Основанное в 1895 году сестрами Гнесиными музыкальное училище в 1919 году было национализировано советским правительством (сестры остались в должности руководителей). Так сложился образовательный комплекс из института, училища, спецшколы и детской школы. Его возглавила Елена Гнесина. Рейтинг 4,7 на основе 501 оценки и 100 отзывов о училище «Музыкальное училище имени Гнесиных», Арбатская, Москва, Поварская улица, 38с1.
Становление легендарной Гнесинки
Яркая концертная программа оставила большое впечатление у зрителей. Аглинцевой, солистов-инструменталистов областной филармонии. Прозвучали великолепные образцы музыкального классического наследия и произведения выдающихся советских композиторов, в том числе Е. Антонова скрипка , О. Гуменная аккордеон , Е.
Гуреева баян , Л. Кучеренко фортепиано , Е. Леснянская флейта , Е. Налетова виолончель , О.
Панкратова фортепиано , Т. Цыганкова вокал , Н. Юдаева хор, вокал и концертмейстеры Е. Балашова, Е.
Фоменко — прекрасно подготовили детей к выступлению. В исполнении учащихся прозвучали произведения для различных музыкальных инструментов и голоса.
Гнесинцы отпраздновали 150-летие со дня рождения Елены Гнесиной в Большом зале Московской консерватории! На концерте выступили преподаватели, студенты и выпускники Гнесинки.
В исполнении доцента кафедры специального фортепиано РАМ имени Гнесиных Павла Домбровского прозвучали две прелюдии из ор. Чайковского, старший преподаватель кафедры виолончели, контрабаса и арфы РАМ имени Гнесиных, виолончелист Василий Степанов представил «Вокализ» Рахманинова.
Популярность школы и ее авторитет быстро росли.
Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей — самых выдающихся музыкантов своей эпохи. Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые — Р.
Глиэр, А. Гречанинов, Е. Бекман-Щербина — и стали педагогами молодого учебного заведения.
Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора. Елена Фабиановна Гнесина, будучи основателем и бессменным главой учебных заведений в общей сложности она возглавляла их 72 года! В 1919 году школа стала государственной.
За годы существования вуз окончили тысячи специалистов.
Букиник 1911 Первый детский оперный спектакль — "Ёлочкин сон" А. Гречанинова 1919 Училище национализировано, названо "Второй Московской государственной музыкальной школой", заведующей назначена Ел.
Гнесина Открыт вокальный отдел 1920 Учебное заведение разделено в соответствии с государственными программами на "Третий государственный показательный музыкальный техникум" и "Детскую школу I ступени" 1923 Открыт "творческий отдел" теории музыки и композиции , руководитель М. Гнесин 1925 15 февраля — в день 30-летнего юбилея Техникуму присвоено имя Гнесиных Начало деятельности "шаркома" "шарадного комитета" 1925 — 1926 Создан "кружок" по изучению методики преподавания игры на фортепиано, руководитель Ел. Гнесина 1929 Открыты классы духовых инструментов, заведующий М.
Табаков Начало травли Гнесиных "рапмовцами", отстранение Ел. Гнесиной от должности заведующей техникумом 1930 Создан класс камерного пения, руководитель К. Дорлиак 1931 Создан симфонический оркестр руководитель М.
Ипполитов-Иванов, затем Г. Гамбург , обязательный класс камерного ансамбля, оперный класс руководитель В. Показ спектакля "Свадьба Фигаро" 1932 Передача техникуму "Дома Хомякова" — Собачья площадка, дом 7 Открыт класс детского сочинения в школе впервые в стране , преподаватель Е.
Месснер 1933 Открыто отделение по подготовке специалистов для радиовещания просуществовало до конца 1930-х годов , заведующий В. Гладштейн 1936 Общим постановлением правительства все гуманитарные "техникумы" переименованы в "училища" 1937 Начало строительства нового здания на улице Воровского ныне Поварская 1940 6 апреля — кончина Евгении Фабиановны Савиной-Гнесиной 1941 Начало Великой Отечественной войны 16 октября — в Москве прекращена работа учебных заведений. Через две недели Училище Гнесиных возобновило свою работу 1 944 Распоряжение правительства о создании Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных строительство здания возобновлено в конце 1943 года.
Директором Института назначена Ел. Юровский , оркестровом декан А. Власов , вокальном декан Н.
Вербова , историко-теоретико-композиторском декан С. Финкельштейн Открыт дирижёрско-хоровой факультет Института, декан К. Птица Создан академический хор Института и Училища вначале — объединённый , руководитель С.
Лаппо, затем А.
Музыкальный концерт пройдет в Музыкальном училище имени Гнесиных
Гнесинка приглашает абитуриентов на День открытых дверей! 11:00.. | Добро пожаловать на канал РАМ имени Гнесиных (8821139) на RUTUBE. |
Кем были Гнесины, чьим именем названо музыкальное училище | Планета знаменитостей | Дзен | 11 мая состоится одно из самых ожидаемых событий фестиваля: в гости к Казанской консерватории с концертом приедет хор Российской академии музыки имени Гнесиных под. |
Музыканты из Башкирии будут учиться в Российской академии музыки имени Гнесиных | Главная страница Новости Суворовцы МВМУ показали блестящие результаты на III Всероссийском конкурсе дирижеров оркестров народных и духовых инструментов. |
В Гнесинку смогут поступить студенты-целевики из ДНР и ЛНР | Музыкальное училище им. Гнесиных обеспечивает образовательную платформу, где вы можете проявить свой потенциал и обрести новые знания. |
К 150-летию Елены Фабиановны Гнесиной
Поступление в Музыкальное училище имени Гнесиных: баллы, бюджет, факультеты, специальности, приемная комиссия, информация абитуриентам. «Училище Е. и М. Гнесиных» стало фундаментом целого комплекса музыкальных учебных заведений, которые носят имя Гнесиных. «Училище Е. и М. Гнесиных» стало фундаментом целого комплекса музыкальных учебных заведений, которые носят имя Гнесиных. В 1891 году однокурсница старших сестер Гнесиных, Валентина Зограф-Плаксина, открыла Музыкальное училище в Москве. Основанное в 1895 году сестрами Гнесиными музыкальное училище в 1919 году было национализировано советским правительством (сестры остались в должности руководителей). Главная Колледжи Москвы Музыкальное училище им. Гнесиных РАМ им. Гнесиных Дни открытых дверей.
SHOT: Девятиклассница наглоталась таблеток после того, как не прошла в училище Гнесиных
Фрадкина Иван Марченко , «Огонек» на стихи М. Исаковского Анна Киреева. Нужно отметить профессиональный аккомпанемент концертмейстера Кирилла Свинаренко. Во время исполнения песен слушатели часто подпевали хором.
После распада СССР мы утратили многое, но этот феномен чудом выжил, продолжая приносить России славу продвинутой в культурном отношении державы в мировом масштабе.
По-прежнему наши молодые музыканты стабильно выигрывают международные конкурсы, а концертные залы по всему миру с радостью принимают у себя русских виртуозов, в элите мирового музыкального исполнительства — среди инструменталистов, вокалистов, танцовщиков — россияне не просто основательно присутствуют, но уверенно лидируют, хотя в последнее время стали испытывать значительное давление со стороны хорошо подготовленных выходцев из стран Восточной Азии. Залогом этого долгоиграющего успеха служит музыкальное образование в России, система которого начала складываться в XIX веке, сформировавшись в строгую и безукоризненную вертикаль, готовившую сызмальства будущих артистов, и не дававшая сбоев на протяжении полутора веков. Ни революции, ни войны не смогли разрушить это, казалось бы, хрупкое здание, на поверку оказавшееся не просто прочным и живучим, но развивающимся организмом, вызывающим восхищение и зависть за рубежом. Чего греха таить — целые исполнительские школы в ряде стран, по сути, являются дочерними, производными от русской, которая сама в свое время вобрала в себя все лучшее, что было в европейском опыте XIX века.
Великие братья Рубинштейны, основатели столичных консерваторий, сумели организовать эту систему на столь разумных началах, что ее эффективность очевидна всем и не требует никаких специальных доказательств.
Затем ряды учениц консерватории пополнила Елена, которую определили к итальянскому композитору Ферруччо Бузони. Но девушка боялась так кардинально изменить свою жизнь, поэтому ответила отказом. Вскоре уже и Мария с Елизаветой стали студентками Московской консерватории. Они сумели не потеряться в тени своих старших сестер. В стенах учебного заведения девушки пересекались с известными композиторами: Сергеем Рахманиновым Александром Скрябиным и прочими.
Планы по созданию музучилища В 1891 году на 54-м году жизни скончался глава семейства — Фабиан Гнесин. Тогда жене и многочисленным детям стало тяжело не только от потери близкого человека, но и лишения материальных средств. Тогда Елена, которая оказалась самым одаренным музыкантом в семье, благодаря рекомендациям педагогов устроилась преподавателем музыки в элитной женской гимназии. Помимо этого, девушка зарабатывала в качестве солирующей пианистки, а также аккомпаниатора известных русских певцов. Гнесины занимались у композиторов Антона Аренского и Сергея Танеева, были знакомы с Петром Чайковским Тем временем Евгения получала художественный опыт в Алексеевском драмкружке. Евгения и Елена ожидали Марию, чтобы открыть с ней вместе свое музучилище, когда та окончит консерваторию.
Сестры не представляли своей жизни без музыки, поэтому хотели поделиться своими знаниями, навыками и любовью с другими людьми. Впрочем, несмотря на то, что 3 сестры участвовали в становлении Гнесинки, именно Елена считается основательницей этого знаменитого училища. Она оказалась не только талантливей, но и решительней остальных своих сестёр. Это было неким связующим звеном между школой и вузом, однако там был прекрасный преподавательский состав, многие из которых работали и в консерватории Большого театра. Данное училище было общедоступным, так как оплата за обучение была относительно невысокой. Вот и сестры Гнесины захотели открыть свое училище, однако добиться разрешения властей на его открытие было делом непростым.
К счастью, талантливых сестер поддержали некоторые деятели искусства, имевшие авторитет в музыкальных кругах. И уже 15 февраля 1895 года официально открылось «Училище сестер Е. Эта дата связана с появлением первой ученицы в школе, и теперь ежегодно гнесинцы празднуют в этих числах день рождения вуза.
В 1936 году техникум был преобразован в Государственное музыкальное училище им.
К Лядова. К этому времени он имел за плечами богатый опыт преподавания и музыкально-просветительской работы в Екатеринодаре и Ростове-на-Дону, где основал музыкальную школу ныне его имени и Донскую консерваторию. Вообще же он был одним из первых советских композиторов, автором "Симфоничес кого монумента 1905-1917 гг. Был он и видным автором еврейской музыки: ему принадлежит опера "Юность Авраама" 1923 , цикл песен "Повесть о рыжем Мотеле" на слова И.
Уткина 1929. В Училище Михаил Фабианович решился на смелый эксперимент: ввёл класс свободного сочинения с самого начала обучения одновременно с курсом гармонии сейчас такая практика подготовки композиторов стала повсеместной. Среди учеников М. Гнесина - советские композиторы В.
Клюзнер, А. Леман, А. С 1929 по 1932 год в техникуме обучался Т. Хренников, который впоследствии посещал занятия у М.
Особое внимание Гнесины обращали на этическое воспитание детей, подростков и молодёжи в школе и техникуме, чтобы из них получались не только музыканты, но и интеллигентные, порядочные люди. Внимательный, доброжелательный подход к каждому учащемуся был нормой отношения Гнесиных к ученикам, особенно к детям - и это несмотря на высокую требовательность сестёр и прочих преподавателей, нетерпимость к лени или поверхностному подходу к усвоению музыкальных дисциплин. Каждого вновь поступающего ребёнка Елена Фабиановна прослушивала сама, определяя наличие слуха и других данных, позволяющих ему стать музыкантом. Например, мою племянницу она, проверив её слух, вдруг спросила: "Хочешь, я буду твоей бабушкой?
Елена Фабиановна в этих случаях всегда проявляла необходимую твёрдость. Техникум продолжал расти, и Елена Фабиановна добилась организации строительства нового здания для него на улице Воровского Поварской в расчёте на то, что в старом здании техникума на Собачьей Площадке останется детская школа. Едва началось это строительство, как Елена Фабиановна загорелась новой идеей: создать на базе техникума второй музыкальный вуз в Москве - высшее учебное заведение, основной задачей которого являлась бы подготовка преподавателей музыкальных дисциплин. Комитет по делам искусств не поддерживал этот проект зачем, мол, нужна вторая консерватория в Москве?
Конец 1940-го и весь 1941 год были тяжёлым временем для семьи Гнесиных и их Дела. Умерла Евгения Фабиановна - старшая сестра и многолетний соратник Елены Фабиановны. А через полгода началась Отечественная война. Прекратилось строительство на улице Воровского.
В октябре 1941 года Комитет по делам искусств издал приказ о прекращении занятий в училище. Гнесины были эвакуированы из Москвы - в Свердловск и Йошкар-Олу. Последней вывезли - в Казань - Елену Фабиановну, где она преподавала в местном музыкальном училище. С грустью сидела она часто на парапете близ подъезда здания училища, и видно было, что душа её осталась в Москве.
А в осаждённой столице гнесинцы-педагоги на свой страх и риск возобновили занятия препятствовать этому было некому: Комитет тоже уехал из Москвы. Уже 17 ноября возобновились плановые учебные занятия, и об этом сразу же сообщили Елене Фабиановне. Она немедленно начала рваться в столицу, и её настойчивость победила препятствия. После её возвращения в училище всё ожило.
Восстановился пульс жизни. Началась подготовка концертных бригад для армии и госпиталей. У Елены Фабиановны появились новые заботы: как обогреть учащихся устроили маленькие "буржуйки" в классах и накормить их учащимся выдавалось кое-какое дополнительное питание. Елена Фабиановна добилась, чтобы педагоги, а затем и студенты получали рабочие карточки немолодые читатели могут представить себе, что это значило для тех, кто учил и учился!
Со второй половины 1942 года началось собирание коллектива, разбросанного в разные концы страны. Елена Фабиановна выбила решение о возобновлении строительства на улице Воровского и снова начала атаковать возвратившийся в столицу Комитет: нужно было решить вопрос о создании музыкального ВУЗа на базе Гнесинского техникума. И вот победа: в марте 1944 года вышло постановление правительства о создании в Москве Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Можно много и долго описывать все свершения Гнесиных во главе с Еленой Фабиановной, развернувших на базе сооружаемого здания института целый учебный комплекс: в здании разместились старшие классы школы-десятилетки для особо одарённых детей, музыкальное училище и собственно институт.
В новое здание переехали из старого, что на Собачьей площадке, и сёстры Гнесины как трудно было расставаться с прежней квартирой, в которой было прожито столько десятилетий и где, казалось, всё ещё звучали голоса давно ушедших корифеев русской музыки! Для них важно было находиться рядом с учениками, там, где звучали фортепиано, скрипки, духовые, голоса певцов. И всё время рождались новые замыслы и идеи: появилось отделение народных инструментов, было организовано заочное отделение, в училище было создано отделение музыкальных театров... Каждый свой юбилей Елена Фабиановна использовала для того, чтобы в ответ на поздравления и награды властей обязательно поставить вопрос о расширении комплекса, которому становилось тесно в общем здании на улице Воровского ныне Поварской.
SHOT: Девятиклассница наглоталась таблеток после того, как не прошла в училище Гнесиных
Портал правительства Москвы | Училище им Гнесиных 1895 г. Поварская улица Гнесинка памятник. |
МССМШ имени Гнесиных | Став директором, художественным руководителем училища, а позже и Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, Елена Фабиановна продолжала. |
Портал правительства Москвы
Нестареющая Гнесинка : architectstyle — LiveJournal | композитор Михаил Фабианович, ученик Римского-Корсакова и А.К Лядова. |
В Гнесинку смогут поступить студенты-целевики из ДНР и ЛНР | Основанное в 1895 году сестрами Гнесиными музыкальное училище в 1919 году было национализировано советским правительством (сестры остались в должности руководителей). |
Новости и мероприятия | и телепроизводство". |
В Гнесинке состоится большой концерт по случаю 127-летия училища
Училище им Гнесиных 1895 г. Поварская улица Гнесинка памятник. Именно сестрам Гнесиным Россия обязана созданием целостной трехступенчатой системы, которая включает в себя детскую школу, специализированное профессиональное училище и. Владимир Валентинович окончил Музыкальное училище имени Гнесиных в классе заслуженного учителя РФ Ирины Ивановны Наумовой и МГК имени П.И. 5 мая – кончина Михаила Фабиановича Гнесина Открыты заочное и вечернее отделения в Училище (ныне не работают). Студенты музыкального колледжа имени Гнесиных заявили, что их угрожали отчислить, если они не подпишут согласие о переводе в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Поступающим на Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы Музыкального училища имени Гнесиных: расписание прослушиваний.
Музыканты из Башкирии будут учиться в Российской академии музыки имени Гнесиных
Главная страница Новости Суворовцы МВМУ показали блестящие результаты на III Всероссийском конкурсе дирижеров оркестров народных и духовых инструментов. С 11 по 17 сентября 2023 года в Российской академии музыки имени Гнесиных уже в третий раз пройдет Фестиваль-смотр выпускников музыкальных училищ (колледжей искусств). Елена Гнесина – одна из первых задумалась о том, что делать, чтобы ученик не просто играл, а развивался и двигался вперед.
День рождения Российской академии музыки имени Гнесиных
Некогда единое, оно в 1920 было разделено на два звена: музыкальную школу I ступень и техникум II ступень. В 1944 открылся вуз — Государственный музыкально-педагогический институт, ныне Российская академия музыки имени Гнесиных; еще через два года — спецшкола-десятилетка для особо одаренных детей. Тогда же учебные заведения переехали в специально построенное для них новое здание на улице Воровского ныне Поварской. К концу 1940-х школы и училище стали автономными от института. В 1960-е годы школы получили собственные здания, как и училище, для которого в 1974 было выстроено высотное здание по соседству со зданием института.
В 1973 было открыто отделение эстрадно-джазового исполнительства, ставшее самостоятельным училищем в 1994, а в 2018 вошедшее в структуру Академии. Музыкальное училище колледж имени Гнесиных в 2011 также стало структурным подразделением вуза. В 2013 при академии была открыта и музыкальная школа. Имя Гнесиных теперь носит в общей сложности шесть учебных заведений, однако все это — звенья одной системы, члены одной большой Гнесинской семьи, поэтому нынешняя дата — юбилейная для всех.
Система обучения Новации в музыкальном образовании, творческий подход к обучению были свойственны Гнесинским учебным заведениям с самого начала. Сестры Гнесины одними из первых в России применяли метод наглядного обучения сольфеджио Мари Шассеван. В Училище Гнесиных впервые в Москве в 1903 был открыт детский хор, который не только исполнял отдельные сочинения, но и участвовал в музыкальных спектаклях.
Данное сотрудничество представляется взаимовыгодным для обоих вузов. Студенты творческой специализации приобретут важные правовые компетенции, которые позволят защитить результаты их творческой деятельности. Студенты Университета имени О. Кутафина МГЮА получат возможность повысить уровень своих юридических знаний в сфере авторского права и смежных прав с учетом особенностей практической деятельности в шоу-бизнесе.
Сцена снималась в самой академии, у главной лестницы. И если бы не Гнесинка, фильм «Шерлок Холмс» определенно был другим. Во всяком случае саундтрек к нему. Его написал Владимир Дашкевич. Он, вообще-то, был инженером-химиком, а музыкой занимался только для души. В Гнесинку поступил, потому что знакомые уговорили. Дашкевич попал на кафедру композитора Арама Хачатуряна. Но еще долго воспринимал это просто как хобби, продолжая бегать на завод после пар. А уж сколько гнесинцев стали звездами на наших глазах.
Иохелес 1966 Начато строительство нового здания Училища на улице Воровского рядом со зданием Института Открыто отделение дирижёров народного хора в Институте, художественный руководитель А. Руднева Открыт духовой отдел в Спецшколе-десятилетке, руководитель И. Пушечников 1967 4 июня — кончина Елены Фабиановны Гнесиной Созданы кафедры оркестрового дирижирования заведующий С. Трубачёв , педагогики и методики в 1986 году вместо неё создана кафедра современных проблем музыкального образования и культуры 1969 2 апреля — основан Мемориальный музей-квартира Ел. Гнесиной до 1990 года — народный , общественный директор — М. Риттих 1970 25 февраля — официальное открытие Мемориального музея-квартиры Ел. Минин до 1979 года 1972 В Институте впервые открыт класс саксофона, руководитель М. Шапошникова 1973 В Училище открыты: отделение эстрадно-джазового исполнительства с 1994 — самостоятельное училище и отделение по подготовке музыкальных артистов кукольного театра работало до 1977 года 1974 Открыто новое здание Училища имени Гнесиных. Здание Института переходит в его полное распоряжение 1975 Кончина Ю. Чернова, Ю. Муромцева 1976 Создана Оперная студия Института официальное открытие — 1978 , руководитель Ю. Сперанский 1978 Открыто "Экспериментальное отделение сольного народного пения" в Институте, руководитель Н. Мешко Открыто отделение по подготовке артистов цыганского театра в Училище работало до 1982 года Школа-семилетка переезжает на Большую Филёвскую улицу в связи с капитальным ремонтом Дома Шуваловой 1979 Ректором Института назначен С. Колобков до 1999 года, с перерывом в 1981—1984 1981 Ректор Института до 1984 года — Я. Александров 1984 Открыто отделение музыкального искусства эстрады в Институте специальности инструменталистов и вокалистов 1985 В Институте создана кафедра хорового и сольного народного пения, заведующая Н. Мешко 1986 Директором Школы-семилетки назначен А. Подгорный 1987 Открыто отделение музыкальной звукорежиссуры в Институте, руководитель П. Кондрашин Создана кафедра концертмейстерской подготовки выделена из кафедры камерного ансамбля , заведующий В. Финкельштейна, директором Спецшколы избран М. Петрова 1998 Открыт камерный органный зал в академии, создан органный класс, руководитель А. Фисейский 2000 Ректором Академии избран М.
Музыкальное училище имени Гнесиных
Училище им Гнесиных 1895 г. Поварская улица Гнесинка памятник. Поступление в Музыкальное училище имени Гнесиных: баллы, бюджет, факультеты, специальности, приемная комиссия, информация абитуриентам. Если войти в здание училища Гнесиных, подняться на лифте на 11 этаж, а потом спокойно спускаться вниз пешком по лестнице, то возникнет ощущение. Когда-то скромное училище, открытое сестрами-пианистками, за век с четвертью превратилось во всемирно известное учебное заведение.
Гнесинка выбралась из кризиса и теперь ищет духовиков
Позднее дом был снесен, а площадка ликвидирована для прокладки улицы Новый Арбат. Чайные посиделки и Луначарский Гнесины использовали все помещения нового дома под классы, и только вечерами после занятий он превращался в обычную квартиру, куда на знаменитые гнесинские чаепития приходили друзья сестер. Их чайные посиделки посещали пианист и дирижер Василий Сафонов, композитор Сергей Танеев, драматург Модест Чайковский, историки Василий Ключевский и Михаил Покровский, а также дальний родственник Натальи Гончаровой — Дмитрий Гончаров, владелец полотняного завода. Елена Гнесина не раз гостила в имении Гончарова, где познакомилась с будущим наркомом просвещения молодой Советской республики Анатолием Луначарским, тогда скрывавшимся от полиции на конспиративных квартирах. Это знакомство впоследствии очень помогло делу Гнесиных. После революции их частное училище не только не закрыли, но уже в 1919 году оно решением Луначарского получило статус Государственной музыкальной школы, а в 1925 году стало Государственным музыкальным техникумом имени Гнесиных, частью которого стала Детская музыкальная школа. Его возглавила Елена Гнесина, которая постоянно заботилась о повышении статуса заведения. Музыкальный техникум был преобразован в 1936 году в Государственное музыкальное училище им. Пока сестры работали в Москве, Михаил вел просветительскую работу в Екатеринодаре и Ростове, где он стал одним из основателей консерватории.
В качестве преподавателей приглашались признанные композиторы и музыканты, в том числе Рейнгольд Глиэр, Александр Гречанинов, Елена Бекман-Щербина и многие другие. Благодаря энтузиазму основательниц популярность и репутация школы постоянно росли. Одной из важнейших инициатив стало создание первого в Москве детского школьного хора. Елена Гнесина бессменно возглавляла учебное заведение 72 года. За это время она не только сохранила их общее с сестрой дело, но и смогла расширить его даже во время сложных исторических событий. В 1919 году школа стала государственной, но принципы работы и организации учебного процесса остались прежними. Спустя год поменялась структура учебного заведения: появились детская школа и техникум с единым руководством.
А в 1923 году брат основательниц композитор Михаил Гнесин создал отдел композиции и теории музыки. Гнесинское училище было одним из лучших, его выпускники с успехом поступали в Московскую консерваторию.
Был он и видным автором еврейской музыки: ему принадлежит опера "Юность Авраама" 1923 , цикл песен "Повесть о рыжем Мотеле" на слова И. Уткина 1929. В Училище Михаил Фабианович решился на смелый эксперимент: ввёл класс свободного сочинения с самого начала обучения одновременно с курсом гармонии сейчас такая практика подготовки композиторов стала повсеместной. Среди учеников М.
Гнесина - советские композиторы В. Клюзнер, А. Леман, А. С 1929 по 1932 год в техникуме обучался Т. Хренников, который впоследствии посещал занятия у М. Особое внимание Гнесины обращали на этическое воспитание детей, подростков и молодёжи в школе и техникуме, чтобы из них получались не только музыканты, но и интеллигентные, порядочные люди.
Внимательный, доброжелательный подход к каждому учащемуся был нормой отношения Гнесиных к ученикам, особенно к детям - и это несмотря на высокую требовательность сестёр и прочих преподавателей, нетерпимость к лени или поверхностному подходу к усвоению музыкальных дисциплин. Каждого вновь поступающего ребёнка Елена Фабиановна прослушивала сама, определяя наличие слуха и других данных, позволяющих ему стать музыкантом. Например, мою племянницу она, проверив её слух, вдруг спросила: "Хочешь, я буду твоей бабушкой? Елена Фабиановна в этих случаях всегда проявляла необходимую твёрдость. Техникум продолжал расти, и Елена Фабиановна добилась организации строительства нового здания для него на улице Воровского Поварской в расчёте на то, что в старом здании техникума на Собачьей Площадке останется детская школа. Едва началось это строительство, как Елена Фабиановна загорелась новой идеей: создать на базе техникума второй музыкальный вуз в Москве - высшее учебное заведение, основной задачей которого являлась бы подготовка преподавателей музыкальных дисциплин.
Комитет по делам искусств не поддерживал этот проект зачем, мол, нужна вторая консерватория в Москве? Конец 1940-го и весь 1941 год были тяжёлым временем для семьи Гнесиных и их Дела. Умерла Евгения Фабиановна - старшая сестра и многолетний соратник Елены Фабиановны. А через полгода началась Отечественная война. Прекратилось строительство на улице Воровского. В октябре 1941 года Комитет по делам искусств издал приказ о прекращении занятий в училище.
Гнесины были эвакуированы из Москвы - в Свердловск и Йошкар-Олу. Последней вывезли - в Казань - Елену Фабиановну, где она преподавала в местном музыкальном училище. С грустью сидела она часто на парапете близ подъезда здания училища, и видно было, что душа её осталась в Москве. А в осаждённой столице гнесинцы-педагоги на свой страх и риск возобновили занятия препятствовать этому было некому: Комитет тоже уехал из Москвы. Уже 17 ноября возобновились плановые учебные занятия, и об этом сразу же сообщили Елене Фабиановне. Она немедленно начала рваться в столицу, и её настойчивость победила препятствия.
После её возвращения в училище всё ожило. Восстановился пульс жизни. Началась подготовка концертных бригад для армии и госпиталей. У Елены Фабиановны появились новые заботы: как обогреть учащихся устроили маленькие "буржуйки" в классах и накормить их учащимся выдавалось кое-какое дополнительное питание. Елена Фабиановна добилась, чтобы педагоги, а затем и студенты получали рабочие карточки немолодые читатели могут представить себе, что это значило для тех, кто учил и учился! Со второй половины 1942 года началось собирание коллектива, разбросанного в разные концы страны.
Елена Фабиановна выбила решение о возобновлении строительства на улице Воровского и снова начала атаковать возвратившийся в столицу Комитет: нужно было решить вопрос о создании музыкального ВУЗа на базе Гнесинского техникума. И вот победа: в марте 1944 года вышло постановление правительства о создании в Москве Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Можно много и долго описывать все свершения Гнесиных во главе с Еленой Фабиановной, развернувших на базе сооружаемого здания института целый учебный комплекс: в здании разместились старшие классы школы-десятилетки для особо одарённых детей, музыкальное училище и собственно институт. В новое здание переехали из старого, что на Собачьей площадке, и сёстры Гнесины как трудно было расставаться с прежней квартирой, в которой было прожито столько десятилетий и где, казалось, всё ещё звучали голоса давно ушедших корифеев русской музыки! Для них важно было находиться рядом с учениками, там, где звучали фортепиано, скрипки, духовые, голоса певцов. И всё время рождались новые замыслы и идеи: появилось отделение народных инструментов, было организовано заочное отделение, в училище было создано отделение музыкальных театров...
Каждый свой юбилей Елена Фабиановна использовала для того, чтобы в ответ на поздравления и награды властей обязательно поставить вопрос о расширении комплекса, которому становилось тесно в общем здании на улице Воровского ныне Поварской. Так, она добилась решения о строительстве отдельного здания для школы-десятилетки, потом строительства 13-этажного здания для училища, потом - дома для педагогов возник кооператив "Гнесинец". Во время празднования 80-летия Елены Фабиановны оно проходило в Большом зале консерватории в ответ на награждение вторым орденом Ленина и приветственные выступления она поделилась своей мечтой: дожить до открытия концертного зала института. Вникая в каждую мелочь, опекала Елена Фабиановна строительство зала например, она трижды браковала предназначенные для зала люстры, выбирала материал для штор и занавеса - и вот в 1958 году состоялось торжественное открытие концертного зала! Между тем, возраст давал о себе знать.
Мощный импульс развитию музыкального образования и культуры России придало открытие во второй половине XIX века частных музыкальных школ, среди которых наибольшую известность получило Музыкальное училище Гнесиных. Датой основания училища считается 15 февраля 1895 года — день зачисления первой ученицы. Сестры-основательницы, блестяще закончившие Московскую консерваторию, уделяли огромное внимание применению в процессе обучения передовых принципов педагогики, совершенствовали методику преподавания, благодаря чему уже к концу первого десятилетия своего существования училище зарекомендовало себя как одно из лучших в Москве, дающее высокопрофессиональное образование музыканта широкого профиля. Изначально в школу принимали не только детей, но и взрослых, многих учили бесплатно. Первыми отделами училища были отделы фортепиано и струнных инструментов.
Российская академия музыки имени Гнесиных
Главная страница Новости Суворовцы МВМУ показали блестящие результаты на III Всероссийском конкурсе дирижеров оркестров народных и духовых инструментов. "После 2 лет в училище никуда поступить нельзя: в консерваторию дорога закрыта", – заявляет дирижер театра "Геликон-опера" Констанитин Чудовский, выпускник Гнесинского училища. Музыкальное училище им. Гнесиных обеспечивает образовательную платформу, где вы можете проявить свой потенциал и обрести новые знания. Поступление в Музыкальное училище имени Гнесиных: баллы, бюджет, факультеты, специальности, приемная комиссия, информация абитуриентам.
«Гнесинка» отпразднует свое 127-летие большим концертом
- Как поступить в Гнесинку?
- ФИНАЛ КОНКУРСА
- Российская академия музыки имени Гнесиных: сестры Гнесины, история открытия училища.
- «Гнесинка» отпразднует свое 127-летие большим концертом
Музыканты из Башкирии будут учиться в Российской академии музыки имени Гнесиных
Еще одна знаменитая студентка — Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра». Сцена снималась в самой академии, у главной лестницы. И если бы не Гнесинка, фильм «Шерлок Холмс» определенно был другим. Во всяком случае саундтрек к нему. Его написал Владимир Дашкевич. Он, вообще-то, был инженером-химиком, а музыкой занимался только для души.
В Гнесинку поступил, потому что знакомые уговорили. Дашкевич попал на кафедру композитора Арама Хачатуряна. Но еще долго воспринимал это просто как хобби, продолжая бегать на завод после пар.
В этот день по традиции пройдет день учебных заведений имени Гнесиных — в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных в 18:00 состоится церемония вручения наград «Лучший ученик 2021 года», а также концерт с участием лауреатов всероссийских и международных конкурсов, сообщили в Ассоциации музыкальных образовательных учреждений. Музыкальное училище было основано в 1895 году сестрами Гнесиными, за 127 лет своего существования училище стало колыбелью двух школ — музыкальной семилетки и спецшколы и вуза — Музыкально-педагогического.
Постоянно звучавшая в доме музыка сформировала его вкусы, но призвание оказалось иным: Александр Гнесин стал инженером-электриком. До революции работал в фирме "Тюдор", после 1917-го был сотрудником треста "Ленинская искра". Вместе с женой Анной Федотовной он воспитывал сыновей Николая родился в 1900-м и Михаила 1902 г. Так сложилось, что оба сына Александра Гнесина рано ушли из жизни. Дочери подарили родителям внуков, но и из них мальчишек забрала война. Род продолжился лишь через единственную внучку: - Екатерина стала матерью двоих детей, родив в 1918-м дочь Марину и в 1924-м сына Евгения. Жизнь Марины сложилась благополучно. Она прожила 76 лет: вышла замуж, родила в 1946 году дочь Елену, успела вырастить внучку Юлию 1973 г. Евгений, в 1941-м окончивший 9 классов, сразу после начала войны ушел добровольцем на фронт. Не достигший призывного возраста парень воевал в партизанском отряде. Осенью 1941-го погиб при выполнении боевого задания. Долгие годы родителям ничего не было известно о его судьбе: ЦАМО не имела сведений о партизане. Александр Фабианович, скончавшийся в 1942 году в возрасте 75 лет, так и не дождался известий о внуке. Внук Александра Гнесина 17-летним погиб в Великой Отечественной войне. Но детей у супругов не родилось. Как и его двоюродный брат Евгений, юноша ушел на фронт Великой Отечественной - и погиб в 1942 году по другим данным в 1943-м. Для близких он навсегда остался 18-летним. Владимир Владимир появился на свет в 1869-м. Как и старший брат, он не увлекся музыкой настолько, чтобы сделать ее своей профессией. Он стал военным: участвовал в русско-японской войне, командовал ротой, служил военным комендантом Ташкента. В 1919 году навсегда покинул Россию, поселившись в США. За океаном бывший штабс-капитан полностью сменил род деятельности и стал фермером. О дочерях Владимира Гнесина известно лишь то, что и они в свое время покинули Россию, обе были замужем и каждая дважды стала матерью: у Юлии родились дочери Людмила и Татьяна, у Евгении - в 1913-м сын Владимир, в 1915-м - дочь Евгения. Найти о них более подробных достоверных сведений в свободном доступе не удалось. Евгения Евгения - старшая из дочерей Гнесиных - появилась на свет в 1870 году. Поначалу она, как и все другие дети в семье, получала домашнее музыкальное образование с помощью мамы и нанятых репетиторов. В 1883-м продолжила учебу уже в Москве, поступив на фортепианный факультет Консерватории квота на обучение евреев была небольшой, но Евгения ее прошла, одновременно с этим подарив счастливый билет младшим сестрам. Сестры Гнесины были дружны на протяжении всей жизни. Их объединяло не только кровное, но и духовное родство, единство интересов. Евгения Фабиановна - сидит слева в кресле. К основным предметам добавились занятия по композиции и кружок любителей литературы и искусства под руководством молодого человека купеческого происхождения Константина Алексеева в скором времени он станет известен театральному миру как Константин Станиславский. В 1889 году Евгения Фабиановна Гнесина окончила педагогическое отделение фортепианного факультета с малой серебряной медалью. По протекции своего наставника, ректора Консерватории Василия Ильича Сафонова, Евгения Гнесина еще во время студенчества начала педагогическую деятельность, давая частные уроки. Затем выпускница Консерватории была приглашена в Музыкально-драматическое училище при Обществе друзей литературы и искусства. Училище это, организованное А. Федотовым и Ф. Комиссаржевским, где вместе с Евгенией Гнесиной работали К. Станиславский и В. Лужский, действовало до 1891 года. После его закрытия Евгения Фабиановна вернулась к частным урокам. В 1895-м, по инициативе Елены Гнесиной и при поддержке педагогов из Консерватории, сестры Евгения, Елена, Мария основали свое частное училище. Именно оно сейчас продолжает работу, сохранив имя своих создательниц. В училище Гнесиных Евгения Фабиановна была ведущим педагогом, руководила разработкой учебных программ, общего направления развития, вела классы фортепиано и теории музыки сольфеджио, элементарная теория, гармония. В 1903-м она задумала и создала в училище детский хор. Это был первый хор в музыкальных учебных заведениях Москвы! Он проработал под руководством Евгении Гнесиной до конца 1930-х. Репертуар для хора создавался специально композиторами, знакомыми сестрам Гнесиным по учебе в Московской консерватории - Александром Гречаниновым, Рейнгольдом Глиэром, Юлием Конюсом. С 1911 года участники хора ставили детские оперы, специально писавшиеся для них разными композиторами. Руководство всеми постановками осуществляла Евгения Гнесина. Кроме того, в 20-х по заказу Наркомпроса предшественника Министерства образования Евгения Фабиановна разработала программу обучения для детских музыкальных школ, ставшую единой для всей РСФСР. В 31 год в 1901-м Евгения Гнесина вышла замуж. Ее избранником стал историк, профессор Московского университета Савин Александр Николаевич. Главным предметом исследований Александра Николаевича была история Англии, он много времени проводил в научных экспедициях в Британии. В начале декабря 1922-го Александр Савин уехал в Англию, чтобы продолжить исследования, прерванные Первой мировой войной. Но вскоре после приезда серьезно простудился и в конце января 1923-го ушел из жизни, так и не вернувшись в Москву. Евгения Фабиановна Савина-Гнесина посвятила развитию училища всю свою жизнь. Евгения Фабиановна, так никогда и не ставшая матерью, пережила супруга на 17 лет и ушла из жизни в апреле 1940-го. Единственными ее детьми были ее ученики, которым она посвятила всю свою жизнь. Елена Елена Фабиановна родилась в 1874 году. В 1885-м, окончив гимназию в родном Ростове-на-Дону, приезжает к сестре в Москву и, как и она, с легкостью поступает в Консерваторию. В 1888-м, услышав ее выступление, ректор В. Сафонов переводит талантливую ученицу из младшего класса на старшее отделение, непосредственно на свой курс. Проработав в России год, знаменитый итальянец признавал Елену Фабиановну единственной своей достойной ученицей: "Все русские были ленивы, но Гнесина по-настоящему талантлива", - писал он впоследствии. В 1891-м, уезжая из Москвы в США, виртуоз звал любимицу с собой, предсказывая блестящее будущее. Но молодая пианистка наотрез отказалась покидать родную Россию, перейдя на обучение к Павлу Юльевичу Шлёцеру. Параллельно фортепиано Елена осваивала композицию и вокал по рекомендации педагогов Консерватории , принимала активное участие в ученических концертах, многочисленных общественных мероприятиях. Елена Гнесина могла сделать головокружительную карьеру пианистки за океаном. Но предпочла педагогическую деятельность на родине, посвятив ей 75 лет из прожитых 93-х. В 1893-м Елена Гнесина окончила Консерваторию с малой серебряной медалью. За время учебы она сблизилась с другими учениками, ставшими позднее яркими звездами русской музыкальной культуры: Сергеем Рахманиновым, Александром Скрябиным, Иосифом Левиным, Григорием Беклемишевым, Константином Игумновым. В конце учебы Елена Гнесина уже начинает преподавать в Интернате гимназии Арсеньевых, обучая учеников игре на фортепиано. Именно ей в итоге приходит в голову идея открыть с сестрами собственную музыкальную школу. Идея родилась не от прихоти: она была вызвана тяжелыми жизненными обстоятельствами, в которых оказались сестры Гнесины. В 1891-м скончался их отец. Младшие сестры и братья, не менее одаренные, чем старшие, рисковали остаться без достойного образования: платить за их обучение было нечем. Да и старшим нужно было как-то сводить концы с концами. Бедственное положение талантливых учениц вызвало участие ценивших их педагогов Консерватории. Общими усилиями удалось обеспечить им места, которые было возможно совмещать с учебой. Но разрозненных заработков, которые имели старшие сестры, было недостаточно. Тогда-то Елена Гнесина и задумала создать собственную школу. Именно она, наблюдая и анализируя формирование учебного процесса в Консерватории, разработала собственную методику обучения. Поддержка преподавателей Консерватории помогла сестрам найти первых учеников, а оригинальная методика Елены Гнесиной и педагогический дар, общий для всех сестер, позволили преодолеть конкуренцию среди множества частных заведений, где обучали музыке. В 1919-м Елена Фабиановна, бывшая не только совладелицей школы, но и ее руководителем, пришла на прием к А. Луначарскому они были знакомы еще до революции. Елена предложила наркому просвещения... Этот шаг, естественно, поддержанный наркомом, по сути, позволил заведению выжить в новых условиях. Помимо этого, заведующая теперь уже государственного учреждения Елена Гнесина активно сотрудничает с другими государственными образовательными учреждениями: под ее шефство попадают провинциальные музыкальные школы, она разрабатывает учебные программы и пособия в том числе уникальную "Фортепианную азбуку", по которой иногда ведется обучение до сих пор , организует преподавание музыки в детских трудовых колониях.
Татьяна Зеликман: Творчество этого пианиста стало главным событием моей музыкальной жизни. Он был абсолютный гений, и то, что мы имели возможность слушать его, жить буквально от одного его концерта до другого. Когда-то педагог Сергея Рахманинова Николай Зверев водил своих "зверят" на все 14 исторических концертов Антона Рубинштейна. Рахманинов, вспоминал, что эти концерты были сильнейшим впечатлением всей его жизни. Думаю, что сродни этому было влияние на нас концертов Софроницкого. Не попасть на его концерт было настоящим горем! Мне не раз девчонкой приходилось пролезать под ногами у какого-нибудь большого дяденьки. Помню, однажды меня вытолкали, потому что билета не было. Софроницкий тогда играл в Малом зале консерватории, билет достать было очень трудно. И вот стою я и плачу у стеночки, вдруг меня трогает за плечо контролерша: "Что ты ревешь?! Ну ладно, иди"! Он был величайшим музыкантом, записи его выступлений лишь очень отдаленно передают звучание его рояля. Вообще можно ли воспитать артистизм? Татьяна Зеликман: Сложный вопрос. У по-настоящему одаренного ребенка это присутствует неосознанно. И, если мы говорим о будущих артистах, то артистизм - это обязательный компонент одаренности. Если даже очень хороший профессиональный музыкант никак не раскрывается на сцене, об артистической карьере речи идти не может. Артистизм, безусловно, может развиваться со временем, когда у юного музыканта появляется уверенность в своих силах. Пока он еще ничего не умеет, он может теряться, а когда начинает что-то получаться, появляется желание выступать. Для каждого своего ученика я делаю все, что могу: между нами всегда стоит музыка, и я не могу допустить, чтобы музыка увяла в его руках - будь он маленький или постарше. А бывают такие редкие случаи, когда забываешь, что играет твой ученик, и начинаешь, затаив дыхание, слушать артиста. Это и есть самые счастливые моменты, которые изредка дарит нам наша профессия. Справка: 125 лет назад 15 февраля на здании в Гагаринском переулке появилась табличка "Музыкальное училище Е. Гнесиных": это было начало создания семьей Гнесиных музыкальных образовательных учреждений, ставших основой уникальной отечественной системы подготовки творческих кадров: школа - училище - вуз. За всю историю вуза здесь преподавали легендарные музыканты: пианисты - М. Гринберг, Г. Нейгауз, Л. Оборин, С. Фейнберг, Я.