Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню.
День памяти преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца
Основным источником сведений о Евфимии Великом является его житие, которое написано Кириллом Скифопольским. Православная церковь вспоминает иеромонаха преподобного Евфимия Великого. Радовался духом великий Евфимий об освящении своей лавры, особенно же о том, что увиделся с патриархом, преосвященным Пассарионом и Исихием богословом. Совсем молодым Евфимий принял монашеский постриг, сан священника и возглавил управление несколькими окрестными монастырями.
2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого
Преподобный Евфимий Великий (473) | Жития святых. Аудио | Православное Закамье | 20 апреля 2024 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста-праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста), Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский. |
Преподобный Евфимий Великий – день памяти 3 февряля | Братская епархия - официальный сайт | Неделя о Закхее, преподобный Евфимий Великий, преподобный Евфимий Сянжемский, православный календарь. |
2 февраля. Чтим память преподобного Евфимия Великого | Православная Жизнь | Дзен | В Ижевске прошла торжественная служба в память преподобного Евфимия Великого, возглавляемая епископом Казанско-Вятским. |
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473) | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт | 18 апреля 2023 года Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля отмечали один из главных праздников монашеской обители — день памяти преподобного Евфимия, архимандрита. |
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ/ СВЯТОЙ ДНЯ
Поскольку в Фаранской лавре была уединенная келья, он поселился в ней, зарабатывая себе на жизнь плетением корзин. Рядом подвизался и его ближний святой Феоктист память 3 сентября. Они разделяли одинаковое рвение к Богу и к духовным подвигам, и каждый стремился достичь того, чего желал другой. У них была такая любовь друг к другу, что, казалось, у них была одна душа и одна воля. Каждый год, после праздника Богоявления, они удалялись в пустыню Кутилу недалеко от Иерихона. Однажды они вошли в крутое и страшное ущелье, по которому бежал ручей. Они увидели пещеру на скале и поселились там.
Господь, однако, вскоре открыл их уединенное место на благо многих людей. Пастухи, перегонявшие стада, подошли к пещере и увидели монахов. Они вернулись в деревню и рассказали людям о живущих там подвижниках. Люди, ищущие духовной пользы, стали навещать отшельников и приносили им пищу. Постепенно вокруг них выросла монашеская община. Из Фаранского монастыря пришли несколько монахов, в том числе Маринус и Лука.
Святитель Евфимий поручил заботу о растущей обители своему другу Феоктисту. Святитель Евфимий увещевал братию хранить свои мысли. Он должен быть послушным и смиренным и помнить о смертном часе. Ему следует бояться суда и огня вечного и искать Царства Небесного». Святитель учил молодых иноков сосредоточивать свои мысли на Боге, занимаясь физическим трудом. Мы не должны зависеть от незнакомцев».
Святитель требовал от монахов молчания в храме во время службы и за трапезой. Когда он увидел молодых монахов, постящихся больше других, он сказал им, чтобы они отсекли свою волю и соблюдали установленное правило и время поста. Он призвал их не привлекать внимание к своему посту, а есть умеренно. В эти годы святой Евфимий обратил и крестил многих арабов. Среди них были сарацинские предводители Аспебет и его сын Теревон, которых святой Евфимий исцелил от болезней. Аспебет получил имя Петра в крещении и впоследствии был епископом среди арабов.
Молва о чудесах, совершенных святителем Евфимием, быстро распространилась. Отовсюду приходили люди, чтобы исцелиться от своих недугов, и он исцелял их. Не выдержав человеческой известности и славы, преподобный тайно покинул монастырь, взяв с собой только своего ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Руба и поселился на горе Марда, недалеко от Мертвого моря. В поисках уединения святой исследовал пустыню Зиф и поселился в пещере, где некогда скрывался Давид от царя Саула. Святой Евфимий основал при пещере Давида монастырь и построил церковь.
За это время святой Евфимий обратил многих иноков от манихейской ереси, исцелял больных и изгонял бесов.
И всюду люди отыскивали его, как светильник, горящий во тьме. Господь в видении повелел святому не отгонять от себя ищущих спасения. Вокруг Евфимия вновь стали собираться ученики, и он устроил обитель по образцу Фаранской лавры.
Лавра святого Евфимия была очень бедна, в ней царили строгие аскетические правила. Однако, паломников в обители всегда принимали радушно, предоставляя им кров и стол. Преподобный дожил до девяноста пяти лет, разумно управляя монастырем и воспитывая иноков в любви к Богу. За три дня ему было открыто время отшествия от земной жизни.
Совершив богослужение, Евфимий призвал учеников и произнёс последнее наставление. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте.
Основан в 1352 году преподобным Евфимием по благословению святого Дионисия. Ныне настоятель монастыря иеромонах Арсений Смирнов.
Такая традиции существует с давних времен.
Прежде на Руси в этот праздник традиционно играли свадьбы. По поверью, браки, заключенные в этот день, крепкие и счастливые. Кроме того, это было последнее время перед Великим постом, когда можно было венчаться. В пост заключать браки запрещено.
Еще в народе Ефимов день считался праздником птиц. Особенно славяне почитали кукушку. В этот период ее впервые было слышно по утрам после долгой зимы. Наши предки верили, что если заслышав кукушку потрясти монетами, то деньги будут водиться весь год.
А тем, кто мечтал о переменах в жизни, необходимо было «поплакаться» кукушке, чтобы избавиться от всех горестей. Также в этот день на Руси было принято хорошо попариться в бане и избавиться от всех ненужных вещей, чтобы не встречать весну со старыми болезнями и невзгодами. Не рекомендуется брать в руки острые предметы. Поэтому шитье и вязание лучше отложить на время после праздника.
Нельзя поднимать с земли монеты и деньги, иначе потом долго не выбраться из нищеты.
Ефимов день. Что можно и что нельзя делать 2 февраля 2024 года
Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие.
Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Всю жизнь Евфимий Великий прожил в этом монастыре.
Он пришел к игумену Пахомию и умолял возложить на него иноческий образ. Пахомий принял Иоанна как посланного Самим Богом, облек его в ангельский образ с именем Евфимия; Промыслу Божию угодно было, чтобы эта обитель особенно прославилась через ее постриженника Евфимия. Юный инок поражал всех своим смирением и полным повиновением настоятелю и братии, дивились и глубокому его разуму, в нем виден был уже будущий пастырь и начальник. Прослышал о нем архиепископ Новгородский Симеон, призвал его к себе, долго беседовал с ним, остался им очень доволен и вскоре очень полюбил его, в монастырь его не отпустил, а назначил казначеем над церковным имуществом, каковую должность прежде исполняли всегда миряне.
Святой Евфимий честно исполнял свое дело, не оставлял иноческого правила, какое имел в монастыре, не гордился данной ему властью, но остался таким же смиренным, каким был прежде. В 1421 году, 15 июня, скончался архиепископ Симеон. После него святительствовал два года игумен Клопского монастыря Феодосий, выбранный владыкой Новгородским, но не хиротонисанный, и затем в 1423 году избран был в архиепископы инок Воскресенского Деревяницкого монастыря Емелиан, нареченный при хиротонии Евфимием и прозванный Брадатым. Казначей архиерейского дома святой Евфимий отпросился в 1425 г. Старцы Богородице-Рождественского монастыря, на Лисичьей горе, близ Новгорода упросили святого Евфимия принять игуменство в их обители, где он проявил высокие способности иноческого руководительства: ко всем был снисходителен, со всеми обращался внимательно. В 1428 году последовала кончина архиепископа Евфимия Брадатого.
Всеобщее желание было иметь архиепископом игумена Лисицкого Евфимия, имя его было написано в жребии, которые клались тогда на престол Святой Софии при избрании владык новгородских. Не знали, что святый Евфимий от юности на это призван. В 1429 году, 13 ноября, изволением Божиим и судом народным выпал жребий святого Евфимия, и он торжественно и радостно возведен был на сени, несмотря на его отказ по смирению и мнимому недостоинству. Долгое время святой Евфимий оставался не хиротонисанным; причиной тому было нестроение в Новгороде — одни склонялись к московским князьям, другие хотели владычества литовских королей, — а затем кончина митрополита всея Руси Фотия в 1431 году. Случилось в то время святому Евфимию быть в Троицкой Клопской обители, и здесь он услышал пророчество блаженного Михаила относительно обстоятельства своего посвящения в Смоленске. Святой Евфимий получил посвящение в Смоленске 26 мая 1434 года.
Пробыв шесть с половиною недель в этом путешествии, с великою честью возвратился архиепископ Евфимий в Новгород. В соответствии своему великому сану он увеличил и свои иноческие подвиги, рассуждая в себе: «емуже дано будет много, много и взыщется от него». Он старался принести сторичный плод, по Евангелию, ибо до принятия великого сана заботился об одной своей душе, а после о многих нужно было пещись, чтобы с дерзновением можно было сказать пред Богом: «Се аз и дети, яже ми дал еси». О многом помышляла еще любомудренная душа архиепископа, много смущений таилось в его сердце, но он во всем положился на Бога и с надеждой на Его сильную помощь совершал свой великий подвиг. После рукоположения архиепископ опять был в обители Клопской и благодарил блаженного Михаила, что по его молитвам получил хиротонию. Архиепископ поехал в Москву в 1437 году, когда митрополитом там был присланный из Царьграда Исидор, печально ознаменовавший себя изменою Православию на Флорентийском соборе.
В том же году, осенью, митрополит посетил Новгород и Псков и отнял у Новгородского владыки «суд, и печать, и земли, и все доходы» по Псковской стороне. Святитель Евфимий со смирением и кротостью перенес все это. Преемник Исидора святой митрополит Иона весьма уважал блаженного Евфимия и приходил к нему на помощь в тяжелые минуты. Так, когда князь Димитрий Шемяка захватил великокняжеский престол и нашел себе сочувствие в Новгороде, святой митрополит Иона в 1451 году писал архиепископу Евфимию: «Я знаю, сын и брат мой, что сам ты хорошо знаешь Священное Писание, но по долгу святительства благословляю тебя на то, чтобы ты наставлял и священникам наказывал учить духовных детей уклоняться от всякого худого дела». И не раз еще митрополит посылал грамоты архиепископу и увещательные послания новгородцам. В 1456 году святой Евфимий просил великого князя за преступных детей своих, и князь простил виновных.
Около тридцати лет святительствовал владыка Евфимий в Новгороде если считать и годы с избрания его до посвящения , был любим и почитаем всеми и делами своими оставил по себе самую славную память. О милостыне, ежедневно и открыто оказываемой святым Евфимием, все знали, тайная же и сердечная его милостыня известна одному Богу; с особенною любовью принимал он странников и пришельцев из чужих стран; подражал в этом Аврааму странноприимцу, никого не отпускал скорбным, всех успокаивал, говоря: «Это не мое, но все Божие». И не на один Новгород распространялись обильные деяния щедрой руки архиепископа, но повсюду — до Константинополя, до святой горы Афонской, Иерусалима и далее. Изумителен был пост и воздержание святителя. Никакие заботы и дела не могли ему помешать исполнить все иноческое правило: чего не успевал совершать днем, то доканчивал ночью, обычно до часу утреннего пел свое нощное и духовное славословие, и первый приходил в церковь к богослужению. Во святую Четыредесятницу на первой седмице не принимал никакой пищи, на прочих же неделях принимал пищу через день и то не до сытости; это же правило соблюдал и в остальные посты; в праздники разрешал на пищу с великим опасением, келейного же правила никогда не уменьшал.
Заботясь об украшении Божиих церквей, архиепископ Евфимий не одну и не две, но многое множество обновил церквей ветхих и соорудил новых в честь и славу святых. Пахомий Логофет так описывает эти деяния святителя Евфимия: «Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому храму Премудрости Божией Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют, как звезды, стоят кругом, как горы, и если не словом, то самым видом своим возвращают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему прежнее благолепие, украсил многими добротами и иконами.
Во время нашествия Тохтамыша в августе 1382 г.
Со временем отношения между Евфимием и Тверским великим князем ухудшились. В результате конфликта «князь великии Михаило не захоте Еуфимиа владыки», и последний в январе 1387 г. По-видимому, Евфимий находился в Никольском монастыре до 1390 г. Менее подробно о суде над Евфимия повествует Житие свт.
Арсения Тверского и совсем кратко — Московский свод кон. Суд над Евфимием состоялся по инициативе Тверского великого князя Михаила Александровича, который в 1390 г. Святитель Киприан установил дружественные отношения с литовским и тверским правителями еще в 70-х гг. XIV в.
Михаила Смоленского и св. Стефана Пермского. За 30 верст от Твери митрополита встретил внук князя Михаила Александровича князь Александр Иванович, на следующий день за 20 верст — князь Иван Михайлович. В честь его приезда великий князь устроил пир, продолжавшийся 3 дня.
И лишь на 4-й день состоялся суд, на котором были выслушаны жалобы на Евфимия архиерея обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» — ПСРЛ. Михаил Александрович попросил первосвятителя о новом архиерее, и 24 июля во епископа Тверского был хиротонисан митрополичий архидиакон св. Наиболее подробный рассказ о суде над Евфимием, читающийся на бумажной вклейке в Уставе из собрания ГИМ, был создан в окружении Тверского великого князя, знание местных топонимов выдает в авторе тверича, скорее всего присутствовавшего при описываемых событиях. Автор особо подчеркивает в них роль князя: Михаил Александрович «позвал» митрополита в Тверь, перед судом собрал у себя клириков и бояр, которые должны были участвовать в разбирательстве.
Скачать Поделиться Евфимий не помнил своего отца. И образ матушки в его памяти был запечатлён смутно. Четко сохранился лишь эпизод прощания, когда мать — совсем юная, нежная, мокрой от слез щекой прижимается к его лицу и шепчет: «Ступай, детка. Теперь владыка Отрий будет тебе отцом. Не бойся, он очень добрый». Евфимию на тот момент исполнилось только три года. По обету, данному Богу, мать, оставшись вдовой, отдала его на воспитание епископу, возглавлявшему христианскую общину Мелитены — их родного города, что уютно расположился на юге Малой Азии, между горой Антитавром и рекой Евфратом. Пожилой святитель и впрямь оказался добрым — Евфимий никогда не слышал от него ни окрика, ни грубого слова.
Впрочем, мальчик рос настолько отзывчивым и послушным, что не нуждался в наказании. Подрастая, он проявлял усердие в учёбе и любовь к молитве, и постепенно становился не только воспитанником, но другом и помощником епископа. Совсем молодым Евфимий принял монашеский постриг, сан священника и возглавил управление несколькими окрестными монастырями.
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ | Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий[1] несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. |
День памяти Евфимия Великого | Всю свою жизнь искал Евфимий Великий единственного – угождения Господу Богу, и озарил его Своими дарами Господь. |
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ | Православные христиане 2 февраля отмечают церковный праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого. |
ЕВФИМИЙ II | Главная → Новости → Новости общин → Пять дней великих трудов. |
Ефимов день. Что можно и что нельзя делать 2 февраля 2024 года
Несмотря на свое предрасположение к уединению и безмолвию, Евфимий Великий был активно вовлечен в церковную жизнь своего времени. Святители Николай Чудотворец и Евфимий Новгородский. Святителю Христов Евфимие, моли Бога о нас. Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине, в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил. Совсем молодым Евфимий принял монашеский постриг, сан священника и возглавил управление несколькими окрестными монастырями.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ/ СВЯТОЙ ДНЯ | О преподобном Евфимии узнал архиепископ Симеон и, призвав его к себе, назначил на должность эконома архиепископского дома. |
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ/ СВЯТОЙ ДНЯ | Преподобному Евфимию Великому молятся об излечении от телесных недугов, укреплении веры и просят помощи в принятии сложных решений. |
ЕВФИМИЙ II | Не хотел Евфимий от княжьего стола к делам духовным возвращаться, советы давал и посредничать спешил. |
Преподобный Евфимий Великий | Подобно Антонию Великому в Египте, Евфимий Великий стал вдохновителем и основоположником монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины. |
День памяти преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца | Евфимия Великого, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил Божественную литургию в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша. |
Литургия в день памяти преподобного Евфимия Великого
Цикл «Не ушедшие» посвящен скрытому замыслу художника Павла Корина 1930-х — 1950-х годов, изобразившему в своей незаконченной картине «Русь уходящая» «Реквием» преображение Русской Церкви в XX столетии. Работая над ней на протяжении многих лет, художник, по мнению авторов серии документальных картин, оставил в ней будущим поколениям русских людей послание, которое свидетельствует о совершившемся на его глазах возрождении верующего народа и Церкви Советской России. Приглашенными экспертами для участия в Дискуссионном клубе — обсуждении фильмов со зрителями — выступили: председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Московского Высоко-Петровского ставропигиального монастыря епископ Луховицкий Евфимий; ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, историк Церкви XX века, автор сценария Алексей Беглов; руководитель научно-издательского центра «Индрик», действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, автор идеи документального цикла, автор сценария Кирилл Вах; режиссер фильмов Александр Сорокин. Обращаясь к зрителям, владыка Евфимий обратил внимание на своевременность показов подобных формата и тематики в то время, когда каждый искренний православный христианин стремится сосредоточить внимание на духовной стороне жизни.
По завершении просмотра зрители и эксперты кинопроекта обменялись впечатлениями, обсудили идею картин и ее воплощение, ответили на вопросы зрителей. Цикл «Не ушедшие» посвящен скрытому замыслу художника Павла Корина 1930-х — 1950-х годов, изобразившему в своей незаконченной картине «Русь уходящая» «Реквием» преображение Русской Церкви в XX столетии. Работая над ней на протяжении многих лет, художник, по мнению авторов серии документальных картин, оставил в ней будущим поколениям русских людей послание, которое свидетельствует о совершившемся на его глазах возрождении верующего народа и Церкви Советской России. Приглашенными экспертами для участия в Дискуссионном клубе — обсуждении фильмов со зрителями — выступили: председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Московского Высоко-Петровского ставропигиального монастыря епископ Луховицкий Евфимий; ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, историк Церкви XX века, автор сценария Алексей Беглов; руководитель научно-издательского центра «Индрик», действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, автор идеи документального цикла, автор сценария Кирилл Вах; режиссер фильмов Александр Сорокин.
Мы хотим, чтобы в наших домах и семьях, и в целом в нашем Отечестве, всё было благополучно, но всё ли мы делаем для этого? Наши преподобные отцы, в том числе и преподобный Евфимий Великий, небесный покровитель этого селения, считал, что правильная жизнь христианина сосредоточена вокруг Божественной литургии. Он с юности посвятил себя Богу, посвятил свою жизнь, подавая пример для человека, чтобы тот осознал, для чего он живёт и как он должен жить. Дай Бог, чтобы человечество образумилось и осознало свои греховные дела, чтобы меньше было падений и потерь, которых и так уже предостаточно. Преподобный отче Евфимие, моли Бога о нас!
Таким образом, как это верно подмечает X. Шёнборн, оба святых представляют собой то единство двух «соподвижников», примерами которого богата история древнего монашества свв. Савва и Феодосий, Софроний и Иоанн Мосх и др. После пятилетнего пребывания в лавре Фаран они опять же вместе поселились окончательно в пустыне, избрав для уединенных подвигов большую пещеру. Но вскоре к ним стали стекаться со всех сторон иноки, и место уединения стало монастырем.
Вся последующая жизнь преп. Евфимия протекала подобным же образом: взыскуя безмолвия, он удалялся в пустыню, но мир вновь настигал его — приходили жаждущие иноческих подвигов, и преподобный устраивал новый монастырь, а затем опять удалялся в пустыню.
Христианские праздники 2 февраля. Преподобный Евфимий Великий...
С Евфимием Великим связано также возвращение в Православие императрицы Евдокии. Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. Совсем молодым Евфимий принял монашеский постриг, сан священника и возглавил управление несколькими окрестными монастырями.