Тарелка десертная «Кобальтовая сетка» Тюльпан. Кофейник "Кобальтовая сетка" (без золочения), фарфор, деколь, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1970-1990 гг. Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. Заварочный чайник с кобальтовой сеткой. В 1958 году на Всемирной выставке фарфоровых изделий в Брюсселе Ленинградский завод представил большую коллекцию своих изделий, среди них сервиз «Кобальтовая сетка». Золотому взлету «кобальтовой сетки» на сервизах ИФЗ — 65 лет.
История одного узора
Кобальтовая сетка ЛФЗ| история и память - YouTube | Богословский, 3. |
Императорский фарфор Кобальтовая сетка | Именно она придумала узор «Кобальтовая сетка», который потом получил множество наград и стал одним из самых знаменитых в России. |
«Кобальтовая сетка»: история и особенности рисунка
Чашка и блюдце. Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. Похожие. Следующий слайд. ИФЗ/ЛФЗ Комплект чайный "Кобальтовая сетка", 3 предмета Императорский фарфоровый завод. Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой». Эта нежно холодная роспись «родилась» в 1944 году, а к концу 50-х стала фирменным узором предприятия. В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. Кроме множества сувениров в виде магнитиков, канцелярии и самых вкусных конфет с кондитерской фабрики им. Крупской туристы часто везут из Санкт-Петербурга изящнейшие чашечки с кобальтовой сеткой и другую красивую посуду с Ломоносовского фарфорового.
Как появилась знаменитая «кобальтовая сетка» ЛФЗ
Обновленная серия включает в себя бокалы для различных напитков, а также креманки. Обновление серии "Кобальтовая сетка" Дизайн сочетает в себе ненавязчивую классику форм с изящным декором, поэтому станет безупречным дополнением как к традиционным коллекциям, так и к креативным новинкам от «Императорского фарфора». В оформлении был использован самый известный рисунок ИФЗ — «Кобальтовая сетка».
Во время правления Екатерины II производились предметы не более 40-50 сантиметров в высоту. Отчасти это связано с технологическими возможностями завода, отчасти — с тем, что мода производить большие кабинетные и дворцовые предметы сложилась на Севрской мануфактуре во время правления Наполеона I [7]. В 1792 году управление заводом перешло к князю Н. Юсупову , при котором произошёл «наибольший подъём технического совершенства и художественной ценности Екатерининского фарфора». Непосредственный надзор за фабрикой Юсупов поручил Самуилу Самойловичу Фигнеру.
Во время правления Павла I были улучшены условия труда работников завода: в 1797 году была построена больница. В 1800 году была открыта булочная, так как служащие завода помимо заработной платы получали и хлеб [7]. В конце царствования Павла I штат завода состоял из 202 работников. Завод выпускал продукцию как по заказу Придворной конторы, так и для сторонних заказчиков. Во время правления Павла I завод ежегодно расходовал более 5000 пудов глуховской глины, причем все поставки осуществлял один и тот же помещик — Маркевич. Кварца тратилось более 2000 пудов, шпата — более 1300 пудов. Поставлялись они из Олонецкой губернии.
К этому времени на заводе уже перестали производить табакерки, однако активно производились фарфоровые яйца, которые традиционно подносились государю на Пасху [7]. XIX век[ править править код ] Изначально завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался на Шлиссельбургском тракте , близ берега Невы, в 10 верстах от Петербурга. При нём действовала Преображенская церковь 1730-х годов постройки, а рядом образовалось кладбище Фарфорового завода. В XX веке весь участок вошёл в черту города пр. Обуховской Обороны, 151. В 1800 году был открыт фирменный магазин завода в Санкт-Петербурге, также продукция поставлялась в Москву [7]. Опыт продаж в этих магазинах показал что особым спросом пользовались крупные, богато оформленные предметы, которые могли себе позволить состоятельные люди.
Ординарные предметы спросом не пользовались, так как стоили дорого относительно продукции других фарфоровых фабрик. С 1810 года изделия завода продавались в Риге. В 1802 году император Александр I выпустил указ, согласно которому фарфоровый завод, гатчинский завод и казённый завод фаянса переходили в подчинение Кабинета Его Императорского Величества. Вместе с переподчинением, была проведена масштабная реорганизация завода. Гатчинская фабрика была закрыта. Был закрыт и фаянсовый завод, а его активы были поделены между Императорским фарфоровым и Императорским стеклянным заводами. Также была произведена большая распродажа фарфоровых изделий, произведенных за годы функционирования завода [7].
Было списано долгов на 75000 рублей, также для переоборудования завода выделялся заём на 20000 рублей сроком на 5 лет. Были закрыты заводская школа и мраморная мастерская. Завод был разделен на две независимые друг от друга части — ремесленную и хозяйственную, подчинявшиеся напрямую директору. Новый руководитель завода Д. Гурьев назначил директором опытного керамиста Ф. Гаттенбергера [9] и пригласил трёх мастеров Берлинской фарфоровой мануфактуры — арканиста Шульца, механика Шрейберга и обжигальщика Зейфферта, модельмейстером — Муснера. Лишь Зейфферт смог помочь заводу, указав на ряд производственных недостатков.
Также, из Академии художеств был приглашён скульптор С. В 1806 году по инициативе Гурьева был принят закон, запрещающий ввоз иностранного фарфора и фаянса. Однако эта мера не решила проблему сбыта Императорского фарфорового завода, но способствовала росту других фарфоровых и фаянсовых производств на территории Российской Империи. К тому же, цены на ординарную продукцию у частных заводов были на порядок ниже. Гурьев наладил трудоустройство выпускников Санкт-Петербургского воспитательного дома. Помимо этого, принимались и вольнонаёмные работники, преимущественного живописцы и скульпторы. В 1815 году на заводе появился целый ряд французских специалистов: технолог, декоратор, живописец и токарь.
Пименов руководил модельмейстерской мастерской завода до 1831 года, пока не произошла неприятность: Николай I остался недоволен своим бюстом и бюстом императрицы, изготовленными для академической выставки. Модельмейстерское отделение возглавил А. Воронихин , работавший на заводе уже 15 лет. В 1814 году была налажена печать с медных пластин. Технологию на завод принес французский военнопленный де Пюйбюск. На территории завода было построено специальное отделение. Печать наносилось чёрной краской, производилась ручная подрисовка.
Подобная продукция не пользовалась спросом со стороны отечественных потребителей, и отделение вскоре было закрыто [1]. В 1819 году в Санкт-Петербурге открылся второй магазин фабрики. Помимо этого, проводились публичные аукционы [1]. Впоследствии Гурьев договорился с руководством 15 губерний о том, что им будет предоставлена возможность комиссионной торговли продукции завода. На заводе изготавливали высококлассные предметы и комплекты для подношений императору. До 1832 года подарки готовились к Пасхе и Новому году, после — добавилось Рождество. Помимо этого, завод выполнял личные заказы императорской семьи и Великих князей [10].
Выполнялись заказы для других государственных структур, а также для дипломатических подарков. Такой объём государственных заказов привёл к тому, что руководство завода игнорировало потребности рынка, и частные заказы не обеспечивали дополнительного дохода предприятию. Постоянно поступающие казённые заказы позволили выплатить долг Кабинету ЕИВ в размере 150 тысяч рублей, который накопился с 1817 года. Уровень заработных плат простых рабочих во время правления Николая I составлял 400 рублей серебром в год, что считалось хорошим жалованьем [11]. Высокие цены на продукцию завода привели к тому, что накопились излишки товара. К 1828 году при заводском магазине было готовых изделий на 200 тысяч рублей, в магазине в центре Санкт-Петербурга — на 105 тысяч, в Гостином дворе — на 15 тысяч, в Москве — на 62 тысячи, на Нижегородской ярмарке — на 30 тысяч. Это привело к тому, что многие отделения, включая московский магазин, были закрыты.
Остатки товаров продавались с аукциона значительно ниже обычных цен. Были закрыты все магазины кроме заводского и петербургского. Последний был переведён в Кабинет Его Императорского Величества, где действовал до 1856 года [7]. Во время правления Николая I основной продукцией завода были вазы. Часть из них повторяла античные формы: древнегреческие, древнеримские и древнеегипетские. Помимо этого, были популярны японские и китайские формы. Выпускались вазы с рокайльными сюжетами, повторяющие продукцию Мейсена.
В 1835 году были утверждены правила продажи продукции завода частным лицам. В 1837 году на заводе была устроена комната для демонстрации образцов, которая к 1845 году превратилась в музей. Клиенты завода могли выбрать продукцию как в демонстрационной комнате, так и в фирменном магазине в центре Санкт-Петербурга [8]. В зависимости от объёма заказа предполагалась скидка в 10 и 20 процентов, большие скидки давались по личному указанию директора завода. Расчёт велся преимущественно за наличные деньги, но была возможна продажа в кредит. Для стимулирования личного интереса, директор завода получал процент с продаж. В 1829 году в Санкт-Петербурге прошла выставка мануфактурных произведений, на которой была представлена продукция завода на сумму 38768 рублей.
В том числе были представлены три большие вазы, которые вызвали повышенное внимание со стороны жюри и получили хорошие отзывы.
Собственная курьерская доставка по Москве за 1 день, бесплатно от 5000 руб. Оплатить можно наличными или банковской картой - на сайте, курьеру, или в пункте выдачи при получении. Дополнительно к заказу предлагаем добавить подарочную коробку "Кобальтовая сетка".
Именно этим карандашом впервые был декорирован сервиз. Именно тот сервиз сейчас хранится в экспозиции одного из Русских музеев. Принято считать, что этот узор был навеян художнице нарядным и изящным фарфором 18 века, который был у Елизаветы. На него была нанесена золотая сеточка с небольшими розочками.
У художницы сеточка вышла намного более замысловатой, с использованием кобальта с золотыми вставками. Если сравнивать два узора визуально, то сходство заметить непросто. Новый сервиз под названием «Тюльпан» с нанесённой кобальтовой сеткой выглядел достаточно торжественно и благородно.
Блокадный узор — Кобальтовая сетка
Заварочный чайник с кобальтовой сеткой. В 1958 году на Всемирной выставке фарфоровых изделий в Брюсселе Ленинградский завод представил большую коллекцию своих изделий, среди них сервиз «Кобальтовая сетка». Золотому взлету «кобальтовой сетки» на сервизах ИФЗ — 65 лет. Завод Императорский был основан в 1744 году в Санкт-Петербурге — тогда это был единственный завод, который занимался выпуском фарфора. Блокадная сетка Императорский (Ленинградский; Ломоносовский) фарфоровый завод. Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых во всём мире является ленинградская «Кобальтовая сетка». Знаменитую кобальтовую сетку на фарфоре ЛФЗ придумала художница Анна Яцкевич. Кобальтовая сетка давно стала отличительным знаком ленинградского фарфора, потому что символизирует заклеенные крест на крест окна блокадного Ленинграда. Фарфоровая чашка с блюдцем форма Одуванчик рисунок Кобальтовая сетка Императорский фарфоровый завод.
Чудо кобальта
Блокадный узор — Кобальтовая сетка | Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой». Эта нежно холодная роспись «родилась» в 1944 году, а к концу 50-х стала фирменным узором предприятия. |
Кобальтовая сетка лфз | Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. |
Кобальтовая сетка Анны Яцкевич | Визитная карточка Императорского фарфорового завода — синяя «Кобальтовая сетка» на посуде впервые появилась в 1944-м. |
В Галерее современного фарфора открылась выставка «Кобальт навсегда!» | Тарелка десертная «Кобальтовая сетка» Тюльпан. |
Чудо кобальта
Фарфоровое чудо Анны Яцкевич | На донышке стоял штамп – ЛФЗ – Ломоносовский (Ленинградский) Фарфоровый Завод. Этот геометрический орнамент является образом заклеенных крест-накрест оконных стёкол во время Блокады. |
Кобальтовая сетка лфз история создания | Считается, что легендарная «Кобальтовая сетка», ставшая визитной карточкой Императорского фарфорового завода, созданная ленинградской художницей Анной Адамовной Яцкевич, навеяна окнами блокадного города. |
Блокадный узор — Кобальтовая сетка
Самый известный узор ленинградского фарфора — «кобальтовая сетка». Именно она придумала узор «Кобальтовая сетка», который потом получил множество наград и стал одним из самых знаменитых в России. металл кобальт имеет серебристо-белый цвет, а синеватый у него только отлив. Набор декоративных вазочек (лфз Кобальт), высота 16 см+ 14 см+ 12 см. Продаются комплектом.
Откройте свой Мир!
От Императорского Фарфорового завода (бывшего ЛФЗ). Декор "Кобальтовая сетка" на новой форме. Оказывается "Кобальтовая сетка" была создана в середине 18 века. В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. Сервиз "Доброе утро", Ленинградский фарфоровый завод — 83 тысячи рублей.
[кобальтовая сетка] в категории фарфор, фаянс, керамика
Выбирая посуду из этой коллекции, вы можете быть уверены, что приобретаете изделия высочайшего качества. Коллекция "Кобальтовая сетка" от Императорского фарфорового завода — это идеальный выбор для тех, кто ценит роскошь и стремится создать неповторимую атмосферу на своем столе.
Помимо сервизов, которые предназначены на подарки президентского уровня, есть самая обычная посуда, которая ежедневно нужна в быту в любом доме. Это тарелки для микроволновки, духового шкафа, столовые приборы, да даже обычные чашки и тарелки. Представители завода подарили всем участникам пресс-конференции возможность почувствовать себя художником Фото: Андрей ГАШЕВ Конечно, никто не зацикливается на классике. На заводе придумывают новые стили и коллекции. К примеру, недавно ИФЗ специально для поклонников рок-культуры выпустили коллекцию «Рок-фарфора». В создании этих бокалов участвовали музыкальные легенды: лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич, Эдмунд Шклярский из «Пикника» и Борис Гребенщиков. Есть сервизы для детей, есть для любителей цветочного декора, есть даже для поклонников мультфильма «Ежик в тумане». И потом, сейчас ИФЗ — это не только посуда.
Под эмблемой завода изготавливают предметы интерьера, зонты, скатерти, чай, да даже косметику! Таким образом, у каждого предмета найдется свой ценитель. После интересной беседы представители завода подарили всем участникам пресс-конференции возможность почувствовать себя художником. Да, нам посчастливилось. Но это удовольствие доступно каждому! Любой желающий может прийти на экскурсию на Императорский фарфоровый завод, посмотреть на производство, принять участие в мастер-классе по росписи и унести этот предмет с собой как сувенир. Ну, это ли не радость для ценителей прекрасного?
Его переадресовали в международный департамент компании, где сотрудница с европейским именем Мэнди легко подтвердила, что знает о работе с петербургским заводом. Ее фирма может произвести для нас такую же продукцию, как для ИФЗ, и надо прислать конкретный запрос по WeChat, главному китайскому мессенджеру.
На польском заводе были более аккуратны в словах. Вежливо выслушав легенду редакции о том, что нам нужны такие же чашки и блюдца, какие делаются для ЛФЗ, менеджер отдела продаж предложила прислать конкретный запрос на почту. Вопрос, могут ли на заводе сделать полные копии посуды ЛФЗ, поляки обошли стороной. На официальные запросы редакции, уже как СМИ, зарубежные заводы не ответили. А в пресс-службе ИФЗ после паузы, взятой на раздумье, отказались от комментариев. Трудные времена для фарфора Товарами из Китая никого не удивить — даже на смартфонах Apple не стыдятся писать, что они произведены в Поднебесной. И на ЛФЗ уже не первый год ходит идея, чтобы оставить в Петербурге только производство высокохудожественных изделий. Игроки рынка считают, что умеренную закупку за рубежом можно считать разумной стратегией — не всё можно произвести в Северной столице, а новые форматы изделий необходимы для расширения ассортимента. Но об их происхождении надо честно предупреждать покупателей.
О причинах, которые могли толкнуть завод на такого рода обратное импортозамещение, «Фонтанка» подробно писала — они сугубо экономические и указаны в последнем доступном годовом отчете за 2017 год. В нем говорится, что с 2014 года наблюдается устойчивый рост популярности стеклянной посуды, главного конкурента фарфора, — она качественная, бывает всех возможных видов и, что главное, имеет доступную цену. Следствием этого стало сокращение доли фарфоровой посуды на рынке. Ситуация осложняется сокращением покупательской способности населения. Наметились тенденции оттока покупателей из среднего ценового сегмента в низкий и отказа от приобретения дорогостоящих изделий для ежедневного использования.
А вот кобальтовую сетку придумала в 1944 году, вскоре после снятия блокады, художник Анна Яцкевич, признанный мастер тонкого графического рисунка на фарфоре, которая к тому же является автором знаменитого логотипа ЛФЗ введён в 1936 году , Эту роспись часто называют «синей сеткой из блокадного Ленинграда». Сама Анна Адамовна говорила, что в её память навсегда врезалась такая картина: заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов внезапно осветились перекрёстными лучами света ярких прожекторов — предвестников приближающейся бомбёжки. Ослепительные всполохи подчеркнули строгость и красоту перекрещивающихся линий. Так у художника по фарфору появилась идея узора «кобальтовая сеточка» правда, сначала она замысливалась как «золотая».
Прежде чем «родился» этот безупречный узор, было предпринято множество попыток «укротить геометрию». Результат получился блестящий! Яцкевич удалось достичь необычайной ритмики и совершенства синих линий. А поверх этих линий, в местах их пересечения, художник придумала сделать отводку золотом, имитируя яркие лучи, напоминающие о тех самых блокадных прожекторах, которые зажигались во время сирены перед бомбёжкой. Кстати, для золотой отводки применяется 24-каратное золото, ослепительное и долговечное. Как видим, трагические события ленинградской блокады чудесным образом вылились в изысканную, хрупкую красоту. Яцкевич разработала дизайн 5-ти фарфоровых предметов. Это был чайный сервиз модель скульптора Серафимы Яковлевой : чайная пара чашка и блюдце , сливочник, сахарница и заварочный чайник. Позже количество предметов вплоть до напёрстков!
В 1958 году на Всемирной выставке фарфоровых изделий в Брюсселе чайный сервиз «Кобальтовая сеточка» получил золотую медаль ЗА УЗОР, который, как отметила судейская коллегия, «превосходно обыгрывает форму, смотрится элегантно, аристократично, ненавязчиво и в то же время торжественно».
Фирменный узор «кобальтовая сетка» Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ)
Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода. Оригинал взят у sadalskij в Кобальтовая сетка. Самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ. Он появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Сегодня Императорский фарфоровый завод продолжает выпускать сервизы с знаменитым рисунком: набор на шесть персон стоит 40 тыс. рублей. Кофейник "Кобальтовая сетка" (без золочения), фарфор, деколь, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1970-1990 гг. знаменитая "кобальтовая сетка" - напоминание о блокаде.
Все заводы
- Несколько страниц из истории знаменитого фарфорового завода
- Набор тарелок палех, серия "Русские сказки" — 32 400 рублей
- [кобальтовая сетка] в категории фарфор, фаянс, керамика
- Немного об ИФЗ и моя версия появления Кобальтовой сетки :-)
- Сокровище из бабушкиного шкафа: советский фарфор снова в цене - ТАСС
- Блокадный узор — Кобальтовая сетка
Кобальтовая сетка
Известный уже на весь мир под маркировкой «ЛФЗ», фарфор стал эталонным. Тончайший, полупрозрачный, поющий. На фоне «народных» брендов — Дулево , Вербилок и других, бывших кузнецовских — посуда ЛФЗ отличалась аристократизмом. Стоимость сервизов из северной столицы тоже была всегда на порядок выше. Сливочно-белый оттенок, полупрозрачные стенки почти невесомых изделий заслуживают высокой оценки. Завод в новейшей истории Через 265 лет после создания Порцелиновой мануфактуры в городе, которому вернули гордое имя Санкт-Петербург, поменяли и название главного фарфорового завода России. Он снова стал Императорским в 2005 г. Сахарница, заварник, конфетница начала XXI в. Такое клеймо ставили с 2002 по 2006 гг. На продукции вновь переименованного ИФЗ ставят клеймо, как на следующем фото: На авторских работах добавляют фамилию и инициалы художника, название изделия. Изюминки ассортимента Вековые традиции — это ИФЗ, фарфор сегодня — постоянный поиск свежих идей, реплики старинных сервизов и новейшие тенденции.
Причем любое изделие, будь то комплект посуды, декоративные тарелки или вазы для украшения интерьера, вызывает интерес коллекционеров. Чайный сервиз «Осколки» 6 персон, 22 предмета. Авторская работа Т. Афанасьевой Питерский фарфор XXI века — ассортимент из более 4 тысяч серийных и авторских работ, посуда для торжественных приемов и ежедневного использования. Это предметы, создающие домашний уют, и комплекты для ресторанно-гостиничного бизнеса. А главное — не проходящая уже третий век любовь ценителей фарфора. Оригинальный проект питерского фарфорового завода — эксклюзивные серии посуды разработаны ИФЗ совместно с деятелями искусства, звездами эстрады: Тарелки, декорированные по эскизам А. Макаревича Чайная пара от Кристины Орбакайте Кают-компания на 6 персон. Сервиз Евгения Гришковца Художник М. Шемякин совместно с именитым предприятием выпустил скульптурную серию на тему сказки «Щелкунчик» и сервизы «Крысятки-воришки».
Фигурки гостей из серии «Гофманиана» Рок-певец Стас Намин приложил руку к целой сезонной серии чайных сервизов на 6 персон: Осень Банкетная ;.
Даже была выпущена первая партия сервизов с золотой сеточкой. Но немногим позже Яцкевич заменила золото на синеву, и это стало лучшим цветовым решением. В то время мастерицы уже наносили её тончайшей кисточкой, по специальным желобкам, которыми были расчерчены фарфоровые изделия, чтобы линии получались ровными. А в знаковый 1958 год в Брюссель Ломоносовский завод предоставил самые лучшие свои экспонаты, среди которых и был пресловутый сервиз с «кобальтовой сеткой», взявший первый приз. И с тех пор началось его триумфальное шествие по стране.
Однако, к сожалению, создательница пресловутого узора не дожила до того дня. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее сеточка стала символом русского фарфора… Сервиз, расписанный «кобальтовой сеточкой». На счету Анны Яцкевич был ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка». Это логотип завода — ЛФЗ. Он тоже выполнен в голубых тонах с золотыми штрихами. И известен каждому, кто хранит у себя какое либо изделие, созданное на этом заводе. Несколько страниц из истории знаменитого фарфорового завода Клейма ЛФЗ с 1917 года.
Фарфоровый завод, основанный в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра Первого Великого, в этом году отмечает 275-летие со дня своего открытия. За почти три века своего существования завод, прославившийся своими неповторимыми благородными изделиями, пережил не только множество реконструкций и кардинальных перемен в технологических процессах, но и не единожды сменил свое наименование. Одно из старейших в Европе и первое крупное предприятие в России по производству художественных фарфоровых изделий изначально именовалось «Невской порцелиновой мануфактурой», которая через 20 лет была переименована в Императорский фарфоровый завод, доставлявший почти полтора века к царскому двору изделия из тончайшего фарфора.
Именно в то время сервиз из этой серии в Брюсселе на Всемирной выставке неожиданно получил главный приз - золотую медаль за художественное оформление и форму. Анна Яцкевич - художник по фарфору. Этот незамысловатый узор хранит в себе очень необычную памятку о блокадных днях Ленинграда во время Второй мировой войны.
А придумала его в 1944 году художница по росписи фарфора Анна Яцкевич 1904-1952. И это был не просто геометрический орнамент. На идею создания такого узора художницу натолкнуло воспоминание о заклеенных крест-накрест окнах домов блокадного города и перекрестных лучах прожекторов, рассекающих небо. Именно в те страшные годы художнице пришлось пережить смерть всех своих близких, умерших от болезней и голода. Окна блокадного Ленинграда. В свое время Анна Адамовна окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум, пошла работать на завод и отдала любимому делу двадцать лет.
В блокадное время работы на заводе практически были прекращены и ей, как и многим другим мастерицам, пришлось заниматься камуфляжем кораблей. При помощи обычных красок по фарфору, оставшихся на складах завода, они расписывали огромные корабли, чтобы те были менее заметны для врага. Анна Яцкевич при жизни была рядовым художником, слава же пришла к ней уже после ее смерти. И что интересно, изначально придуманный узор был вовсе не кобальтовым, а золотым. Даже была выпущена первая партия сервизов с золотой сеточкой. Но немногим позже Яцкевич заменила золото на синеву, и это стало лучшим цветовым решением.
Он представлял 973 предмета и стоил более 25000 рублей [8]. Во время правления Екатерины II производились предметы не более 40-50 сантиметров в высоту. Отчасти это связано с технологическими возможностями завода, отчасти — с тем, что мода производить большие кабинетные и дворцовые предметы сложилась на Севрской мануфактуре во время правления Наполеона I [7]. В 1792 году управление заводом перешло к князю Н. Юсупову , при котором произошёл «наибольший подъём технического совершенства и художественной ценности Екатерининского фарфора». Непосредственный надзор за фабрикой Юсупов поручил Самуилу Самойловичу Фигнеру.
Во время правления Павла I были улучшены условия труда работников завода: в 1797 году была построена больница. В 1800 году была открыта булочная, так как служащие завода помимо заработной платы получали и хлеб [7]. В конце царствования Павла I штат завода состоял из 202 работников. Завод выпускал продукцию как по заказу Придворной конторы, так и для сторонних заказчиков. Во время правления Павла I завод ежегодно расходовал более 5000 пудов глуховской глины, причем все поставки осуществлял один и тот же помещик — Маркевич. Кварца тратилось более 2000 пудов, шпата — более 1300 пудов.
Поставлялись они из Олонецкой губернии. К этому времени на заводе уже перестали производить табакерки, однако активно производились фарфоровые яйца, которые традиционно подносились государю на Пасху [7]. XIX век[ править править код ] Изначально завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался на Шлиссельбургском тракте , близ берега Невы, в 10 верстах от Петербурга. При нём действовала Преображенская церковь 1730-х годов постройки, а рядом образовалось кладбище Фарфорового завода. В XX веке весь участок вошёл в черту города пр. Обуховской Обороны, 151.
В 1800 году был открыт фирменный магазин завода в Санкт-Петербурге, также продукция поставлялась в Москву [7]. Опыт продаж в этих магазинах показал что особым спросом пользовались крупные, богато оформленные предметы, которые могли себе позволить состоятельные люди. Ординарные предметы спросом не пользовались, так как стоили дорого относительно продукции других фарфоровых фабрик. С 1810 года изделия завода продавались в Риге. В 1802 году император Александр I выпустил указ, согласно которому фарфоровый завод, гатчинский завод и казённый завод фаянса переходили в подчинение Кабинета Его Императорского Величества. Вместе с переподчинением, была проведена масштабная реорганизация завода.
Гатчинская фабрика была закрыта. Был закрыт и фаянсовый завод, а его активы были поделены между Императорским фарфоровым и Императорским стеклянным заводами. Также была произведена большая распродажа фарфоровых изделий, произведенных за годы функционирования завода [7]. Было списано долгов на 75000 рублей, также для переоборудования завода выделялся заём на 20000 рублей сроком на 5 лет. Были закрыты заводская школа и мраморная мастерская. Завод был разделен на две независимые друг от друга части — ремесленную и хозяйственную, подчинявшиеся напрямую директору.
Новый руководитель завода Д. Гурьев назначил директором опытного керамиста Ф. Гаттенбергера [9] и пригласил трёх мастеров Берлинской фарфоровой мануфактуры — арканиста Шульца, механика Шрейберга и обжигальщика Зейфферта, модельмейстером — Муснера. Лишь Зейфферт смог помочь заводу, указав на ряд производственных недостатков. Также, из Академии художеств был приглашён скульптор С. В 1806 году по инициативе Гурьева был принят закон, запрещающий ввоз иностранного фарфора и фаянса.
Однако эта мера не решила проблему сбыта Императорского фарфорового завода, но способствовала росту других фарфоровых и фаянсовых производств на территории Российской Империи. К тому же, цены на ординарную продукцию у частных заводов были на порядок ниже. Гурьев наладил трудоустройство выпускников Санкт-Петербургского воспитательного дома. Помимо этого, принимались и вольнонаёмные работники, преимущественного живописцы и скульпторы. В 1815 году на заводе появился целый ряд французских специалистов: технолог, декоратор, живописец и токарь. Пименов руководил модельмейстерской мастерской завода до 1831 года, пока не произошла неприятность: Николай I остался недоволен своим бюстом и бюстом императрицы, изготовленными для академической выставки.
Модельмейстерское отделение возглавил А. Воронихин , работавший на заводе уже 15 лет. В 1814 году была налажена печать с медных пластин. Технологию на завод принес французский военнопленный де Пюйбюск. На территории завода было построено специальное отделение. Печать наносилось чёрной краской, производилась ручная подрисовка.
Подобная продукция не пользовалась спросом со стороны отечественных потребителей, и отделение вскоре было закрыто [1]. В 1819 году в Санкт-Петербурге открылся второй магазин фабрики. Помимо этого, проводились публичные аукционы [1]. Впоследствии Гурьев договорился с руководством 15 губерний о том, что им будет предоставлена возможность комиссионной торговли продукции завода. На заводе изготавливали высококлассные предметы и комплекты для подношений императору. До 1832 года подарки готовились к Пасхе и Новому году, после — добавилось Рождество.
Помимо этого, завод выполнял личные заказы императорской семьи и Великих князей [10]. Выполнялись заказы для других государственных структур, а также для дипломатических подарков. Такой объём государственных заказов привёл к тому, что руководство завода игнорировало потребности рынка, и частные заказы не обеспечивали дополнительного дохода предприятию. Постоянно поступающие казённые заказы позволили выплатить долг Кабинету ЕИВ в размере 150 тысяч рублей, который накопился с 1817 года. Уровень заработных плат простых рабочих во время правления Николая I составлял 400 рублей серебром в год, что считалось хорошим жалованьем [11]. Высокие цены на продукцию завода привели к тому, что накопились излишки товара.
К 1828 году при заводском магазине было готовых изделий на 200 тысяч рублей, в магазине в центре Санкт-Петербурга — на 105 тысяч, в Гостином дворе — на 15 тысяч, в Москве — на 62 тысячи, на Нижегородской ярмарке — на 30 тысяч. Это привело к тому, что многие отделения, включая московский магазин, были закрыты. Остатки товаров продавались с аукциона значительно ниже обычных цен. Были закрыты все магазины кроме заводского и петербургского. Последний был переведён в Кабинет Его Императорского Величества, где действовал до 1856 года [7]. Во время правления Николая I основной продукцией завода были вазы.
Часть из них повторяла античные формы: древнегреческие, древнеримские и древнеегипетские. Помимо этого, были популярны японские и китайские формы. Выпускались вазы с рокайльными сюжетами, повторяющие продукцию Мейсена. В 1835 году были утверждены правила продажи продукции завода частным лицам. В 1837 году на заводе была устроена комната для демонстрации образцов, которая к 1845 году превратилась в музей. Клиенты завода могли выбрать продукцию как в демонстрационной комнате, так и в фирменном магазине в центре Санкт-Петербурга [8].
В зависимости от объёма заказа предполагалась скидка в 10 и 20 процентов, большие скидки давались по личному указанию директора завода. Расчёт велся преимущественно за наличные деньги, но была возможна продажа в кредит. Для стимулирования личного интереса, директор завода получал процент с продаж. В 1829 году в Санкт-Петербурге прошла выставка мануфактурных произведений, на которой была представлена продукция завода на сумму 38768 рублей.