15 веков смерды выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землей коллективно общинами или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы. Но их личная свобода была ограничена: им запрещался переход в другое село или под патронат князя, а князю запрещено принимать от смердов жалобы на «господу». Новгородские и псковские смерды должны были исполнять повинности «дани», «работы» в пользу города. Категория крестьян на Руси 14-17 вв. В эту категорию крестьян на Руси до конца 15 века входила основная часть зависимого крестьянского населения. Старожильцы пользовались правом свободного перехода до Судебника 1497 г. Тяглые крестьяне. Название крестьян в Русском государстве 15 — нач. В разряд тяглых крестьян входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со второй половины 17 века также бобыли, а с начала 18 века и холопы. С введением подушной подати 1724 тяглых крестьян стали называть податными или окладными крестьянами. Удельные крестьяне. Категория зависимых крестьян в России в конце 18-первой половине 19 вв. Категория появилась после принятия 5 апреля 1797 года и 2 июля 1886 года законодательных актов о правах и обязанностях лиц императорской фамилии — «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживающие на землях, которые принадлежали императорской семье. Удельные крестьяне принадлежали императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Освобождены в 1863 году. Категория зависимого населения на Руси 10 — нач. В 11-12 веках холопами называли различные категории зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги. До конца 15 века холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывающей хозяйскую землю. Часть дворовых холопов пополняла ряды княжеских слуг. На протяжении 16 века роль холопов в барщинном хозяйстве уменьшается за счет вовлечения в него крепостных крестьян. С 17 века холопы стали получать в пользование землю, обзаводились хозяйством, облагались повинностями. В 1722-1724 годах все холопы, в том числе и дворовые, были обложены подушной податью, став частью крепостных крестьян. Черносошные крестьяне. Категория сельского населения России 14-17 вв. Повинности черносошных крестьян были легче, чем у частновладельческих крестьян. Среди них были развиты промыслы соледобыча, пушная охота, рыбная ловля , ремесло, торговля. С конца 16 века усиливался рост государственного обложения черносошных крестьян, ограничивались права распоряжения землей, сужалась компетенция земского самоуправления. В результате реформ Петра I черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян. Черные люди. Общее название тяглого городского и сельского населения в Русском государстве 12-17 вв. В сельской местности к черным людям относились черносошные крестьяне, жившие на черных землях. По социально-экономическому положению черные люди делились на «лучших», «средних» и «молодших». По земской реформе Ивана IV городские и сельские общины черных людей получили широкое, чем раньше, выборное самоуправление с административными, финансовыми и судебными функциями что закрепилось позднее в основном на Русском Севере.
Параграф 9 ГДЗ Арсентьев Данилов 7 класс по истории - ответы
Государственные повинности крестьян разделялись на систематические и эпизодические, а систематические состояли из обежной дани (оброка) и волостелина корма. Основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. Одной из основных повинностей крестьян было выполнение работ на помещичьих землях. 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Крестьяне работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк. За исправное отбывание повинностей крестьяне отвечали круговой порукой всего «мира». Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости.
Параграф 9 ГДЗ Арсентьев Данилов 7 класс по истории - ответы
История повинностей крестьян: от их формирования до отмены - урок по истории России | 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Крестьяне работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк. |
КРЕСТЬЯНЕ В РОССИИ — | Правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История. |
Повинности крепостных крестьян
Оброк включал в себя ежегодные или разовые сборы, которые производились в натуральной или денежной форме. Рабство — крестьяне были привязаны к земле и были собственностью дворян или церкви. Они не могли покинуть землю без разрешения своего владельца и должны были работать на них или выполнять другие услуги в течение определенного времени. Поклонение — крестьяне также должны были платить своему владельцу так называемый поклон, то есть фиксированную сумму, которую они должны были вносить регулярно. Головная пошлина — это налог, который крестьяне должны были платить за себя и своих семейных членов. Сумма головной пошлины зависела от количества людей в семье и их возраста. Помимо этих основных видов повинностей, крестьяне также могли быть обязаны выполнять другие работы, такие как служение в армии или строительство дорог и зданий. Обязанности крестьян могли быть жестокими и тяжелыми, что приводило к массовым выступлениям и восстаниям, направленным на освобождение от повинностей и улучшение своего положения.
Исторический контекст повинностей крестьян Повинности крестьян — это обязанности и обязательства, которые были наложены на крестьянское население в разные исторические периоды. Их характер и объем зависели от разных факторов и изменялись со временем. В русской истории повинности крестьян появились задолго до образования Русского государства. В древней Руси крестьяне были подвластны своим господам и должны были служить им. Они вносили плату в виде продуктов и труда, выполняли различные работы на земле и в поместьях своих господ. По мере укрепления центральной власти повинности крестьян стали все более регламентироваться и легализоваться. Например, введение регистрационной книги подробных писцовых повинностей позволило правительству устанавливать и контролировать повинности крестьянского населения с целью обеспечения государственных нужд.
Самой известной реформой системы крепостного права в России стала реформа 1861 года, которая была под руководством Александра II. С реформой 1861 года было отменено крепостное право, и крестьяне получили официальное освобождение от связанных с ним обязанностей. Однако, после этого крестьяне все еще оставались в зависимости от помещиков и были обязаны выполнять определенные повинности. В советском периоде, со временем, крестьянские повинности стали меняться. Во время коллективизации крестьянских хозяйств были установлены новые правила и обязательства. Колхозы должны были платить налоги и поставлять продукцию государству по заданным планам. В разные исторические периоды повинности крестьян менялись и развивались в соответствии с потребностями и целями государства.
Чем занимались крепостные крестьяне зимой, — отдельный вопрос. Зима для крепостного, кажется, действительно самая лучшая пора. Как жили крепостные крестьяне в долгие зимние месяцы, сказать вполне однозначно трудно. Очевидно, по-разному. Однако почти общим для всех становится то, что работ на помещика становится меньше, а времени свободного — больше. Это — время сельских ярмарок народных гуляний, гаданий и любимых праздников.
Рождество, Масленица — главнейшие из них. В народных песнях продолжается крестьянская жизнь. Пусть это крестьянство было даже крепостным. Оцените значение монастырей в хозяйственной жизни России. Какие виды продукции производили монастыри в XVII в.? Православие в XVII веке оставалось религиозной и духовной основой русского общества, определяло разные стороны бытия от государственной идеологии до семейного быта, проникая в повседневную жизнь и боярина, и дворянина, и посадского человека, и крестьянина.
Церковь являлась важнейшим институтом феодального общества. Монастыри были частью церковной системы, распространяя православие в отдаленных землях. Зачастую именно монастыри выступали убежищем для тех, кто хотел убежать от суеты жизни или от жестокости крепостного гнета. Правда, далеко не все уходили в монастыри добровольно. С самого начала своего появления монастыри занимались просветительской и пастырской деятельностью. Монахи были духовниками и учителями народа.
При некоторых монастырях существовали школы, в которых обучались грамоте и богословию. Монастырь был местом, откуда распространялось образование, где прививались навыки к труду, вера и нравственность. Многие монастыри, стоящие вдали от городов, были вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем. К началу XVII в. Крупнейшие монастыри того времени играли ощутимую роль в общественном производстве, были сильными хозяйственными единицами и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи. Монастыри отличала высокая культура хозяйствования — на монастырских землях выращивали пшеницу, разводили скот, заготавливали сено, содержали мельницы, имели обширную торговлю.
Занимались этими работами в основном монастырские крестьяне. Они охотно селились рядом с монастырями, так как повинности там были заметно легче, чем у помещиков. Платили они оброк деньгами и продуктами своего труда: мясом, маслом, орехами, ягодами и изделиями промыслов: телегами, санями, хомутами, вожжами. В женских монастырях было широко развито рукоделие, главным образом, ткачество и вышивание. Какие обстоятельства, на ваш взгляд, способствовали формированию сословий в России? Обоснуйте своё мнение.
Формированию сословий в России, наряду с историческими традициями взаимодействия различных категорий общества, способствовали многочисленные факторы и обстоятельства. Например, усиление царской власти и смена системы управления государством после смутных времен обусловила формирование дворянского сословия как опоры власти. Развитие городов позволило сформироваться посадскому населению с многочисленными ремесленными категориями людей. Развитие торгово-денежных отношений сформировала категорию купеческого посадского населения. Стремление усилить зависимость дворянства от государства привело к закрепощению крестьян, что стало фактором экономического благосостояния служилых людей. В свою очередь это же закрепощение создало самый многочисленный и самый бесправный класс зависимых крестьян.
Усиление крепостного гнета увеличило бегство населения на окраины государства и привела к появлению казачьих общин. Расширение территорий государства за счет освоения новых земель помогло сформироваться таким категориям как ясачные люди и черносошные крестьяне. Духовенство же изначально оформилось как самостоятельное сословие, и его благосостояние со временем стало неразрывно связано с благосостоянием государства. С помощью словарей выясните происхождение понятия «сословие». Сравните положение различных сословий в XVII в.
После того как была издана карта Олауса Магнуса и в Европе узнали. Ими оказались англичане. В 1554 году английская экспедиция, обойдя Скандинавию и Кольский полуостров, достигла устья Северной Двины и посуху добралась до Москвы. В следующем, 1555 году была основана Московская компания. Начинается английская односторонняя торговля с Россией через Белое море, каждый год 3-4 английских корабля.
Из нее же шел путь в Сибирь. Началось возвышение Вологды. Город становится крупнейшим центром внешней торговли России События В истории России 16 век разделился пополам: тихая половина до Ивана Грозного и кровавая половина с Иваном Грозным. Климат обычный: за 100 лет 26 дождливых и 16 засушливых. Но 4 общерусские засухи пришлись на тихую половину: 1508, 1525, 1533 и 1534 годы. Василий 3 княжил 28 лет, с 1505 по 1533 год. Расширение государства продолжалось. В 1510 году великий князь присоединил Псков, вывел оттуда 300 семей посадников, бояр и купцов, их земли конфисковал, а на их места посадил московских служилых людей. В основном эти земли принадлежали Литве, которая слабела. К концу княжения Василия 3 все русские земли были поделены между Московским государством и Великим княжеством Литовским.
Москва возвеличивалась, а Литва теряла свое величие, но у нее еще оставались Киев, Витебск, Полоцк, она по-прежнему была державой от моря до моря. Когда Василий 3 умер в 1533 году, его сыну, будущему Ивану 4 Грозному было всего 3 года. Он был провозглашен великим князем всея Руси, но 14 лет, до 1547 года, Россией правили опекуны. Опекунский совет во главе с матерью будущего царя Еленой Глинской в историю вошел под именем "семибоярщина". Войн опекуны не вели, но казанские татары ежегодно, с 1534 по 1545 год, совершали набеги на восточные окраины России. Остро стоял вопрос о русских пленных. В правление Елены Глинской была проведена денежная реформа: старая, московская деньга была заменена на новую, новгородскую. Старая, московская деньга называлась "сабляница": на ней чеканился всадник с саблей. Это была серебряная легкая разновесная монета. Товарооборот в Московском государстве расширялся, а денежный запас за ним не успевал, ибо запас драгоценных металлов в России был ничтожно мал.
Это вызвало массовую фальсификацию московской серебряной монеты. Фальшивомонетчиков наказывали строго: секли руки, заливали олово в горло за то, что оловом заменяли серебро - ничто не помогало. Реформа состояла в том, что старую монету власти изъяли из обращения и перечеканили по единому образцу. Новая, новгородская серебряная деньга была более тяжелая, унифицированная. Она стала называться сперва "новгородка", а потом "копейка", потому что на ней чеканили всадника с копьем. Но Россия отставала от Европы. Ремесла развивались медленно. Была недостаточной роль городов в экономике и горожан в социальной жизни. В огромной России в середине века было 160 городов, а в маленьких Нидерландах 300. Государство расширялось, а товарно-денежные отношения нет.
И происходил отток населения на окраины. А всего населения было в России 6,5 миллиона человек. При огромной территории плотность очень низкая - 2 человека на квадратный километр. В Москве жило 100 тысяч человек, в Новгороде - 25-30 тысяч. А южные и восточные земли пустовали из-за угрозы татарских набегов. И, может быть, главный показатель: урожаи по России сам-3-4. Такие урожаи в Европе были 2-3 столетия назад. Всё ещё господствовала соха. Плуг и удобрения были редкостью. Монархия не была абсолютной как и в Европе.
Монарх делил власть с аристократией, с Боярской думой. Тогдашняя формула принятия законов: "Царь указал, а бояре приговорили". Господствующий класс имел строгую иерархию. Наверху - бояре, крупные землевладельцы: земля в их полном распоряжении. Посередке - вотчинники, дети боярские. Внизу - дворяне, у которых земля была в поместном владении пока службу несли. В 16 веке поместье стало господствующей формой феодального землевладения. Но дворяне не имели представителей в Боярской думе. В таких условиях 16 января 1547 года венчался на царство Иван 4, первый русский царь. Спокойная половина века закончилась.
А началось всё с пожаров. Летом 1547 года Москва горела трижды, самый большой пожар случился 21 июня: Москва горела 10 часов, выгорело 25 тысяч дворов, погибло от 1700 до 3700 человек. Затем в 1549 году собирается неофициальное правительство - "Избранная рада" - и первый земский собор. В 1550 году Избранная рада проводит реформы: составляет новый Судебник, где повторяется положение о Юрьеве дне, создает приказы прообразы министерств , организует стрелецкое войско. Дней Ивановых прекрасное начало. Иван 4 задался целью разрубить сразу два узла - южный и северо-западный: выйти к Черному морю и расширить выход к Балтийскому. На юге Большая орда развалилась еще в 1502 году, но остались агрессивные ханства на Волге и в Крыму. За первую половину века крымские татары предприняли 43 похода на Русь, а казанские около 40. Иван 4 начал с южной проблемы. В 1548-1550 годах русская армия дважды ходила на Казань, но безуспешно В 1551 году была мирно присоединена Правобережная, Горная сторона Казанского ханства.
В 1552 году русские войска пошли третьим походом и штурмом овладели Казанью - была присоединена Левобережная, Луговая сторона ханства. Затем последовали пять лет татарских мятежей, но они уже ничего не изменили. Тогда же, в 1553 году во время болезни государя произошли первые казни измеников и еретиков. До массовых казней осталось 14 лет. В 1556 году наступила очередь Астраханского ханства. Россия вышла к Каспийскому морю, граница ее отошла к Тереку. Дальше был Кавказ. Оставалось сильное Крымское ханство. В 1556-1561 годах русские войска предприняли поход в Крым, дошли до Бахчисарая и Керчи, научились жарить шашлыки на костре и отодвинули русскую границу до Азова. Полная победа лежала на ладони.
Но Иван 4 не закончил эту войну: в разгар Крымского похода, в 1558 году он ввязался в легкую, как ему, видимо, казалось, Ливонскую войну и увяз в ней на 25 лет. Все силы были брошены на Северо-Запад - Крымское ханство уцелело, а потом с турецкой помощью усилилось. Черное море осталось для России закрытым, не открыл его даже Петр 1 150 лет спустя Это была серьезная военно-политическая ошибка Грозного - первая ошибка. Следующие ошибки превратились в преступления против народа. Война переместилась на Север, а крымские татары продолжали грабить южную Русь. Из 25 лет Ливонской войны 21 год отмечен татарскими набегами. В 1571 году татары даже подожгли Москву. А ведь за первые восемь лет правления Ивана 4 территория России увеличилась с 2,8 до 4 миллионов квадратных километров. Запахло Российской империей. Появились первые недовольные.
В 1554 году случилось первое бегство из России: князь Лобанов-Ростовский бежал в Литву, но неудачно. Был сослан на Белоозеро. В 1554-1555 годах произошли массовые казни посадских людей. Но прозвище Грозный Иван 4 еще не получил. На Северо-Западе в середине 16 века российские границы были спокойными. Росссия имела выход к Балтийскому морю по берегам Финского залива - от реки Нарвы до реки Сестры как в 1939 году. Господство Ганзы на Балтике кончалось, усиливалась Дания и ее флот. Для России складывались неплохие условия для торговли с бурной Европой. В 1525 году остаток Тевтонского ордена был провозглашен герцогством Пруссией. В теле Восточной Европы осталась милитаристская заноза, которая еще не раз нарвет, пока ее не удалят в 1945 году.
Пограничный с Россией Ливонский орден одряхлел и особой опасности не представлял. Швеция была занята внутренними делами. В 1521-1523 годах там восстали крестьяне и рудокопы. Восстание возглавил дворянин Густав Ваза. Восставшие победили, и Густав Ваза был избран шведским королем. Первым делом он расторг Кальмарскую унию с Данией 1397 года. Швеция обрела независимость. В 1524 году новый шведский король начинает в Швеции Реформацию, которая, кроме всего прочего, включала упразднение монастырей, секуляризацию церковных земель и конфискацию церковных сокровищ, накопленных за пять столетий. Чем не большевик? Для сравнения: в 16 веке, после реформ Ивана 3, Кирилло-Белозерский монастырь имел во владении 20 тысяч десятин земли 200 квадратных километров и 923 села и деревни.
Густав Ваза поощрял развитие промышленности, торговли и судоходства. Швеция вскоре вышла на первое место в Европе, а значит и в мире, по производству и вывозу железа и меди. В это время все скандинавские страны провели реформу своих церквей, в Швеции и Финляндии - в 1539-1540 годах. Королевская власть подчинила себе духовную и тем самым усилилась. В 1544 году Швеция сделалсь наследственной монархией, у нее появился военный аппетит, и со второй половины века она возобновила завоевательную политику, прерванную в 14 веке. Финляндия в 1556 году за два года до Ливонской войны становится герцогством в составе Швеции, а в 1581 году за два года до окончания Ливонской войны провозглашается великим княжеством со столицей в Турку.
Происходили в основном из бывших служилых людей «по прибору», которым не было присвоено дворянство. Владели землей по праву четвертного владения и могли ее продавать только друг другу.
До 1840 года имели право владеть крепостными людьми, но фактически не пользовались этим правом, поэтому однодворцы несли те же повинности, что и их крестьяне. Однодворцы жили одним двором с крестьянами. Однодворцы платили подушную подать и четырехгривенный оброк. Данная категория была распространена на бывших приграничных землях России — Воронежской, Курской, Орловской, Тульской и других. Пашенные солдаты. Служилые люди, несшие сторожевую службу на южной и северо-западной границе России. Категория пашенных солдат появилась в 1640-х годах. Пашенными солдатами и драгунами становились крестьяне, освобожденные от значительной части налогов и повинностей, имевшие собственные земельные наделы и хозяйство и несшие пограничную службу в солдатских и драгунских полках.
В 1660-1680-х годах они постепенно перешли в разряды тяглых крестьян или служилых людей. Зависимые крестьяне в России в 14-нач. Половниками становились малоземельные крестьяне, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и ссуду для ведения хозяйства. Заключали договор с землевладельцем о «половье», который оговаривал сроки, размер ссуды, повинности. В 14-15 веках половничество испольщина существовало во всех русских землях, в 17 веке половники сохранились на севере России, в 18 веке — в Великоустюжской и Вятской провинциях. В 19 веке — лишь в уездах Вологодской губернии. В 1720-х годах половники слились с общей массой черносошных крестьян.
Посадские люди. Торгово-ремесленное население городов, части поселений, посадов, слобод. Посадские люди несли государственное тягло налоги, торговые пошлины, натуральные повинности. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. Посессионные крестьяне. Крепостные крестьяне в России 18 — первой половины 19 вв. Посессионные крестьяне не могли продаваться отдельно от предприятия мануфактуры. Категория посессионных крестьян была введена при Петре I в 1721 году в связи с необходимостью обеспечить рабочими растущую крупную мануфактуру.
В состав посессионных крестьян входили купленные к «фабрикам» крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 года, казенные мастеровые, переданные владельцам мануфактур. В 19 веке в число посессионных крестьян вошли непременные работники, заменившие приписных крестьян. Категория посессионных крестьян была ликвидирована с отменой крепостного права. Посошные люди. Временные служилые люди в Русском государстве 16-17 вв. Посошные люди собирались по указу. Из грамоты 1547 года известно, что к Казанскому походу требовалось собрать в селах и деревнях по два человека с сохи «по конному да пешему» , в слободах — по одному человеку с десяти дворов. Посошные люди выполняли в армии роль пехоты и вспомогательные функции строительство укреплений, обслуживание артиллерии.
В 16 веке посошные люди привлекались и в мирное время для выполнения строительных и ремонтных работ. Посполитные крестьяне. Лично свободное население Левобережной и Слободской Украины во второй половине 17-18 вв. Посполитный крестьянин был лично свободен, мог менять место жительства, владел землей и другим имуществом на праве полной собственности. Посполитные крестьяне платили налоги в войсковую казну, несли натуральные повинности — подводную, постойную. Казаки и посполитные крестьяне не были обособленными группами: казак мог сделаться посполитным, посполитный крестьянин — казаком. Главную роль в переходах играли причины экономического характера. Только в 18 веке посполитные крестьяне обособились от казаков.
Приписные крестьяне. Государственные, дворцовые и экономические крестьяне в России 18 в. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определенного срока, то есть навечно. Формально они оставались собственностью феодального государства, но на практике их эксплуатировали и наказывали как крепостных крестьян. Тяжелое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян. В конце 18 века правительство прекращает приписывать крестьян к заводам. По указу 1807 года приписные крестьяне на уральских горных заводах начали освобождаться от обязательных заводских работ. В начале 19 века приписные крестьяне вошли в категорию посессионных крестьян, которая была ликвидирована с отменой крепостного права.
Работные люди. Рабочие на промыслах и промышленных предприятиях России 17 — первой половины 19 вв. В исторических источниках название встречается с 17 века. Значительную часть работных людей составляли крепостные крестьяне-отходники. Поначалу основную массу работных людей составляли работники, обслуживающие речные суда, а также рыбные, соляные промыслы. Позднее слой работных людей расширился за счет работников мануфактур, а с начала 18 века — посессионных крестьян. Формирование слоя работных людей шло за счет крепостных и наемных работников. Мелкие земельные собственники на Руси 12-16 вв.
В Пскове и Твери происхождение своеземцев было связано с несением военной службы. С конца 15 века усилился процесс разделения своеземцев: верхушка превращалась в помещиков, большая часть населения в крестьян. Этот процесс завершился в конце 16 — начале 17 века. Служилые люди. Общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 14-нач.
ГДЗ по истории России 7 класс Арсентьев Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 49
крестьяне которые несли повинности в пользу князя. Основные повинности которые несли крестьяне. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Ответ на вопрос Какие повинности несли крестьяне в пользу господина, учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов. Рекрутская повинность являлась гл. причиной нежелания нек-рых категорий населения переходить в государственные крестьяне.
Параграф 9 ГДЗ Арсентьев Данилов 7 класс по истории - ответы
Что такое феодальная повинность? Повинности крестьян заключались в соблюдении нескольких пунктов договора, при заключении которого феодал обязывался предоставить крестьянину и его семье землю для проживания и засева поля, а также защищать его землю и поместье от нападений врагов. При этом такой вид соглашения не был рабовладельческим: в любой момент семья крестьянина могла перейти к другому феодалу в услужение, но земли, которые ему выделялись, конечно же, отбирали. В средневековой истории феодальных повинностей было несколько: Барщина. Денежный оброк в пользу феодала.
Церковная десятина. Другие условия местного характера. Барщина Эта феодальная повинность заключалась в принудительной обязанности работать на поле господина 2-3 дня в неделю.
Кстати, полюдье никакого размера не имела до Древлянского восстания, а потом установления уроков и погостов и поэтому князья часто ей злоупотребляли. Потом полюдье превратилось в уплату ренты, которая до 14 века платилась продуктами, с 14-15 веков приобрела денежную форму.
Меры, которые принимались против малоземелья удельных крестьян, оказались недостаточными. Все, наверно, помнят картинку из учебника истории, где крестьянин стоит на одной ноге, поджав другую, а территория вокруг него огорожена и за забором стоит самодовольный помещик- вся остальная земля его. Так и обстояли дела у удельных крестьян. Имелись некоторые особенности и в их правовом положении в дореформенное время: Удельный крестьянин не имел права сдавать в наем доставшийся ему участок. Он мог приобретать недвижимость в городах, а также землю с согласия Департамента уделов ; но продавать купленную землю, равно как и постройки, можно было только таким же удельным крестьянам. Отлучки с места жительства без разрешения начальства воспрещались. Выход в мещанство и купечество дозволялся лицам мужского пола при уплате выходных денег за всех членов семьи. Женщинам дозволялось выходить в другие сословия ещё путём замужества, с уплатою выходных денег. Ведение гражданских дел удельных крестьян поручалось удельным стряпчим и т. Земельная реформа 1860-ых годов в отношении удельных крестьян проходила позднее, чем у помещичьих. Сначала указами 1858 года и 1859 года были отменены их ограничения в гражданских правах, перечисленные выше. Затем долго обсуждали условия наделения удельных крестьян землёй в собственность.
Был ещё денежный оброк — часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела. Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина. Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…». Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом. Помещикам тоже выгодно — гарантированная прибыль. Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны. Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т. Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк. Другие повинности Самые тяжёлые повинности в пользу господина. Крестьяне их называли «дурными обычаями». Здесь помещик мог развернуться во всю, придумывая всё новые и новые платежи.
Какие повинности несли крестьяне в пользу господина
Крестьяне владельческие В среде владельческих крестьян имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на: Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу XVII в. Ему к концу 17 в. Монастырские церковные. Дворцовые царские. В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение XVII века, переводились и другие категории незащищенного населения — бобыли не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне и холопы. Их положение часто определяется вообще как полурабское. И это справедливо.
Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства. Крепостные крестьяне: права и обязанности Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками. В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными — это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Также крестьяне уплачивали оброк и государственные подати.
Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина. С течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над принадлежащим ему крепостным. Право помещиков в отношении крепостных крестьян позволяло ему продавать принадлежавшего ему крестьянина, как ему вздумается — с землей, или без земли; разлучать семьи, продавая детей, отрывая их от родителей; безнаказанно истязать их, сечь кнутом за малейшую провинность, или и вовсе из самодурства… Пытки крепостных крестьян были в обычае тех времен. Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков. Частыми были крестьянские восстания и просто бунты. Жизнь крепостных крестьян в России XVII века Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь. Средоточием всей жизни крестьянина являлась сельская община. Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек.
В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей. Простой дом, а вернее — изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительство. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижения в настоящее искусство. Простая и очень скудная еда. Но сдобренная многочисленными напитками. В том числе, и горячительного характера, конечно. Соления и копчения, заготовка грибов и ягод — все это тоже из крестьянского быта той эпохи.
Чем занимались крепостные крестьяне зимой, — отдельный вопрос. Зима для крепостного, кажется, действительно самая лучшая пора. Как жили крепостные крестьяне в долгие зимние месяцы, сказать вполне однозначно трудно. Очевидно, по-разному.
Очевидно, по-разному. Однако почти общим для всех становится то, что работ на помещика становится меньше, а времени свободного — больше. Это — время сельских ярмарок народных гуляний, гаданий и любимых праздников.
Рождество, Масленица — главнейшие из них. В народных песнях продолжается крестьянская жизнь. Пусть это крестьянство было даже крепостным. Оцените значение монастырей в хозяйственной жизни России. Какие виды продукции производили монастыри в XVII в.? Православие в XVII веке оставалось религиозной и духовной основой русского общества, определяло разные стороны бытия от государственной идеологии до семейного быта, проникая в повседневную жизнь и боярина, и дворянина, и посадского человека, и крестьянина. Церковь являлась важнейшим институтом феодального общества.
Монастыри были частью церковной системы, распространяя православие в отдаленных землях. Зачастую именно монастыри выступали убежищем для тех, кто хотел убежать от суеты жизни или от жестокости крепостного гнета. Правда, далеко не все уходили в монастыри добровольно. С самого начала своего появления монастыри занимались просветительской и пастырской деятельностью. Монахи были духовниками и учителями народа. При некоторых монастырях существовали школы, в которых обучались грамоте и богословию. Монастырь был местом, откуда распространялось образование, где прививались навыки к труду, вера и нравственность.
Многие монастыри, стоящие вдали от городов, были вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем. К началу XVII в. Крупнейшие монастыри того времени играли ощутимую роль в общественном производстве, были сильными хозяйственными единицами и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи. Монастыри отличала высокая культура хозяйствования — на монастырских землях выращивали пшеницу, разводили скот, заготавливали сено, содержали мельницы, имели обширную торговлю. Занимались этими работами в основном монастырские крестьяне. Они охотно селились рядом с монастырями, так как повинности там были заметно легче, чем у помещиков. Платили они оброк деньгами и продуктами своего труда: мясом, маслом, орехами, ягодами и изделиями промыслов: телегами, санями, хомутами, вожжами.
В женских монастырях было широко развито рукоделие, главным образом, ткачество и вышивание. Какие обстоятельства, на ваш взгляд, способствовали формированию сословий в России? Обоснуйте своё мнение. Формированию сословий в России, наряду с историческими традициями взаимодействия различных категорий общества, способствовали многочисленные факторы и обстоятельства. Например, усиление царской власти и смена системы управления государством после смутных времен обусловила формирование дворянского сословия как опоры власти. Развитие городов позволило сформироваться посадскому населению с многочисленными ремесленными категориями людей. Развитие торгово-денежных отношений сформировала категорию купеческого посадского населения.
Стремление усилить зависимость дворянства от государства привело к закрепощению крестьян, что стало фактором экономического благосостояния служилых людей. В свою очередь это же закрепощение создало самый многочисленный и самый бесправный класс зависимых крестьян. Усиление крепостного гнета увеличило бегство населения на окраины государства и привела к появлению казачьих общин. Расширение территорий государства за счет освоения новых земель помогло сформироваться таким категориям как ясачные люди и черносошные крестьяне. Духовенство же изначально оформилось как самостоятельное сословие, и его благосостояние со временем стало неразрывно связано с благосостоянием государства. С помощью словарей выясните происхождение понятия «сословие». Сравните положение различных сословий в XVII в.
Сословие — это социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом или нормами традиций. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству. В странах Западной Европы в сословном делении обычно встречались категории духовенства, аристократии дворянства и общинников тех, кто трудится.
Поэтому нередко они отдавали выращенные сельскохозяйственные продукты, хоть и не лучшего качества.
Примечание Нередко помещик заставлял крепостных работать на своей земле постоянно, не давая возможности и времени обрабатывать собственную. При этом часть урожая подневольный человек все равно был обязан отдать хозяину. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина В пользу господ крепостные крестьяне несли любые повинности, установленные хозяевами. Самыми обычными были отработка барщины и уплата оброка, самыми нелепыми — оплата за дым, сбор со двора.
Помещик по умолчанию был и владельцем всего имущества, принадлежавшего крестьянину. В любое время он мог забрать все, что потребуется, себе, без спроса и разрешения крепостных и членов их семей. Примечание Одним из обычаев, который крепостные крестьяне в числе многих относили к дурным, был обычай на «право первой ночи». Женщина, выходившая замуж, первую брачную ночь проводила с барином, а не с мужем.
Половая вседозволенность со стороны помещика была распространена повсеместно, причем закон никогда не вставал на сторону пострадавших крепостных. Всегда в любых спорах победу одерживал помещик, а подневольный человек, посмевший пожаловаться на господина, карался еще больше. Так, крепостных могли отправить на каторгу или сослать в Сибирь, подвергнуть телесным наказаниям. Крестьянские семьи разрешалось разлучать, членов одной семьи помещики могли продавать, дарить, проигрывать в карты, отдавать за долги.
Закон предписывал помещикам помогать крепостным в тяжелое время, но происходило такое крайне редко. Помещики могли поощрять только крестьян, занимавшихся какой-либо деятельностью, приносящей деньги. Ведь чем больше крепостной крестьянин заработает, тем больше доход будет и у помещика. Барщина Определение Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника.
Барщина является основным видом феодальной повинности, возникшим в XVI веке. В основе барщины лежит труд крепостного крестьянина на земельном наделе господина. Право определять количество времени, отведенное на отработку, принадлежало помещику. Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения.
Zenkova929 28 апр. При отступлении они разбили армию ацтеков в сражении при Отумбе. Lyudmilakohuko 27 апр. Kristinakiyko13 27 апр. Возможно… Но куда важнее, является тот факт, что исследователи признают сегодня паранормальные возможности этой легендарной женщины. Ведь воистину это, пожалуй, единственный достоверно известный случай, ког.. S19740509 27 апр.
О многообразии российских крестьян
Какие феодальные повинности несли крестьяне. перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Основные повинности крестьян в Средневековой Руси были следующие. Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Найди верный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. слите основные повинности, которые несли крестьяне.
КРЕСТЬЯНЕ В РОССИИ
Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? - История | Кроме ясака крестьяне несли и другие повинности (платили ямские деньги, исполняли рекрутскую повинность и т.д.). |
Беседин Виктор • О многообразии российских крестьян | Феодальные повинности — повинности крестьян, отбываемые в пользу феодалов. |
Перечислите повинности которые несли крестьяне | В отличие от черносошных владельческие крестьяне уплачивали ренту и несли разного рода повинности непосредственно в пользу своего владельца. |
Повинности крепостных крестьян
На митрополичьих патриарших землях и землях митрополичьих монастырей, как и на дворцовых землях, фигурировали десятины для посопного хлеба, причем в уставных грамотах мы читаем требование «крестьяном пахати на монастырь» и «навоз возити на монастырскую пашню». А располагая данными о соотношении размеров крестьянских пашей с посопной десятиной, мы имеем возможность определить тягость барщины или того оброка, который заменял на дворцовых землях работу на посопной десятине. В грамоте 1495—1511 гг. Из грамоты явствует, что митрополит, который располагал огромными земельными богатствами, понимал под словами «пашут мало» и какую норму он считал обязательной. Отношение 5:1, где 5 — это крестьянская, а 1 — господская пашня, он принимал для данного монастыря за обязательное. Колычева пишет, что «в дворцовую казну шли доходы якобы только с шестой десятины, которую к пяти крестьянским десятинам прибавляли для посопного хлеба». Слово «якобы» употреблено Е. Колычевой, так как при неурожаях крестьянин должен был затратить часть урожая, полученного с надельных десятин, чтобы выплатить хлебный и денежный оброк. Добавим, что для оплаты денежного оброка, а также оброка хлебами, не высевавшимися на десятине посопного хлеба, всегда приходилось затрачивать часть урожая, полученного с надельных полей.
Там, где вместо обработки господской десятины взимался посопный хлеб в строго определенных размерах, при неурожае действительно нужно было отдавать больше, чем собиралось с этой десятины. Но зато при хорошем урожае крестьяне сдавали не весь хлеб, который собирали с посопной десятины. Все это касается тех случаев, когда барщинная работа на придаваемой к выти шестой десятине заменялась посопным хлебом. Там же, где обработка десятины для посопного хлеба не заменялась фиксированным послом, мы имеем дело с типичной полевой барщиной и можем с известным основанием установить отношение крестьянской пашни к пашне господской. В XVI в. Колычева, крестьянин «не распахивал все пять надельных десятин, но господскую шестую десятину надо было засеять полностью». Но ту часть тяглого вытного надела, с которого надлежало платить владельческие повинности, он оставлял впусте только в условиях полной невозможности его обработать. А в этом случае и господскую пашню ему было не поднять.
Во второй половине XVI в. Так как выть чаще всего стали класть по 6, 7 и 8 десятин с посопной десятиной , а для посопного хлеба на митрополичьих и дворцовых землях во вторую половину XVI в. В грамоте патриарха Новинскому Московскому монастырю от 1590 г. Для своих полей крестьяне, таким образом, не оставляли навоз. Таблица 10. Лучше дело обстоит с данными источников, относящихся к новгородским пятинам. Крестьянские коробьи относились к господским в поместьях того времени в Водской пятине как 17:1, в Шелонской — как 13:1 ив Деревской — как 9:1. Писцовые книги зафиксировали крайне мало поместий, в которых это отношение поднималось до 5:1.
Данные табл. В докризисное время рост средней запашки на господское хозяйство сопровождался ростом запашки на крестьянскую семью. Следовательно, он осуществлялся не за счет сокращения наделов. От начала до середины XVI в. Однако при сравнении запашки на государя, митрополита и монастырь с господско-служней запашкой в поместьях следует учитывать, что в дворцовых и церковных волостях отсутствовали холопы-страдники на пашне, а в поместьях они обрабатывали значительную часть барских полей и иногда получали надел. Писцовые книги не выделяли холопьи наделы из общего числа господско-служних обеж и не разделяли господскую запашку, возделанную трудом холопов и трудом крестьян. Особенно важно это учитывать при анализе той части табл. Однако, судя по дозорной книге Бежецкой пятины, изученной Г.
Абрамовичем, в 1594—1595 гг. Важно учитывать и то, что приведенные проценты относятся только к Бежецкой пятине. Поэтому не следует считать, что положение в других регионах было аналогичным. Но в том, что холопы, которых было много во всех пятинах, обрабатывали значительную часть барских полей, сомневаться не приходится. Необходимо также учитывать, что значительное увеличение доли господских обеж в 1580—1590-х годах не объясняется ростом абсолютных размеров господской запашки. Они сокращались, но гораздо медленнее, чем размеры крестьянской надельной тяглой пашни. Крестьянское разорение и запустение крестьянских земель нельзя рассматривать как следствие перехода к барщинной системе. Удельный же вес барских полей, наоборот, был следствием запустения.
В результате их обработки в «Аграрной истории Северо-Запада России» определены доходы от коробьи пашни в трех полях, а также оброки в расчете на коробью. В Шелонской и Деревской пятинах этот доход сверх семян от озимых и яровых при урожае ржи сам-4 равнялся 56 деньгам московским,19 оброки же помещикам составляли 18,9 деньги. Этот процент еще повышался при урожае сам-3. Значительная часть крестьян Новгородских пятин сидела на издолье, причем половье из хлеба отдавала малая часть издольщиков. Большая их часть отдавала треть или четверть хлеба. Эту часть хлеба нельзя рассматривать как среднюю долю всего собираемого крестьянином урожая: во-первых, четверть и треть могла выделяться и после засыпки семян на следующий посев; во-вторых, при неурожаях землевладельцу невозможно было получать всю свою долю, а из новгородских источников не видно, чтобы недобор в неурожайный год числился как долг крестьянина. Вместе с тем крестьяне на издолье обычно еще платили землевладельцу небольшое количество денег, а иногда еще работали на барщине. Поэтому при анализе издолья мы должны сделать вывод о том, что вычисленная выше норма эксплуатации приблизительно отражает действительность.
Следует также учитывать, что эта норма эксплуатации довольно сильно варьировалась. Ведь небольшая часть издольщиков сидела на половье, а некоторые отдавали только «пятину» от хлеба. Между 1500 и 1540 гг. А в последующее время фиксация оброчных повинностей вовсе исчезает из писцовых книг. Для последней четверти XVI в. Но самое исчезновение норм обложения из писцовых книг и соответственно изменение их формуляра представляет значение. С ним должна быть сопоставлена эволюция формуляров отдельных и послушных грамот. Эта эволюция, как и определяющее ее развитие феодальной ренты, может быть понята, если учитывать как устремления феодалов, направленные на ее увеличение, так и силу сопротивления народных масс всем повинностям, начиная с дани и полюдья и кончая барщиной и оброком.
Результатом этого сопротивления было ограничение размеров повинностей, на которое вынуждена была пойти эксплуататорская верхушка. На первых порах эти ограничения сводились к следованию традициям. Землевладельцы должны были при взимании повинностей «ходить по старой пошлине». Помещики старались нарушать старую пошлину, и это находит свое отражение в формуляре дошедших от начала XVI в. В некоторых из них говорится: «... А доспеет пусто, и помещику. Жалобы на нарушение помещиками «старины» не могли возыметь такое действие, как жалоба крестьян Царево-константиновского монастыря 1391 г. И в крестьянских челобитных чем дальше, тем настойчивее звучит угроза «разбрестись врозь» от непомерных повинностей и оставить свои наделы впусте.
И эти угрозы, особенно в последней трети XVI в.
На его основе подготовьте сообщение сопроводив его электронной презентацией. Ответ: Скачать презентацию «Крепостные крестьяне XVII века» Слово «крепостной» произошло от понятия «крепость», что в древнерусском праве означало акт, символический или письменный, утверждавший власть какого-либо лица над чем-нибудь. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу «крепостное право» на эту вещь. Предметом крепостного обладания в России были и люди. Такие крепостные изначально назывались «холопами и робами». На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, а робой — крепостная женщина. При этом в документах, кроме церковных, никогда не употреблялось слово «раб».
Холопство же было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. Крепостное право в России Ответ: Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. К этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились с 5-ти лет, объявленных ещё в царствование Федора Иоанновича в 1597 году, до 15-ти лет. Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше. Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушёл с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговорённых в порядных записях, то есть — о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение. В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян.
Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей. Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика.
Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей. Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица». Крестьяне в XVII веке Ответ: После окончательного утверждения крепостничества нормами Соборных уложений Василия Шуйского и Алексея Михайловича Романова крепостное право становится определяющим явлением в жизни страны на целых два с половиной столетия.
Стремление обеспечить стабильность царской власти за счет опоры на дворянское, служилое сословие привело к серьезному поражению в правах другой категории населения — крестьянства. Конечно, нельзя сказать, что крепостное право было сродни рабству, но уж очень похожи были эти два состояния. Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных — владельческими. Крестьяне черносошные: Ответ: лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца; за ними сохранилась значительная степень личной свободы среди прочего — право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования ; сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность — платили подати и исполняли различные работы.
Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей.
Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т. Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение.
Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т. Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену — право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика. Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата. При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми.
Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году. Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т. Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т. Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену — право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика.